Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ: НОВАЯ ЭРА





4. Раннее христианство. Гомилетика

Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к Ш" IV вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Послания Апостола Павла, Откровение Иоанна


сЛОва, проповеди Иисуса Христа — суть лучшие, высокота-нтливые образцы красноречия, создававшиеся, по-видимому, ла воНачально в устной форме, передававшиеся из уст в уста и Последствии записанные.

В канонизированы четыре варианта Евангелия, принадлежащие Его ученикам, — Матфею, Иоанну, Луке и Марку (многие вари­анты Евангелия были признаны апокрифическими, ибо не во всем совпадали с общепринятыми текстами).

Сам Иисус Христос был превосходным оратором: все его по­учения и даже, казалось бы, обычные высказывания лаконичны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу. Его Нагорная проповедь (10-я глава Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»; «У вас же и волосы на голове все сочтены»; на параллелизмах, аллегори­ях, обращениях и призывах. В Его речах — мастерские антитезы, например: «Еще слышали вы, что сказано древними "не престу­пи клятвы"... А я говорю вам: "Не клянись вовсе: ни небом, пото­му что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его"».



Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомиле­тики — теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников — апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим ов­цам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей — это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, — напутствует их Христос. — Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несет людям новый идеал — «приближение Цар­ства небесного».

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника — бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближ­нему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.



Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошед­ших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница BePbi в это новое учение, может быть, пройдет через семью, раз-Делит сына и отца. И к этому он должен быть готов... Известно, То такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действи-ельно был, и не только в I—II вв. н.э., в годы преследования РИстиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников,

Терзанных, замученных; были они и в наше время. Много из


этого учения взяли на свое вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они ее понимали...

Нельзя забывать, что до III—IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но с соединением христианства с госу­дарственной властью ситуация меняется, Церковь уточняет дог­матику проповедей, и острота борьбы направляется против ере­сей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В бо­гословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гоми­летики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, пре­подавателям православных гимназий.

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказыва­лись возражения против использования риторических приемов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной про­поведи и богослужения не чуждается этих средств. И само Еван­гелие, и тексты молитв не лишены этих риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастер­ства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона».



Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церков­ную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духов­ного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, сове­сти, традиционной человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как пре­одоление в себе зла.

Следует отметить, что в богословских учебных заведениях в наше время нередко преподается не только гомилетика, но и светская риторика, особенно на тех факультетах, где обучаются будущие миссионеры, преподаватели: ведь им придется работать в среде неподготовленных людей.

5. Европейские страны (на примере Франции)

Античное риторическое учение, как и вся культура, было уна­следовано странами, входившими в состав Римской империи: Ис­панией, Францией, Италией, Византией, отчасти — Англией и Германией. Но первое тысячелетие не принесло значительных но­вовведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную выше.

Заслуживает внимания зарождение в Аравии в начале VII в. новой религии — ислама (от арабского «покорность»), распрост­ранившейся в связи с завоеваниями главным образом в северной Африке. Это активизировало проповедническую деятельность и дискуссии. В Европу проникают из Индии, Аравии также и на­уки — математика, астрономия, медицина.


Замечательны успехи поэзии, драматургии на санскрите, от-вук восточной культуры достигают Европы, где в средние века, особенно в начале второго тысячелетия, формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах: это лекции про­фессоров, диспуты. Развивается система доказательств, многооб­разной аргументации. Эта изощренная дискуссионная речь (под­час на одиозные темы — с нашей современной точки зрения) получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»); в наши дни так обозначают бесплодное умствова­ние, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула дале­ко не всегда справедлива: так формировалось академическое крас­норечие, достигшее к XVIII—XIX вв. высочайшего уровня: Сор­бонна в Париже — XIII в., Оксфорд в Великобритании — XII в. К XX в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семина­ры, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита V курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских дис-^ сертаций, доклады на научных конференциях и пр. Тщательно < отрабатывается система общения студентов и начинающих уче­тных с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступле- ния студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике — например, у будущих журналистов, учителей, юри-г-> стов, референтов, переводчиков, дипломатов и пр. ^ Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету та-^ кой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как при­дворный этикет, получивший распространение преимуществен­но в аристократическом обществе. В XVIII в. он был позаимство­ван российским императорским двором, распространился не толь­ко в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.

