Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономические реформы Н.С.Хрущева: замыслы и реальность





Сельское хозяйство в начале 1950-х гг. являлось одной из наиболее острых проблем в экономике страны. Его хрониче­ское отставание стало следствием прошлой политики по от­ношению к деревне, было усугублено огромными потерями в годы войны.

В сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС выступил Н. Хру­щев, который предложил увеличить закупочные цены на сель­хозпродукцию, списать задолженности с колхозов, уменьшить обязательные поставки с личных хозяйств. Эти меры дали надежду на изменение политики государства к деревне. Про­блему сельского хозяйства предполагалось разрешить в крат­чайшие сроки: в течение 2—3 лет.

На первое место выдвинулась зерновая проблема — стра­на проедала больше, чем производила. Н. Хрущев предложил распахать 13 млн. га целинных и залежных земель и в крат­чайшие сроки справиться с этой задачей. В 1954 г. на бес­крайних просторах Казахстана, Сибири и других регионов развернулась эпопея по освоению целины. Десятки тысяч добровольцев, преодолевая огромные трудности, приняли участие в решении этой задачи. К 1958 г. было распахано 42 млн. га. В этом же году впервые за послевоенное время удалось превзойти довоенный уровень сбора зерновых. Однако целина давала рекордные урожаи без вложения удобрений только в первые годы, пока почва сохраняла свое плодородие. Впоследствии здесь начались бури, засухи, обна­ружилось, что целинные земли лежат в зоне рискованного земледелия.



Таким образом, попытка дешево и быстро взять хлеб дала только временный эффект. Введение в хозяйственный обо­рот новых площадей свидетельствовало о том, что оно по-прежнему продолжало развиваться на экстенсивной основе. Огромные расходы на целину привели к оскудению рай­онов, которые ранее являлись традиционными производи­телями зерна.

В 1958 г. по инициативе Н.С.Хрущева МТС — машинно-тракторные станции — были реорганизованы в РТС — ре-монтно-тракторные станции. Эта мера преследовала цель ук­репления материально-технической базы колхозов. МТС, вы­полняя работы, получали плату за количество обработанной земли, но не за конечный результат. Колхозы, став собствен­никами техники, оставались единственными хозяевами зем­ли, покупали только ту технику, которая им была необходи­ма. РТС в новых условиях становилась ремонтными базами, прокатными пунктами для колхозов. Не обошлось в этом деле без перегибов: продажа техники хозяйствам была осу­ществлена в короткие сроки, многие колхозы снова оказа­лись в долгу у государства.



Пытаясь быстрее решить продовольственную проблему страны, а также доказать преимущества социалистического способа производства, Н.С.Хрущев в 1957 г. поставил задачу: догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока, масла на душу населения. Почин был подхвачен повсемест­но и привел в итоге к массовому забою скота. Но не подкре­пленный ни материально, ни технически, дал катастрофиче­ский результат — производство мяса в начале 60-х гг. резко снизилось.

Аналогичный результат дала и попытка в кратчайшие сро­ки решить проблему кормов в животноводстве. «Царицей полей» должна была стать кукуруза. Начиная с 1956 г. «Куку­рузу Никитичну» стали повсеместно независимо от клима­тических условий внедрять по стране. Скоро она шагнула аж за полярный круг. Последствия этой волюнтаристской ак­ции были печальны: традиционные районы, где ранее выра­щивались зерновые, оказались разрушены.

В конце 50-х гг. началось массовое наступление на лич­ные хозяйства трудящихся. Широкий размах приняла кам­пания по укреплению колхозов и их преобразованию в сов­хозы. Объяснялось это переходом к строительству комму­низма в СССР. В конечном итоге в начале 60-х гг. сельское хозяйство стра­ны оказалось в экономическом кризисе. В 1962 г. были на 3% повышены цены на мясо, на 25% — на масло. СССР вынуж­ден был начать закупку зерна за границей. Это привело к массовому недовольству трудящихся. В 1962 г. в Новочеркасске была расстреляна 7-тысячная демонстра­ция рабочих.



