|
Организм города: хрупкость стабильности
467 Уподобление функционирования городов жизни тел сложилось гораздо раньше, нежели стали широко циркулировать метафоры общества как организма. Функциональная аналогия между различными городскими пространствами и различными системами организма была наглядной, а ее риторический потенциал казался просто безграничным.
467 Сравнение улиц с артериями (если остановиться на самой, пожалуй, важной конкретизации масштабной метафоры города как организма) стало возможным в силу беспрецедентной популярности, какую получили идеи Уильяма Гарвея — медика, открывшего систему кровообращения. Возникнув в начале XVII века, они проникли вначале в литературу, а к началу века XVIII-ro — в городское планирование. Так, Лондон времен Великой чумы 1665 года в «Дневнике чумного года» Даниеля Дефо — существо, страдающее от «лихорадки», «лик» которого отмечен «странной переменой», а улицы подобны потокам зараженной крови [Акройд, 2005:238]. Питер Акройд замечает по этому поводу, что «неясно, то ли Лондон как единый организм болеет оттого, что болеют его обитатели, то ли наоборот» [Там же], и на многих страницах своей книги играет с этой двусмысленностью. То он ведет речь о том, как «смятение объединило... лондонцев в единый организм» [Там же-. 458], то с гордостью пишет «Нередко удивлялись тому, что город, при всем его многообразии и ошеломляющей сложности, способен действовать как единый и стабильный организм» [Гам же: 460]. Нестесненному движению индивидов по свободным от заторов улицам должно было способствовать создание бульваров, проспектов и площадей, чем и озаботились планировщики Лондона и других европейских городов. Напротив скопление, «коагуляция» людей посреди тесных кварталов мыслились как угрожающие Здоровью города.
467 Если тело — это система вен и артерий, объединенных большим и малым кругами кровообращения, то город — это
468 система улиц, под которыми пролегают трубы канализации.
468 Если тело нуждается в постоянном притоке воды, чтобы смывать с него пот и удалять из него ненужное, то город также нуждается в надежном водоснабжении: скорость, с какой он продуцирует нечистоты, поистине устрашающа. Как образование полостей, в которых скапливается не получающая выхода жидкость, не сулит телу ничего хорошего, так и город должен избавляться от резервуаров со стоячей водой. Литература и публицистика XIX столетия дают немало примеров выразительной разработки этой метафоры: английские архитекторы воздавали дань уважения «бессмертному Гарвею», британские изобретатели Чэдвик и Уорд и их коллеги, «создав канализацию, изобрели город в качестве места, постоянно нуждающегося в очистке» [Иллич, 2000], а выразители антипромышленных настроений о необходимости очистки городского организма говорили метафорически, указывая на вредные привычки населения, морально заразные районы и события, а также источающих опасность приезжих.
468 Урбанист Ричард Сеннет подробно рассматривает складывание базирующейся на метафоре тела образной системы, каталогизируя городские легкие и сердца, клоаки и лица [Sennet, 1994]. Ее суть в том, что властвующая часть городского общества опасалась заразы или загрязнения, проистекающих из разного рода гетто. Скорее всего, медицинские истоки органи- цистской идеи города довольно скоро соединились с экономическими, ведь представлениям о городе как месте беспроблемной циркуляции товаров и благ отдавали дань и Адам Смит, и Риккардо, и многие другие экономисты, так что опасность городских беспорядков виделась прежде всего в том препятствии циркуляции труда и товаров, которое они могли составить
468 Буквальное (необходимость санитарного контроля, сокращения вероятности эпидемий, проистекающих из-за бесконтрольного распространения болезнетворных организмов) и фигуральное (уподобление бедняков и нищих, а позднее иммигрантов эпидемии или болезни, распространение которой
469 надо ограничивать, пока не заражен еще здоровый городской организм) часто сплетались до неразличимости, а «органическая» образность эффективно использовалась для реализации практик социальной селекции, сегрегации, исключения.
469 Неоспоримость необходимости санитарного контроля в отношении проблемных городских мест (к примеру, отвода под землю чрезмерно загрязненных рек) умело распространялась и на расчистку трущоб, расположенных по берегам этих рек [Gand, 1999]. Холера и желтая лихорадка не знали классовых границ, но в коллективном воображении именно трущобы были местом их зарождения. Одни группы горожан расширяли территорию обитания, колонизуя городское пространство под предлогом его очищения. Другие до конца своих дней были обречены носить стигму заразы.
469 В утопиях, порожденных индустриальной урбанизацией, особые надежды возлагались на «легкие» города — сады и парки, которые мыслились как временный приют для сотен тысяч горожан, ежедневно вдыхающих угольную пыль, обитающих в жилищах без воздуха и света и подолгу работающих на заводах.
