Сделай Сам Свою Работу на 5

Запоминание сообщений в строгой последовательности

Ниже приведены сведения научно-популярного характера, ко­ торые надо запомнить в строгой последовательности, не пользуясь никакими записями, только применяя ассоциативный ряд. Если вы еще не до конца его усвоили и вам трудно вспомнить слова и чис­ ла, то держите ассоциативный ряд перед собой. Первые два упраж­ нения будут приведены как примеры, а для остальных попробуйте сами составить аналогии и образы, связав их с образами ассоциа­ тивного ряда.

1-й пример. Четвертая по распространенности колея железной дороги — шириной ровно в 1 метр. Таких дорог в мире около 95 ты­ сяч километров. Эта колея популярна в Бразилии, Индии, Аргенти­ не, Таиланде, Мньяме, Чили, Боливии, Танзании, Вьетнаме, Кении, Испании, Швейцарии, Греции. Такую ширину имеют и некоторые трамвайные линии, например в Пятигорске, Калининграде, Евпато­ рии, Виннице, Харбине, Тбилиси, Базеле. В метрополитенах Биль­ бао, Валенсии и Пальма-де-Мальорки также метровая колея. Лю­ бопытно, что некоторые метрополитены работают до тех пор, пока насосы откачивают из их тоннелей воду.

Необходимо сформировать единицу информации (ЕИ). Пред­ ставьте, как тянутся железнодорожные рельсы через Аргентину, Бразилию, Таиланд. Как в Швейцарии и Греции старцы, воору­


женные деревянными палками с насечками, замеряют расстояние между рельсами. Просканируем информацию и подержим ее в своей памяти несколько секунд, свяжем с ассоциативным рядом. Можно начинать с любого слова, разделив ряд на группы и используя для каждого случая разные группы. Начнем с первого слова ассоциа­ тивного ряда. Включаем в ЕИ (Бразилия, Аргентина, деревянная палка, смотритель) образ маленькой юркой машинки «Ока». Напри­ мер, рельсы для строящейся железнодорожной линии везет машина

«Ока», плывя по океану из Бразилии в Грецию.

2-й пример. Гренландский ледяной щит — второй по размеру в мире после Антарктического. Площадь его — 1,71 млн км2, он зани­ мает около 80% территории Гренландии, протяженность с севера на юг — почти 2,4 тыс. км, а ширина на севере достигает 1100 км. Сред­ няя толщина льда — 2135 м. Наибольшая толщина щита превышает 3000 м. Возраст льдов оценивается приблизительно в 110 тыс. лет. Расположен щит в центре острова, от моря отделен полосой земли, в некоторых местах его граница расположена практически на побе­ режье. Берега Гренландии сильно изрезаны глубокими и длинны­ ми фьордами, доходящими до краев ледяного щита. Гренландский ледяной щит — не единственный ледник острова, у побережья рас­ положены и другие изолированные ледники и ледяные шапки.



Формируете ЕИ: на карте Гренландии отмечайте ледяной щит, который отделен от моря полосой земли. Одновременно в центре щита расположите юлу, которая по размеру превышает стоэтаж­ ный дом, разместите волчки и вдоль границ гренландского ледяного щита. Несколько огромных вертушек, поставьте на океанском побе­ режье так, чтобы на них накатывались и с грохотом разбивались вы­ сокие волны. Подержите этот образ в памяти 20—30 секунд.

К остальному научно-популярному материалу попробуйте соз­ дать образы самостоятельно. На первых порах можно контролиро­ вать включение только осязательных и слуховых ощущений и, про­ двигаясь дальше, добавлять к ним все новые и новые.

3-й пример. Не многие знают, что за цветок «неопалимая купина». Цветоножки этого многолетнего растения с симпатичными цветками в кистевидных соцветиях и с перистыми листьями усеяны тонкими черными волосками — желёзками. В очень жаркий день они могут самовоспламеняться. Запах цветущего растения достаточно резкий, пряный. Прикосновение к волоскам-желёзкам, через микроскопи­ ческие отверстия которых выделяются эфирные масла, может вы­ звать намного более сильное жжение, чем от крапивы. Ботаники ча­ сто это растение называют бадьян (ясенец).

