ТЕМА 11. Репрезентация тендерных отношений в культурных нарративах
Понятие репрезентации. Л.Малви и теория мужского взгляда. Тендер и художественные жанры. Дискуссия о порнографии. Репрезентация женщин в российской художественной культуре. Образы советских мужчин и женщин и их пост-советская трансформация. Мужчины и женщины на страницах массовой периодики. Консьюмеризм как способ конструирования тендерных различий: реклама.
Литература
1. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Тендерные исследования. 2000. № 4. С.246-265.
2. Ушакин С. Видимость мужественности // Женщина не существует: Современные исследования полового различия. Под ред.И.Аристарховой. Сыктывкар: Центр женских исследований (ИСИТО). 1999. С.116-131.
3. Ballasher R., Beetham M., Frazer E., Hebron S. Women's worlds: Ideology, femininity and the woman's magazine. Macmillan, 1991.
4. Bordo S. Unbearable Weight: Feminism, Western Culture, and the Body. Berkeley: University of California Press, 1993
5. Dijkstra B. Idols of Perversity. Fantasies of Feminine Evil in Fin-de-Siecle Culture. New York, Oxford: Oxford University Press, 1986;
6. Heldt B. Gynoglasnost: Writing the Feminine // Buckley Mary(ed.) Perestroika and Soviet Women Cambridge University Press, 1992;
7. Hubbs J. Mother Russia. The feminine myth in Russian culture. Bloomington: Indiana University Press, 1993.
8. Mulvey L. Visual pleasure and narrative cinema // Sreen, 1975.
9. Radway J.A. Reading the Romance. Women, Patriarchy, and Popular Literature. London, New York: Verso. 1984
10. Snitow A.B. Mass Market Romance: Pornography for Women is Different // Desire: The Politics of Sexuality. Eds.: A.Snitow,C.Stansell, S.Thompson. London: Virago, 1984. P.258-275.
11. Winship J. Inside Women's Magazines. New York: Pandora, 1987.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Основные понятия
Пол; тендер; биологический и социальный пол; социальная стратификация; половая асимметрия и властные отношения; тендерные исследования и исследования женщин; феминизм; феминистская методология.
Цель занятия
Цель занятия состоит в том, чтобы предварительно ознакомить слушателя с содержанием и основными задачами курса. Дать определение базового понятия «гендер» и познакомить с различными точками зрения на его содержание. Дать краткий обзор истории возникновения женских и тендерных исследований на Западе и в России. Предупредить об основных методологических и идеологических проблемах, возникающих в контексте тендерной социологии.
Рекомендации
Вводное занятие по данному курсу необходимо потому, что сама дисциплина в контексте российского высшего образования все еще переживает период становления. Преподавателю следует объяснить слушателям, почему в российской академической традиции используется англоязычный по своему происхождению термин.
Особое внимание следует обратить на то, что термин может интерпретироваться по-разному. Его изначальный смысл заключался в том, чтобы противопоставить «гендер» как социальный пол биологическому полу, и показать, что отношения между мужчинами и женщинами не детерминируются «природой», но определяются социально, и, следовательно, могут быть изменены. Следует затем познакомить слушателей с позднейшей критикой такого подхода, предполагающего наличие четко выраженной дихотомии между биологическим и социальным.
Следует специально остановиться на том, как тендерные исследования возникли в России и объяснить основные различия между традициями «тендерных исследований» и «феминологии».
Поскольку курс имеет особую идеологическую окраску, следует предупредить слушателей о том, что проблематика курса служит предметом интенсивной полемики, далеко выходящей за пределы академических учреждений и практик. На этом этапе следует дать самое общее представление о смысле термина феминизм, и объяснить, почему феминистские дискурсы имеют важное значение для изучения социологии пола.
ТЕМА 1. ТЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС
В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
Основные понятия
Эссенциализм; общественное разделение труда; социологизм; женская культура; проблемы тела; структурно-функциональный подход; нуклеарная семья; инструментальная и экспрессивная функции; семья как социальная система; этнометодология; драматургический интеракционизм; археологический метод.
Цель лекции
Дать слушателям общее представление о том, как проблемы тендерной асимметрии воспринимались и описывались классиками социальной теории. Обзорно познакомить их с подходами Дюр-кгейма, Зиммеля, Парсонса и других структурных функционалистов. Показать теоретический контекст, на фоне которого возникла тендерная социология.
Рекомендации
Главная проблема этой лекции состоит в ее обзорном характере - слушателям предстоит услышать ряд имен и воззрений, которые, возможно, им не всегда хорошо знакомы. Поэтому надо выбрать такую форму представления материала, чтобы экономно, в нескольких фразах пояснить, в чем специфика трактовки тендерных отношений каждым из упоминаемых авторов, а также в чем ее сильные и слабые стороны.
