|
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РИТОРИКИ
РИТОРИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения — от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.
Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова — речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (по В. Г. Костомарову), разумеется.
Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию.
Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент.
Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, Метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, Деловой мир, политика).
Европейская риторическая традиция восходит к античной культуре V—I вв. до н. э. В Древнюю Русь она пришла через Византию и ^ благодатную почву в славянском мире: расцвет красноре-
чия наступил в XI—XIII вв. Большинство крупных политических деятелей, писателей и даже полководцев Греции и Рима прощдц риторические 14-летние школы. В книге «Об образовании оратора» (в русском издании — 12 книг «риторических наставлений») М. Ф. Квинтилиана (I в. н. э.) предствлены и модель учащегося, и развитие его способностей, и разделы риторических программ, ц нравственные требования к носителю риторического мастерства. Престиж риторики и ее носителя — оратора — был настолько высок, что Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.) ставил его на второе место после полководца. Сам Цицерон был государственным деятелем — консулом и философом, и непревзойденным оратором, и автором трактатов «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Античная риторика была неотделима и от общего развития культуры, социальной жизни: у древних мыслителей было развито чувство гармонии науки и жизни, теории и практики. Снобизм некоторых современных ученых ставит под сомнение право риторики называться наукой. Но риторика имеет все признаки гуманитарной науки: ее предмет — речь, общение; классическая риторика опиралась на обобщенный опыт, современная, кроме того, — на закономерности речевой деятельности. Риторика имеет богатейшую историю и литературу, прочные научные связи с философией, логикой, психологией, поэтикой, языкознанием. В разные эпохи она была востребована обществом, что наблюдается и сегодня.
В развитых странах, включая Россию, формируется современная риторика — rhetorica nova. «Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики» (Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 1997. — С. 10). Она должна быть в высшей степени оперативной, обеспечивать умение ориентироваться в потоке жизни и в лабиринтах текстов, информации, уметь тонко понимать возможные смыслы высказываний, моментально реагировать. Если старая риторика определяла позицию автора и лишь учитывала личность слушающего (адресата), то современная риторика биполярна, диалогична, ситуативна, больше обращена к импровизации на основе максимальной готовности, моментальной ориентировки. Это требует огромного объема знаний, гибкого интеллекта, высочайшей языковой готовности.
Поэтому риторика опирается на высокий уровень владения языком (и языками) и культурой речи в широком понимании этого термина. Языковая культура, обогащенная риторическим опытом, современными теориями паралингвистики, дискурса, семиотики, прагматики языка, психологии речи, логики, подкрепленная артистизмом, призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно совершенной личности.
Неумолимая история поставила современные поколения переД фактом: почти полтора столетия риторика была исключена из круга
ьТурных ценностей, формирующих языковую личность. В ка-
й-то мере эту научную дисциплину подменяли, с одной сторо-
К поэтика, стилистические упражнения, что лишало ее соци-
н 'н0Го напряжения, с другой стороны, риторика была низведе-
а до уровня брошюр «В помощь агитатору и пропагандисту» (20—
70_е годы XX в.).
Между тем, в практическом плане несомненных успехов достигло академическое красноречие, приобрели известность бле-стяшие судебные ораторы второй половины XIX в. Социальные потрясения выдвигали одаренных, но не всегда образованных иМПровизаторов. Риторика преподавалась лишь в богословских учебных заведениях, а также на факультетах классической филологии некоторых университетов.
Кому же нужна риторика сегодня? Всем — без исключений. В начале 1990-х годов в «Известиях» была напечатана статья «Почему Клинтон говорит так складно?» Но ведь бывшего президента США учили! В США мастерство публичной речи, полемики, умение свободно и доброжелательно общаться ценится очень высоко. Да и в России меткое слово всегда вызывало уважение и даже зависть. «Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить», — писал В. А. Сухомлинский.
Риторика в одно и то же время и учебный предмет, и профессиональный. Человек должен знать не только структуру своего языка, но и механизмы говорения и аудирования. Физическая культура справедливо признается важнейшим предметом в школе и в вузе, на нее тратятся миллиарды, а культура речи считается второстепенным довеском к необъятному курсу грамматики. Как профессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам... Коммерсант должен быть мастером делового общения; офицер — находить взаимопонимание с подчиненными; профессор университета — доносить сложнейшие научные истины до понимания не искушенных в науке студентов.
