Инструкция к методике для определения
Психологического возраста
1. Представьте себе ситуацию, в которой Вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, неверен, причем не известно, в какую сторону произошла ошибка - моложе Вы в самом деле или старше. Представив себя в подобной ситуации, постарайтесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: сколько Вам лет в действительности?
2. Если все событийное содержание Вашей жизни (прошлого, настоящего, будущего) условно принять за 100 %, то какой процент этого содержания реализован Вами к сегодняшнему дню?
3. Представьте себе мысленно всю свою жизнь -прошлое, настоящее, будущее. Как Вы думаете, до какого возраста Вы доживете? Дайте более или менее реалистичную оценку.
4. В представленной ниже таблице обведите кружком число, соответствующее этому возрасту (с точностью до 5 лет).
5. Теперь с помощью этой таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие Вашей жизни по степени насыщенности важными для Вас событиями. Событиями могут быть какие-либо изменения в природе и обществе, в Вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии Вашего здоровья, в Ваших действиях и поступках - в семье, в профессиональной деятельности, в общении и т. д. Исходя из такого понимания слова «событие» оцените сначала насыщенность первого пятилетия (до 5 лет). Свою оценку отметьте знаком X в соответствующей клетке таблицы, учитывая, что: 10 баллов -максимальная степень насыщенности, 1 балл - минимальная степень насыщенности. Оцените также насыщенность событиями каждого из оставшихся пятилетий (как прошлых, так и будущих, вплоть до отмеченного Вами возраста).
Таблица пятилетних интервалов
Годы жизни
| Степень насыщенности значимыми событиями
(в баллах)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| До 5 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6-10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 -15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16-20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21-25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26-30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31-35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 36-40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 41 -45
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 46-50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 51-55
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 56-60
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 61-65
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 66-70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 71-75
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 76-80
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета «Смысл педагогической профессии»
Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваше мнение поможет в изучении факторов личностной устойчивости людей, выбравших профессию педагога и остающихся в ней, несмотря на социальные и экономические проблемы.
Ответы могут быть краткими или более развернутыми.
Заранее благодарим за помощь в углубленном изучении этой проблемы.
1. В чем, по Вашему мнению, заключается главный смысл (ы) педагогической профессии?
2. Какое значение имеет этот смысл (ы) для современного педагога?
3. Как изменяется смысл деятельности педагога с возрастом, опытом? В каком направлении?
4. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла профессии в последние годы? С чем это связано?
5. Что, по Вашему мнению, влияет на обретение смысла в профессии педагога? Расставьте номера в порядке значимости:
а) пример авторитетных ученых, «блестящих» лекторов;
б) пример наставников, любимых студентами (учениками);
в) общение с коллегами, родственными «по духу»;
г) общение с собственными детьми;
д) общение со студентами (учениками);
е) общение с талантливыми, здравомыслящими, самоотверженными учителями;
ж) чтение литературы (желательно назвать произведения, побудившие к анализу смысла профессии);
з) собственный жизненный опыт;
и) собственные выводы, размышления, исследования;
к) Ваши творческие достижения, усилия в повышении квалификации;
л) ...
6. Какие чувства Вы испытали (испытываете) при обретении новых смыслов или утверждении в старых?
а) достижение равновесия, уверенности;
б) удовольствие, повышение настроения;
в) удовлетворение от приближения к истине;
г) облегчение в связи с переоценкой ценностей.
7. Можете ли Вы сформулировать смысл собственной профессиональной деятельности?
