|
Академическое красноречие
'чаете °^Но из ДР^внейших полей языкового поиска — высокое тель Во °бщения с учениками. Это Сократ, Платон, Аристо-НБер В России XIX-XX вв. - С.Соловьев, В.Ключевский, ие СВ' **' ВиногРадов, К.Тимирязев, А. Лосев, С.Лихачев и Другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые
формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дцС сий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на
| убл
ных выступлениях. Основные принципы, которыми они руков ^ ствовались: научная глубина излагаемого материала точност Д
| ствовались: научная глубина излагаемого материала, точность гика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знан и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией и ходить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать п~ ветного развивающего эффекта.
Университетский профессор дает образцы культуры мыщл ния, он ведет за собой студентов. Суть университетского образ0 вания не только в новизне излагаемого, но и в реализации мето дов исследования. Профессор будит мысль студентов, ет их способности и одаренность, зажигает стремления.
Среди опытных профессионалов была проведена анкета с единственным вопросом: что им запомнилось из студенческих лет? На первом месте оказалось живое общение с профессором, светлая зависть его эрудиции, горению, успехам. На втором месте — собственные поиск, споры, написание и защита диплома.
Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение — в школе, в семье. Главное в таком общении — создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата, артистизм учителя, воспитателя устраняющий психологические барьеры. Однако учитель все же планирует свои действия по этапам: моделирование предстоящего общения; его организация и исполнение намеченного — с возможными вариантами, «управление» ходом общения; контрольно-оценочный этап — для себя, разумеется. Учителю, воспитателю необходимо безусловно, безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, — животрепещущую личность Не подавить ее, а помочь!
19. Военное красноречие
Этот вид красноречия смыкается, с одной стороны, с полити ческим, ибо политика и дипломатия предшествуют войне, с ДР)' гой — с речью юридической, деловой, даже канцелярской. П° следняя — в формулировках приказов, уставов, иной докумеят ции: все это оказывает значительное влияние на речь военное! жащих. ^
Военная тематика и стиль героического эпоса имеют богатУ историю: это «Илиада» Гомера, «Сказание о Сигурде», «ПесНь^ Роланде», «Слово о полку Игореве». В Афинах прославился вое оратор Перикл — стратег (главнокомандующий). Своеобр
ная риторика сложилась в Спарте: спартанцы ценили 50
сь над пространными речами афинян. Например, мать вали сына на войну словами: «Вернись со щитом — или на пров°# Изречение Ликурга: «Надежнее, когда город окружен не на Ш111^ а воинами (защитниками)». Афористична была речь кИР^^па' Македонского — ученика Аристотеля. Прославленным ^еКСа м (и писателем) был император Юлий Цезарь, в России — °РаТ0*пеликий, Александр Суворов. Изречения Суворова были ПетР а(кОристичны, легко запоминались солдатами. Шутка, зна-меТКИ'ддатсКого языка творили чудеса, Суворов был любимцем НИе кой армии. Известна надгробная надпись Г. Р. Державина на РУ°иле великого полководца: «Здесь лежит Суворов». М°Но речевое мастерство русских офицеров — не только в боевых
изывах: чуть ли не половина русской классики создана ими, это' М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, Д.В.Давыдов, В В.Вересаев, А.И.Куприн, Н.С.Гумилев, М.А.Булгаков, АИ Солженицын. Военная мемуаристика предствавлена именами Г. К. Жукова, А. И. Деникина, немецких генералов Типпель-скирха, Гудериана. Ведь военные были потомственными, имели прекрасное образование, так же хорошо знали языки, как и дипломаты (о политиках этого не скажешь).
Специфика профессии военного — это строгая дисциплина, высокая организованность, четкость во всем, как правило, крепкое здоровье, требовательность к себе и подчиненным, быстрота реакций. Все эти качества военного находят свое отражение и в военных повествованиях, призывах и командах, которые рождаются в экстремальных условиях, в процессе обучения солдат, при составлении военной документации.
Войны без потерь не бывает, и командиру части выпадает горькая доля писать письма солдатским матерям. Плохо, если эти письма формальны, стандартны. Великое горе для родителей — потерять сына, в этой ситуации командир, офицер находит слова, идущие от сердца, продиктованные мужеством и человечностью.
К. сожалению, книги по военной риторике выходят крайне Редко. Вот одна из них, еще хранящая в себе отзвуки Отече-
ггп*Н0Й войны 1812 г.: Толмачев Я. В. Военное красноречие (СПб., 1825).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|