Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 1 глава
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ
ТОМ VII
Санкт-Петербург 2008
УДК 297.18
ББК 86.38
Настоящее издание выпущено под эгидой Фонда исследований исламской культуры
Печатается по изданию: Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Том 7. Кум, 2008. Автор: Сейед Камал Факих Имани Переводчик: Сейед Аббас Садр Амели Редактор: Назим Зейналов
Свет Cвященного Корана: Разъяснения и толкования. Том VII. — Санкт-Петербург: Фонд исследований исламской культуры. — 2008. 432 с.
Настоящим томом мы начинаем выпуск в свет многотомного издания, посвященного толкованию Корана.
Традиция тафсира восходит к VII в. н. э. Настоящий тафсир был предпринят в прошлом веке в Исламской Республике Иран. Группа авторитетных мусульманских богословов при Исламском центре научных исследований под руководством аятоллы Хаджи Аллама Сейеда Камала Факиха Имани начала в 1991 году работу по подготовке полного свода толкований и комментариев к Корану, а затем — по переводу этого свода на разные языки мира.
Данный том посвящен толкованию двадцать третьей, двадцать четвертой, двадцать пятой и двадцать шестой сур Священного Корана. Издание предназначено как для ученых-исламоведов, так и для использования в учебных курсах религиозных и светских учебных заведений, а также для частного чтения.
Издательство «Петербургское Востоковедение» 191186, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18
Подписано в печать 28.04.2008 Гарнитура основного текста типа «Times». Бумага офсетная Печать офсетная. Формат 70´1001/16. Объем 27 печ. л. Тираж 1000 экз. Заказ №
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография „Наука“» 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12
Перепечатка данного издания, а равно отдельных его частей запрещена. Любое использование материалов данного издания возможно исключительно с письменного разрешения правообладателей.
ISBN 978-5-85803-365-3
ISBN 978-5-85803-376-9 (Том VII)
| © Фонд исследований исламской культуры, 2008
© «Петербургское Востоковедение», издание на русском языке, 2008
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
Сура Аль-Му’минун (Верующие) № 23 (118 аятов) 7
Аяты: 1—2 9
Аяты: 3—4 . 13
Аяты: 5—7 . 18
Аят: 8 . 20
Аят: 9 . 22
Аяты: 10—11 . 24
Аяты: 12—13 . 26
Аят: 14 . 27
Аяты: 15—16 . 29
Аят: 17 . 31
Аят: 18 . 33
Аят: 19 . 34
Аят: 20 . 35
Аяты: 21—22 . 36
Аят: 23 . 38
Аят: 24 . 39
Аяты: 25—26 . 40
Аят: 27 . 41
Аяты: 28—30 . 42
Аяты: 31—32 . 44
Аят: 33 . 45
Аяты: 34—36 . 46
Аяты: 37—38 . 47
Аяты: 39—41 . 48
Аяты: 42—43 . 52
Аят: 44 . 53
Аяты: 45—46 . 54
Аяты: 47—48 . 55
Аят: 49 . 56
Аят: 50 . 56
Аят: 51 . 58
Аят: 52 . 61
Аят: 53 . 62
Аят: 54 . 63
Аяты: 55—56 . 64
Аяты: 57—59 . 65
Аят: 60 . 66
Аят: 61 . 67
Аят: 62 . 68
Аят: 63 . 69
Аяты: 64—65 . 70
Аяты: 66—67 . 71
Аяты: 68—70 . 72
Аят: 71 . 74
Аяты: 72—73 . 75
Аят: 74 . 76
Аят: 75 . 78
