|
Глава 4. РИТОРИКА В РОССИИ
12. Древняя Русь
Те скупые сведения о речи наших далеких предков, которые сохранились, связаны с развитием письма. Оно вошло в жизнь славян во второй половине IX в. (обычно указывается 863 г.); азбука создана греческими учеными — славянскими просветителями Кириллом и Мефодием, переводчиками церковных христианских книг с греческого. Она получила название кириллицы. Есть однако, сведения, что славяне имели и докириллическое письмо — писали «клинами и резами» (Черноризец Храбр). Известно также, что в VIII—X вв. в Киеве и других городах действовали хри стианские храмы и обучались священнослужители до официально го крещения Руси в 988 г. Грамотеи имелись и в княжеской дружине, выполняя функции дипломатов, переводчиков, государственных чиновников, учителей; в среде торговцев велась деловая документация. В русской летописи Нестора сохранился договор с °
"ской империей, заключенный киевским князем Олегом в зантии уЛЬТате взятия Царьграда (Константинополя). Текст до-906 г' можно прочитать в I томе «Истории государства Российско-r°B°uU- Карамзина.
г0>>1^ оиллица не удержалась у западных славян, но у восточных и ix славян послужила основой последующих алфавитов, что способствовало связям с Византией — наследницей античной куль-wobi литературы, риторики.
Кирилл и Мефодий, как известно, работали в Моравии — наи-развитом государстве славянского мира, но в XI в. центром янской ПраВославной культуры становится Киев. Благодаря сЛердости князя Владимира, крестившего Русь, приток греческо-То духовенства был невелик, готовили священников-славян, церковная служба велась на славянском языке в отличие от Римской церкви, где служба велась на латыни вплоть до XX в. Впрочем, в этом была и польза: латынь стала языком науки, оказала сильное и благотворное влияние на развитие языков, образования. В Россию латынь стала проникать лишь в XVI—XVIII вв.
Церковные и риторические традиции православной ритуальной речи на Руси были приняты в общем с одобрением. Этому способствовали торжественность службы, высокая культура церковного пения, эмоциональность общения, одухотворенность проповеди, пиэтет по отношению к мудрому и поэтическому слову.
Расцвет ораторских жанров приходится на XI—XII вв. Образцом проповеди может служить творчество Кирилла, епископа Туровского, инока и аскета, например его «Слово в новую неделю по Пасце», в котором чувствуется сильное влияние византийского стиля (символика, метафоричность, уподобления). Вот отрывок: «Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и, радуяся, землю согревает: для нас взошло от гроба праведное Солнце — Христос и всех верующих в него спасает <...> Ныне пахари слова крестное орало (т. е. плуг, соху) погружают в мысленные бороз-Ды, сеют духовное семя, надежды на будущее благо взращивают».
Духовное направление ораторства представлено также житиями святых — в «Житии Феодосия Печерского», «Сказании о Борисе и Глебе». В житиях формируются литературные традиции Руси. ^ Это же направление приобретает политическую тенденцию в м Лове о Законе и Благодати» митрополита Илариона (первого р01Грополита из русских), прочитанном при дворе Ярослава Муд-с °'в его присутствии. Автор выступает в качества апологета рус-Ян и ГосУДарственности и самостоятельности русской церкви. Вли-Дист Лова--->> сказывается в произведениях ораторства и публи-пи Ки ^олее позднего времени, например в Ипатьевской лето-> в «Житии Степана Пермского».
