Сделай Сам Свою Работу на 5

Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 9 глава





«Но нет, повторяют они то, что говорили древние».

В своем отрицании Воскресения они прибегали к тем же аргументам, что и их отцы и деды. В следующем аяте воспроизведены их слова.

«Говорят они: „Когда мы умрем и превратимся в прах и кости,
так неужели же и в самом деле воскрешены будем?..“»

В этом недоуменном вопросе проявилось невежество безбожников — ведь если бы они задумались о том, как они появились в сотворенном мире, то есть о своем возникновении из небытия, то пришли бы к выводу, что их воскрешение из мертвых в такой же степени реально и что их Творец — Аллах.

В заключительном аяте отрывка они говорят, что не могут поверить в Воскресение, поскольку и они сами, и их предки уже не раз слышали о подобном, и все эти разговоры — не более, чем старинные сказки.

«Ведь и прежде обещали это нам и праотцам нашим.
Не что иное это, как легенды древних».

Тем самым они говорят, что, по их мнению, Воскресение, Судный день, рай и ад не более, чем плод воображения.


Сура Аль-му’минун

аяты: 84—87

قُل لِمَنِ الاَرْضُ وَمن فِيهَآ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿٨٤﴾ سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلاَ تَذَكَّرُونَ ﴿٨٥﴾ قُلْ مَن رَبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ ﴿٨٦﴾ سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ ﴿٨٧﴾



84. Спроси: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только знаете вы?»

85. Они ответят: «Богу». Спроси: «Неужели же не призадумаетесь вы [над этим]?»

86. Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?»

87. Ответят они: «Принадлежат они Богу». Спроси: «Неужели же не устрашитесь вы [Его]?»

Комментарий



Арабское слово рабб означает «собственник, который содержит в порядке свое имение и распоряжается им». Оно может означать также «воспитатель» и «наставник». Кораническое слово ‘арш в данном контексте означает «трон Аллаха, находящийся выше седьмого неба и символизирующий собой Его власть над всем сотворенным миром» («…Подвластны Ему небеса и земля…») [169].

Поскольку безбожники и язычники больше всего на свете боялись Судного дня, когда им придется держать ответ за свои грехи, они старались делать вид, что его не существует, прибегая при этом ко всякого рода отговоркам и хитрым уловкам. В связи с этим Священный Коран дает подробные разъяснения по поводу Воскресения.

В частности, в рассматриваемом аяте Коран противопоставляет доводам скептиков три постулата:

1. Аллах владеет сотворенным миром.

2. Он Господин всего сущего.

3. Он Повелитель мира.

Отсюда следует вывод о том, что с любой точки зрения Аллах способен осуществить Воскресение, а Его справедливость и мудрость делают Иную жизнь, которая придет на смену жизни земной, объективной неизбежностью. Следует отметить, что своими ответами на все поставленные перед ними вопросы, которые приводятся в рассматриваемом отрывке, неверные признают реальность Аллаха как Господина и Повелителя, противореча тем самым своим собственным убеждениям и верованиям. Вначале Коран гласит:

«Спроси: „Кому принадлежит земля и те, кто на ней,
если только знаете вы?“»

Далее следует их ответ.

«Они ответят: „Богу“. Спроси: „Неужели же
не призадумаетесь вы [над этим]?“»

Этот однозначный ответ обусловлен изначально заложенной в них предрасположенностью к вере в Аллаха, Творца всего сущего. Но он противоречит слетающим с их языка эгоистическим утверждениям, и потому Коран повелевает Пророку (да благословит Аллах его и род его!) спросить их в ответ: «Неужели же не призадумаетесь вы [над этим]?» После своего ясного и откровенного признания как могут они утверждать, что воскрешение человека после смерти невероятно и превышает пределы возможностей Аллаха?



В следующем аяте звучит повеление Аллаха задать неверным еще один вопрос.

«Спроси: „Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?“»

И вновь они, в соответствии со своей врожденной монотеистической предрасположенностью и верой в Аллаха как Творца всех сущностей, ответят не задумываясь.

