|
Ценностное переживание и генеративность личности
Выделяются два основных типа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда личность еще не достигла высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается большим или меньшим изменением ее ценностно-мотивационной сферы. Обнаруживаются несколько вариантов этого типа переживания в зависимости от масштабов этих изменений и от того, происходит ли наряду с мотивационными преобразованиями содержательная перестройка ценностей личности. Первый вариант имеет место, когда стала нереализуемой или вступила в конфликт с доминирующими мотивами или ценностями профессиональная деятельность (в данном случае педагогическая), хотя и обладающая, быть может, большой привлекательностью для личности.
Ценностное переживание осуществляется за счет «вертикального» [154] движения сознания, иерархизирующего сложившуюся ценностно-мотивационную систему: сознание проясняет собственные ценности, отделяет подлинное и главное от содержаний и мотивов, «нелегально», в обход сознательного санкционирования занявших в жизни человека место, не соответствующее их ценностным достоинствам и смыслообразующим потенциям. Далее процесс может идти двояким образом. В одном случае эти содержания и мотивы ценностно дискредитируются, отвергаются сознанием принципиально. В другом, когда сознание не усматривает в них содержательного, идейного противоречия своим основным устремлениям и принципам, эти мотивы просто снижаются по иерархическому рангу, лишаясь своей значимости, что может сознательно выражаться в форме жертвы чем-то менее существенным ради более существенного и ценного. В проекции на временную ось это иерархическое снижение предстает как откладывание (на какой-то срок или навсегда) психологически невозможной в данный момент профессиональной деятельности. В обсуждаемом сейчас вопросе реадаптация имеет место на личностном уровне, однако на уровне профессиональном она может приобрести характер дезадаптации вплоть до смены профессии.
Следующий вариант ценностного переживания предполагает радикальную перестройку ценностно-мотивационной системы, поскольку переживаемые возрастной, социокультурный и профессиональный кризисы делают невозможной реализацию важнейших жизненных отношений, в которых в основном сосредоточен смысл всей жизни человека. Рассмотрим ситуацию, когда эта невозможность является следствием чисто бытийных, не зависящих от субъекта изменений, и его ценности как таковые оказываются не затронутыми (например, болезнь, препятствующая реализации профессиональных замыслов). В этом случае задача ценностного переживания заключается в том, чтобы из сохраненных, реализуемых жизненных и профессиональных отношений выбрать и ценностно утвердить такое, которое по своему содержанию в принципе способно стать новым мотивационно-смысловым центром жизни и профессиональной деятельности. Однако главная часть работы ценностного переживания состоит в особых преобразованиях пораженного жизненного отношения.
Последний вариант первого типа ценностного переживания сходен с предыдущим в том, что требует больших, перестраивающих всю жизнедеятельность человека моти-вационных изменений. Однако он отличается от предыдущего варианта тем, что предполагает также и осуществление радикальных преобразований ценностного содержания жизни и профессиональной деятельности, переделки или даже замены всего ее ценностного строя. Этот вариант переживания требуется тогда, когда вся принятая человеком система ценностей дискредитирует себя опытом своего же воплощения. Жизнь и профессиональная жизнедеятельность заходят в смысловой тупик, обесцениваются, теряют внутреннюю цельность и начинают психологически разлагаться. Задача переживания состоит в отыскании новой ценностной системы, посредством которой можно было бы придать внутреннюю цельность и смысл бытию
в профессии, осветить его, открыть новые смысловые перспективы.
Ценностное переживание второго типа возможно только на высших ступенях развития ценностного сознания. «Если до достижения этих ступеней ценность принадлежала личности, была частью, пусть даже важнейшей и неотъемлемой, но все-таки частью ее жизни, и личность могла сказать „моя ценность", - рассуждает Ф. Е. Василюк, - то теперь происходит оборачивание этого отношения - уже личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и именно в этой причащенности ценности, в служении ей находит смысл и оправдание своей жизни» [62, 134].