4-й пример. Сенполии в комнатных условиях требуют особого ухо­ да и полива. Фиалки не любят, когда вода попадает на их листья, на


них образовываются пятна, и растение начинает болеть. Узамбарские фиалки не любят обильного полива, причем лучше всего поливать их у самого края горшка, не затрагивая черешки листьев.

5-й пример. Рядом с лагерем располагалась радоновая ванна. Все участники экспедиции, разделившись на мальчиков и девочек, в по­ рядке очереди посетили это удивительное место. После радоновой ван­ ны страшно захотелось спать, еле успели добраться до палаток. Про­ спали больше 12 часов, хоть обычно хватало и шести.

6-й пример. У некоторых растений температура выше, чем тем­ пература окружающей среды, на несколько градусов. Одно из них — повилика. Температура взрослого растения на двадцать девять гра­ дусов выше температуры воздуха. Это растение — паразит. Ученые считают, что оно способно к «осмыслению» окружающего мира и переползанию в более благоприятные условия. Будучи оторванным от растения-хозяина и попав на землю, стебли вьются, захватывают соседние растения и живут, паразитируя на них.

7-й пример. Морские птицы часто улетают далеко от берега в по­ исках пищи. Орнитологов заинтересовал вопрос, как они могут так долго обходиться без воды. Был проведен опыт с морскими чайками. Одна из птиц долгое время пила только морскую воду и от этого не испытывала никакого дискомфорта. При этом было замечено, что из ее клюва выделяется бесцветная жидкость, которая вдвое солонее той воды, которую выпила чайка. Выяснилось, что уже через 3 часа 90% соли, поглощенной птицей вместе с водой, было выведено из ор­ ганизма. Оказалось, что у чаек есть пара солевых желез, располо­ женных над клювом, которые играют роль своеобразных фильтров и очищают организм от излишков соли. Такие своеобразные филь­ тры есть и у других морских птиц.

8-й пример. Координатно-измерительная машина — это надежная в работе и легкая в обслуживании измерительная техника, но регуляр­ ный уход за ней необходим. Ее чувствительная измерительная система требует определенной степени чистоты. Мельчайшие частички пыли на ощупывающем элементе или калибровочном шаре могут вносить погрешности в измерения.

9-й пример. Мадагаскар — удивительный остров в Индийском океа­ не, один из самых больших островов на планете Земля — четвертый по величине. На острове много кратеров потухших вулканов, есть и вул­ каны действующие. Мадагаскар изобилует реками, которые никогда не пересыхают и всегда полноводны. Разнообразна фауна и флора остро­ ва — здесь живет 1/20 часть всех существующих на планете животных и растений, 80 % из них можно найти только здесь. Уже давно остров стал символом незабываемого отдыха. Редчайшие животные, чудесная девственная природа, вечнозеленые дождевые леса, отдаленность от


остального мира, водопады и горные озера, роскошные пляжи создали Мадагаскару весьма положительную репутацию.

10-й пример. Известно, что земная ось не строго фиксирована в пространстве. При вращении Земли верхушка оси описывает спи­ раль, и эта спираль то уже, то шире. Учеными отмечено что, когда радиус спирали уже, то сильных землетрясений не происходит. А когда витки, которые рисует «макушка» Земли, начинают резко расширяться, — жди сильных колебаний почвы. Ученые пришли к выводу, что на изменение положения полюсов Земли оказыва­ ют влияние перетоки внутреннего жидкостного вещества планеты. В результате возникают внутренние напряжения в жесткой земной оболочке, что и приводит к землетрясениям.

11-й пример. В Южной Америке, на берегах великой реки Амазон­ ки обитает удивительная птица гоацин. У нее красивая яркая окраска. Она похоже на фазана с желтым хохолком. На ее древнее происхо­ ждение указывает наличие в раннем возрасте на концах крыльев двух пальцев, которые снабжены хорошо развитыми когтями. Маленькие птенцы пользуются когтями для лазанья по деревьям и ползания по земле. Птенцы гоацина очень похожи на настоящих пресмыкающих­ ся. Гоациан даже не кричит, как птица, а квакает, как лягушка.

12-й пример. Расстелите изделие на столе, покрытом клеенкой, и протрите мех по ворсу жесткой щеткой с коротким волосом, смо­ ченной в бензиновом мыле. У шубы обычно больше всего пачкаются рукава и воротник — эти места обрабатывайте особенно тщательно. Затем протрите вещь несколько раз влажной тряпкой, просушите при комнатной температуре и осторожно расчешите редким греб­ нем с тупыми зубьями. Имейте в виду, что искусственный каракуль нельзя чистить средствами, содержащими бензин.