469 Во второй половине XIX века и далее в XX веке понимание города на основе образа тела как места циркуляции был оттеснено образом организма как самовосстанавливающегося и растущего начала. Эта тенденция была связана, с одной стороны, с нарастающим разочарованием пишущих о городах в последствиях промышленной урбанизации, с другой стороны, с потребностью в метафорах, смягчающих существо процессов управления городами. Апелляция к самопроизвольному росту города открывала широкие возможности оправдания как неудач муниципальных властей, так и претензий тех групп, которые не обладали полнотой власти, но считали себя вправе влиять на происходящее.
469 Но все-таки, как справедливо отмечает Фил Коэн, метафора организма чаще использовалась для репрезентации противоположных росту процессов упадка и распада, вызванных тем, что некоторые части городского организма перестали функционировать нормально, заболели либо
470 стали паразитировать на тех, что еще держатся и угрожают благополучию целого [Cohen, 2003: 320].
470 Так, парадоксалист Ф.М. Достоевского, рисуя свою краткую историю городов мира, подчеркивает беспрецедентность «страшных» городов позапрошлого столетия, превосходящих все, что мог вообразить человек «Это города с хрустальными дворцами, с всемирными выставками, с всемирными отелями, с банками, бюджетами, с зараженными реками, с дебаркадерами, со всевозможными ассоциациями, а кругом них фабриками и заводами» [Достоевский, 1981: 36].
470 Связь окружающих города фабрик и заводов и «зараженных рек» была очевидной, но антиурбанисгически настроенный писатель толковал, как и его европейские единомышленники, и о другой заразе — о «фабричном разврате, которого не знал Содом».
470 Воображение людей в России на протяжении XX века должно было прочертить нешуточную параболу, чтобы фабрики и заводы мыслились образованными людьми уже не как источник заразы, но как сердце города: «Металлургический завод, он — сердце города родного» [Булыкин, 2007].
470 Грохочущий завод — сердце города, обеспечивающее все его существование, — часть изощренной метафорической системы советской официальной идеологии, одушевлявшей неорганическое в многочисленных «цементах», «гидроцентралях» и «железных потоках», а «органическую» образность приберегая для воспевания страны и партии, вскрывавшей нарывы, вырезавшей прогнившее, вдыхавшей жизнь и назначавшей героями города.
470 В тексте журнала «Огонек» за 1947 год идет речь о советской Риге.
470 Пока она была «оторванной от великой Советской страны», она была в «агонии». Оживление города намертво связано в воображении автора текста с фабриками и заводами: пока они стояли, город умирал. Но все изменилось: более «вы не увидите ни одного омертвевшего завода или фабрики. Все ожило! Нет, не только ожило, все поднялось ввысь, раздалось вширь, все расцвело, наполнилось новыми жизненными соками» [Мещеряков, 2007].
471 Послеперестроечные перемены «перекрыли кислород» многим заводам и фабрикам: государство приостановило инвестиции в промышленность, начался передел собственности, время требовало продукции иного качества. Целесообразность существования многих заводов и фабрик была поставлена под вопрос, но сколь бы резонным это ни было по экономическим меркам, существование городов на протяжении столетий или десятилетий представляло собой симбиоз промышленного и городского. Государство, заимствуя неолиберальные технологии управления, сбросило с плеч и социальную политику, и неприбыльные отрасли экономки, предоставив и городам и заводам самим справляться с разнообразными сложностями. Это объясняет, почему еще одна распространенная «органическая» метафора перестроечных лет — «выживание» — с готовностью относилась людьми не только к самим себе, но и к промышленным предприятиям и к городам: «В сложный период безвременья девяностых у кого-то даже появилась мысль — город не выживет. Но пришел новый век, новые люди, и жизнь в Усинске опять закипела» [Усинск-Инфо, 2007]. «Борьба за выживание» завода нередко представляла собой всего лишь сдачу заводских площадей в аренду. Если «выживание города» Москвы еще в 1999 году депутатом Московской думы увязывалось со сбалансированностью городского бюджета [Сайт депутата Катаева, 2007], то теперь наблюдателю все больше приходит на ум иной смысл слова — выживание из Москвы тех, кто угрожает ее новому облику. Зато в многочисленных Усинсках те, кому ехать особо некуда, продолжают думать о происходящем с их городами в терминах жизни и смерти: «...закрыв шахты Гремячинска, мы обрекли этот городок на медленную смерть, И когда нашелся хоть кто-то, кто заговорил не о прошлом, а о будущем Гремячинска, — нет ему поддержки. <„> А каким он будет, если выживет, город, рожденный в годы Великой Отечественной войны и начавший умирать уже через 50 лет?» [Виноградов, 2004],
472 К метафоре города-организма прибегают, взывая к справедливости, возмущаясь конфликтами мэров и 1убернаторов, сетуя на разорение в прошлом процветавших городов и безнадежность их настоящего. К примеру, в материале, красноречиво названном «Город с остановленным сердцем», живописуется деиндустриализация Воронежа, его «развал», разоренные заводы: одни бесконечно перепродаются, другие перепрофилированы \Пенцев, 2005J. Резюме автора, нарисовавшего выразительную картину дележа городских ресурсов московскими бизнесменами и ее бесстыдного приукрашивания политтехно- логами, неутешительно: «В это время и город и область, весь потенциал которых когда-то составляли "оборонка" и растениеводство, сдыхают».
