|
Субъект - объект, субъект - субъект,
Личность – личность
Представления об ученике только как об «объекте воспитаниям канули в лету не только в теоретико-педагогической литературе, но и в умах педагогов. Более того, само понятие «воспитанника благодаря «казенной» социальной и педагогической практике приобрело в общественном сознании негативный подтекст, смысл которого в остром метафорическом изложении присутствует во фрагменте из стихотворения «Государством, написанном Максимилианом Волошиным в 1922 году: «Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство - наименьшее. Тягчайшее же - воспитание...».
Отразив эту тенденцию, административная система отреагировала изменением номинации: слово «воспитанием в официальных документах было заменено расширительным понятием - «образованием. Ответная реакция со стороны педагогической науки последовала незамедлительно вслед за «социальным заказом», и объектом многочисленных изысканий стало педагогическое общение. Страницы книг, посвященных педагогическому общению, пестрят призывами к «необходимости организации субъект-субъектного взаимодействия на уровне „учитель-ученик" в образовательном процессе». Если обратиться к фундаментальному труду Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии», то в нем ставится вопрос о необходимости «усилить разработку категории общения, раскрывающей другую и не менее существенную сторону человеческого бытия: отношение „субъект-субъект(ы)" [162, 245-246]. И далее: «В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействиям [там же, 249]. Из этих рассуждений многие авторы делают вывод о том, что в педагогическом общении должна главенствовать субъект - субъектная парадигма.
Представление о человеке как о субъекте широко разрабатывается в психологии. Авторы при этом отталкиваются от общепринятого понимания субъекта - «индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе как другом» [133, 375]. Субъектность человека рассматривают со стороны его витальности, деятельности, общения, самопознания, субъектогенеза.
Прекрасная идея об уравнивании статусов ученика и учителя в качестве субъектов совместной деятельности, возможно, и решает проблему «активности учащихся в процессе обучениям, но не решает основной задачи педагогической деятельности - воспитания личности. Даже в общепринятом смысле личность - это не только и не столько «субъект социальных отношений и сознательной деятельности» [133, 187], ибо здесь речь идет главным образом о генезе личности, - сколько конечный результат этого процесса - «системное качество индивида» [там же, 187]. Понимание этого привело к возникновению в теории и педагогической практике направления, обозначаемого как личностно ориентированное обучение.
Истоки этого направления можно найти в трудах К. Д. Ушинского. Он намеренно делал акцент на роли личности воспитателя, утверждая, что личность важнее знания'' методов и средств воздействия [301]. В истории педагогики известны примеры искусного воздействия на личность ребенка. Квинтэссенцией этого направления в воспитании явилась школа иезуитов. Однако в их жестких руках ребенок превращался в слепое орудие чужой воли. Против изощренного манипулирования детьми выступали позднее многие педагоги, в том числе А. С. Макаренко и Януш Корчак. Умение проникнуть в интимный мир ребенка и совершить в этом мире филигранные работы по становление личности - важно для воспитателя. Однако, входя во внутренний мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребенку несвойственные его природе наклонности, нарушить узор его неповторимой индивидуальности, развить в нем не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности. Вот почему Ушинского беспокоил вопрос: неужели все воспитание только и заключается в том, что исходным началом является приобщение учащегося к духовному миру своего наставника? По его мнению, тезис «Воспитывайте детей так, чтобы дети походили на своих воспитателей, и вы дадите отличное воспитание» является ложным. Он предлагает воспитателям заглянуть в свою биографию, в глубины своей совести и мотивы своих поступков, взглянуть со стороны на свое поведение в критические минуты жизни и заметить, что результаты далеко не всегда удовлетворительны, а большей частью «печальны и жалки». «Воспитателем может быть тот, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своем отношении с детьми, когда он сам способен на честный гражданский поступок» [302, 25]. Одной образованности, одних знаний, одних правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, недостаточно. И тому пример, подчеркивает Ушинский, история: философ Сенека - блестящий эрудит, один из самых образованных людей своего времени, воспитал зловещего тирана Нерона. Именно Сенеку обвиняет Ушинский в том, что он содействовал своей «изысканной болтовней» и сентенциями «ужасной нравственной порче своего страшного воспитанника» [там же, 25].
Если вначале педагогика опиралась на психологические теории личности как совокупности ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленность личности (Л. И. Божович); структуру характера личности, особенности темперамента, способности (работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и др.), то в конце 80-х годов произошел решительный поворот от моно- (интра-) субъектных представлений о личности к «коммуникативным» (интерсубъектным) понятиям. Личность предстала как «включенность индивида в пространство межиндивидных связей» [133,188], то есть стала рассматриваться в социальном контексте.
В противовес традиционному интрасубъектному представлению о личности подход, обозначаемый как интерсубъектный, берет в качестве своего отправного пункта не самого по себе индивида, а его связь с другими индивидами. В этой связи усматривается не нечто внешнее по отношению к личности, а ее внутренняя смысловая ткань. Межиндивидная связь становится исходной единицей психологического анализа. Вместилищем психической жизни, по существу, мыслится теперь уже не замкнутое «внутри-индивидное» пространство, ограниченное поверхностью кожного покрова (ср. критику постулата «подкожного человека» А. Н. Леонтьева [154]), а открытое пространство коммуникаций и взаимодействий между людьми. Однако за рамками понимания личности в рассуждениях о содержании и цели педагогической деятельности все еще остается трактовка личности как «идеальной представленности» индивида в жизнедеятельности других людей, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей» [229].
