Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка
Память — это основа нашего сознания. В ней сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из прошлого извлечь все ценное для будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятель ность связана с памятью, она основана на том, что образ воспринято го сохраняется в кратковременной памяти по крайней мере несколь ко секунд. Без памяти мы не помнили бы, что делали в начале часа, не помнили бы начало предложения, дочитывая его конец. Инфор мация, поступающая в наш мозг от различных органов чувств, была бы совершенно бесполезной, так как не сохранялись бы связи между фактами и событиями.
В нашей памяти есть определенный набор слов, событий, понятий, сведений, которые хранятся всю жизнь — ваше имя, образы отца и матери, черты и особенности места, где вы родились, родной язык и многое другое. Эта долговременная память, но есть и кратковре менная, например, надо напомнить мужу, что ему сегодня забирать сына из детского сада, а завтра сходить на родительское собрание в школу к дочери; не забыть зайти к молочнику и забрать свежее мо локо; купить газету в киоске; отнести график на подпись. В этом слу чае информация хранится в памяти недолго: секунды или минуты.
Но бывают случаи, когда кратковременная память превращается в долговременную. Иногда, встретив на улице человека, мы вспоми наем, на какой деловой встрече вы его видели.
Наш мозг получает информацию от осязания, зрения, слуха, обо няния и вкуса. Соответственно органам этих чувств выделяют ося зательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую па мять. Память на слова — это вербальная и словесная память, память на образы — образная, память на движение — двигательная память, память и на эмоции, чувства — эмоциональная память, память на фамилии, лица, имена, память на расположение предметов в про странстве, на временные отрезки.
Еще древние греки изучали память человека. Они полагали, что информация в виде каких-то частиц попадает в голову и оставляет отпечаток на человеческом мозге, как на воске или глине. После того как в начале XX века были изобретены новые средства связи, люди стали считать, что информация поступает в мозг человека аналогич но принципам действия некоторых технических устройств. И только раскрытие учеными секретов хранения генетической памяти побу дило привлечь к объяснению механизмов запоминания биологиче ские моменты. Ученые предполагают, что некоторые виды памяти имеют молекулярную основу. Запечатление информации происхо дит с привлечением нервных клеток и нейронов, в которых локали зуются специальные ферменты.
Существует много причин, по которым человеку не удается запом нить ту или иную информацию: несоблюдение основных законов за поминания, отсутствие должного внимания и концентрации, плохая лексика информации, которую надо запомнить, слабая природная память индивидуума. Память — это не один процесс, а взаимодей ствие сложных процессов запоминания, сохранения информации и ее воспроизведения. Российский психолог В.П. Зинченко как-то ска зал, что проблема взаимоотношения памяти и мышления возникает потому, что «всякое разумное поведение, предполагающее решение проблемной ситуации, опирается на прошлый опыт». Он же писал, что продуктивное запоминание происходит в процессе взаимодей ствия ученика с учебным материалом и что непроизвольное запоми нание материала так же эффективно, как и произвольное. Причем лучше всего непроизвольно запоминается то, что как-то влияет на достижение результата или помогает в обучении или мешает ему.
Если бы при всех упражнениях ученик не получал прямых указа ний на запоминание, то оно происходило бы непроизвольно и явля лось побочным продуктом речевой деятельности. Прошлая речевая деятельность обогащала бы опыт сегодняшний и оживляла бы вче рашний, постоянная новизна и практика стимулировала бы запоми нание, сохранение и воспроизведение материала. Под словом «но визна» имеется в виду не только новый материал, но и новый способ проведения урока иностранного языка (урок-пресс-конференция, урок-пьеса, урок-экскурсия и т. д.).
При развитии речевого умения необходимо постоянное продумы вание различных речевых ситуаций. Речевой материал должен за поминаться непроизвольно, в процессе общения. Повторение мате риала должно постоянно присутствовать при изучении новой темы. Речевой материал должен постоянно видоизменяться, перефрази роваться, а диалоги — вызывать интерес своей информативностью и содержанием.
Развитие памяти обусловлено еще и тем, насколько сталкивается человек, изучающий иностранный язык, с трудностями при освоении материала. Если в процессе изучения возникают противоречия между необходимостью владеть материалом и трудностями его запоминания, процесс запоминания и развития памяти происходит быстрее. Помога ет развивать память и запоминать иностранные слова придумывание различных способов запоминания с помощью мнемотехники.
Американский психолингвист Дж.А. Мюллер предложил класси фикацию ассоциаций с учетом различных аспектов развития: фило софии, лингвистики, логики, психологии.
