Сделай Сам Свою Работу на 5

Распад СССР и его последствия.





Примерный план ответа:

Распад СССР стал следствием воздействия целой группы объективных и субъективных факторов, которые, дополняя друг друга, способствовали росту центробежных сил. Универсальной объективной причиной является свидетельствование мирового опыта, что многонациональные государственные образования на определенном этапе исторического развития прекращали свое существование. Наглядным примером служит развал российской империи после октябрьской революции 1917 г. Независимыми тогда пожелали стать немало национальных территорий. Однако большевистской власти удалось различными методами, в том числе и насильственными, сохранить исторические границы единого государства. Закрепленный в советских конституциях принцип самоопределения выглядел пороховой бочкой, готовой взорваться в случае ослабления центральной власти.

Как отмечает мировая история, подобные многонациональные государства могут удерживаться только в условиях авторитарных режимов и унитарных образований. Начатая Горбачевым реформа политической системы подорвала контроль центра над территориями, что, прежде всего, сказалось на КПСС – главной цементирующей основе СССР. Каждое ослабление правящей партии способствовало усилению разрушительных процессов государственности.



Признавая значение объективных причин в распаде СССР, все же надо отметить доминирующее положение субъективного фактора. К большому сожалению, у последнего советского руководства не было хорошо продуманной национальной политики. О ней вспомнили лишь тогда, когда отчетливо проявились отделенческие тенденции и заполыхало пламя межнациональных конфликтов.

Неудачи экономических реформ Горбачева также стимулировали республики к выходу, к самостоятельному преодолению кризиса. Особенно это было характерным для Прибалтики.

И, наконец, решающую роль в развале СССР сыграли политическое поведение, амбиции отдельных лидеров и развернувшаяся борьба за власть. Личная неприязнь Ельцин к Горбачеву, их постоянная конфронтация придали процессу ликвидации единого государства мощное ускорение. Можно сказать, что Союз его народы стали заложниками борьбы за политическое лидерство.



Симптомы кризиса в межнациональных отношениях начали проявляться со второй половины 1980-х гг. Серьезным сигналом неблагополучия в этой сфере стали декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате, когда произошли массовые беспорядки, вызванные смещением казахстанского лидера Д.Кунаева. В 1988 г. проблема Нагорного Карабаха ввергла Азербайджан и Армению в продолжительный период гражданских войн и вооруженных конфликтов, обернувшихся многочисленными человеческими жертвами. В 1989 г. кровавые межнациональные распри прокатились по Ферганской долине, а в 1990 г. они унесли сотни человеческих жизней в Баку, Душанбе и киргизским городе Оше.

Стремительными темпами шло нарастание тенденций к сепаратизму (отделению) и обособлению в прибалтийских республиках. В 1989 г. под мощным влиянием народных фронтов Верховные Советы Литвы, Эстонии и Латвии осудили советско-германский договор 1939 г., что фактически означало незаконность вхождения данных республик в состав СССР.

Последствия случившегося распада некогда единого государства многообразны и долговременны. Обозначим главные из них:

1) военно-политические. Распад СССР изменил геополитическую ситуацию в мире и Европе. Территория России сжалась, западные границы отодвинулись на восток. Россия утратила самые важные порты и выходы к морю на Балтике. Потребовалось формирование нового мирового порядка под контролем сверх державы – США. Вывод войск из Германии, передача Украине и Белоруссии войск и техники наиболее боеспособных округов ослабили влияние России на западном направлении. Россия стала объектом территориальных притязаний со стороны государств Балтии. Определение границ и статуса территорий вырастает в крупную общую для всех стран СНГ национально-государственную проблему;



2) социально-экономические последствия. Немыслимое для мирного времени падение производства и жизненного уровня народа. Беспрецедентный спад производства, составляющий по странам СНГ от 50 до 80%. Конверсия в обстановке экономической разрухи привела к значительному разрушению научно-технического потенциала. Из системы воспроизводства были фактически выведены такие жизненно важные отрасли, как сельское хозяйство, строительно-дорожное машиностроение, приборостроение, электротехническая промышленность, производство пластмасс и химических волокон. Наблюдалось резкое снижение реальных доходов населения, его социальная незащищенность со стороны государственных структур, быстрый рост безработицы;

3) духовные, общечеловеческие последствия. Распад культурных, научных, образовательных связей. Произошел разрыв родственных связей. З пределами исторической Родины оказалось более 50 млн. человек, в т.ч. 25 млн. русских.