Задаваясь целью педагогической деятельности - развить. личность, нельзя пройти мимо вывода В. Франкла о том, что «основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни» [306]. Педагогическая наука и практика, озабоченная «вооружением знаниями», формированием «умений и навыков», в лучшем случае - «развитием интеллекта» и «индивидуальным подходом», проходит мимо потребности детей в поисках смысла жизни и деятельности. Носителем этих смыслов для ученика, безусловно, является педагог. Успех его педагогической деятельности и его личностная реадаптация, в конечном итоге, будут зависеть от способности обрести эти смыслы. В противном случае учителя подстерегает опасность, которую отмечает О. И. Губанов, говоря о том, что «профессия учителя - гибкое функционирование в ситуации абсурда или личностная резиновость» [84, 55]. Поэтому, на наш взгляд, в «зоне ближайшего развития» профессионального самосознания педагога находится вопрос о переориентации с личностно ориентированного обучения в том понимании, как это было представлено выше, на педагогическое взаимодействие в системе «личность-личность». В этой системе вооружение знаниями и умениями -базовая, но не основная задача, в то время как последняя предполагает формирование отношений, личностных смыслов и ценностей жизни и деятельности.
Каждый данный момент жизни человека характеризуется определенным коммуникативным состоянием, его обращенностью к другому человеку. Коммуникативное состояние - это обобщенное состояние готовности к приему влияний со стороны других людей, которое предполагает соответствующую перестройку личности и деятельности субъекта. Другими словами, это целостная рецептивная установка (преднастройка) субъекта, содержанием которой является предвосхищение (ожидание) направленных на него действий и оценок. Доля оценочных действий и обратных связей в педагогическом общении весьма значительна. При переизбытке оценочных сигналов, а также потоке отрицательных обратных связей личность продуцирует ряд защитных механизмов, из которых А. У. Хараш выделяет ролевую, дискуссионную и «открытую» защиту самооценки [310]. Рассмотрим функционирование защитных механизмов в ситуации педагогического общения на личностном уровне.
«Ролевая защита». Роль учителя (ученика) превращается в средство деперсонификации - сокрытия им своего личностного, проблемно-смыслового поля.
«Дискуссионная защита». Это коммуникативное состояние можно обозначить как «псевдосамораскрытие» или «имитацию индивидуальности». Необходимость перехода к нему обусловлена ненадежностью «ролевой защиты» как превентивной меры: «ролевая самоподача» должна быть существенно дополнена убедительным обоснованием и оправданием дефектов, имеющих место при исполнении субъектом его социальных ролей. У учеников это часто осуществляется посредством псевдораскрытия типа покаяния или самобичевания, то есть отрицательных самооценок, рассчитанных на возникновение положительных реакций сочувствия. С помощью страдательной позиции он снимает с себя ответственность за свои дела и поступки, перекладывая ее на людей, выступающих в его оправдательном монологе в качестве отрицательных персонажей.
«Открытая защита». Это состояние отказа от культурно кодифицированных средств защиты самооценки и перехода к открытой стратегии «затыкания рта» - запугивания потенциального источника отрицательных оценок.
Произвольный отказ от защиты знаменует переход к стратегии доверительного диалога. На основе самораскрытия партнеров возникает состояние проблемно-смысловой фокусировки [311], которое характеризуется наличием у них общего предметного поля при сохранении индивидуальных, различных позиций относительно составляющих его реальностей, это кульминационное состояние совместного решения общественно значимых всеобщих проблем.
Таким образом, личностный смысл общения, в частности педагогического, проявляется в динамике коммуникативных состояний по степени интеграции - от максимальной разобщенности к наиболее полному объединению партнеров, от индивидуалистической замкнутости до концентрации на общих задачах, составляющих смысл совместной деятельности. Типология состояний в ситуации педагогического общения оказывается типологией состояний личности, варьирующих от максимальной фрагментированности, дезинтеграции, частичности к состоянию наибольшей целостности личности как ученика, так и учителя. В последние два десятилетия усилился акцент на важности профессиональной культуры в сфере педагогического общения учителя, которое не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но и выступает также важнейшим фактором формирования личности ребенка, средством воспитания. Воспитывать человека, как неоднократно подчеркивал В. В. Давыдов [85], значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми. Любой вид общения в паре «учитель-ученик» независимо от ситуации является воспитывающим. Конечно, далеко не всякая форма межличностного общения может выступать средством воспитания. Только основанные на гуманизме формы и способы общения, утверждающие уважительные и доброжелательные отношения людей друг к другу, и самому себе, могут стать средством формирования у детей аналогичных качеств. Однако для того чтобы эффективно использовать его (общение) в воспитательных целях, необходимы специальные знания. В ряду этих знаний особое место принадлежит специальным средствам и приемам общения, применяемым в профессиональной деятельности учителя. Возможности их использования связаны и с индивидуальными характеристиками педагогов. Так, если говорить об общей эмоциональной тональности общения, то можно отметить, что та или иная яркая окраска общения, его тончайшие и гибкие нюансы удаются, как правило, одним и не удаются другим.
