Сделай Сам Свою Работу на 5

Инструкция к методике для определения





Психологического возраста

 

1. Представьте себе ситуацию, в которой Вы неожи­данно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, неверен, причем не известно, в какую сторо­ну произошла ошибка - моложе Вы в самом деле или старше. Представив себя в подобной ситуации, постарай­тесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего воз­раста) ответить на вопрос: сколько Вам лет в действи­тельности?

2. Если все событийное содержание Вашей жизни (прошлого, настоящего, будущего) условно принять за 100 %, то какой процент этого содержания реализован Ва­ми к сегодняшнему дню?

3. Представьте себе мысленно всю свою жизнь -прошлое, настоящее, будущее. Как Вы думаете, до какого возраста Вы доживете? Дайте более или менее реали­стичную оценку.

4. В представленной ниже таблице обведите круж­ком число, соответствующее этому возрасту (с точностью до 5 лет).

5. Теперь с помощью этой таблицы попытайтесь оце­нить каждое пятилетие Вашей жизни по степени насы­щенности важными для Вас событиями. Событиями мо­гут быть какие-либо изменения в природе и обществе, в Вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, пережива­ниях), в состоянии Вашего здоровья, в Ваших действиях и поступках - в семье, в профессиональной деятельности, в общении и т. д. Исходя из такого понимания слова «событие» оцените сначала насыщенность первого пяти­летия (до 5 лет). Свою оценку отметьте знаком X в соот­ветствующей клетке таблицы, учитывая, что: 10 баллов -максимальная степень насыщенности, 1 балл - минимальная степень насыщенности. Оцените также насы­щенность событиями каждого из оставшихся пятилетий (как прошлых, так и будущих, вплоть до отмеченного Вами возраста).



 

Таблица пятилетних интервалов

Годы жизни Степень насыщенности значимыми событиями (в баллах)
   
До 5 лет                    
6-10                    
11 -15                    
16-20                    
21-25                    
26-30                    
31-35                    
36-40                    
41 -45                    
46-50                    
51-55                    
56-60                    
61-65                    
66-70                    
71-75                    
76-80                    
и т. д.                    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



 

Анкета «Смысл педагогической профессии»

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваше мнение поможет в изучении факторов личностной устойчивости людей, выбравших профессию педагога и остающихся в ней, несмотря на социальные и экономические проблемы.

Ответы могут быть краткими или более развернутыми.

Заранее благодарим за помощь в углубленном изучении этой проблемы.

1. В чем, по Вашему мнению, заключается главный смысл (ы) педагогической профессии?

2. Какое значение имеет этот смысл (ы) для современ­ного педагога?

3. Как изменяется смысл деятельности педагога с воз­растом, опытом? В каком направлении?

4. Произошли ли у Вас изменения в понимании смыс­ла профессии в последние годы? С чем это связано?



5. Что, по Вашему мнению, влияет на обретение смыс­ла в профессии педагога? Расставьте номера в порядке зна­чимости:

а) пример авторитетных ученых, «блестящих» лек­торов;

б) пример наставников, любимых студентами (уче­никами);

в) общение с коллегами, родственными «по духу»;

г) общение с собственными детьми;

д) общение со студентами (учениками);

е) общение с талантливыми, здравомыслящими, само­отверженными учителями;

ж) чтение литературы (желательно назвать произве­дения, побудившие к анализу смысла профессии);

з) собственный жизненный опыт;

и) собственные выводы, размышления, исследования;

к) Ваши творческие достижения, усилия в повыше­нии квалификации;

л) ...

6. Какие чувства Вы испытали (испытываете) при об­ретении новых смыслов или утверждении в старых?

а) достижение равновесия, уверенности;

б) удовольствие, повышение настроения;

в) удовлетворение от приближения к истине;

г) облегчение в связи с переоценкой ценностей.

7. Можете ли Вы сформулировать смысл собственной профессиональной деятельности?

