Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешняя политика СССР в 1970-е гг.





Примерный план ответа:

1. Противоречивый характер внешнеполитического курса СССР в 1970-е гг.

2. Противостояние двух политических систем продолжается:

а) проект договора о нераспространении ядерного оружия в условиях гонки вооружений (1969 г.);

б) достижение военно-стратегического паритета (равенства) между СССР и США;

в) отношения СССР и США в первой половине 1970-х гг. Серия договоров о сокращении вооружений.

3. Курс на разрядку международной напряженности. Инициативы СССР. «Программа мира» и ее основные положения.

4. Вершина разрядки - «Хельсинский процесс». Заключительный акт совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (Хельсинское соглашение) и его раздел о правах человека.

5. Свертывание процесса разрядки во второй половине 1970-х гг. Причины неудачи процесса разрядки:

а) новый виток противостояния между СССР и США;

б) ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) и его последствия.

6. Отношения СССР с социалистическими странами:

а) обострение отношений СССР и Китая;

б) события в Чехословакии (1968 г.);

в) СССР и Вьетнам

г) кризис в Польше (1980-1981 гг.) и отношение к нему в СССР.



 

Вконце 60-х — начале 70-х гг. в мире сложились новые реалии — между двумя сверхдержавами и возглавляемыми ими блоками сложился военно-стратегический паритет. Это открыло путь к переговорам между СССР и США.

В 1969 г. участники Варшавского Договора обратились с призывом к европейским государствам провести общеевро­пейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе. Он встретил положительный отклик стран НАТО и ней­тральных государств.

В августе 1970 г. г. в Москве между СССР и ФРГ был под­писан договор, по которому стороны признали послевоен­ные границы в Европе, отказались от применения силы. Позд­нее аналогичные соглашения были подписаны ФРГ с Поль­шей, Чехословакией, ГДР. В сентябре 1971 г. было подписано 4-стороннее соглашение по Западному Берлину, в котором его участники (СССР, США, Англия, Франция) взяли на се­бя обязательство не применять силы (угрожать ею) при ре­шении статуса этого города.

1 августа 1975 г. в Хельсинки главы 33 европейских госу­дарств, США и Канады подписали Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 10 принципов составили его основу: суверенитет, отказ от применения силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование спо­ров, уважение прав человека и основных свобод и др. Это была беспрецедентная акция; казалось, гонке вооружений пришел конец.



В мае 1972 г. состоялся первый в истории визит президента США Р. Никсона в СССР. В ходе переговоров было под­писано Соглашение об ограничении стратегических воору­жений (ОСВ-1) и бессрочный Договор об ограничении сис­тем противоракетной обороны (ПРО]). В ходе ответного ви­зита Л. И. Брежнева в 1973 г. стороны подписали Договор об основах взаимоотношений СССР и США, в котором кон­статировалось, что в ядерный век иной альтернативы, кроме мирного сосуществования, нет: Одновременно с этим велись переговоры о заключении Нового договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Эти договоры растопили лед недоверия, способствовали налаживанию контактов в сфере торговли, экономики, куль­туры между Востоком и Западом, вошли в историю как/вре­мя разрядки международной напряженности. Однако «по­литика разрядки» продолжалась недолго и скоро пошла на убыль, сменилась новой конфронтацией. Причины этого мно­гообразны:

1. Стороны не смогли преодолеть взаимного недоверия друг к другу. Так, в вопросах контроля за процессами разору­жения СССР высказывался за контроль, который осуществлялся бы только с помощью национальных средств, США же предлагали дополнить его контролем на местах;



2. В этот период времени был сделан очередной рывок в создании новых вооружений (нейтронная бомба у США, но­вые атомные подводные лодки типа «Трайдент», создание в СССР нового поколения крылатых ракет). Каждая из сто­рон пыталась извлечь немедленные выгоды из этого. Так, СССР в конце 70-х гг. тайно разместил крылатые ракеты на территории ГДР и Чехословакии. Американцы ответили тем, что решили разместить подобное оружие в ФРГ;

3. Наконец, ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. дал повод Западу для обвинений СССР в «советском империализме». А провокация, приведшая к гибели южно­корейского «Боинга» (1 сентября 1983 г.) с 269 пассажира­ми на борту, резко усилила противостояние между СССР и США. Снова началась разорительная для нашей страны гонкавооружении.

