К греху нельзя относиться легкомысленно 3 глава
— отцов («…своих отцов…»);
— свекров («…или своих свекров…»);
— сыновей («…или своих сыновей…»)
— сыновей своих мужей («…или сыновей своих мужей…»);
— своих братьев («…или своих братьев…»);
— сыновей своих братьев («…или сыновей своих братьев…»);
— сыновей своих сестер («…или сыновей своих сестер…»);
— своих женщин («…или своих женщин…»);
— своих невольников («…или своих невольников…»);
— тех, кто лишен плотского желания («…или слуг из мужчин, у которых нет вожделения…»);
— детей, которые ничего не знают о женской наготе («…или детей, которые не ведают о женской наготе…»).
4) Наконец, четвертое предписание гласит:
«…пусть они не топают ногами, обнаруживая скрываемые украшения».
Женщинам надлежит быть настолько внимательными и строгими к себе во всем, что касается соблюдения правил приличия и избегания любых действий, которые могут пробудить влечение в сердце мужчины, что они не должны допускать, чтобы мужчина мог услышать даже звон их ножных браслетов. Это положение свидетельствует о строгости и щепетильности ислама в таких вопросах.
В заключение аята всем мусульманам независимо от пола предлагается раскаяться и обратиться к Аллаху.
«Обратитесь все верующие к Аллаху с мольбой о прощении, — быть может, вы будете счастливы».
Если они раньше грешили, то сейчас, после ниспослания подробных установлений ислама, им следует покаяться в своих проступках и обратиться к Аллаху за прощением и отпущением грехов, ибо только с Ним к человеку приходит успех. У дороги, по которой мы идем, скользкие обочины и, ступив на них, никто не сможет устоять на ногах, а потому доверьтесь Аллаху!
Комментируя фразу илла либу‘улатихинна («кроме своих мужей»), Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Аллах проклял женщин, которые не украшают свое лицо и волосы ради своих мужей и не исполняют их требований» [301].
Теоретическое обоснование ношения хиджаба
1. Известно, что в наше время, которое кое-кто называет веком сексуальной свободы и нудизма, когда неразборчивость в связях считается составной частью освобождения женщины, разговоры о хиджабе порой считаются неуместными и устаревшими, как древние мифы.
Но бесконечные примеры безнравственного поведения и проблемы и трудности, возникающие в связи с ничем не ограниченными свободами, постепенно заставляют людей прислушиваться к таким разговорам.
Вопрос состоит в том, должна ли женщина тешить слух и зрение посторонних мужчин и позволять им прикасаться к себе (исключая интимные отношения), или же она должна подчиняться только своему мужу.
Следует ли женщинам соперничать друг с другом в откровенности показа своего тела, пробуждая низменную страсть у мужчин, или же общество должно быть избавлено от этих явлений, а все интимные отношения должны иметь место внутри семьи, только между мужем и женой.
Ислам придерживается второго подхода, и хиджаб играет важную роль в его реализации, тогда как прозападно настроенные люди предпочитают первый вариант.
Ислам считает, что удовлетворение полового влечения посредством половых сношений, физических ласк и зрительных и слуховых наслаждений должно быть доступно только супругам. Любой другой путь будет оскорблением и подрывом общественных нравов. На это указывает фраза азка лахум («это — пристойнее для них») из предыдущего аята.
Теория, лежащая в основе ношения хиджаба, не содержит в себе ничего таинственного или непонятного. Она опирается на следующие факты:
А. Открытость значительной части тела женщины влечет за собой ряд естественных последствий, в частности применение косметических средств, кокетство и т. д., что заставляет мужчин, особенно молодых, постоянно подвергаться искушению, вызывая у них напряжение и стресс. Это вводит их в состояние болезненного возбуждения, а иногда служит источником психологических отклонений. Как долго человек может находиться в состоянии такого возбуждения? Разве все психотерапевты не сходятся в том, что постоянное нервное возбуждение служит причиной болезней?
Особо следует отметить, что половое влечение относится к самым сильным и глубоким инстинктам человека, и на протяжении истории он неоднократно служил причиной роковых событий и поводом для чудовищных преступлений. Не случайно сказано: «Ни одно важное событие не происходит без участия женщины».