13-й пример. В первой четверти семнадцатого столетия по ве­ ликому велению царя Александра Михайловича начала издавать­ ся первая российская газета «Куранты». Она выпускалась в форме длинных свитков (достигавших в длину несколько метров) и была рукописной. Самый ранний сохранившийся экземпляр датирован 1621 годом. Первая печатная газета начала выходить по указу Пе­ тра I с января 1703 года и называлась «Ведомости». Тираж газеты доходил до 4 тыс. экземпляров.

14-й пример. В 1492 году великий мореплаватель Колумб обнару­ жил в Атлантическом океане большое «травянистое море» и пересек его. Море было овальной формы, оно растянулась на пять тысяч ки­ лометров по параллели и на две тысячи километров по меридиану. Вода в море была теплая и соленая. Здесь обитало множество разно­ видностей одной и той же бурой водоросли. На растениях было мно­ жество пузырьков воздуха, и они напоминали виноград выращива­


емого в Португалии сорта — сарга. Португальские мореплаватели назвали его водоросли «саргассо», затем и весь район с плавающими на поверхности водорослями стали называть Саргассовым морем.

Если вы справитесь со всеми примерами, пора сделать опреде­ ленные выводы.

1. Если пользоваться с умом приемами вхождения в текст и со­ вместить их с группированием и приемом ассоциаций, то можно уверенно запомнить большие объемы не связанной друг с другом информации.

2. Если знать технологию запоминания и проявить изобретатель­ ность и фантазию, то запоминание длинных последовательностей не будет представлять трудности.

3. Не следует слепо надеяться, что знание приемов укрепит вашу память. Это произойдет только тогда, когда вы в результате много­ дневных систематических тренировок станете применять приемы на автоматическом уровне, Только тогда вы сможете считать свою память надежным помощником.

4. Прием ассоциаций требует некоторых усилий и предваритель­ ной подготовки, но затраченное время и энергетические затраты впоследствии полностью окупятся.

 

Для запоминания хорошо знакомых имен достаточно будет одной ассоциации, так как она понадобится только для напоми­ нания. Ассоциации, придуманные к имени, можно в дальнейшем использовать для составления сюжета, чтобы запомнить фами­ лии и отчества. Некоторые известные имена можно изменить, используя для придумывания ассоциации уменьшительно­ ласкательные имена или же, наоборот, полное имя. Например: имя Юрий ассоциируется со словами «космос, ракета, космо­ дром, космонавт»; имя Таня — со словом «мячик» из детского стихотворения «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик»; имя Гена — со словом «крокодил» из детского мульт­ фильма «Чебурашка и Крокодил Гена»; имя Антон — со словом

«картошка» из песенки: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку».

 

В реальной жизни для запоминания нужна «зацепка», и этой зацеп­ кой может быть любая ассоциация, которую подскажет вам ваш мозг.

Если, несмотря на ваши усилия, вам не удается запомнить имена и отчества многих людей, мысленно задайте себе вопросы: а так ли это вам необходимо? нужны ли вам имена этих людей? Скорей всего, наше сознание противится лишней информации, и имена запомина­ ются только тогда, когда они нам действительно нужны. А коль за­


помнить их вам не удалось, как вы ни старались, то не придавайте этому большого значения. Ф. Скиннер, обладая хорошим чувством юмора, однажды, когда ему надо было представить жене человека, имя которого он забыл, прибег к следующей уловке: «Если есть хотя бы малейший шанс, что жена уже ранее встречалась с этим челове­ ком, я просто говорю: «Ты, конечно же, помнишь...» Она немедленно подхватывает: «Ну конечно, как вы поживаете?» Вполне возмож­ но, что представляемый человек не помнит, чтобы он встречал мою жену, но ведь и он тоже не может быть до конца уверен в безупреч­ ности своей памяти».


Методы специальных служб

 

 

При разговоре о спецслужбах, сразу же вспоминается извест­ ный и многими любимый фильм «Щит и меч». В нем наш развед­ чик Йоганн Вайс, стоило ему только бросить взгляд на листок секретных списков, уже подавал знак переворачивать страницу. Затем будучи в клинике доктора-резидента, он вспомнил абсо­ лютно все.

