ТЕМА 4. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФЕМИНИСТСКУЮ ТЕОРИЮ
Основные понятия.
Бессознательное; эдипов комплекс; зависть к фаллосу; до-эдипова стадия развития; материнство; суперэго; комплекс кастрации; либидо; сексуальность; мазохизм; нарциссизм; табу инцеста; ан-дрогинность; идентификация; jouissanse.
Цель лекции
Показать влияние теории Фрейда на представления о половых различиях. Очертить основные направления критики психоанализа. Познакомить с ключевыми идеями психоаналитического феминизма.
Рекомендации
Слушателям стоит вкратце напомнить основные тезисы Фрей-довой теории развития мужественности и женственности. Обратить при этом внимание на то, что классический психоанализ считает психологическое развитие девочек более проблемным, чем мальчиков. При этом следует иметь в виду, что работы самого Фрейда значительно более осторожны в описании «женской сущности», чем труды некоторых его последователей. Подчеркнуть, что психоанализ имел очень сильное влияние как на обыденное сознание, так и социальную теорию. Познакомить с основными направлениями его критики.
Показывать современное развитие психоаналитической теории применительно к тендерным исследованиям лучше всего на примере таких авторов, как Ж. Лакан, Н.Ходоров, Д. Диннерштейн, К.Гиллиган, Л.Ирригари. Следует обратить внимание на трактовку Взгляда у Лакана. Показать перемещение фокуса внимания на до-эдипову стадию развития в работах Диннерштейн и Ходоров и связанное с этим новое прочтение теории сексуального и психического развития мужчин и женщин.
Закончить лекцию целесообразно очерком развития психоаналитического направления в феминизме после Ходоров. Особый интерес представляют попытки синтеза психоанализа с пост-структурализмом. Обратить внимание на возможности психоанализа применительно к исследованию явлений культуры.
ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ И ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основные понятия
Пост-модернизм; пост-структурализм; телесный материализм; третья волна в феминизме; пост-колониальный феминизм; феминизм различия; этничность; социальный конструктивизм; феминистская эпистемология; теория stand-point; рационалистический субъект познания; дихотомические категории.
Цель лекции
Объяснить причины возникновения «третьей волны» в феминизме. Показать неразделимость этнической и гендерной идентичности. Познакомить с основами феминистской эпистемологии.
Рекомендации
Эта лекция имеет довольно сложную структуру и стоит обратить особое внимание на логику изложения. Прежде всего, следует обратиться к критике либерального и радикального феминизма 1960-80-х гг. Объяснить, почему эта критика исходила прежде всего
от представительниц «цветного феминизма». Дать краткий очерк наиболее влиятельных работ «черного феминизма» - прежде всего, белл хуке и Дж. Лорбер.
После этого закономерно будет перейти к эпистемологической части лекции. Теория stand-point наглядно показывает зависимость познания от социальной локации познающего субъекта. Здесь уместно будет привести основные аргументы феминистской критики классической философии и «фаллологоцентризма».
Опираясь на работы Д.Смит, Дж.Батлер, Ю.Кристевой, Р.Брай-дотти можно раскрыть специфику «женского познающего субъекта». Стоит обратить внимание на понятие «номадической субъек-тности» у Рози Брайдотти, а также на синтез семиотики и психоанализа у Юлии Кристевой.
ТЕМА 6. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ СИСТЕМЫ
Основные понятия
Гендерная система; тендерный порядок; тендерный режим; государство как субъект гендерной политики; индустриальная мобилизация; эмансипация женщин; социализация домашнего труда; тендерный контракт «работающая мать»; «бесполый сексизм».
Цель лекции
Ввести понятие гендерной системы, тендерного порядка, тендерных контрактов. Показать трансформацию первоначальной гендерной политики большевистского режима. Дать анализ пост-советского тендерного порядка.
Рекомендации
Особенность этой лекции состоит в сочетании достаточно сложной теоретической части с обилием исторического и другого рода эмпирического материала. При объяснении понятия «ген-дерная система» и связанных с ним понятий «гендерный порядок», «тендерные контракты», «тендерные режимы» лучше всего опираться на работы Р.Коннелла и К.Пэйтман. Следует обратить внимание на характеристики, которые Коннелл дает различным социальным системам и институтам с точки зрения тендерного анализа.
Затем этот категориальный аппарат применяется к анализу российской тендерной системы: сначала советской, потом постсоветской. Здесь не обойтись без исторического обзора, с помощью которого можно проиллюстрировать различные этапы эволюции российской гендерной системы. Удобнее всего это делать, выбрав в качестве вех соответствующие законодательные акты. Очень важно показать, что изначальная «эмансипационная программа» большевиков имела утилитарный характер: женщины освобождались с тем, чтобы служить не патриархальной семье, а государству.