Аят: 76 . 79
Аят: 77 . 80
Аяты: 78—79 . 81
Аят: 80 . 82
Аяты: 81—83 . 84
Аяты: 84—87 . 85
Аяты: 88—90 . 86
Аяты: 91—92 . 88
Аяты: 93—95 . 90
Аяты: 96—98 . 91
Аяты: 99—100 . 93
Аят: 101 . 100
Аяты: 102—103 . 102
Аяты: 104—105 . 103
Аяты: 106—108 . 106
Аяты: 109—110 . 107
Аят: 111 . 108
Аяты: 112—114 . 109
Аят: 115 . 110
Аят: 116 . 111
Аяты: 117—118 . 113
Сура Ан-Нур (Свет) № 24 (64 аята) 115
Аят: 1 . 117
Аят: 2 . 118
Аят: 3 . 121
Аяты: 4—5 . 126
Аяты: 6—10 . 130
Аяты: 11—14 . 134
Аяты: 15—18 . 136
Аяты: 19—20 . 139
Аят: 21 . 143
Аят: 22 . 145
Аят: 23 . 147
Аят: 24 . 149
Аят: 25 . 150
Аят: 26 . 151
Аят: 27 . 152
Аят: 28 . 154
Аят: 29 . 155
Аят: 30 . 156
Аят: 31 . 159
Аят: 32 . 164
Аят: 33 . 166
Аят: 34 . 171
Аят: 35 . 172
Аят: 36 . 177
Аят: 37 . 178
Аят: 38 . 181
Аят: 39 . 182
Аят: 40 . 183
Аяты: 41—42 . 186
Аят: 43 . 188
Аят: 44 . 190
Аят: 45 . 191
Аяты: 46—47 . 193
Аят: 48 . 194
Аяты: 49—50 . 195
Аяты: 51—52 . 197
Аят: 53 . 199
Аят: 54 . 200
Аят: 55 . 201
Аят: 56 . 205
Аят: 57 . 207
Аят: 58 . 208
Аят: 59 . 210
Аят: 60 . 212
Аят: 61 . 214
Аят: 62 . 220
Аят: 63 . 223
Аят: 64 . 224
Сура Аль-Фуркан (Различение) № 25 (77 аятов) 226
Аят: 1 . 227
Аят: 2 . 229
Аят: 3 . 232
Аят: 4 . 233
Аяты: 5—6 . 235
Аяты: 7—8 . 236
Аяты: 9—10 . 238
Аят: 11 . 241
Аяты: 12—13 . 242
Аят: 14 . 243
Аяты: 15—16 . 244
Аяты: 17—18 . 246
Аят: 19 . 247
Аят: 20 . 248
Часть 19
Аят: 21 . 250
Аят: 22 . 252
Аят: 23 . 253
Аят: 24 . 255
Аяты: 25—26 . 255
Аяты: 27—29 . 257
Аят: 30 . 261
Аят: 31 . 263
Аят: 32 . 264
Аят: 33 . 266
Аят: 34 . 266
Аят: 35 . 268
Аят: 36 . 268
Аят: 37 . 269
Аяты: 38—39 . 270
Аят: 40 . 271
Аят: 41 . 272
Аят: 42 . 272
Аят: 43 . 274
Аят: 44 . 277
Аяты: 45—46 . 278
Аят: 47 . 280
Аяты: 48—49 . 281
Аят: 50 . 283
Аяты: 51—52 . 284
Аят: 53 . 285
Аят: 54 . 286
Аят: 55 . 288
Аят: 56 . 289
Аят: 57 . 290
Аят: 58 . 291
Аят: 59 . 292
Аят: 60 . 294
Аят: 61 . 295
Аят: 62 . 297
Аяты: 63—64 . 298
Аяты: 65—66 . 301
Аят: 67 . 302
Аят: 68 . 303
Аяты: 69—70 . 305
Аят: 71 . 308
Аят: 72 . 309
Аяты: 73—74 . 310
Аяты: 75—76 . 312
Аят: 77 . 314
Сура Аш-Шу‘ара (Поэты) № 26 (227 аятов) 319
Аяты: 1—3 . 320
Аяты: 4—6 . 322
Аяты: 7—9 . 324
Аяты: 10—12 . 326
Аяты: 13—15 . 328
Аяты: 16—19 . 330
Аят: 20 . 331
Аят: 21 . 332
Аят: 22 . 333
Аяты: 23—26 . 334
Аяты: 27—30 . 336
Аят: 31 . 338
Аяты: 32—33 . 339
Аяты: 34—35 . 340
Аяты: 36—37 . 341
Аяты: 38—39 . 342
Аяты: 40—42 . 343
Аяты: 43—44 . 344
Аяты: 45—48 . 345
Аяты: 49—51 . 347
Аяты: 52—53 . 349
Аяты: 54—56 . 350
Аяты: 57—60 . 351
Аяты: 61—62 . 352
Аяты: 63—64 . 353
Аяты: 65—66 . 354
Аяты: 67—68 . 355
Аяты: 69—71 . 356
Аяты: 73—72 . 357
Аяты: 74—76 . 358
Аят: 77 . 359
Аяты: 78—82 . 360
Аят: 83 . 362
Аяты: 84—86 . 363
Аяты: 87—89 . 364
Аяты: 90—92 . 366
Аяты: 93—95 . 367
Аяты: 96—99 . 368
Аяты: 100—102 . 369
Аяты: 103—104 . 371
Аяты: 105—108 . 372
Аяты: 109—111 . 373
Аяты: 112—113 . 375
Аяты: 114—115 . 376
Аяты: 116—118 . 377