Будить этот инстинкт демонстрацией обнаженных женских прелестей — ну разве это не игра с динамитом? Разве разумные люди станут это делать?
Ислам хочет, чтобы все верующие мужчины и женщины обладали уравновешенной психикой, здоровой нервной системой, чтобы их взор и слух не засоряли ненужные вещи. В этом одно из обоснований ношения хиджаба.
Б. Официальные цифры свидетельствуют о том, что разводы и распад супружеских пар становятся все многочисленней по мере того, как происходит все большее обнажение человеческого тела, ибо то, что видит око, желает сердце. А желание сердца, то есть безудержное низменное желание, человек стремится реализовать любой ценой, и вот уже сегодня он с одной женщиной, а завтра, распрощавшись с ней, — с другой.
В обществе, где принято носить хиджаб (и соблюдать другие условности мусульманского быта), двое супругов принадлежат друг другу, и их нежность, любовь и влечение принадлежат только им одним.
Однако на «свободном рынке обнаженной натуры», где женщины, по существу, превращены в товар для всеобщего потребления (по крайней мере, на уровне, предшествующем интимным отношениям), святость брачных уз уже ничего не значит, семейные связи рвутся быстро и легко, как паутина, а дети остаются без отцовской опеки.
В. Распространение нескромного поведения и рост числа детей, рожденных вне брака, являются самыми болезненными последствиями отказа от ношения хиджаба. И этот факт не нуждается, как мы считаем, в доказательстве с помощью статистических выкладок. Его проявления настолько явны в западных странах, что не требуют никаких дополнительных объяснений.
Мы не утверждаем, что отказ от ношения хиджаба является главной причиной нескромности и появления внебрачных детей. Мы не говорим, что в этом не играет никакой роли позорный колониализм и пагубные политические амбиции, однако считаем, что демонстрация обнаженного тела и отказ от хиджаба являются очень важными факторами в этом вопросе.
Эта проблема приобретает еще более отчетливые очертания, если принять во внимание, что непристойное поведение, а еще больше внебрачные дети являются источником различных форм преступности в обществе.
Г. Вопрос об «аморальности женщины» и ее деградации также очень важен и также не нуждается в статистике и цифрах. Если общество желает видеть женщину обнаженной, то оно, естественно, требует от нее с каждым днем все больше пользоваться косметикой, все откровеннее демонстрировать свое тело. Когда женщина в силу ее физической красоты и привлекательности используется для рекламы товаров и в качестве приманки для туристов, участвует во всевозможных шоу и т. п., ее личность деградирует, и она превращается в пустую куклу, продукт без указания цены, полностью позабыв свои высокие человеческие идеалы. Единственное, чем она гордится — это ее молодость, красота и нагота. Она становится средством удовлетворения необузданной похоти грязных, лживых и растленных мужчин.
Как может женщина с такими нравственными качествами достичь высокого положения и продемонстрировать свои знания в подобном обществе?
Достойно глубокого сожаления, что в западных и прозападных странах самыми популярными, успешными и богатыми становятся самые безнравственные и неразборчивые в связях актрисы. Всюду, куда они приезжают, организаторы и владельцы рассадников греха с радостью приветствуют их, а публика сходит по ним с ума. Такое же положение наблюдалось и в Иране до Исламской Революции.
Мы благодарим Аллаха за то, что в Иране с этим покончено и что женщина в нашей стране перестала быть куклой, дешевым товаром и средоточием греха, превратившись в личность, вновь обретшую свой прежний статус. Она закрывает себя хиджабом, но не изолирует себя от общества. Хиджаб не мешает ей участвовать во всех благотворительных и просветительских мероприятиях и даже в святом деле защиты отечества.
В этом состоит еще один теоретический довод в пользу ношения хиджаба.
2. Комментарий к коранической фразе гейри ’ули-ль-’ирбати мин ар-риджал («…мужчин, у которых нет вожделения»).
Арабское слово ’ирба происходит от корня ’араб. Как пишет Ракиб в словаре «Муфрадат», оно означает «безудержное желание, которое мужчина стремится утолить». Порой оно может подразумевать крайнюю потребность. Выражение ’ули-ль-’ирбати мин ар-риджал означает «мужчин, которые испытывают сексуальное влечение». Следовательно, кораническая фраза гейри ’ули-ль-’ирбати подразумевает тех, кто лишен такого влечения. Но к кому именно она относится — вопрос, вызывающий споры среди комментаторов.
