Распад СССР и его последствия.
Примерный план ответа:
Распад СССР стал следствием воздействия целой группы объективных и субъективных факторов, которые, дополняя друг друга, способствовали росту центробежных сил. Универсальной объективной причиной является свидетельствование мирового опыта, что многонациональные государственные образования на определенном этапе исторического развития прекращали свое существование. Наглядным примером служит развал российской империи после октябрьской революции 1917 г. Независимыми тогда пожелали стать немало национальных территорий. Однако большевистской власти удалось различными методами, в том числе и насильственными, сохранить исторические границы единого государства. Закрепленный в советских конституциях принцип самоопределения выглядел пороховой бочкой, готовой взорваться в случае ослабления центральной власти.
Как отмечает мировая история, подобные многонациональные государства могут удерживаться только в условиях авторитарных режимов и унитарных образований. Начатая Горбачевым реформа политической системы подорвала контроль центра над территориями, что, прежде всего, сказалось на КПСС – главной цементирующей основе СССР. Каждое ослабление правящей партии способствовало усилению разрушительных процессов государственности.
Признавая значение объективных причин в распаде СССР, все же надо отметить доминирующее положение субъективного фактора. К большому сожалению, у последнего советского руководства не было хорошо продуманной национальной политики. О ней вспомнили лишь тогда, когда отчетливо проявились отделенческие тенденции и заполыхало пламя межнациональных конфликтов.
Неудачи экономических реформ Горбачева также стимулировали республики к выходу, к самостоятельному преодолению кризиса. Особенно это было характерным для Прибалтики.
И, наконец, решающую роль в развале СССР сыграли политическое поведение, амбиции отдельных лидеров и развернувшаяся борьба за власть. Личная неприязнь Ельцин к Горбачеву, их постоянная конфронтация придали процессу ликвидации единого государства мощное ускорение. Можно сказать, что Союз его народы стали заложниками борьбы за политическое лидерство.
Симптомы кризиса в межнациональных отношениях начали проявляться со второй половины 1980-х гг. Серьезным сигналом неблагополучия в этой сфере стали декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате, когда произошли массовые беспорядки, вызванные смещением казахстанского лидера Д.Кунаева. В 1988 г. проблема Нагорного Карабаха ввергла Азербайджан и Армению в продолжительный период гражданских войн и вооруженных конфликтов, обернувшихся многочисленными человеческими жертвами. В 1989 г. кровавые межнациональные распри прокатились по Ферганской долине, а в 1990 г. они унесли сотни человеческих жизней в Баку, Душанбе и киргизским городе Оше.
Стремительными темпами шло нарастание тенденций к сепаратизму (отделению) и обособлению в прибалтийских республиках. В 1989 г. под мощным влиянием народных фронтов Верховные Советы Литвы, Эстонии и Латвии осудили советско-германский договор 1939 г., что фактически означало незаконность вхождения данных республик в состав СССР.
Последствия случившегося распада некогда единого государства многообразны и долговременны. Обозначим главные из них:
1) военно-политические. Распад СССР изменил геополитическую ситуацию в мире и Европе. Территория России сжалась, западные границы отодвинулись на восток. Россия утратила самые важные порты и выходы к морю на Балтике. Потребовалось формирование нового мирового порядка под контролем сверх державы – США. Вывод войск из Германии, передача Украине и Белоруссии войск и техники наиболее боеспособных округов ослабили влияние России на западном направлении. Россия стала объектом территориальных притязаний со стороны государств Балтии. Определение границ и статуса территорий вырастает в крупную общую для всех стран СНГ национально-государственную проблему;
2) социально-экономические последствия. Немыслимое для мирного времени падение производства и жизненного уровня народа. Беспрецедентный спад производства, составляющий по странам СНГ от 50 до 80%. Конверсия в обстановке экономической разрухи привела к значительному разрушению научно-технического потенциала. Из системы воспроизводства были фактически выведены такие жизненно важные отрасли, как сельское хозяйство, строительно-дорожное машиностроение, приборостроение, электротехническая промышленность, производство пластмасс и химических волокон. Наблюдалось резкое снижение реальных доходов населения, его социальная незащищенность со стороны государственных структур, быстрый рост безработицы;
3) духовные, общечеловеческие последствия. Распад культурных, научных, образовательных связей. Произошел разрыв родственных связей. З пределами исторической Родины оказалось более 50 млн. человек, в т.ч. 25 млн. русских.