«Ответят они: „Принадлежат они Богу“».

Но вопреки этому ясному признанию они все же не страшатся Аллаха и отрицают возможность Воскресения и возвращения человека к жизни. Поэтому им будет задан еще один вопрос.

«Спроси: „Неужели же не устрашитесь вы [Его]?“»

Сура Аль-му’минун

аяты: 88—90

قُلْ مَن بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلّ‌ِ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلاَ يُجَارُ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿٨٨﴾ سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ فَاَنَّى تُسْحَرُونَ ﴿٨٩﴾ بَلْ أَتَيْنَاهُم بِالْحَقّ‌ِ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ ﴿٩٠﴾

88. Спроси: «В чьей деснице власть надо всем сущим? Кто защищает и от кого нет защиты — если вы знаете?»

89. Они ответят: «Бог». Скажи: «До чего же вы очарованы!»

90. Да, явились Мы к ним с истиной, но сами они лгут.

Комментарий

В первом аяте рассматриваемого отрывка неверным задан вопрос о том, кто правит небесами и землей.

«Спроси: „В чьей деснице власть надо всем сущим? Кто защищает
и от кого нет защиты — знаете ли вы?“»

Из их ответа явствует, что они знают, кто является абсолютным властителем.

«Они ответят: „Бог“».

Несмотря на это, их убеждения далеки от истины, которую подсказывают им их сердца, и потому они заблуждаются.

«Скажи: „До чего же вы очарованы!“»

Они сами постоянно говорят, что Он является Властелином сотворенного мира, Творцом всех вещей, мудрым Правителем и Господином. Так разве не в силах Тот, Кто обладает таким могуществом и Чья власть столь всеобъемлюща, воссоздать человека из праха, в который он обратился после смерти? Ведь первоначально он из праха и был сотворен.

Почему они закрывают глаза на эти факты? Почему они называют Пророка (да благословит Аллах его и род его!) сумасшедшим или обвиняют его в колдовстве, в то время как сердце говорит им правду? Воистину, они обманывают самих себя.

«Да, явились Мы к ним с истиной, но сами они лгут».

Эти слова подтверждают, что то, что было передано им через Пророка (да благословит Аллах его и род его!), не было колдовством или чем-то другим. Это была истина, но они отказались признать ее.

Всевышний и его пророки, несшие людям Его послание, исчерпали все доводы. Но те, кто закрыл глаза на истину, избрали путь заблуждения, и многие из них продолжали отстаивать свою ложь.

Из аятов Священного Корана со всей очевидностью явствует, что те, кто отрицал Воскресение, восставали в первую очередь против идеи о физическом воскрешении. Им представлялось невероятной мысль о том, что рассыпавшееся в прах человеческое тело может быть возвращено к жизни. В связи с этим многие аяты, чтобы развеять их неверие и скептицизм, подчеркивают могущество Аллаха и приводят примеры его проявления в сотворенном мире.

В рассмотренных выше аятах для этой цели приводится три аргумента:

1. Его власть над землей и ее обитателями.

2. Его власть над небесами и обладание Небесным престолом.

3. Его власть над всем сотворенным миром.

Все три этих аргумента служат подтверждением одной общей идеи, которая является ответом на все разнообразие взглядов неверных.

Можно также предположить, что каждое из этих трех положений представляет собой ответ на одну конкретную точку зрения тех, кто отрицал Воскресение. Речь идет о том, что если они полагают, будто люди, покинувшие после смерти этот мир, уже не находятся во власти Аллаха, то заблуждаются — ведь они сами признают власть Аллаха над землей и всем, что на ней.

Если же они считают, что воскрешение из мертвых требует могущественного Господина, то ведь они сами называют Его Властелином небес и Небесного престола.

А если их отрицание связано с сомнением в самом существовании всесильного Властителя земного и Иного миров, способного воскресить мертвых, то и этот довод не выдерживает критики, поскольку они уже признали Его власть над всем сотворенным миром и заботу о потребностях всех населяющих его тварей. Таким образом, для их отрицания нет никакой почвы.

