|
Глава 2. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ: НОВАЯ ЭРА
4. Раннее христианство. Гомилетика
Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к Ш" IV вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Послания Апостола Павла, Откровение Иоанна
сЛОва, проповеди Иисуса Христа — суть лучшие, высокота-нтливые образцы красноречия, создававшиеся, по-видимому, ла воНачально в устной форме, передававшиеся из уст в уста и Последствии записанные.
В канонизированы четыре варианта Евангелия, принадлежащие Его ученикам, — Матфею, Иоанну, Луке и Марку (многие варианты Евангелия были признаны апокрифическими, ибо не во всем совпадали с общепринятыми текстами).
Сам Иисус Христос был превосходным оратором: все его поучения и даже, казалось бы, обычные высказывания лаконичны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу. Его Нагорная проповедь (10-я глава Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»; «У вас же и волосы на голове все сочтены»; на параллелизмах, аллегориях, обращениях и призывах. В Его речах — мастерские антитезы, например: «Еще слышали вы, что сказано древними "не преступи клятвы"... А я говорю вам: "Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его"».
Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики — теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников — апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей — это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, — напутствует их Христос. — Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несет людям новый идеал — «приближение Царства небесного».
Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника — бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.
Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошедших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница BePbi в это новое учение, может быть, пройдет через семью, раз-Делит сына и отца. И к этому он должен быть готов... Известно, То такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действи-ельно был, и не только в I—II вв. н.э., в годы преследования РИстиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников,
Терзанных, замученных; были они и в наше время. Много из
этого учения взяли на свое вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они ее понимали...
Нельзя забывать, что до III—IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но с соединением христианства с государственной властью ситуация меняется, Церковь уточняет догматику проповедей, и острота борьбы направляется против ересей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В богословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гомилетики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, преподавателям православных гимназий.
И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приемов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. И само Евангелие, и тексты молитв не лишены этих риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона».
Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, традиционной человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла.
Следует отметить, что в богословских учебных заведениях в наше время нередко преподается не только гомилетика, но и светская риторика, особенно на тех факультетах, где обучаются будущие миссионеры, преподаватели: ведь им придется работать в среде неподготовленных людей.
5. Европейские страны (на примере Франции)
Античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано странами, входившими в состав Римской империи: Испанией, Францией, Италией, Византией, отчасти — Англией и Германией. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную выше.
Заслуживает внимания зарождение в Аравии в начале VII в. новой религии — ислама (от арабского «покорность»), распространившейся в связи с завоеваниями главным образом в северной Африке. Это активизировало проповедническую деятельность и дискуссии. В Европу проникают из Индии, Аравии также и науки — математика, астрономия, медицина.
Замечательны успехи поэзии, драматургии на санскрите, от-вук восточной культуры достигают Европы, где в средние века, особенно в начале второго тысячелетия, формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах: это лекции профессоров, диспуты. Развивается система доказательств, многообразной аргументации. Эта изощренная дискуссионная речь (подчас на одиозные темы — с нашей современной точки зрения) получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»); в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: так формировалось академическое красноречие, достигшее к XVIII—XIX вв. высочайшего уровня: Сорбонна в Париже — XIII в., Оксфорд в Великобритании — XII в. К XX в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита V курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских дис-^ сертаций, доклады на научных конференциях и пр. Тщательно < отрабатывается система общения студентов и начинающих учетных с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступле- ния студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике — например, у будущих журналистов, учителей, юри-г-> стов, референтов, переводчиков, дипломатов и пр. ^ Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету та-^ кой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществе. В XVIII в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился не только в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.
Придворный этикет и церемониал оказали сильное влияние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стандартных форм общения в среде военных и даже чиновников.
Этикетные формы речи отражали сословное строение общества, субординацию чинов и в XVIII—XIX вв., давали пищу для сатиры и юмора в демократических слоях общества (что встречается и поныне в России).