После распада СССР стран столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров РФ от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны:
за январь – сентябрь 1993 г. по сравнению с тем же периодом 1992 г. произведенный национальный доход сократился на 15%, объем промышленного производства – на 16,5%, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн. рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.
Социально-экономическую и политическую обстановку начала 1990-х гг. характеризуют и такие негативные явления, как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм.
В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.
Ожидания не оправдались. Во-первых, потому, что к началу 1990 гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым и, прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства. Во-вторых, потому, что к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты. В-третьих, потому, что был дезорганизована система управления экономикой. И, наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются причины распада СССР?
2. Каковы последствия распада СССР?
- Россия в 1990-е гг.: социально-экономическая ситуация. Становление политической системы РФ. Конституция 1993 г.
Примерный план ответа:
1. Социально-экономическая ситуация в РФ в начале 1990-х гг.: снижение жизненного уровня населения, усиление социальной напряженности в обществе. Экономические реформы и их результаты:
а) Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (июнь 1990 г.);
б) программа экономических реформ – постепенное реформирование или радикальная ломка? «Шоковая терапия» Е.Гайдара против программы «500 дней»;
в) начало радикальной реформы (1 января 1992 г.);
г) спад производства, инфляция, снижение ВВП – последствия радикальных преобразований в экономике.
2. Общественно-политическая жизнь страны:
а) конфликт между исполнительной (Президент РФ) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями. Кризис власти и выход из него (1992-1993 гг.);
б) становление президентской республики. Выборы в федеральное собрание (ноябрь-декабрь 1993 г.);
в) принятие Конституции 1993 г.;
г) выборы в Государственную Думу. Расстановка политических сил;
д) выборы Президента РФ (1996 г.).
3. Внешнеполитический курс Российской Федерации в постсоветском пространстве.
Распад СССР потребовал от российского руководства срочно определить приоритеты внутренней и внешней политики нового государства.
Вопрос об основном направлении развития страны перед высшим руководством страны не стоял: коммунистическая идея себя дискредитировала, поэтому необходимо было с учетом мирового опыта перейти к строительству цивилизованного демократического общества, где в качестве образца выступали развитые государства Запада. Это предполагало коренную перестройку (ломку) государственных структур, общественных, экономических и других отношений. Инструментом достижения этой цели стало создание рыночной экономики.
Перед руководством страны стоял иной вопрос: как с минимальными потерями и в кратчайшие сроки создать рыночное хозяйство? Заметим, у демократических сил после их прихода к власти (август 1991 г.) не оказалось проработанной экономической и политической программы. Эйфория от одержанной победы продолжалась до октября 1991 г. Российское правительство фактически бездействовало, что усугубило социально-экономическую ситуацию. Слухи о повышении цен, дискуссии о денежной реформе толкнули население страны на массовую скупку товаров, создание запасов первой необходимости, обострили экономическую и политическую ситуацию.
Программа реформ и их реализация
В октябре 1991 г. правительство России представило программу реформ, направленную на создание рыночной экономики. Из двух возможных ее вариантов — постепенное реформирование или радикальная ломка — был избран второй вариант, более известный как «шоковая терапия». Он предполагал максимально быстрое включение рыночных регуляторов (свободные цены, создание благоприятных условий для деятельности предприятий).
Главным шокотерапевтом стал Е. Гайдар, назначенный вице-премьером нового правительства во главе с Президентом Б- Ельциным. Экономическая стабилизация была обещана через год. «Рынок все расставит по своим местам» — стал лозунгом команды реформаторов.
