Сделай Сам Свою Работу на 5

КАРТЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ

Зачем нужно запоминать карты?

С помощью современных методов можно запоминать не только игральные карты, это может быть что угодно: телефоны всех дру­ зей, их лица и фамилии, исторические даты, сложные пароли и коды, иностранные языки и целые книги. Но запоминать карты — это, пожалуй, самое простое и самое интересное из упражнений.

Запоминая игральные карты, вы усиливаете свою вниматель­ ность. Увеличивая внимание, вы повышаете его концентрацию на деле и меньше отвлекаетесь на посторонние шумы, что позволит лучше выполнять любую работу. Следовательно, эффективность вашего труда тоже увеличится.

Если вы знакомы с элементами мнемотехники и у вас есть какие- то навыки запоминания, то отложить в памяти и затем вспомнить последовательность карт для вас не составит труда. Для этого вы


должны знать буквенно-цифровой код: 0 — НМ, 1 — ГЖ, 2 — ДТ, 3 — КХ, 4 — ЧЩ, 5 — ПБ, 6 — ШЛ, 7 — СЗ, 8 — ВФ, 9 — РЦ.

Буквенно-цифровой код (БЦК) применяется в мнемонике для преобразования двух- и трехзначных чисел. Каждой цифре со­ ответствует свой код — две согласные русского алфавита. Число

23 кодируется следующим образом: ДТ КХ. В буквенно-цифровом коде устанавливается прямая взаимосвязь между различными анализаторными системами — речевой и зрительной, что и обеспе­ чивает мгновенное, минуя этап кодирования информации, припо­ минание.

Число 259 кодируется следующим сочетанием: ДТ ПБ РЦ. Так как

одной цифре соответствуют две согласные буквы, то возможны че­ тыре комбинации букв при кодировании двузначного числа и восемь при кодировании трехзначного:

Число 23 — ДК ТК ДХ ТХ. Число 259 — ДПР ТПР ДБР ДПЦ ТБЦ

ДБЦ ТПЦ ТБР. Затем к согласным буквам подбираются слова.

Подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащее необходимые согласные буквы. Значимые бук­ вы должны быть первыми в слове, остальные игнорируются. Так, число 826 — ВФ ДТ ШЛ ФТЛ — ФуТЛяр; 259 — ТПР — ТоПоР.

Когда вы придумываете слово, то оно автоматически вызывает в голове зрительный образ в соответствии с установленными ра­ нее взаимосвязями. Например, слово ЛеС — ЛС (67), МаШиНа — МШН (060), СоБаКа — СКВ (735) и т. д.



 

Упражнение 1

Выучите буквенно-цифровой код. Напишите напротив чисел со­ ответствующий им буквенный код. Например 12 — ГЖ ДТ; 55 — ПБ ПБ; 69 — ШЛ РЦ; 18 — ГЖ ВФ; 60 — ШЛ НМ.

Таблица 1


Упражнение 2

Напишите напротив букв соответствующие им числа. Например, ШЛ РЦ — 69; ЧШ ДТ — 42; РЦ СЗ — 97.

Таблица 2

Часто попадаются сочетания букв, слова для которых в русском языке отсутствуют. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444). В таком случае надо подобрать зрительный образ из двух слов — прилагательного и существительного. Ключевыми буквами тогда будут первая соглас­ ная в прилагательном и две последующие согласные в существи­ тельном. Возьмем, к примеру, число 849 — ВФ ЧЩ РЦ — веселый ЧеРвячок (ВЧР). Когда попадаются такие сочетания согласных букв, к которым просто невозможно придумать даже сочетания слов, об­ разы надо постараться запомнить.

У вас в мозгу рефлекторно возникают картинки, соответствую­ щие словам. Обычно эти образы настолько слабые, что люди даже не осознают того факта, что понимание слова приходит именно благо­ даря зрительным образам.

Если связь слова с образом не была установлена, то это слово для вас является лишь пустым звуком, сочетанием букв, и не более. Можно взять слова из незнакомого вам языка и те же слова на род­ ном языке, например слово «акаи» и слово «красный». Возникающий у вас образ и будет значением слова — его смыслом.

Обычного представления слова недостаточно для качественного запоминания, надо образы, возникающие в воображении, усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть ни слишком сложными, ни слишком простыми — они должны привлекать внимание, быть необычными, объемными, цветными.


Опорные образы, сформированные методом Цицерона

Метод Цицерона представляет собой последовательность обра­ зов, которые основаны на ассоциациях, образованных естественным путем. Образы формируются путем припоминания хорошо знако­ мых мест — квартиры, дачи, дороги. Образы можно заранее подго­ тавливать или же извлекать из своей памяти.

Для тренировки по дороге на работу попробуйте зафиксировать свое внимание примерно на десяти крупных предметах (здание, скульптура, необычное архитектурное украшение и т. д). Закрепите их в своей памяти. Мысленно повторите.