Аяты: 119—122 . 378
Аяты: 123—127 . 380
Аяты: 128—131 . 381
Аяты: 132—135 . 384
Аят: 136 386
Аяты: 137—140 . 386
Аяты: 141—145 . 388
Аяты: 146—150 . 390
Аяты: 151—152 . 391
Аяты: 153—154 . 393
Аяты: 155—157 . 394
Аяты: 158—159 . 395
Аяты: 160—164 . 396
Аяты: 165—167 . 398
Аяты: 168—172 . 400
Аяты: 173—175 . 401
Аяты: 176—180 . 403
Аяты: 181—183 . 404
Аяты: 184—186 . 406
Аяты: 187—191 . 407
Аяты: 192—196 . 409
Аяты: 197—199 . 412
Аяты: 200—202 . 414
Аяты: 203—206 . 416
Аяты: 207—209 . 417
Аяты: 210—212 . 418
Аят: 213 . 420
Аяты: 214—217 421
Аяты: 218—220 423
Аяты: 221—223 424
Аяты: 224—227 425
Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый вам седьмой том, так же как и предыдущий, составлен целиком из подробных комментариев к нескольким сурам Корана. Такой же подход, т. е. включение в один том комментариев к аятам нескольких сур Корана, будет соблюден и при издании нескольких последующих томов.
Для более подробного ознакомления с историей этого издания и с целями, которые поставили перед собой его составители, а также чтобы получить совет о том, как лучше пользоваться этим комментарием, рекомендуем вам обратиться к подробному предисловию книги 1 (часть первая). Это принесет вам несомненную пользу.
Как всегда, мы вновь и вновь просим у Всемогущего Аллаха помощи в успешном осуществлении нашего проекта.
Да направит Он нас на верный путь и да поможет светом Корана идти дальше по этому пути — ведь мы всегда нуждаемся в Его милости.
Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
Сура Аль-му’минун (Верующие) № 23 (118 аятов)
Явлена в Мекке
Польза от чтения вслух суры Аль-Му’минун
В высказываниях Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и Имамов (да будет мир с ними!) перечислены множество достоинств, которыми обладает эта сура. Так, например, по поводу произнесения вслух аятов этой суры имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Регулярное чтение вслух этой суры, особенно по пятницам, принесет счастье в земной жизни и в Ином мире и наслаждение от общения с Божьими пророками в Небесном раю» (см.: Маджма‘ аль-баян).
В хадисе, восходящем к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), читаем: «В Судный день тому, кто читает вслух суру Аль-Му’минун, ангелы принесут благую весть о дыхании жизни и райском блаженстве, а когда за его душой придет ангел смерти, то сообщит ему весть столь радостную, что душа его придет в восторг» [1].
Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Каждому, кто по пятницам читает суру Аль-Му’минун, Аллах дарует счастливое окончание жизни, а в раю он будет вознесен высоко, в один ряд с пророками и посланниками»[2].
Стоит еще раз подчеркнуть, что чтение вслух сур Корана непременно должно сопровождаться размышлением над их смыслом и исполнением повелений и предписаний Священной Книги, которая призвана служить практическим руководством по воспитанию и наставлению верующего.
