|
Кризис социальной и личностной идентичности
Основные процессы, свойственные массовому сознанию в ситуации нестабильности и требующие социально-психологического анализа, выделила Г. М. Андреева:
а) глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов;
б) изменение системы ценностей;
в) кризис идентичности [19, 363].
Психологические аспекты кризиса идентичности интенсивно исследовались специалистами-психологами в новых независимых государствах - России [146-148; 273; 279 и др.], Казахстане, Узбекистане [195; 298 и др.]. Распад СССР и возникновение новых независимых государств наряду с быстро идущими социально-политическими и экономическими трансформациями породил новую этнополитическую и социально-психологическую реальность. Ее характерными признаками, выделенными, в частности, Н. М.Лебедевой [146-148], явились:
- рост этнических миграций и осознание необходимости аккультурации в новых культурных и политических условиях;
- процесс изменения ценностной структуры индивидуального и группового (этнического) сознания в направлении ценностей индивидуализма, маскулинности, личной ответственности, напряженного труда в целях достижения личного успеха и благосостояния.
Во многих исследованиях, несмотря на их разные цели, гипотезы, теоретические подходы и методы, были найдены сходные тенденции и закономерности трансформации этнической идентичности у представителей «титульных» этносов и групп этнических меньшинств. При этом каждый исследователь использовал свой понятийный аппарат и собственную терминологию для описания изученных феноменов: «синдром навязанной этничности» [147], «гиперидентичность» [273] и т. д.
Проследим направления процесса приспособления сознания личности к социальным изменениям, используя векторы, отражающие изменение процессов идентификации, выделенные Г. У. Солдатовой [273].
1. Переход от стабильности идентичности к неустойчивости, диффузности, неопределенности. Общегражданское сознание расщепилось и даже нивелировалось. Изменились не только социальные категории, к которым человек может себя причислить («Я - гражданин Советского Союза»), но и происходят изменения базальных ценностей и потребностей - от однородности к разнообразию, от коллективизма к индивидуализму, а потребностей - от поисков позитивного самоощущения к поиску смысла.
2. Движение от унифицированности самоидентичности к разнообразию. Это означает, что на смену ограниченному выбору социальных категорий для идентификации приходит выбор более разнообразный и разноплановый.
В СССР в течение семидесяти лет проводился эксперимент по установлению социальной однородности, в результате которого были уничтожены многие социальные группы: сословия, крестьянская община, церковные приходы, разнообразные партии, землячества и т. д. Идеологическая машина многое сделала для того, чтобы советские люди знали только одну страну, партию, молодежную, детскую организации. Произошло ли изменение в процессах самоидентификации в этом направлении, стал ли набор идентичностей более разнообразным? Результаты исследований отвечают на этот вопрос положительно. Даже когда применялись заданные исследователем шкалы возможных самоидентификаций, люди выбирали практически все указанные категории: половые, возрастные, профессиональные, этнические, религиозные, вплоть до «фантомной» [279] идентификации («Я - гражданин РФ»). Человеческое сознание ищет смысловые точки опоры, идентифицируя себя с социальными категориями, и иногда не столь важно, истинные они или иллюзорные, если они дают адекватный ответ на вопрос «кто я?».
3. Изменение в сторону перехода от глобальности к детализации самоидентичности. Это означает уменьшение значимости более глобальных социальных категорий (идеологических, гражданских) в пользу менее общих, более конкретных и реальных (половая, возрастная, этническая, профессиональная). Выделяется рост специфически объективных (беженец, безработный, бомж) и субъективных личностно-ролевых характеристик («работяга», труженик, творец и т. д.). Данная тенденция выражается также ростом личностных, индивидуальных характеристик в структуре самоидентификаций. Это согласуется с выявленной В. Н. Павленко и Н. Н. Корж тенденцией снижения уровня социальной идентичности в обществе, сопровождаемой гиперперсонализацией, то есть ростом влияния на поведение людей, прежде всего, индивидуальных и личностных характеристик, а не групповых [215,85-86]. Этот вектор соответствует общей тенденции изменения ценностей в модернизирующихся обществах от коллективизма к индивидуализму, означающих снижение влияния группового членства на жизнь индивида и усиление влияния его индивидуальных целей и потребностей.
