|
Основные стадии исследовательской работы с источниками
На современном этапе развития общества в различных областях научного познания все чаще возникает потребность в рассмотрении логического аппарата науки, в установлении характера и последовательности этапов познавательной деятельности. Эта тенденция нашла отчетливое проявление и в развитии источниковедения. В последние годы вопросы последовательности логических процедур работы исследователя с источником, их содержание и структура были предметом обсуждения в литературе1. При этом происходит активный переход от эмпирического в значительной мере применения принципов и приемов работы с источником к научно обоснованному их использованию.
Можно выделить следующие основные стадии работы с источником: поиск, выявление источников; источниковедческий анализ (иначе — научная, или источниковедческая, критика); разработка методов изучения, обработки и анализа данных, содержащихся в источниках. Все они составляют содержание источниковедческого исследования.
Распространенное выделение в источниковедческом анализе внешней и внутренней критики источников является необоснованным. Подобное разделение, возникшее в буржуазном источниковедении, основано на формальном подходе к источнику, на разрыве его единой и целостной структуры. Поэтому оно не раскрывает содержания и задач работы исследователя с источником.
Сложность поиска, выявления источников во все увеличивающемся комплексе исторической информации, необходимая в связи с этим разработка специальной методики данного этапа работы с источником обусловили возникновение и развитие вспомогательных исторических дисциплин (архивная эвристика, историческая библиография), решающих эти задачи.
Понятие источниковедческого анализа, или научной критики, источника содержит целый ряд последовательно решаемых вопросов изучения исторического источника: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения текста, истолкование текста, определение его достоверности, полноты, представительности, научной значимости. Источниковедческая критика обусловлена самой природой исторического источника, поэтому неправильно ограничивать эту задачу только источниковедческим анализом документов, вышедших, например, из среды эксплуататорских классов. В источниковедческом анализе нуждаются все источники.
При выявлении внешних особенностей письменных источников (материал, почерк, шрифт, оформление текста) источниковедение пользуется методами и приемами других наук, и, прежде всего, палеографии.
Критический анализ источника требует как установления происхождения источника (подлинности, обстоятельств и целей составления), так и его текста (выявление первоначального текста, дополнений и переработок, редакций и списков). Разбор письменного источника начинается с установления его подлинности. Необходимо выяснить, что имеющийся документ действительно возник в определенном месте и в определенное время. При установлении подлинности источника учитывают внешние его особенности, хронологические и метрологические сведения, данные языка и стиля, формуляр и структуру, упоминаемые в самом источнике сведения: о событиях, лицах, организациях, учреждениях, географических пунктах и др.
Эта работа требует использования данных других исторических дисциплин—палеографии, хронологии, метрологии, дипломатики, лингвистики, топонимики, исторической географии и т. д. При установлении подлинности источника необходим учет всех его особенностей. Так, зная, что бумага как писчий материал стала употребляться на Руси лишь с середины XIV в., мы должны критически относиться к датировке бумажных рукописей более-ранним временем. Источники, написанные гражданским алфавитом, не могут быть отнесены ко времени ранее первой четверти XVIII в., а источники, написанные металлическим пером, хотя и на бумаге XVII—XVIII вв., могут быть отнесены ко времени не ранее XIX в.
Установив факт подлинности источника, следует определить, является ли дошедший до исследователя документ первым экземпляром, копией или списком. Это требует выявления времени составления таких копий и списков и установления их соответствия оригиналу. При этом необходимо учитывать, что не всегда список, более близкий по времени к подлиннику, соответствует первоначальному тексту, чем позднейшие списки. Копии, если они действительно являются таковыми, должны полностью повторять текст своего оригинала, в то время как списки могут иметь разночтения.
Следующий этап работы с источником — прочтение текста. Даже прочтение текста документов XIX—XX вв. имеет свои трудности. Прочтение же письменных памятников XI—XVIII вв. требует специальной палеографической подготовки, учета особенностей уставного, полууставного и скорописного письма с их сокращениями, выносными,, буквами, отсутствием разделения на фразы и слова. Текст ихдолжен быть разбит на фразы и слова, а перевод на современный язык — совершаться на основе знаний грамматических форм и лексики языка эпохи, к которой относится документ.
Помимо установления имеющегося буквального смысла текста важно выявить первичный (начальный) текст и возможные дополнения и изменения. Переработки, дополнения, сокращения письменного источника могли быть неоднократными. В результате возникают редакции, т. е. произведения, основанные на одном протографе (первоначальном тексте), но получившие новую направленность, форму, содержание. В ряде случаев редакции источника сохраняются в нескольких списках, которые имеют свои особенности и отличия.
Таким образом, прочтение текста может потребовать текстологического анализа источника, когда устанавливается основной текст, производится его кодификация (организация) и комментирование.
Последующая работа над источником заключается в. установлении времени и места, обстоятельств и целей его создания, авторства. Выяснение времени появления источника очень важно, так как от этого во многом зависит оценка как самого источника, так и сведений, им сообщаемых.
Время появления недатированных источников может быть установлено по их внешним признакам. Для датировки источников имеют значение и такие данные, как упоминание лиц, учреждений, организаций. Датировка некоторых источников может быть осуществлена на основе учета хронологических систем. Поэтому необходимо знание хронологии. Ряд ценных наблюдений по датировке источника дают метрологические материалы, данные нумизматических наблюдений, выводы сфрагистики, если исследуемый источник имеет соответствующие печати, и т. д.
С проблемой датировки тесно связана задача установления места возникновения источника. При отсутствии прямых указаний часто пользуются косвенными данными. Среди них важное место занимают географические и топографические сведения, упоминание лиц, связанных с определенным местом, манера изложения материала. Широко используются наблюдения над языком и стилем источника.