Укажите, пожалуйста,

Ваш пол ___________ возраст___________

педагогический стаж ____________________

Год прибытия из страны ближнего зарубежья

(Анкета подписывается по желанию)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Карта педагогической технологии

Критерии педагогической деятельности по ее компонентам Критерии выражены
        ярко умеренно слабо
I. Проектировочно-конструктивный компонент
Ориентация применяемых методов и средств обучения на определенные теории (концеп­ции): проблемное обучение, формирование обобщенного мышления, теория поэтапного формирования умственных действий, инте­рактивное обучение и т. д.      
Достижение развивающих целей обучения: развитие произвольности познавательных процессов, речи, осмысленности запомина­ния, обобщенности и самостоятельности мышления, творческого воображения и т. д.      
Формирование положительной мотивации учения (целеполагание, стимулирование, способы развития интереса)      
Дифференциация и индивидуализация в обу­чении; создание условий самопознания н са­мовыражения детей для последующей само­реализации личности      
II. Организационный компонент
Организация среды урока (гигиенические условия, ТСО, сенсорная культура, про­странственное размещение)      
Управление вниманием учащихся на различ­ных этапах урока      
Чередование видов деятельности (учение, игра, самостоятельная работа)      
Сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности      
III. Коммуникативный компонент
А. Информационная функция
Содержательность материала урока, его ак­туальность, связь с повседневной жизнью      
Сочетание монолога, диалога, полилога      
Культура речи педагога      
Выразительность речи педагога и владение приемами невербальной коммуникации (жесты, мимика, выразительные движения)      
Б. Регулятивная функция
Мобилизация волевых усилий учащихся ме­тодами убеждения и внушения      
Развитие альтруизма (побуждение учащихся к внимательному отношению к партнеру)      
Ориентация на возрастные потребности де­тей (в активности, самостоятельности, само­уважении)      
Регулирование межличностных отношений в группе (самооценки и статуса детей, влия­ние на группу через лидеров)      
В. Аффективная функция
Актуализация отношений к различным сто­ронам действительности (развитие эмоцио­нальной сферы личности)      
Создание благоприятного микроклимата на уроке      
Формирование положительной «Я-концепции» у учащихся      
Развитие эмпатии: создание ситуаций, пред­полагающих сопереживание, сочувствие и соучастие      
IV. Гностический компонент
Актуализация современных научных знаний в предмете и методике его преподавания      
Разработка новых педагогических технологий      
Владение технологией исследовательского подхода      
Результативность деятельности педагога в целостном положительном воздействии на интеллектуальную, волевую и эмоциональ­но-нравственную сферы личности ребенка      

 

 

Список литературы

1. Абульханова К. А. О субъекте психической дея­тельности. - М., 1973. 288 с.

2. Абульханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психол. журн., 1999. Т. 20. N° 5. С. 5-14.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М: Мысль, 1991. 299 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психо­логия личности. - М., 1980. 334 с.

5. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человече­ской жизни. - М: Мысль, 1977.

6. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека) // Пси­хология личности в условиях социальных изменений. - М.: ИП РАН, 1993. С. 7-21.

7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирова­ния и развития личности. - М.: Наука, 1981. С. 19-44.

8. Абульханова-Славская К. А. Проблема определе­ния субъекта в психологии // Субъект действия, взаимо­действия, познания. - М., 2001. С. 36-52.

9. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышле­ние личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн., 1994. Т. 12. № 4. С. 39-55.

10. Агавелян В. С, Агавелян Р. О. Особенности изме­нения стиля мышления от предпочтительности психиче­ского состояния педагога. // Логика социокультурной эволюции. - Новосибирск, 1998.

11. Адлер А. Практика и теория индивидуальной пси­хологии. - М., 1993.

12.Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. - М.: По­литиздат, 1989. 335 с.

13. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологи­ческие предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол., 1988. № 5.

14. Аминов Н. А., Аверина И. С, Аршавина Л. И. Экс­пресс-диагностика профессиональной пригодности к пе­дагогической деятельности // Психологические пробле­мы профориентации учащихся. - Челябинск, 1990.

15. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.; Просвещение, 1988. 208 с.

16. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.

17. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

18. Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследо­вание общения // Общение и деятельность. - Прага, 1981.

19. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Ас­пект пресс, 1998.

20. Анисимова О. М. Самооценка в структуре лично­сти студента. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984. 22 с.