Процесс самоисчерпания сталинской модели социализма в странах Восточной Европы шел быстрее, чем в СССР. В ре­зультате смены руководства в Чехословакии президентом стал А. Дубчек, который предложил программу обновления со­циализма. Она предусматривала проведение комплекса ре­форм (децентрализация экономики, введение частной соб­ственности, рыночные отношения, демократизация общест­ва), которые призваны были придать социализму «человече­ское лицо», вывести его на новый уровень. Эта линия была встречена первоначально настороженно, а потом расценена как «оппортунистическая и антисоциалистическая».

Страны-участницы Варшавского Договора приняли ре­шение о введении войск в Чехословакию (август 1968 г.) «во имя спасения социализма». Попытка обновления социа­лизма была раздавлена гусеницами танков.

В Польше в конце 1970-х — начале 1980-х гг. в результате просче­тов правительства повысились цены на продукты питания. Под руководством профсоюза «Солидарность» по стране про­катилась волна забастовок. Перед руководством СССР встал вопрос о том, что делать в данной ситуации. Ввод войск Вар­шавского Договора грозил вылиться в кровавые схватки. По­этому в 1981 г. в Польше было введено «военное положе­ние» во главе с генералом В. Ярузельским.

Постоянной «головной болью» для СССР являлись от­ношения с Китаем. Во время войны США во Вьетнаме ки­тайское руководство обвинило СССР в «трусости», посколь­ку последний не поставлял Вьетнаму современного ору­жия, попыталось утвердиться в роли лидера мирового ком­мунистического движения. В 1960-е гг. китайское руководство временно ушло из международной политики, занявшись «культурной революцией». Но напомнило о себе, предъявив территориальные претензии; На границе начались военные провокации (о. Даманский, 1969 г.), которые привели к до­полнительным расходам (270 млрд. руб.) на оборону со сто­роны СССР.

В эти годы от СССР дистанцировались Югославия, Ал­бания, Румыния, Северная Корея. Все это свидетельствовало о кризисе мировой социалистической системы.

Важнейшим направлением политики СССР оставалась в это время поддержка национально-освободительных движе­ний и дружественных режимов в странах «третьего мира». Регионы Азии, Африки, Латинской Америки стали ареной противостояния двух сверхдержав.

Так, в период войны США во Вьетнаме (1964—1975 гг.) СССР оказывал Демократической Республике Вьетнам во­енную, политическую, моральную и другую помощь. Во вре­мя арабо-израильских войн (1967, 1973) СССР однозначно встал на сторону арабских государств, оказывая им огром­ную военную помощь. Значительную помощь оказывал СССР странам, которые боролись за национальное освобождение, свержение дикта­торских режимов, — Анголе, Мозамбику, Гвинее, Никарагуа. Материальная помощь странам «третьего мира» была также весьма значительна. Развитие энергетики, строительство пред­приятий машиностроения, металлургии, геологоразведка, под­готовка национальных кадров, льготные кредиты с годами становились все более обременительными для СССР.

Не обошлось и без авантюр. Введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. ради сохранения просоветско­го режима обернулось для страны 10-летней войной, кото­рая унесла жизни более 13 тыс. военнослужащих, свыше 35 тыс. раненых. Эта война подорвала авторитет СССР в мире, спо­собствовала росту политической и социальной напряжен­ности внутри страны.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем характеризовалась международная обстановка в конце 1960-х-начале 1980-х гг.?

2. Когда началась разрядка международной обстановки и что она собой представляла?

3. Почему не удалась разрядка международной напряженности? Что об этом свидетельствовало?

4. Каковы были взаимоотношения СССР с социалистическими странами? Говорило ли это о кризисе внутри социалистической системы?

5. Какие ошибки во внешней политике допустило брежневское руководство в конце 1960-х-начале 1980-х г.?

 

  1. Перестройка (1985-1991 гг.): причины, цели, итоги. М.С.Горбачев.