Какова же та способность постижения, которая может отличить истинную жизнь от ложной? Способность, по С. Л. Рубинштейну, «осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней истинно значимо... есть нечто бесконечно превосходящее всякую ученость... это драгоценное и редкое свойство - мудрость» [253, 682]. Мудрость принципиально ориентирована на внутреннее, на самоуглубление и самопознание. Самоуглублением в ценностном переживании человек достигает не только «ослабления» внешней реальности, но и укрепления своей ценностной позиции. Перед лицом реальности, противоречащей ценности или стремящейся ее уничтожить, самоуглубление направлено на мобилизацию всей мотивационной системы, на приведение человека в состояние готовности пожертвовать ради ценности любым из своих мотивов.
Конкретная форма выражения такого рода ценностного переживания в профессионально-педагогической деятельности, предполагающая отказ от эгоцентрической установки, актуализируется в генеративности, упоминаемой, но подробно не развиваемой Маслоу.
Особая значимость периода зрелости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свое отношение к окружающему миру Важная характеристика в становлении личности субъектом жизни - это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. При этом важна общественная ценность продуктов и влияний, представленная для личности как «ценность моей жизни». В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей открываются истинный уровень ее жизни, внутриличностные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в деятельности, поведении, общении на новом уровне, в новых формах отношений к жизни и т. п. Именно в период зрелости, одной из центральных характеристик человека становится генеративность - желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества.
Генеративность определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным, что, в свою очередь, делает человека счастливым. Таким образом, можно предположить, что мотив генеративности становится центральным смыслообразующим мотивом педагога-профессионала зрелого возраста, а осознание и переживание этого мотива как ценности способствует реадаптации личности в профессии и через профессию. По сути, эта мысль содержится в следующем выводе из рассуждений Ю. П. Азарова: «Сила Макаренко и Сухомлинского (как и современных новаторов) состоит в том, что они сумели «заземлить» великие гуманитарные идеи века в конкретных отношениях взрослых и детей» [12, 6]. Конкретное выражение генеративности как стремления повлиять на молодое поколение содержится во фрагменте из дневника учителя, который приводит С. Л. Соловейчик: «Прежде всего, хочу научить ребят самостоятельному мышлению, хочу научить их видеть и слышать как можно больше, почти (по мере возможности) все, что их окружает. Воспринимать жизнь во всем ее многообразии, во всей ее сложности, во всей ее необъятной красоте... Я хотел бы приучить ребят к сложностям жизни на примерах искусства, отучив их от категоричности суждений. Во всем, с чем вы будете сталкиваться в жизни, прежде всего, попытайтесь разобраться. Избегайте поспешных, односложных, однозначных, лобовых, банальных решений. Сначала изучите. И только вооружившись весомыми аргументами, берите на себя смелость что-либо отвергать. Не отождествляйте «мне нравится» с «хорошо», а «мне непонятно» - с «плохо»... Вот ради чего я пришел в школу...» (курсив наш.- Г.Г.) [274, 44].
Генеративность проявляется и в написании книг, мемуаров. Соловейчик так выразил свое впечатление о книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: «Дух величия явно, почти зримо исходил от этой небрежно, на плоховатой бумаге изданной книги. Сама интонация автора показывала, что он понимает значение своего дела, а это признак величия» [там же, 60].
Написание мемуаров имеет смысложизненное значение для человека зрелого возраста. P. Dandreу в своих лекциях по истории литературы Франции XVII века, прочитанных им в октябре 1998 года во Французском университетском колледже при МГУ, отмечал, что «мемуары - это зеркало, в котором человек реконструирует свой образ».