После распада СССР стран столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров РФ от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны:

за январь – сентябрь 1993 г. по сравнению с тем же периодом 1992 г. произведенный национальный доход сократился на 15%, объем промышленного производства – на 16,5%, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн. рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.

Социально-экономическую и политическую обстановку начала 1990-х гг. характеризуют и такие негативные явления, как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм.

В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.

Ожидания не оправдались. Во-первых, потому, что к началу 1990 гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым и, прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства. Во-вторых, потому, что к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты. В-третьих, потому, что был дезорганизована система управления экономикой. И, наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются причины распада СССР?

2. Каковы последствия распада СССР?

  1. Россия в 1990-е гг.: социально-экономическая ситуация. Становление политической системы РФ. Конституция 1993 г.

Примерный план ответа:

1. Социально-экономическая ситуация в РФ в начале 1990-х гг.: снижение жизненного уровня населения, усиление социальной напряженности в обществе. Экономические реформы и их результаты:

а) Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (июнь 1990 г.);

б) программа экономических реформ – постепенное реформирование или радикальная ломка? «Шоковая терапия» Е.Гайдара против программы «500 дней»;

в) начало радикальной реформы (1 января 1992 г.);

г) спад производства, инфляция, снижение ВВП – последствия радикальных преобразований в экономике.

2. Общественно-политическая жизнь страны:

а) конфликт между исполнительной (Президент РФ) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями. Кризис власти и выход из него (1992-1993 гг.);

б) становление президентской республики. Выборы в федеральное собрание (ноябрь-декабрь 1993 г.);

в) принятие Конституции 1993 г.;

г) выборы в Государственную Думу. Расстановка политических сил;

д) выборы Президента РФ (1996 г.).

3. Внешнеполитический курс Российской Федерации в постсоветском пространстве.

Распад СССР потребовал от российского руководства сроч­но определить приоритеты внутренней и внешней политики нового государства.

Вопрос об основном направлении развития страны перед высшим руководством страны не стоял: коммунистическая идея себя дискредитировала, поэтому необходимо было с учетом ми­рового опыта перейти к строительству цивилизованного демо­кратического общества, где в качестве образца выступали раз­витые государства Запада. Это предполагало коренную пере­стройку (ломку) государственных структур, общественных, эко­номических и других отношений. Инструментом достижения этой цели стало создание рыночной экономики.

Перед руководством страны стоял иной вопрос: как с ми­нимальными потерями и в кратчайшие сроки создать ры­ночное хозяйство? Заметим, у демократических сил после их прихода к власти (август 1991 г.) не оказалось проработанной экономической и политической программы. Эйфория от одержанной победы продолжалась до октября 1991 г. Российское правительство фактически бездействовало, что усугубило социально-эконо­мическую ситуацию. Слухи о повышении цен, дискуссии о денежной реформе толкнули население страны на массовую скупку товаров, создание запасов первой необходимости, обо­стрили экономическую и политическую ситуацию.

Программа реформ и их реализация

В октябре 1991 г. правительство России представило про­грамму реформ, направленную на создание рыночной эко­номики. Из двух возможных ее вариантов — постепенное ре­формирование или радикальная ломка — был избран второй вариант, более известный как «шоковая терапия». Он пред­полагал максимально быстрое включение рыночных регуля­торов (свободные цены, создание благоприятных условий для деятельности предприятий).

Главным шокотерапевтом стал Е. Гайдар, назначенный ви­це-премьером нового правительства во главе с Президентом Б- Ельциным. Экономическая стабилизация была обещана че­рез год. «Рынок все расставит по своим местам» — стал ло­зунгом команды реформаторов.

Надежды на успех связывались с двумя моментами:

1) »народ» готов был потерпеть ради светлого будущего на начальной стадии реформ, тем более что по времени это должно было занять год;

2) получение крупных кредитов от международного ва­лютного фонда на проведение реформ.

Следует принять во внимание и другое: «шоковый» вари­ант позволял придать реформам необратимый характер, сде­лать невозможным возврат назад при любой политической конъюнктуре.