4. Переход от потребностей, в самоуважении к потребности в смысле, который означает, что в нестабильном обществе в целях лучшей адаптации к меняющимся условиям у людей проявляется тенденция определять себя через те социальные категории, принадлежность к которым не является престижной или уважаемой (часто даже наоборот). Выбор объясняется тем, что самоопределение через данную социальную категорию является наиболее верным, истинным, а значит, увеличивает возможности адаптации личности и усиливает чувство контроля над собственной жизнью. В исследованиях это проявляется в росте так называемых «негативных» самоидентификаций. Так, например, в работе по проекту «Новая русская диаспора» у русских в ближнем зарубежье в ответах на вопрос теста Куна и Макпартленда «Кто я?» часто встречались такие самоопределения: изгой, инородец, беженец, человек второго сорта, человек без родины [146]. Это отражает не только появление данных групповых категорий в социуме, но и то, что самоидентификация с ними является необходимой частью адаптации к изменившейся реальности, отвечает на базальную потребность человека в поисках смысла, познания окружающего мира и своего места в нем.
Автор констатирует, что выявленные изменения в процессах самоидентификации отражают глубинно происходящие изменения в человеческом сознании в сторону большего разнообразия, богатства, полнокровности. Известно, что разнообразие увеличивает адаптивность системы, а однообразие - снижает. Направленность вектора изменений от глобальности, унифицированности, однородности, стремления к однозначности в оценках в сторону большего разнообразия, поиска смысла, принятия амбивалентности, готовности увидеть позитивное в негативном - это признак оздоровительных, «оживляющих»- процессов, происходящих в сознании.
Разумеется, все эти изменения с необходимостью включают личностное начало, личностный выбор и нет строгой иерархии в выборе потребности в позитивной и наиболее адекватной социальной идентичности. Здесь действует и то, и другое, сливаются обе ипостаси самоконцепции - социальная и личная. «Вероятно, - пишет Н. М. Лебедева, - в процессах самоидентификации в период нестабильности поиски личностью смысла своего бытия в новой изменившейся социальной реальности являются ведущими и определяющими в процессах социальной категоризации, внося личностный смысл и определенность в социальный хаос, гармонизируя его и наделяя личностным значением пульсирующие (возникающие и исчезающие) социальные категории» [148,52]. По Эриксону, кризис личной идентичности - это поворотный пункт в личностном развитии, выбор между прогрессом и регрессом, состояние, соединяющее в себе рост уязвимости и потенциал развития [377].
Как показывают исследования, глубина и интенсивность субъективного переживания кризиса особенно была характерна для русских жителей трех республик: Эстонии, Узбекистана и Казахстана. Здесь наиболее ярко проявился «синдром навязанной этничности», главным ядром которого была чрезмерная («навязчивая») акцентированность этнической принадлежности. Под влиянием этого синдрома у «русскоязычных» формировались две установки: на миграцию в Россию и на активную аккультурацию в республике (создание социальных институтов новой диаспоры). У тех, кто предпочел миграцию (русские из Эстонии и государств Средней Азии), через год адаптации в России, отмечалось повышение толерантности в отношении «титульных» этносов (после ярко выраженных негативных стереотипов в момент приезда) наряду с ростом позитивной локальной этнокультурной идентичности, дифференцирующей их от местных русских.
