Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 4 глава
Вот почему вслед за упоминанием дождя, величайшего дара Всевышнего, Коран в этом аяте продолжает перечислять блага, которые он несет с собой.
«Затем даем Мы произрастать садам пальмовым и виноградным для вас. Много там для вас плодов, и питаетесь вы от них».
В садах выращивают не только финики и виноград, но именно они относятся к наиболее ценным культурам.
Кораническая фраза ва минха та’кулун («…и питаетесь вы от них») указывает, возможно, на то, что часть из того, что дают человеку выращиваемые им деревья и другие растения, используется им в пищу, но есть и другая его часть, которая несъедобна.
Деревья, включая пальмы, находят самое разнообразное применение в жизни человека: их листья идут на изготовление циновок, а иногда и одежды, или на корм скоту, древесина служит строительным материалом и топливом, из плодов и корней некоторых из них получают лекарственное сырье.
Фахр Рази в своем сборнике комментариев к Корану предположил, что фраза ва минха та’кулун означает, что человек живет с урожая своего сада, в том смысле как иногда говорят, что некто живет с такого-то дела.
Стоит напомнить, что если источник человеческой жизни, как сказано в предыдущих аятах, — это капля семенной жидкости, то для растений таким живительным источником служат капли дождя. В обоих случаях появление жизни невозможно без наличия влаги. Закон Аллаха универсален и применим ко всем Его творениям.
Сура Аль-му’минун
аят: 20
وَشَجَرَةً تَخْرُجُ مِن طُورِ سَيْنَآءَ تَنبُتُ بِالدُّهْنِ وَصِبْغٍ لّـِلأَكِلِينَ ﴿٢٠﴾
20. И дерево, что произрастает на горе Синай, которое дает вам масло и приправу для едящих.
Комментарий
Каждая климатическая и географическая зона благоприятна для произрастания определенных видов растений («Дерево, что произрастает на горе Синай…»). Некоторые места отмечены особой духовной и природной благодатью. Такова, например, гора Синай — то самое место, где было ниспослано откровение Всевышнего и где растут оливковые деревья, масло которых является даром Божьим.
В этом аяте говорится о благословенном дереве, маслине, которое растет благодаря все тому же дождю. Речь идет о том, что помимо виноградной лозы, финиковых пальм и других плодовых деревьев Аллах создал также и это дерево, которое растет на горе Синай.
«И дерево, что произрастает на горе Синай, которое дает вам масло и приправу для едящих».
Комментаторы предлагают два варианта толкования смысла упоминания в этом аяте горы Синай.
1. Речь идет собственно о расположенной в Синайской пустыне горе Синай. Коран, описывая маслину, говорит о ней как о дереве, произрастающем на горе Синай, поскольку усыпанные плодами оливковые деревья, растущие на склонах горы Синай, расположенной в южной части Синайской пустыни, были первыми зелеными растениями, которые видели арабы Хиджаза, кочевавшие по безводной пустыне этого района на север. Если посмотреть на карту, то нетрудно понять, откуда появилась эта версия.
2. Название горы — Синай (Тур) — это яркий эпитет, означающий «благословенная, покрытая деревьями, живописная гора» (Тур — «гора», Сина — «благословенный», «живописный», «поросший деревьями»).
Исходное значение слова арабского слова сибг — «цвет», а поскольку человек, макая хлеб в соус как бы раскрашивает его, то все разновидности хлеба, который едят, обмакивая в подливу, стали называть сибг.
Слово «сибг» может подразумевать оливковое масло, которое служит приправой к хлебу, а может — сами разновидности хлеба, к которым подают приправу, приготовленную из плодов различных растений.
Возникает вопрос: почему из всех видов растений особо выделены три: финики, виноград и оливы?
Исследования диетологов говорят о том, что немногие плоды могут сравниться с ними по своей полезным и питательным свойствам. Оливковое масло играет очень важную роль в обеспечении обмена веществ в организме человека. Оно высококалорийно, благотворно влияет на печень, способствует излечению почек, снимает почечные колики и растворяет желчные камни. Оливковое масло успокаивающе действует на нервы и является общеукрепляющим средством.
Финики обладают таким множеством полезных свойств, что их можно перечислить лишь вкратце. Диетологи говорят, что они богаты фруктозой, причем одной из самых полезных ее разновидностей. Финики предотвращают рак. Ученые обнаружили в них тринадцать жизненно важных микроэлементов и пять витаминов, что делает эти плоды ценным продуктом питания.