Особенностью той области общения, которая связана с этикетом, служило, а отчасти служит и поныне, применение особой символики (знаковой системы), обязательной для высших клас-Сов5 причем знаками могли считаться не только предметы, но и Поступки, принятые в обществе ценностные ориентации. Так, при-аДлежность к дворянскому сословию во Франции (и в России) Сражалась правом носить шпагу; дворянин мог принять вызов на Уэль только от дворянина. ^роде^уррДсДэе^приветствий, вы-
зовов на дуэль имели свои речевые формулы. Отказ от поединкц считался несмываемым позором и пр.
Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестницы: обращение, приветствие, прощание извинение, благодарность, приглашение (например, на бракосочетание дочери), извещение о кончине кого-либо, начало и окончание дружеского или родственного письма и другие стандарты вежливого обращения. Это всеобщая закономерность общения. Причем речевой этикет в живом общении очень чуток к историческому процессу, к социальным сдвигам.
Франция может считаться наиболее ярким продолжателем мастерства политического красноречия, причем в трех его вариантах:
а) красноречие, рожденное на баррикадах так называемой Ве ликой французской революции;
б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном собрании XIX в.;
в) дипломатическое общение.
В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничает Великобритания.
Обличительные и воинственные речи деятелей Великой французской революции, несомненно, талантливых (Робеспьер, Марат, Дантон и др.), отличались огромной энергией, целеустремленностью, эмоциональным накалом, самоотверженностью, что сближало их с проповедниками раннего христианства. На более поздних этапах преобладала полемика...
Что касается парламентских традиций конца XIX — начала XX вв., то они характеризовались выдвижением ярких полемистов (типа Жана Жореса), но в итоге в общем породили ироническое отношение к парламентаризму как к «говорильне» (от фр. parle — «говорить»). Современному русскому парламенту — Государственной Думе еще предстоит преодолеть издержки такого скептического отношения.
Исследователь истории французской риторики выделяет следующие этапы — периоды доминирующего красноречия:
а) до XV в. доминирует духовное красноречие на латыни;
б) в XV в. вышла первая риторика на французском языке П. Фаб ри; происходит борьба за развитие французского языка; издается манифест в защиту французского языка;
в) происходит официальный отказ от следования античным канонам (1671);
г) отмечены выступления против жесткого регламентирования в языке;
д) XVIII в. характеризуется закатом церковного красноречия, расцветом политического, академического и судебного красноре" чия.
для этого времени характерен расцвет поэтики, теории лите-
туры, стилистики, теории фигур, элокуции, происходит развитие собственных риторических доктрин (А. Фоклен, П. Лами, гг фонтанье, известные в России).
До XV в. риторика в основном схоластическая, с XVI в. — гуманистическая, в XVII в. — реформистская. Кризис французской риторики произошел на рубеже веков и явился предвестником кризиса риторики в России.
Признаки схоластического периода: стиль становится законом, это и манера одеваться, и речевой этикет; в основе обучения высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа риторических правил отчетливо отразилось в русской практике общения XVIII в.
Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрождения, ее центром становится Дворцовая академия, составляется французская риторика для короля Генриха III, вводится королевское красноречие (на французском). Риторика стимулирует разработку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в XX в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы берутся из литературы, развивается мастерство перевода.
Реформистская риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и частные академии, развиваются частные виды красноречия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диалекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научая речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора.
Риторика энциклопедическая и натуристская — время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фактор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная Формула «искусство мыслить — искусство говорить — искусство писать».
Далее, на рубеже XVIII—XIX вв., наступает период кризиса, У^аты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины бУДут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходит и в более острых формах и продолжительнее.
Франция неслучайно выбрана для исторического очерка в области красноречия, она была и в значительной мере остается ведущей в вопросах филологической культуры, и для понимания этого процесса необходимо обратиться к ее связям в этой области.