^азЦ°м «послания» может служить «Моление Даниила За-а>\ обращенное к князю, с жалобами на свои страдания и
просьбами о милости. Несмотря на близость содержания к у^ повседневности, автор пользуется цветистой речью: «Избави
от нищеты сия, яко серну от тенета, яко утя от ногти ястреб яко овца от уст лвов». а>
Особо нужно выделить речи — поучения, обращения к пота кам. Наилучшая из них — «Поучение чадам Великого князя Вл димира Мономаха» (конец XI — начало XII в.). Автор известе как энергичный военачальник, туманный и образованный госу" дарственный деятель Киевской Руси. Вот отрывок (в современной переводе): «Всего же более убогих не забывайте, но наскольк можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу'оправ дывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его... Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской дущи»
В более поздние времена возникли новые формы: повести «хожения», полемическая переписка, похвальные слова. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя Андрея Курбского с царем Московским Иоанном Грозным (60-е годы XVI в.) — страстные, обличительные письма, дающие основание судить о речевом мастерстве автора. А также письма и записки («Житие») протопопа Аввакума, идеолога раскола^ Он сам охарактеризовал свой стиль, свою риторику: «Аще что речено просто, и вы, Господа ради чтущий и слышащий, не позазрите просторечию нашему понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет <...> Того ради и я не брегу о красноречии». Язык Аввакума необыкновенно высоко ценил В. В. Виноградов, крупнейший лингвист XX в. и тонкий знаток развития русской стилистики.
До недавнего времени принято было считать, что до XVII в теоретическая риторика не была распространена в России, но в 90-е годы XX в. В. И. Аннушкин показал, что уже в XI—XIII вв риторика упоминалась в качестве учебного средства; использовались не только ее правила, но и синонимы: витийство, благосло-вие, краснословие, сладкоречив и даже антонимы: велеречие — № гласие, краткословие — многоречие.
л
13. Риторика как учебный предмет
Первый в России предмет по риторике (1620 г.) представляв собой перевод латинской риторики Ф. Меланхтона в переработ Л. Лоссия (Франкфурт, 1577) с пояснениями русского перевод чика и дополнениями. Книга использовалась и хранилась Московских и северо-русских монастырях — Соловецком, Белоз \ ском, в Ярославле, Новгороде. Судя по количеству сохранив^
(36), риторика изучалась весьма широко. Вот отрывок сЯ спи0^^. ^дз'есмь риторика доброглаголивого и яснозрительного веД мною грамматика исполняется и диалектика украша-
связующий с сими учении витийскую мудрость составляется, а и благословесная речения ясноглаголателно вещати тй '""
чуМЛ
R той книге пять разделов: инвенция, диспозиция, элокуция, „емориа, акция (каноны).
R XVII—XVIII вв. были созданы десятки риторических курсов,
более известные — М.Усачева, братьев Лихудов, Ф.Проко-наИ а с Яворского, Симеона Полоцкого, М. В. Ломоносова, p0IL т/редиаковского, А. П. Сумарокова, М. М. Сперанского, а ф Мерзлякова. Если до XVIII в. авторами риторик были цер-
вные лица, то начиная с Ломоносова ею занимаются светские авторы — филологи, писатели, государственные деятели.
Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноречию». Этот труд М. В. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора. Его риторика обращена к античному миру — Сократу, Платону, Аристотелю, она имеет философские обоснования. В ней рассматриваются педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос об интуиции и правилах, о корнях ораторского мастерства. Функцию убеждения М. В.Ломоносов дает в смягченном варианте: «красно говорить и писать и тем склонять других к своему мнению». Предметом науки риторики автор считает не только ораторию, но и поэзию, допускает подражание и постоянное упражнение, призывает учиться на опыте прославленных художников, превозносит мастерство Кикерона (Цицерона), речи которого казались божественными, ибо были выше сил человеческих.
Он отстаивал научную истину в речах, разрабатывал каналы инвенции — изобретения (оно должно касаться настоящего и прошедшего), учил находить главное в содержании и выделять его. м- В-Ломоносов советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых, уметь сказать о нем, передать другим
ое знание, т. е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял и принял.