В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (министерства и ведомства) вво­дился территориальный принцип. С этой целью на террито­рии страны было создано 105 совнархозов (Советы народного хозяйства). Аргументами в пользу такого шага явились труд­ность осуществления управления промышленностью (200 тыс. предприятий, 100 тыс. строек), а также стремление приблизить управление к производству. Это, по мысли инициаторов, из­бавляло промышленность от министерской бюрократии, не­рациональных перевозок, распыления средств и т. п.

Проведенная в короткие сроки реорганизация дала на пер­вых порах положительный результат. В то же время она при­вела к увеличению местной бюрократии, нарушились эко­номические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бес­правны, вместо министерств ими командовали местные СНХ.

Промышленность в это время продолжала развиваться на экстенсивной основе. Упор был сделан на развитие тя­желой промышленности, объем которой составлял 75% от общего объема промышленного производства. Легкая про­мышленность хронически отставала. В целом среднегодо­вые темпы промышленного производства были достаточно высокими, составляли более 10%. На рубеже 50-х — начала 60-х гг. в нашей стране были построены основы индустри­ального общества.

В 1950-е — начале 1960-х гг. СССР лидировал в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в на­шей стране был запущен первый в мире искусственный спут­ник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин осуществил пер­вый в мире полет в космос. Это порождало законную гор­дость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному ком­плексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США.

Экономическая политика Н.С.Хрущева разительно отличалась от сталинской и носила ярко выраженный социальный харак­тер. Самым большим достижением явилось жилищное строи­тельство. За 1955 — 1964 гг. новоселье справил каждый 4 гражда­нин страны. Телевизоры, холодильники входили в быт совет­ской семьи. Была повышена на 35% минимальная пенсия для рабочих и служащих. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Рабочий день сократился с 48 до 46 час. в неделю. Отменялись обязательные государствен­ные займы, а выплата по старым отсрочивалась на 20 лет.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто из руководителей партии и страны выдвинулся после смерти Сталина?

2. Какую роль сыграл Н.С.Хрущев в разоблачении культа личности Сталина?

3. Почему в период «оттепели» разоблачение Сталина оказалось непоследовательным и половинчатым?

4. Каково было положение дел в сельском хозяйстве в период «хрущевской оттепели»?

5. Охарактеризуйте реформу управления промышленностью и строительством 1957 г. и ее результаты.

6. Почему период правления Н.С.Хрущева был назван «оттепелью»? Согласны ли вы с этой оценкой?


  1. Внешняя политика СССР в 1950-х – 1960-х гг.

Примерный план ответа:

1. Основные направления советской внешней политики в 1950-е гг.:

а) принципы мирного сосуществования и попытки предотвращения третьей мировой войны.

2. Отношения СССР со странами Восточной Европы и Запада в первой половине 1950-х гг.:

а) отношения СССР и Югославии. Визиты Н.С.Хрущева и И.Б.Тито;

б) СССР и НАТО. Совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (1954 г.). Попытка СССР вступления в НАТО;

в) отношения СССР и Китая во второй половине 1950-х гг.;

г) встреча глав СССР, США, Англии и Франции (1955 г.);

д) визит премьер-министра Индии Д.Неру в Москву (1955 г.) – убедительный пример дружбы и сотрудничества между двумя странами;

е) ликвидация очага напряженности в Европе. Австрия – нейтральное неприсоединившееся государство;

ж) отношения СССР и ФРГ. Установление дипломатических отношений (1955 г.). Вопрос о немецких военнопленных;

з) СССР и Япония. Восстановление дипломатических отношений (1956 г.). Проблема Курильских островов;

и) ослабление напряженности в мире. Инициативы СССР по сокращению армии.

2. Обострение международной обстановки во второй половине 1950-х-начале 1960-х гг. Возникновение новых очагов напряженности:

а) восстание в Венгрии (1956 г.) против просталинского режима венгерского руководства. Вмешательство СССР во внутренние дела Венгрии и Египта;

б) поддержка СССР национал-освободительных движений в других странах (Индия, Куба);

в) отношения СССР и США. Карибский кризис (осень 1962 г.) – угроза начала третьей мировой войны и его преодоление;

г) усиление борьбы мировой общественности за запрещение ядерного оружия. Подписание в Москве (1963 г.) СССР, США и Англией договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах;

д) СССР и проблема Западного Берлина. Берлинская стена (1961 г.).