Главной задачей реформы стало достижение финансовой стабилизации (равновесие между платежеспособным спро­сом населения, предприятий и товарным предложением).

1 января 1992 г. началась радикальная реформа. Правитель­ство освободило цены на большинство товаров от государст­венного контроля. Сразу же обнаружились просчеты — пред­полагалось, что цены увеличатся в 5 ~ 10 раз, а на деле они увеличились в 100 и более раз. Денежные средства населения оказались фактически конфискованы государством. Резко со­кратилось потребление продуктов питания, '/3 населения стра­ны оказалась за чертой бедности. Это привело к росту смерт­ности, сокращению продолжительности жизни. Спад промыш­ленного производства достиг в 1-й год реформ 35%. Правительство вынуждено было поднять заработную плату, что вызвало новый рост цен и инфляцию.

Взаимные неплатежи предприятий стали новой пробле­мой, с которой столкнулась реформа. Поэтому было резко расширено кредитование народного хозяйства, что привело к новому витку инфляции.

Одновременно с этим началась приватизация государст­венной собственности (осень 1992 г.). Каждый гражданин страны получил свою долю собственности — ваучер, оценен­ный в 10 тыс. руб. Тем самым предполагалось создать новый класс собственников — «средний класс», который должен был стать оплотом социальной стабильности общества. В 1993 г. ваучеры было разрешено вкладывать в акции предприятий, что призвано было обеспечить их держателям получение при­былей. Ваучерная кампания сопровождалась, при молчали­вом согласии властей, массовой скупкой ваучеров новыми предпринимателями, банками, иностранцами. Тем самым пре­вращение большинства населения в «средний класс» оказа­лось фикцией.

В результате радикальной реформы возросла социальная напряженность. Ее удалось ослабить с помощью «товарной интервенции», что привело к расширению рынка продоволь­ственных и промышленных товаров.

Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались 15 месяцев. Ему не удалось решить главную задачу — до­биться финансовой стабилизации, что предопределило его отставку.

Новый глава правительства В. С. Черномырдин продол­жил стратегический курс своего предшественника — созда­ние рыночных отношений. На первое место выдвинулась борьба с инфляцией. В план реформ были внесены коррек­тивы: 1) поддержка государственных предприятий; 2) по­ощрение предпринимательской деятельности; 3) целевая поддержка наименее защищенных слоев населения; 4) при­влечение иностранных инвестиций; 5) стабилизация уров­ня жизни населения.

В 1993 — 1995 гг. негативные процессы в экономике со­хранились: спад производства, бюджетный дефицит, рост цент, безработица.

В это же время были сделаны первые шаги на пути к рынку: 1) ликвидирован прежний экономический меха низм хозяйствования; 2) появился слой частных собствен­ников; 3) заработал потребительский рынок; 4) страна сде­лала первые шаги интегрирования в мировое хозяйство.

Становление политической системы России

Распад СССР создал реальную угрозу распада и России, поскольку в основу ее устройства были заложены те же прин­ципы, что и Союза.

Автономные республики, почти все автономные области объявили себя субъектами федерации, так начался «парад суверенитетов», который в 1992 г. создал угрозу распада Рос­сийской Федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия и дру­гие прекратили выплаты в федеральный бюджет, сами стали устанавливать цены на производимые на их территории то­вары, взяли курс на плавный выход из Федерации.

Само Российское правительство во главе с Б. Ельциным инициировало этот процесс, когда Президент (1991 г.) пред­ложил субъектам Федерации брать суверенитетов столько, сколько они могут «проглотить». Национальные элиты в ус­ловиях проведения «шоковой» реформы, приведшей к об­нищанию большинства населения, укрепили свои позиции. Теперь же правительство попыталось остановить этот про­цесс. Такая непоследовательность привела к росту нацио­нальной напряженности. Незаконные вооруженные форми­рования Д. Дудаева (сентябрь 1992 г.) разогнали Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики, объяви­ли об отделении Чечни от России. В этих условиях прави­тельство заняло выжидательную позицию, продолжало суб­сидировать незаконный режим, что укрепляло его. Это про­тивостояние центральной и региональной властей в 1995 г. привело к кровавой войне, которая унесла жизни 60 тыс. чел.

