|
КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ
