Сделай Сам Свою Работу на 5

Радиоактивные джунгли и инспекторы-лемуры





475 Распространенность «джунглей» как метафоры капиталис­тического мегаполиса восходит к одноименному роману Элто­на Синклера, опубликованному в 1905 году. Роман был написан в итоге «творческой командировки» писателя в Чикаго — го­род, в начале XX века ставший «родиной» урбанистической теории. Если ее основателей интересовали возможности объективного изучения и управления стремительно прибавля­ющимся населением, то Синклер историю семьи литовского эмигранта Юргиса кладет в основу масштабного литературно­го повествования. В нем он с марксистской страстью запечат­левает цену, которую простые люди платят за свершения инду­стриальной революции.

475 Город плавилен и скотобоен, Чикаго

476 притягивал к себе все новые и новые семьи иммигрантов, об­рекая их на бесконечную борьбу за существование.

476 «Выжива­ет сильнейший» — этот закон джунглей царит в Чикаго, и Син­клер показывает механику «негативной селекции» недавних приезжих, когда пи добродетель, ни прилежание, ни жажда справедливости не помогают Юргису и его семье в борьбе с домогательствами надсмотрщиков на заводе, хозяев квартир, полицейских и судей.



476 В течение XX века дарвиновские обертоны метафоры со­хранились, но нередко она используется и просто для фикса­ции скученности, переполненности городского пространства людьми и вещами. У философа Б.Вальденфельса читаем, что, «когда речь заходит о большом городе, перед нашим внутрен­ним взором снова и снова всплывает образ необозримой и непроходимой чащи или джунглей» [Валъденфеяъс, 2002: 10— 11].

476 А другой философ, известный своей острой неприязнью к Америке, весьма предсказуемо i Еазывает «джунглями даунтауна» одну из самых «неевропейских» черт ее городской среды — скопление небоскребов в деловом центре [Бодрийяр, 2000:184].

476 Доминирование «негативности» в коннотациях метафоры «город как джунгли» можно проследить на нескольких недав­них примерах. «Бензиновые джунгли» — название репортажа о плохом качестве бензина, продаваемого в Москве [О/мое, 2005]. «Маугли в джунглях города» — под таким заголовком выходит в ав]усговской (за 2007 год) «Восточно-Сибирской правде» материал о неблагополучных семьях и заброшенных, голод! 1ых детях, пьющих воду из луж и отправляемых в детские дома. Герой Киплинга помпится авторам заметки, скорее все­го, по удачному советскому мультфильму.



476 Обреченность детей на полуживотный образ жизни в силу того, что их родители перестали жить по-людски, — вот что здесь выходит на первый план.

476 Этот пример перекликается с образом джунглей как про­странства, в котором и не начиналась «работа культуры».

477 Арт-стрелка в Москве xtyib и не всегда выглядит столь удручающе, но все же иллюстрирует тезис о том, что городская среда отстает от громких проектов, вызывая ассоциации с джунглями

476 В ку­раторском манифесте выставки «Арх-Москва—2007», посвя-477-478-щенной городскому пространству, редактор архитектурного журнала «Проект Россия» Барт Голдхоорн с помощью этой метафоры фиксирует контраст между достойно выполненны­ми отдельными архитектурными объектами и общим состоя­нием города:

478 «Но насколько разнится эта картина, если пере­вести внимание с конкретных, пусть и хорошо построенных зданий на пространство города, которое их окружает. В самых дорогих районах Москвы улицы выглядят не лучше, чем в са­мых маргинальных: битый асфальт, дворы с контейнерами, доверху заполненными мусором, беспорядочно запаркованные автомобили, чахлая зелень, с трудом выживающая в камен­ных джунглях. Архитектура здесь касается только самих зданий и их ближайшего окружения. Как правило, различные пост­ройки никак не связаны друг с другом. Несмотря на то что все они являются частью одного генплана, получается только ка­кофония на фоне вышеупомянутого городского "шума"» [Плпд- хоорн, 2007].



478 Пространство, которое миновала работа культуры, джунг­ли — это символический приют «ультраправых и расистов», которым в приличном, то есть цивилизованном городском обществе, места нет, — такой вариант этой метафоры развит популярным критиком {Агеев, 2002]. На призыв коллеги к «тер­риториальной любви», которая может, предполагается, объе­динит!) в одном пространстве представителей всех идеологий, критик предупреждает, что «ультраправые» — «это те джунгли, которые тут же готовы поглотить город, в котором прекрати­лась работа культуры».

478 Если в приведенных выше примерах «джунгли» олицетворя­ют нечеловеческое существование и бесчеловечные идеи, то следующий пример добавляет еще и противопоставление природы и города, обыгрывая двусмысленностъ зрелища буйной зелени посреди городских улиц.

478 На сайте города Припять по­мещены фотографии пышной растительности под заголовком «Джунгли Чернобыля» [Pripyat.com], а один из журнальных репортажей оттуда отсылает к образу зелени (джунглей) как фик-479-480-снрующему безнадежность «вторичного одичания» городской жизни:

 

479 Снимок сделан

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.