Запоминание последовательности новых слов
Внимание имеет свойство самопроизвольного переключения с одного на другое, и люди делятся на несколько групп в зависимости от природы их внимания:
1. Легко сосредоточивающиеся на задании.
2. Те, кому надо приложить определенные усилия, чтобы сосре доточиться.
3. Те, кто сосредоточивается с большим трудом.
Переключение внимания с одного предмета на другое необ ходимо, чтобы в мозгу возникала внутренняя речь (мысли) или какие-нибудь зрительные символы. Психологи предполагают, что неустойчивость внимания запрограммирована генетически, а пе риодическая активизация случайных мыслей и образов поддер живает работу памяти.
В воображении человека одномоментно могут удерживаться не более семи образов. Они удерживаются в сознании работающими нервными клетками, а чтобы в воображении появились новые обра зы, необходимо занятые нервные клетки очистить от предыдущих образов.
Когда при чтении какого-нибудь текста человек не может кон тролировать свое внимание, в его сознание будут поступать сиг налы из мозга, из внутренних органов и внешнего мира. Человек в таком случае не сможет сосредоточиться на тексте и воспринять информацию, которая ему необходима. Зрительно вы будете чи тать текст, но он не будет связан с образами, которые в этот момент находятся в вашем воображении, и смысл текста останется вам не понятным.
При запоминании иностранных слов большую пользу приносит визуальное мышление. Для его развития в течение длительного вре мени надо проводить различные тренировки со зрительными обра зами, вызванными вашим воображением.
Скорость и качество запоминания зависят от внимания. Для запо минания больших объемов слов необходимо, чтобы оно было устой чивым. Если человек пытается волевым усилием сконцентрировать свое внимание на задании, очень быстро наступает усталость. По этому, чтобы устойчивое внимание могло поддерживаться значи тельный срок, надо тренировать еще и выносливость.
Наибольший результат дают тренировки, которые вызывают в воображении зрительные образы в действии, — активная медита ция. Различные мнемонические действия и использование различ ных мнемонических приемов для тренировки памяти являются ви дом активной медитации. Чем больше времени вы будете уделять запоминанию и припоминанию, тем устойчивее и выносливее будет ваше внимание и ниже утомляемость.
Проверить себя можно, проанализировав результаты запоминания.
Чем больший объем информации вы смогли запомнить, а потом припомнить (написав слова на листке бумаги), тем больше скорость запоминания; чем меньше ошибок допустили, тем выше концентра ция внимания.
Когда человек не может запомнить что-то на непроизвольном уровне, он подключает к запоминанию процесс сознательного за
поминания (произвольного). Поэтому под сознательным понимают подключение к запоминанию мыслительных процессов.
С помощью мыслительных операций вы сможете любые процес сы, которые надо запомнить, преобразовывать в зрительные обра зы. С помощью мышления можно сознательно обращаться к такому процессу, как память.
Упражнение 1
Потренируйтесь в наложении образов друг на друга. Например, представьте, что шкаф находится немного дальше от ваших глаз, чем костюм.
Наложите эти два образа друг на друга. Повторите упражнение с другими предметами.
Упражнение 2
1. Представьте себе вазу огромных размеров.
2. Представьте себе такую же вазу размерами поменьше.
3. Представьте совсем маленькую вазу, в которую могла бы по меститься только горошина.
4. Повторите упражнение с другими предметами: телефон, пор трет, ручка и т. д.
Упражнение 3
1. Трансформируйте в своем воображении стол-книгу.
2. Сначала представьте его полностью раскрытым.
3. Закройте мысленно одну часть стола.
4. Закройте мысленно другую часть стола.
5. Представьте стол узким.
6. Мысленно поднимите его в воздух и вращайте в пространстве.
7. Повторите упражнение с другими предметами (принтер, ска нер, бутерброд и т. д.).
Упражнение 4
1. Представьте в своем воображении скалку.