Литература и риторика
Риторика относится к числу филологических предметов наряду с лингвистическими и литературоведческими. «Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей — исходная реальность филологии» (А в е р и н ц е в С. С. Филология. — Лингвистический энциклопедический словарь*. — М., 1991. —" С. 544). Филология вбирает в свой кругозор всю глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного, через призму слова, языка. В то же время это искусство не только передавать, но и принимать сказанное и написанное: понять самого себя и другого человека, другую культуру — цель филологии.
Все сказанное выше может быть отнесено и к риторике: тот же ЛЭС определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи (Т о п о р о в В. Н. // ЛЭС. — М., 1991. — С. 416). Однако такое определение отражает только лингвистический аспект; функции риторики шире: это и цель речи, определяемая ситуациями жизни, и выбор темы, и позиция говорящего, и фактор адресата, и логика доказательства, и адекватность понимания слушателем.
Нетрудно заметить, что эти перечисленные функции присущи и литературе. Иными словами, риторика смыкается с литературой.
Граница между литературой и риторикой трудноуловима. Многие ораторы и риторы были в то же время писателями или литературоведами: Аристотель, Цицерон, Буало, Ломоносов, Лосев. В учебники по античной литературе включаются не только писатели, поэты, но и ораторы (авторы учебников С. И. Радциг, Н. Ф. Де-ратани, И. М. Тройский, А. А. Тахо-Годи).
Писатели В. Гюго, В. Я. Брюсов, И. Л. Андроников, А. С. Пушкин, В. Гёте были известны и как блестящие импровизаторы. Но и все образованные люди в разные эпохи должны были владеть устным словом и пером: этому учили в риторических школах античного мира, все ученики Царскосельского лицея писали стихи. С. С. Аве-ринцев пишет: «Умение написать эпиграмму для образованного грека... вопрос школьного умения, вопрос грамотности» (Аве-ринцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. — С. 179). Европейская традиция устанавливает более 100 моделей эпистолярного жанра, до сих пор издаются
Далее ЛЭС. 20
ичные «письмовники», в частности во Франции. В XVII—
^ v?II вв. учение о жанрах доходит до мелочной регламентации.
составление жизнеописания требовало выделить рубрику
(эисхождение» и разделить ее на части «народ», «отечество»,
едки», «родители»; далее — «добродетели» и «пороки», далее —
'власть»,'«богатство» и пр.
В период классицизма в Европе полагалось соблюдать не толь-единство места и времени, строго следовать законам жанра, к и йспользовать теорию «общих мест» (топов). Логические топы: НоД и вид; целое и части; свойства, признаки, качества; сравнение и противопоставление; причина и следствие; обстоятельства (где? когда? как?) и пр. Топы использовались не только в рассуждениях и доказательствах, но и в повествовании, описании.
Кстати, в современном употреблении понятие «общие места»
имеет неодобрительный оттенок. Но это совсем не означает, что общих мест нет в современной литературе: «Сокрытие грубого каркаса школьных схем — просто-напросто высший класс риторического умения» (Ав е р и н ц е в С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. — С. 134). Литературная практика неосознанно пользуется риторической системой, и даже романтики, объявившие войну риторике (XVIII в.), по частоте орнаментальных фигур не уступают античным авторам.
Не следует забывать и того, что сама литература, фольклор и повседневное общение непрерывно пополняют запас крылатых слов, идиом, афоризмов, аллегорий, иносказаний, антитез (а ведь это все — риторический арсенал!), используемых и в письменном, и в устном тексте. Судя по «Словарю крылатых выражений А. С. Пушкина» (СПб., 1999), он дал русскому языку не менее 1200 таких единиц.
Ревнители литературного новаторства всегда обвиняли риторику в формализме, схематизме, даже в ретроградстве; но проходило время, и оказывалось, что новое литературное течение создавало свои схемы, правила и запреты. Так было и с романтизмом, и даже с реализмом.
Наибольшие сложности возникали в системе жанров — литературных, риторических и даже в бытовой речи.