Укажите, пожалуйста,
Ваш пол ___________ возраст___________
педагогический стаж ____________________
Год прибытия из страны ближнего зарубежья
(Анкета подписывается по желанию)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карта педагогической технологии
№
| Критерии педагогической деятельности по ее компонентам
| Критерии выражены
|
|
| ярко умеренно
| слабо
| I. Проектировочно-конструктивный компонент
|
| Ориентация применяемых методов и средств обучения на определенные теории (концепции): проблемное обучение, формирование обобщенного мышления, теория поэтапного формирования умственных действий, интерактивное обучение и т. д.
|
|
|
|
| Достижение развивающих целей обучения: развитие произвольности познавательных процессов, речи, осмысленности запоминания, обобщенности и самостоятельности мышления, творческого воображения и т. д.
|
|
|
|
| Формирование положительной мотивации учения (целеполагание, стимулирование, способы развития интереса)
|
|
|
|
| Дифференциация и индивидуализация в обучении; создание условий самопознания н самовыражения детей для последующей самореализации личности
|
|
|
| II. Организационный компонент
|
| Организация среды урока (гигиенические условия, ТСО, сенсорная культура, пространственное размещение)
|
|
|
|
| Управление вниманием учащихся на различных этапах урока
|
|
|
|
| Чередование видов деятельности (учение, игра, самостоятельная работа)
|
|
|
|
| Сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности
|
|
|
| III. Коммуникативный компонент
| А. Информационная функция
|
| Содержательность материала урока, его актуальность, связь с повседневной жизнью
|
|
|
|
| Сочетание монолога, диалога, полилога
|
|
|
|
| Культура речи педагога
|
|
|
|
| Выразительность речи педагога и владение приемами невербальной коммуникации (жесты, мимика, выразительные движения)
|
|
|
| Б. Регулятивная функция
|
| Мобилизация волевых усилий учащихся методами убеждения и внушения
|
|
|
|
| Развитие альтруизма (побуждение учащихся к внимательному отношению к партнеру)
|
|
|
|
| Ориентация на возрастные потребности детей (в активности, самостоятельности, самоуважении)
|
|
|
|
| Регулирование межличностных отношений в группе (самооценки и статуса детей, влияние на группу через лидеров)
|
|
|
| В. Аффективная функция
|
| Актуализация отношений к различным сторонам действительности (развитие эмоциональной сферы личности)
|
|
|
|
| Создание благоприятного микроклимата на уроке
|
|
|
|
| Формирование положительной «Я-концепции» у учащихся
|
|
|
|
| Развитие эмпатии: создание ситуаций, предполагающих сопереживание, сочувствие и
соучастие
|
|
|
| IV. Гностический компонент
|
| Актуализация современных научных знаний в предмете и методике его преподавания
|
|
|
|
| Разработка новых педагогических технологий
|
|
|
|
| Владение технологией исследовательского подхода
|
|
|
|
| Результативность деятельности педагога в целостном положительном воздействии на интеллектуальную, волевую и эмоционально-нравственную сферы личности ребенка
|
|
|
|
Список литературы
1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973. 288 с.
2. Абульханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психол. журн., 1999. Т. 20. N° 5. С. 5-14.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М: Мысль, 1991. 299 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. 334 с.
5. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. - М: Мысль, 1977.
6. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека) // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: ИП РАН, 1993. С. 7-21.
7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. С. 19-44.
8. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. - М., 2001. С. 36-52.
9. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн., 1994. Т. 12. № 4. С. 39-55.
10. Агавелян В. С, Агавелян Р. О. Особенности изменения стиля мышления от предпочтительности психического состояния педагога. // Логика социокультурной эволюции. - Новосибирск, 1998.
11. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
12.Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. 335 с.
13. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол., 1988. № 5.
14. Аминов Н. А., Аверина И. С, Аршавина Л. И. Экспресс-диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности // Психологические проблемы профориентации учащихся. - Челябинск, 1990.
15. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.; Просвещение, 1988. 208 с.
16. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.
17. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
18. Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. - Прага, 1981.
19. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998.
20. Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984. 22 с.
21. Анисимова Р. А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Сов. педагогика, 1990. № 2. С. 35-39.
22. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979.454 с.
23. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1982. С. 3-18.
24. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники»' ее бытия // Психол. журн., 1993. Т. 14. № 2.
25. Анцыферова Л. И. Способности личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн., 1999. Т. 20. №1.
26. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр. филос, 1993. № 5. С. 130-160.
27. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999.
28. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психол. журн., 1981. Мв 6. С. 28-37.
29. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1980.
30. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис.... в виде научн. докл. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. - М.,1996.
31. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996. 768 с.
32. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
33. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., 1980.
34. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А, Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). - М.: Смысл, 1993.
35. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. - М.: Изд-во ИП РАН, 1998.
36. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. № 1. С. 92-99.
37. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: РХГИ, 1997.
38. Бахарева Н. В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. - Л., 1979.
39. Бекешина И. Э. Смысл жизни и нравственная самореализация // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 133-148.
40. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. 421 с.
41. Бернштейн М. С. Психология научного творчества // Вопр. психол., 1965. № 3. С. 156-164.
42. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991.
43. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1961. 705 с.
44. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. - М., 1983.
45. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М: Педагогика, 1978. -С. 168-179.
46. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, 1968. 290 с.
47. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ, 1988. №1. С. 23-41.
48. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ, 1990. № 2 С. 24-38.
49. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. 301 с.
50. Братусь Б. С. Аномалии развития личности. Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1989.
51. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ, 1980. № 2. С. 3-12.
52. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол., 1997. № 5. С. 3-19.
53. Братусь Б. С. Место человека в истории отечественной психологии // Начала христианской психологии. - М., 1995. 236 с.
54. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психол., 1990. № 6. С. 9-17.
55. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. - М.: Знание, 1977. 64 с.
56. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн., 1991. Т. 12. № 6. С. 3-И; 1992. Т. 13. № 6. С. 3-12.
57. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. - М.: Мысль, 1970. 191 с.
58. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., 1996.
59. Вайзер Г. А. Профессионал: смысл жизни и ак-ме // Общество и безопасность, 2001. № 1. С. 78-79.
60. Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психол. журн., 1998. Т. 19. № 5. С. 3-19.
61. Васильев И. А., Хусаинова Н. Р. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестник МГУ, 1989. № 3. С. 33-41.
62. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
63. Великие мыслители Запада. - М.: Крон-Пресс, 1998. 800 с.
64. Вершловский С. Г Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М., 1987.
65. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М,: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
66. Виткин Дж. Мужчина и стресс. / Пер. с англ. - СПб., 1995.
67. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
68. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
69. Вяткин Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности. - Пермь, 1992. С. 36-55.
70. Галкина О. А. Об изучении профессий в свете психологии труда // Вопросы психологии труда и профессионального обучения. Вып. 13 - Л., 1969. С. 3-32.
71. ГамезоМ. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Ноосфера, 1999. 272 с.
72. Головаха Е. И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 225-236.
73. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев, 1984. 206 с.
74. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. - М.: Просвещение, 1965- 260 с.
75. Горелова Г. Г. Личность и профессия (Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса). / Под ред. М. В. Гамезо, Е. А. Климова, Ю. К. Стрелкова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. 402 с.
76. Горелова Г. Г. Понятие адаптации в психологии // Проблемы гармонизации мироотношения. - Челябинск: Изд-во Челяб. гуманитарного ин-та, 2001. С. 147-151.
77. Горелова Г. Г. Кризис зрелости и проблема профессионально-личностной реадаптации // Проблема гармонизации мироотношения. - Челябинск: Изд-во Челяб. гуманитарного ин-та, 2001. С. 152-158.
78. Горелова Г. Г. Гуманистическая психология как методологическая основа деятельности психологического центра в педагогическом университете // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. Серия 3. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1998. С. 109-113.
79. Горелова Г. Г. Ценностное переживание и мотив генеративности в структуре личности преподавателя // Методика вузовского преподавания. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 31-35.