Общение при кажущейся простоте некоторых свойств и проявлений - довольно сложный вид человеческих отношений. Оно включает в себя как стихийно, так и сознательно складывающиеся взаимоотношения дружбы и неприязни, разного рода ошибки и опрометчивые поступки, успехи, любовь, признание. Как любая деятельность всегда осуществляется в определенном порядке, точно так же и сопутствующее ей общение должно иметь свой порядок, быть последовательным. В нем так же, как и в деятельности, должны использоваться определенные средства и способы, выбор которых не может быть лишь случайным и произвольным. Именно поэтому современная наука все в большей мере склоняется к мысли, что общение как существенный вид жизнедеятельности каждого человека выступает своего рода искусством, где есть свои правила, особенности, секреты, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения целей, в ней поставленных.
Педагогическое общение решает те же задачи общения и воспитания, что и педагогическая деятельность, используя средства взаимодействия с учащимися; образует климат, атмосферу труда учителя. Педагогическое общение включает такие компоненты, как задачи и средства взаимодействия с детьми, приемы самоанализа. Выделяют следующие этапы общения: ориентировка в ситуации общения, проявление инициативы или коммуникативная атака [116, 110-119], осуществление общения, анализ его результатов; уровни общения в зависимости от того, является ли один человек для другого предметом или средством, партнером или соперником.
Чтобы быть «на уровней в педагогическом общении, учителю необходимо владеть целым рядом умений. К их числу в первую очередь относятся умения постановки задач общения, круг которых разнообразен: взаимообмен информацией учителя и учащихся, взаимопознание и взаимокоррекция поведения, мобилизация резервов участников общения, разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога, создание климата доверия. В реалиях школьной практики, как правило, учитель, к сожалению, не ставит специально задачи общения, полагаясь на стихийно возникающие в учебно-воспитательном процессе ситуации. «Совладающее» поведение учителя в ситуации педагогического общения предполагает использование определенной стратегии. Она заключается в преимущественном использовании организующих (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий, демократического стиля общения (в отличие от авторитарного и либерального). Эффективно привнесение юмористического контекста в оценку педагогических ситуаций, игнорирование некоторых негативных моментов, умение воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества, и др.
На формирование положительной самооценки ученика оказывают влияние такие факторы, как: достижения в разных видах деятельности, успешность в сфере взаимодействия с людьми, эффективность самоуправления. Р. Берне [40], рассматривая проблему формирования самооценки, выделяет аналогичные факторы, положительно влияющие на этот процесс:
- твердая убежденность в импонировании другим людям;
- уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
- чувство собственной значимости.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. Всякая деятельность имеет определенную цель, и способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. И, наконец, чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.
От самооценки учителя, от того, насколько он себя принимает, зависит и самосознание его учеников. Учителя, склонные к самоотрицанию, чаще отталкивают других. Тенденция принижать значение личности другого человека, точно так же, как и своей, характерна для людей с негативной самооценкой. Такой человек стремится повысить свою самооценку, доказывая, что другие ниже и хуже, чем он сам. Если доминантным психологическим состоянием учителя в классе является чувство незащищенности, у него повышается тревожность, он становится подозрительным в отношениях не только с учащимися, но и с их родителями, с коллегами. Отсюда возможна чрезмерная жесткость и властность в поведении, а также желание любой Ценой утвердиться в глазах учащихся.
Учителя с позитивной «Я-концепцией» отличаются высокой самооценкой, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они оказывают положительное воз-Действие на самосознание и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают, с большей легкостью принимают и других. Они уверены в себе, своих педагогических способностях и, следовательно, легко вступают в общение с другими, поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке.
Если учитель стремится сформировать у детей позитивную «Я-концепцию», он должен представлять собой модель соответствующего поведения. Иначе говоря, учителю, стремящемуся сформировать у детей положительную самооценку, необходимо самому обладать позитивной «Я-концепцией». Тот, кто берет на себя обязанность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли возможно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремиться понять при этом и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других сквозь призму собственных тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей. Высокая самооценка и уверенность в себе предоставляют возможность преодолеть желание самоутвердиться, демонстрируя свою власть или важность своей персоны, и сделать ориентиром своей деятельности потребности других. Через эту стратегию реализуются важные психологические показатели профессиональной культуры и компетентности учителя: интерес к личности ученика, равное сотрудничество со всеми детьми, педагогический такт, общительность. По мнению Л. А. Петровской, компетентность в общении не сводится к набору средств общения, а предполагает, например, рефлексию на опыт своего общения и др. [222]. Важная психологическая характеристика личности учителя - склонность к самосовершенствованию в области общения, поиск новых способов взаимодействия с учащимися.
Итак, личность - это стержневой, системообразующий фактор труда педагога, определяющий социальную направленность его педагогической деятельности, его «вжи-ваемость» в педагогическую профессию.
Глава 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|