Объем памяти увеличивается путем образования искусственных
ассоциаций. Ассоциации бывают разные: дополняющие, обобщаю щие, по сходству, по звучанию, по контрасту и т. д. Главное, чтобы ассоциация могла поразить, удивить своей неожиданностью и даже невероятностью, абсурдностью. Необходимо придумывать такие ассо циации, чтобы между зрительным образом и словесным обозначени ем установилась прочная связь, чтобы понимание иностранной речи происходило так же, как родного языка. При изучении чужого языка главное — это пополнение словарного запаса. Можно пополнять его методом ключевых слов (МКС), методом взаимодействия всех орга нов чувств или применить технику изучения «Что меня окружает».
Можно иностранный материал разбивать по смыслу, системати зировать материал при изучении грамматики, проводить структу рирование для установления взаиморасположения частей, состав ляющих единое целое.
Хорошие результаты при изучении иностранных языков прино
сит метод парных ассоциативных связей, метод рифмовки, сравне ние с другими языками. Материал, который надо запомнить, мож но выделить цветом, шрифтом, размером, объемом, и это принесет ощутимые результаты. Хорошо тренирует память и помогает запо минать иностранные слова проговаривание и заучивание скорогово рок, пословиц, поговорок и т. д.
Александр Аргейс, специалист, владеющий пятьюдесятью язы ками, разработал несколько техник изучения иностранных языков. При использовании техники теневого отображения ученики долж ны слушать язык и одновременно повторять вслух и читать книги. При применении техники скриптория ученики пишут на иностран ном языке и одновременно вслух на нем разговаривают. Александр Аргейс пишет, что для того, чтобы правильно изучать иностранный язык по этой технике, надо:
1. Прочитать предложение на иностранном языке вслух.
2. Произносить каждое слово вслух в момент его написания.
3. Прочитать предложение так, как вы его запомнили и записали.
Целью этого упражнения — заставить себя присматриваться и прислушиваться к деталям. Это стадия, на которой нужно прове рять все, его вы не знаете.
Если вы хотите выучить иностранный язык быстро, надо запом нить три вещи:
1. Объективно выбрать язык, который вы будете в состоянии осво ить за несколько недель.
2. Погрузиться в языковую среду либо на курсах, либо в дискус сионных клубах по интересам.
3. Пробовать слушать иностранную речь, записанную на магнито фон, воспроизводить речь и одновременно читать книгу.
Овладение техникой обучения языкам и техникой запомина ния иностранных слов позволяет существенно сократить время, необходимое для обучения. В среднем, владея техникой запо минания, можно запомнить около двухсот новых слов в течение трех-четырех дней (это с учетом выполнения дополнительных упражнений). Получается до пятидесяти слов в день. Это намно го превышает количество слов, которые можно выучить обычным способом. Но всегда надо помнить о том, что если вы не умеете за поминать, никто не сможет это сделать за вас.
Речь воспринимается мозгом по-разному. Если человек читает текст, то информация попадает в мозг через глаза, если слушает чье-то выступление, то фактический материал поступает в мозг через уши. Изымается информация из памяти через речевой ап парат (голосовые связки, губы, язык). Если вы будете записывать свою речь, то в ее создании будет принимать участие и ваша рука (или клавиатура компьютера). При различных действиях активи зируются различные системы головного мозга. При запоминании иностранных слов необходимо образовывать четыре вида связей. При формировании активного словарного запаса иностранных слов учитываются различные рефлекторные связи, обеспечивающие восприятие речи на слух, понимание речи посредством текста, вос произведение речи с помощью рук (карандаш, ручка, клавиатура) и воспроизведение речи с помощью речевого аппарата. Исходя из этого следует, что еще на этапе запоминания каждого отдельного иностранного слова необходимо наличие тесных связей, которые соединяют:
1. Читаемое слово и воображаемый зрительный образ.
2. Воображаемый зрительный образ и написание слова (дей ствие) — движение руки (рук) или глаз.
3. Зрительный образ в воображении и воспринимаемое на слух иностранное слово.
4. Воображаемый зрительный образ и речевое проговаривание слова.
Обеспечение всех этих связей дает более быстрое и долговре менное запоминание слов. Взаимосвязанные зрительные объекты или другие сигналы, вызывающие в мозгу взаимосвязи, — это есте ственные ассоциации. Такие ассоциации вызывают автоматическое запоминание. Естественные ассоциации могут вызываться связями, которые возникают при восприятии зрительных образов, и связями, которые вызывают ассоциации от совместной деятельности различ ных анализаторов (речевых, вкусовых, зрительных).
Связи, образованные в мозгу естественным путем, используются для формирования последовательной системы опорных образов.