80. Горелова Г. Г., Степанов В. А. Интегральная самооценка личности учителя // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, 2000. С. 50-59.
81. Горелова Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика, 2002. № 6. С. 61-66.
82. Гриценко В. В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психол. журн., 2000. Т. 21. Мв 1. С. 78-86.
83. Гриценко В. В. Особенности менталитета вынужденных русских мигрантов из стран Средней Азии и Казахстана // Российское самосознание: психология, культура, политика. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. С. 272-275.
84. Губанов О. Й. Школы, которые мы не выбираем // Энергия понимания. - СПб., 1989.
85. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
86. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. С. 56-88.
87. Джидарьян И. А. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
88. Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. - М., 1984.
89. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопр. психол., 1984. Хз 1.
90. Донченко Е. А. Внутреннее психологическое противоречие как регулятор жизни личности // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 148-170.
91. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт и гармония. - Киев, 1987.
92. ДорфманЛ. Я. Метаиндивидуальный мир. - М.: Смысл, 1993.
93. Дробижева Л. М. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности // Социологические исследования, 1982. № 4.
94. Егорова М. С, МарютинаТ. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопр. психол., 1992. № 5.
95. Емельянов К). Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. - Л., 1983.
96. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности в педагогическом общении // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. - М., 1983.
97. Залевский Г. В., Фадеева Л. Н. Штрихи к социально-психологическому портрету людей зрелого возраста в современных условиях // Сибирский психол. журн. Вып. 7. - Томск, 1998. С. 58-60.
98. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Свердловск, 1988.
99. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997. Т. 18. № 6. С 35-44.
100. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
101. Зинченко В. П. Живое знание. - Самара, 1998.
102. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. - М., 1997. 334 с.
103. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М-.: Тривола, 1994.
104. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. - М„ 1983.
105. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.144 с.
106. Иванов В. П. Человеческая деятельность - познание - искусство. - Киев: Наук, думка, 1977. 251 с.
107. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.
108. Изард К. Психология эмоций. - СПб., 1999.
109. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.
110. Ильин Е. П. Стиль деятельности. Новые подходы и аспекты // Вопр. психол., 1988. № 6. С. 85-93.
111. Имедадзе И. В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопр. психол., 1989. № 2.
112. Кабаченко Т. С. Психология управления. - М.: Пед. общ-во России, 2000.
113. Каган М. С. Человеческая деятельность. - М„ 1974.
114. Кайлаков И. Цивилизация и адаптация. - М„ 1984.
115. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. - М., 1990.
116. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.190 с.
117. Киселева О. А., Недашковская М. А. Жизненный путь как процесс самореализации личности // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 118-133.
118. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 199 с.
119. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во КГУ, 1969. 278 с.
120. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М, 1995.
121. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 428-435.
122. Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979. 30 с.
123. Козелицкий Ю. Человек многомерный. Психологические эссе. - Киев, 1991.
124. Кокурина И. Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985.
125. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. - Новосибирск, 1985.
126. Колобова Е. Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений. Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1992.
127. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984.
128. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
129. Конопкин О. А. Психологические проблемы регуляции деятельности. - М., 1980.
130. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. -М., 1969. С. 118-152.
131. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. -М, 1977.
132. КрайгГ. Психология развития. / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2000.
133. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
134. Крипнер С, де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психол. журн., 1993. Т. 14. №2. С. 113-126.
135. Кричевский Р. Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе. Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1985.
136. КроникА. А„ Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психол. журн., 1983. № 5. С. 57-65.
137. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. С. 209-217.
138. Крупская Н. К. Пед. соч. В 6-ти т. Т. 5. - М., 1980. С. 373-374.
139. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968.431 с.
140. Крымская М. Л. Климактерический период. - М., 1988.
141. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 113 с.
142. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 182 с.
143. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. 216 с.
144. Кулюткин Ю. Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога. - Л., 1988.
145. ЛазурскиЙ А. Ф. Классификация личностей. - Л., 1924.290 с.
146. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора: социально-психологический анализ. - М.: Изд-во ИЭА РАН, 1997.
147. Лебедева Н. М. «Синдром навязанной идентичности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997, С. 3-28.
148. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психол. журн., 1999. Т. 20. № 3. С. 48-58.
149. Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. -М, 1930.
150. Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М., 1984.
151. Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М, 1983.
152. Левитов Н. Д., Прозоров Г. С, Соколов М. П., Чугуев Т. К. Вопросы изучения учителя. - М.: Учпедгиз, 1935. 215 с.
153. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.
154. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
155. Леонтьев А. Н. Образ мира // А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. -М., 1983.
156. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1972. 284 с.
157. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. -М.: Смысл, 1997.64 с.
158. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высш. шк., 1989. № 11. С 39-45.
159. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психол., 1987. № 3.
160. Логинова Н. Н. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. - М., 1978. С. 156-172.
161. Логинова Н. Н. Шарлотта Бюллер - представитель гуманистической психологии // Вопр. психол., 1980. № 1.
162. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. 444 с.
163. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М., 1996.447 с.
164. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.127 с.
165. Лысенко В. М. Деятельностный аспект социального фактора в биосоциальной адаптации // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988.
166. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980.
167. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. - М., 1998.
168. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. - Л., 1983. 176 с.
169. МазурЕ. С. Проблема смысловой регуляции в свете идейЛ. С. Выготского // Вестник МГУ, 1983. М° 1. С. 31-40.
170. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. И. К. Каирова и др. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1977. 397 с.
171. Макарьян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. 284 с.
172. Максимове. В. Методиках Лири в исследовании представлений человека о себе и о других // Методы исследования межличностного восприятия. - М., 1984.
173. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992.
174. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швы-рев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. - М.: Наука, 1972.
175. Маркарьян Т. К. Источники предварительной подготовки в связи с проблемой учителя // Подготовка дошкольных работников / Под ред. 3. К. Столица. - Орел, 1923. 264 с.
176. Марков Б. В. Философская антропология. -СПб., 1997. 384 с.
177. Маркова А. К., НиконоваА. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психол., 1987. С. 40-48.
178. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 7-544.
179. МартынюкЕ. И. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. С. 28-30.
180. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.
181. МатейкоА. Условия творческого труда. / Пер. с польск. - М.: Мир, 1970. 300 с.
182. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. 254 с.
183. Мерлин В. С. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров // Прикладные проблемы социальной психологии. - М„ 1983.
184. Миграция и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред. В. А. Тишков. - М.: ИЭА РАН, 1996.
185. Мид М. Духовная атмосфера и наука об эволюции // Культура и мир детства. - М., 1988.
186. Митина Л. М. Смысл жизни, судьба, личная ответственность // Вопр. психол., 1998. № 1. С. 142-143.
187. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психол., 1990. № 3. С. 58-64.
188. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М.: Наука, 1990.
189. Морсанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998.
190. Морфология человека / Под ред. Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова. - М., 1990.
191. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн., 1995. М° 1. С. 3—18; № 2. С. 3-14.
192. МудрикА. В. Общение как фактор воспитания школьников. Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Л., 1981.
193. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983.
194. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психол. журн., 1999. Т. 20. № 4. С. 26-33.
195. Мулдашева А. Б. Особенности изменения Я-кон-цепции в казахской культуре // Этническая психология и общество /Под ред. Н. М. Лебедевой. - М.: Старый сад, 1997. С. 360-361.
196. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М., 1995.
197. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического прогресса. - М., 1996.
198. Назаретян А. П. Психология предкризисного социального развития: исторический опыт и современность // Психол. журн., 2000. Т. 21. № 1. С. 39-49.
199. Назаретян А. П. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия // Общественные науки и современность, 1994. № 5.
200. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. - М.: Наука, 1970. 206 с.