В связи с этим встает и другой вопрос: как генеративные устремления зрелого человека, педагога, влияют на молодое поколение. Интересные рассуждения по этому поводу мы находим у A. Frossard (Французская академия) в его фундаментальном труде «Проблемы человека» [380]. В античности человек зрелого возраста был окружен почестями и уважением, и редко принималось важное решение без его совета: это потому, что он пережил множество трудных ситуаций. Он умен, поскольку он много прожил, и его мнения, основанные на опыте, встречались с признательностью. Сейчас совсем не так. Мир так быстро развивается, что опыты прошлого не имеют ни малейшей дидактической ценности, и современник охотничьего ружья не может быть консультантом в вопросах политики противо-ядерной обороны. Мы живем в беспрецедентном мире, что лишает зрелого человека основного стержня его прежней власти. Более того, установлено, что все «революционные взрывы обязаны молодежи (Наполеон, Жанна д'Арк и др.). Верно, что зрелость обладает меньшим воображением, чем молодость; поэтому она и менее подвержена ошибкам, и это ее несомненное достоинство. Великие полководцы часто были молоды, но их победы далеко не всегда были благом для человечества. Нельзя согласиться и с тезисом о том, что опыт не имеет ценности в столь быстро меняющемся мире, как наш. Фундаментальные вопросы о сути и смысле жизни остаются теми же, что и прежде. Секрет только в том, что современное общество умеет ловко накинуть на них маски.
Зрелый возраст влечет за собой банально известные неудобства. Среди них самый опасный - это наступающая инволюция и эгоизм, усиливающийся все более возрастающей потребностью жить. Однако «зрелость часто более снисходительна к человеческим слабостям, имея многие из них в своем опыте; она консолидирует суждения, основываясь на опыте; она упрощает экзерсисы ума, который теперь не поддается экстравагантностям воображения. В этом и заключаются преимущества зрелого возраста, чему, впрочем, никто уже не завидует», - заключает Frossard [380, 116].
Следует, однако, заметить, что генеративность объективируется в определенных жизненных и профессиональных показателях. Эти показатели объединены Е. А. Климовым [121] в фазы жизненного пути профессионала. Выделим те из них, которые относятся к периоду зрелости:
1. Авторитет (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей фазой). Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за её пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, «чин», звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия, С его мнением уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Возможно, сил и энергии у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический, календарный возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовывать свою работу, окружить себя помощниками.
2. Наставник (или фаза наставничества, наставника в широком смысле слова - как человека, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Имея в виду одно значение слова «учитель» - передающий знания, мы часто упускаем из вида или недооцениваем его второе значение - наставник, то есть наставляющий, как жить. Потребность в генеративности реализуется через профессию часто на неосознанном уровне. Однако значимость личности учителя на метауровне как раз и определяется этой стороной его деятельности. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему лицейскому учителю А. П. Куницыну такие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена...»[3].
Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). Ярко выраженная потребность в реализации мотива генеративности присутствует в поступке В. А. Сухомлинского, когда он однажды почувствовал, что не может руководить школой, если сам не будет воспитывать детей, вести класс. «Я завидовал классным руководителям: они всегда с детьми...» [285]. И это одно из обстоятельств, которые делают жизнь педагога в качестве наставника наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на проблемы тройного кризиса, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полна смысла.
Сама возможность актуализировать генеративность выступает для педагога-профессионала как ценность. В педагогической деятельности он «проигрывает» и тем самым утверждает свою личностную позицию в системе социальных отношений, «возвышаясь» до уровня гражданственности. Так, Т. Н. Грановский, всегда оставаясь верным научному пониманию истории, органично сочетал с ним нравственную оценку прошлого. И потому своими лекциями он не только учил, наставлял, развивал способность к мышлению, но еще и воспитывал тех, кто его слушал, в духе человечности, терпимости, спокойного, объективного отношения к жизни.
Генеративность как ценностное отношение к педагогической профессии не может быть реализована без психологической компетентности учителя. Ее обычно раскрывают через «понимающее восприятие объекта»: умение «понимать учеников», «понимать душевное состояние другого», «наблюдательность» и тому подобное, то есть связывают с инструментальностью и практичностью психологических знаний о человеке. «Если хочешь быть поэтом, просто рифму находи. Если метишь в педагоги - психологию учи»,- так представляет себе основу профессионального мастерства педагога студент 1 курса. Вообще понимание и тем более влияние невозможно реализовать, если деятельность педагога не соответствует ожиданиям молодого человека. В этой связи весьма информативны результаты опроса 118 студентов 1 курса факультета иностранных языков Челябинского педагогического университета, проведенного в ноябре 1998 года на тему «Что дает будущему педагогу курс психологии».