Придворный этикет и церемониал оказали сильное влияние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стандартных форм общения в среде военных и даже чиновников.

Этикетные формы речи отражали сословное строение обще­ства, субординацию чинов и в XVIII—XIX вв., давали пищу для сатиры и юмора в демократических слоях общества (что встреча­ется и поныне в России).

Особенностью той области общения, которая связана с этике­том, служило, а отчасти служит и поныне, применение особой символики (знаковой системы), обязательной для высших клас-Сов5 причем знаками могли считаться не только предметы, но и Поступки, принятые в обществе ценностные ориентации. Так, при-аДлежность к дворянскому сословию во Франции (и в России) Сражалась правом носить шпагу; дворянин мог принять вызов на Уэль только от дворянина. ^роде^уррДсДэе^приветствий, вы-

 

 

зовов на дуэль имели свои речевые формулы. Отказ от поединкц считался несмываемым позором и пр.

Системы речевого этикета существовали всегда на разных уров­нях социальной лестницы: обращение, приветствие, прощание извинение, благодарность, приглашение (например, на бракосо­четание дочери), извещение о кончине кого-либо, начало и окон­чание дружеского или родственного письма и другие стандарты вежливого обращения. Это всеобщая закономерность общения. Причем речевой этикет в живом общении очень чуток к истори­ческому процессу, к социальным сдвигам.

Франция может считаться наиболее ярким продолжателем ма­стерства политического красноречия, причем в трех его вариан­тах:

а) красноречие, рожденное на баррикадах так называемой Ве­
ликой французской революции;

б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном
собрании XIX в.;

в) дипломатическое общение.

В двух последних областях с Францией небезуспешно соперни­чает Великобритания.

Обличительные и воинственные речи деятелей Великой фран­цузской революции, несомненно, талантливых (Робеспьер, Ма­рат, Дантон и др.), отличались огромной энергией, целеустрем­ленностью, эмоциональным накалом, самоотверженностью, что сближало их с проповедниками раннего христианства. На более поздних этапах преобладала полемика...

Что касается парламентских традиций конца XIX — начала XX вв., то они характеризовались выдвижением ярких полемис­тов (типа Жана Жореса), но в итоге в общем породили ирониче­ское отношение к парламентаризму как к «говорильне» (от фр. parle — «говорить»). Современному русскому парламенту — Госу­дарственной Думе еще предстоит преодолеть издержки такого скеп­тического отношения.

Исследователь истории французской риторики выделяет сле­дующие этапы — периоды доминирующего красноречия:

а) до XV в. доминирует духовное красноречие на латыни;

б) в XV в. вышла первая риторика на французском языке П. Фаб­
ри; происходит борьба за развитие французского языка; издается
манифест в защиту французского языка;

в) происходит официальный отказ от следования античным
канонам (1671);

г) отмечены выступления против жесткого регламентирования
в языке;

д) XVIII в. характеризуется закатом церковного красноречия,
расцветом политического, академического и судебного красноре"
чия.


для этого времени характерен расцвет поэтики, теории лите-

туры, стилистики, теории фигур, элокуции, происходит раз­витие собственных риторических доктрин (А. Фоклен, П. Лами, гг фонтанье, известные в России).

До XV в. риторика в основном схоластическая, с XVI в. — гуманистическая, в XVII в. — реформистская. Кризис французской риторики произошел на рубеже веков и явился пред­вестником кризиса риторики в России.

Признаки схоластического периода: стиль становится за­коном, это и манера одеваться, и речевой этикет; в основе обуче­ния высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа ри­торических правил отчетливо отразилось в русской практике об­щения XVIII в.

Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрожде­ния, ее центром становится Дворцовая академия, составляется французская риторика для короля Генриха III, вводится королев­ское красноречие (на французском). Риторика стимулирует разра­ботку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в XX в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы берутся из литературы, развивается мастерство перево­да.

Реформистская риторика становится наиболее влиятель­ной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обуче­ния дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создают­ся салоны и частные академии, развиваются частные виды крас­норечия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются ди­алекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научая речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора.

Риторика энциклопедическая и натуристская — время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстро­го развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фак­тор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная Формула «искусство мыслить — искусство говорить — искусство писать».

Далее, на рубеже XVIII—XIX вв., наступает период кризиса, У^аты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины бУДут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходит и в более острых формах и продол­жительнее.


