Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие фондового рынка в Республике Беларусь





Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и коюрые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокораз­витыми странами.

Государства, формирующие современную инфраструктуру ры­ночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В ка­честве характерного примера действия этих моделей называют соот­ветственно США и Германию.

К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита




(25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора эко­номики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инт вестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирова^ ния за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигач ций и акций — 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; ма­лый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого креди­тования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском госу­дарством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кре­дита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относи­тельно высокая доля участия банков в уставных фондах промыш­ленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание вли­яния банков.

В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в кото­рой присутствуют черты как североамериканской, так и европей­ской моделей. В качестве основных ее характеристик можно наз­вать значительную роль государства в процессе создания фондово­го рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета на­ряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высо­кую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на фи­нансовом и фондовом рынках государства.



К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-пра­вовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Белару­си, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бу­маг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бу­магами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь;

• Законы Республики Беларусь:

«О ценных бумагах и фондовых биржах»;

«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответ­ственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;

«О Национальном банке Республики Беларусь»;

«О банках и банковской деятельности в Республике Бела­русь»;

«Об именных приватизационных чеках Республики Бела­русь» ;

«О разгосударствлении и приватизации государственной соб­ственности в Республике Беларусь»;

«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии цен­ных бумаг в Республике Беларусь»;

• Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам
рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Прези-




дента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бума­гам Республики Беларусь, Национального банка Республики Бела­русь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосиму­щества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бу­маг или быть его участниками.

Беларусь характеризуется довольно обширной системой госу­дарственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основ­ных государственных органов, определяющих правила деятельнос­ти на рынке ценных бумаг, относятся:

• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото­
рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству­
ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра­
тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют
контроль за его развитием. При Правительстве Республики Бела­
русь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители
Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущес­
тва, других заинтересованных министерств и ведомств, который ко­
ординирует деятельность этих органов;

• Национальный банк и Министерство финансов Республики
Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это соб­
ственно регулирование фондового рынка посредством издания за­
конодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рын­
ке ценных бумаг. Национальный банк является агентом прави­
тельства по размещению государственных займов, организатором
вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно
финансовым посредником на нем по поручению правительства, вы­
пускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита­
рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутрен­
него государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство
финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представите­
ля эмитента (государства) для организации выпусков государствен­
ных ценных бумаг;

• Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе­
ларусь, в функции которого входят:

 

— государственное регулирование, контроль и надзор за рын­
ком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профес­
сиональной деятельностью по ценным бумагам;

— регистрация выпусков ценных бумаг;

— лицензирование профессиональной деятельности по ценным
бумагам;

• Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок
выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает
предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регули­
рование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных
фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг
акционируемых предприятий;


• Министерство экономики, Государственный налоговый коми­
тет, Государственный таможенный комитет, издающие законода­
тельно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондо­
вого рынка.

В республике создана и инфраструктура рынка ценных .бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная систе­ма. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осу­ществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорус­ская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Меж­банковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Прези­дента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регу­лирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция моно­биржевой системы. В результате на базе государственной «Межбан­ковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансо­выми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бума­гами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностран­ными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов па­кетами акций приватизируемых предприятий.

В республике создана единая двухуровневая депозитарная сис­тема, в состав которой входят государственное предприятие «Рес­публиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депози­тарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70 % от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Учет прав соб­ственности осуществляется с использованием депозитарных техно­логий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что по­мимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, ско­рость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появи­лась возможность оперативного анализа состояния фондового рын­ка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принад­лежит Центральному депозитарию Национального банка Республи­ки Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по госу­дарственным ценным бумагам.

Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бу­маг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осущес­твляться следующие виды деятельности:

• посредническая;

• коммерческая;

• деятельность инвестиционного фонда;

• деятельность депозитария;

• доверительная (трастовая) деятельность;

• деятельность специализированного регистратора (независимо­
го реестродержателя);

• прочие виды деятельности.


