|
Речевая культура цивилизаций Востока
Самая древняя из известных нам — культура ЕгиптаIV-IIIтысячелетий до н. э. Благодаря своему географическому положению — на стыке трех континентов — Египет имел возможность общения, развивалась словесная культура. Письменность возникла и развивалась из простейших рисунков, постепенно переходя в иероглифическую; многочисленные тексты были связаны с культом природы, животных. Эти верования сохранились вплоть до эпохи христианства. Известны тексты о священном камне, пирамидах, культовые тексты о Ниле, животворящей воде. Особенное развитие получил культ Солнца. Есть тексты, обожествляющие монарха.
В середине IV тысячелетия до н. э. возникает художественная литература. В устном коллективном творчестве распространены песни, пословицы, повторяющиеся в разных жанрах сюжеты. Для нас особенный интерес представляет пословица, посвященная силе слова и ответственности за слово: «Уста человека спасают его, н« слова его могут заставить покрыть свое лицо от стыда». Известнь1 также трудовые песни пахарей, грузчиков.
В Египте получила развитие литература путешествий; хвале»' ные тексты того времени были первым шагом к эпидейктически> речам, по Аристотелю. Они наиболее близки к ораторству, так*, как и поучительные, дидактические. Интерес представляют о разцы деловых бумаг, правила спора.
Техника письма и составления текстов высокого уровня дос ла в школах, где готовили государственных служащих, и в з где обучали жрецов. Изучались стилистика, ритмика, звукоП
сравнения. До нас дошли письма, облеченные в художе-троГТ '^j форму, например письмо, в котором содержится кри-ствеНавТОра другого письма: «плохое смешано с изысканным», и Каалы самому себе»: «Оно (письмо) полно слов, сходящих с собственных губ, которые я сам сочинил без чужой помо- Споимеры взяты из кн.: Авдиев В.И. История древнего
ШВостока.
Свои р
древности. Так, в Китаене было полисной демократии, нуж-РавШейся в риторике спора, обсуждения, дискуссии, свободно-обмена мнениями. В Китае II—I тысячелетий до н. э. шла борь монархий Монарх был окружен образованными и
| Свои риторические модели формировались и в других культу- Т К б й
обм
ба царств, монархий. Монарх был окружен образованными и дальновидными советниками, они спорили между собой, мо-нарХ _ сильная личность — принимал или отвергал советы. Китайская культура хронологична и топонимична, по мнению китаеведа Ю. В. Рождественского, все события строго маркированы. Авторы речей, письменных текстов оперируют прогностикой на основе исторических фактов; тщательно изучается история принятия государственных решений, а также народные песни, поскольку они выражают стремления людей. Тщательно отрабатываются нормы этики, государственных ритуалов, отбирается словарь, дающий картину мира.
От оратора, как правило государственного деятеля, требуется краткость, точность, мудрость, сильное чувство и — главное — строжайшая ответственность за каждое слово. Ибо от надежности прогностики зависела судьба монархии и самого говорящего.
В кругах придворной аристократии высоко ценится поэтическое искусство. В окружении монарха идет поиск нового, эффективного стиля, культивируется внутрення речь — мысль, ясность сознания. Высоко ценятся науки, привлекаются многогранные знания в области математики, медицины, философии, поэтики. Специфика научного поиска: знание современно, но оно обращено к древности, ищет прецедентов в истории.
Идеал речевых выступлений в Китае и поныне опирается на логические выкладки, языковые (речевые) фигуры; ценится и ма-терство софистики. Стиль в китайском понимании — это то но-°е, что основано на культуре как свернутой и систематизировании истории (Ю. В. Рождественский). Новые веяния и влияния РУгих культур, разумеется, внесли немало нового- и в систему с ч^.в°Го общения, но символическое значение Великой Китайкой Стены не угасло.
топ Няя' а отчасти и современная Индияв основу своих ора-хОв Ких тРадиций положила сословную структуру общества: ду-fjbIe J^ сословие — брамины, военное — кшатрии, все осталь-сЛови шУДРы. Общение носило внутрисословный характер: соне Должны были смешиваться. Система осложнялась и раз-
личием языков: хинди, урду, бенгали и др., но это не щу Индии развить богатейшую палитру философских и риторичес^ традиций. Естественно, что культурные и речевые традиции дываются в среде браминов, обладавших знанием, общим тием, и сама их деятельность сводилась преимущественно к реч учебной, научной и ритуальной (литургической). В индийской тпа диции сложился образ бесконкретного, вневременного мира. В мир происходит вечное вращение, обновление, воспроизведение жизнм Речевая культура разных философских оснований направлена ня этическую, воспитательную цель. Множественность философских учений привела к развитию диалектики как инструмента -бесконечных споров. Высокого развития достигла наука, в частности языковедение. КI тысячелетию до н. э. относится становление санскрита (слово санскрит означает «язык, доведенный до совершен, ства»), оказавшего сильнейшее влияние на европейское языкознание. Следы санскрита обнаруживаются в европейских языках, включая русский.
Современный читатель может познакомиться с индийскими мировоззренческими традициями и новыми веяниями по книгам Джавахарлала Неру «Открытие Индии» и «Автобиография», изданным на русском языке.
Отметим в заключение, что в восточных цивилизациях не сложилась теоретическая концепция речевого действия, подобно древнегреческой, европейской. В практической же сфере во всех культурах развивались ораторство, ритуальная, информационная (педагогическая), императивная, художественная, дискуссионная речь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|