Примерный план ответа:

1. Советский социализм середины 1980-х гг. Глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис в СССР.

2. Причины и начало перестройки:

а) М.С.Горбачев приходит к власти. План реформ – есть или нет;

б) попытка модернизации социализма. Ускорение социально-экономического развития страны (апрель 1985-1986 гг.) и его результаты;

в) демократизация жизни в стране. Политика гласности.

3. Реформа политической системы в СССР (1987-1990 гг.):

а) новые структуры государственной власти. Первые съезды народных депутатов;

б) отмена 6-й статьи Конституции 1977 г. Тенденция к многопартийности. Народные фронты (лето-осень 1988 г.) и их специфика (требования о создании независимых государств, направление работы фронтов - выход из состава СССР Эстонии, Латвии, Литвы, Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Армении, Украины. Молдавии);

в) возникновение партий и союзов (социал-демократические (республиканские), социалистического направления, либерального направления, демократического направления). Программы партий.

4. Внеочередной III съезд народных депутатов (март 1990 г.). Введение статуса Президента СССР. Ликвидация государственной системы советской власти.

5. Результаты и последствия перестройки. Начало демонтажа социалистической системы и советской империи:

а) Ново-Огаревский процесс – попытка предотвратить распад СССР;

б) августовский путч 1991 г.

Тяжелейшая экономическая ситуация в стране, моральный кризис общества, разорительная гонка вооружений, рост ме­ждународной напряженности показали, что советская модель социализма полностью исчерпала себя. Требовались срочные меры по выводу системы из кризиса.

Новым Генсеком КПСС после смерти 10 марта 1985 г. К. У. Черненко был избран М. С. Горбачев, самый молодой в то время член Политбюро, ему было 54 года. Он являлся ти­пичным представителем партаппарата, считался знатоком сельского хозяйства. Несмотря на свою молодость, в партий­ной иерархии М. Горбачев был фактически вторым челове­ком в партии. Новый лидер в первый период деятельности свою задачу видел в «совершенствовании развитого социализма». Соот­ветственно этому была разработана концепция перестройки экономики страны, получившая название «стратегии ускоре­ния». Интенсификация производства, ускорение научно-тех­нического прогресса, перестройка планирования и управле­ния, учет материального интереса человека легли в ее основу. Предполагалось в течение 2 — 3 лет придать экономике страны новое качество, не затрагивая ее фундаментальных основ.

Традиционным путем новое руководство попыталось ре­шить и другие проблемы. Так, начатая в 1985 г. антиалкоголь­ная кампания, осуществлялась сугубо силовыми методами — свертывание выпуска винно-водочной продукции, вырубка виноградников и т. п. В результате этого улучшилась дисцип­лина на производстве, увеличилась продолжительность жиз­ни. Но отняв и не дав ничего взамен, эта кампания привела к резкому всплеску спекуляции, самогоноварения. Государство понесло многомиллиардные убытки.

Изначально «стратегия ускорения» имела серьезный не­достаток — концепция подводилась под экономику, которая переживала стадию стагнации. Это говорит о том, что анализа прошлых провалов сделано не было. Неслучайно поэтому к 1987 г. «стратегия ускорения» «повисла в воздухе», обнаружи­ла свою несостоятельность.

В это же время в высших эшелонах власти началась смена кадров, которую можно назвать «кадровой революцией». Так, в это время (1985- 1991гг.) ЦК КПСС обновился на 85% (во времена Сталина — на 77%). «Брежневская гвардия» ухо­дила на почетные пенсии. В руководстве партии и правитель­стве появились новые люди: Н. И Рыжков, Б. Н. Ельцин, Э. А. Шеварднадзе, А. Н. Яковлев и др.

Были сделаны первые шаги по либерализации политиче­ского режима: в декабре 1986 г. академик А. Д. Сахаров был возвращен из ссылки, произошли первые изменения в духов­ной жизни людей, усилился их интерес к недавнему истори­ческому прошлому страны. Страна поверила в нового лидера, поверила в то, что за словами последуют дела.