По речи, по ее культуре судят о человеке. «Заговори, чтобы я тебя увидел», — сказал Сократ своему новому ученику... Если субъект сформировал в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях об-Щения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми средствами, — он достигнет успеха, уважения, а возможно — и известности.
Риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач:
а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонима-я в Условиях современного общества;
б) исследование форм, механизмов речи: говорения, аудиро. вания, чтения, письма, а также различных кодовых систем в жиз ни людей;
в) формирование языковой личности — контактной, облада ющей не только умениями, но и потребностями общения;
г) дальнейшее совершенствование нормативов и правил куль туры речи, ее логики, организации материала, адекватного его языкового оформления.
д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, ме ханизмов импровизации, внутренней речи и мышления в рече вом самовыражении;
е) моделирование процессов речи и общения, ораторского ма стерства.
В последние два десятилетия литература по риторике и культуре речи активно накапливалась. Для наглядности располагаем ее по шкале: наука, исследовательский уровень — авторы: А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Ю. В. Рождественский, Ю. М. Лотман, С. И. Ожегов, В. Г. Костомаров, Л. И. Скворцов и др.; учебные пособия для вузов и школ — Л. К. Гра-удина, В. И. Аннушкин, Е. Н. Зарецкая, Д.Н.Александров, С. Ф. Иванова, А. К. Михальская, Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь, Л. А. Введенская, Т. Г. Хазагеров. Прямое отношение к риторике и речи имеют труды психологов, психолингвистов: Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, Ю. А. Сорокина, Т. Н. Ушаковой, А. А. Леонтьева. Традиционное языкознание ограничивало круг своих научных интересов структурой языка, определяя речь как прагматику языка, т. е. как его использование, игнорируя социальные или личностные мотивы речи, — тот «поток жизни», в кипении которого осуществляется и жизнь языка, и его развитие.
Предлагаемый курс риторики и культуры речи ориентирован на нефилологов, ибо для последних он не может быть достаточным. Это курс для нефилологических гуманитарных факультетов; хочется надеяться, что он может заинтересовать и математиков, физиков, биологов, поскольку они тоже не хотят быть безъязыкими, косноязычными.
Автор стремился связать курс риторики и с традиционными науками — логикой, поэтикой, литературоведением, и с новыми — культурологией, психологией и др. С целью сохранения вузовского уровня изложения курс риторики разделен на разделы «Теория» и «Практика», границы которых, разумеется, условны-В теоретической части даны истоки, философские основы, история, связи риторики с лингвистикой и теорией речи, психологические механизмы диалога, структура речевого акта. Практика — это содержание, построение речи (текста), его логика, формы говорения, выбор слова, фигуры и тропы, разные риторические приемы и советы, трудности и ошибки, их предупреждение, ре-
актирование текста, самоанализ и самооценка. Предложенная тРУКтУРа кУРса благоприятствует овладению не только общими понятиями, но и конкретными умениями.
Автор выражает благодарность студентам и аспирантам Московского педагогического государственного университета и Московского городского педагогического университета, где он читает риторику, теорию и культуру речи; студентам Самарского, Вятского, Пензенского, Борисоглебского и других педвузов за интерес, проявленный к названным курсам, за внимание и очень важное' для автора общение. Глубокая благодарность рецензентам — доктору филологических наук, профессору Марии Леонидовне Ка-ленчук и доктору педагогических наук, профессору Наталии Александровне Ипполитовой.
Раздел I. ТЕОРИЯ
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РИТОРИКИ
Истоки
Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то неприятие, возникла приблизительно в V в. до н. э. как ответ на практическую потребность общества. Политические вопросы в нем решались в Народном собрании. Публично, при огромном стечении народа, совершался суд, многолюдны бывали празднества, поминки, дружеские встречи.
Риторическое учение Древней Греции дошло до нас в виде сформировавшейся и используемой системы, представленной в двух вариантах: в виде высоких образцов речей прославленных ораторов — Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла; все они были общественными деятелями, людьми высокой образованности. Одновременно создавались теоретические труды, книги для обучения риторическому мастерству: Горгия, Аристотеля, Платона.
Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы VI—III вв. до н. э., назовем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии: Сократ (469—399), Платон (430/427— 347), Аристотель (384—322).
А.Ф.Лосев, мыслитель XX в., крупнейший исследователь античной культуры, отметил «небывалый культ слова» в Греции этого периода, его обожествление.