В первую очередь обращает на себя внимание ярко выраженный конструктивный подход студентов к педагогической профессии и высокий запрос на личностную воз-действенность педагога. «Я как педагог в будущем тоже буду играть роль в формировании личности моих учеников. Чтобы быть хорошим педагогом, нужно также быть хорошим психологом, учитывать интересы учеников, знать личные качества каждого, растить и давать имя всему хорошему, что есть в жизни» (Илья Т.).
Генеративность предполагает совместную с учеником деятельность по формированию смыслов. Такой стиль педагогической деятельности побуждает самого педагога к переоценке ценностей, «сдвигу» мотивов и внутренней деятельности по порождению новых смыслов, особенно в кризисные социальные и возрастные периоды.
Педагогическая деятельность, нацеленная на порождение смыслов, генерирует новый тип обучения. «Обычное обучение, - пишет Катя К., - развивает знания ребенка не вглубь, а вширь. Развивающее обучение приучает ребенка смотреть в самую суть вопроса». Вместе с учениками отвечая не только на вопрос «Что это?», но и «Ради чего это?», учитель испытывает гедонистическое переживание, значимо повышающее ценность практикуемой профессии, которая субъективно воспринимается как благо.
Генеративность как стиль педагогической деятельности выражается в необходимости строить образование как систему, создающую условия для самопроектирования и формирования многомерного сознания. «Интеллект без осознания своего Я, без «красоты души» не может представлять собой высшей ценности» (Даша Б.) «Кроме интеллекта, следует развивать социальную сторону личности: мировоззрение, интересы, идеалы. Обязательно нужно развивать эстетические качества личности» (Снежана Е.). Деятельность педагога, отвечающая этим ожиданиям, позволяет самому педагогу, отвлекаясь от сиюминутного, «суетного», испытывать гедонистические и ценностные переживания, концентрируясь на ценностях высокого порядка. «И пусть я не стану, - пишет Ксения А., - отличать анапест от амфибрахия, но я знаю, какие качества делают личность истинной. Учительница учила нас жить, и я благодарна ей за это». Такая стратегия личностного поведения совместима с запросом учеников в решении их главной задачи: «Задача в том, чтобы помочь ребенку определиться, оформиться как личности, а не «вдалбливать» знания, которые, может быть, потом ему даже не пригодятся. Развить любознательность, адекватность восприятия окружающего мира, интерес к жизни не только у себя в городе, но и в мире, добро и умение правильно действовать в любой ситуации, самому принимать решения и чувствовать ответственность за них» (Лена Б.). Взаимодействие с учениками, основанное на удовлетворении таких их потребностей и личностных смыслов образования влечет за собой необходимость развития у самого педагога способности самоопределяться в истории и культуре, испытать целый комплекс переживаний, как ценностных, так и реалистических.
Принцип реальности закономерно входит в структуру генеративности. Эмпирическим прототипом «реалистического» переживания является совладающее поведение.
Реадаптироваться в педагогической деятельности можно только при условии, если принимать реальность такой, какова она есть, считаться с потребностями учеников и внутри заданных реальностью границ и пределов добиваться возможности «возвышения» этих потребностей. Одной из таких потребностей, которую нельзя, по выражению П. В. Симонова, «инквизировать», является потребность в самостоятельности, которую первокурсники, вчерашние ученики, транслируют следующим образом: «Существует расхожее мнение, что умный человек учится на ошибках других, а дурак - на своих ошибках. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому ученик должен совершать ошибки, чтобы набраться опыта, тем самым, совершенствуя свой ум и тело» (Дима Ф.). Студенты призывают педагогов «учить "относиться" к своим знаниям, способствовать формированию особого мнения, взгляда ученика, чтобы совершать поступки, ориентироваться в обществе» (Катя Т.).