2. Вращайте ее в пространстве, одновременно увеличивая и уменьшая в размерах.
3. Повторите упражнение с другими предметами (табурет, ков рик, гантели и т. д.).
Упражнение 5
Мы знаем, что некоторые слова одинаковы по звучанию и различ ны по значению. Попробуйте в своем воображении изменить зритель ный образ слова «коса» (коса песчаная, коса у девушки и коса, которой косят траву). То же проделайте со словами «горн» (пионерский и кото рый надо раздувать), «лук» (овощ и из которого стреляют), «машина» (автомобиль, стиральная, землеройная, пескоструйная и т. д.).
Самая важная деталь в мыслительном процессе — это синтезиро вание образов в одно целое. Соединяя их, наш мозг фиксирует между ними взаимосвязь. Для мозга не имеет значения характер связи, она может быть логичной — такое соединение встречается в быту, — а может быть и фантастической — нереальной.
Одно очевидно: чтобы связь была ощутимой и запоминающейся, зрительные образы должны быть яркими, большими и красочными.
Искусственные ассоциации — это связи, которые возникают в мозгу при соединения различных образов. Так, если вы соеди няете только зрительные образы, то связь образуется быстро и запоминается легко, а вот если соединяете образы, полученные от различных органов чувств, то связи образовываются более трудно и на них тратится больше времени.
Образы, с помощью которых происходит запоминание иностран ных слов, не должны быть слишком сложными, желательно брать нечто простое и конкретное: книгу, расческу, принтер, аквариум, настольную лампу, стол, стул и т. д.
В технике запоминания иностранных слов используются три приема мысленного соединения образов:
1. Прием «Цепочка».
2. Прием « Соединение разных образов с частями одного».
3. Прием «Матрешка».
Прием «Цепочка»
В запоминании иностранных слов
Таким способом все новые слова, которые нужно запомнить, вы будете привязывать к своим опорным образам, сформированным методом Цицерона и записанным вами в таблицу.
Соединяемые в цепочку образы должны быть большими и при мерно одного размера.
Помните, что образы соединяются попарно, и второй образ каж дой пары находится сверху первого образа, справа от него и про никает в него и т. д. Например, у вас есть четыре опорных образа: яблоко, стол, кресло, щетка. Опорные образы образуют связи: ябло ко — стол; стол — кресло; кресло — щетка.
Соединение разных образов с частями одного образа
Такой способ применяется, чтобы запомнить произношение ново го иностранного слова. Представьте образ ручки. Последовательно выделите из этого образа несколько частей, например четыре: кор пус, колпачок, стержень, пружину.
Представьте каждую часть отдельно. А теперь посмотрите на слова, которые вам надо запомнить: яблоко, тарелка, рука, стол.
Способом «Цепочка» свяжите запоминаемые образы с выделен ными вами частями ручки, (корпус — яблоко; колпачок — тарелка; стержень — рука; пружина — стол).
У вас образовались четыре отдельные ассоциативные связи с об разами второго плана. Теперь представьте себе один большой образ ручки и постарайтесь одновременно в воображении увидеть запоми наемые образы (слова), входящие в эту связь. Образ ручки огромен, в самом низу ее корпуса висит яблоко, сверху колпачка находится тарелка, на стержне держится рука, а внутри пружинки находится стол. Запоминаемые образы будут гораздо меньше по размеру, чем основной — ручка.
Способ «Матрешка»
Образуя ассоциативную связь между зрительными образами этим способом, вы как бы вкладываете один образ в другой, как куклы- матрешки. Этот прием позволяет использовать меньше опорных обра зов при запоминании иностранных слов. При этом способе запоминания будут использоваться выученные ранее упражнение 2 и упражнение 4.