Надежды на успех связывались с двумя моментами:
1) »народ» готов был потерпеть ради светлого будущего на начальной стадии реформ, тем более что по времени это должно было занять год;
2) получение крупных кредитов от международного валютного фонда на проведение реформ.
Следует принять во внимание и другое: «шоковый» вариант позволял придать реформам необратимый характер, сделать невозможным возврат назад при любой политической конъюнктуре.
Главной задачей реформы стало достижение финансовой стабилизации (равновесие между платежеспособным спросом населения, предприятий и товарным предложением).
1 января 1992 г. началась радикальная реформа. Правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Сразу же обнаружились просчеты — предполагалось, что цены увеличатся в 5 ~ 10 раз, а на деле они увеличились в 100 и более раз. Денежные средства населения оказались фактически конфискованы государством. Резко сократилось потребление продуктов питания, '/3 населения страны оказалась за чертой бедности. Это привело к росту смертности, сокращению продолжительности жизни. Спад промышленного производства достиг в 1-й год реформ 35%. Правительство вынуждено было поднять заработную плату, что вызвало новый рост цен и инфляцию.
Взаимные неплатежи предприятий стали новой проблемой, с которой столкнулась реформа. Поэтому было резко расширено кредитование народного хозяйства, что привело к новому витку инфляции.
Одновременно с этим началась приватизация государственной собственности (осень 1992 г.). Каждый гражданин страны получил свою долю собственности — ваучер, оцененный в 10 тыс. руб. Тем самым предполагалось создать новый класс собственников — «средний класс», который должен был стать оплотом социальной стабильности общества. В 1993 г. ваучеры было разрешено вкладывать в акции предприятий, что призвано было обеспечить их держателям получение прибылей. Ваучерная кампания сопровождалась, при молчаливом согласии властей, массовой скупкой ваучеров новыми предпринимателями, банками, иностранцами. Тем самым превращение большинства населения в «средний класс» оказалось фикцией.
В результате радикальной реформы возросла социальная напряженность. Ее удалось ослабить с помощью «товарной интервенции», что привело к расширению рынка продовольственных и промышленных товаров.
Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались 15 месяцев. Ему не удалось решить главную задачу — добиться финансовой стабилизации, что предопределило его отставку.
Новый глава правительства В. С. Черномырдин продолжил стратегический курс своего предшественника — создание рыночных отношений. На первое место выдвинулась борьба с инфляцией. В план реформ были внесены коррективы: 1) поддержка государственных предприятий; 2) поощрение предпринимательской деятельности; 3) целевая поддержка наименее защищенных слоев населения; 4) привлечение иностранных инвестиций; 5) стабилизация уровня жизни населения.
В 1993 — 1995 гг. негативные процессы в экономике сохранились: спад производства, бюджетный дефицит, рост цент, безработица.
В это же время были сделаны первые шаги на пути к рынку: 1) ликвидирован прежний экономический меха низм хозяйствования; 2) появился слой частных собственников; 3) заработал потребительский рынок; 4) страна сделала первые шаги интегрирования в мировое хозяйство.
Становление политической системы России
Распад СССР создал реальную угрозу распада и России, поскольку в основу ее устройства были заложены те же принципы, что и Союза.
Автономные республики, почти все автономные области объявили себя субъектами федерации, так начался «парад суверенитетов», который в 1992 г. создал угрозу распада Российской Федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия и другие прекратили выплаты в федеральный бюджет, сами стали устанавливать цены на производимые на их территории товары, взяли курс на плавный выход из Федерации.
Само Российское правительство во главе с Б. Ельциным инициировало этот процесс, когда Президент (1991 г.) предложил субъектам Федерации брать суверенитетов столько, сколько они могут «проглотить». Национальные элиты в условиях проведения «шоковой» реформы, приведшей к обнищанию большинства населения, укрепили свои позиции. Теперь же правительство попыталось остановить этот процесс. Такая непоследовательность привела к росту национальной напряженности. Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева (сентябрь 1992 г.) разогнали Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики, объявили об отделении Чечни от России. В этих условиях правительство заняло выжидательную позицию, продолжало субсидировать незаконный режим, что укрепляло его. Это противостояние центральной и региональной властей в 1995 г. привело к кровавой войне, которая унесла жизни 60 тыс. чел.