Н. М. Лебедевой разрабатывается гипотеза о том, что в основе процесса самоидентификации лежит потребность в обретении смысла и достижении наибольшей адекватности в изменившейся социальной реальности. Однако здесь, при принятии гипотезы, что именно личная идентичность является ведущей и направляющей частью самоконцепции в выборе самоидентификаций, потребовалась одна переменная - личностная. Условной интегральной характеристикой личности может выступать, например, локус контроля, характеризующий такие свойства личности, как ответственность и адаптивность. Кризисом социальной идентичности предлагается считать рассогласование неких исходных феноменов, ранее находившихся в гармонии, диалектическое противоречие, требующее разрешения, то есть формирование гармонии на новом уровне с учетом изменившейся социальной реальности. Это разрешение возможно под углом формирования новой системы самоидентификаций, удовлетворяющей потребность личности в поиске смысловой определенности своего личностного и социального бытия в целях лучшей адаптивности в изменившемся социуме.
Степень проявления кризиса социальной идентичности, его глубина и особенности выхода из него зависят от личностных переменных - зрелости, активности, ответственности. В исследованиях показано, что зрелой и ответственной личности удается пережить кризис социальной идентичности с меньшими потерями. Она способна сохранить или восстановить утраченный баланс исходных элементов (позитивную этническую идентичность, этническую толерантность). На значимость личностных переменных указывают многие работы. В исследовании русских в ближнем зарубежье было выявлено, что такие характеристики личности, как интернальный локус контроля и удовлетворенность от осуществления смысла жизни, способствуют выходу из кризиса социальной идентичности [147].
Анализ результатов этнопсихологических исследований указывает на возрастание роли личности в процессах самоидентификации, поскольку личная идентичность в условиях социальной нестабильности оказывается более устойчивой категорией, чем социальная. Именно личность на основе базальной потребности в смысле определяет для себя, с какой социальной категорией идентифицироваться, и выбирает способ разрешения кризиса социальной идентичности. Зрелость личности способствует разрешению кризиса путем восстановления утраченного внутреннего баланса и самотождественности (например, восстанавливая связь между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью), незрелость приводит к активизации механизмов психологической защиты и углублению кризиса.
Поскольку развитие личности, ее основных отношений, способов жизни неотделимо от сущностного соотношения ее с общественными условиями, дающими простор или препятствующими этому «движению», постольку оно осуществляется через разрешение противоречий. Признаком, который позволяет принципиально дифференцировать изменение основных личностных отношений от их развития, является разрешение противоречий. Изменение личности (ее «ядра») происходит под воздействием обстоятельств и событий, приводящих к изменению способа жизни, а ее развитие есть становление субъектом собственной жизнедеятельности, что связано с возможностью индивида определить и удержать особенную траекторию жизненного «движения». Проблема стратегии жизни изучается довольно широко, в отечественных изысканиях она представлена трудами К. А. Абульхановой, Л. И. Анциферовой, К. Муздыбаева и др. Однако обнаруживается, что теоретически построенные модели - это одно, а реальные структуры сознания людей, переживающих ту или иную социокультурную реальность, - это другое.
В наиболее концентрированном виде проблему выхода из социального кризиса «для себя» вынуждены разрешать мигранты - русские из стран ближнего зарубежья, возвращающиеся в Россию, носители так называемых интеллигентных профессий - учителя, врачи, преподаватели, в основном люди достаточно зрелого возраста. Их социальный статус как одна из «подпорок» личностного самоуважения в силу определенного уровня образованности был достаточно высок. Они часто занимали руководящие посты. Однако на принятие решения об эмиграции, кроме материальных и социально-психологических проблем, их побудили определенные причины личностного характера. Эти причины значимо связаны с феноменологической трансформацией, вызванной трудностями отказа от знакомого, хотя и неудовлетворительного, эмоционального пространства ради неизвестного нового. Мигрант самостоятельно, практически без посторонней помощи осуществляет свою активность, выбирая оптимальные для себя способы ее реализации и отказываясь от неоптимальных. Таким образом, его решение связано, с одной стороны, с определением и самоопределением личности, а с другой - с типом и способом решения противоречий между личностью и социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми. Исходя из этого, можно предположить, что мигранты представляют собой идеальную экспериментальную группу для решения вопроса о личностном способе реадаптации в ситуации социального кризиса.