Неудачи в экономической сфере подвигли руководство к решению реформирования политического строя страны, что было зафиксировано в решениях январского 1987 г. Пленума ЦК КПСС. «Больше демократии, больше социализма» — ста­новится главным лозунгом перестройки. Основными элемен­тами ее стали демократия и гласность. Целью этой либераль­ной политической реформы явилось придание социализму «человеческого лица».

Ослабление цензуры привело к переосмыслению советской истории. В это время публикуются произведения, запрещенные цензурой: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, ко­торые вызвали огромный общественный интерес. Публицистические работы Н. Шмелева, О. Лациса, И. Клямкина, Г. Попова и др. показывали несовершенство политиче­ской и экономической системы, заставляли задумываться о природе этих недостатков, вариантах ее совершенствования. Выходят в свет и произведения 1920 — 1930-х годов, бывшие под запретом: «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Мы» Е. Замятина, «Чевенгур», «Котлован», «Ювенилшое мо­ре» А. Платонова и др. Возвращалось из изгнания творчест­во поэтов и писателей А. И. Солженицына, И. Бродского, В. Аксенова, В. Максимова и др. Процессы перестройки отразились на репертуаре театра, кино, телевизионных программах. Население СССР стало самой читающей страной мира. Га­зеты, журналы шли нарасхват. Публикации обсуждались дома, на работе, в транспорте, вызывали неоднозначную оценку.

В 1987 г. решением Политбюро была создана комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий, которую возгла­вил А. Н. Яковлев. Она пересмотрела все сфальсифициро­ванные в 20 — 30-е гг. политические процессы, реабилитиро­вала Л. Каменева, Г. Зиновьева, А. Рыкова, Н. Бухарина и мно­гих других. В 1989 г. были признаны незаконными и преступ­ными репрессии против народов, которые подверглись на­сильственному переселению в годы сталинизма. Также неза­конными признавались репрессии против крестьян в пери­од коллективизации.

Завершение процесса десталинизации явилось важнейшей заслугой перестройки. Однако этот процесс протекал отнюдь не просто. 13 марта 1988 г. «Советская Россия» опубликовала статью Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», в которой защищался сталинизм, а демократизация общества расценивалась как антисоциалистическая кампания. Только через 3 недели (5 апреля) «Правда» дала ответ, в котором эта статья характеризовалась как «антиперестроечный манифест» -

Начиная либерализацию политического режима, власть по­лагала, что ей удастся сохранить контроль над обществом. Однако процессы гласности скоро перешагнули через эти ограничения, вылились в переосмысление всей советской истории, дискредитацию коммунистической идеи. Гласность переросла в саморазоблачение, самобичевание. Исторические события в соответствии с конъюнктурой подавались согласно требованию момента. Общество раскололось. Новая ложь, как и скрываемая ранее правда, принесли в итоге огромный ущерб обществу.

В это время были сделаны первые шаги по перестройке политической системы страны. На XIX всесоюзной партий­ной конференции (1988 г.) принимается решение о создании «социалистического правового государства», в котором власть должна принадлежать Советам. Высшим органом власти ста­новился съезд народных депутатов. Все новации сводились к тому, чтобы перераспределить власть между партийными и советскими органами. Для этого предполагалось соединить два поста — Генсека и Председателя Верховного Совета СССР. Такое соединение властей должно было пронизывать политическую систему сверху донизу.

Несмотря на несовершенный избирательный закон (пра­во выбирать народных депутатов на своих съездах получили общественные организации: КПСС, ВЛКСМ, союзы архи­текторов, композиторов и т. п.), выборы проходили в острей­шей борьбе на альтернативной основе.

Первый съезд народных депутатов (май 1989 г.) вызвал ог­ромный общественный интерес. Здесь решались самые раз­ные проблемы. Но самым важным явилось оформление по­литических фракций. Так, межрегиональная депутатская груп­па стала парламентской оппозицией, лидерами которой бы­ли А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Г. X. Попов, выступала за ра­дикальные экономические реформы. Группа «Союз» во гла­ве с Ю. В. Блохиным, Е. Коганом и др. выступала за сохране­ние Союза ССР. Были образованы и другие группы.