21. Анисимова Р. А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Сов. педагогика, 1990. № 2. С. 35-39.

22. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979.454 с.

23. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1982. С. 3-18.

24. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники»' ее бытия // Пси­хол. журн., 1993. Т. 14. № 2.

25. Анцыферова Л. И. Способности личности к пре­одолению деформаций своего развития // Психол. журн., 1999. Т. 20. №1.

26. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Ру­бинштейна «Человек и мир» // Вопр. филос, 1993. № 5. С. 130-160.

27. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъектив­ной семантики. - М., 1999.

28. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия по­ведения // Психол. журн., 1981. Мв 6. С. 28-37.

29. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1980.

30. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис.... в виде научн. докл. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. - М.,1996.

31. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психоло­гия и конструирование миров. - М., 1996. 768 с.

32. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

33. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., 1980.

34. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А, Эткинд А.М. Оп­росник уровня субъективного контроля (УСК). - М.: Смысл, 1993.

35. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целост­ной индивидуальности. - М.: Изд-во ИП РАН, 1998.

36. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. № 1. С. 92-99.

37. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчест­ва. - СПб.: РХГИ, 1997.

38. Бахарева Н. В. Социально-психологическое изу­чение национальных особенностей // Социальная психо­логия. - Л., 1979.

39. Бекешина И. Э. Смысл жизни и нравственная са­мореализация // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 133-148.

40. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Про­гресс, 1986. 421 с.

41. Бернштейн М. С. Психология научного творчест­ва // Вопр. психол., 1965. № 3. С. 156-164.

42. Библер В. С. От наукоучения - к логике культу­ры. - М.: Политиздат, 1991.

43. Блонский П. П. Избранные психологические про­изведения. - М.: Просвещение, 1961. 705 с.

44. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. - М., 1983.

45. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М: Педагогика, 1978. -С. 168-179.

46. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дет­ском возрасте. - М, 1968. 290 с.

47. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ, 1988. №1. С. 23-41.

48. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ, 1990. № 2 С. 24-38.

49. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. 301 с.

50. Братусь Б. С. Аномалии развития личности. Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1989.

51. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ, 1980. № 2. С. 3-12.

52. Братусь Б. С. К проблеме человека в психоло­гии // Вопр. психол., 1997. № 5. С. 3-19.

53. Братусь Б. С. Место человека в истории отечест­венной психологии // Начала христианской психоло­гии. - М., 1995. 236 с.

54. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психол., 1990. № 6. С. 9-17.

55. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. - М.: Знание, 1977. 64 с.

56. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психоло­гической науке // Психол. журн., 1991. Т. 12. № 6. С. 3-И; 1992. Т. 13. № 6. С. 3-12.

57. Брушлинский А. В. Психология мышления и ки­бернетика. - М.: Мысль, 1970. 191 с.

58. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., 1996.

59. Вайзер Г. А. Профессионал: смысл жизни и ак-ме // Общество и безопасность, 2001. № 1. С. 78-79.

60. Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психол. журн., 1998. Т. 19. № 5. С. 3-19.

61. Васильев И. А., Хусаинова Н. Р. К вопросу о лич­ностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестник МГУ, 1989. № 3. С. 33-41.

62. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

63. Великие мыслители Запада. - М.: Крон-Пресс, 1998. 800 с.

64. Вершловский С. Г Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М., 1987.

65. Вилюнас В. К. Психологические механизмы моти­вации человека. - М,: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.

66. Виткин Дж. Мужчина и стресс. / Пер. с англ. - СПб., 1995.

67. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Пе­дагогика, 1987.

68. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

69. Вяткин Б. А. Стиль активности как фактор разви­тия интегральной индивидуальности // Интегральное ис­следование индивидуальности. - Пермь, 1992. С. 36-55.

70. Галкина О. А. Об изучении профессий в свете пси­хологии труда // Вопросы психологии труда и профессио­нального обучения. Вып. 13 - Л., 1969. С. 3-32.

71. ГамезоМ. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Ор­лова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Ноосфера, 1999. 272 с.

72. Головаха Е. И. Формирование и развитие жизнен­ной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 225-236.

73. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев, 1984. 206 с.

74. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. - М.: Просве­щение, 1965- 260 с.