При этом единодушный ответ неверных («Они ответят: „Бог“») [170] говорит в пользу первой трактовки.

Обратите внимание, как сформулированы первый, второй и третий вопросы, обращенные к нечестивцам:

— «Неужели же не призадумаетесь вы [над этим]?» (аят 85).

— «Неужели же не устрашитесь вы [Его]?» (аят 87).

— «До чего же вы очарованы!» (аят 89).

Эти укоризненные вопросы, задаваемые по мере развития темы, демонстрируют логическую последовательность процесса убеждения неверных и наставления их на путь истины. Взыскание, налагаемое на человека, может по своей строгости подразделяться на три вида: легкий упрек, выговор, и, наконец, — строгий выговор.


Сура Аль-му’минун

аяты: 91—92

مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِن وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَهٍ إِذاً لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلاَ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ ﴿٩١﴾ عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ ﴿٩٢﴾

91. Аллах не брал Себе сына, и нет рядом с Ним никакого другого бога — иначе каждый бог забрал бы сотворенное им, и одни из них одержали бы верх над другими. Пречист Аллах от того, что приписывают Ему,

92. Ведающему сокровенное и явное. Превыше Он тех, кому поклоняются наряду с Ним!

Комментарий

Вера в то, что у Бога есть сын (будь то Иисус, ангелы или кто-то другой), недопустима.

В предыдущих аятах речь шла о Воскресении, а также о власти и господстве Аллаха надо всем сущим. Рассматриваемые аяты критикуют идейные основы многобожия и указывают на некоторые из заблуждений многобожников. Коран гласит:

«Аллах не брал Себе сына, и нет рядом с Ним никакого другого бога…»

Вера в то, что у Бога есть дети, присуща не только христианам, считающим, что Иисус — это сын Божий. Аналогичные взгляды исповедовали и некоторые многобожники, которые полагали, что ангелы — это дочери Всевышнего. Есть также основания предполагать, что христиане заимствовали свои верования у древних язычников. Исходя из того, что ребенок наследует качества родителей, все они делали заключение, что и Иисус, и ангелы являются носителями Божественной сущности. Но подобные представления являются одной из наиболее распространенных черт многобожия.

Затем аят называет причину, по которой идея множественности богов должна быть отвергнута. Речь идет о том, что если бы у Аллаха были сотоварищи и миром правило бы множество богов, то каждый из них повелевал бы своими собственными творениями. В этом случае различные части Вселенной жили бы каждая по своим собственным законам. Это привело бы к возникновению в ней хаоса и беспорядка, что никак не согласуется с единообразием сотворенного мира, который мы наблюдаем. Коран гласит:

«…иначе каждый бог забрал бы сотворенное им, и одни из них
одержали бы верх над другими».

Заключительные слова подводят итог вышесказанному:

«Пречист Аллах от того, что приписывают Ему…»

Из всего этого явствует, что сотворенным миром правит единая система законов, которые одинаковы повсюду — и на небесах и на земле. Одни и те же законы управляют движением мельчайших субатомных частиц, планетами нашей Солнечной системы и огромными галактиками. Более того, если увеличить размеры атома, внешне он будет выглядеть, как миниатюрная солнечная система. С другой стороны, сама солнечная система издалека похожа на атом.

Современные исследования удаленных космических объектов, проведенные специалистами различных отраслей науки, подтверждают, что мир един и гармоничен.

Кроме того, идея множественности богов влечет за собой необходимость признания различий и противоречий между ними, поскольку если бы два объекта были полностью аналогичны один другому, они превратились бы в одно целое, и любые разграничения между ними утратили бы всякий смысл.

А если все же допустить, что в сотворенном мире существует множество богов, то следствием этого было бы отсутствие во Вселенной единого порядка.

