Развитие фондового рынка в Республике Беларусь
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и коюрые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.
К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита
(25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инт вестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирова^ ния за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигач ций и акций — 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Законы Республики Беларусь:
«О ценных бумагах и фондовых биржах»;
«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;
«О Национальном банке Республики Беларусь»;
«О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»;
«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» ;
«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;
• Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Прези-
дента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Бела русь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущес тва, других заинтересованных министерств и ведомств, который ко ординирует деятельность этих органов;
• Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это соб ственно регулирование фондового рынка посредством издания за конодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рын ке ценных бумаг. Национальный банк является агентом прави тельства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, вы пускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутрен него государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представите ля эмитента (государства) для организации выпусков государствен ных ценных бумаг;
• Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе ларусь, в функции которого входят:
— государственное регулирование, контроль и надзор за рын ком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профес сиональной деятельностью по ценным бумагам;
— регистрация выпусков ценных бумаг;
— лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
• Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регули рование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;
• Министерство экономики, Государственный налоговый коми тет, Государственный таможенный комитет, издающие законода тельно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондо вого рынка.
В республике создана и инфраструктура рынка ценных .бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.
В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70 % от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.
Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:
• посредническая;
• коммерческая;
• деятельность инвестиционного фонда;
• деятельность депозитария;
• доверительная (трастовая) деятельность;
• деятельность специализированного регистратора (независимо го реестродержателя);
• прочие виды деятельности.
В динамике, начиная с 1996 г., количество профессиональных участников составляло соответственно: в 1996 г. — 293 профучастника, в 1997 г. - 285, в 1998 г. - 255, в 1999 г. - 186. Как видно из представленных данных, в республике идет сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, что может свидетельствовать как о снижении операций с ценными бумагами на фондовом рынке, так и о повышении требований к его участникам.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:
• корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
• государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
• муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),
• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
• именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки стоимости основных фондов, в результате которой соответственно возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной кун-
''ли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически пет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. Па нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:
• краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Сове та Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефи цита республиканского бюджета;
• долгосрочные, государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными дер жателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
• государственные долгосрочные облигации с купонным дохо дом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускакп- ся Министерством финансов для покрытия дефицита государствен ного бюджета;
• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении.
Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси является наиболее развитым и технически хорошо оснащенным. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.
Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяйствования по операциям с ними.
Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок около одного месяца. В республике также выпускаются и товарные векселя.
Именные приватизационные чеки «Имущество» предназначены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации государственного имущества. В соответствии с законодательством гражданин Беларуси должен получить свою долю государственного имущества сначала путем получения определенного количества ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных государственных предприятий. Обмен чеков на акции производится в отделениях Беларусбанка. Однако можно констатировать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Оо-мен чеков на акции предприятий идет вяло как в силу неравномерности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу потери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности. К тому же к настоящему времени стал достаточно очевидным тот факт, что чековая приватизация государственной собственности не приводит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к росту доходов ее граждан.
Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Сове-
том Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.
Таким образом, можно считать, что основополагающие атрибуты фондового рынка в Беларуси существуют. Тем не менее капитализация* рынка ценных бумаг в Беларуси составила в 1998 г. по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд USD, в Польше — 22 млрд USD, в Чехии — 12,5 млрд USD, в России — 26 млрд USD." Приведенные данные показывают, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малоразвитым. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:
— отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;
— низкие темпы приватизации и акционирования собственнос ти, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;
— недостаточно активная роль государства в создании и разви тии фондового рынка;
— приоритетность фискальных целей государства, в результа те чего потенциальные инвестиционные средства перераспределя ются или в неработающие активы (например, накопления населе ния в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;
— преобладание первичного рынка над вторичным, низкая лик видность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рын ке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформирован ный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения ресурсов из ннзкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.
I Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.
* Ввиду отсутствия котировки большинства ценных бумаг в Беларуси под капитализацией понимается объем эмиссий ценных бума/ по номинальной стоимости
"Белорусская га.ч , 2000 г № 1 С.9
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|