Что это — киновымысел или разведчики действительно владеют такими приемами запоминания?

Для подобной работы кадры подбирают специально. Но среди них много совершенно обычных людей, не всем же быть гениями. Конечно, способности у всех у них выше среднего, но не настоль­ ко, чтобы их можно было называть интеллектуальной элитой. Немаловажным фактором для работы в спецслужбах является и физическая подготовка, а она нередко не совпадает со способно­ стями к запоминанию, сообразительностью, способностью к обу­ чению.

Для подготовки агентов применяются мощнейшие обучающие технологии и, конечно, обыкновенная «принудиловка». Ведь для овладения искусством мнемоники важно не откладывать предла­ гаемые упражнения, а проделывать их сразу. По рассказам неко­ торых людей, которые проходили специальное обучение, если бы их не заставляли все проделывать, то они бы через месяц охладе­ ли ко всему, обленились, стали бы все откладывать на завтра и на следующий день. Тяжело им было первое время, но не физически. Потом, втянувшись, они видели, что это дает, насколько они стано­ вятся умнее себя самих, и ничего уже заставлять их делать было не надо.

Чтобы достичь такого результата, нужно хорошо потрудиться на начальном этапе. Прежде всего надо тренировать и развивать свою память. Это — мнемотехника, но есть и техника запоминания. А что такое память?

1. Это ясная и четкая работа мозга.

2. Это умение видеть.


3. Это умение слышать и чувствовать.

4. Это умение наблюдать и наблюдательность.

5. Это воображение.

6. Это внимание и концентрация.

Концентрировать внимание — не значит вечно к чему-то при­ сматриваться и приглядываться, быть постоянно в напряженном состоянии. Это должно делаться легко и непринужденно, а в нуж­ ный момент всплывать из памяти. Но такой легкости надо добиться, и для этого тренироваться — без гипноза, без кодировки, без фар­ макологических препаратов. Так, много говорят про зомбирование

«двадцать пятым кадром», но подсознание — вещь тонкая, и никогда не знаешь, чем это обернется в будущем.

 

Дневники

Одним из методов тренировки памяти является ведение днев­ ников.

Многие великие люди вели дневники, и делали они это не в на­ дежде, что их потомки когда-то опубликуют их. В своих дневниках они описывали каждодневную жизнь со своими наблюдениями, эмо­ циями, впечатлениями и оценками.

Дневник— это великолепная тренировка памяти. Припомина­ ние событий, которые произошли в течение дня, — это само по себе хорошее упражнение. Кроме того, различные события имеют свою эмоциональную окраску, запоминаются наиболее яркие из них. Су­ ществует даже такое определение, как сверхактивизация памяти через воссоздание эмоций.

Человек, ведущий дневник, время от времени возвращается к нему, перечитывает его. В его памяти возникают события, факты, которые происходили когда-то, что само по себе способствует тре­ нировке памяти.

Если сделать дневник методом целенаправленной тренировки па­ мяти, то можно достичь удивительных результатов. Можно в конце дня описать события, произошедшие в течение суток, а утром по­ вторить это описание и сравнить, то есть не просто вести дневник и описывать прошедший день, а охватить «сегодня» и «вчера». Затем стоит описать три дня, четыре и так до семи дней, а потом посмо­ треть, насколько лучше стала у вас память.


Можно не вести подробный дневник, а записывать только лишь кодовые слова, они в свое время сыграют роль ключей, которые помогут извлечь из глубин памяти подробности этого дня. Дело не сложное, надо только выделить несколько минут перед сном, чтобы записать основные события.

Можно проводить такую тренировку памяти и без ведения днев­ ника. Просто перед сном повторять весь прошедший день и давать оценку прошедшим событиям, оценивать свои действия, задавать себе различные вопросы — это и будет активизацией памяти через воссоздание эмоций.

 

Упражнение с дневником

1. Каждый вечер записывайте в дневник основные события, ко­ торые произошли в течение дня. Дайте им эмоциональную оценку. Похвалите себя за что-то или поругайте, отметьте, что вам понрави­ лось, а что нет. На записи должно уходить не более 20 минут. Берите только основное, избегайте подробностей.

2. Утром просмотрите вчерашние записи.