472 Для описания городских проблем используются все вариации «корпореальной» метафоры. Вот известный урбанист изящно обозначает сложности развития городской инфраструктуры: «...точки соприкосновения города и дороги остаются невралгическими пунктами градостроительства» [Глазычев, 1990]. А вот что говорится о городе в Карелии, зависимом от своего целлюлозного завода: «Завод всегда был главным кормильцем города, поставщиком тепла и воды. Полторы тысячи горожан работают на предприят ии, а это значит, что благополучие их семей непосредственно зависит от состояния дел на заводе. Образно говоря, I (3 "Питкяранта" — это сердце города, его основной жизненно важный орган. Года три назад сердечко наше стало "пошаливать". В нынешнем году предприятие простояло 130 дней, установив своеобразный "рекорд" по длительности простоев» [Куртякова, 1998],
472 Индустриальная «заточенность» многих российских городов действительно мешает нам представить, каким еще образом, в отсутствие заводов, они могут «органически» существовать.
472 Нужды больших заводов определяли и форму городов (чего стоит один Волгоград, растянувшийся почти на сто километров, когда городская среда была вынуждена заполнять промежутки между примыкающими к реке заводами), и их жи-473-474-лищный фонд.
473 «Выживание» как компонент органической метафоры легло в основу ряда арт-проектов, документировавших iювседневность 1990-х. Сергей Митурич, Савва Митурич, Александр Свердлов и Ьорис Спиридонов дли организованной в Германии в 2002—2008 годах масштабной выставки «Убывающие города» (Shrinking Cities, 2006) подготовили «раскладушку», де монстр ирующуго конкретные практики выживания, в частности сдачу людьми внаем доставшегося им в собственность жилья
474 Мэр южноуральского города Златоуста объединяет в своей оптимистической тираде и «организм», и традиционные советские «засучив рукава» и «отбросив перекосы»: «И только сейчас, когда пройден самый сложный этап, когда мы все вместе уже работаем над программой социально-экономического развития города, к специалистам и первым руководителям пришло осознание того, что город - это единый организм, что без предприятий Златоуст не сможет жить. Как, впрочем, и предприятия без города. Это как сообщающиеся сосуды. Все окончательно поняли, что надо работать, засучив рукава, отбросив все ненужные пересуды, перекосы, и успех придет» [Челябинская пресса, 2007].
474 Однако двусмысленность сегодняшней ситуации, когда всем ясно, что далеко не все «градообразующие» заводы продолжат функционирование хотя бы в какой-то форме, отражается в противоречивом использовании «органической» образности. Вот пример использования той же самой метафоры для фиксации диаметрально противоположной картины происходящего: «Мы продолжаем жить в старой инфраструктуре: старые дороги, старые заводы, старая система образования, университеты, которые как-то поддерживаются старыми преподавателями, — это то, что мы имеем. Не становление новой системы, но финальный этап разложения старого. Современная политэкономия России — это политэкономия червей, которые живут в трупе и пытаются из этого трупа что-то для себя организовать, какой-то активный организм. Это не муравьи, которые могут построить, а черви, они могут лишь продолжать потреблять эту разлагающуюся плоть» [Кагарлицтсий, 2007].
474 Другой пример амбивалентной мобилизации метафоры организма находим в высказываниях архитекторов. Одни из них не лишены лукавства, когда, к примеру, выздоровление города ассоциируется с возможностью пренебречь историческим наследием во имя новой застройки.
474 Слова липецкого архитектора переданы журналистом так:
474 «По мнению градостроителей, все волнения неравнодушных горожан о том, что
475 уничтожается исторический облик города, архитектура — необоснованны. Главный архитектор уверена, город — живой организм, и он должен постоянно обновляться, "подлечиваться", "создавать комфортные условия горожанам"» [Город 48].
475 Самарский архитектор формулирует свою позицию куда тоньше, настаивая, что «город, с одной стороны, рукотворный объект, построенный людьми с использованием планов и норм, а с другой стороны, это слишком большой и сложный организм, чтобы целиком зависеть от людей. Это система, которая сама себя выкладывает в пространстве. Поэтому мы его считаем как бы живым организмом, развивающимся по своим законам и имеющим свои интересы» [Сергушкин, 2007].
475 В данном и подобных многочисленнь[х суждениях метафора организма используется для того, чтобы указать на пределы городской политики — они формулируются людьми, претендующими на понимание законов существования города, для чего и нужен образ организма как саморазвивающегося и растущего начала
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|