Если человек будет строить свой взгляд на мир и практические поступки сообразно содержанию этой суры или хотя бы нескольких ее начальных аятов, посвященных описанию качеств, присущих верующему человеку, то в Судный день ему, несомненно, будут дарованы все ранее описанные радости. Некоторые мусульманские предания сообщают о том, что, когда были ниспосланы первые аяты этой суры, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Мне были ниспосланы десять аятов, которые, став руководством к действию, приведут человека в рай»[3].
Использование арабского слова ’акама («воплощать в жизнь») вместо слова кара’а («читать вслух») служит еще одним подтверждением высказанной выше мысли о том, что главная цель — это не просто чтение, но и повседневное воплощение в жизнь того, о чем говорится в этих аятах.
Содержание суры
Как явствует из названия суры, она посвящена, в основном, особым качествам и формам поведения, характерным для верующего человека. А в своей заключительной части она содержит ряд положений, касающихся самой веры и религиозной практики, которые дополняют эти качества.
Эту суру условно можно разделить на семь частей.
Часть 1.Начиная со священного аята «Воистину, блаженны верующие» и на протяжении нескольких следующих аятов, в этой суре перечисляется ряд качеств и практических действий, которые ведут к спасению верующих. Эти практические свойства настолько универсальны и точны, что могут служить ориентиром для поведения в разнообразных ситуациях общественной и личной жизни.
Часть 2.Поскольку в основе этих качеств лежит непоколебимая вера в Единого Бога, то в следующих аятах суры приводятся разнообразные признаки, позволяющие познать Аллаха и Его знамения в макро- и микрокосме. В ней упоминаются отдельные элементы чудесного устройства мироздания, такие как земля, небо, человек, растения и животные.
Часть 3.Дополняются практические аспекты этой суры поучительными примерами из жизни великих пророков — Ноя, Худа, Моисея и Иисуса (да будет мир с ними!).
Часть 4.Эта часть обращена к высокомерным безбожникам. При этом Коран иногда взывает к их здравому смыслу, иногда — прибегает к суровым предостережениям в расчете на то, что это поможет пробудить наиболее восприимчивые сердца и вернуть их на путь, ведущий к Богу.
Часть 5.В ней коротко затрагиваются вопросы Воскресения.
Часть 6.В этой части говорится о власти Аллаха над сотворенным миром и о беспрекословном исполнении Его повелений во всей Вселенной.
Часть 7.Заключительная часть суры вновь возвращается к теме Воскресения, взвешивания деяний, наград для добродетельных и наказаний для грешников. А завершается сура словами, в которых сформулирована цель сотворения человека.
Таким образом, содержание данной суры — это свод некоторых проблем познания, побуждающих нас к размышлению, и наставлений в вопросах вероучения и религиозной практики. При этом с самого начала и до конца суры идет разговор в целом о пути, которым должны следовать верующие.
Выше уже говорилось о том, что эта священная сура была ниспослана в Мекке, но некоторые комментаторы полагают, что некоторые ее аяты были ниспосланы в Медине. В качестве аргумента они ссылаются на аят, в котором говорится о закяте — налоге в пользу нуждающихся. Известно, что именно в Медине этот налог впервые получил законодательное оформление, где после ниспослания аята со словами «Взимай, [Мухаммад], взносы на пожертвования с имущества их…» [4] Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал сборщикам налогов приступить к регулярному взиманию закята. Именно это обстоятельство навело некоторых комментаторов на мысль о том, что данная сура не могла быть полностью ниспослана в Мекке.
Здесь следует иметь в виду, что закят бывает двух видов: обязательный и рекомендуемый, и потому нельзя говорить только об обязательном закяте — ведь в мусульманских источниках обрядовая молитва и уплата закята упоминаются вместе.
В предании, восходящем к имаму Садыку (да будет мир с ним!) и имаму Бакиру (да будет мир с ним!), говорится: «Аллах сделал обязательными молитву и закят» [5].
Кроме того, некоторые мусульманские ученые считают, что закят был обязательным уже в Мекке, но он не имел четких норм: просто предполагалось, что каждый человек обязан отдать часть своего достояния нуждающимся.