75. Горелова Г. Г. Личность и профессия (Профессио­нально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса). / Под ред. М. В. Гамезо, Е. А. Климова, Ю. К. Стрелкова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. 402 с.

76. Горелова Г. Г. Понятие адаптации в психологии // Проблемы гармонизации мироотношения. - Челябинск: Изд-во Челяб. гуманитарного ин-та, 2001. С. 147-151.

77. Горелова Г. Г. Кризис зрелости и проблема профес­сионально-личностной реадаптации // Проблема гармо­низации мироотношения. - Челябинск: Изд-во Челяб. гу­манитарного ин-та, 2001. С. 152-158.

78. Горелова Г. Г. Гуманистическая психология как ме­тодологическая основа деятельности психологического центра в педагогическом университете // Вестник Челя­бинского гос. пед. ун-та. Серия 3. - Челябинск: Изд-во Че­ляб. гос. пед. ун-та, 1998. С. 109-113.

79. Горелова Г. Г. Ценностное переживание и мотив генеративности в структуре личности преподавателя // Методика вузовского преподавания. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 31-35.

80. Горелова Г. Г., Степанов В. А. Интегральная само­оценка личности учителя // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, 2000. С. 50-59.

81. Горелова Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика, 2002. № 6. С. 61-66.

82. Гриценко В. В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зару­бежья в России // Психол. журн., 2000. Т. 21. Мв 1. С. 78-86.

83. Гриценко В. В. Особенности менталитета вынуж­денных русских мигрантов из стран Средней Азии и Казахстана // Российское самосознание: психология, культура, политика. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. С. 272-275.

84. Губанов О. Й. Школы, которые мы не выбираем // Энергия понимания. - СПб., 1989.

85. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обуче­ния. - М.: Педагогика, 1986.

86. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории мате­риалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. С. 56-88.

87. Джидарьян И. А. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития лич­ности. - М., 1981.

88. Донцов А. И. Психология коллектива. Методоло­гические проблемы исследования. - М., 1984.

89. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция соци­альных представлений в современной французской психологии // Вопр. психол., 1984. Хз 1.

90. Донченко Е. А. Внутреннее психологическое про­тиворечие как регулятор жизни личности // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 148-170.

91. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: кон­фликт и гармония. - Киев, 1987.

92. ДорфманЛ. Я. Метаиндивидуальный мир. - М.: Смысл, 1993.

93. Дробижева Л. М. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности // Социологи­ческие исследования, 1982. № 4.

94. Егорова М. С, МарютинаТ. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопр. психол., 1992. № 5.

95. Емельянов К). Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. - Л., 1983.

96. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Проблема диагно­стики социально-перцептивной компетентности в педаго­гическом общении // Активные методы обучения педаго­гическому общению и его оптимизация. - М., 1983.

97. Залевский Г. В., Фадеева Л. Н. Штрихи к социаль­но-психологическому портрету людей зрелого возраста в современных условиях // Сибирский психол. журн. Вып. 7. - Томск, 1998. С. 58-60.

98. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление лично­сти инженера-педагога. - Свердловск, 1988.

99. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессио­нального становления личности // Психол. журн., 1997. Т. 18. № 6. С 35-44.

100. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психо­логии аномального развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

101. Зинченко В. П. Живое знание. - Самара, 1998.

102. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. - М., 1997. 334 с.

103. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек разви­вающийся. Очерки российской психологии. - М-.: Тривола, 1994.

104. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологиче­ские вопросы психологии. - М„ 1983.

105. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.144 с.

106. Иванов В. П. Человеческая деятельность - по­знание - искусство. - Киев: Наук, думка, 1977. 251 с.

107. Иванова Е. М. Основы психологического изуче­ния профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.

108. Изард К. Психология эмоций. - СПб., 1999.

109. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: По­литиздат, 1991.

110. Ильин Е. П. Стиль деятельности. Новые подхо­ды и аспекты // Вопр. психол., 1988. № 6. С. 85-93.

111. Имедадзе И. В. Ситуативное развитие мотива­ции и установка // Вопр. психол., 1989. № 2.

112. Кабаченко Т. С. Психология управления. - М.: Пед. общ-во России, 2000.