нем ритоРике прилагается учение о трех штилях: высоком, сред-ми И Низком- Такое разграничение имело место и в античном Поэт' ^азРа^атывалось оно и в западноевропейской стилистике, вые ИКС' ритоРике- Заслуга М. В. Ломоносова и в том, что он впер-еГо л °СтР°ил риторическую систему на основе русского языка — Для лексики, Фразеологии, синтаксиса и предназначил свой труд де щ0етского образования, что получило живой отклик как в сре-°Дьгх людей, стремившихся к культуре, так, впрочем, и
среди светских петиметров, жаждавших блеснуть метким, обпа ньш словом на ассамблеях. К концу XVIII в. речевое мастерит3 ценилось весьма высоко не только в ораторстве, но и в светскл0 общении, в университетах, спорах и полемике, в среде военнь^' Риторика преподавалась во всех гимназиях, лицеях, в форме част ных уроков. В первой половине XIX в. действовали учебник А. С. Никольского, А. И. Галича, А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. KoinaJ ского, И. С. Рижского, К. П. Зеленецкого. Высоко ценился TpVj М. М. Сперанского «Правила высшего красноречия», написанный в 1792 г., изданный в 1844 г., а также общая и частная риторики Н. Ф. Кошанского — профессора Царскосельского лицея, одного из учителей юного Пушкина. Ниже представлено краткое содер. жание обоих учебников Н. Ф. Кошанского.
Здесь немало такого, что теперь забыто: само изобретение (ведь оно должно нести что-то новое), три стилистических уровня, гармония, вкус, гений, талант.
«Общая реторика» (1829) в 6 частях, выдержала 11 переизданий
Изобретение
1. Источники изобретения. Словесные науки. Причина, подобие, качества, целое, части (20 источников). Понятие о содержании речи
2. Первое соединение мыслей. Периоды: сравнительный, условный, противоположный, последовательный (12 типов соединения). Начала изящной прозы
Расположение
3. Описания, повествования. Начало, середина, конец описания. То же — о повествованиях
4. Рассуждения. Части рассуждения. Простые и сложные рассуждения по силлогизмам. Примеры
Выражение мыслей
5. Слог и его средства. Слог простой, средний и возвышенный. Слог периодический и отрывистый. Приличие и неприличие. Чистота и небрежность. Плавность и принуждение. Гармония
6. Все роды украшений. Тропы. Фигуры слов. Повторения Фигуры мыслей, убеждающие разум. Фигуры, действующие на воображение. Фигуры, пленяющие сердце
«Частная реторика» (1832) в 6 частях, выдержала 7 переиздании
1. Словесность.
Ее отрасли: у греков и римлян; у новейших и в России. Истинное красноречие и мнимое. Вкус, гений, талант, способности
2. Письма.
Письма к высшим, равным и низшим. Деловые письма. Литературные письма. Авторы писем 1 древних, у новых и в
38
"/ПктикГсДОказательства). Диал фСКие и драматические раз-ФйЛ°ы Писатели разговоров у
4. Повествования. Характеры. Некрологи. Анекдоты. Летописи. Жизнеописания. Повести. История. Авторы у древних, новых и в России
« Ораторство.
V поеянихи новых. Ораторское выражение, расположение, вы-ажение, декламация. Примеры речей. Ораторы у древних, новых и в России
6. Ученость.
Ученые сочинения: систематические, отдельные. Критика. Периодические издания. Ученые у древних, новых и в России
14. Кризис риторики
В главе 2 вкратце было сказано о кризисе риторики во Франции в конце XVIII в. Н. А. Безменова главным оппонентом риторики назвала романтизм в условиях отказа от классицизма, борьбы против «благородного стиля», против перечней рецептов, чем представлялась риторика с точки зрения свободы художника. Критику риторики возглавляет В. Гюго, по мысли которого идея доминирующего порядка и разума заменяется идеей порыва страсти и преклонения перед гениальностью. У термина риторика появляется второе, крайне пренебрежительное значение — «внешне украшенное пустословие». По этому поводу С. С. Аверинцев пишет: «Умение владеть словом с античных времен называлось "риторикой"; формализованная мыслительная работа с соблюдением школьных (латинское scholasticus означает «школьный») технических правил в средние века называлась схоластикой. Позже, особенно в XIX в., оба слова употреблялись как бранные, они употребляются так и до сих пор» (Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. — С. 115). 'одтвердим это утверждение С. С. Аверинцева вполне современ-Н)<тПРИМер0М: ^' Солженицын в книге «Россия в обвале» (М., 7) пишет, что речи власть имущих «риторны и приторны...». п Г0Дня газеты пестрят такими конструкциями: «Если отбросить шл,"ДпЫборную Риторику, то кандидат в депутаты Государствен-р^Думы NN сказал то-то и то-то».
