Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 11 глава
104. Адский огонь обожжет их лица и они будут корчиться в нем.
105. [Скажет им Всевышний]: «Разве не читали вам аяты Мои, но вы считали их ложью?»
Комментарий
Адское пламя будет обжигать лица обитателей ада постоянно, не давая им малейшей передышки. (Арабское слово талфаху — это глагол в форме настояще-будущего времени, выражающей непрерывность действия.) Неверные будут страдать и физически («Адский огонь обожжет их лица…»), и морально. Аят указывает на одно из мучительных адских наказаний:
«Адский огонь обожжет их лица и они будут корчиться в нем».
Коранический термин талфаху является производным от лафх, исходное значение которого — «удар мечом», а поскольку жар пламени или яркого солнечного света, обжигающий лицо человека, можно уподобить удару меча, то слово это служит также метафорой ожога от адского огня.
Слово калих образовано от кулух («хмуриться», «мрачнеть»). Многие комментаторы именно так и трактуют это слово, поскольку лицо человека под воздействием огненного жара искажается и на нем появляется оскал.
Мы уже говорили о том, что небесная кара и в Ином мире и на земле соответствует тяжести совершенного греха. Наказание грешнику не будет назначено произвольно, безотносительно его проступка. В рассматриваемом отрывке говорится о том, что в аду пламя, обжигающее лица грешников, будет таким жарким, что лица их исказятся, а рот раскроется в оскале. Это кара для тех, чья чаша весов с добрыми делами недостаточно весома и кто не уверовал. Если учесть, что большинство из этой категории грешников составляют те, кто скалился в насмешке и строил презрительные гримасы, когда им читали Божественные аяты, то становится понятной связь между их грехом и их наказанием. Те, кто добродетелен и любит Аллаха, значительно отличаются от тех, чья чаша на весах легка. Они в слезах молят Аллаха о прощении, как если бы совершили тяжкие грехи. Ниже приводим предание, великолепно описывающее этот тип человека:
«Исмаи рассказывает: „Как-то лунной ночью в Мекке я ходил вокруг Священного дома, и до моего слуха донесся прекрасный печальный голос. Я стал искать хозяина этого голоса и увидел высокого красивого юношу с лицом, отмеченным печатью добродетели. Он сжимал рукой край покрывала Каабы и молил Аллаха, произнося: „О мой Хозяин и Господин! Глаза твоих рабов закрыты сном и звезды на небе одна за другой клонятся к западу (и исчезают из виду). А Ты, Вечно живой Аллах, никогда не дремлешь, и сон не одолевает Тебя. Сейчас глубокая ночь, и правители закрыли ворота своих дворцов и выставили у них стражу, а влюбленные уединились. Единственная дверь, открытая для тех, кто хочет вознести мольбу, — это дверь Твоего Дома. Вот я, несчастный грешник, стою у дверей Твоего Дома. Я пришел в надежде, что Ты, Милосердный, даруешь мне Свое благословение. О Великодушный, я пришел просить Твоей милости“.
Затем юноша начал читать вслух стихи:
О Тот, Кто в ночной тьме отвечает на мольбы нуждающихся!
О Тот, Кто облегчает боль, страдания и муки!
Гости засыпают подле Твоего Дома и просыпаются,
Но Твои глаза, источающие щедрость, никогда не закрываются для сна.
О Вечный! Если бы о Твоей щедрости и милости мечтали только достойнейшие, которые окружают Твой трон, куда пришлось бы обращаться грешникам с мольбой о прощении?