На всем протяжении истории литературы в Европе, Индии,
^итае, Японии в ходу речение «писать, а иногда — и говорить по
анрам». Власть жанра то приближалась к диктатуре, то наступали
еРиоды оттепелей. Литературоведческие исследования проводи-
сь Тсод знаком теории жанров. Жанр всегда служил стабилизи-
УющИМ; регламентирующим средством поэтики, а сама поэти-
g пРинадлежала одновременно и теории литературы, и риторике.
Ропейской истории известны попытки всю риторику свести к
тИке, культуре и выразительности речи.
//
Риторика также оказывала влияние на теорию жанров, вводила жанры частных риторик: в судебной риторике — речи обвинительная и защитительная, в военной — боевой приказ, в политической — призыв к восстанию, в эпидейктической — р&чц официальные в честь юбиляра и дружеские, застольные, в деловых ситуациях — строго логические и пр. Подобные образцы нередки в художественной прозе: вспомним сцену суда в «Воскресении» Л. Н. Толстого, письма И. Е. Репина, «Фрегат "Палладд"» И. А. Гончарова и т. п.
Есть и новорожденные жанры как продукты деления традиционных, заимствования из диалектов («Вологодские бухтины» у В. Белова, «Скирли» у И. С. Соколова-Микитова); жанры меняют свою функцию и назначение (например, анекдот); возникают «жанровые гибриды» — на 16-й странице «Литературной газеты» (эпохалки, микро- и макроэпохалки). Нет сомнения в том, что теоретические поэтика и риторика стабилизируют систему жанров во всем многообразии общения.
Многовековой спор о первенстве формы и содержания в познании, в литературе, в различных видах творчества то возникает и разгорается на пограничных областях разных наук, то угасает. В то же время спорящие стороны согласны в том, что форма и содержание могут существовать только в единстве, одна без другого так же немыслимы и абсурдны, как понятия «правая» и «левая», одна без другого теряет всякий смысл.
Глава 3. РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
7. Его сущность и корни
Наивно было бы полагать, будто вся риторическая система с одинаковым успехом может обслуживать любых общающихся людей, будто она, подобно языковой системе, существует вне идеологии, нравственности, политики.
В риторике, в ее теории и практике, могут быть выделены три неравные части: первая из них действительно универсальна, может использоваться в самых разнообразных ситуациях. Универсальны каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли в языковых формах, о культуре речи — языковых нормах, дикции, интонациях и т. п.
Вторая часть обращена к национальным, языковым основам рИ" торического действия: это неоценимое богатство, которое использует говорящий, этнические традиции, культура и литература, привлекаемая в общении, исторические факты. Нетрудно заметить, что эта область уже не вполне универсальна, ибо может в отдельны"
допустить какие-либо льготы национальным предпочте-
и например, процитировать строки произведения, в кото- без должного уважения говорится о том или ином субъекте. Ро11 тьЯ часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо
.уостей людей. В этой общности нормируется устойчивая сис-0 Точек зрения и правил; это этическая система общения, речи, rf ой сфере формируется феномен, называемый риторическим
идеалом.
Нельзя забывать, что вся социальная жизнь людей постоянно (Ъормляется в речи — устной, письменной, а также мысленной; без речевого оформления жизнь просто невозможна, и необходимы нормы общения, человеческих отношений внутри общности ИЛи между ними.
Внешняя речь всегда обращена к людям, чаще всего — конкретным личностям; обычно, говорящий знает своих собеседников. Он должен решить и постоянно решать вновь: говорит ли он правду или неправду, поверят ему или нет, будет ли он вежлив, доброжелателен или нет, должен прогнозировать, какова будет реакция собеседников на его высказывание.
Возьмем для примера современную рекламу. На кого она рассчитана? Чаще всего на людей, которые прекрасно понимают, какой процент лжи скрывается в ней, какие используются уловки, чтобы опорочить конкурентов. Но эта ложь подана так красиво и оформлена музыкально.
Идеал рекламы как раз в том, чтобы привлечь внимание слушателя, зрителя. Он не верит? Ну и что же? Многократное повторение — и он просто запомнит то, что нужно автору рекламы. А другого названия зритель не знает...