На третьем внеочередном съезде народных депутатов (март 1990 г.) М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. На этом съезде была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в жизни страны.

Демократизация общественной жизни привела к появле­нию в стране движений и партий. Одним из первых организационно оформилось общество «Память», для которого были характерны великорусский шо­винизм и антисемитизм. «Демократический союз» во главе с В. Новодворской заявил о бескомпромиссной борьбе с су­ществующей властью.

Но самой распространенной формой общественно-полити­ческого движения стали Народные фронты. Их программные положения сводились к необходимости проведения решитель­ных реформ во всех сферах жизни страны. Народные фронты в союзных республиках выступали за национальное и куль­турное возрождение своих народов, а ряд из них — «Саюдис» (Литва), «Рух» (Украина) и др. — за выход из состава Союза ССР. В противовес этим движениям в Прибалтике и других регионах создаются Интерфронты, в которые входило неко­ренное население республик, они выступали против выхода из состава СССР. Эти движения и организации стали базой оформления в стране политических партий. В 1990 г. этот процесс пошел наиболее интенсивно. В 1990 — 1991 гг. в стране партийность была представлена самым широким диапазоном партий и политических организаций: от коммунистов до анархистов.

«Демократическая Россия» — блок политических партий и организаций — главный оппонент КПСС к этому време­ни значительно усилил свое влияние и авторитет.

В это же время КПСС переживала кризис. За 1985 — 1991 гг. из ее рядов вышло свыше 5 млн. человек. В самой партии появляются группировки как консервативного, так и ради­кально-реформаторского направления. На XVIII съезде КПСС (1990 г.) разногласия о месте и роли партии, путях перестройки жизни общества преодолены не были, кризис в ее рядах углубился. Все чаще стали звучать требования от­ставки М. Горбачева с поста Генсека КПСС.

Если реформирование политического строя страны хотя с трудом, но шло, то в экономике ситуация не улучшалась. Она оставалась самым слабым местом в реформах М. С. Горбаче­ва. В июне 1987 г, в этом направлении был сделан еще один шаг. Основой его стал «Закон о государственном предпри­ятии», который вступал в силу с 1 января 1989 г. По нему пред­приятия переводились на хозрасчет и получали значитель­ную хозяйственную самостоятельность.

Но реформа в итоге «не пошла» и оказалась фикцией: 1) предприятие могло за­ниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью толь­ко после вьшолнения обязательного госзаказа. Этим сразу же воспользовались министерства и ведомства, установив произ­водителям почти 100%-ый госзаказ; 2) система материаль­ного снабжения осталась централизованной, а потому сохра­нилась зависимость от центральных управленческих струк­тур; 3) ценообразование по-прежнему сохраняло государственные дотации (без дотаций продукция увеличилась бы на 60 млрд. руб. и вызвала «обвал» цен); 4) управленческий ап­парат сохранил свои позиции и в условиях этой реформы.

В то же время, по сравнению с 1986 г., когда была разре­шена индивидуальная трудовая деятельность, в 1987 г. про­изошло дальнейшее развитие частной инициативы, что ста­ло началом формирования частного сектора в экономике.

Неудачи в реформировании экономики, рост социальной напряженности в обществе потребовали более радикальных шагов. 8 июня 1990 г. советское руководство решает перейти к регулируемой рыночной экономике, ввести частную соб­ственность, провести постепенную демонополизацию и де­централизацию. Правительство во главе с Н. Рыжковым пред­ложило свой вариант вывода экономики из кризиса, для ее стабилизации оно просило 1,5 года. Программа «500 дней», которую предложил Г.Явлинский, отличалась радикализмом и предлагала в кратчайшие сроки провести приватизацию и перейти к рыночным отношениям.

Президент М. Горбачев в итоге принял компромиссный вариант. А положение в экономике стремительно ухудшалось. Сахарный, чайный, табачный и прочие дефициты приводили к огромным очередям, карточная система проблемы не ре­шала. Полки магазинов стремительно пустели, деньги обес­ценивались. Недовольство населения вылилось в забастовоч­ное движение, где особенно активно выступали шахтеры. На­ряду с экономическими все чаще выдвигаются требования отставки правительства и М. Горбачева.