Юноша поднял голову к небу и продолжил:
Мой Господин, мой Хозяин! Если я поклонялся Тебе благодаря знанию и чуткости сердца — слава Тебе, я должник Твоей милости. А если я совершил грех по неведению, то сделал это вопреки всем доказательствам, которые Ты представил мне без малейшего изъяна…
Он вновь обратил лицо к небу и громко произнес:
Мой Хозяин, мой Господин! Нечист тот мир, в котором не поминают Твое имя. Без Твоего прощения Иная жизнь не принесет радости. Дни, проведенные без поклонения Тебе, бессмысленны. Нечисты сердца, в которых нет любви к Тебе. Никакие блага не принесут радости, если не будет Твоего прощения…
Далее Исмаи рассказывает: «Юноша продолжал декламировать еще более удивительные и прекрасные стихи такого же содержания и возносить мольбы, пока не упал без чувств. Я подошел, внимательно всмотрелся в его лицо и узнал его. Это был его светлость Зейн аль-‘Абидин, Али ибн аль-Хусейн, имам Саджжад (да будет мир с ним!). Я положил его голову к себе на колени и невольно разрыдался из жалости к нему. Моя слеза упала ему на лицо. Он открыл глаза и сказал: „Кто отвлек меня от поминания моего Господа?“ Я ответил: „Мой господин, это я, Исмаи. Почему ты так безутешно горюешь? Ты принадлежишь к роду Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Разве не был ниспослан аят об очищении вашего семейства? Разве не сказал о вас Всевышний: «Аллах лишь хочет удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить вас полным очищением»?“ [194] Имам выпрямился и сказал: „Увы, о Исмаи, увы! Аллах создал рай для тех, кто повинуется Ему, будь он даже эфиопским рабом. Ад же Он создал для тех, кто отказывается повиноваться Ему, даже если это кто-либо из курейшитской знати. Разве ты не читал Коран и не слышал такой аят: «Когда протрубит труба, не будет между ними никаких родственных уз в тот день, и не будут они спрашивать друг о друге» [195]?“ Исмаи сказал: „Когда я понял в чем дело, я ушел и оставил его одного“» [196].
Несколько преданий
1. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Адский огонь пощадит глаза тех, кто в ночи проливает слезы, трепеща перед Аллахом, и тех, кто бодрствует в ночи во имя Аллаха» [197].
2. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот, кто проливает слезы из страха перед Аллахом, не попадет в адское пламя, как не попадет обратно в вымя надоенное молоко» [198].
3. Зейд ибн Сухан спросил имама Али (да будет мир с ним!): «Кто есть наилучший из людей в глазах Аллаха?» Имам ответил: «Тот, кто больше всех страшится Аллаха, более других набожен, воздержан и избегает излишеств» [199].
4. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Наилучшим человеком для Аллаха является тот, кто страшится Его более других» [200].
5. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Когда Аллах в день Страшного суда соберет вместе всех людей, глашатай прокричит: „О люди! Любимец Аллаха сегодня тот, кто боялся Его более других“» [201].
6. Имам Али ибн Хусейн (да будет мир с ним!) сказал: «Страх перед Аллахом является источником и вершиной любого знания» [202].
7. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Если вы страшитесь Аллаха, как Он того заслуживает, то обретете знание, благодаря которому для вас все станет ясным и понятным, и перестанете пребывать в неведении, а если вы познаете Аллаха, как Он того заслуживает, ваша молитва сдвинет горы» [203].
8. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Верующему подобает страшиться Аллаха до такой степени, как если бы он стоял на пороге ада, и уповать на Аллаха до такой степени, как если бы он находился среди обитателей рая» [204].
***
Второй аят из рассматриваемого отрывка представляет собой фрагмент разговора Аллаха с неверными, где Он с упреком спрашивает их:
«Разве не читали вам аяты Мои, но вы считали их ложью?»
Хотя Аллах через Своих пророков и ниспослал им достаточно знамений и убедительных доказательств, они продолжали упорствовать в отрицании истины. Грамматическая форма, в которой стоят арабские глаголы тутла («читали») и туказзибун («вы считали их ложью») указывает на то, что аяты Всевышнего читались им постоянно, но неверные с таким же постоянством не желали их слышать.
Сура Аль-му’минун
аяты: 106—108
قَالُوا رَبَّنَا غَلَبَتْ عَلَيْنَا شِقْوَتُنَا وَكُنَّا قَوْماً ضَآلّـِينَ ﴿١٠٦﴾ رَبَّنَآ أَخْرِجْنَا مِنْهَا فَإِنْ عُدْنَا فَإِنَّا ظَالِمُونَ ﴿١٠٧﴾ قَالَ اخْسَئُوا فِيهَا وَلاَ تُكَلّـِمُونِ ﴿١٠٨﴾
106. Скажут они: «Господь наш! Овладело нами наше несчастие, и были мы людьми заблудшими.
107. Господь наш! Выведи нас отсюда. Если же вновь обратимся мы [ко злу], то будем мы неправедны».