113. Каган М. С. Человеческая деятельность. - М„ 1974.

114. Кайлаков И. Цивилизация и адаптация. - М„ 1984.

115. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. - М., 1990.

116. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом об­щении. - М.: Просвещение, 1987.190 с.

117. Киселева О. А., Недашковская М. А. Жизненный путь как процесс самореализации личности // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 118-133.

118. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 199 с.

119. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельно­сти в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во КГУ, 1969. 278 с.

120. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профес­сиях. - М, 1995.

121. Климов Е. А. Психология профессионального са­моопределения. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 428-435.

122. Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979. 30 с.

123. Козелицкий Ю. Человек многомерный. Психо­логические эссе. - Киев, 1991.

124. Кокурина И. Г. Социально-психологические ас­пекты мотивации трудовой деятельности. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985.

125. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педа­гогического труда. - Новосибирск, 1985.

126. Колобова Е. Ф. Личностные детерминанты ког­нитивно-аффективных отношений. Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1992.

127. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосоз­нание. - М., 1984.

128. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.

129. Конопкин О. А. Психологические проблемы ре­гуляции деятельности. - М., 1980.

130. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. -М., 1969. С. 118-152.

131. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. -М, 1977.

132. КрайгГ. Психология развития. / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2000.

133. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

134. Крипнер С, де Карвало Р. Проблема метода в гу­манистической психологии // Психол. журн., 1993. Т. 14. №2. С. 113-126.

135. Кричевский Р. Л. Психологические основы руко­водства и лидерства в первичном коллективе. Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1985.

136. КроникА. А„ Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психол. журн., 1983. № 5. С. 57-65.

137. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Пси­хология личности и образ жизни. - М., 1987. С. 209-217.

138. Крупская Н. К. Пед. соч. В 6-ти т. Т. 5. - М., 1980. С. 373-374.

139. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968.431 с.

140. Крымская М. Л. Климактерический период. - М., 1988.

141. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагоги­ческой деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 113 с.

142. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учите­ля. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 182 с.

143. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психо­диагностики. - Л.: Медицина, 1984. 216 с.

144. Кулюткин Ю. Н. Психологическая природа дея­тельности педагога // Творческая направленность дея­тельности педагога. - Л., 1988.

145. ЛазурскиЙ А. Ф. Классификация личностей. - Л., 1924.290 с.

146. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора: соци­ально-психологический анализ. - М.: Изд-во ИЭА РАН, 1997.

147. Лебедева Н. М. «Синдром навязанной идентич­ности» и способы его преодоления // Этническая психо­логия и общество. - М.: Старый сад, 1997, С. 3-28.

148. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психол. журн., 1999. Т. 20. № 3. С. 48-58.

149. Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. -М, 1930.

150. Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М., 1984.

151. Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М, 1983.

152. Левитов Н. Д., Прозоров Г. С, Соколов М. П., Чугуев Т. К. Вопросы изучения учителя. - М.: Учпедгиз, 1935. 215 с.

153. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональ­ных состояний человека. - М: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.

154. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Лич­ность. - М., 1975.

155. Леонтьев А. Н. Образ мира // А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. -М., 1983.

156. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1972. 284 с.

157. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. -М.: Смысл, 1997.64 с.

158. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, обще­ние, взаимодействие // Вестник высш. шк., 1989. № 11. С 39-45.

159. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психол., 1987. № 3.

160. Логинова Н. Н. Развитие личности и ее жизнен­ный путь // Принцип развития в психологии. - М., 1978. С. 156-172.

161. Логинова Н. Н. Шарлотта Бюллер - представи­тель гуманистической психологии // Вопр. психол., 1980. № 1.

162. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. 444 с.

163. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М., 1996.447 с.

164. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.127 с.

165. Лысенко В. М. Деятельностный аспект социаль­ного фактора в биосоциальной адаптации // Деятель­ность: философский и психологический аспекты. - Сим­ферополь, 1988.

166. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980.

167. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация лично­сти. - М., 1998.

168. Магун В. С. Потребности и психология социаль­ной деятельности личности. - Л., 1983. 176 с.