После того как мусульмане пришли к власти в Мекке, ими была разработана четкая система, регулирующая размер, порядок сбора и распределения закята, включая минимальный размер имущества, с которого назначенные Пророком (да благословит Аллах его и род его!) сборщики имели право взимать налог.
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ
Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
Правоверные
Личные качества истинно верующих. — Милости Аллаха
Сура Аль-му’минун
Аяты: 1—2
قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ ﴿١﴾ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاَتِهِمْ خَاشِعُونَ ﴿٢﴾
1. Воистину, спасены будут верующие
2. которые смиренны при [совершении] молитвы,
Комментарий
В священном Коране в одиннадцати случаях слово фалах («преуспеяние», «избавление») сочетается со словом ла‘алла («возможно») и только в трех аятах оно использовано без ла‘алла, подразумевая, таким образом, полную достоверность. Один из этих трех аятов мы находим в данной суре, второй — в суре Аш-Шам (Солнце), 91:9: «Преуспел тот, кто душой очистился», — и третий — в суре Аль-А‘ля (Высочайший), 87:14: «Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере]».
Сопоставление между собой этих трех аятов позволяет утверждать, что вера и очищение неразделимы.
Наивысшей конечной целью каждого установления ислама является преуспеяние и спасение. Помимо этого, многие аяты Священного Корана, как и все религиозные нормы ислама, призывают к обретению богобоязненности: «…быть может, станете вы богобоязненными» [6], а конечная цель богобоязненности изложена к Коране такими словами: «…бойтесь Аллаха, и, быть может, преуспеете вы» [7].
Важнейшая и наивысшая цель ислама прямо провозглашается в первом положении исламского символа веры шахада, призывающем во имя преуспеяния свидетельствовать, что «нет божества, кроме Аллаха».
Ранее мы уже говорили, что рассматриваемая сура названа «Аль-му’минун» (Верующие) в связи с тем, что в ее первых аятах кратко, емко и выразительно перечисляются качества, присущие верующим. Интересно также отметить, что в этой суре вначале говорится о славной и прекрасной судьбе верующих, а лишь затем — об их душевных качествах. Сделано это для того, чтобы разжечь в их сердцах огонь любви и энтузиазма, призванный повести их к великой и благородной цели.
Коран утверждает, что по достижении своей конечной цели верующие обретают успех.
«Воистину, блаженны верующие…»
Арабское слово афлаха образовано от фалаха и фалах, что означает «разрезать», «разбивать», и используется применительно к победе и свершению, несущим с собой счастье и успех.
Успеха и триумфа добиваются те, кто умеет преодолевать преграды на пути к своей цели.
Несомненно, что успех и спасение включают в себя много аспектов, в том числе — материальные и духовные победы, причем в заслугу верующим записываются и те, и другие.
Победа и успех в современном мире означают, что человек живет свободно, независимо, богато и достойно, и все это достигается только под сенью веры. Успех в Иной жизни означает почет и вечное наслаждение в окружении милости Аллаха и в компании праведных друзей.
По двадцать раз в сутки во время призыва на молитву и непосредственно перед ее началом мы, чтобы не сбиться с пути, произносим формулу хаййа ‘алал-фалах («ищите спасения!»), ясно обозначая свою конечную цель.
Ислам гласит: «Истинного успеха добьются те, кто верует и очищает свою душу». Фараон же произнес богохульно: «…будет победа сегодня за тем, кто одержит верх» [8].
Арабское слово фалах означает «успех» и «процветание». И, возможно, крестьянина по-арабски называют фаллах потому, что он создает условия для произрастания и созревания растений. Когда семя попадает в почву, оно избегает гибели, поскольку:
1) пускает корни вглубь почвы;
2) извлекает из почвы питательные вещества;
3) раздвигает почвенный покров и выходит на поверхность.
Подобно семени, человек также должен пройти три эти стадии, чтобы обрести свободу и выйти на простор единобожия, избавившись от ложных богов и преодолев мрак материального мира:
1) он должен укрепить корни своей веры путем размышлений;
2) он должен максимально использовать заложенные в нем Богом потенциальные возможности для духовного развития и самосовершенствования;
3) он должен победить врагов, преодолеть препятствия, отвергнуть всех богов помимо Аллаха, произнося ля ’иляха ’илляллах («нет божества, кроме Аллаха»), чтобы выйти в открытый космос единобожия.