108. Скажет Он: «Изыдите туда и не говорите со мной.
Комментарий
В Судный день разум грешников проснется и они признают свои грехи, но все равно они будут унижены, и Аллах обратится к ним с резкими словами.
В предыдущем аяте был приведен упрек Аллаха, обращенный к этим людям: «Разве не читали вам аяты Мои, но вы считали их ложью?» В рассматриваемом отрывке они признают свою неправоту.
«Скажут они: „Господь наш! Овладело нами наше несчастие, и были мы людьми заблудшими…“»
Арабское слово шикват («несчастье») является антонимом слова «счастье» и означает неурядицы, беды и наказания, уготованные человеку. Другими словами, грешников будут одолевать всевозможные горести и напасти, а творящих добро праведников ожидают милость и благодать, несущие им счастье. Счастье и несчастье — это результат наших намерений, слов и поступков. Вера в то, что счастливая или несчастливая судьба предопределена каждому человеку от рождения, является всего лишь плодом нашего воображения и противоречит сути призыва всех пророков и подвижнического труда религиозных лидеров и учителей человечества. Эта идея апеллирует к тем, кто стремится избежать личной ответственности и кто нуждается в средстве для оправдания своих дурных поступков и невежества.
Грешные обитатели ада в глубине души сознают, что им было известно о предупреждении Аллаха, но они поступили неверно и сами подготовили почву для своих несчастий.
***
В следующем аяте говорится, что они пытаются использовать свое раскаяние, чтобы заслужить милость Аллаха, а потому просят вернуть их в земную жизнь, заверяя при этом, что будут творить добро, а если нарушат свое слово, то признают себя неправедными.
«Господь наш! Выведи нас отсюда. Если же вновь обратимся мы [ко злу], то будем мы неправедны».
Они молят об этом, как будто не понимая, что Иной мир — это место, в котором они встретятся лицом к лицу с последствиями сотворенного ими зла и откуда нет возврата в земную жизнь, где можно было бы исправить свои злодеяния.
В третьем аяте этого фрагмента Аллах дает им суровый ответ.
«Скажет Он: „Изыдите туда и не говорите со мной“».
Арабское выражение ихса’у («изыдите туда») представляет собой форму глагола в повелительном наклонении. Так говорят, чтобы прогнать собаку. Если же это выражение обращено к человеку, то подразумевается, что это — личность презренная и заслуживающая наказания.
Сура Аль-му’минун
аяты: 109—110
إِنَّهُ كَانَ فَرِيقٌ مِنْ عِبَادِي يَقُولُونَ رَبَّنَآ ءَامَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ ﴿١٠٩﴾ فَاتَّخَذْتُمُوهُمْ سِخْرِيّاً حَتَّى أَنسَوْكُمْ ذِكْرِي وَكُنتُم مِنْهُمْ تَضْحَكُونَ ﴿١١٠﴾
109. Воистину, была группа из рабов Моих, которые говорили: «Господь наш! Мы веруем, так прости же нас и смилостивься над нами, ибо наилучший Ты из тех, кто дарует милость».
110. Но вы высмеивали их, пока не заставили они вас забыть о поминании Меня, и насмехались вы над ними.
Комментарий
Обретение веры — это первый шаг на пути к прощению, а прощение — это первая из всех милостей Аллаха. Рабы Аллаха всегда переживают по поводу своих недостатков и просят Всевышнего простить их. Аят гласит:
«Воистину, была группа из рабов Моих, которые говорили: „Господь наш! Мы веруем, так прости же нас и смилостивься над нами, ибо наилучший Ты из тех, кто дарует милость“».
В следующем аяте Аллах говорит:
«Но вы высмеивали их, пока не заставили они вас забыть о поминании Меня, и насмехались вы над ними».
Другими словами, вы смеялись над ними, выказывая свое презрение к ним самим, к их словам, поступкам и убеждениям.
Следует обратить внимание на существенную разницу между арабскими словами сухрийан («высмеивать») и сихрийан («подчинять», «эксплуатировать»). Если отношения между членами общества строятся на основе сочувствия, сотрудничества и взаимопомощи, если они делятся друг с другом плодами своего умения, искусства и труда, то общество будет развиваться и крепнуть и сумеет решить большинство своих проблем. Эта идея в одном из аятов изложена следующим образом: «…дабы могли одни из них брать других в услужение» [205].