Некоторые из них считают, что речь идет о стариках, утративших потенцию и уподобившихся тем, кого называют аль-кава‘иду мин ан-ниса’ («женщины, лишенные влечения или переступившие грань возраста традиционного вступления в брак»).
Другие считают, что это сказано о евнухах.
Еще одна группа комментаторов полагает, что это те, кто от рождения лишен признаков пола.
Однако следует подчеркнуть, что в ряде достоверных изречений, принадлежащих имаму Бакиру (да будет мир с ним!) и имаму Садыку (да будет мир с ним!), говорится, что этой фразой подразумеваются психически ненормальные люди, напрочь лишенные сексуального желания. Их чаще всего нанимают для исполнения простейших работ. Последнее подтверждается словом ат-таби‘ин («слуги») [302].
Учитывая, что это качество, то есть отсутствие полового влечения, присутствует и у мужчин преклонного возраста, то вполне возможно, что данное выражение включает и эту их категорию. Имам Казим (да будет мир с ним!) в своих высказываниях упоминал именно это группу мужчин, хотя в аяте не ставится знака равенства между ними и мужчинами, которые полностью лишены способности к воспроизводству. Очевидно, что укрывать часть головы или рук и т. п. перед такими мужчинами не обязательно.
Какие из детей являются исключением из этого установления
Как уже говорилось ранее, последними из тех, перед кем не обязательно укрываться хиджабом, названы дети, которым еще не ведомо половое влечение.
Кораническое выражение лам йазхару толкуется иногда как лам йаттали‘у («не познакомились»), а иногда — как лам йакдиру («не способны»), поскольку в Коране оно используется в обоих смыслах, а иногда может имеет и другие значения.
Так например в суре Аль-Кахф (Пещера), 18:20, говорится: «Если жители города узнают (ин йазхару) о вас, то побьют камнями…»
А в суре Ат-Тауба (Покаяние), 9:8, мы читаем: «Какой [с ними может быть договор]? Если они одолеют (ин йазхару) вас, то не выполнят перед вами ни родственных [обязательств], ни договорных…»
Однако эти лингвистические тонкости не имеют существенного значения для выводов, вытекающих из обсуждения этого вопроса. А суть их состоит в том, что речь здесь идет о детях, еще не замечающих половых различий и потому не обладающих половой потенцией и не испытывающих никакого влечения к противоположному полу. Это значит, что перед детьми, достаточно большими и развитыми для того, чтобы испытывать желание и обладать способностью удовлетворять его, женщины должны себя укрывать.
Запрет налагается на любые действия, искушающие противоположный пол
Последнее, о чем говорится в этом аяте, — это указание на то, что женщины должны выработать такую походку, чтобы при ходьбе не было слышно звона их ножных браслетов. Это говорит о том, насколько ислам строг и щепетилен в отношении вопросов общественной морали, если не позволяет даже такой малости. И уж тем более запрет налагается, естественно, на все, что подогревает чувственность молодых людей, как например распространение соблазнительных картинок, порнофильмов, сексуальных романов и рассказов. Мусульманское общество должно быть свободно от всего, что толкает и взрослых и молодежь обоего пола к посещению заведений, растлевающих нравы и насаждающих порок.
СУРА АН-НУР
аят: 32
وَأَنكِحُوا الاَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ ﴿٣٢﴾
32. Соединяйте браком безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, Аллах обеспечит их Своей милостью. Аллах — Всеобъемлющий, Знающий.
Комментарий
Институт брака пользуется в исламе большим уважением и вниманием. Мусульманское общество берет на себя ответственность за выдачу замуж незамужних женщин и женитьбу холостых мужчин. Родители, которые не способствуют вступлению в брак своих детей, являются соучастниками всех грехов, совершаемых их отпрысками.
Таким образом, с начала суры и до этого аята разговор шел о различных путях предотвращения сексуальной распущенности, каждый из которых играет свою роль в борьбе с этим явлением.