Внешняя политика после сталинского руководства отли­чалась большей взвешенностью и предсказуемостью. Ее ос­новные принципы были сформулированы на XX съезде КПСС. Мирное сосуществование и соревнование двух сис­тем, возможность предотвращения третьей мировой войны были провозглашены отправными направлениями внешней политики СССР.

Ослабление международной напряженности в отношени­ях двух мировых систем в начале 50-х гг. выдвинулось на одно из первых мест. В 1955 г. в Женеве впервые за послево­енный период состоялось совещание представителей четы­рех великих держав. Так возник «дух Женевы», предвестник отступления «холодной войны». Проблема европейской безо­пасности заняла на совещаниях ведущее место. В 1955 г. быв­шие члены антигитлеровской коалиции пришли к решению о выводе оккупационных войск из Австрии на условии, что она будет нейтральной. В середине 50-х гг. СССР предложил сократить вооруженные силы крупнейших государств. По­лучив отказ, Советский Союз в одностороннем порядке со­кратил армию на 1,2 млн. человек.

Самым острым вопросом в Европе оставалась германская проблема. Западный Берлин был подобен «занозе» в теле ГДР. С образованием ФРГ между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции шла жесткая полемика о его принадлежности. Попытки СССР (1958 г.) договориться о статусе Западного Берлина встретили отказ. В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. руководство ГДР силами военнослужащих возвело вокруг Западного Берлина стену. Страсти резко на­калились, грозили привести к войне. В итоге возобладало бла­горазумие: американцы отвели от стены свои танки, их про­тивники — свои.

В сентябре 1959 г. Н. Хрущев по приглашению президента Д. Эйзенхауэра посетил США. Беседа лидеров двух великих держав продолжалась два часа. Стороны обсудили вопросы, связанные с укреплением европейской безопасности. Было решено созвать в мае I960 г. конференцию четырех держав в Париже. Американский президент должен был с ответным визитом посетить Москву в I960 г. Во время турне по Амери­ке, а Хрущев провел здесь 13 дней, «коммунист № 1» произнес несколько речей. Они носили противоречивый характер: с одной стороны, он всячески пропагандировал идею мирно­го сосуществования, с другой — заявлял, что их система обре­чена и внуки американцев будут жить при коммунизме.

Но ни ответный визит, ни конференция четырех держав так и не состоялись. За две недели до нее, 1 мая 1960 г., совет­ские ПВО в районе Свердловска сбили американский раз­ведывательный самолет У-2. Госдепартамент США заявил, что этот самолет сбился с курса. Тогда советская сторона предъ­явила взятого в плен Ф. Пауэрса, который рассказал о разве­дывательных целях полета. Разразился скандал, американцы были уличены во лжи. Хрущев потребовал публичного изви­нения, Эйзенхауэр отказался. Все это привело к резкому ухуд­шению советско-американских отношений.

Самым острым кризисом в начале 60-х годов, который поставил человечество на грань третьей мировой войны, стал Карибский кризис. С победой на Кубе революции (1959 г.) противостояние СССР и США в этом регионе усилилось. По­пытки свергнуть власть Ф. Кастро не дали желаемого резуль­тата, но привели к отказу США от затеи. Советское руково­дство с согласия кубинского правительства разместило на Кубе ракеты (42 ракеты, радиус действия которых составлял 2 тыс. км) и 40-тысячный военный контингент. Американцы сумели со спутника сфотографировать ракеты и потребова­ли убрать их как оружие наступательное. Советская сторона отвергла факт размещения на острове ракет. Тогда амери­канцы в ООН распространили фотографии, полученные со спутника. Теперь уже СССР был уличен во лжи, разгорелся международный скандал. Обстановка резко накалилась.