Массовая вынужденная миграция из стран СНГ в Россию предполагает решение важной проблемы адаптации иммигрантов к новым социокультурным условиям. Как свидетельствуют статистические данные, в миграционном потоке, направляющемся в Россию из стран ближнего зарубежья, в большинстве своем из Казахстана, государств Средней Азии и Закавказья, наибольшую долю составляют представители славянских национальностей, преимущественно русские (от 70 до 90 % в разных районах). Данное обстоятельство, на первый взгляд, является благоприятным фактором для «вживаемости» их в среду русского населения, этнически однородного на большинстве территорий Российской Федерации. Однако специфика миграционных процессов из постсоветских государств состоит в том, что среди мигрантов преобладают люди, жившие на прежнем месте длительное время, часто с рождения или детства. Кроме того, мигрирующее русскоязычное население является неоднородным по районам «выхода», а поэтому в большей или меньшей степени оно может выступать в качестве носителя культур, традиций, обычаев народов тех регионов, откуда они эмигрируют.
В исследовании В. В. Гриценко [82] поставлена задача отследить процессы социальной адаптации русских переселенцев из стран ближнего зарубежья. Особого внимания заслуживают выделенные черты психологического портрета человека, оказавшегося в ситуации вынужденной эмиграции. Русские, не одно поколение прожившие в тесном соседстве с казахами, узбеками, азербайджанцами или другими среднеазиатскими или закавказскими народами, заимствовали от них элементы поведенческой культуры. В том числе: восточное гостеприимство, вежливость, учтивость, уважение к старшим, трудолюбие, терпимость к чужим обычаям и обрядам, отсутствие тяги к спиртному и сквернословию. В то же время внутренней ментальной сферы аккультурация коснулась в меньшей степени: заимствования во внутренне культурных чертах (религии, морали, психологических особенностях) отмечаются очень редко. Незнание языка титульных народов большинством русских не позволяло им освоить традиционные способы их мышления и действий, составляющие своеобразие культуры этих народов. Им не характерно проникновение в глубинные структуры их психологии, приобщение к инонациональным ценностям, так как именно в языке отражены представления о мире его носителей, специфические черты их образа жизни и мыслей.
Согласно данному исследованию, 72 переселенца (60 %) - это лица с интернальным локусом контроля. Они полагают, что происходящие с ними значимые события есть результат их собственной деятельности, а не внешних сил - случая, других людей и т. д. То есть большей части исследуемых мигрантов не присуще конформное и уступчивое поведение. Они предпочитают все делать сами: принимают решения, добиваются их исполнения, несут ответственность. По тесту личностного опросника Кеттела, 78 человек (65 % из подвергшихся тестированию мигрантов) получили высокие показатели по фактору «самостоятельность - зависимость от группы» и могут быть охарактеризованы как независимые, самостоятельные и инициативные.
Ориентация на изменения в соответствии с тестом-опросником «Культурно-ценностный дифференциал» изучалась в диапазоне «открытость - сопротивление переменам». Судя по результатам КЦД, мигранты на уровне восприятия своей группы продемонстрировали несколько большее сопротивление переменам, чем местные жители исследуемых областей, благодаря тому что в Мы-образах высокоактуальными оказались осторожность (82 %) и устремленность в прошлое (66 %). Одновременно с этим респонденты-мигранты указали на выраженность у себя таких качеств, как склонность к риску (55 %), устремленность в будущее (53 %) и открытость (60 %). По результатам теста Кеттела, 74 человека (62 %) получили высокие или очень высокие показатели по фактору «радикализм - консерватизм». Это означает, что на личностном уровне среди мигрантов ниже доля лиц, признающих себя консервативными и нетерпимыми к новым мнениям и идеям.
