Сделай Сам Свою Работу на 5

Запоминание последовательности новых слов

Внимание имеет свойство самопроизвольного переключения с одного на другое, и люди делятся на несколько групп в зависимости от природы их внимания:

1. Легко сосредоточивающиеся на задании.

2. Те, кому надо приложить определенные усилия, чтобы сосре­ доточиться.

3. Те, кто сосредоточивается с большим трудом.


Переключение внимания с одного предмета на другое необ­ ходимо, чтобы в мозгу возникала внутренняя речь (мысли) или какие-нибудь зрительные символы. Психологи предполагают, что неустойчивость внимания запрограммирована генетически, а пе­ риодическая активизация случайных мыслей и образов поддер­ живает работу памяти.

В воображении человека одномоментно могут удерживаться не более семи образов. Они удерживаются в сознании работающими нервными клетками, а чтобы в воображении появились новые обра­ зы, необходимо занятые нервные клетки очистить от предыдущих образов.

Когда при чтении какого-нибудь текста человек не может кон­ тролировать свое внимание, в его сознание будут поступать сиг­ налы из мозга, из внутренних органов и внешнего мира. Человек в таком случае не сможет сосредоточиться на тексте и воспринять информацию, которая ему необходима. Зрительно вы будете чи­ тать текст, но он не будет связан с образами, которые в этот момент находятся в вашем воображении, и смысл текста останется вам не­ понятным.

При запоминании иностранных слов большую пользу приносит визуальное мышление. Для его развития в течение длительного вре­ мени надо проводить различные тренировки со зрительными обра­ зами, вызванными вашим воображением.

Скорость и качество запоминания зависят от внимания. Для запо­ минания больших объемов слов необходимо, чтобы оно было устой­ чивым. Если человек пытается волевым усилием сконцентрировать свое внимание на задании, очень быстро наступает усталость. По­ этому, чтобы устойчивое внимание могло поддерживаться значи­ тельный срок, надо тренировать еще и выносливость.

Наибольший результат дают тренировки, которые вызывают в воображении зрительные образы в действии, — активная медита­ ция. Различные мнемонические действия и использование различ­ ных мнемонических приемов для тренировки памяти являются ви­ дом активной медитации. Чем больше времени вы будете уделять запоминанию и припоминанию, тем устойчивее и выносливее будет ваше внимание и ниже утомляемость.



Проверить себя можно, проанализировав результаты запоминания.

Чем больший объем информации вы смогли запомнить, а потом припомнить (написав слова на листке бумаги), тем больше скорость запоминания; чем меньше ошибок допустили, тем выше концентра­ ция внимания.

Когда человек не может запомнить что-то на непроизвольном уровне, он подключает к запоминанию процесс сознательного за­


поминания (произвольного). Поэтому под сознательным понимают подключение к запоминанию мыслительных процессов.

С помощью мыслительных операций вы сможете любые процес­ сы, которые надо запомнить, преобразовывать в зрительные обра­ зы. С помощью мышления можно сознательно обращаться к такому процессу, как память.

Упражнение 1

Потренируйтесь в наложении образов друг на друга. Например, представьте, что шкаф находится немного дальше от ваших глаз, чем костюм.

Наложите эти два образа друг на друга. Повторите упражнение с другими предметами.

Упражнение 2

1. Представьте себе вазу огромных размеров.

2. Представьте себе такую же вазу размерами поменьше.

3. Представьте совсем маленькую вазу, в которую могла бы по­ меститься только горошина.

4. Повторите упражнение с другими предметами: телефон, пор­ трет, ручка и т. д.

Упражнение 3

1. Трансформируйте в своем воображении стол-книгу.

2. Сначала представьте его полностью раскрытым.

3. Закройте мысленно одну часть стола.

4. Закройте мысленно другую часть стола.

5. Представьте стол узким.

6. Мысленно поднимите его в воздух и вращайте в пространстве.

7. Повторите упражнение с другими предметами (принтер, ска­ нер, бутерброд и т. д.).

 

Упражнение 4

1. Представьте в своем воображении скалку.