Но если основой социальных отношений являются унижение, бесправие, дискриминация и отчуждение, то такое общество забудет о Боге и погибнет. В рассматриваемом аяте эта мысль выражена словами: «Но вы высмеивали их…»
Сура Аль-му’минун
аят: 111
إِنّـِي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَآئِزُونَ ﴿١١١﴾
111. Воистину, вознаградил Я их в сей день, ибо были они терпеливы, так что они — достигшие успеха.
Комментарий
Арабское слово фауз означает «достичь успеха».
Аллах Сам вознаградит тех, кто был терпелив. В этом аяте Он говорит о том, что в Судный день те, кто терпеливо сносил насмешки неверных и неукоснительно исполнял религиозные предписания, получат награды Аллаха и обретут спасение.
«Воистину, вознаградил Я их в сей день, ибо были они терпеливы, так что они — достигшие успеха».
У неверных же в этот День будет иная судьба. Их ожидает наихудшее из всего, что им довелось испытать ранее. Они подвергнутся мучительной каре, и при этом никто не придет им на помощь. Им предстоит мучиться вечно, поскольку они того заслужили.
Таким образом, в последних четырех рассмотренных аятах Коран ясно демонстрирует нам главные причины страданий обитателей ада и счастливой судьбы обитателей рая. Первые собственными руками сотворили предпосылки своих несчастий, издеваясь над исповедующими истину и высмеивая их чистую веру. Воистину, те, кто презирал верующих в земной жизни, сами будут презираемы.
Что касается обитателей рая, то они, в глазах Всевышнего, одержали величайшую победу, поскольку, проявив образцовое терпение, стойко переносили высокомерие, самодовольство и глупость своих врагов и не сошли с пути Аллаха.
Сура Аль-му’минун
аяты: 112—114
قَالَ كَمْ لَبِثْتُمْ فِي الاَرْضِ عَدَدَ سِنِينَ ﴿١١٢﴾قَالُوا لَبِثْنَا يَوْماً أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ فَسْأَلِ الْعَآدِّينَ ﴿١١٣﴾ قَالَ إِن لَبِثْتُمْ إِلاَّ قَلِيلاً لَوْ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿١١٤﴾
112. Скажет Он: «Сколько лет пребывали вы на земле?»
113. Они скажут: «Пребывали мы день или часть дня, но спроси тех, кто ведет счет».
114. Скажет Он: «Пребывали вы недолго, если б только ведали вы»
Комментарий
Печально то, за мимолетные радости и наслаждения земной жизни человеку придется расплачиваться пребыванием в аду и вечными муками.
В продолжение предыдущих аятов, где были названы некоторые из мучительных наказаний, которым подвергнутся обитатели ада, здесь говорится о духовной пытке в виде упреков Всевышнего. Аят гласит:
«Скажет Он: „Сколько лет пребывали вы на земле?“»
Арабское слово ард раскрывает смысл этого вопроса: в нем срок земной жизни противопоставляется бесконечности жизни Иной. Этот взгляд на его содержание ставит под сомнение трактовку некоторых комментаторов, которые полагают, что речь здесь идет о сроке пребывания в промежуточном мире, хотя такая точка зрения и находит слабое подтверждение в ряде других аятов.
В сравнении с вечностью Иного мира с его неисчерпаемыми радостями и бесконечными муками вся быстротечная земная жизнь предстает как один день или даже его часть.
«Они скажут: „Пребывали мы день или часть дня…“»
По сути дела, долгая жизнь человека на земле — это всего лишь несколько мгновений в сравнении с его пребыванием в потустороннем мире, где и счастье вечно, и страдания неизбывны.
Затем, желая подчеркнуть смысл своих слов или дать более точный ответ, нечестивцы добавляют:
«…но спроси тех, кто ведет счет».
Возможно, под «теми, кто ведет счет» подразумеваются ангелы, которые скрупулезно учитывают и фиксируют каждое мгновение нашей жизни, каждый наш поступок, а потому и знают о нас больше других.
Заключительный аят отрывка призван дать им новое восприятие времени и укорить их.
«Скажет Он: „Пребывали вы недолго, если б только ведали вы“».