169. МазурЕ. С. Проблема смысловой регуляции в свете идейЛ. С. Выготского // Вестник МГУ, 1983. М° 1. С. 31-40.

170. Макаренко А. С. Избранные педагогические со­чинения. / Под ред. И. К. Каирова и др. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1977. 397 с.

171. Макарьян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. 284 с.

172. Максимове. В. Методиках Лири в исследова­нии представлений человека о себе и о других // Методы исследования межличностного восприятия. - М., 1984.

173. Мамардашвили М. К. Как я понимаю филосо­фию. - М.: Прогресс, 1992.

174. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швы-рев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. - М.: Наука, 1972.

175. Маркарьян Т. К. Источники предварительной подготовки в связи с проблемой учителя // Подготовка дошкольных работников / Под ред. 3. К. Столица. - Орел, 1923. 264 с.

176. Марков Б. В. Философская антропология. -СПб., 1997. 384 с.

177. Маркова А. К., НиконоваА. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учите­ля // Вопр. психол., 1987. С. 40-48.

178. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 7-544.

179. МартынюкЕ. И. Рефлексия как способ саморе­гуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферо­поль, 1988. С. 28-30.

180. МаслоуА. Дальние пределы человеческой пси­хики. - СПб.: Евразия, 1997.

181. МатейкоА. Условия творческого труда. / Пер. с польск. - М.: Мир, 1970. 300 с.

182. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследова­ния индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. 254 с.

183. Мерлин В. С. Взаимосвязь развития индивиду­альности и развития коллектива как фактор стабильности кадров // Прикладные проблемы социальной психоло­гии. - М„ 1983.

184. Миграция и новые диаспоры в постсоветских го­сударствах / Отв. ред. В. А. Тишков. - М.: ИЭА РАН, 1996.

185. Мид М. Духовная атмосфера и наука об эволю­ции // Культура и мир детства. - М., 1988.

186. Митина Л. М. Смысл жизни, судьба, личная от­ветственность // Вопр. психол., 1998. № 1. С. 142-143.

187. Митина Л. М. Формирование профессионально­го самосознания учителя // Вопр. психол., 1990. № 3. С. 58-64.

188. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и само­сознание индивида. - М.: Наука, 1990.

189. Морсанова В. И. Индивидуальный стиль саморе­гуляции. - М.: Наука, 1998.

190. Морфология человека / Под ред. Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова. - М., 1990.

191. Московичи С. Социальные представления: исто­рический взгляд // Психол. журн., 1995. М° 1. С. 3—18; № 2. С. 3-14.

192. МудрикА. В. Общение как фактор воспитания школьников. Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Л., 1981.

193. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983.

194. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психол. журн., 1999. Т. 20. № 4. С. 26-33.

195. Мулдашева А. Б. Особенности изменения Я-кон-цепции в казахской культуре // Этническая психология и общество /Под ред. Н. М. Лебедевой. - М.: Старый сад, 1997. С. 360-361.

196. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М., 1995.

197. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического прогресса. - М., 1996.

198. Назаретян А. П. Психология предкризисного со­циального развития: исторический опыт и современ­ность // Психол. журн., 2000. Т. 21. № 1. С. 39-49.

199. Назаретян А. П. Совесть в пространстве культур­но-исторического бытия // Общественные науки и совре­менность, 1994. № 5.

200. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. - М.: Наука, 1970. 206 с.

201. Николов Л. Структуры человеческой деятельно­сти. - М., 1984.

202. Носкова О. Г. История психологии труда в Рос­сии. 1917-1957 гг. - М., 1997.

203. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. - М., 1975. С. 15-110.

204. НьюкомТ. Исследование согласия // Социоло­гия сегодня: Проблемы и перспективы. - М., 1965.

205. Обез О. Ф. Информационный аспект проблемы психической саморегуляции. - Симферополь: Изд-во СГУ, 1993.27 с.

206. Обуховский К. Психологическая теория строе­ния и развития личности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. С. 45-66.

207. Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодале-ва, В. В. Столина. - М., 1987. 304 с.

208. Общение и деятельность / Под ред. Г. М. Андрее­вой, Я. Яноушека. - Прага, 1981.

209. Огнев А. С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. - Воронеж, 1997.