Следует остановиться на «контрреформах» 1930-х гг.: запрете абортов, усложнении процедуры развода, мерах по укреплению семьи и т.п. Охарактеризовать основной смысл предвоенной и послевоенной гендерной политики государства. Раскрыть содержание базовых тендерных контрактов для мужчин и женщин.
Важно затем показать, как изменились эти контракты в постсоветское десятилетие, как социально-экономическая трансформация повлияла на нормативные образцы мужественности и женственности. Особенного внимания заслуживают изменение государственной политики, ситуация на рынке труда и медиа-репрезентации.
ТЕМА 7. ТЕНДЕР И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Основные понятия
Национальная и тендерная идентичность; нация как общее происхождение (Volknation); нация как культурное единство (Kulturnation); нация как общее гражданство (Staatnation); национальное государство; мультикультурщ>сть; гражданство; демографическая политика; национализм; фундаментализм; ассимиляция; «качество нации»; глобализация.
Цепь лекции
Показать, как тендерные отношения влияют и подвергаются влиянию национальных проектов и процессов. Описать положение женщин и мужчин как членов определенных этничностей. Дать анализ биологического и культурного воспроизводства национальных и гендерных систем.
Рекомендации
Эта лекция носит междисциплинарный характер и требует привлечения материала из этнологии и политологии. Поскольку тема ее касается весьма обширного круга проблем, важно выделить определенные фокусы, вокруг которых может быть организован материал. Такими фокусами могут быть три разные трактовки феномена нации и национальной принадлежности: биологическая, культурная и гражданская. Важно, чтобы слушатели усвоили содержание гендерных ролей в рамках каждого из этих представлений, при этом не упуская из виду, что все они, в свою очередь, состоят из различных, часто противоречивых дискурсов.
Необходимо принимать во внимание, что тема данной лекции может восприниматься кем-то из слушателей личностно, поэтому при ее изложении необходимо особенная корректность и деликатность. Слушателям не мешает напомнить, что Россия -многонациональная страна, и представление о гендерных режимах на примере лишь численно доминирующей национальности неизменно будет односторонним. Особого внимания заслуживает тема вооруженных конфликтов на национальной почве.
Центральным понятием лекции является гендерная и национальная идентичность. Следует разъяснить слушателям, что такое «политика идентичности». Наиболее выпукло пересечение генде-ра и национальности выглядит на примере тоталитарных и фундаменталистских политических режимов XX века. Важно четко развести понятия «национальность» и «этничность» и показать их социально-исторический смысл.
ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ МАСКУЛИННОСТИ
Основные понятия
Гегемонная маскулинность; несостоявшаяся маскулинность; гетеросексуальность; гомофобия; роль «кормильца»; агрессивность; автономия; доминирование; нормативное поведение; репрезентация маскулинности; мизогиния; исключение другого; тендерное напряжение.
Цель лекции
Раскрыть содержание понятия «маскулинность». Определить конфигурацию гегемонной маскулинности. Рассмотреть основные сценарии «мужской роли» в пост-советском историческом контексте.
Рекомендация
Прежде всего, следует объяснить слушателям, что маскулинность (или мужественность), как и женственность, является культурным конструктом, а не биологической данностью. Маскулинность и мужественность в сложившейся традиции научного словоупотребления являются синонимами. Следует познакомить их с основными социологическими подходами к определению содержания маскулинности: эссенциалистским, структурно-функциональным и конструктивистским. Обратить внимание на укорененность эссенциалистского подхода в обыденном сознании.
Центральным понятием лекции является «гегемонная маскулинность». Раскрывать его лучше всего на примере работ Роберта Коннелла. Главная сложность, которая может возникнуть при развитии темы лекции - это множественность понятия маскулинность, позволяющая говорить о «маскулинностях» во множественном числе. Важно обратить внимание на то, что гегемонная маскулинность иерархически организована и подразумевает подавление «отклоняющихся» маскулинностей - прежде всего, гомосексуальной.
Применение теоретического материала, содержащегося в лекции, к анализу советской и пост-советской реальности затруднено недостатком исследовательского материала. Проще всего поэтому сосредоточиться на репрезентации маскулинности, которая разработана несколько лучше. Это позволит также вовлечь слушателей в интерактивную деятельность и даст им возможность самостоятельно приводить примеры для анализа. Следует подчеркнуть, что «мужская роль», хотя и является доминантной, отягощена огромным количеством проблем и ограничений, которые приводят к все возрастающему ролевому напряжению. Этот тезис можно наглядно проиллюстрировать статистическими данными о мужской смертности, алкоголизме, суицидах.
ТЕМА 9. ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|