Наличие у большинства мигрантов на фоне личностной характеристики таких проявлений, как осторожность и устремленность в прошлое, менее всего объясняется их культурной обусловленностью, скорее всего, причина здесь - в изменении социальной ситуации, условий жизни этих людей. Неопределенность положения и жизненная неустроенность, возможно, заставляют многих из них проявлять излишнюю осторожность к каким-либо изменениям и новациям. Нестабильность в настоящем и отсутствие перспектив в улучшении своего положения в ближайшем будущем, вероятно, заставляет их искать какую-то опору и ориентиры в прошлой жизни, где они чувствовали себя намного увереннее и комфортнее. Жизнь изрядно потрепала этих людей. В последние годы им многое пришлось перенести и столкнуться с различными трудностями, требующими максимальной самомобилизации. Вынужденные мигранты затратили титанические усилия еще в местах выезда на получение российского гражданства, продажу жилья, вывоз имущества. В России - на получение прописки (или регистрации), поиск жилья и работы при почти полном отсутствии информации, денежных трудностях, бюрократических препонах и т. д. Поэтому не исключено, что некоторые из них устали от кардинальных изменений в своей жизни и жизни страны.
Теперь сравним результаты, полученные по шкале «Ориентация на власть». В структуре ценностных ориентации мигранты показали явную зависимость от социального контроля. Они отметили у себя большую выраженность таких качеств, как дисциплинированность (82 %) и законопослушность (75 %), в то время как коренные жители указали на выраженность у себя этих качеств на уровне 43 и 55 %. Коренные жители также отметили у мигрантов высокую выраженность этих качеств, особенно дисциплинированности (56 %). Такое качество, как «уважение власти», и мигранты, и коренные жители выразили в меньшей степени по сравнению с качеством «недоверие к власти». Причины недоверия к власти общеизвестны. Снижение производства и рост безработицы, задержки в выплате зарплат и пенсий, - «операции» с приватизацией, рост инфляции и постоянное ухудшение жизненного уровня надолго подорвали авторитет власти у тех и других. Мигранты чаше, чем коренные русские, оценивают членов своей группы как дисциплинированных и уважающих власть, что, возможно, подтверждает их коллективистскую направленность. Но нельзя сбрасывать со счетов и ту непростую социально-психологическую ситуацию вхождения «в чужой монастырь», в которой они оказались и которая по-разному складывается на местах.
В то же время наличие качества «дисциплинированность» у большинства мигрантов не стоит выводить только из их проколлективистской ориентации. Напротив, их стремление к праву, такому порядку, при котором каждый член общества был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним, скорее, присуще западной, индивидуалистической ориентации на власть. О том, что последнее утверждение имеет место, говорит наличие у многих вынужденных переселенцев, исследуемых по тесту Кеттела, таких качеств, как самостоятельность и независимость, высокий внутренний самоконтроль, принадлежащих в большей степени индивидуалисту, нежели коллективисту.
Анализируя социальную ситуацию современной России, К. А. Абульханова ставит проблему: «как сохранить личности определенность в социальных условиях неопределенности, изменений и разрыва социальных связей» [2,10]. Проблема адаптации решается ею с позиции того этапа жизненного пути, на котором личность совпала с социальным настоящим, стала его (выражаясь термином Б. Г. Ананьева) «современницей». Молодое поколение не несет груза недавних представлений, поэтому не имеет «когнитивного диссонанса», противоречий сознания и реальности и, находясь на этапе обучения, получения образования (приобретающего все большую социальную и экономическую ценность), осваивает мир интеллектуально-теоретически, одновременно воспринимая действительность как само собой разумеющуюся. Для сознания этого поколения естественно использование своего образования и интеллектуальных возможностей как личных ресурсов. Интуитивно молодые люди уже улавливают связь между культурой своего интеллекта и будущей карьерой, профессионализмом, компетентностью.