В настоящем аяте говорится об одном из самых главных путей предупреждения распутного поведения, отличающимся простотой, легкостью и действенностью, — о вступлении в брак. Ведь очевидно, что для того чтобы избежать греха, необходимо найти правильный способ удовлетворения инстинктивных желаний. Другими словами, борьба с помощью запретов не может быть успешной, если она не дополняется позитивными мерами.
Именно поэтому в Коране сказано:
«Соединяйте браком безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших».
Арабское слово ’айама — это форма множественного числа для ’айим, первоначально означавшего «незамужняя женщина». Позже оно стало распространяться и на холостых мужчин. Таким образом, можно считать, что слова настоящего аята касаются всех мужчин и женщин, не состоящих в браке, включая тех, кто лишился супругов.
Женитьба — дело, конечно, добровольное, и зависит этот шаг от желания двух сторон. И смысл выражения ’анкиху («соединяйте браком») состоит в том, чтобы готовить почву для женитьбы, оказывая, если необходимо, финансовую помощь, подыскивая подходящую невесту, поощряя людей к вступлению в брак и, наконец, посредничая в решении проблем, которые не удается решить без вмешательства третьей стороны. Вообще идея этого аята чрезвычайно широка и охватывает все слова и дела, которые способствуют вступлению в брак.
Принцип взаимопомощи между мусульманами обязывает их оказывать друг другу содействие во всех областях, но его отдельное упоминание в связи с браком подчеркивает особую значимость этого института.
Институту брака придается столь большое значение, что имам Али (да будет мир с ним!) сказал как-то: «Наилучший вид посредничества — это сватовство, помогающее двум людям вступить в брак» [303].
В изречении, принадлежащем имаму Казиму Муса ибн Джа‘фару (да будет мир с ним!), мы читаем: «Существует три категории людей, пользующихся защитой Всевышнего престола в день Воскресения, когда нет никакой другой защиты, кроме защиты Аллаха, — это те, кто готовит все необходимое для бракосочетания своего брата по вере, кто помогает нуждающемуся мусульманину и кто хранит секреты своего брата-мусульманина» [304].
Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «За каждый шаг, сделанный в этом направлении, за каждое сказанное слово в книгу деяний человека будет внесена награда как за целый год ночных молитв и дневного поста» [305].
Поскольку наиболее часто встречающимся поводом для отказа от женитьбы являются бедность и отсутствие финансовых средств, Священный Коран, учитывая это обстоятельство, говорит, что не следует бояться бедности. В аяте на этот счет сказано:
«Если они бедны, Аллах обеспечит их Своей милостью. Аллах — Всеобъемлющий, Знающий».
Аллаху под силу сделать это, ибо Он Всемогущ и могущество Его охватывает все мироздание, а кроме того, Он Всезнающ и знает все намерения человека, и в особенности намерения того, кто решает вступить в брак, чтобы сохранить свою нравственную чистоту и непорочность. Таких людей Он облагодетельствует Своей милостью.
В этой связи имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Брак делает жизнь богатой». Ему же (да будет мир с ним!) принадлежат слова: «Тот, кто не женится из боязни бедности, сомневается в Аллахе».
Еще одно его высказывание гласит: «Два рак‘ата молитвы, совершенной женатым человеком, лучше, чем молитва с 70 рака‘тами, совершенная холостяком» [306].
Существует известный хадис Пророка (да благословит Аллах его и род его!), который сказал: «Вступайте в брак, чтобы множить потомство, ибо тогда в день Воскресения меня будет славить перед другими народами большее число людей, включая даже младенцев, погибших до рождения» [307].
В другом хадисе Пророка (да благословит Аллах его и род его!) сказано: «Женившись, человек уже сберег половину своей религии, теперь ему предстоит лишь сберечь вторую ее половину» [308].
Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал также: «Худшие из вас — это те, кто не женат» [309].
Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «После принятия ислама нет блага большего, чем брак мусульманки с мусульманином, ибо когда он посмотрит на нее, то испытает счастье, когда повелит ей, она исполнит, а когда его не будет дома, она сохранит его имущество и честь» [310].
Хадис Пророка (да благословит Аллах его и род его!) гласит: «Женитесь на девственницах, ибо уста их сладки и красивы, их лоно пристойнее, они быстро учатся и их любовь прочнее» [311].