Кто преуспеет?
1. Верующие: «… поклоняйтесь Господу вашему и творите дела добрые, — быть может вы будете счастливы» [9].
2. Те, кто совершает по-настоящему значимые и масштабные добрые дела: «… и те, чьи добрые дела весомы, окажутся преуспевшими» [10].
3. Те, кто не алчен: «…А те, кто одолел алчность свою, — они-то и есть преуспевшие» [11].
4. Те, кто входит в партию Аллаха: «...И, воистину, партия Аллаха — те, кто успешны» [12].
5. Те, кто постоянно поминает Аллаха: «…и поминайте Аллаха многократно: быть может, преуспеете вы» [13].
6. Те, кто страшится Бога: «…Страшитесь же Бога, обладатели разума. Быть может, преуспеете вы»[14].
7. Воины, сражающиеся за веру: «…усердствуйте во имя Его. Тогда, возможно, преуспеете вы»[15].
8. Те, кто раскаялся: «…Обратитесь все верующие с мольбой к Аллаху о прощении, — быть может, преуспеете вы»[16].
Избранные хадисы, посвященные успеху и спасению
1. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Добьется успеха тот, кто разумом и мудростью обуздал свои страсти» [17].
2. Он также сказал: «Чтобы преуспеть, следуйте за знанием и избегайте невежества»[18].
3. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Преуспеет тот, кто искренне верит, очищает и избавляет от недугов свое сердце, заставляет свой язык говорить правду, придает спокойствие своему нраву, обретает благие манеры, делает чутким свой слух и проницательным свой взор»[19].
4. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «О люди! Преодолевайте море смуты на корабле спасения, избегайте раскола и избавляйтесь от гордыни. Преуспеет тот, кто поднимется на крыльях, или же тот, кто обретет мир на пути смирения»[20].
5. Кумми приводит такие слова имама Садыка (да будет мир с ним!): «Когда Всевышний Аллах создал рай, Он повелел ему говорить, и тот произнес: „Воистину, спасены будут верующие“»[21].
***
В следующем аяте рассматриваются черты и поступки, свойственные верующему человеку, и на первом месте по своей значимости и важности среди них стоит молитва.
«…которые смиренны при [совершении] молитвы…»
Кораническое выражение хаши‘ун («которые смиренны») образовано от слова хушу‘, означающего «смирение в помыслах и в поступках», которое проявляет человек перед лицом выдающейся личности или великой истины.
В рассматриваемом фрагменте одной из черт поведения верующих названо не просто совершение молитвы, а проявление покорности во время ее совершения. Это указывает на то, что молитва — это не набор бессмысленных слов и поз тела. Во время молитвы верующий сосредоточивает на Аллахе все свои помыслы и забывает обо всем кроме Него, стремясь слиться с Ним в единое целое. В это время он настолько поглощен мольбой и созерцанием Божественной сущности, что это состояние охватывает каждую частицу его существа. Он воспринимает себя пылинкой перед Высочайшим Бытием, каплей в сравнении с огромным океаном.
Каждое мгновение молитвы является для верующего уроком самосовершенствования и самовоспитания, средством очищения души и сердца.
Один из хадисов рассказывает о том, как однажды Пророк (да благословит Аллах его и род его!) увидел человека, который во время молитвы теребил свою бороду. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Будь смиренным его сердце, его конечности тоже были бы смиренны»[22].
Эти слова означают, что смирение есть внутреннее качество, которое проявляется во внешнем поведении человека. Великие духовные лидеры ислама были настолько смиренны в своих молитвах, что забывали обо всем кроме Аллаха. Есть хадис о том, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) во время молитвы иногда поглядывал на небо, но после ниспослания рассматриваемого аята он стал смотреть только вниз и впредь никогда не поднимал головы.
Пояснения
1. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот, кто не исполнен смирения во время молитвы, не получит заключенных в ней благ»[23].