Второе поколение (по статистическим данным вошедшее в профессиональную сферу в 30-40 лет), из которого рекрутировался «бизнес-класс», уже в основном имело высшее образование и включилось в российскую ситуацию в момент расцвета помноженных на образование интеллектуальных возможностей и деятельных сил. Не исключено, что именно данные личностные ресурсы дали этой страте трамплин для быстрых достижений в финансово-экономической сфере. Изучение сознания данного поколения традиционными методиками показало, что его представители обладают сложным когнитивным стилем, оперативностью мышления, способностью быстрого принятия решений, четкими ценностными ориентациями, оптимизмом [9]. Последние исследования социального мышления новыми методами обнаружили, что они обладают способностью интерпретации действительности, выражающей, с одной стороны, динамизм этого мышления, умение составлять хорошие «гештальты» из самых разнопорядковых разнообразных данных, фактов, обстоятельств, с другой - одновременно придавать ей определенность, то есть вырабатывать свое мнение, позицию [263].
Если сравнить социальное мышление младшего и среднего поколения, то у первого преобладает категоризация, выделенная как одна из процедур социального мышления, у второго - интерпретация. Категоризация придает определенность миру и взгляду на него через общезначимые понятия и теории, можно сказать, философски, через «универсалии!», значения. Интерпретация представляет собой выводы, мнения, полученные самой личностью в результате ее интеллектуальной работы, придающей в целом определенность и своему субъекту. Отсюда очевидно, что среднее поколение - особенно анализируемая страта -практически достаточно эффективна в определенном им самим пространстве. Используя свои интеллектуальные возможности для практических целей, личность приобретает социальные преимущества.
Большинство государственных деятелей, политиков, рабочих и пенсионеров, несмотря на их принадлежность к разным стратам, относятся к старшему поколению, вошедшему в социальную ситуацию с грузом прошлого опыта, сознания и профессионально-личностных стереотипов. «Наши исследования, а также анализ политических и социологических данных, - пишет К. А. Абульханова, - позволяют сделать вывод, что для их социального мышления характерна (или в нем преобладает) процедура репрезентации или социальные представления» [9, 10], которые, согласно концепции С. Московичи, воплощают синтез научных и обыденных представлений, что характерно для современного обыденного сознания, регулируют действия, поведение людей [191]. Однако это определение, по мнению Абульхановой, доказывает, что в силу обыденного характера сознания этой группы, репрезентирующей прошлое общество, она не может совершать конструктивных действий в современной ситуации. Сознание людей, проживших основную часть своей жизни в социалистическом обществе, в силу консерватизма возраста может регулировать их поведение только на основе старых стереотипов. Они не «охватывают», не отражают и, тем более, не выражают происходящих социальных перемен. Даже если в составе этих представлений случайно «мелькают образы далеких чудных стран», то способ мышления оказывается прежним.
Из этих рассуждений можно сделать два вывода, касающихся адаптации личности в условиях социальногокризиса.
Во-первых, наметилась пессимистическая линия в определении возможностей социального приспособления людей зрелого возраста, во-вторых, можно заключить, что коль скоро тормозом для этого оказывается стереотипный способ мышления, стало быть, необходимо рассматривать адаптацию как выход на более гибкий, творческий способ мышления. (О возможностях такого выхода мы будем говорить в ходе дальнейшего исследования). Данное предположение находит свое подтверждение в философско-психологических работах А. П. Назаретяна [197-199], где показано, что в периоды, предшествующие антропогенным кризисам, массовые настроения и общественное сознание в целом обнаруживают ряд специфических черт. Показано, что эти черты, а также механизмы их образования и проявления во многом инвариантны по отношению к культурно-историческим различиям. Обобщение разнообразного материала культурной антропологии, истории и исторической психологии в рамках синергетической модели (1996), исходя из закона техно-гуманитарного баланса, привело к выводу, что на всех стадиях социальной жизнедеятельности соблюдается закономерная зависимость между тремя переменными - технологическим потенциалом, качеством выработанных культурой средств саморегуляции и устойчивостью социума [149-151].