2. Вращайте ее в пространстве, одновременно увеличивая и уменьшая в размерах.

3. Повторите упражнение с другими предметами (табурет, ков­ рик, гантели и т. д.).


Упражнение 5

Мы знаем, что некоторые слова одинаковы по звучанию и различ­ ны по значению. Попробуйте в своем воображении изменить зритель­ ный образ слова «коса» (коса песчаная, коса у девушки и коса, которой косят траву). То же проделайте со словами «горн» (пионерский и кото­ рый надо раздувать), «лук» (овощ и из которого стреляют), «машина» (автомобиль, стиральная, землеройная, пескоструйная и т. д.).

Самая важная деталь в мыслительном процессе — это синтезиро­ вание образов в одно целое. Соединяя их, наш мозг фиксирует между ними взаимосвязь. Для мозга не имеет значения характер связи, она может быть логичной — такое соединение встречается в быту, — а может быть и фантастической — нереальной.

Одно очевидно: чтобы связь была ощутимой и запоминающейся, зрительные образы должны быть яркими, большими и красочными.

 

Искусственные ассоциации — это связи, которые возникают в мозгу при соединения различных образов. Так, если вы соеди­ няете только зрительные образы, то связь образуется быстро и запоминается легко, а вот если соединяете образы, полученные от различных органов чувств, то связи образовываются более трудно и на них тратится больше времени.

 

Образы, с помощью которых происходит запоминание иностран­ ных слов, не должны быть слишком сложными, желательно брать нечто простое и конкретное: книгу, расческу, принтер, аквариум, настольную лампу, стол, стул и т. д.

В технике запоминания иностранных слов используются три приема мысленного соединения образов:

1. Прием «Цепочка».

2. Прием « Соединение разных образов с частями одного».

3. Прием «Матрешка».

 

 

Прием «Цепочка»

В запоминании иностранных слов

Таким способом все новые слова, которые нужно запомнить, вы будете привязывать к своим опорным образам, сформированным методом Цицерона и записанным вами в таблицу.


Соединяемые в цепочку образы должны быть большими и при­ мерно одного размера.

Помните, что образы соединяются попарно, и второй образ каж­ дой пары находится сверху первого образа, справа от него и про­ никает в него и т. д. Например, у вас есть четыре опорных образа: яблоко, стол, кресло, щетка. Опорные образы образуют связи: ябло­ ко — стол; стол — кресло; кресло — щетка.

 

 

Соединение разных образов с частями одного образа

Такой способ применяется, чтобы запомнить произношение ново­ го иностранного слова. Представьте образ ручки. Последовательно выделите из этого образа несколько частей, например четыре: кор­ пус, колпачок, стержень, пружину.

Представьте каждую часть отдельно. А теперь посмотрите на слова, которые вам надо запомнить: яблоко, тарелка, рука, стол.

Способом «Цепочка» свяжите запоминаемые образы с выделен­ ными вами частями ручки, (корпус — яблоко; колпачок — тарелка; стержень — рука; пружина — стол).

У вас образовались четыре отдельные ассоциативные связи с об­ разами второго плана. Теперь представьте себе один большой образ ручки и постарайтесь одновременно в воображении увидеть запоми­ наемые образы (слова), входящие в эту связь. Образ ручки огромен, в самом низу ее корпуса висит яблоко, сверху колпачка находится тарелка, на стержне держится рука, а внутри пружинки находится стол. Запоминаемые образы будут гораздо меньше по размеру, чем основной — ручка.

 

 

Способ «Матрешка»

Образуя ассоциативную связь между зрительными образами этим способом, вы как бы вкладываете один образ в другой, как куклы- матрешки. Этот прием позволяет использовать меньше опорных обра­ зов при запоминании иностранных слов. При этом способе запоминания будут использоваться выученные ранее упражнение 2 и упражнение 4.