201. Николов Л. Структуры человеческой деятельности. - М., 1984.
202. Носкова О. Г. История психологии труда в России. 1917-1957 гг. - М., 1997.
203. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. - М., 1975. С. 15-110.
204. НьюкомТ. Исследование согласия // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. - М., 1965.
205. Обез О. Ф. Информационный аспект проблемы психической саморегуляции. - Симферополь: Изд-во СГУ, 1993.27 с.
206. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. С. 45-66.
207. Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодале-ва, В. В. Столина. - М., 1987. 304 с.
208. Общение и деятельность / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - Прага, 1981.
209. Огнев А. С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. - Воронеж, 1997.
210. Оконешникова А. П. Стереотипы представления о людях другой этнической группы // Личность в системе общественных отношений. - М., 1983.
211.Опыт исследования образа жизни учительства. -Свердловск, 1988. 40 с.
212. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. - М.: Логос, 1995.
213. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
214. Осницкий А. К., Жуйков Ю. С. Подготовка механизмов произвольной регуляции в деятельности педагога // Творчество и педагогика. - М., 1988.
215. Павленко В. Н., КоржН. Н. Трансформации социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психол. журн., 1998. Т. 19. № 1. С. 75-88.
216. Павлов И. П. Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1, 2. - М.-Л., 1951.
217. Панкин А. И. Психологические иссл проявлений эмоциональной идентификации лр коллективе. Автореф. дис. ... канд. психол М., 1975.
218. Парняков А. В., Журавкова М. В., Бурс Невротизация педагогов и нравственное благопо щества. Тез. докл. Междунар. науч. конф. - Арх Соловки, 1992. С. 47-48.
219. ПашуковаТ. И. Экспериментальная исследования способности к децентрации // М< следования межличностного восприятия; - М., 1
220. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации обыденном сознании. - М., 1983.
221. Петренко В. Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. Вопр. психол., 1982. № 5.
222. Петровская Л. А. Компетентность в общении М., 1982.
223. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. -М, 1982.
224. Петровский А. В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности // Вопр. психологии1975 № 2.
225. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
226. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. Психол., 1984, №4
227 Петровский А. В., Петровский, В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. Философ., 1981, №3
228. ПетровскийА.В, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1988, 528с.
229. Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
230. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол., 1981. № 2.
231. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол., 1994. № 1. С. 61-69.
232. Померанц Г. С. Опыт философии солидарности // Вопр. филос, 1991. № 3.
233. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. 280 с.
234. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. - М., 1981.
235. Пономаренко В. А. Размышления о школе // Вопр. психол., 1991. № 2. С. 5-14.
236. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психол., 1984. № 3.
237. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. - М., 1981.
238. Прохоров А. О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. - Казань, 1991.
239. Прохоров А. О. Функциональные структуры -психические состояния //Психол. журн., 1996. № 3.
240. Пряжникова Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопр. психол., 1994. № 6. С. 64-73.
241. Психология личности. Тесты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М., 1982.
242. Психология учителя. Тез. докл. к 7-му съезду Общества психологов СССР. - М., 1989.
243. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1986.
244. Пушкин В. Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Госкомиздат, 1967. 271 с.
245. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. -СПб., 1901. 232 с.
246. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, 1990. №2.
247. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. - М: Изд-во РОУ, 1994.
248. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: ИП РАН, 1997.
249. Рошка А. Развитие гибкости и творческого мышления // Вопр. психол., 1966. № 4. С. 26-31.
250. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. - М.-
Л„ 1927.
251. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957.
252. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М. Учпедгиз, 1946.
253. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. 704 с.
254. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М: Наука, 1997.
255. Русские в новом зарубежье. Программа этносо-циологического исследования / Отв. ред. С. С. Савоскул. - М: ИЭА РАН, 1994.
256. Рыбников Н. А. Психология и выбор профессий. - М., 1919.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|