В последнее время полемика вокруг эволюционных представлений вновь оживилась в России и за рубежом (например, [309]). В значительной мере она концентрируется на психологической стороне вопроса: изменялось ли в исторической ретроспективе сознание людей и если да, то носили ли эти изменения «прогрессивный» характер. В частности, продолжает критически обсуждаться идея Колберга, перенесшего на область исторической эволюции выводы Пиаже о положительной корреляции между интеллектуальным и нравственным развитием личности. «История, -писал по этому поводу крупнейший культуролог Г. С. Померанц, - это прогресс нравственных задач... задач все более и более трудных, почти невыполнимых, но которые с грехом пополам все же выполняются (иначе все бы давно развалилось)» [232, 59]. Сегодня эта идея получает новые фактические и концептуальные основания. Так, на целом ряде исторических фактов А. П. Назаретян 1198] показывает, как человеческое сознание исторически последовательно, «прогрессивно» эволюционировало, восстанавливая нарушившийся культурный баланс. Радикальной реакцией на верхнепалеолитический кризис стала неолитическая революция - переход части племен к оседлому земледелию и скотоводству. Переход от присваивающего хозяйства к производящему был сопряжен с комплексными изменениями в социальных отношениях и психологии. Чтобы бросать в землю пригодное для пищи зерно, кормить и охранять животных, которых можно убить и съесть, необходимо значительно больший охват причинно-следственных зависимостей. Возросший информационный объем мышления проявился во всех аспектах жизнедеятельности.
Сочетание же новой технологии с прежними военно-политическими ценностями сделало людей раннего железного века необычайно кровожадными. Императоры и полководцы той эпохи высекали на камне хвастливые «отчеты» перед своими богами о количестве уничтоженных врагов, разрушенных и сожженных городов, представленные часто в садистских деталях. Ответом культуры на этот кризис стал духовный переворот. На обширном культурно-географическом пространстве великие философы и политические деятели задавали тон напряженной работе общества по переосмыслению всей системы ценностей. В течение нескольких столетий неузнаваемо изменился облик культуры. Существенно возросли когнитивная сложность общественного и индивидуального сознания, способность людей к абстрагированию и рефлексии, масштабы родовой идентификации. Мифологическое мышление было впервые потеснено мышлением личностным (критическим), новая инстанция нравственного самоконтроля - совесть - сделалась альтернативой традиционной богобоязни. Враги учились видеть друг в друге людей, понимать и сочувствовать друг другу [1974; 199; 348]. Мерилом военного успеха и доблестью стало считаться достижение предметной цели, а не количество жертв.
Выдающийся антрополог М. Мид в лекции о развитии мировой культуры для студентов Иельского университета говорила: «Мы, человечество, находясь в разгаре эволюционного кризиса, вооружены новым фактором эволюции - осознанием этого кризиса» [185, 362]. Знание, осознание, рефлексия - мощные факторы культурного контроля над агрессивными импульсами. Вопрос в том, развиваются ли сегодня эти факторы достаточно динамично, чтобы блокировать инерционные тенденции.
Таким образом, разрешение социального кризиса всегда связано с увеличением информационной емкости мышления - когнитивной сложности, охвата отражаемых зависимостей и так далее, но не менее того - с совершенствованием системы культурных ценностей. В современной эволюционной концепции «прогрессивное развитие» - не цель, а средство сохранения сложной (биологической, социальной или социоприродной) системы, переживающей фазы неустойчивости [198, 47]. Этот вывод относится и к индивидуальному способу выхода из кризиса, то есть личностной адаптации. Опережающее развитие механизмов культурной саморегуляции создает, таким образом, идеальную ситуацию для такого выхода.