Наиболее детального рассмотрения заслуживает структурный функционализм, наиболее влиятельная теория семейных отношений в социальной мысли второй половины XX века. Здесь следует остановиться на том, в чем Парсонс видел значение семьи для индивидуума и для общества в целом, как и почему различаются роли мужчин и женщин в семье. Важно упомянуть о том, что структурно-функциональный подход был также характерен для советской социологии семьи, базировавшейся на представлениях о семье как общественно-полезном институте и главном объекте социальной политики.
ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕМИНИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
Основные понятия
Суфражизм; феминизм первой и второй «волны»; эгалитаризм и автономия; либеральный феминизм; поло-ролевой подход в тендерных исследованиях; радикальный феминизм; публичное и приватное; общественный договор и половой контракт.
Цель лекции
Показать истоки развития феминистской мысли. Представить феминизм как особую социальную теорию. Дать представления о его эволюции от идеологии равноправия к изучению специфики женского социального опыта.
Рекомендации
Эта лекция, весьма насыщенная материалом, представляет собой, в первую очередь, общий обзор феминизма 1960-80-х гг. Однако начинать ее следует со значительно более ранних сюжетов, а именно борьбы за равные политические права и эмансипацию женщин.
Особое внимание следует уделить работе Симоны де Бовуар « Второй пол», которая впервые убедительно показала, что проблемы женщин далеко выходят за рамки политико-эгалитаристского дискурса. Следует подчеркнуть, что она ввела в научный обиход представление о женщинах как вечно «других» по отношению к доминирующему философскому дискурсу. Подчеркнуть, что ее работа оказалась поворотной в осмыслении женской субъект-ности.
Опираясь на работу К.Пэйтман «Половой контракт», следует показать, что само понятие «политических прав» было сформировано на основании исключения женщин как политических субъектов, ибо ключевое для либеральной политической мысли понятие «общественный договор» базировалось на разделении публичной и приватной сферы, при этом женщины заключались в последнюю и в «общественном договоре» фактически не участвовали.
Следует показать, как радикальный феминизм проблематизи-ровал аспекты, находящиеся вне сферы внимания либеральной мысли. Объяснить смысл лозунга «Личное есть политическое» и показать новые аспекты тендерных исследований, связанные со «специфически женскими» проблемами. Разъяснить смысл выделения феминизма «первой» и «второй» волны.
ТЕМА 3. МАРКСИЗМ И ТЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ
Основные понятия
Класс; патриархат; разделение труда; способ производства; материализм; исторический подход; классовое угнетение; капитализм; теория двух систем; воспроизводство социальных отношений; классовая борьба; дискуссия о домашней работе.
Цель лекции
Проследить взаимоотношения марксизма с феминистской мыслью. Показать сильные и слабые стороны марксистского и социалистического феминизма. Очертить возможности применения марксистского категориального аппарата в тендерных исследованиях.
Рекомендации
В этой лекции речь идет о непростых взаимоотношениях двух теорий, обе из которых основаны на критике существующих общественных отношений и открыто защищают интересы угнетенных социальных групп. Следует уделить достаточное внимание работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и объяснить слушателям, почему она до сих пор упоминается многими современными авторами. При этом стоит обратить внимание на то, что ортодоксальный марксизм в лице Энгельса был достаточно враждебен по отношению к семье как института, а отнюдь не считал ее «ячейкой общества». Отметить, что Энгельс впервые попытался найти не эссенциалистское, а социально-историческое основание для тендерного неравенства.
Обратить внимание на развернувшуюся в 1970-е годы дискуссию о роли домашней работы в воспроизводстве капиталистических и патриархатных общественных отношений. Сравнить марксистские и феминистские аргументы по поводу того, кто выигрывает от того, что домашнюю работу выполняют именно женщины и она остается неоплаченной.
Далее следует раскрыть содержание «теории двух систем», описывающей взаимоотношения двух структур угнетения — патриархата и капитализма. Важно иметь в виду, что в объяснениях, сделанных с марксистских позиций, борьба за права женщин всегда оказывается подчиненной классовой борьбе. Недостатки марксистского анализа применительно к тендерным отношениям хорошо раскрыты в работе Х.Хартманн «Несчастный брак марксизма с феминизмом: в поисках более прогрессивного союза». Следует выделить аргументы Хартманн по поводу «гендерной слепоты» марксистских категорий. Особо стоит остановиться на современных взаимоотношениях марксизма и материалистического феминизма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|