Видимо, для рекламных роликов важно остроумие, зрелищ-ность, хорошая актерская игра — и тогда успех обеспечен, слушатель (зритель) покорен.
Успех же деятельности христианских проповедников в незыблемости их идеалов, которые не могут не вызывать уважения.
В научных спорах чаще всего побеждает железная логика.
А как часто одерживает победу не только тонкая, но даже самая грубая лесть!
Ясно был выражен «идеал» у софистов — первых создателей Древнегреческой риторики (об этом — отдельный пункт).
Вероятно, можно говорить как об идеале о манере русских Родивых и тех из народа, кто их слушал, ценил и понимал: это Стов°сть, безбоязненная правда, пророчество, обличение силь-ьтх мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, арти-
ическое умение войти в аффективное состояние вплоть до са-°истязаний. И их слово обладало огромной силой воздействия.
Наконец, «идеал» преступного мира в России, создавшего свою
НеРУ общения, свой язык — «блатную музыку», привлекший
внимание даже такого корифея лингвистической науки, какц\ был И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Четкой выраженностью и неповторимостью отличается нерусский ораторский и проповеднический идеал в «Словах» ц. рилла Туровского, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в «Житии» протопопа Аввакума.
Своеобразно было общение в семьях русского крестьянства XIX в., в среде военнослужащих. А. К. Михальская в книге «Рус, ский Сократ» (М., 1996) приводит интереснейший материал о языке власти в условиях тоталитарных режимов. Все эти наблюдения позволяют говорить о риторическом идеале как о реалии феномене, заслуживающем изучения.
По каким же признакам характеризуется риторический идеал и каковы его критерии?
Во-первых, современная риторика использует такую схему анализа любых высказываний:
1) кто говорит?
2) кому говорит?
3) при каких обстоятельствах?
4) что говорит?
5) зачем?
6) как выражает свою мысль?
7) каков результат?
По-видимому, для анализа неплохо было бы иметь ответы на эти 7 вопросов.
Во-вторых, всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное — эмоции или логика, правильность речи или оригинальность до беспредела, высокая компетентность или шумные эффекты? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?
В-третьих, важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по дилемме «истина — ложь».
Правда и ложь — сложнейшие категории, о них много спорят, много написано; в характеристике риторического идеала это, возможно, самый важный критерий.
Наконец, в понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи — у одной общности как врожденная, глубинная, у другой — внешняя, показная, только для достижения целя говорящего.
Немало значат и такие «мелочи», как скорость речи, жестикуляция — обычно у южан, например у итальянцев; молчаливость, немногословие — у многих народов севера; артистизм или сдер' жанность в артистических приемах; строгое соблюдение нормь1 литературного произношения, нормативное построение фразы или подчеркнутое несоблюдение этих требований. Все сказанное моя* быть отнесено не только к общности людей, но и к отдельны*1
однако в последнем случае термин риторический идеал SSho не применяется.
Некоторые виды данного феномена рассмотрим подробнее.
Софистическая риторика
Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи
бшении людей; но родилась она в среде философов, из диа-
И ктики — науки убеждения и доказательства, в известной в ан-
Личном мире школе софистов. И автором первого систематизи-
ованного курса риторики считается Горгий — ученик Коракса
из Сицилии (V в. до н. э).
Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы, это были странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого со-фист _ «мудрец»). Софисты обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства.
Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, подчас просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку софисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуациях, их учением и особенно их практикой в дальнейшем историческом развитии риторики воспользовались те социальные группы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, справедливость себе в ущерб не привлекали софистов.
Черты риторического идеала софистов следующие.
1. Софисты допускали использование э р и с т и к и, т. е. любыхсредств для достижения своей цели, для победы в споре. Эристиче-ские средства, приемы разрешались во всех видах ораторства, художественной литературе, пропаганде, а в наши дни ими не брез-гует массовая информация и особенно — реклама. Следовательно, каждый читатель, слушатель, собеседник нуждается в защите: ему необходимо уметь различать эристические приемы.