В марте 1992 г. между Центром и субъектами федерации был подписан Федеративный договор, который снизил остроту этого вопроса. Но не снял его полностью.
Радикальная экономическая реформа разочаровала значительную часть общества, лишила реформаторов поддержки многими слоями населения. Это привело к нарастанию противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти. Верховный Совет, где большинство принадлежало прокоммунистической оппозиции, поставил перед собой задачу установления контроля над правительством, а в перспективе и захват власти. В свою очередь сторонники Президента взяли курс на ликвидацию советской системы организации власти.
Эта борьба наиболее ярко проявилась при обсуждении проекта новой Конституции. Президентский проект исходил из принципа: «Сильный Президент — сильный парламент». Его оппоненты исходили из иного: «Сильный парламент — сильный президент».
Весной 1993 г. Б. Ельцин объявил о проведении референдума о доверии Президенту и его проекту Конституции. Большинство избирателей высказались за доверие Президенту, поддержали его социально-экономическую политику.
Противостояние двух властных структур достигло пика осенью 1993 г., а тяжелая социально-экономическая ситуация усугубила его. В этих условиях Президент 21 сентября 1993 г. издал указ № 1400, в котором объявлялось о роспуске съезда и Верховного Совета, проведении 12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание.
Против Указа выступило руководство Верховного Совета, большинство членов Конституционного суда, которые признали действия Президента неконституционными, объявили об отстранении Б. Н. Ельцина от должности. Вице-президент А. В. Руцкой приступил к выполнению президентских обязанностей, формированию нового правительства. Белый дом — здание Верховного Совета — стал центром борьбы с Президентом. Сюда стягиваются вооруженные формирования, свозится оружие. В свою очередь правительство устанавливает оцепление вокруг Белого дома из сил милиции, ОМОНа. Президент Б. Ельцин предъявил своим противникам ультиматум — до 4 октября покинуть Белый дом. 2 и 3 октября в Москве прошли демонстрации, организованные оппозицией, они сопровождались беспорядками, в городе начали строиться баррикады. 3 октября оппозиция предприняла попытку вооруженной силой захватить «Останкино». Президент Б. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, ввел в город танковую дивизию. 4 октября войска расстреляли Белый дом из орудий, это вызвало сильный пожар, гибель людей. Войска заняли здание Верховного Совета, руководители сопротивления были арестованы.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание, одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции. Результаты выборов оказались для многих неожиданными: «Выбор России» во главе с Гайдаром, которому предрекали безоговорочный успех, получил 15%, сторонники же В. Жириновского получили 25% голосов избирателей, уверенно прошли на выборах коммунисты.
За проект новой Конституции проголосовала большая часть пришедших на выборы избирателей. Она предусматривала вариант превращения страны в президентско-парламентскую республику. Президент получил чрезвычайно широкие полномочия. Как глава государства он определяет политику, назначает главу правительства, предлагает кандидатуры судей в Конституционный суд, распускает и назначает выборы в Думу в случае трехкратного отклонения предложенной им кандидатуры премьер-министра.
Федеральное собрание — законодательный орган власти — состоит из двух палат: Совет Федерации — сюда входят представители субъектов Федерации; Государственная дума — депутаты избираются по избирательным округам, а также и по партийным спискам.
Конституционный суд — его главной обязанностью является толкование Конституции, осуществление контроля за ее исполнением.
Конституция подвела окончательную черту под советским периодом истории.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова ваша оценка социально-экономической ситуации в посткоммунистической России?
2. Выделите этапы общественно-политического развития РФ в начале 1990-х гг.?
3. На основе изучения текста Конституции РФ 1993 г. определите ее характерные черты, составьте схему высших органов власти страны.
4. В чем, по вашему мнению, заключаются отличия Конституции 1993 г. от прежних Конституций советского периода?
5. Выделите основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства в начале 1990-х гг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|