Франция неслучайно выбрана для исторического очерка в обла­сти красноречия, она была и в значительной мере остается веду­щей в вопросах филологической культуры, и для понимания этого процесса необходимо обратиться к ее связям в этой области.

Литература и риторика

Риторика относится к числу филологических предметов наряду с лингвистическими и литературоведческими. «Текст во всей сово­купности своих внутренних аспектов и внешних связей — исходная реальность филологии» (А в е р и н ц е в С. С. Филология. — Линг­вистический энциклопедический словарь*. — М., 1991. —" С. 544). Филология вбирает в свой кругозор всю глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного, через призму слова, языка. В то же время это искусство не только передавать, но и принимать сказанное и написанное: понять самого себя и другого человека, другую культуру — цель филологии.

Все сказанное выше может быть отнесено и к риторике: тот же ЛЭС определяет риторику как филологическую дисциплину, изу­чающую способы построения художественно выразительной речи (Т о п о р о в В. Н. // ЛЭС. — М., 1991. — С. 416). Однако такое опре­деление отражает только лингвистический аспект; функции рито­рики шире: это и цель речи, определяемая ситуациями жизни, и выбор темы, и позиция говорящего, и фактор адресата, и логика доказательства, и адекватность понимания слушателем.

Нетрудно заметить, что эти перечисленные функции присущи и литературе. Иными словами, риторика смыкается с литерату­рой.

Граница между литературой и риторикой трудноуловима. Мно­гие ораторы и риторы были в то же время писателями или литера­туроведами: Аристотель, Цицерон, Буало, Ломоносов, Лосев. В учебники по античной литературе включаются не только писате­ли, поэты, но и ораторы (авторы учебников С. И. Радциг, Н. Ф. Де-ратани, И. М. Тройский, А. А. Тахо-Годи).

Писатели В. Гюго, В. Я. Брюсов, И. Л. Андроников, А. С. Пуш­кин, В. Гёте были известны и как блестящие импровизаторы. Но и все образованные люди в разные эпохи должны были владеть уст­ным словом и пером: этому учили в риторических школах антично­го мира, все ученики Царскосельского лицея писали стихи. С. С. Аве-ринцев пишет: «Умение написать эпиграмму для образованного грека... вопрос школьного умения, вопрос грамотности» (Аве-ринцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной тра­диции. — М., 1996. — С. 179). Европейская традиция устанавливает более 100 моделей эпистолярного жанра, до сих пор издаются

Далее ЛЭС. 20


ичные «письмовники», в частности во Франции. В XVII—

^ v?II вв. учение о жанрах доходит до мелочной регламентации.

составление жизнеописания требовало выделить рубрику

(эисхождение» и разделить ее на части «народ», «отечество»,

едки», «родители»; далее — «добродетели» и «пороки», далее —

'власть»,'«богатство» и пр.

В период классицизма в Европе полагалось соблюдать не толь-единство места и времени, строго следовать законам жанра, к и йспользовать теорию «общих мест» (топов). Логические топы: НоД и вид; целое и части; свойства, признаки, качества; сравне­ние и противопоставление; причина и следствие; обстоятельства (где? когда? как?) и пр. Топы использовались не только в рассуждениях и доказательствах, но и в повествовании, описа­нии.

Кстати, в современном употреблении понятие «общие места»

имеет неодобрительный оттенок. Но это совсем не означает, что общих мест нет в современной литературе: «Сокрытие грубого каркаса школьных схем — просто-напросто высший класс рито­рического умения» (Ав е р и н ц е в С. С. Риторика и истоки евро­пейской литературной традиции. — М., 1996. — С. 134). Литератур­ная практика неосознанно пользуется риторической системой, и даже романтики, объявившие войну риторике (XVIII в.), по час­тоте орнаментальных фигур не уступают античным авторам.

Не следует забывать и того, что сама литература, фольклор и повседневное общение непрерывно пополняют запас крылатых слов, идиом, афоризмов, аллегорий, иносказаний, антитез (а ведь это все — риторический арсенал!), используемых и в письмен­ном, и в устном тексте. Судя по «Словарю крылатых выражений А. С. Пушкина» (СПб., 1999), он дал русскому языку не менее 1200 таких единиц.