Военные силы двух стран были приведены в состояние полной боевой готовности. 27 октября 1962 г. над Кубой бьш сбит американский разведывательный самолет У-2. Ряд аме­риканских военных и политиков потребовали от президента Дж. Кеннеди нанесения по Кубе ядерного удара. Президент должен был принять решение 29 октября. В этой критической ситуации два лидера проявили бла­горазумие. 28 октября СССР открытым текстом заявил о сво­ей готовности убрать ракеты с Кубы. Американская сторо­на отказалась от свержения кубинского правительства во­енным путем, а также убрала свои ракеты из Турции, наце­ленные на СССР.

Но «холодная война» в отношениях двух систем, несмотря на отдельные эпизоды «потепления», оставалась ведущим фактором мировой политики. Карибский кризис усилил стремление мировой общественности поставить под запрет ядерное оружие. В 1963 г. СССР, США, Англия, Франция под­писали договор о запрете его испытания в трех сферах: ат­мосфере, космосе, под водой.

На XX съезде КПСС тезис о многообразии путей перехо­да к социализму получил теоретическое обоснование. Это развязывало руки правящим партиям социалистического ла­геря в их методах, темпах строительства социализма. Визит в 1955 г. Н. Хрущева в Югославию и нормализация с нею от­ношений, роспуск Коминформа подтверждали, казалось, эти намерения СССР.

Критика культа личности Сталина была с одобрением встречена коммунистическими партиями. В них тоже нача­лись процессы десталинизации и демократизации. Наиболее драматические события развернулись в Венгрии. Здесь в ок­тябре 1956 г. процессы демократизации общества вылились в восстание против просталинского руководства. Советское правительство расценило его как переворот, подготовлен­ный западными спецслужбами. В Будапешт были введены со­ветские войска, которые подавили восстание.

Разногласия с Албанией носили несколько иной характер. Руководство этой страны отказалось присоединиться к кол­лективному осуждению Китая на совещании коммунисти­ческих и рабочих партий в 1960 г. Идеологические разногла­сия были расценены как измена. Поэтому Н. Хрущев решил «наказать» Албанию. Против нее были применены экономи­ческие санкции. Под нажимом Хрущева все социалистиче­ские страны, за исключением Венгрии, ограничили в 1961 г. экономическую помощь этой стране. Отношения СССР и Ал­бании были свернуты.

Но самая острая борьба внутри социалистического лаге­ря развернулась с китайской компартией. В первой поло­вине 50-х гг. отношения с Китаем отличала теплота и сер­дечность. В 1950 г. между двумя странами был подписан до­говор о дружбе и взаимной помощи. В 1954 г. Н. Хрущев по­сетил КНР, вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю Порт-Артур, поддержал требование о передаче ему о. Тайвань.

Однако со второй половины 50-х гг. отношения двух стран стали ухудшаться. Одной из причин явилась претензия Ки­тая на роль лидера мирового коммунистического движения. Политика мирного сосушествования встретила критику Мао, который полагал, что в результате третьей мировой войны коммунизм восторжествует во всем мире, а потому ее нельзя бояться.

Политика нагнетания международной напряженности ки­тайским руководством особенно ярко проявилась во время Тайваньского кризиса (1958 г.), что грозило глобальной вой­ной. Позицию СССР в Карибском кризисе Мао расценил как «капитулянтскую» и «оппортунистическую», что приве­ло к дистанцированию Китая от СССР, предъявлению на­шей стране территориальных претензий, росту напряженно­сти между двумя государствами.

СССР приветствовал крушение колониальной системы им­периализма, рассматривал национально-освободительное движение как составной элемент мирового коммунистиче­ского движения. Советский Союз оказывал освободившим­ся государствам экономическую, политическую, военную и др. помощь. Наиболее тесное сотрудничество установилось с Индией, Египтом и другими государствами. Результатом этого явилось региональное противостояние СССР и США.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите основные направления внешней политики СССР после смерти Сталина?

2. Можно ли назвать отношения между СССР и странами двух политических систем в первой половине 1950-х гг. «оттепелью» во внешнеполитической сфере?

3. Каковы наиболее важные события во внешней политике СССР в указанный период?

4. Что вы знаете о событиях в Венгрии и Египте в 1956 г.?