В Судный день неверные осознают, что земная жизнь в сравнении с потусторонней — один день, а то и меньше. А в земном мире их умы и сердца заслоняли беспечность и гордыня, и потому они вели себя так, как будто земная жизнь вечна, а разговоры об Иной жизни считали плодом воображения и пустыми посулами. Вот почему Коран говорит, что если бы им было доступно знание, которое открывается людям в Ином мире, то они признали бы его существование еще в мирской жизни.
Сура Аль-му’минун
аят: 115
أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لاَ تُرْجَعُونَ ﴿١١٥﴾
115. Неужели думаете вы, что сотворили Мы вас просто так и что не вернетесь вы к Нам?
Комментарий
Аллах ничего не делает просто так, и человека Он сотворил с определенной целью. Если бы не существовало Иного мира, жизнь на земле была бы бессмысленной. Поэтому ошибочно думать, будто человек создан лишь для того, чтобы прожить земную жизнь. Именно эта идея выражена в рассматриваемом аяте, который с ее помощью поучает и вразумляет тех, кто поглощен земными заботами. Аят гласит:
«Неужели думаете вы, что сотворили Мы вас просто так и что не вернетесь вы к Нам?»
Эта короткая и содержательная фраза являет собой убедительный аргумент в пользу реальности Воскресения и Судного дня. Суть ее в том, что если бы Судный день не был реальностью, в земной жизни не было бы никакого смысла. В нашем мире существует множество трудностей и опасностей, уготованных нам Аллахом как необходимое предварительное условие вступления в Иную жизнь. Если бы жизнь заканчивалась на смертном ложе, то вся наша борьба и наши страдания были бы бессмысленны и напрасны. Позже мы обсудим эту тему более подробно.
В Священном Коране названы некоторые из целей сотворения человека:
1. Поклонение Всевышнему:
«Я не сотворил джиннов и людей, кроме как для того, чтобы поклонялись они Мне» [206] (чтобы таким путем они могли достичь совершенства и приблизиться к Аллаху).
2. Испытание:
«Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, дабы мог Он испытать вас, — кто из вас лучше в делах…» [207]
3. Обретение Божьей милости:
«Кроме тех, над кем смилостивился Господь твой; и для этого создал Он их…» [208]
Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Да смилостивится Аллах над тем, кто знает себе цену» [209] (и знает, откуда он пришел, где он сейчас и куда уйдет).
Имам Хусейн (да будет мир с ним!) сказал: «Аллах создал Своих рабов только для того, чтобы они познали Его. Когда они познают Его, они станут Ему поклоняться. Когда они станут Ему поклоняться, они не будут поклоняться никому другому» [210].
Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Мир создан не ради себя самого, а для некой иной цели» [211] (земная жизнь — это средство для достижения Иной жизни).
Те, чьи цели не выходят за рамки земного мира, будут дорожить только его ценностями и держаться за земную жизнь, как о том сказано в аяте 176 суры Аль-А‘раф (Возвышенности), 7: «…но цепляется он за землю…».
В одном из стихотворений есть такие слова: «Каждое мгновение этой жизни — бесценное сокровище. О какое сокровище мы теряем каждый миг!».
Сура Аль-му’минун
аят: 116
فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ لآ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ ﴿١١٦﴾
116. Превыше всего Аллах, Владыка истинный! Нет бога, кроме Него — Господа трона преславного.
Комментарий
Власть принадлежит только Аллаху («…Владыка истинный…»). Он владеет и правит всем сотворенным миром. Аят гласит:
«Превыше всего Аллах, Владыка истинный! Нет бога, кроме Него — Господа трона преславного».
Он выше того, чтобы творить Вселенную без всякого смысла. Тот, кто делает что-либо без цели и без смысла, невежествен и слаб или же по сути своей тщеславен и лжив. Поэтому невозможно представить, чтобы Аллах, Господин сотворенного мира, безупречный в Своем совершенстве, Истина, не рождающая ничего кроме истины, занимался пустыми и бессмысленными делами.
И если у кого-то и возникнет мысль о том, что кто-то способен помешать Ему достичь Своей цели, то Коран тут же гонит ее прочь словами: «Нет бога, кроме Него…». Кроме того, подчеркивая владычество Аллаха и называя Его «Господом трона преславного», Коран указывает на Его абсолютную власть, обусловленную Его могуществом, как Владыки-исправителя мира, что еще более ясно демонстрирует целенаправленность мироздания.