Ревнители литературного новаторства всегда обвиняли рито­рику в формализме, схематизме, даже в ретроградстве; но прохо­дило время, и оказывалось, что новое литературное течение со­здавало свои схемы, правила и запреты. Так было и с романтиз­мом, и даже с реализмом.

Наибольшие сложности возникали в системе жанров — лите­ратурных, риторических и даже в бытовой речи.

На всем протяжении истории литературы в Европе, Индии,

^итае, Японии в ходу речение «писать, а иногда — и говорить по

анрам». Власть жанра то приближалась к диктатуре, то наступали

еРиоды оттепелей. Литературоведческие исследования проводи-

сь Тсод знаком теории жанров. Жанр всегда служил стабилизи-

УющИМ; регламентирующим средством поэтики, а сама поэти-

g пРинадлежала одновременно и теории литературы, и риторике.

Ропейской истории известны попытки всю риторику свести к

тИке, культуре и выразительности речи.


//


Риторика также оказывала влияние на теорию жанров, вво­дила жанры частных риторик: в судебной риторике — речи обви­нительная и защитительная, в военной — боевой приказ, в по­литической — призыв к восстанию, в эпидейктической — р&чц официальные в честь юбиляра и дружеские, застольные, в дело­вых ситуациях — строго логические и пр. Подобные образцы не­редки в художественной прозе: вспомним сцену суда в «Воскре­сении» Л. Н. Толстого, письма И. Е. Репина, «Фрегат "Палладд"» И. А. Гончарова и т. п.

Есть и новорожденные жанры как продукты деления традици­онных, заимствования из диалектов («Вологодские бухтины» у В. Белова, «Скирли» у И. С. Соколова-Микитова); жанры меняют свою функцию и назначение (например, анекдот); возникают «жанровые гибриды» — на 16-й странице «Литературной газеты» (эпохалки, микро- и макроэпохалки). Нет сомнения в том, что теоретические поэтика и риторика стабилизируют систему жан­ров во всем многообразии общения.

Многовековой спор о первенстве формы и содержания в по­знании, в литературе, в различных видах творчества то возникает и разгорается на пограничных областях разных наук, то угасает. В то же время спорящие стороны согласны в том, что форма и содержание могут существовать только в единстве, одна без дру­гого так же немыслимы и абсурдны, как понятия «правая» и «ле­вая», одна без другого теряет всякий смысл.


Глава 3. РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

7. Его сущность и корни

Наивно было бы полагать, будто вся риторическая система с одинаковым успехом может обслуживать любых общающихся лю­дей, будто она, подобно языковой системе, существует вне идео­логии, нравственности, политики.

В риторике, в ее теории и практике, могут быть выделены три неравные части: первая из них действительно универсальна, мо­жет использоваться в самых разнообразных ситуациях. Универсаль­ны каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли в языковых формах, о куль­туре речи — языковых нормах, дикции, интонациях и т. п.

Вторая часть обращена к национальным, языковым основам рИ" торического действия: это неоценимое богатство, которое исполь­зует говорящий, этнические традиции, культура и литература, при­влекаемая в общении, исторические факты. Нетрудно заметить, что эта область уже не вполне универсальна, ибо может в отдельны"


аях с

допустить какие-либо льготы национальным предпочте-

и например, процитировать строки произведения, в кото- без должного уважения говорится о том или ином субъекте. Ро11 тьЯ часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо

.уостей людей. В этой общности нормируется устойчивая сис-0 Точек зрения и правил; это этическая система общения, речи, rf ой сфере формируется феномен, называемый риторическим

идеалом.

Нельзя забывать, что вся социальная жизнь людей постоянно (Ъормляется в речи — устной, письменной, а также мысленной; без речевого оформления жизнь просто невозможна, и необходи­мы нормы общения, человеческих отношений внутри общности ИЛи между ними.

Внешняя речь всегда обращена к людям, чаще всего — конк­ретным личностям; обычно, говорящий знает своих собеседников. Он должен решить и постоянно решать вновь: говорит ли он правду или неправду, поверят ему или нет, будет ли он вежлив, добро­желателен или нет, должен прогнозировать, какова будет реак­ция собеседников на его высказывание.

Возьмем для примера современную рекламу. На кого она рас­считана? Чаще всего на людей, которые прекрасно понимают, какой процент лжи скрывается в ней, какие используются улов­ки, чтобы опорочить конкурентов. Но эта ложь подана так краси­во и оформлена музыкально.