Виноград некоторые ученые называют природной аптекой. По своим характеристикам он схож с материнским молоком, а калорий дает в два раза больше, чем мясо. Виноград очищает кровь, выводит из организма яды, а его многочисленные витамины делают человека энергичным и сильным.
Сура Аль-му’минун
аяты: 21—22
وَإِنَّ لَكُمْ فِي الاَنْعَامِ لَعِبْرَةً نُسْقِيكُم مّـِمَّا فِي بُطُونِهَا وَلَكُمْ فِيهَا مَنَافِعُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ ﴿٢١﴾ وَعَلَيْهَا وَعَلَى الْفُلْكِ تُحْمَلُونَ ﴿٢٢﴾
21. И, воистину, есть назидание для вас в скоте. Даем Мы пить вам из того, что есть в чревах их, много пользы вам от них, и от них питаетесь вы.
22. И переправляетесь вы на них и на кораблях.
Комментарий
Четвероногие животные созданы для пользы человека. Они дают ему молоко, мясо, служат транспортным средством. Все это и многое другое является основой развития молочной, кожевенной, мясоперерабатывающей, ткацкой отраслей промышленности, обеспечивают работой миллионы людей.
Таким образом, упомянув выше такой Божий дар, как растения, существующие благодаря благодатному дождю, Аллах переключает наше внимание на животных, питающихся этими растениями и составляющих важную часть благ, дарованных нам Всевышним. Аят гласит:
«И, воистину, есть урок для вас в скоте».
Затем Коран раскрывает смысл этой фразы:
«Даем Мы пить вам из того, что есть в чревах их…»
Да, речь идет именно об этом бодрящем напитке — молоке. Этот идеальный здоровый продукт вырабатывается организмом животного. Воистину, удивительно, как Аллах производит этот восхитительный напиток из такого источника!
Но молоко — это не единственное благо, которые дают человеку животные, — мы получаем от них и много других поучительных и полезных вещей.
«... много пользы вам от них, и от них питаетесь вы».
Кроме мяса, которое, будучи источником белка, служит главным продуктом питания человека, животные дают нам кожу, идущую на изготовление различных видов одежды и прочного материала для палаток. Из шерсти делают одежду, покрывала и подстилки. Из некоторых органов животных изготовляют лекарства. Даже навоз идет в дело — из него производят удобрения для садовых и огородных культур.
***
Во втором аяте этого фрагмента говорится о животных как об удобном средстве передвижения по суше, подобно тому как корабли служат средством для морских путешествий.
«И переправляетесь вы на них и на кораблях».
Совокупность полезных свойств, которые обнаруживает для себя человек в четвероногом животном, заставляет его задуматься, наводит на мысль о Творце всех этих благ и вызывают чувство благодарности к Нему.
Но почему Аллах поставил на одну доску верховых животных и корабли? Размышление над эти вопросом приводит к простому и очевидному ответу: человеку необходимы транспортные средства для передвижения равно по суше и по воде. Об этом же говорится и в суре Аль-Исра’ (Перенес ночью), 17:7: «…носим Мы их по суше и по морю…»
Следовательно, роль кораблей как средства передвижения тоже не следует недооценивать («И переправляетесь вы… на кораблях»).
Несколько преданий на тему молока
1. Святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Воистину, Аллах не создает болезнь, не создав лекарство от нее. Вот коровье молоко, что лучше любого дерева» [108].
2. Святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Вот коровье молоко, что лучше любого дерева и лечит любую болезнь» [109].
3. Святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Вот коровье молоко — ведь это, воистину, лекарство. Целебно и масло из него. Но избегайте употреблять в пищу коровье мясо, поскольку в нем причина недугов» [110].
4. Повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!) сказал: «Каша на коровьем молоке (из дробленого риса, молока и сахара) помогает от любой болезни, кроме смерти» [111].
5. Исмаил ибн Муслим привел слова имама Садыка (да будет мир с ним!), который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) запретил разбавлять молоко водой при продаже» [112].
Господь спасает Ноя и его последователей
Ной получает повеление Всевышнего построить ковчег. — Всемирный потоп. — Спасение Ноя и его спутников. — Новое поколение людей. — Господь посылает людям еще одного пророка все с той же целью: наставить их на путь единобожия
Сура Аль-му’минун
Аят: 23
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحاً إِلَى قَوْمِهِ فَقَالَ يَاقَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ أَفَلاَ تَتَّقُونَ ﴿٢٣﴾
23. И, несомненно, послали Мы Ноя к народу его, и сказал он: «О народ мой, поклоняйтесь Богу [Единому]. Нет у вас бога другого, кроме Него. Неужели не убоитесь вы [Его]?»
