|
Временные связи самооценочных показателей в подгруппах, разделенных по самооценке реализованности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,446 0,697
| 0,149
0,587
|
|
|
|
|
|
|
| 0,446 0,697
|
| -0,320 0,180
|
|
|
|
|
|
|
| 0,149 0,587
| -0,320 0,180
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,284 0,335
| 0,444 0,762
|
|
|
|
|
|
|
| 0,284 0,335
|
| 0,345 0,537
|
|
|
|
|
|
|
| 0,444 0,762
| 0,345 0,537
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,392 0,633
| 0,734 0,838
|
|
|
|
|
|
|
| 0,392 0,633
|
| 0,078 0,539
|
|
|
|
|
|
|
| 0,734 0,838
| 0,078 0,539
|
|
В сфере работы у тех, кто считает, что реализовал себя более чем на 50 %, обнаружена значимая корреляция между настоящим и будущим, а также достоверная связь между настоящим и прошлым. Для этих учителей характерна следующая тенденция: если самооценка удовлетворенности работой в прошлом была высока, то и в настоящем она не ухудшится. Чем выше эта самооценка в настоящем, тем выше она и в будущем.
По отношению к семье у тех испытуемых, чья самооценка реализованности более 50 %, заметна ориентация на будушее - его связь с прошлым значима, а с настоящим достоверна, то есть уровень будущего семейного благополучия определяется прошлым и еще в большей мере настоящим благополучием.
В области здоровья те учителя, которые считают, что реализовали себя более чем наполовину, обнаруживают корреляции между всеми тремя временными характеристиками. Но все же основное внимание уделяется настоящему, так как его связи с прошлым и будущим достоверны, а прошлого с будущим лишь статистически значимы. Следовательно, если оценка состояния здоровья в прошлом была высока, она не понизится в настоящем, а значит, и в будущем. Кроме того, в подгруппе учителей, чья самооценка реализованности менее 50 %, также обнаружена достоверная корреляция между настоящим и будущим, то есть состояние здоровья в будущем определяется его состоянием в настоящем.
Выводы можно сформулировать следующим образом:
1. В подгруппах, разделенных по критерию самооценки реализованности, сохраняются закономерности, отмеченные по группе в целом: направленность самооценки удовлетворенности работой и здоровьем на настоящее, а самооценки удовлетворенности семьей - на будущее. По мере дальнейшей самореализации эти тенденции усиливаются.
2. Отличия при самооценке здоровья можно объяснить тем, что учителям, считающим, что они реализовали себя более чем наполовину, свойственно ретроспективно оценивать сферу здоровья, находить взаимозависимость между прошлым, настоящим и будущим. Учителя, считающие, что самореализовались менее чем наполовину, предполагают, что у них достаточно времени впереди и ориентируются на будущее.
3. Самооценка реализованности влияет на самооценку удовлетворенности работой и семьей так же, как и другие характеристики психологического времени. Отличия обнаруживаются лишь в сфере здоровья. Вероятно, это связано с субъективным характером самооценки здоровья.
При сравнении подгрупп, разделенных по психологическому возрасту, по самооценке психологического возраста и по самооценке реализованности, были получены следующие коэффициенты ранговой корреляции, характеризующие связь психологического возраста с количеством самооценочных суждений (методика Куна):
- по группе в целом - 0,308;
- психологический возраст 40.лет и более - 0,092;
- самооценка психологического возраста менее 40 лет - 0,353;
- самооценка психологического возраста 40 лет и более - 0,267;
- самооценка реализованности менее 50 % - (-0,012);
- самооценка реализованности 50 % и более - 0,474.
Значимых корреляций не обнаружено, следовательно, психологический возраст и другие характеристики психологического времени не влияют на количество ответов, даваемых на вопрос «Кто Я?».
Как видим, все связи психологического возраста с объективными временными характеристиками сохраняются во всех подгруппах, независимо от критериев, по которым их подразделяли. Итак, исследование психологического времени и самооценки учителя позволяет прийти к следующим выводам:
1. Психологический возраст имеет тесную связь с другими временными характеристиками: с реализованностью, с самооценкой психологического возраста, с самооценкой реализованности, а также с хронологическим возрастом и стажем работы.