СУРА АН-НУР
аят: 33
وَلْيَسْتَعْفِفِ الَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ نِكَاحاً حَتَّى يُغْنِيَهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَالَّذِينَ يَبْتَغُونَ الْكِتَابَ مِمَّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ فَكَاتِبُوهُمْ إِنْ عَلِمْتُمْ فِيهِمْ خَيْراً وءَاتُوهُم مّـِن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي ءَاتَاكُمْ وَلاَ تُكْرِهُوا فَتَيَاتِكُمْ عَلَى الْبِغَآءِ إِنْ أَرَدْنَ تَحَصُّناً لِتَبْتَغُوا عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَن يُكْرِههُّنَّ فَإِنَّ اللَّهَ مِن بَعْدِ إِكْرَاهِهِنَّ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿٣٣﴾
33. А те, у которых нет возможности сочетаться браком, пусть соблюдают целомудрие, пока Аллах не обеспечит их достатком от Своих щедрот. А если кто-либо из ваших невольников просит грамоту об отпущении на волю, то выдавайте им ее, если вы находите в них доброе начало, и одарите их из имущества, которое Аллах даровал вам. Своих невольниц, если они склонны к целомудрию, не принуждайте предаваться распутству ради приобретения мирских благ. Если же кто-либо принудит их [к распутству], то Аллах после принуждения их — Прощающий, Милостивый [к невольницам].
Комментарий
Отсутствие супруга не должно рассматриваться как разрешение предаваться греху. Человеку пристало быть терпеливым и целомудренным. Во имя поддержания чистоты общественной нравственности необходимы усилия со стороны самого молодого человека, а также соответствующее внимание к нему со стороны правительства и зажиточной части общества.
«…одарите их из имущества, которое Аллах даровал вам».
Безусловно, первыми должны начать действовать общественные институты и богатые слои общества, а затем уже можно требовать от молодежи хранить целомудрие и нравственную чистоту. Но бывает так, что несмотря на все усилия молодого человека и его окружения, вступить в брак ему не удается, и тогда он в течение достаточно продолжительного времени остается холостым. Однако он не должен считать, что в этой ситуации ему позволено предаваться распутству. В этой связи в рассматриваемом аяте содержится повеление таким молодым людям хранить целомудрие, даже если это бывает нелегко сделать.
«А те, у которых нет возможности сочетаться браком, пусть соблюдают целомудрие, пока Аллах не обеспечит их достатком от Своих щедрот».
Это очень важный этап испытания в жизни неженатого человека, когда ему следует избегать плотского греха и беречь свою душу, поскольку никакие оправдания приниматься не будут. Это этап испытания веры, набожности и личных качеств человека.
Сегодня вопросы брака приобрели столь сложный и запутанный характер, окружены такой сетью ложных обычаев и суеверий, что нередко делают человека игрушкой страстей или заводят его в тупик одиночества. И все же, несмотря на все эти рукотворные препятствия, брак остается внутренней потребностью человека, заложенной в нем в момент сотворения. Ему нужна здоровая и прочная семья для продолжения рода, для телесного и душевного покоя и для решения жизненных проблем. При этом человек должен беречься от всякой скверны.
Далее речь уже не в первый раз заходит о невольниках. Ислам придает большое значение их освобождению от рабства, вот и в данном аяте разговор от проблем брака переходит к освобождению рабов, которое осуществляется путем выдачи им вольной — мукатиба («письменный договор, согласно которому раб, работая на хозяина, по частям выплачивает ему оговоренную сумму, после чего становится свободным»).
«А если кто-либо из ваших невольников просит грамоту об отпущении на волю, то выдавайте им ее, если вы находите в них доброе начало…»
Смысл выражения ‘алимтум фихим хайран («если вы находите в них доброе начало») состоит в том, что невольник должен быть достаточно взрослым, чтобы иметь возможность выполнить условия договора. Невольник должен иметь средства к самостоятельному существованию после того, как полностью выплатит сумму выкупа. Если же у него нет таких средств, если этот шаг лишь ухудшает его положение и делает бременем для общества, то с ним стоит повременить до тех пор, пока невольник не приобретет способности и средств к вольной жизни.
Затем, чтобы у рабов не возникало вопросов с постепенной выплатой выкупа, аят добавляет:
«…и одарите их из имущества, которое Аллах даровал вам».