Комментарий
В предыдущем аяте Аллах говорил о сотворении человека и об удовлетворении его материальных потребностей. Здесь же речь идет о пище духовной.
Другими словами, ранее говорилось о единобожии, о познании Аллаха и о свидетельствах Его величия в сотворенном мире. В рассматриваемом и в последующих аятах то же самое излагается устами великих пророков и иллюстрируется событиями из их жизни. Начинается повествование с Ноя, одного из первых пророков и провозвестника единобожия. Аят гласит:
«И, несомненно, послали Мы Ноя к народу его и, сказал он: „О народ мой, поклоняйтесь Богу [Единому]. Нет у вас бога другого, кроме Него. Неужели не убоитесь вы [Его]?“»
Служить другим богам, помимо Всевышнего, — это безбожие и безрассудство.
Сура Аль-му’минун
аят: 24
فَقَالَ الْمَلاَُ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن قَوْمِهِ مَا هَذَآ إِلاَّ بَشَرٌ مّـِثْلُكُمْ يُرِيدُ أَن يَتَفَضَّلَ عَلَيْكُمْ وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ لأَنزَلَ مَلآَئِكَةً مَاسَمِعْنَا بِهَذَا فِي ءَابَآئِنَا الاَوَّلِينَ ﴿٢٤﴾
24. Но главари тех, которые не веровали из народа его, сказали: «Он всего лишь человек, подобный вам, который желает главенствовать над вами. А если бы захотел Аллах, то послал бы ангелов. Не слыхали мы такого от праотцев наших.
Комментарий
Из всех, кто противостоял пророкам, наибольшее упорство и неуступчивость проявляла знать.
Пророки (да будет мир с ними!) приходили, чтобы повести человечество дорогой истины, но те, что не уверовали, твердили, что небесный посланник не должен быть человеком. Поэтому богачи и высокомерная знать народа Ноя говорили: «Он такой же смертный, как и вы, который стремится к верховенству над вами».
«Но главари тех, которые не веровали из народа его, сказали: „Он всего лишь смертный, подобный вам, который желает главенствовать над вами…“»
Главный недостаток Ноя они видели в том, что он простой смертный и обвиняли его в самозванстве, а все его речи о Боге, единобожии и религии были направлены, по их мнению, только на то, чтобы добиться своих личных целей. Далее аят гласит:
«А если бы захотел Аллах, то послал бы ангелов».
В довершение к своим беспочвенным упрекам они, наконец, говорили:
«Не слыхали мы такого от праотцев наших».
Перед лицом безупречных логических доказательств следует не кивать на культурные традиции народа и обычаи предков, защищая устоявшийся порядок вещей, а внимать призыву пророка Всевышнего.
Сура Аль-му’минун
аяты: 25—26
إِنْ هُوَ إلاَّ رَجُلٌ بِهِ جِنَّةٌ فَتَرَبَّصُوا بِهِ حَتَّى حِينٍ ﴿٢٥﴾ قَالَ رَبِّ انصُرْنِي بِمَا كَذَّبُونِ﴿٢٦﴾
25. Он всего лишь безумец, потерпите его некоторое время.
26. Сказал он [Ной]: «Господь мой, помоги мне за то, что они сочли меня лжецом!»
Комментарий
Не в силах преодолеть собственное упрямство и высокомерие, некоторые люди доходили до того, что называли пророков, мудрейших из людей, сумасшедшими. Богохульная элита считала призыв пророков временным умопомрачением и призывала свой народ подождать, пока Божьи посланники прекратят свои проповеди («…потерпите его некоторое время»).
Однако эти безрассудные речи не задевали душу великого пророка, и Ной продолжал свое дело, ничем не выказывая стремления возвыситься над остальными. Когда его противники увидели, что их прежние упреки не находят подтверждения в реальной жизни, они выдвинули новое обвинение, объявив Ноя сумасшедшим — именно такой прием использовался против всех пророков и праведных вождей на протяжении всей истории человечества.
«Он всего лишь безумец, потерпите его некоторое время».
В своих обвинениях они использовали слово джиннатун (разновидность сумасшествия), избегая признать тот факт, что вся его жизнь и речи были наилучшим свидетельством здравости его рассудка и мудрости. По сути дела, они пытались убедить людей в том, что даже допуская внешнюю разумность и адекватность его поведения, нельзя забывать, что сумасшествие может облекаться в разные формы, среди которых — все те же знание и здравомыслие.
Кораническая фраза фа тараббасу бихи хатта хин («…потерпите его некоторое время») может означать, что они надеялись на смерть Ноя, которая вернула бы им душевный покой. А может быть, они имели в виду, что нужно подождать, пока Ной излечится от болезни, которую они ему приписывали.