Резко обострились национальные отношения. Начало им было положено в декабре 1986 г. в Алма-Ате, когда произош­ла смена партийного руководства республики. Это вызвало 2-дневные беспорядки в столице Казахстана. В Закавказье армяне и азербайджанцы начали настоящую войну из-за На­горного Карабаха. В ряде городов и регионов прошли погро­мы некоренного населения (Сумгаит, Баку и др.)-

Силовые методы решения вопроса властью сопровожда­лись жертвами населения (апрель 1989 г. — Баку, январь 1990 г. — Вильнюс) и только обостряли ситуацию, усилива­ли националистические настроения.

В 1989 — 1990 гг. состоялись выборы в высшие органы вла­сти республик, краев, областей. На них убедительную побе­ду одержали представители национальных элит. В крупных городах уверенно победили сторонники «Демократической России» (Москва, Ленинград). 12 июня 1991 г. в России со­стоялись выборы президента. Убедительную победу уже в 1-м туре одержал Б. Н. Ельцину. К лету 1991 г. большинство республик приняли законы о суверенитете, заявили о верховенстве республиканских за­конов над общесоюзными. Началась «война законов».

В этих условиях подписание нового союзного договора по­зволяло сохранить единое государство, гарантировать само­стоятельность его субъектов. Подписание его было назначе­но на 20 августа 1991 г.

Августовский путч 1991 г. и конец перестройки

Однако подписание нового союзного договора было сорва­но. В ночь на 19 августа группа высокопоставленных государ­ственных деятелей совершила антиконституционный перево­рот. М- Горбачев был отстранен от власти и блокирован в крым­ской резиденции в Форосе. Вся полнота власти перешла к Го­сударственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли: вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В, Павлов, глава МВД Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и др. Стране было объявлено, что М. Горба­чев болен и не может выполнять свои обязанности. В обраще­нии ГКЧП к народу говорилось о том, что перестройка зашла в тупик, а экстремистские силы взяли курс на развал СССР и приход к власти. ГКЧП ввел чрезвычайное положение в от­дельных районах страны, запретил митинги и демонстрации, установил контроль над средствами массовой информации.

ГКЧП брал на себя обязанность вывести страну из кри­зиса посредством восстановления трудовой дисциплины, под­нятия производительности труда, борьбы с бесхозяйствен­ностью и т. п.

Главные события разыгрались в Москве, куда были введе­ны войска, установлен комендантский час. Президент РСФСР Б. Ельцин и правительство выступили с обращени­ем к россиянам, в котором объявляли ГКЧП незаконным, а его деятельность антиконституционной. По призыву Прези­дента России тысячи москвичей пришли на защиту Белого дома. В этих условиях путчисты не решились на силовые действия. 21 августа путч был подавлен. М. Горбачев освобож­ден и вернулся в Москву, а члены ГКЧП арестованы.

В новых условиях президент СССР предпринял попытку заключить новый Союзный договор, но она завершилась про­валом. 8 декабря 1991 г. лидеры трех республик — России, Ук­раины, Белоруссии — денонсировали Союзный договор 1922 г. и заявили о прекращении деятельности СССР. Вместо него решено было образовать Содружество независимых госу­дарств (СНГ). Первоначально в него вошли 11 государств. 25декабря 1991г. М.С.Горбачев ушел в отставку. Союз ССР прекратил свое существование.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова сущность и задачи перестройки? В чем заключались ее причины?

2. Являлась ли перестройка объективно необходимой?

3. Выделите этапы перестройки?

4. В чем изначально заключалась задача перестройки и к чему она привела в итоге? Есть ли в этом вина политического руководства страны?

5. Каковы, по вашему мнению, причины, заставившие руководство КПСС и СССР пойти на проведение реформы политической системы?

6. Дайте характеристику работе съездов народных депутатов.

7. Что произошло в ходе проведения реформы политической системы?

8. Почему советские национальные республики стремились к выходу из состава СССР?

9. Дайте оценку августовским событиям 1991 г. и их последствиям?

10. Дайте свою оценку М.С.Горбачеву как личности и политическому деятелю.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.