5. Каковы были взаимоотношения СССР и США в конце 1950-х-начале 1960-х гг.?

6.Что такое «Карибский кризис» и что вы знаете о его последствиях?

  1. «Развитой социализм» и его кризис (1964-1985 гг.). Л.И.Брежнев. Конституция 1977 г.

Примерный план ответа:

1. «Дворцовый переворот» советской эпохи. Октябрь 1964 г. и его последствия:

а) заговор против Н.С.Хрущева;

б) приход к власти Л.И.Брежнева. Л.И.Брежнев – кто он?

2. Экономика в тисках административно-командной системы:

а) положение в сельском хозяйстве. Преодоление последствий «хрущевских реформ»;

б) Косыгинская реформа и причины ее неудачи.

3. Социальные-политические процессы «эпохи застоя»:

а) проблемы импорта и дефицита промышленных товаров. Остаточный принцип финансирования социальной сферы;

б) обострение экологической проблемы в СССР;

в) «общество развитого социализма» - что это такое? Конституция 1977 г.

г) диссидентское движение.

 

Экономика «развитого социализма»

Банкротство сельскохозяйственной политики Хрущева по­требовало от нового руководства решительных мер по выводу страны из кризиса. Уже в марте 1965 г. Пленум ЦК КПСС обсудил этот вопрос, принял решения по его преодолению

Колхозам устанавливались твердые планы заготовок на 5 лет, повышались закупочные цены, за сверхплановую продукцию выплачивалась надбавка в размере 50%. Вместо оплаты по тру­додням вводилась гарантированная ежемесячная заработная плата. Были сняты ограничения на содержание скота в лич­ных хозяйства. Наконец, колхозники получили право на пен­сию, социальное страхование, гражданский паспорт.

Эти меры были дополнены крупными капиталовложения­ми, укреплением материально-технической базы колхозов; По­ложительный результат не заставил себя ждать: за 1965 — 1967 гг. среднегодовой прирост сельхозпродукции составил 15%. Однако эти темпы удержать не удалось, в 70-е гг., несмот­ря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство, улуч­шения не наступило. Принятие в 1982 г. Продовольственной программы ситуацию не изменило — гемпы роста сельхоз­продукции продолжали падать с 4,3% до 1,4% в период 1970 — 1985 гг. В результате СССР, обладая самыми богаты ми в мире плодородными угодьями, превратился в крупней­шего экспортера продовольствия.

Причины парадокса коренятся в той модели экономики и соответствующих ей отношений, которые складывались в стране на протяжении десятилетий. Колхозы при такой сис­теме хозяйствования, являясь основной производственной единицей, оставались по-прежнему бесправными в эконо­мическом отношении.

Неслучайно поэтому огромные вложения в сельское хо­зяйство (в 1966 — 1980 гг. 400 млрд. руб.) не дали положи­тельного результата. Труд в деревне как был, так и остался непрестижным, что способствовало массовой миграции мо­лодежи в города, а это в итоге вело к умиранию села. Гарантированная оплата труда колхозникам порождала иждивен­ческие настроения, незаинтересованность в конечных результатах. Огромные потери сельхозпродукции при транспорти­ровке, переработке усугубляли сложившееся положение.

Власть пыталась преодолеть эти трудности с помощью реформ и реорганизаций, которые призваны были укрепить связи сельского хозяйства с перерабатывающими отрасля­ми. В частности (создание агропромышленных комплексов (АПК) призвано было обеспечить интеграцию сельского хозяйства/в широком смысле слова.{Но в итоге они оста­лись административными органами, не переломили нарас­тания негативных процессов в сельском хозяйстве.

В сентябре 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о реформе промышленности. Главным раз­работчиком ее был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Основной целью реформы являлось по­вышение эффективности работы промышленности. Вместо Совнархозов снова вводилось отраслевое управ­ление (министерства, ведомства), но в сочетании с террито­риальным. Эта централизованная система дополнялась рас­ширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Все это должно было усилить экономические методы управления хозяйством, включить систему экономи­ческих стимулов и в итоге вывести промышленность на но­вый уровень развития.