Предпринято исследование, цель которого - определить потенциалы адаптивности в связи с измерением надежды в условиях острого и длительного экономического кризиса [194]. Надежда определяется «отражением позитивного взгляда на мир», «обобщенным ожиданием благоприятного исхода событий» [там же, 26]. При изучении стратегий совладания обнаружено, что лица с высокой степенью надежды статистически значимо чаще выбирают активные формы совладания с трудностями: рациональную когнитивную и поведенческую стратегию, стратегию личностной адаптации (р < 0,001) и позитивного мышления (р < 0,001). В заключение автор, между тем, делает малоутешительный вывод о том, что «по всем показателям диспозиционная надежда, а следовательно, все личностные и адаптивные корреляты на высоком уровне только у трех социальных групп: руководителей учреждений, студентов и служащих частного сектора, то есть у тех, кто благодаря служебному положению, месту работы или принадлежности к определенной социальной группе имеет более мощные экономические ресурсы. Остальные же группы, к сожалению, питают мало надежд на будущее» [там же, 34]. Это заключение в то же время «соседствует» с выводом о том, что «надежда является мощнейшим адаптивным механизмом, позитивно ориентирующим человека даже в труднейших обстоятельствах». Однако если придерживаться принципа обратной связи, можно предположить, что коль скоро лица с высокой надеждой преимущественно придерживаются стратегии личностной адаптации, то и, в свою очередь, активность личностного выбора повысит уровень надежды, и механизм адаптации «сработает» более эффективно.
Итак, встает еще одна важная проблема, которая требует своего осмысления, - это поиск способов выхода из кризиса социальной идентичности и психологических механизмов самоидентификации, адекватной изменившейся реальности. Эта проблема не может быть решена глобально. Как было показано выше, требуется конкретизация, по крайней мере, на возрастном и профессиональном уровнях. Тем более что личность в «середине жизни» переживает очередной возрастной кризис, накладывающийся на переживаемый социальный кризис.
Кризис зрелого возраста
В личностной сфере содержание кризиса, характерного для людей зрелого возраста, по Э. Эриксону, заключается в разрыве личного и общечеловеческого смыслов жизни. В отличие от предыдущих кризисов возрастного развития (кризисы новорожденности, раннего детства, отрочества, молодости), этот кризис обозначают как поистине жизненный. Он принимает форму внутриличностного конфликта и представляет собой серьезную психологическую проблему [307]. Актуальность ее исследования обусловлена целым рядом причин:
- как ни странно, но малой изученностью этого возраста, наличием определенного «провала» в научных знаниях о нем;
- переживанием людьми этого возраста в условиях нашей страны того, что мы обозначили как «второй экзогенный удар» - ломка привычных стереотипов и новые социально-экономические условия существования; первый удар связан с началом инволюции (псевдопубертатностью);
- необходимостью в связи с этим оказания людям этого возраста, особенно по мере их приближения к верхней границе фазы, социально-психологической помощи, учитывая при этом как половые особенности, так и социально-профессиональную стратификацию.
Рассмотрим зависимость содержания адаптационных процессов от стадии онтогенеза. На его ранних этапах «психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Однако, возникая таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие» [412, 434-439]. Так формируется сознательная регуляция поведения - осознанные цели в наибольшей мере контролируют и направляют (в терминах Пиаже) как аккомодационную, так и ассимиляционную активность развивающейся личности. На достаточно высоком уровне ее развития ассимиляционная активность находит выражение в том, что субъект «из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта» [там же, 437-438].
Уточним границы фазы зрелого возраста, о котором идет речь, так как индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный. Зрелость относят ко второму периоду взрослости: от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 55 лет - у мужчин. Вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является единственно принятой. Для более полного и глубокого понимания существа проблемы зрелого возраста определим его возрастные границы в различных классификациях - от древности до современного периода, опираясь на различные источники [17; 293; 303 и др.].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|