У комментаторов нет единого мнения относительно «имущества», которым следует одаривать вольноотпущенников.
Многие из них считают, что смысл сказанного состоит в предписании передать им часть налога, выплачиваемого в пользу неимущих (закят), как об этом сказано в суре Ат-Тауба (Покаяние), 9:60, чтобы они могли выплатить задолженность и быть свободными.
Другие полагают, что суть заключается в том, что хозяин должен отложить часть выкупа, а после полной выплаты задолженности передать ее невольнику, чтобы тот после освобождения мог лучше устроить свою жизнь.
Еще один вариант состоит в том, что когда раб только начинает работать и не имеет никаких собственных средств, хозяин обязан ссудить ему некую сумму, чтобы он мог начать собственное дело, обеспечивая свои жизненные потребности и одновременно выплачивая деньги в счет выкупа.
Все эти три варианта прекрасно уживаются друг с другом и вписываются в толкование данного аята. Важно то, что мусульманин обязан помогать бедным и угнетенным, чтобы ускорить их освобождение. Очевидно, что рабство — это общественное явление, относящееся к доисламскому периоду, и ислам не стремился закрепить его. Он не только не одобрял это уродливое явление, но и всячески способствовал его ограничению и окончательному искоренению. Ислам с самого начала противодействовал интересам рабовладельцев. В прежние времена, если должник не имел возможности возвратить долг, он становился рабом своего кредитора. Ислам запретил этот обычай. В прежние времена солдаты армии, потерпевшей поражение, становились рабами победителей. При исламе же часть проигравших битву при Бадре была отпущена на волю при условии, что они обучат неграмотных, другую их часть освободили за определенный выкуп. После этого началось создание предпосылок для того, чтобы полностью избавить мусульманское общество от рабовладения. Одним из направлений использования обязательного налога в пользу нуждающихся был выкуп рабов. Ислам предписывал хозяину, нанесшему увечье своему рабу, отпустить его на волю. Нарушение поста, непреднамеренное убийство и отступление от данной клятвы требовалось искупить, и в качестве искупления человек мог отпустить на волю нескольких своих рабов. Еще одним способом освобождения раба была вольная — мукатиба, упомянутая в настоящем аяте, который рекомендует освободить невольника, если его хозяин усматривает в нем доброе начало. Последнее, возможно, означает, что если для раба выгоднее получить свободу, то его просьбу следует удовлетворить. Ведь много раз бывало так, что освобождение не шло на пользу рабу, и, может быть, именно поэтому ислам искоренял рабство не сразу, а постепенно.
Арабское слово мукатиба происходит от китабат и вместе они восходят к корню катаба, изначально означавшему «собирать». Словом китабат в арабском языке сегодня обозначается «акт письма», поскольку с его помощью буквы и слова собираются во фразы. Таким образом, мукатиба — это «договор между рабом и его хозяином, составленный в письменной форме». Договор об освобождении заключается между двумя сторонами, и в соответствии с ним невольник обязуется из денег, заработанных свободным предпринимательством, по частям заплатить хозяину выкуп, чтобы стать свободным. Выплачиваемая сумма назначалась в размере, который не был бы чрезмерно обременительным для раба. Имелось установление, гласящее, что сумма рассроченных выплат не должна превышать цену раба.
Если раб по каким-либо причинам не мог заплатить выкуп, его задолженность выплачивалась частично из налогов в пользу неимущих — закята, а частично — из общественной казны мусульманской общины. Некоторые из мусульманских правоведов даже указывали, что вместо уплаты закята рабовладелец мог учесть его в качестве взноса в сумму выкупа за раба.
Если мусульмане побеждали в сражении и захватывали пленных, то у них было несколько вариантов обращения с пленными.
1. Освободить всех пленных одновременно, и тогда сражение началось бы снова.
2. Убить их всех и снискать исламу славу жестокой религии.
3. Создать для них лагерь и содержать их там за счет общественной казны. В этом случае на плечи невиновных легло бы бремя расходов в пользу виновной стороны.
4. Расселить их среди мусульман, чтобы они наблюдали обычаи и нравы мусульманской общины. В такой ситуации они могли постепенно уверовать и принять ислам, а потом уже тем или иным путем получить свободу. Это — наилучший выход и ислам придерживается именно его.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|