|
Античный риторический идеал
Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наиболее глубокое теоретическое обоснование. При небольших различиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV—I вв. до н. э. — Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое направление впитало в себя и традиции гомеровской Греции.
В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала: в поэмах Гомера представлены ораторы — Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на людей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее — выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языковых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» долгое время жили в народной памяти и передавались в устной форме.
Истоки этого риторического направления, получившего название античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к°торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего.
ВIV—Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред-
вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги-ческая эпоха.
Рассмотрим эти позиции.
1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеж дения как основное достоинство красноречия, мастерства оратора не в том, чтобы достигать собственных целей, подчинять людей себе (любой ценой), а в том, чтобы понять, в чем счастье людей ц как его достигнуть. Так, в «Риторике» Аристотеля имеются фило софские выкладки автора о существе счастья. Он приходит к выво ду, что счастье многогранно, оно — в благополучии, окрыленном добродетелью, счастье — это уважение людей, достаток в доме большая дружная семья, а главное — «иметь хорошего друга».
2. Риторика — это не только практика общения и красноречия эта наука имеет свой предмет — речь, она тесно связана с фило софией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Ритори ка имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах — инвенции, диспозиции, элокуции и пр., разработаны связи с по этикой (тропы, фигуры), стилистикой, просодией, логикой, те орией воспитания и образования.
3. В этой же системе с особой тщательностью разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, вы соконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной.
4. Если в софистической системе отношение к слушателю не было уважительным (обвести его вокруг пальца — одно удоволь ствие), то этика античного идеала требовала обращения к слуша телю с уважением. Речь — двусторонний процесс, результат зави сит от обеих сторон.
В классической риторике Аристотелем развивалась строгая теория речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языкового контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формируется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения.
Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков выбора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это высший духовный уровень общения в любых ситуациях — от ораторской речи до интимного общения близких.
Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров.
г дУ1°Шая черта античного идеала — отношение к истине, ораторы, принадлежавшие к этому типу этической практике подтвердили твердость убеждений, свою по __ не 0ТСТупать от своего, выстраданного, понимания
п°зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И°ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками — реча-Ѱ против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-«И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при-
к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус-3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего.
Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда — ложь», например: сохранение военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из сострадания, «ложь во спасение».
Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для целых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тоталитарные режимы).
Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оценка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому идеалу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никакого отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи.
Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса.
В этой области традиция не противостояла софистическим нормам — ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное.
При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи.
Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)
остигли наиболее высокого уровня в литературном наследии к атона: имеются в виду его диалоги (он использовал диалог «Г ЖанР) «Федр», «Апология Сократа», «Лисий», «Софист»,
1С£УДарство» и др.
с§л ВоРчество риторов и ораторов рассматриваемого направления ^ось с литературой как искусством с поэтикой как лите
| тиг
л
рат^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите-нИя тедческ°й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон.
л
Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п0 лучившие в IV—III вв. до н. э. значительное развитие: стилисти* грамматика, просодия, зачатки теории речи. а'
Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. — 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых
далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в.
10. Древнерусские традиции
Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном памятники XI—XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь — на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.
Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задержку культурного развития.
Русь X—XII вв. имела прямые связи с Византией — наследницей греческой античной культуры — до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской империи. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из дочерей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос-момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за королем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказалась первой образованной королевой).
Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в." главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну*11' кин, А. К. Михальская.
Следует признать, однако, что история риторики изучена малО' это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток рит° рики Алексей Федорович Лосев.
Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 — «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей.
Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием ' а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-°Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык — яркий, цветистый, «украшенный», не ли-Б.рнн'ый оригинальности.
2 Оратор всегда выражает твердую позицию — это преимуще- нно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах
сТБ и всегда содержится поучение или призыв, нравственные П°тановки, преобладает положительный пример; критика вводится в виде сожаления или даже плача.
3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.
4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива ется высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не об ращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории. Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слу шателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мне ние адресата. В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.
Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе соборности как полного единства всех слушателей и народа в целом.
5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра нения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низ кой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образо ванных людей — хранителей рукописей — уровень требований был высок.
6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четко- стью, ясностью. Вот митрополит Иларион выступает с речью при ГОоре Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он про являет великого князя Владимира и землю русскую, о которой знают и слышат во всех концах земли. «Встань, о честная глава, ^з гроба своего! <...> Посмотри на внуков твоих и правнуков!
••• Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...>
3Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо-
та — в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла-
> Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.
За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите-
щ ' ПаРаллелизмами и другими фигурами. Она богата иносказа-
сТвМи> аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув-
че Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только
рОВо3 СИлУ государства, но и через язык, через христианское ми-
3Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.
i
7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и рение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в ственную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и ственность красноречия, отмечается высокое уважение к ной мудрости, учению, образованию.
Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступЛе ний: ораторские речи, обращения князя к воинам, жития свя тых, поучения, письма, исторические повествования.
Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связащ с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одног0 источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного цс. полнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями Таковы же и многие другие произведения — духовный стих «Бо. рис и Глеб», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Задонщина». Даже в XIII—XV вв. литературные произведения еще сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|