Собственную возрастную потребность в генеративности как оказании влияния на подрастающее поколение педагог может реализовать при условии его встроенное™ в мир современной ему культуры, отражения этой культуры не с позиций человека своего возраста, а с позиций молодого поколения. Он не должен мысленно возвращаться в свою молодость, чтобы встать на точку зрения молодого, он вынужден каждый раз «освежать» свое восприятие новой реальности, постоянно освобождаясь от «нажитых» стереотипов. Рефлексируя за учителя, Владимир С. пишет: «Для меня необходимо завоевать доверие каждого ученика, умение общаться с учеником на его языке, быть Другом и наставником, чтобы повлиять на формирование его личности».
Имея в виду столь важную для развития личности ученика и реадаптации личности учителя направленность их взаимодействия, которую мы обозначили как генеративность, можно вести речь и о генеративной педагогике. Ее истоки лежат в описательной или понимающей психологии, обоснованной в конце XIX века В. Дильтеем. Он полагал, что и по предмету, и по методу психология отличается от естествознания. Человек - существо духовное, и психология есть наука о духе. Студенты, изучая научную психологию, не могут дистанцироваться от души: «В Институте дополнительных педагогических профессий я выбрала практическую психологию, так как всегда испытывала "избирательно-положительное отношение" к проблемам души» (Катя Д.). Отличие наук о духе от наук о природе состоит в том, что своим предметом они имеют субъективные, идеальные явления. Психология, согласно Дильтею, должна исходить из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который представляет собой живую связь и целостность. Задача педагога во взаимодействии с молодежью - уловить такие состояния и переживания душевной жизни, которые пока доступны поэтам и писателям. Это удается компетентным, самоактуализированным педагогам. «На ее уроках, - пишет Катя К. о своей учительнице, - мы разговаривали о духовных ценностях человека, о нравственных проблемах. Мы выросли духовно. У нас стали возникать высокие стремления, тяга к познанию. Повысился и уровень общественного поведения». Высокий «духовный» результат педагогической деятельности, положительная обратная связь способствуют преобладанию стенических эмоций, повышению мотивационных составляющих в деятельности учителя и, как следствие, его профессионально-личностной реадаптации.
Антропоцентризм педагога предполагает наличие у него замысла о человеке, образа возможного и желаемого человека. Построить такой образ педагог может только во взаимодействии с учениками - вспомним исторические параллели школ Платона и учеников, Сократа и его учеников и т. д. В модель желаемого педагог вносит свой вклад - реальный опыт, ученик же свой - в виде идеала. Тогда этот образ будет иметь и дух, и плоть, как это представляет себе Маша З.: «Полноценная личность, "отягощенная" некоторой стабильной порцией знаний; "выносливость" - определенная подготовка, опыт личности, способность работать на некотором уровне и даже особая степень развития интеллекта». Фактически получилась модель личности с совладающим поведением, личности без экзальтации, вполне адаптируемой к современной реальности, умеющей рассчитать свои силы.
Генеративность учителя, базирующаяся на принципе реальности, отнюдь не означает «приземления» учеников и понижения планки собственных замыслов и ценностей. Дезадаптированный учитель проявляет себя в практике поведения примерно так, как об этом повествует Ира К.: «Многие обиды учитель просто высказывает ученикам, а также недовольство государством, которое не платит зарплату. Это развивает комплекс неполноценности у детей». Ученики нуждаются в оптимистической перспективе в силу законов развития, найти ее и сформулировать детям и себе - задача педагога. В силу своей профессиональной деятельности он выступает генератором положительных мотивов - «доноров» [62; 63]. Реализуя генеративность в педагогической деятельности, педагог испытывает положительные эмоциональные переживания, которые уже лично для него становятся мотивами-донорами.
Таким образом, внутреннюю активность человека, пытающегося уйти от нежелательных побуждений, можно обозначить как «производство смысла». Переключение их мотивационного значения на новое содержание является одним из механизмов изменения сложившихся мотивационных отношений, требующегося для преодоления кризисных состояний. В результате ценностного переживания на одно из ведущих мест в структуре осознанной мотивации педагога выходит мотив генеративности, приобретающий смысложизненное значение. Однако актуализация этого побуждения невозможна вне творческого отношения как к профессиональной деятельности, так и в широком контексте - к жизни в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|