В динамике, начиная с 1996 г., количество профессиональных участников составляло соответственно: в 1996 г. — 293 профучас­тника, в 1997 г. - 285, в 1998 г. - 255, в 1999 г. - 186. Как видно из представленных данных, в республике идет сокращение количес­тва профессиональных участников рынка ценных бумаг, что может свидетельствовать как о снижении операций с ценными бумагами на фондовом рынке, так и о повышении требований к его участникам.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следую­щих основных сегментов:

• корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

• государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

• муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных
займов),

• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и
сберегательных сертификатов);

• именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Корпоративные ценные бумаги представлены преимущес­твенно акциями предприятий и банков. Акционированные предпри­ятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки сто­имости основных фондов, в результате которой соответственно воз­растает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в эконо­мике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной кун-

''ли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически пет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бу­магами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвес­торами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпо­ративных ценных бумаг чрезвычайно мала.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. Па нем обращаются такие ви­ды ценных бумаг, как:

краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Сове­
та Министров Республики Беларусь Министерством финансов с
целью привлечения временно свободных средств юридических и
физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефи­
цита республиканского бюджета;

долгосрочные, государственные облигации (ДГО) со сроком
обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются
Министерством финансов и могут использоваться первичными дер­
жателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут
выступать предметом залоговых обязательств;

государственные долгосрочные облигации с купонным дохо­
дом (ГДО)
со сроком обращения один год и более. ГДО выпускакп-
ся Министерством финансов для покрытия дефицита государствен­
ного бюджета;


краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении.

Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, но­минированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой ва­люте и не размещенных ранее в банках.

Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси является наи­более развитым и технически хорошо оснащенным. Причем в отли­чие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами высту­пают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.

Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации об­ращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяй­ствования по операциям с ними.

Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок око­ло одного месяца. В республике также выпускаются и товарные век­селя.

Именные приватизационные чеки «Имущество» предназна­чены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации го­сударственного имущества. В соответствии с законодательством гражданин Беларуси должен получить свою долю государствен­ного имущества сначала путем получения определенного количес­тва ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных государственных предприятий. Обмен чеков на акции произво­дится в отделениях Беларусбанка. Однако можно констатиро­вать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Оо-мен чеков на акции предприятий идет вяло как в силу неравномер­ности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу по­тери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности. К тому же к настоящему времени стал достаточно очевидным тот факт, что чековая приватизация государственной собственности не при­водит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к росту доходов ее граждан.

Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорус­ских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитен­тов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Сове-


том Министров Республики Беларусь. К настоящему времени инос­транными инвесторами были приобретены акции более чем 100 бе­лорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предпри­ятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы пре­ждевременным.

Таким образом, можно считать, что основополагающие атрибу­ты фондового рынка в Беларуси существуют. Тем не менее капита­лизация* рынка ценных бумаг в Беларуси составила в 1998 г. по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд USD, в Польше — 22 млрд USD, в Чехии — 12,5 млрд USD, в России — 26 млрд USD." Приведенные данные показыва­ют, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малораз­витым. Основными причинами низких темпов развития рынка цен­ных бумаг в республике являются:

— отсутствие четко разработанной концепции реформирования
экономики;

— низкие темпы приватизации и акционирования собственнос­
ти, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и
населения к вложению средств в ценные бумаги;

— недостаточно активная роль государства в создании и разви­
тии фондового рынка;

— приоритетность фискальных целей государства, в результа­
те чего потенциальные инвестиционные средства перераспределя­
ются или в неработающие активы (например, накопления населе­
ния в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы
республики;

— преобладание первичного рынка над вторичным, низкая лик­
видность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рын­
ке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформирован­
ный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции —
перераспределения ресурсов из ннзкоэффективных отраслей и
сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

I Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных при­чин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредит­ной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуе­мости макроэкономической политики правительства.

* Ввиду отсутствия котировки большинства ценных бумаг в Беларуси под капитализацией понимается объем эмиссий ценных бума/ по номинальной стоимости

"Белорусская га.ч , 2000 г № 1 С.9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.