При применении способа «Матрешка» опорные образы связываются по парам, как и в способе «Цепочка». Но если в последнем все образы одинаковы по размеру, то здесь соединяемые образы мал мала меньше. В образованной связи один образ большой, а один маленький. Вы должны представить, что и здесь образы большой и маленький увеличиваются до таких размеров, при ко­ торых большой образ становится просто громадным, таким, что выходит за пределы вашего воображения, и вы видите только его часть, а маленький становится боль­ шим. Когда затем вы уменьшите образы до реальных размеров, то маленький станет почти незаметным. Это делается для того,

чтобы первый образ вашей пары был свободным, и на него можно было с помощью различных ассоциаций записать образы средних размеров.

Посмотрите на рисунке, как можно запомнить приемом «матреш­ ка» последовательность образов велосипед—коляска—кисть— фонарь—кроссовка (пример взят из книги В.А. Козаренко «Техника запоминания иностранных слов»).


Слова-образы

 

При изучении иностранного языка надо быстро подбирать образ, который будет обозначать то или иное слово. Для существительных это всегда просто, ведь «ведро» — оно и будет ведро всегда, «ябло­ ко» — останется яблоком, а вот с глаголами, наречиями, прилага­ тельными дело обстоит гораздо сложнее. Чтобы придумать к таким словам образ, нужно потренироваться.

Разные люди для одних и тех же слов придумывают и видят раз­ ные образы. Например, слово «успех» для одних означает прийти к финишу первым, для других — выиграть в лотерею, для третьих — найти клад. В любой момент, когда вы читаете или произносите сло­ во, в вашем воображении мелькает на мгновение тот или иной зри­ тельный образ, который обеспечивает вам понимание этого слова. Этот первый стихийный образ, который возник в вашем сознании, и надо использовать для запоминания.

Если образ никак не может к вам прийти, обратитесь за помощью к литературе или профессионалам. Ведь слова «ведро», «яблоко»,

«апельсин», «мяч» вызывают одинаковые зрительные образы у всех, вне зависимости от того, на каком языке говорит человек. Мыслят все при помощи образов.

Если вы сознательно создали какой-то определенный символ ино­ странного слова, это и будет переводом. Запоминая последователь­ ность заучиваемых образов, вы таким способом запоминаете пере­ вод заучиваемой группы слов.

Правильно подобранные зрительные образы помогают точно ото­ бразить значение заучиваемых слов. Например, для слова «палатка» зрительным образом может быть палатка военная, туристическая, продовольственная. Поэтому, прежде чем запоминать зрительный образ, надо уточнить, о какой палатке идет речь.

 

Образы-существительные

Образы не должны быть:

1. Слишком простыми. Мозг должен работать, а геометрически простые формы он запоминает очень плохо.


2. Сюжетными. Например, картинка сцены битвы представляется несколькими образами, а образ удачи может быть подковой.

 

 

Образы-глаголы

При запоминании слов-глаголов нужно представить зрительный образ, который бы ассоциировался с данным словом и находился с ним в тесной связи. Например, слово «свистеть» — «whistle» пред­ ставьте в образе судейского свистка. Слово «рисовать» — «paint» в воображении может быть связано с мольбертом и красками. Сло­ во «смотреть» — «look» — с подзорной трубой и биноклем, слово

«спать» — «sleep» — с кроватью и одеялом.

 

 

Образы-прилагательные

При запоминании символов прилагательных вспомните и при­ мените зрительный образ существительного, который чаще всего используется с этим прилагательным. Например, «шумный» —

«noisy» — представляется барабаном, «старый» — «old» — дедом,

«маленький» — «little» — шариком, «трудный» — «difficult» — кроссвордом и т. д.

 

 

Образы-наречия

Наречия запоминаются так же, как и прилагательные. Надо пред­ ставить образ существительного, которое чаще всего произносится с этим наречием. Здесь нужно учитывать и то, что наречие часто по смыслу очень отличается от однокоренного прилагательного: «веселый человек» и «жить весело», «больной человек» и «ударился больно» и т. д. Например, наречие «мгновенно» — «at once», зрительный образ — факс; «быстро» — «quickly», зрительный образ — спортсмен-бегун.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.