Однако эристика подвергалась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях: была за-Рещена ложная молва, т. е. сплетня, запрещались слухи (но как с
ми бороться?), запрещались интрига, ложная проповедь — ересь. «е ФИсты отмежевывались от клеветы, лжесвидетельства, от под-
Ркивания физических недостатков противника, его прошлых не-
ч, особенно в семейной жизни, и иных подлостей.
лЮб ЗВеСТНО' что РаспР°стРанение ложных слухов, клевета — из-Ленное оружие холодной войны и беспринципной политики:
виноваты в этом не софисты. Но, к сожалению, из их общей по. зиции может быть выведено признание всего этого коварства. Ведь сплетни, слухи, клевета (в современном понимании — «компро, мат») направлены против личности, пачкают доброе имя, лища, ют человека душевного равновесия, толкают на необдуманные шаги, что, разумеется, радует клеветника.
Эристические средства в цивилизованных странах запрещены законом, но их опасность в том, что бывает очень трудно доказать, например, источник молвы, слухов. Многие приемы опорочивания противника, его унижения, разные уловки и хитрости (софизмы) юридически переданы в сферу совести каждого индивида, на суд общественности.
2. Софистическая норма допускает и такие приемы, как чрез мерное восхваление одних лиц и охаивание других, необъектив ный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на не компетентность слушателей, на их неспособность следить за речью высококвалифицированного противника, на некоторые низмен ные порывы неподготовленных людей.
Выше уже отмечалось, что в «Риторике» Аристотеля есть пространное рассуждение о праве квалифицированного оратора выступать «на равных» перед неподготовленной публикой: у Аристотеля возникали сомнения по поводу такого права. У софистов же сомнений не было.
3. Наиболее известные софистические приемы — это уловки (софизмы): не следует думать, что это ложь. Софизмы содержали какую-либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу, иногда — к абсурду. Рассмотрим два классиче ских примера.
«Ты имеешь то, что не потерял?» Медленно соображающий собеседник: «Да, разумеется». — «Значит ты рогат». Софизм построен на семантической несоотнесенности слов иметь и терять: ведь потерять можно только то, что у тебя есть.
Ахиллес никогда не догонит черепаху: черепаха подходит к точке А, но пока быстроногий Ахиллес достигнет точки А, черепаха будет уже в точке Б, и так далее. Ахиллес будет приближаться к черепахе, но не опередит ее. Уловка здесь в том, что решающий задачу мыслит дискретно, тогда как движение и Ахиллеса, и черепахи — непрерывно, хотя и имеет разные скорости.
Эффект софизмов состоит в том, чтобы в споре, в рассуждении поставить собеседника в неловкое положение, запутать его мысль, разрубить логическую линию доказательств.
В наше время софистическая риторика взяла на свое вооружение некоторые весьма распространенные научные учения, сближающие психику человека и животных. Так, учение 3. Фрейда о психоанализе в качестве единственного стимула поступков человека определяет либидо — половое влечение. Согласно философ'
v учению Ф. Ницше, воздействовать на человека можно либо сК° хоМ, либо ожиданием награды, т. е. корыстью. Таков инстру-сТРа рИ'й «воли к власти», и на этом пути допустимы все сред-**еН __ и соблазн, и запугивание, и подкуп. Софисты Древней
ТВ
| т- ции и не помышляли о таком падении.
Если отбросить некоторые этически недопустимые методы, то еяует признать определенные заслуги софистического направ-° няя в риторике. Оно внесло вклад в развитие теории и практики Залога, полемики, аргументации, доказательства, ориентирова-д рИТорику на житейские ситуации, внесло элемент прагматики. Софисты разрабатывали конкретные риторические приемы, много сделали для связей риторики с логикой. Они понимали необходимость остроумия, находчивости и юмора в общении, красноречии, социальной сфере.
Возможно, прав был французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко (XVII в.), который написал в «Максимах»: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|