Важное значение приобретает вопрос об авторстве источника. Установление авторства необходимо не только ради выяснения имени лица, написавшего источник, или установления учреждения, организации, принимавших участие в его составлении. Оно нужно для определения происхождения источника, социальной среды его возникновения, установления места и времени создания памятника, для более глубокого и всестороннего исследования его содержания. В ряде источников имя автора указано. Однако эти данные требуют критического отношения. Иногда имя, указанное в тексте, не имеет отношения к автору источника. Возможны случаи, когда вместо имени автора в тексте упомянут его псевдоним. Так, статьи В. И. Ленина в дореволюционной печати появлялись, как правило, под различными псевдонимами.
Для решения вопроса об авторстве важное значение имеет изучение самого текста, где автор мог дать если не прямые, то косвенные сведения о себе. Это могут быть указание на место, время создания источника, упоминание круга людей, с которыми автор был связан, сведения, позволяющие отнести автора к определенным социальным кругам, указание на события, в которых автор участвовал или свидетелем которых являлся.
Для установления авторства широко используется исследование почерка. Много дает изучение приемов письма, идеологической направленности источника и ряда других признаков.
Выявив подлинность источника, прочитав текст, установив место и время его составления, авторство, можно выяснить обстоятельства и цели составления документа, т. е. исторические условия его появления. Каждый источник является продуктом определенного времени, его появление обусловлено конкретными причинами, он имеет свою цель. Выяснение исторических условий появления источника требует детального изучения эпохи, среды, условий, при которых он возник.
Особой задачей в процессе источниковедческого исследования источника является интерпретация (истолкование) его текста. Она связана с раскрытием истинного смысла тех понятий, словесных выражений, которые есть в источнике. Интерпретация источника учитывает конкретно-исторические изменения понятий, тот индивидуальный смысл, который мог вкладывать составитель в отдельные слова и выражения, неадекватность застывших формул документа реально существовавшим отношениям, использование иносказаний, неточное и неправильное употребление понятий в тексте и пр. Правильное истолкование отдельных частей источника и в целом источника возможно лишь на основе всестороннего знания и учета конкретно-исторической ситуации его возникновения
Следующий этап работы с источником требует изучения содержания источника и установления его соответствия исторической действительности. Каждый письменный источник содержит факты, характеризующие определенные события, явления. Историку необходимо знать, насколько полно в этих материалах выражается как фактическая сторона, так и суть этих событий. Следовательно, при анализе источника нужно обращать внимание на полноту имеющихся в нем сведений % и степень их точности и достоверности.
Источник выражает интересы определенного круга людей, определенной социальной среды. Полнота, точность, достоверность передачи событий кроме классовой направленности во многом определяются осведомленностью авторов, его методикой и техникой выявления, сбора и обработки конкретно-исторических сведений и т. д. Поэтому нужно установить источник информации автора (является ли он участником, очевидцем события или передает факт по рассказам), его личную и общественную заинтересованность в характере фиксации и в толковании фактов, влияние на него условий создания источника (служебное и общественное положение), его способность наблюдать и истолковывать факты.
Вопросы, рассмотренные выше, дают самое общее представление об основных путях, направлениях, этапах и содержании научной критики письменных источников. При исследовании отдельных конкретных видов и категорий источников очередность, содержание работы могут несколько меняться в зависимости от их особенностей и конкретных целей исторического исследования. Эволюция- источников и особенно их коренные изменения, вызванные сменой социально-экономических формаций, также вносят определенные изменения в задачи и характер источниковедческого анализа.
Источниковедческая критика источников является предпосылкой выработки методов обработки и последующего анализа содержащихся в них данных. Только всесторонний критический разбор источника может обеспечить выявление его научно значимой информации и помочь исследователю в выборе методов ее обработки для создания системы исторических фактов, раскрывающих внутреннюю сущность изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязь и тенденции развития. Выбор методов исследования диктуется, однако, не только характером используемого источника и содержащихся в нем данных, но и поставленной исследовательской задачей, т. е. самой конкретно-исторической проблемой. Следует напомнить, что развитие науки совершается в значительной степени благодаря разработке более совершенных приемов и методов интерпретации источников, а также обработки их данных. Например, применение количественных, математических методов как на стадии критики источников, так и при систематизации, обработке и анализе содержащихся в них данных обеспечивает возможность выявления новой информации и расширение круга используемых источников, углубляет их анализ.
На всех стадиях работы исследователя с источником существует органическое единство методологии, методики и техники исследования, которые представляют собой тесно взаимосвязанную, единую цепь.
Определяющая роль в этой цепи принадлежит методологии. Методология определяет принципы и пути, способы и приемы познания, практическая реализация которых невозможна без определенных правил и процедур. Разработка их есть предмет методики. Методология является учением о методе, т. е. это его теория. Методология источниковедения содержит обоснование приемов познания источников, которые вытекают из общей теории исторического процесса. В силу этого нельзя рассматривать изолированно исторические концепции и источниковедческие приемы отдельных авторов. Техника исследования включает применение и использование в работе с источниками прикладных знаний,, суммы определенных навыков технического порядка. Их автономность от методологии источниковедения относительна и ограниченна; она исчезает, как только встает вопрос о целях исследования.
Коренное отличие советского источниковедения от буржуазного, качественное изменение его методики обусловлено отходом от формально-логических по своей природе принципов в источниковедческом анализе к разработке методики их изучения, пронизанной принципами партийности и историзма. Марксистская теория познания превратила комплекс отдельных приемов источниковедения в научную систему, устанавливающую взаимосвязь между источником и тем обществом, в котором последний возник, дающую историку возможность теоретически осмыслить и понять, как отражена в источнике действительность.
Глава 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|