Идеал рекламы как раз в том, чтобы привлечь внимание слу­шателя, зрителя. Он не верит? Ну и что же? Многократное повто­рение — и он просто запомнит то, что нужно автору рекламы. А другого названия зритель не знает...

Видимо, для рекламных роликов важно остроумие, зрелищ-ность, хорошая актерская игра — и тогда успех обеспечен, слуша­тель (зритель) покорен.

Успех же деятельности христианских проповедников в незыб­лемости их идеалов, которые не могут не вызывать уважения.

В научных спорах чаще всего побеждает железная логика.

А как часто одерживает победу не только тонкая, но даже са­мая грубая лесть!

Ясно был выражен «идеал» у софистов — первых создателей Древнегреческой риторики (об этом — отдельный пункт).

Вероятно, можно говорить как об идеале о манере русских Родивых и тех из народа, кто их слушал, ценил и понимал: это Стов°сть, безбоязненная правда, пророчество, обличение силь-ьтх мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, арти-

ическое умение войти в аффективное состояние вплоть до са-°истязаний. И их слово обладало огромной силой воздействия.

Наконец, «идеал» преступного мира в России, создавшего свою

НеРУ общения, свой язык — «блатную музыку», привлекший


внимание даже такого корифея лингвистической науки, какц\ был И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Четкой выраженностью и неповторимостью отличается нерусский ораторский и проповеднический идеал в «Словах» ц. рилла Туровского, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в «Житии» протопопа Аввакума.

Своеобразно было общение в семьях русского крестьянства XIX в., в среде военнослужащих. А. К. Михальская в книге «Рус, ский Сократ» (М., 1996) приводит интереснейший материал о языке власти в условиях тоталитарных режимов. Все эти наблюде­ния позволяют говорить о риторическом идеале как о реалии феномене, заслуживающем изучения.

По каким же признакам характеризуется риторический идеал и каковы его критерии?

Во-первых, современная риторика использует такую схему ана­лиза любых высказываний:

1) кто говорит?

2) кому говорит?

3) при каких обстоятельствах?

4) что говорит?

5) зачем?

6) как выражает свою мысль?

7) каков результат?

По-видимому, для анализа неплохо было бы иметь ответы на эти 7 вопросов.

Во-вторых, всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное — эмоции или логика, правильность речи или ориги­нальность до беспредела, высокая компетентность или шумные эффекты? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?

В-третьих, важна позиция говорящего или целого социально­го или этнического коллектива по дилемме «истина — ложь».

Правда и ложь — сложнейшие категории, о них много спорят, много написано; в характеристике риторического идеала это, воз­можно, самый важный критерий.

Наконец, в понимании и оценке риторического идеала учиты­вается этика речи — у одной общности как врожденная, глубин­ная, у другой — внешняя, показная, только для достижения целя говорящего.

Немало значат и такие «мелочи», как скорость речи, жестику­ляция — обычно у южан, например у итальянцев; молчаливость, немногословие — у многих народов севера; артистизм или сдер' жанность в артистических приемах; строгое соблюдение нормь1 литературного произношения, нормативное построение фразы или подчеркнутое несоблюдение этих требований. Все сказанное моя* быть отнесено не только к общности людей, но и к отдельны*1


однако в последнем случае термин риторический идеал SSho не применяется.

Некоторые виды данного феномена рассмотрим подробнее.

Софистическая риторика

Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи

бшении людей; но родилась она в среде философов, из диа-

И ктики — науки убеждения и доказательства, в известной в ан-

Личном мире школе софистов. И автором первого систематизи-

ованного курса риторики считается Горгий — ученик Коракса

из Сицилии (V в. до н. э).

Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы, это были странствующие философы, обу­чавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого со-фист _ «мудрец»). Софисты обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства.

Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, под­час просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку со­фисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуаци­ях, их учением и особенно их практикой в дальнейшем истори­ческом развитии риторики воспользовались те социальные груп­пы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, спра­ведливость себе в ущерб не привлекали софистов.

Черты риторического идеала софистов следующие.

1. Софисты допускали использование э р и с т и к и, т. е. любыхсредств для достижения своей цели, для победы в споре. Эристиче-ские средства, приемы разрешались во всех видах ораторства, ху­дожественной литературе, пропаганде, а в наши дни ими не брез-гует массовая информация и особенно — реклама. Следовательно, каждый читатель, слушатель, собеседник нуждается в защите: ему необходимо уметь различать эристические приемы.