Предприятия получили невиданную доселе свободу. Число обязательных показателей (30) для них сводилось к миниму­му (4): производительность труда, количество работников, средняя зарплата, фонд заработной платы. Право корректи­ровки утвержденных планов принадлежало лишь самим пред­приятиям. Вместо валовых объемов выпускаемой продукции, т. е. про­изведенной, вводился новый показатель: объем реализован­ной продукции, т. е. проданной продукции. Это должно было побудить предприятия выпускать продукцию, которая поль­зовалась бы спросом потребителя. Для материального стимулирования производителей им разрешалось оставлять часть доходов в своем распоряжении. С этой целью на предприятиях сформировался фонд мате­риального поощрения трудящихся, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства.

Реформа, проведенная в годы 8-й пятилетки (1966 — 1970), по росту национального дохода, производительности труда, реального дохода на душу населения — по всем своим ре­зультатам была лучшей за последние 30 лет.

Однако на рубеже 60-х — начале 70-х гг. в экономике на­чались труднообъяснимые процессы: промышленность ста­ла терять темпы роста, нарастали сбои, накапливались труд­ности, множились нерешенные проблемы/Все это вырази­лось в невыполнении планов, и как следствие — падение тем­пов прироста национального дохода, который к началу 80-х упал до критического уровня (3%), что свидетельствовало об экономической стагнации.

Причины этого явления разнообразны: 1) экономическая модель директивной экономики в 70-е гг. исчерпала себя, ста­ла тормозом в развитии народного хозяйства; 2) завершив индустриализацию страны в 50-е — начале 60-х годов, требо­валось перейти к новому технико-технологическому способу производства, от экстенсивных методов хозяйства — к науч­но-индустриальному производству на базе НТР. Однако это­го не произошло. Во главу угла было поставлено количество. По этим показателям советская экономика в 70-е гг. оставила позади Америку (уголь, газ, нефть, цемент и т. п.). Но это при­вело к парадоксу: народное хозяйство страны постоянно испытывало дефицит в станках, тракторах, горючем и т. п. 3) Экономика подобного типа носила затратный характер, работала не на конкретного потребителя, а на саму cебя.

Руководство страны осознавало сложность ситуации, ко­торая обнаружилась в народном хозяйстве страны в70-е годы, но попыталось выйти из создавшейся ситуации тради­ционным путем: посредством административного контроля, увеличения управленческого аппарата, нового строительст­ва. Ситуация усугублялась тем, что поиски иных вариантов модернизации экономики были отвергнуты.

Социальная политика

Повышение благосостояния народа являлось главным ло­зунгом КПСС на протяжении 60 — 80-х гг. Однако социаль­ная сфера — область труда, жизни, быта людей финансиро­валась по остаточному принципу. Это отнюдь не говорит о том, что жизнь людей постоянно ухудшалась. Напротив, по­ложение основной части населения улучшилось: расселение коммуналок, приобретение холодильников, телевизоров, сти­ральных машин, повышение заработной платы позволяли, ка­залось, с оптимизмом смотреть в будущее.

Однако социальные проблемы решались до поры до вре­мени в значительной степени за счет экспорта сырья (неф­ти), благодаря выгодной конъюнктуре на него. Это позволя­ло закупать за границей продовольствие, предметы ширпот­реба и т. п. Строительство жилья велось в значительных объемах, но его не хватало, городское население росло гораздо быстрее. В результате появились многолетние очереди. Распростра­ненной формой быстрого получения квартиры стала взятка. Работа транспорта в больших городах вызывала многочис­ленные нарекания граждан. Качество медицинского лече­ния вызывало недовольство населения. Материально-техни­ческая база здравоохранения устарела, не отвечала миро­вым стандартам. К началу 80-х гг. по продолжительности жиз­ни СССР занимал 35 место в мире. Сложным было и поло­жение в народном образовании. Введение всеобщего сред­него образования (1984 г.) носило пропагандистский харак­тер, ставило учителя в сложное положение, когда каждый учащийся (вне зависимости от способностей и желания) должен был получить его. Наиболее слабым местом школы являлась ее убогая материальная база, которая не отвечала современным требованиям. Попытки правительства, направленные на выравнивание до­ходов населения, вылились в итоге в «уравниловку», привели к резкому падению интереса к добросовестному труду, росту иждивенческих настроений.