3. Когда это войдет в привычку, вспомните основные собы­ тия двух предыдущих дней, затем трех и так далее до семи дней. Не переходите слишком быстро на большие промежутки времени. Не перескакивайте через день. Вы должны почувствовать, когда сможете ступить на следующую ступеньку. При этом четких гра­ ниц нет, можно порой перейти через день или через четыре дня на следующий уровень.

4. Через три-четыре месяца вы пожнете первые плоды своего тру­ да, и у вас выработается оптимальный режим ведения дневника.

5. Ваша память резко активизируется, вы будете в состоянии вспомнить то, что кажется давным-давно забытым.

 

 

Видеть и наблюдать

Мы часто не запоминаем многое, так как просто не видим этого. Процедура знакомств с многими людьми сразу часто заканчивается тем, что имена и фамилии вылетают из головы сразу же после руко­ пожатия. Но если человек очень заинтересован в знакомстве с кем- то из представленных людей, то он более пристально рассматривает


своего нового собеседника, обращает внимание на его индивидуаль­ ные черты. Все это способствует запоминанию имени, фамилии и лица человека, то есть важна концентрация внимания.

Многие упражнения на запоминание известны давно, некото­ рые применялись в работе царских спецслужб и в работе Чрез­ вычайного комитета после революции. Для развития интеллекта применялся комплекс упражнений, которые остались актуальны­ ми и до нашего времени. Последовательность выполнения упраж­ нений комплекса «видеть и наблюдать» значения не имеет.

 

Упражнение 1

1. Возьмите какой-нибудь предмет, например скалку.

2. Сосредоточьте на ней все свое внимание.

3. Дышите спокойно и ровно.

4. На выдохе закрывайте глаза — стирайте образ.

5. На вдохе — открывайте глаза и снова концентрируйте внима­ ние на скалке.

6. Проделайте упражнение 40—60 раз.

 

Упражнение 2

1. Возьмите какой-нибудь предмет, например сахарницу.

2. На протяжении четырех минут рассматривайте этот предмет.

3. Взгляд сосредоточьте на предмете, не отводите его в сторону.

4. Внимательно рассматривайте сахарницу, находите все новые и новые ее детали.

5. Повторяйте упражнение столько раз, сколько необходимо для

того, чтобы взгляд легко удерживался на предмете и замечал все малейшие детали.

6. Повторите упражнение 20—30 раз.

 

Упражнение 3

1. Возьмите какой-нибудь предмет, например ножницы.

2. В течение 2—3 минут сканируйте предмет своим взглядом.

3. Возьмите другой предмет, например чашку.

4. В течение 2—3 минут сканируйте предмет своим взглядом.

5. Пусть образ двух предметов четко запечатлится в ваших глазах.

6. Наложение предметов может быть двойным, тройным, пере­ менным и любым другим.

7. Повторите упражнение 20—30 раз.

 

Упражнение 4

1. Непрерывно смотрите на какой-нибудь предмет в течение 4—10 минут.

2. Закройте глаза и мысленно представьте изображение предмета целиком, со всеми мелкими деталями.

3. Откройте глаза и сравните свое мысленное изображение с ре­ альным предметом.

4. Повторите первые три пункта упражнения 15 раз.

5. Добейтесь ясного и четкого мысленного изображения предмета, полностью совпадающего с реальным.

6. Повторите упражнение с другими предметами.

От несложных постепенно переходите к более сложным предме­ там и фигурам, а затем к картинкам и текстам. Зрительная память после выполнения комплекса упражнений станет намного лучше, так как при приеме даже сложной информации мозг перекодирует ее в образы. И чем образ четче и ярче, тем лучше будет запоминать­ ся информация.

 

 

Сосредоточение внимания

Внимание человека имеет свойство не концентрироваться на чем-то одном, а прыгать с одного на другое. И если вы будете за­ ниматься чем-то и пытаться удержать свое внимание на месте, то максимум это будет минут на 10—15, а затем оно начнет рассеи­ ваться. А надо, чтобы внимание было сосредоточенным, активным. Если перед сном начать о чем-то думать, то в скором времени вы зайдете достаточно далеко, поэтому попытайтесь вернуться к пер­ воначальной мысли.

Внимание человека должно быть включено постоянно, иначе хо­ роший психолог сможет убедить вас в больших перспективах совер­ шенно бесперспективного дела. На следующей странице приведено несколько упражнений, которые помогут сконцентрировать внима­ ние и сосредоточиться.