 

Опорные или стимулирующие образы

С помощью таких образов происходит поиск информации в па­ мяти. По тому же принципу находят нужную по звучанию струну, когда настраивают пианино: ударяют молоточком по камертону и подносят его к струнам. Струна с такой же частотой, как у камер­ тона, начинает резонировать, и можно даже увидеть, как она ви­ брирует.

В нашем мозгу нет особого места для размещения связей, они за­ поминаются всей корой головного мозга. И единственный способ бы­ стро найти нужную связь — это вызвать один из образов, который бы участвовал в ее образовании.

Если надо запомнить одну или две даты, то это не представ­ ляет сложности и никаких определенных специальных приемов и методов для запоминания применять не нужно. Но если вам необ­ ходимо запомнить десятки цифр шифрограммы, то здесь понадо­ бятся специальные методы кодировки. Если все цифры преобра­ зовать в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание происходит с помощью смысловой, ассоциативной и структурной информации, которая указывает путь, где и как найти нужную информацию. Процесс обновления информации происходит путем поступления в мозг стимулов.

Опорныминазываются стимулирующие образы (зрительные), расположенные всегда в одинаковом порядке, которые человек лег­ ко может вспомнить. Все сведения, которые необходимо запомнить,


связывают и фиксируют на постоянных опорных образах. Даже если вам необходимо запомнить один телефонный номер, привяжите его к опорному образу, так как через месяц вам будет необходимо за­ помнить десятки телефонных номеров.

Опорный образ служит своего рода камертоном для поиска нуж­ ной информации, а мозг в этом случае выступает в качестве сово­ купности различных струн. Настроенные на одну частоту воспроиз­ ведения и принятия информации опорный образ быстро находит и выводит в воображение свою частоту (необходимую информацию) и все другие образы, ранее с ним связанные.

Припоминая последовательно заученные опорные образы, наш мозг воспроизводит информацию в том порядке, в котором она от­ кладывалась, что позволяет достичь абсолютной точности в воспро­ изведении запомненных ранее сведений.

Если в вашей памяти нет постоянных опорных образов, то запо­ минаемую информацию сложно к чему-либо привязать, а следо­ вательно, и запомнить. Поэтому при отсутствии в памяти системы опорных образов у вас нет возможности и припомнить информацию. Но не все люди запоминают информацию, основываясь на системе опорных образов. Да, информация запоминается, но не в том объеме и не в таком количестве, как могла бы.

Системы построения опорных образов комбинируются разными методами запоминания последовательностей.

Опорные образы являются вспомогательными при запоминании, поэтому необходимо, чтобы они постоянно оставались в нашем мозгу. Опорные образы должны быть только вашими и не стоит о них рас­ сказывать посторонним. Эти образы должны мгновенно возникать в вашем воображении. При работе с ними речевое мышление должно быть полностью отключено.

 

Образование слова по согласным буквам

Этот прием тесно переплетается с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры переведены в буквы, по буквам запоминается слово, которое вы подбираете и затем представляете в виде образа. В дан­ ном случае интерес представляют только согласные буквы из табли­ цы буквенно-цифровых кодов. Примеры: ПЛТ — ПЛиТка, КНГ — КНиГа, РЧК — РуЧКа, ТЛФ — ТеЛеФон, ПКР — ПоКеР.

Как было указано выше, если по буквам слово не подбирается, мож­ но использовать прилагательное и существительное. При припомина­ нии вы четко будете знать, какой образ обозначается одним словом, а какой двумя. Примеры: КРГ — КРасная Гвоздика; БЛЖ — БоЛьшая


луЖа; ЧШМ — Черный ШМель и т. д. Любое слово можно перевести в соответствии с буквенно-цифровым кодом в цифры. Запомнив после­ довательность слов, вы будете запоминать и последовательность чи­ сел. Примеры: КаРТошка, БуКЛет, КоШКа, КаРаНдаш, ЖуРНал, Но- уТБук, ДиСКета, КоМеТа, СоЛНце и т. д. Соответственные цифровые значения: 392, 536, 363, 390, 195, 325, 273, 302, 760 (КхРцдТ, пБКхшЛ,

КхШлКх, КхРцНм, гЖРцНм, НмдТпБ, ДтСзКх, КхнМдТ, СзшЛНм).

Этот прием применяется при запоминании телефонных номеров, исторических дат, кодов, шифров и номеров автомобилей.

Метод ассоциативного списка

Чтобы цифровая комбинация запомнилась легко, надо выучить наизусть 100 образов. Каждый из образов должен соответство­ вать только одному числу (от 0 до 99) и быть закрепленным за ним. Если вы запомните 100 образов, вы будете легко и без напряжения запоминать большие объемы цифровой комбинации, например де­ сятки номеров машин, телефонных номеров и т. д.

Кодирование двузначных цифр происходит через буквенно­ цифровой код (БЦК). Примеры: 15 — ГЖ ПБ — гЖпБ — ЖаБа — образ жабы; 75 — СЗ ПБ — сЗпБ — ЗуБ — образ зуба.

Первые числа (01, 02, 03, 04... 09) числового ряда кодируются в

образы как 1, 2, 3, 4... 9. При припоминании им добавляется с левой стороны ноль (02 — ДТ — ДеТи — образ детей; 03 — КХ — Кх — каша — образ каши; 07 — СЗ — Сз — оСа — образ осы).

Заучивать следует постепенно, не перегружая себя, по 10—20 об­ разов за один раз.

Ниже в таблице приведен список фиксированных образных кодов

двузначных чисел от 01 до 20.

Таблица

Число БЦК Образ Число БЦК Образ
гЖ еЖ ГжГж ГаГарин
Дт яД ГждТ ГиТара
кХ уХо ГжКх ГайКа
Чщ Чай гЖЧщ ЖуЧок
пБ оБои ГжпБ ГуБы
шЛ юЛа ГжШл ГуаШь
Сз оСа ГжСз ГуСь
Вф иВа ГжВф Гвоздь
рЦ яйЦо ГжРц ГиРя
Гж Нм оГоНь ДтнМ ДоМ

Упражнение 1

1. Вспомните наиболее яркие и запомнившиеся образы, переко­ дируйте их в цифры по первым трем согласным буквам слова (БЦК). Запишите их.

2. Сверьте правильность припоминания буквенно-цифрового кода на следующих числах: 561, 292, 346, 127, 906, 298, 550, 349, 276, 593, 395, 645, 693, 236, 692, 928, 458, 878, 682, 347, 895, 982, 646, 403, 662, 050, 237,723, 945,116.

 

Упражнение 2

1. Прочитайте числовую таблицу, мысленно называя вместо чи­ сел их буквенный код.

 

 

2. В течение нескольких минут запомните образные коды в числах от 00 до 20 одним из известных вам приемов запоминания. Выучите их наизусть.

3. Попробуйте переводить числа в образы в хаотическом порядке. Для этого потренируйтесь на таблицах случайных чисел.

4. Запоминайте образные коды путем закрепления их в памяти опе­ рацией наложением кодов. На зрительный образ — ГиТара — наклады­ вайте цифру 12, на зрительном образе еЖа нарисуйте яркую единицу.

5. Запомните таблицу случайных чисел.

6. Прочитайте числовую таблицу, вслух называя зрительные об­ разы, соответствующие числам.

7. Доведите перекодировку до автоматического уровня.

8. Числа таблицы должны перекодироваться в образы без задер­ жек, со скоростью не более 1 секунды.

9. Если какое-то число вызвало у вас задержку, заучите его от­ дельно.


Упражнение 3

Запомните слова одним из известных вам приемов и перекоди­ руйте их в соответствии с БЦК (СВеТильник — 782 и т. д.)

 

 

Закройте таблицу плотным листом бумаги и припомните слова.

Мысленно перекодируйте их.

 

Упражнение 4

1. В таблице приведен список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40.

 


2. Выучите фиксированные коды для чисел. Повторите числа от 00 до 20.

3. Потренируйтесь по преобразованию чисел в образы по таблице случайных чисел.

4. Тренируйтесь до тех пор, пока скорость перекодирования чисел в образы займет не менее 1 секунды на число. Если у вас какое-то перекодирование вызовет затруднение, то заучите его дополни­ тельно.

5. Прочитайте числовую таблицу и мысленно наложите на числа буквенный код.

 

 

6. Перекодируйте таблицу. Добейтесь, чтобы при перекодировке одного числа скорость была не более одной секунды. Скорость можно увеличивать только в том случае, если числа перекодируются без задержек.

 

Упражнение 5

1. Таблица фиксированных образных кодов двузначных чисел от 41 до 60:

 


Окончание таблицы

2. Выучите образные коды, представленные в таблице фиксиро­ ванных образных кодов двузначных чисел от 41 до 60.

3. Тренируйтесь в перекодировании по таблице случайных чисел. Таблица случайных чисел от 41 до 60:

 

 

4. После того, как вы за одну секунду сможете перекодировать числа в буквенные коды, можно приступать к следующему упраж­ нению.

 

Упражнение 6

1. Таблица фиксированных образных кодов двузначных чисел от 61 до 80:


 

 

2. Переведите в образные коды числа из таблицы. Тренируйтесь до тех пор, пока преобразование одного числа в буквенный код не будет составлять одну секунду.

Таблица случайных чисел от 61 до 80:

 

 

Упражнение 7

Запомните слова одним из известных вам приемов и перекоди­ руйте их в соответствии с БЦК (ПРиНцип — 590 и т. д.)

 


 

 

Упражнение 8


Окончание таблицы


Таблица фиксированных образных кодов двузначных чисел от 81 до 100:

 

 

Таблица случайных чисел от 81 до 100:

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.