Помимо этого, каждое существо стремится к совершенству. Данное положение верно во всех случаях за исключением того, когда некое существо добилось абсолютного совершенства и дальнейшее его совершенствование становится бессмысленным. Логический вывод из идеи множественности богов, каждый из которых обладает своей сферой влияния, состоит в том, что ограниченный суверенитет каждого из них обусловливает их несовершенство и потому каждый из них будет стремиться к достижению такового. Каждый из них будет добиваться того, чтобы подчинить своей власти весь сотворенный мир, а это приведет к соперничеству за господство, которое ввергнет мир в пучину хаоса.

Могут возразить: если предположить, что эти боги мудры и милосердны, они, несомненно, сумеют править миром сообща. Другими словами, угрозу хаоса можно устранить, при условии что эти боги сформируют нечто вроде совещательного органа.

Ответ на это возражение прост. Их мудрость не отменяет факта их множественности. Если мы говорим, что их много, значит предполагаем, что они все разные. Если бы они были совершенно одинаковы, то это был бы один бог. А где есть множество, там непременно обнаружатся различия, которые будут влиять на поведение богов и на их действия по управлению миром, что приведет к смятению и хаосу.

В этой связи есть такой хадис: «Однажды Хишам ибн Хакам спросил имама Садыка (да будет мир с ним!): „Почему Аллах уникален и един?“ Имам ответил: „Потому что управление Вселенной едино и последовательно, а сотворенный мир совершенен. Аллах сказал: „Земля и небо сгинули бы, если бы были над ними другие боги кроме Бога [Единого]“ [171]» [172].

Второй аят дает еще одну отповедь неверным, отстаивающим абсурдную идею многобожия. В нем говорится, что ни о каких иных богах, на существовании которых они настаивают, не известно Ему,

«…ведающему сокровенное и явное».

Аллаху ведомо все, что есть в видимом и невидимом мирах. Поэтому неверные не могут знать о существовании каких-то иных богов, не известных Творцу.

По своему содержанию этот аят аналогичен аяту 18 суры Йунус (Иона), 10, в котором Аллах говорит: «…Скажи, [Мухаммад]: „Разве [в ваших силах] открыть Всевышнему нечто такое на небесах и на земле, чего не знал бы Он?“»

Наконец, аят демонстрирует полную несостоятельность суеверных представлений многобожников:

«Превыше Он тех, кому поклоняются наряду с Ним!»

Завершающие слова аята перекликаются также с концовкой аята 18 суры Йунус (Иона), 10: «…Пречист Он и превыше тех, кому поклоняетесь вы вместо Него». Отсюда видно, что оба аята посвящены одной проблеме.

Эти слова содержат и угрозу в адрес многобожников, поскольку подтверждают, что Аллах осведомлен об их тайных и явных замыслах. Он досконально знает все их доводы, и когда придет время, они предстанут перед Его судом и будут наказаны.

По поводу слов «ведающему сокровенное и явное» имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «„Сокровенное“ — это то, что еще не произошло, а „явное“ — это то, что уже произошло».

Платите добром за зло и будьте терпеливы

Платите добром за зло. — Ищите прибежище у Аллаха от сатанинских соблазнов. — Грешники захотят вернуться в земной мир, обещая творить добро. —
В выигрыше будет тот, чьи добрые дела будут весить больше, а тот,
чьи добрые дела окажутся недостаточно весомы, окажется в проигрыше.
— Человек сотворен с определенной целью. — Молитва верующего

Сура Аль-му’минун

Аяты: 93—95

قُل رَبّ‌ِ إِمَّا تُرِيَنّـِي مَا يُوعَدُونَ ﴿٩٣﴾ رَبّ‌ِ فَلاَ تَجْعَلْنِي فِي الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ ﴿٩٤﴾ وإِنَّا عَلَى أَن نُرِيَكَ مَا نَعِدُهُمْ لَقَادِرُونَ ﴿٩٥﴾

93. Скажи: «Господь мой, если покажешь Ты мне то, что обещано им, —

94. тогда, Господь мой, не помещай меня с людьми неправедными!»

95. Воистину, во власти Нашей показать тебе то, что обещано им.

Комментарий

Эти аяты адресованы Пророку (да благословит Аллах его и род его!), но цель их ниспослания остается прежней: пригрозить неверным и многобожникам Господней карой.