Все эти процессы, подспудно развивавшиеся на протяже­нии десятилетий, наиболее полно выявились в 80-е гг., по­требовали их решения. Власть пыталась выйти из создав­шейся ситуации традиционным для себя путем: ограниче­ние потребления, ввод карточной системы на продовольст­вие, обещания в будущем лучшей жизни. Однако общество устало от обещаний, хотело достойно жить не в далеком бу­дущем, а в настоящем.

Духовная жизнь страны

Духовная жизнь страны в это время характеризовалась сложными и противоречивыми процессами. Наряду с офи­циальной идеологией существовала неформальная.

Новый курс власти был сформулирован в речи Л. И. Бреж­нева, посвященной 50-летию Октябрьской революции, в ней констатировалось построение в СССР «развитого социали­стического общества», тем самым с повестки дня снимался вопрос о непосредственном строительстве коммунизма. Эти новации были закреплены в Конституции 1977 г. Однако до «развитого социализма» стране было далеко, реалии со­временной жизни подтверждали это.

В то же время официальная идеология попыталась сде­лать из Л. И. Брежнева нового «отца народов», всячески поднимая его как выдающегося государственного деятеля, называя не иначе, как «верный ленинец». Чем сложнее ста­новилось экономическое положение страны, тем громче звучали победные фанфары о трудовых достижениях. Так, доклад Брежнева на XXVI съезде КПСС (1981 г.) преры­вался аплодисментами 78 раз, бурными — 8, продолжитель­ными — 40.

Бесчисленные награждения Генерального секретаря, его литературное творчество («Малая земля», «Возрождение», «Целина») призваны были утвердить в глазах народа ново­го вождя. Однако реакция была иной: насмешки, раздраже­ние, обидные для Брежнева анекдоты.

Все это свидетельствовало о том, что высший слой пар­тийно-государственной номенклатуры окончательно обосо­бился от народа, созрел для кризиса. Наряду с этим в СССР возникло диссидентское движе­ние. Оно было разнолико, а сведения, доходившие до рядово­го гражданина, извращались средствами массовой информа­ции. Пытаясь не допустить инакомыслия, власть усилила цен­зуру- Высылка за границу стала в 70-е — начале 80-х гг. обыч­ным явлением. Так, в это время в изгнании оказались: писа­тели В. Аксенов, В. Максимов, В. Некрасов, А. Солженицын, поэты И. Бродский, А. Галич и др.

В 1966 г. состоялся процесс над А. Синявским и Ю. Дани­элем, опубликовавшими на Западе произведения критиче­ского содержания. Это дало толчок к дальнейшему разви­тию «самиздатовских» и «тамиздатовских» журналов. В 1968 г. академик А. Д. Сахаров выступил за освобождение политза­ключенных, за гласность, демократию. В 1976 г. Ю. Орлов соз­дал правозащитную группу содействия по выполнению Хель­синкских соглашений.

Власти самым жестоким образом расправлялись с инако­мыслящими: аресты, тюрьмы, психбольницы, ссылки стали уделом этих людей.

В эти же годы проявился сугубо советский культурный феномен, который позднее получил название «магнитофон­ной революции». Лидером этого направления стал В. Вы­соцкий, песни которого знал почти каждый.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто был недоволен политикой Н.С.Хрущева в начале 1960-х гг.?

2. Как и кем был организован и осуществлен заговор против Хрущева?

3. Какими чертами характеризовалось правление Л.И.Брежнева?

4. Какие меры по подъему сельского хозяйства были намечены в середине 1960-х гг.?

5. Почему к началу 1980-х гг. сельское хозяйство оказалось в кризисе?

6. В чем заключалась суть Косыгинской реформы и почему она закончилась неудачей?

7. Чем характеризовалась официальная советская идеология 1970-х гг.? Что такое «развитой социализм»?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.