При применении способа «Матрешка» опорные образы связываются по парам, как и в способе «Цепочка». Но если в последнем все образы одинаковы по размеру, то здесь соединяемые образы мал мала меньше. В образованной связи один образ большой, а один маленький. Вы должны представить, что и здесь образы большой и маленький увеличиваются до таких размеров, при ко торых большой образ становится просто громадным, таким, что выходит за пределы вашего воображения, и вы видите только его часть, а маленький становится боль шим. Когда затем вы уменьшите образы до реальных размеров, то маленький станет почти незаметным. Это делается для того,
чтобы первый образ вашей пары был свободным, и на него можно было с помощью различных ассоциаций записать образы средних размеров.
Посмотрите на рисунке, как можно запомнить приемом «матреш ка» последовательность образов велосипед—коляска—кисть— фонарь—кроссовка (пример взят из книги В.А. Козаренко «Техника запоминания иностранных слов»).
Слова-образы
При изучении иностранного языка надо быстро подбирать образ, который будет обозначать то или иное слово. Для существительных это всегда просто, ведь «ведро» — оно и будет ведро всегда, «ябло ко» — останется яблоком, а вот с глаголами, наречиями, прилага тельными дело обстоит гораздо сложнее. Чтобы придумать к таким словам образ, нужно потренироваться.
Разные люди для одних и тех же слов придумывают и видят раз ные образы. Например, слово «успех» для одних означает прийти к финишу первым, для других — выиграть в лотерею, для третьих — найти клад. В любой момент, когда вы читаете или произносите сло во, в вашем воображении мелькает на мгновение тот или иной зри тельный образ, который обеспечивает вам понимание этого слова. Этот первый стихийный образ, который возник в вашем сознании, и надо использовать для запоминания.
Если образ никак не может к вам прийти, обратитесь за помощью к литературе или профессионалам. Ведь слова «ведро», «яблоко»,
«апельсин», «мяч» вызывают одинаковые зрительные образы у всех, вне зависимости от того, на каком языке говорит человек. Мыслят все при помощи образов.
Если вы сознательно создали какой-то определенный символ ино странного слова, это и будет переводом. Запоминая последователь ность заучиваемых образов, вы таким способом запоминаете пере вод заучиваемой группы слов.
Правильно подобранные зрительные образы помогают точно ото бразить значение заучиваемых слов. Например, для слова «палатка» зрительным образом может быть палатка военная, туристическая, продовольственная. Поэтому, прежде чем запоминать зрительный образ, надо уточнить, о какой палатке идет речь.
Образы-существительные
Образы не должны быть:
1. Слишком простыми. Мозг должен работать, а геометрически простые формы он запоминает очень плохо.
2. Сюжетными. Например, картинка сцены битвы представляется несколькими образами, а образ удачи может быть подковой.
Образы-глаголы
При запоминании слов-глаголов нужно представить зрительный образ, который бы ассоциировался с данным словом и находился с ним в тесной связи. Например, слово «свистеть» — «whistle» пред ставьте в образе судейского свистка. Слово «рисовать» — «paint» в воображении может быть связано с мольбертом и красками. Сло во «смотреть» — «look» — с подзорной трубой и биноклем, слово
«спать» — «sleep» — с кроватью и одеялом.
Образы-прилагательные
При запоминании символов прилагательных вспомните и при мените зрительный образ существительного, который чаще всего используется с этим прилагательным. Например, «шумный» —
«noisy» — представляется барабаном, «старый» — «old» — дедом,
«маленький» — «little» — шариком, «трудный» — «difficult» — кроссвордом и т. д.
Образы-наречия
Наречия запоминаются так же, как и прилагательные. Надо пред ставить образ существительного, которое чаще всего произносится с этим наречием. Здесь нужно учитывать и то, что наречие часто по смыслу очень отличается от однокоренного прилагательного: «веселый человек» и «жить весело», «больной человек» и «ударился больно» и т. д. Например, наречие «мгновенно» — «at once», зрительный образ — факс; «быстро» — «quickly», зрительный образ — спортсмен-бегун.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|