С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образовательных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написаны ораторами, возглавлявшими такие школы.
Первым среди них обычно называют Горгия — философа-со-, ста. Его труды полностью не дошли до нашего времени, он звестен по диалогу Платона «Горгий», где изложены основные аучные позиции этого ритора, Горгий много странствовал, предавая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфийских празднеств. Ему принадлежат изречения: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».
Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов-риторов, у риторики триединая основа: нравственность, мудрость (истина) и артистизм; ценились также образованность, культура и талант оратора. Правда, позднее Цицерон скажет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся», — но и сам он был, несомненно, щедро одарен Юпитером.
Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:
а) инвенция — в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовка содержания речи;
б) диспозиция, или композиция, в русских ритори- ках — расположение (обычно связывалось с речевым жанром);
в) элокуция и орнамента — выражение и украшение; последняя — самая объемная часть — впоследствии приобрела ве дущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);
г) мемориа — запоминание подготовленного текста, трени ровка памяти, ее высокой готовности;
д) акция, или исполнение, — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.
Традиции древности прослеживали такие связи:
с логикой — рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования;
с философией — мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;
с политикой — проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;
с юриспруденцией — права человека, судебная практика;
с филологией — язык, его средства, стили, выразительность Речи, просодия, литература, поэтика, жанры, театр.
Остро ставился вопрос убеждений истины — эллины были твер-ДЫ в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли сМерть отказу от своих убеждений.
Немного подробнее стоит остановиться на уровне филологи-есКих решений в риторике тех лет: разграничивались стили высо-
кий и низкий, художественный и деловой; тонко разграничивались просодические категории — ритма речи, высоты тона, силы звучания, темпа речи, ударений, пауз, подробно изучались фигу, ры и тропы, число последних достигало 200.
Несмотря на то что импровизация ценилась достаточно высоготовке, записи текста предстоящего выступления, шлифовке каждой фразы. Кстати, если бы этого не было, до нас просто не дошли бы речи великих ораторов древней Греции и Рима — Демосфена, Цицерона и др.
Риторика» Аристотеля
Ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики», «Поэтики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах — «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.
Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и людскому счастью, последнему он отводит особенно много места, расценивает его как «благополучие, окрыленное добродетелью». Критерии счастья — уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное — «иметь хорошего, близкого друга».
Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это — высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми, которые не вооружены ораторским умением, риторическими знаниями, т. е. в этом отношении не равны выступающему перед ними. Правда, он всегда отдает преимущество оратору.
Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных», речь создает и семью и государство, следовательно, риторика — учение об обществе и управлении им. «...Ибо человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» (цит. по кн.: Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997. — С. 21). Во многом риторика, по Аристотелю, -~ больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.
Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на с о -вещательные речи (их цель — одобрять или отклонять что-
либо), судебные (их цель — обвинять или оправдывать), и эпидейктические (их задача — хвалить или порицать). Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики.
Так, афинская рабовладельческая демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против аг-рессивной политики македонского царя Филиппа II. Высоко было развито и академическое красноречие, особенно в философских школах. Непревзойденным мастером учебного диалога был Сократ, его метод получил название сократического: если его уче-|ниК терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял |его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих | выводов.
В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской |беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Вни-I мание к интимному общению намечает отход от традиций офи-|циальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов, |текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр.
Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе — основных категориях научной риторики.
Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиями слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.
Пафос — это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.
Логос — словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.
Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судебной этос — это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать спра- ведливость. Пафос — стремление выяснить правду, добиться I ясной картины отношений сторон. Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления.
тo же применительно к народному собранию, к совещательной речи: этос несут в себе все участники — те, кто выражают лВое мнение, кто, в конечном счете, принимает решение или Твергает его, их совесть; пафос — цель отстоять свою позицию, Ое понимание истины; логос — словесное совершенство, мас-еРство выражения, выразительность, которая особенно ценится
в ситуациях торжества. Именно на этой ступени зачастую срабатывает сила убеждения.
Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, которая оказывает давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает.
Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат «Риторика» — это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества. Заметим, что Аристотель и сам был блестящим мастером слова: он в «Логике» и «Метафизике» достиг таких, едва различимых, нюансов мысли и речевых конструкций, какие сделали бы честь любому современному мыслителю. Неслучаен его афоризм: «Риторика — искусство, соответствующее диалектике».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|