Вначале Аллах повелевает Своему Пророку (да благословит Аллах его и род его!) обратиться к Нему с просьбой.

«Скажи: „Господь мой, если покажешь Ты мне то, что обещано им...“»

(Речь здесь идет о наказании, постигшем язычников в битве при Бадре.) Смысл его просьбы состоит в том, чтобы Господь, в Своем милосердии, не помещал его среди неверных в то время, когда решит обрушить на них Свою кару.

Нет никакого сомнения в том, что все действия Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и его поведение не могут навлечь на него наказание Всевышнего. Очевидно также, что небесный закон не карает всех без разбора — и правых и неправых. Даже если во всей общине грешников найдется хоть один праведник, Аллах спасет его. Аят гласит:

«…тогда, Господь мой, не помещай меня с людьми неправедными!»

Повелевая Пророку (да благословит Аллах его и род его!) вознести эту мольбу, Аллах словно предупреждает неверных: ситуация настолько серьезна, что сам великий Пророк ислама по велению свыше ищет у Него защиты от последствий их нечестивых убеждений и поступков. Кроме того, это должно дать понять последователям Пророка, что никому из них не гарантирована защита от наказания Всевышнего и что они всегда должны искать Его покровительства вне зависимости от высоты их положения. Но каково это наказание? Большинство комментаторов полагает, что здесь говорится о земной каре, которой Аллах подверг язычников, в том числе — и о сокрушительном поражении, которое они потерпели в сражении при Бадре [173]. Но другие считают, что речь, возможно, идет о наказании и в земной и в потусторонней жизни [174].

Учитывая то, что рассматриваемая сура была ниспослана в Мекке, в период, когда верующие испытывали многочисленные трудности, данные аяты должны были послужить им успокоением и утешением.

В третьем из аятов этого отрывка подчеркивается, что Аллах Всемогущ и развеивает все сомнения и колебания верующих относительно их победы над своими врагами и успокаивает их.

«Воистину, во власти Нашей показать тебе то, что обещано им».

Из истории известно, что после сражения при Бадре, где по воле Аллаха небольшое войско нанесло поражение многочисленному и хорошо оснащенному противнику, такого рода могущественная поддержка Всевышнего неоднократно проявлялось в разных местах и при различном стечении обстоятельств.

Аллах утешает Своего Пророка словами о том, что Он обладает силой, достаточной для наказания неверных, но часто по различным причинам откладывает наказание. Вот некоторые из этих причин:

1. Им дается время и возможность раскаяться.

2. Им предъявляется окончательный аргумент.

3. В будущем среди их потомков появятся истинно верующие.

4. Отсрочка дается им во имя Пророка (да благословит Аллах его и род его!), благодаря которому людям даруется милость и благодать.

Сура Аль-му’минун

аяты: 96—98

ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ السَّيّـِئَةَ نَحْنُ أَعْلَمُ بِمَا يَصِفُونَ ﴿٩٦﴾ وَقُل رَبّ‌ِ أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ ﴿٩٧﴾ وَأَعُوذُ بِكَ رَبّ‌ِ أَن يَحْضُرُونِ ﴿٩٨﴾

96. Отражай зло тем, что лучше всего. Мы лучше знаем, что описывают они.

97. И скажи: «Господь мой, ищу я убежища у Тебя от злых искушений дьявольских.

98. И ищу я убежища у Тебя, Господь мой, дабы не пришли они ко мне».

Комментарий

Аллах наставляет Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и призывает его в отношениях с врагами ислама избирать наилучший способ действия.

На зло можно отвечать злом, но это недостойно духовного лидера. Поэтому в данном отрывке Пророк (да благословит Аллах его и род его!) получает ясное повеление проявлять к своим противникам сдержанность, сострадание и справедливость, бороться с их дурными поступками снисхождением, великодушием и добротой, отвечая на их злословие доводами разума и здравого смысла. Священный Коран гласит:

«Отражай зло тем, что лучше всего. Мы лучше знаем,
что описывают они».