В марте 1992 г. между Центром и субъектами федерации был подписан Федеративный договор, который снизил ост­роту этого вопроса. Но не снял его полностью.

Радикальная экономическая реформа разочаровала значи­тельную часть общества, лишила реформаторов поддержки мно­гими слоями населения. Это привело к нарастанию противо­стояния законодательной и исполнительной ветвей власти. Верховный Совет, где большинство принадлежало проком­мунистической оппозиции, поставил перед собой задачу ус­тановления контроля над правительством, а в перспективе и захват власти. В свою очередь сторонники Президента взяли курс на ликвидацию советской системы организации вла­сти.

Эта борьба наиболее ярко проявилась при обсуждении проекта новой Конституции. Президентский проект исхо­дил из принципа: «Сильный Президент — сильный парла­мент». Его оппоненты исходили из иного: «Сильный парла­мент — сильный президент».

Весной 1993 г. Б. Ельцин объявил о проведении референ­дума о доверии Президенту и его проекту Конституции. Боль­шинство избирателей высказались за доверие Президенту, поддержали его социально-экономическую политику.

Противостояние двух властных структур достигло пика осенью 1993 г., а тяжелая социально-экономическая ситуа­ция усугубила его. В этих условиях Президент 21 сентября 1993 г. издал указ № 1400, в котором объявлялось о роспуске съезда и Верховного Совета, проведении 12 декабря рефе­рендума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание.

Против Указа выступило руководство Верховного Совета, большинство членов Конституционного суда, которые при­знали действия Президента неконституционными, объявили об отстранении Б. Н. Ельцина от должности. Вице-президент А. В. Руцкой приступил к выполнению президентских обя­занностей, формированию нового правительства. Белый дом — здание Верховного Совета — стал центром борьбы с Прези­дентом. Сюда стягиваются вооруженные формирования, сво­зится оружие. В свою очередь правительство устанавливает оцепление вокруг Белого дома из сил милиции, ОМОНа. Пре­зидент Б. Ельцин предъявил своим противникам ультима­тум — до 4 октября покинуть Белый дом. 2 и 3 октября в Мо­скве прошли демонстрации, организованные оппозицией, они сопровождались беспорядками, в городе начали строиться баррикады. 3 октября оппозиция предприняла попытку воо­руженной силой захватить «Останкино». Президент Б. Ель­цин объявил в столице чрезвычайное положение, ввел в го­род танковую дивизию. 4 октября войска расстреляли Белый дом из орудий, это вызвало сильный пожар, гибель людей. Войска заняли здание Верховного Совета, руководители со­противления были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное соб­рание, одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции. Результаты выборов оказались для мно­гих неожиданными: «Выбор России» во главе с Гайдаром, которому предрекали безоговорочный успех, получил 15%, сторонники же В. Жириновского получили 25% голосов из­бирателей, уверенно прошли на выборах коммунисты.

За проект новой Конституции проголосовала большая часть пришедших на выборы избирателей. Она предусмат­ривала вариант превращения страны в президентско-парламентскую республику. Президент получил чрезвычайно ши­рокие полномочия. Как глава государства он определяет по­литику, назначает главу правительства, предлагает кандида­туры судей в Конституционный суд, распускает и назначает выборы в Думу в случае трехкратного отклонения предло­женной им кандидатуры премьер-министра.

Федеральное собрание — законодательный орган власти — состоит из двух палат: Совет Федерации — сюда входят пред­ставители субъектов Федерации; Государственная дума — де­путаты избираются по избирательным округам, а также и по партийным спискам.

Конституционный суд — его главной обязанностью явля­ется толкование Конституции, осуществление контроля за ее исполнением.

Конституция подвела окончательную черту под советским периодом истории.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова ваша оценка социально-экономической ситуации в посткоммунистической России?

2. Выделите этапы общественно-политического развития РФ в начале 1990-х гг.?

3. На основе изучения текста Конституции РФ 1993 г. определите ее характерные черты, составьте схему высших органов власти страны.

4. В чем, по вашему мнению, заключаются отличия Конституции 1993 г. от прежних Конституций советского периода?

5. Выделите основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства в начале 1990-х гг.


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.