же в России кризис риторики начался не с языковых, а с нравственно-педагогических. В 1844 г. В. Г. Белин- рецензии на «Общую реторику» Н. Кошанского писал, что ИК ССТЬ наУка кРасно писать о том, чего не знаешь», сто-ельця 0ТВечать на вопросы «кто? что? где? когда?». Удиви-к°т°Рой UlK0JIa Фразерства! И потому, когда прочтут драму, в Лц °оолгано сердце человеческое, говорят: «Риторика!» (Беки и В. Г. Сочинения. — Т. 8. — С. 512). Подобная критика,
/
к тому же идущая из прогрессивных кругов, постепенно привела к тому, что во второй половине XIX в. реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. j~[n чем школы не отказываются от ее содержательных материал ^ от многих приемов, таких, как работа над темой, композитЕ сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но употребляют их под другими названиям]' развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика. Так, в учебном пособи И. В. Гаврилова «Стилистические задачи» (СПб., 1883 и други' издания) даны вопросы: что? кто? где? когда? зачем? по чему? как? с чьей помощью?, а также схемы рассужде ний с такими ступенями:
1. Приступ — Dictum.
2. Изъяснение темы — Paraphrasis-expositio.
3. Причины — Aetologia-causal.
4. Противное — Contrarium.
5. Подобие — Comparatio-simile.
6. Пример — Exemplum.
7. Свидетельство — Testimonium.
8. Заключение — Conclusio.
По-видимому, отказ от риторики подчас носил лишь внешний характер. Тем более что отказ от школьной риторики не привел к упадку ее частных ветвей. Так, демократические реформы судебного дела привели к расцвету судебного красноречия. Заметен подъем академического мастерства. В начале XX в. оживляется теоретическая деятельность: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова» (1901), Г.Д.Давыдова «Ораторское искусство», программы курсов по этике живого слова А. Ф. Кони, Е. Е. Соловьевой и др. В 1918 г. был создан Институт живого слова (действовал до 1924 г.). в котором работали Л. В. Щерба, В. Э. Мейерхольд, С. М. Бонди. Л. П. Якубинский и др.
Но взлет риторического направления был непродолжителен власти поддержали лишь одно направление — мастерство агитатора и пропагандиста, его политический аспект.
Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новЫ£ отрасли языкознания. Интенсивное развитие функциональной стй' листики, возникновение практической стилистики, обеспечив^' ли выбор адекватных средств языка; культура речи стала отраслью языкознания; были созданы многочисленные словари и во1^ ники трудностей русского языка в областях лексики, г произношения; в рамках образовательных систем в конце XX вв. успешно осваивались теория и методика школьного нения и развития речи учащихся. ь,
Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е го XX в. сохранилась лишь в некоторых университетах (МГУ, '
х на факультетах классической филологии, в духовных ск° > T-rDOUIJIO несколько поколений учителей-словесников,
ъГ норирование систематического, целостного предмета «ри-а» привело к заметному упадку речевых умений в самых раз-Т°^й азных сферах общения. Не изучались этические, философ-Н°° Основы общения, когнитивные аспекты речи, игнорирова- история риторики, ее авторитет в глазах крупнейших уче- мыслителей. Изучение языкознания теряло полноту, ибо в HblXJLe внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.
Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кри-исньге явления не привели к гонениям на риторику, в тех или иных вариантах она преподавалась в образовательных системах США, Великобритании, Германии, Франции, других странах Европы.
Между тем XX в. стал веком рождения наук о речи, ее механизмы изучали лингвисты Ф. де Соссюр, А. А. Потебня, Л. В. Щерба и психологи Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия. Сложилась система наук о речи, в какой-то степени компенсирующих утрату риторики и, в общем, обогативших ее, когда наступило время ее ренессанса.
Наиболее близка к традиционной риторике культура речи (глава 6), исследующая труднейшие моменты выбора, использования языковых форм, отвечающих литературной норме.
Что касается психолингвистики, теории коммуникации, семиотики, герменевтики, социолингвистики и других новых теорий, то они дали основу возрождению древней науки в виде неориторики.
В середине XX в. начинается ренессансриторики, поднимается новая волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов, во Франции — на 30 лет раньше. Сила этой волны определялась тем, что интерес к забытой науке возник и разгорелся в молодежной среде.
Не менее важно и то, что в научной среде даже в самые труд-
1е годы мысль не угасала: назовем имена А. Ф. Лосева — фи-
ософа, знатока античной эстетики, лингвиста; В.В.Виногра-
corff ~~ крУпне^шего лингвиста в XX в., М. М. Бахтина — фило-
ског' ЛИТератУР°веДа' эстетика, С. С. Аверинцева, В:П. Вомпер-
Ск ° ~~ историка риторики, С. Ф. Ивановой, Ю. В. Рождествен-
^•flioff Перевелены на русский язык «Общая риторика» под ред. Пера/ ^а (с Французского), «Основы искусства речи» П.Л.Со-турь1 английского), книги Д. Карнеги. Традиции высокой куль- и ес°Мненно, стали одной из важнейших причин пробужде-ТеРеса к риторике среди аспирантов, преподавателей; воз-
никала тревожность молодых от утраченных ценностей, росло ] чение к ретро, к античной культуре, к «гонимым» областям -ния. Возможно, что это — первый важнейший фактор воз ния риторики.
Второй фактор — успехи наук о речи, возникших на языкознания и психологии. К сожалению, некоторые лингвист^ XX в. отстранились от проблем речевой деятельности, исслед ' вали структуру языка (что, разумеется, тоже необходимо). "ре не менее во второй половине века появились крупные исслед0 вания в области функциональной грамматики, стилистики, Тео- рии речевых актов, грамматики слушающего, теории механиз" мов речи и пр.
В качестве важной причины возрождения риторики нередк0 называют возрождение демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы XX в. С этим тоже нельзя не согласиться. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки созда-ния юридического пространства, плюрализм в образовании — все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль? Почему сама мысль туманна? Откуда пришло наше косноязычие, некоммуникабельность? Почему наши юридические документы так усложнены, что в них невозможно разобраться?
Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что речи политиков, транслируемые по телеканалам, за последнее десятилетие улучшились и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80—90-х годов XX в.
Есть еще одна причина: это падение у молодежи интереса к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных. изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, филологическим программам, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая и практическая, восполняет указанный недостаток.
Однако порыв к изучению риторики натолкнулся вначале на отсутствие подготовленных преподавателей, а также отсутствие учебников, программ, иной литературы, поскольку то, что все же имелось, было ранее издано малыми тиражами. Авторами уче&' ной литературы по риторике стали Н.Н.Кохтев, Т.А.ЛаДЫ женская, З.С.Смелкова, В.Я.Коровина, А.К. Михальская С. Ф. Иванова; по культуре речи — Л. И. Скворцов, Л. П. КатлиН екая, В.Г.Костомаров, К.С. Горбачевич, Б.Н.Головин, Н.И.Ф°РМ новская и др. т
И все же литературы остро не хватает, а в педвузах пока И специальности «преподаватель риторики и культуры речи»-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|