Специалисты, которые изучают память, сравнивают процессы, происходящие в мозгу при запоминании, с голографическими кар тинками и называют их квазиголографическими.
Чтобы запомнить большее количество слов, надо связать каждое новое слово с изображением устойчивого опорного образа.
Для того, чтобы посмотреть записанные картинки, необходимо вызвать из памяти связанные с ними опорные образы. Последова тельно просматривать занесенную в память информацию можно в том случае, если заранее сформирована четкая последовательность опорных образов.
Образование опорных образов по методу Цицерона основано на естественных ассоциациях, возникающих в нашем мозгу при вос приятии находящихся рядом предметов. Например, каждый знает расположение комнат в своей квартире, а также расположение ме бели в каждой из комнат.
Для создания системы опорных образов по методу Цицерона не обходимо многократным вспоминанием своей квартиры закрепить в памяти последовательность комнат в ней и строго им следовать:
1. Мысленно зайдите в первую комнату, обойдите по часовой стрелке и запомните предметы, которые там находятся.
2. Вспоминайте очередной предмет, задерживайте его в своей па мяти, внимательно рассматривайте более подробно, во всех деталях.
3. В одной комнате выделяйте не более десяти предметов, причем создаваемые образы не должны повторяться.
4. Закрепите в своей памяти последовательность выделенных об разов. Многократно повторите ее несколько раз.
5. Составьте таблицу, где будут размещены опорные слова и запо минаемые иностранные слова, закрепленные связями с ними.
6. Многократным повторением зафиксируйте последовательность этих образов в своей памяти. Обращайтесь к таблице только в том случае, если образ не вызывается из памяти.
7. Последовательно разбейте каждый выделенный в комнате объ ект на пять составляющих частей и запишите их название во второй
столбец таблицы («Части образа»). Это будут вспомогательные ча сти опорных образов.
8. Части опорных образов тоже должны выделяться в строго опре деленном порядке. Если вы зрительно обходите комнату по часовой стрелке постоянно, то и части образа всегда должны быть одинаково расположены, например слева направо и сверху вниз. Части опор ных образов называются образами второго уровня.
9. Образы второго уровня запоминайте и закрепляйте в памяти по 25—50 штук.
10. Мысленно разбейте первые пять-шесть опорных образов и за пишите их во второй столбец колонки. Закрепляйте последователь ность опорных образов в течение одного или двух дней. После уве ренного припоминания двадцати пяти—пятидесяти образов второго уровня переходите к следующим опорным образам. Все зависит от ваших способностей к запоминанию.
11. Разбейте следующие пять образов на двадцать пять (пять десят) образов второго уровня, запишите их названия во вторую колонку и закрепите их последовательность в памяти в течение одного-двух дней.
12. Разделите таким образом все созданные вами опорные образы.
Окончание таблицы
13. Каждый из подобразов свяжите с запоминаемым иностран ным словом.
14. Используйте каждую секунду свободного времени, чтобы за
крепить в памяти опорные образы (на перерывах, в очередях, на остановках, в метро и т. д.).
15. В будущем четкая последовательность опорных образов, за
крепленная в вашей памяти, позволит вам вспоминать образы не только по порядку, но и выборочно.
Например, вспомнив ванную комнату, вы вызовете в памяти образы,
которые выделили в этом помещении. Не забывайте время от времени по вторять последовательность созданной вами системы опорных образов.
Новые иностранные слова сначала фиксируются зрительной па мятью с помощью соответствующих образов, но чтобы использовать новые слова в своей практике, необходимо образовывать связи меж ду этими словами и их зрительными образами.
Благодаря созданной системе опорных образов связи между но выми словами и их образами создаются за три-четыре дня. Чтобы слово закрепилось в памяти, необходимо время от времени припо минать его (считывать со своей памяти).
Повторение слова по карточке, даже многократное, такого эф фекта не дает.
Упражнение
1. Создайте систему опорных образов.
Составьте их таблицу. Внесите данные в таблицу (см. с. 181).
2. Тренируйтесь до тех пор, пока не станете легко считывать в своем воображении опорные образы в прямом и обратном порядке. Добейтесь свободного восприятия и вызова из своей памяти образов в произвольном, выборочном порядке.
3. Старайтесь вызывать образы из памяти выборочно, не прого варивая их. Просто вызывайте картинку, и таким образом вы добье тесь скорейшего припоминания опорных образов.
4. Для того чтобы устранить проговаривание образов, попробуйте вызывать из памяти последовательность опорных образов и одно временно читать вслух или про себя какую-нибудь книгу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|