2. Удовлетворенность выбранной профессией опосредует тесноту взаимосвязи между самооценкой реализованности и самооценкой психологического возраста. Чем полнее, по мнению испытуемых, они реализовали себя, тем выше оценивают свой психологический возраст.
3. Показатели психологического времени не связаны с количеством самооценочных суждений, которые высказывают учителя, отвечая на вопрос «Кто Я?» (методика Куна).
4. Самая тесная связь у психологического возраста обнаружена с самооценкой удовлетворенности работой в настоящее время. Чем выше учитель оценивает свой психологический возраст, тем более он удовлетворен своей нынешней работой. Это свидетельствует о значимости сферы работы для психологического времени учителя. Кроме того, удовлетворенная потребность в работе в настоящем создает установку на удовлетворение этой же потребности в будущем, то есть задает перспективу работы в качестве учителя.
5. При исследовании взаимосвязи самооценок удовлетворенности работой, семьей, здоровьем в прошлом, настоящем и будущем обнаружены следующие тенденции:
- для сфер работы и здоровья наиболее актуально настоящее время, следовательно, для этих сторон жизни будет характерна проблема содержания, смысла деятельности;
- для сферы семьи наиболее значимо будущее время, то есть возникает проблема целей, перспектив развития семьи, ее благополучия.
6. Вышеназванные тенденции характерны для группы в целом. Однако они сохраняются практически полностью у испытуемых, чей психологический возраст превышает 40 лет, тогда как у учителей, чей психологический возраст менее 40 лет, эти тенденции почти исчезают. Из этого следует:
- поскольку оценки учителей из разных подгрупп значительно отличаются друг от Друга, можно сделать вывод, что психологический возраст влияет на показатели самооценок удовлетворенности работой, семьей, здоровьем;
- учителям из старшей возрастной группы свойственно оценивать не только перспективы, но и ретроспективы жизни, тогда как более молодые испытуемые смотрят скорее в будущее, чем в прошлое. Поэтому те учителя, чей психологический возраст выше, более точно оценивают временные связи в различных областях жизни;
- в данной выборке точка зрения учителей старшего возраста оказывает решающее влияние на мнение всей группы.
7. Самооценки реализованности и психологического возраста влияют на временные связи между самооценочными показателями удовлетворенности работой и семьей так же, как и объективный критерий - психологический возраст. А вот во взаимосвязи этих субъективных критериев с самооценкой удовлетворенности здоровьем имеются некоторые различия. Это связано с тем, что самооценка удовлетворенности работой и семьей носит более объективный характер, так как формируется под влиянием окружающих и поэтому менее подвержена воздействию субъективных факторов. При самооценке же своего здоровья человек ориентируется прежде всего на субъективные ощущения и, следовательно, этот показатель в большей мере зависит от субъективных характеристик психологического времени. Кроме того, следует отметить, что корреляции, которые в общей группе были достоверны, сохраняются, а те, что были лишь статистически значимы, исчезают.
8. По мере того как учителя с более молодым психологическим возрастом будут становиться старше и «пересекать» границу 40-летнего возраста, будут изменяться и особенности их самооценки. Вероятно, они будут оценивать сферы работы, семьи и здоровья подобно своим старшим коллегам.
9. Педагогическая деятельность, реализуя глубинные потребности личности в зрелом возрасте - потребности в творческом интеллектуальном труде и генеративности, способствует актуализации временных перспектив личности, повышению самооценки реализованности в целом, самоактуализации и реадаптации личности в условиях кризиса.
Выдвинута гипотеза о том, что «корневыми» для модели профессионально-личностной реадаптации являются в ценностях - самоактуализация в творчестве, в смыслах -генеративность, то есть внутренняя мотивация личности, определяющая и поддерживающая реадаптацию педагога в профессии и через профессию. Показателем этого явились такие дериваты мотивационного пространства личности педагога-мигранта, как соотношения самооценок удовлетворенности трудом и реализованности в виде психологического времени личности. Не найдено значимых связей психологического времени с результатами методики М. Куна. Вероятно, эти данные следует подвергнуть не столько количественному, сколько качественному анализу в целях дальнейшего использования их для индивидуального консультирования.
Однако побудительный компонент профессионально-личностной реадаптации, как и любой деятельности, не охватывает всей ее структуры, поэтому судить об эффективности этого процесса следует по операционально-результативной характеристике самой профессиональной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|