210. Оконешникова А. П. Стереотипы представления о людях другой этнической группы // Личность в системе общественных отношений. - М., 1983.

211.Опыт исследования образа жизни учительства. -Свердловск, 1988. 40 с.

212. Орлов А. Б. Психология личности и сущности че­ловека: парадигмы, проекции, практика. - М.: Логос, 1995.

213. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуально­сти. - М., 1991.

214. Осницкий А. К., Жуйков Ю. С. Подготовка меха­низмов произвольной регуляции в деятельности педаго­га // Творчество и педагогика. - М., 1988.

215. Павленко В. Н., КоржН. Н. Трансформации со­циальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психол. журн., 1998. Т. 19. № 1. С. 75-88.

216. Павлов И. П. Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1, 2. - М.-Л., 1951.

217. Панкин А. И. Психологические иссл проявлений эмоциональной идентификации лр коллективе. Автореф. дис. ... канд. психол М., 1975.

218. Парняков А. В., Журавкова М. В., Бурс Невротизация педагогов и нравственное благопо щества. Тез. докл. Междунар. науч. конф. - Арх Соловки, 1992. С. 47-48.

219. ПашуковаТ. И. Экспериментальная исследования способности к децентрации // М< следования межличностного восприятия; - М., 1

220. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации обыденном сознании. - М., 1983.

221. Петренко В. Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. Вопр. психол., 1982. № 5.

222. Петровская Л. А. Компетентность в общении М., 1982.

223. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. -М, 1982.

224. Петровский А. В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности // Вопр. психологии1975 № 2.

225. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

226. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. Психол., 1984, №4

227 Петровский А. В., Петровский, В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. Философ., 1981, №3

228. ПетровскийА.В, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1988, 528с.

229. Петровский В. А. Личность в психологии. - Рос­тов-на-Дону: Феникс, 1996.

230. Петровский В. А. К пониманию личности в пси­хологии // Вопр. психол., 1981. № 2.

231. Поливанова К. Н. Психологический анализ кри­зисов возрастного развития // Вопр. психол., 1994. № 1. С. 61-69.

232. Померанц Г. С. Опыт философии солидарно­сти // Вопр. филос, 1991. № 3.

233. Пономарев Я. А. Психология творчества и педа­гогика. - М.: Педагогика, 1976. 280 с.

234. Пономарев Я. А. Роль непосредственного обще­ния в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. - М., 1981.

235. Пономаренко В. А. Размышления о школе // Вопр. психол., 1991. № 2. С. 5-14.

236. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репер­туарных решеток в экспериментальной психологии лич­ности // Вопр. психол., 1984. № 3.

237. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. - М., 1981.

238. Прохоров А. О. Психические состояния и их про­явление в учебном процессе. - Казань, 1991.

239. Прохоров А. О. Функциональные структуры -психические состояния //Психол. журн., 1996. № 3.

240. Пряжникова Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических ву­зов // Вопр. психол., 1994. № 6. С. 64-73.

241. Психология личности. Тесты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М., 1982.

242. Психология учителя. Тез. докл. к 7-му съезду Об­щества психологов СССР. - М., 1989.

243. Пузырей А. А. Культурно-историческая тео­рия Л. С. Выготского и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

244. Пушкин В. Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Госкомиздат, 1967. 271 с.

245. Рибо Т. Опыт исследования творческого вообра­жения. -СПб., 1901. 232 с.

246. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, 1990. №2.

247. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. - М: Изд-во РОУ, 1994.

248. Российский менталитет: вопросы психологиче­ской теории и практики. - М.: ИП РАН, 1997.

249. Рошка А. Развитие гибкости и творческого мыш­ления // Вопр. психол., 1966. № 4. С. 26-31.

250. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. - М.-

Л„ 1927.

251. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957.

252. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М. Учпедгиз, 1946.

253. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психоло­гии. - М., 1973. 704 с.

254. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М: Наука, 1997.

255. Русские в новом зарубежье. Программа этносо-циологического исследования / Отв. ред. С. С. Савоскул. - М: ИЭА РАН, 1994.

256. Рыбников Н. А. Психология и выбор профес­сий. - М., 1919.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.