2. Всемогущий Господь сказал Иисусу: «Проливай по Мне слезы, и будь смиренным в сердце твоем»[24].
3. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Нет благодати в сердце, где отсутствует смирение, в глазах, которые не проливают слезы [трепеща перед Аллахом], в делах, которые не приносят пользы»[25].
4. Повелитель правоверных Али (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Кто смирен [и скромен] перед величием Аллаха (слава Ему!), перед тем склонят голову бунтовщики, а трудности того, кто призывает на помощь Аллаха, будут разрешены»[26].
5. Пророка (да благословит Аллах его и род его!) спросили, что такое смирение. Он ответил: «Это покорность во время обрядовой молитвы, а также сосредоточение всех сердечных сил раба Божьего на Всемогущем и Достославном Аллахе» [27].
Cура Аль-му’минун
Аяты: 3—4
وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ ﴿٣﴾ وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ ﴿٤﴾
3. избегают [всего] суетного,
4. вносят закят,
Комментарий
Суетные деяния и речи
Слово лагв означает «бесполезное, суетное деяние» или «высказывание».
Неприятие суетности и легкомыслия характерно не только для мусульман. Коран, характеризуя праведников из числа людей Писания, говорит следующее: «А когда слышат они суетный разговор, то отворачиваются они от него…» [28]
Об этом, втором после смирения, качестве верующих говорится в рассматриваемом аяте:
«…избегают [всего] суетного…»
Вся их жизнь — это движение к серьезной и важной цели, и во имя этой цели они сторонятся всего пустого и суетного.
Известные толкователи Корана утверждают, что любые деяния или речи, не приносящие ощутимой пользы, суетны. Существует также точка зрения, согласно которой суетность является синонимом бессмысленности, а кто-то вообще полагает, что это — грехи. Есть мнение, что сюда же следует отнести сквернословие и грубость, светскую музыку, забавы и увеселения. А некоторые даже считают, что суетность — это многобожие. Все эти интерпретации представляют собой частные случаи толкования глубокого и всестороннего смысла этого аята.
Конечно, под суетностью не стоит понимать только лишь праздную болтовню и пустые хлопоты. Это также леность и легкомыслие, порождающие небрежность в поклонении Аллаху. Суетность мешает нам сконцентрироваться на полезных и конструктивных вещах. Все вышесказанное укладывается в содержание этого одного слова лагв («суетность»).
Верующий человек воспитан таким образом, что ему претит предаваться бесцельному времяпрепровождению и праздным мыслям — он, согласно утверждению Корана, сознательно их избегает. Суетное деяние — это то, которое не приносит никакой пользы. Но все относительно, и иногда то, что бесполезно в одной ситуации, может принести пользу в другой.
Однако Достославный Аллах не считает, что верующие абсолютно свободны от суетных поступков. Ведь человек постоянно балансирует на грани греха и ошибки. Сказанное на этот счет в Коране скорее следует понимать как то, что верующие стремятся воздерживаться от такого рода деяний, но до конца избежать их им не всегда удается.
Отказ от бессмысленного времяпрепровождения должен быть продиктован определенным мотивом, побуждающим человека к занятию достойным делом, но он легкомысленно отворачивается от такого дела, не сумев должным образом оценить его, и принимается за что-то другое. Чтобы отринуть суетность, человек должен понять, что она унижает его достоинство и что ему следует стремиться к более высоким и благородным целям.
Именно к этому и призывает человечество истинная вера, поскольку вера — это атрибут царства возвышенности и величия, источник благородства, славы и просветления. Истинно верующий человек старается жить так, чтобы достичь в конце концов подлинного успеха и процветания в вечной жизни. Он занимается делами, которые Аллах считает великими, и не приемлет образа жизни невежественных и низких людей. Но если к верующему обращается невежда, то он отвечает ему вежливо и доброжелательно, а когда он сталкивается с проявлениями суетности, то относится к ним с благородным снисхождением и великодушием. Отсюда становится понятно, что когда о верующем говорят, что он отвергает суетность, то подразумевают под этим, что он исполнен решимости, достоинства и благородства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|