В аяте подразумевается, что Аллах знает, что нечестивцы досаждают Пророку (да благословит Аллах его и род его!), преследуют и оскорбляют его, но он был избран не для того, чтобы отвечать злопыхателям их же монетой. Он должен относиться к их проискам без озлобления, сохраняя собственное достоинство, и это будет наилучшим средством пробудить сердца тех, чьим уделом до сих пор было невежество и заблуждение.

Помимо этого, Пророку (да благословит Аллах его и род его!) следует уповать на Аллаха, как гласит о том аят:

«И скажи: „Господь мой, ищу я убежища у Тебя от злых
искушений дьявольских…“»

Эти слова означают, что он (да благословит Аллах его и род его!) должен обращаться к Аллаху не только с просьбой уберечь его от дьявольских искушений, но и с целью предотвратить появление на его проповедях упрямцев, которые самим своим присутствием оскорбляют и смущают собравшихся. Поэтому в следующем аяте сказано:

«И ищу я убежища у Тебя, Господь мой, дабы не пришли они ко мне».

Пояснения

1. Кораническое выражение хамазат является формой множественного числа от хумаза, что означает «подстрекательство», «пришпоривание», «выталкивание». Отсюда получила свое название и арабская буква «хамза», которая произносится взрывным выталкиванием воздуха из гортани [175].

С учетом того что арабское слово шайатин является формой множественного числа слова шайтан («дьявол»), оно относится ко всем дьяволам — явным и тайным, в обличье человека и джинна.

В «Комментарии» Али ибн Ибрагима читаем, что Имам (да будет мир с ним!) прокомментировал слова «И скажи: „Господь мой, ищу я убежища у Тебя от злых искушений дьявольских“» следующим высказыванием: «Здесь говорится о тех дьявольских наущениях, которые проникают в глубину вашего сердца».

Если сам непогрешимый Пророк (да благословит Аллах его и род его!), пользующийся божественной защитой от греха и ошибки, просит Всемогущего Аллаха оградить его от искушения, то становится совершенно очевидно, что простые верующие, не обладающие его непогрешимостью, тем более нуждаются в такой помощи. Все верующие должны искать прибежища у Аллаха, своего Господина и Владыки, от дьявольских искушений и просить Его ни на мгновение не оставлять их на произвол судьбы. Они должны не только избегать дьявольских соблазнов, но и не участвовать в сатанинских сборищах. Таким образом, все, кто стремится идти по пути истины, должны постоянно отвергать наущения Сатаны, прибегая для этого к помощи Всевышнего.

2. Один из самых эффективных способов противостоять упрямству и неуступчивости своих врагов состоит в том, чтобы отвечать добром на их зло. Это может в корне перевернуть их сознание и вызвать у них угрызения совести, которые заставят их отказаться от совершения новых прегрешений.

Изучение жизнеописания духовных лидеров и деяний Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и непогрешимых Имамов (да будет мир с ними!) показывает, что все они в ответ на злейшие поступки, совершенные против них некоторыми из их противников, проявляли к ним доброту и снисхождение. Такое обращение вызывало переворот в душах их противников и нередко возвращало этих грешников на путь истины.

Священный Коран неоднократно напоминает мусульманам о необходимости следовать этому принципу при столкновении с попытками причинить им зло, и тогда самый заклятый враг может стать им добрым другом. Так например, в аяте 34 суры Фуссилят (Разъяснены), 41, читаем: «…Отвергай зло наилучшим, и тогда тот, с кем у тебя вражда, станет как бы добрым другом». Надо, однако, сказать, что это повеление относится только к тем случаям, когда противник не злоупотребляет вашим добрым отношением и не считает его проявлением слабости, становясь от этого еще наглее.

Рассмотренный отрывок призывает также не поддаваться на заманчивые предложения со стороны врага. Возможно, именно поэтому, ниспослав Пророку (да благословит Аллах его и род его!) соответствующее повеление, Аллах тут же предписывает ему искать прибежища у Него от дьявольских искушений и от общения с искусителями.

Сура Аль-му’минун

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.