Однако эристика подвергалась запрету даже со стороны гре­ческих софистов в некоторых риторических ситуациях: была за-Рещена ложная молва, т. е. сплетня, запрещались слухи (но как с

ми бороться?), запрещались интрига, ложная проповедь — ересь. «е ФИсты отмежевывались от клеветы, лжесвидетельства, от под-

Ркивания физических недостатков противника, его прошлых не-

ч, особенно в семейной жизни, и иных подлостей.

лЮб ЗВеСТНО' что РаспР°стРанение ложных слухов, клевета — из-Ленное оружие холодной войны и беспринципной политики:


виноваты в этом не софисты. Но, к сожалению, из их общей по. зиции может быть выведено признание всего этого коварства. Ведь сплетни, слухи, клевета (в современном понимании — «компро, мат») направлены против личности, пачкают доброе имя, лища, ют человека душевного равновесия, толкают на необдуманные шаги, что, разумеется, радует клеветника.

Эристические средства в цивилизованных странах запрещены законом, но их опасность в том, что бывает очень трудно дока­зать, например, источник молвы, слухов. Многие приемы опоро­чивания противника, его унижения, разные уловки и хитрости (софизмы) юридически переданы в сферу совести каждого инди­вида, на суд общественности.

2. Софистическая норма допускает и такие приемы, как чрез­
мерное восхваление одних лиц и охаивание других, необъектив­
ный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на не­
компетентность слушателей, на их неспособность следить за речью
высококвалифицированного противника, на некоторые низмен­
ные порывы неподготовленных людей.

Выше уже отмечалось, что в «Риторике» Аристотеля есть про­странное рассуждение о праве квалифицированного оратора вы­ступать «на равных» перед неподготовленной публикой: у Арис­тотеля возникали сомнения по поводу такого права. У софистов же сомнений не было.

3. Наиболее известные софистические приемы — это уловки
(софизмы): не следует думать, что это ложь. Софизмы содержали
какую-либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к
ложному выводу, иногда — к абсурду. Рассмотрим два классиче­
ских примера.

«Ты имеешь то, что не потерял?» Медленно соображающий со­беседник: «Да, разумеется». — «Значит ты рогат». Софизм построен на семантической несоотнесенности слов иметь и терять: ведь потерять можно только то, что у тебя есть.

Ахиллес никогда не догонит черепаху: черепаха подходит к точке А, но пока быстроногий Ахиллес достигнет точки А, черепаха будет уже в точке Б, и так далее. Ахиллес будет приближаться к черепахе, но не опередит ее. Уловка здесь в том, что решающий задачу мыслит дискретно, тогда как движение и Ахиллеса, и че­репахи — непрерывно, хотя и имеет разные скорости.

Эффект софизмов состоит в том, чтобы в споре, в рассужде­нии поставить собеседника в неловкое положение, запутать его мысль, разрубить логическую линию доказательств.

В наше время софистическая риторика взяла на свое вооруже­ние некоторые весьма распространенные научные учения, сбли­жающие психику человека и животных. Так, учение 3. Фрейда о психоанализе в качестве единственного стимула поступков чело­века определяет либидо — половое влечение. Согласно философ'


v учению Ф. Ницше, воздействовать на человека можно либо сК° хоМ, либо ожиданием награды, т. е. корыстью. Таков инстру-сТРа рИ'й «воли к власти», и на этом пути допустимы все сред-**еН __ и соблазн, и запугивание, и подкуп. Софисты Древней ТВ

т- ции и не помышляли о таком падении.

Если отбросить некоторые этически недопустимые методы, то еяует признать определенные заслуги софистического направ-° няя в риторике. Оно внесло вклад в развитие теории и практики Залога, полемики, аргументации, доказательства, ориентирова-д рИТорику на житейские ситуации, внесло элемент прагматики. Софисты разрабатывали конкретные риторические приемы, мно­го сделали для связей риторики с логикой. Они понимали необхо­димость остроумия, находчивости и юмора в общении, красноре­чии, социальной сфере.

Возможно, прав был французский писатель-моралист Фран­суа де Ларошфуко (XVII в.), который написал в «Максимах»: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.