Как бы то ни было, они выдвигали против Ноя три необоснованных и противоречивых обвинения, каждое из которых преследовало единственную цель — продемонстрировать отсутствие у него пророческого дара:
1. Претензия простого смертного на пророчество — это ложь. Такого никогда не было («А если бы захотел Аллах, то послал бы ангелов»).
2. Он стремится возвысить себя, и его проповеди направлены только на достижение этой цели.
3. Он не в своем уме, и все, что он говорит, есть следствие его душевной болезни.
Поскольку ответ на все эти надуманные обвинения и возражения очевиден и приводится в других аятах, здесь Коран ничего более не говорит на эту тему.
С одной стороны, вполне понятно, что тот, кто взялся вести за собой людей, и сам должен быть человеком, познавшим на собственном опыте нужду, боль и невзгоды, которые присущи любому другому человеку. Да и по своей телесной природе все пророки были людьми.
С другой стороны, биографии пророков отчетливо демонстрируют, что главными чертами их характера были человеколюбие, смирение и отсутствие малейших проявлений властолюбия, а их мудрость и прозорливость были хорошо известны их противникам, которые и сами это признавали.
Преследуя Ноя, его противники не ограничивались одними лишь словесными обвинениями. Из других аятов Корана известно, что они прибегали и к другим способам давления на него. Ной делал все, что было в его силах, чтобы избавить свой народ от скверны богохульства и многобожия. Отчаявшись добиться успеха, он обратился за помощью к Всевышнему. Вот как об этом сказано в аяте:
«Сказал он [Ной]: „Господь мой, помоги мне за то, что они сочли меня лжецом!“»
Конечно же, он просил Бога способствовать победе веры над неверием, а не помочь ему самому одержать верх над конкретными противниками. Поэтому он и сказал: «…помоги мне против того, что называют они меня лжецом», — а отнюдь не просил даровать ему победу над безбожниками.
Сура Аль-му’минун
аят: 27
فَاَوْحَيْنَآ إِلَيْهِ أَنِ اصْنَعِ الْفُلْكَ بِاَعْيُنِنَا وَوَحْيِنَا فَإِذَا جَآءَ أَمْرُنَا وَفَارَ التَّنُّورُ فَاسْلُكْ فِيهَا مِن كُلِّ زَوْجَيْنِ اثْنَيْنِ وَأَهْلَكَ إِلاَّ مَن سَبَقَ عَلَيْهِ الْقَوْلُ مِنْهُمْ وَلاَ تُخَاطِبْنِي فِي الَّذِينَ ظَلَمُوا إِنَّهُم مُّغْرَقُونَ ﴿٢٧﴾
27. И внушили Мы откровение ему: «Построй ковчег перед Нашими глазами и согласно Нашему откровению. Затем, когда будет повеление Наше и вода забьет из печи, посади на него всех по паре [животных], а также семью твою, кроме тех, против которых сказано слово. И не проси Меня за тех, кто грешен, воистину, утонут они.
Комментарий
Имам Бакир (да будет мир с ним!) поведал: «Ной (да будет мир с ним!) в течение 950 лет открыто и втайне призывал людей к единобожию, пока Аллах не сказал ему: „Верующими из народа твоего будут только те, кто уже уверовал“ [113]. Тогда Ной сказал: „…собьют они с пути рабов Твоих и не породят никого, кроме безнравственных, неблагодарных“ [114]» [115].
Затем Аллах повелел ему построить ковчег и подготовил все, чтобы спасти Ноя и его немногочисленных соратников и уничтожить упрямых многобожников. Аллах говорит:
«И внушили Мы откровение ему: „Построй ковчег перед Нашими глазами и согласно Нашему откровению…“»
Кораническая фраза би ’а‘йунина («перед Нашими глазами») говорит о том, что Аллах присутствовал при сооружении ковчега и поддерживал Ноя. И тот трудился со спокойной душой, ничего не боясь и ни о чем не беспокоясь.
Арабское слово вахийна («Наше откровение») указывает на то, что знание о том, как строить ковчег, было передано Ною посредством откровения Всевышнего. Исторические свидетельства показывают, что знание это было беспрецедентно для своего времени. Таким образом, Ной строил свой ковчег под руководством Аллаха, и благодаря этому он идеально соответствовал своему предназначению. Аят далее гласит:
«Затем, когда будет повеление Наше и вода забьет из печи, посади на него всех по паре [животных], а также семью твою, кроме тех, против которых сказано слово».