Упражнение 1

1. Посмотрите на таблицу или же сами сделайте несколько таблиц 5x5 клеток и произвольно впишите в них цифры от 1 до 25.

2. Взглядом отыщите все цифры по порядку, начиная от единицы.

3. Засеките время. Если на поиск цифр у вас ушло до 45 секунд, то это будет нормальным результатом.

4. 30 секунд — это превосходный результат.

5. Упражняйтесь с таблицами ежедневно.

 

Упражнение 2

1. Во время разговора по телефону рисуйте на бумаге крестики и нолики, чередуя их попорядку.

2. Старайтесь не терять при этом нить разговора.

3. Рисуйте крестики и нолики ровно, чтобы картинка не распол­ залась на бумаге.

4.Если эти три пункта упражнения освоены, усложните себе задачу.

5. Рисуйте на бумаге два нолика, крестик, два нолика, крестик и т. д.

6. Повторяйте упражнение во время каждого разговора по теле­ фону.

 

Упражнение 3

1. Во время езды в общественном транспорте или стоя в очереди повторяйте цифры от 100 до 1, через три цифры — 100, 97, 94, 91, 88, 85, 82, 79 и т. д.

2. Если вы сбились, начните сначала.

3. Повторяйте упражнение до тех пор, пока вы не сможете легко и уверенно сосчитать от 100 до 1 через три.

4. Усложните упражнение. Повторяйте цифры от 200 до 1.

5. Поменяйте коэффициент счета. Считайте через 4, через 5, че­ рез 7 и т. д.

Чтобы предложенные методики принесли результат, надо быть заинтересованным и не относиться к упражнениям как к скучному занятию.

 

Упражнение 4

1. Посмотрите на фигуры, изображенные на рисунке, одну минуту.

 

 

2. Переверните или закройте рисунок плотным листом бумаги.

3. Найдите эти фигуры среди других, изображенных на следую­ щем рисунке.

 

 

4. Подсчитайте число правильных ответов.


Упражнение 5

1. Посмотрите на таблицу и за одну минуту постарайтесь запом­ нить фигуры, изображенные на ней.

 

 

2. Переверните таблицу или закройте плотным листом бумаги.

3. В чистых клеточках таблицы нарисуйте по памяти эти фигуры.

 

 

4. Сравните два рисунка.

5. Подсчитайте количество правильных ответов.

Скорее всего, количество правильных ответов будет больше в четвертом упражнении на узнавание, чем в пятом упражнении на воспоминание.

На выполнение четвертого упражнения усилий было потрачено

меньше, чем на выполнение пятого, так как узнавание — более про­ стой способ воспроизведения информации, чем воспоминание.

При запоминании важна сила первоначального впечатления. Ин­ тенсивность внимания определяет степень запоминания и пропор­


циональна вниманию, с которым относятся к интересующему объек­ ту. При непрерывной тренировке внимания человек может достичь неограниченного его возрастания.

 

 

Таблицы Шульте

Это одно из самых лучших упражнений для развития внимания и тренировки воли. Суть его в том, чтобы показать указкой в таблице все цифры от самой малой до самой большой, а затем в обратном по­ рядке.

Укажите для начала все цифры от 1 до 36. Засеките время.

 

 

Обратный счет:

 


Усложните себе задачу и сделайте больше квадратов:

 

 

Обратный счет:

 


Со временем сосредоточение внимания не потребует от вас допол­ нительного напряжения и будет происходить чисто автоматически. Полученные навыки будут применяться без какого-то либо усилия с вашей стороны.

 

Упражнение «Шкатулка»

1. Зайдите на кухню, откройте ящик, где находится кухонная утварь.

2. Постарайтесь запомнить предметы, которые там находятся.

3. Через 30—40 минут попробуйте ответить на вопросы: «Что я видел в кухонном шкафчике?», «Сколько там было предметов?».

4. Запишите свои ответы на листок бумаги.

5. Через 30—40 минут опять зайдите на кухню и посмотрите на предметы.

6. Сверьте предметы, записанные на листке, с находящимися в кухонном ящике.

7. Повторяйте упражнение несколько раз в день.

8. Через некоторое время вы сможете без труда запоминать предме­ ты, находящиеся в ящике письменного стола, в портфеле, в шкатулке.

9. Перед вашим взором будут возникать четкие изображения, ко­ торые будут абсолютно точно производить увиденное там.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.