Помимо слова «Аллах», которое само по себе подразумевает все Его атрибуты совершенства, аят содержит отдельное упоминание присущих Ему четырех конкретных качеств: Его верховенства и превосходства, истинности Его сущности, отсутствия у Него каких бы то ни было сотоварищей, Его Божественную власть.
Все эти атрибуты свидетельствуют о том, что во всех Его делах, включая и сотворение человека, всегда присутствует определенный замысел.
Мы уже говорили о том, что арабское слово ‘арш символизирует собой весь сотворенный мир, находящийся во власти Аллаха. (Словарь определяет слово «‘арш» как высокий трон, а также престол верховного властителя, и использование его применительно к Аллаху подразумевает Его абсолютную власть.) Подтверждение этой мысли содержится в аяте, который гласит: «…и утвердился Он на Троне Власти…» [212]. Эти слова указывают на то, что Аллах не только сотворил небеса и землю, но и является их суверенным Властителем.
Коранический термин ‘арш имеет при себе определение, выраженное прилагательным карим (в русском переводе — «преславный»), которое в арабском языке включает в себя такие понятия, как «благородный», «щедрый», «благой», и все они так или иначе присущи Трону Аллаха.
Следует отметить, что в арабском языке слово карим служит определением не только к разумным существам, например к человеку или Аллаху, но применимо и ко многим другим вещам. Так, в аяте 50 суры Хадж (22), посвященном праведным верующим, сказано: «…тем, кто верует и творит добро — прощение и почетный удел (карим)». А в словаре «Муфрадат» Ракиб пишет, что это прилагательное не применяется к мелким услугам, а используется в тех случаях, когда речь идет о действительно очень важном и добром деле.
Наконец, мы хотим обратить ваше внимание на то, что в дискуссии по поводу Воскресения размышления о законах земного мира помогают найти подтверждение существованию мира потустороннего. Говоря словами аята 20 из суры Аль-‘Анкабут (Паук), 29, изучение «начала творения» приводит к выводу о том, что за ним следует «позднейшее творение».
А теперь настало время разъяснить следующее обстоятельство. Мы знаем, что сотворенный мир упорядочен, огромен, великолепен и полон чудес. Выдающиеся ученые признают, что в сравнении с его многочисленными тайнами все накопленные человечеством знания выглядят страничкой огромной книги.
Любая галактика этого мира состоит из миллионов звезд. Число галактик поражает воображение, а расстояния между ними столь велики, что даже будучи измерены в световых годах, кажутся невероятными, при том что луч света пробегает за секунду 300 000 километров.
Мельчайшие частицы этого мира построены на основе тех же законов, что и величайшие космические объекты.
Насколько нам известно, человек представляет собой наиболее сложное и высокоразвитое существо в материальной Вселенной. Вместе с тем, мы знаем, что несмотря на всю свою исключительность, в отведенный ему короткий жизненный срок человек сталкивается со множеством трудностей и страданий.
Едва выйдя из детского возраста со всеми присущими ему трудностями и проблемами, он вступает в пору отрочества и юности — бурную пору социальной и психологической адаптации. А лишь вчерашний юноша встанет на ноги, как в его дверь уже стучится жалкая и немощная старость.
Разве можно поверить в то, что цель этого великого миропорядка и чуда творения — человека, состоит лишь в том, чтобы последний, с трудом преодолев эти три поры жизни, немного поев, столько-то раз заснув и проснувшись, износив кое-какие одежды, затем так и ушел в никуда?
Если бы это было так, то сотворенный мир был бы лишен всякого смысла. Разве может разумное существо создать великую систему ради такой ничтожной цели?
Предположим, что человечество просуществует в земном мире миллионы лет, одно за другим будут приходить и уходить все новые поколения, наука и техника разовьются и достигнут такого уровня, что сумеют обеспечить каждому человеку наилучшее питание, одежду и жилье. Но разве еда, питье, одежда и сон представляют собой такую великую ценность, что являются единственной целью всех созданных человеком институтов и организаций?
Таким образом, изучение нашего огромного мира неизбежно наводит на мысль о том, что земная жизнь — это лишь предисловие к иной великой вечной жизни, которая единственная придает смысл и цель нашему существованию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|