(Заключительные слова в приведенной цитате относятся к жене Ноя и к одному из его сыновей.)
Затем Коран добавляет:
«И не проси Меня за тех, кто грешен, воистину, утонут они».
Это предупреждение было продиктовано тем, что Ной, поддавшись чувству сострадания или отеческой привязанности, мог начать заступаться за тех, кто уже не заслуживал его заступничества.
Сура Аль-му’минун
аяты: 28—30
فَإِذَا اسْتَوَيْتَ أَنتَ وَمَن مَّعَكَ عَلَى الْفُلْكِ فَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي نَجَّانَا مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ ﴿٢٨﴾ وَقُل رَبِّ أَنزِلْنِي مُنزَلاً مُّبَارَكاً وَأَنتَ خَيْرُ الْمُنزِلِينَ ﴿٢٩﴾ إِنَّ فِي ذَلِكَ لاَيَاتٍ وَإِن كُنَّا لَمُبْتَلِينَ ﴿٣٠﴾
28. А когда расположитесь в ковчеге ты и те, кто с тобой, скажи: «Слава Богу, Который спас нас от людей несправедливых».
29. Скажи также: «Господь мой! Дай мне пристанище благословенное, ведь наилучший Ты из тех, кто дает пристанище».
30. Поистине, в этом — знамения, и, действительно, Мы испытываем.
Комментарий
Прежде чем просить у Аллаха новых даров, мы должны поблагодарить Его за прежние милости.
Исторические события упоминаются в Коране не в качестве развлекательной истории. Они играют роль указательных знаков, которые направляют нас на прямой путь и побуждают к самосовершенствованию. Обращаясь к Ною, Аллах говорит:
«А когда расположитесь в ковчеге ты и те, кто с тобой, скажи: „Слава Богу, Который спас нас от людей несправедливых“».
В следующем аяте Ной получает повеление после восхваления Аллаха за первую оказанную Им милость — спасение от нечестивцев — обратиться к Нему с новой мольбой.
«Скажи также: „Господь мой! Дай мне пристанище благословенное, ведь наилучший Ты из тех, кто дает пристанище“».
С точки зрения грамматической формы арабское слово манзил можно трактовать как «имя места», и тогда все это выражение будет выглядеть как просьба Ноя к Аллаху даровать ему пристанище на благодатной земле, где он смог бы поселиться и благополучно существовать.
С другой стороны, манзил может означать и собственно высадку, как действие. В этом случае речь идет о просьбе позволить ковчегу пристать к суше и уберечь его пассажиров от возможных опасностей и бед — ведь после окончания потопа они могли оказаться в условиях, непригодных для жилья, столкнуться с нехваткой продовольствия и всяческими болезнями. Поэтому Ной и молил Бога даровать ему благополучную высадку.
Наконец, заключительный аят этого отрывка подводит итог всей истории, в которой Ной одерживает верх в противостоянии с нечестивцами, а их суровое наказание должно стать знамением для тех, кто способен размышлять. Аят гласит:
«Поистине, в этом — знамения, и, действительно, Мы испытываем».
Эта фраза может означать, что Аллах неоднократно подвергал испытанию соплеменников Ноя, и когда их неспособность пройти это испытание стала очевидной, Он уничтожил безбожников.
Это может быть также указанием на то, что Аллах в каждую эпоху испытывает все человечество, и, следовательно, рассказанное в этих аятах относится не только к современникам Ноя. Человеческий род во все века подвергается различным испытаниям, в результате которых те, кто стоит на пути развития, уходят с исторической арены, с тем чтобы человечество беспрепятственно продолжало свой путь к вершинам духовного совершенства.
Интересно отметить, что в данных аятах говорится только о строительстве ковчега и о погружении на него Ноя и его спутников. Подробности того, что же в конце концов случилось с безбожниками, в Коране не приводятся. Но их дальнейшая судьба становится понятна из слов Всевышнего: «…воистину, утонут они», — ведь Его обещания всегда исполняются.
Необходимо также сказать, что более подробную историю Ноя, эпизоды его борьбы с безбожниками, рассказ о сооружении ковчега, о воде, забившей из печи, о потопе, в котором погиб его сын, можно найти в жизнеописаниях пророков.
Сура Аль-му’минун
аяты: 31—32
ثُمَّ أَنشَأْنَا مِنْ بَعْدِهِمْ قَرْناً ءَاخَرِينَ ﴿٣١﴾ فَاَرْسَلْنَا فِيهِمْ رَسُولاً مّـِنْهُمْ أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ أَفَلاَ تَتَّقُونَ﴿٣٢﴾
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|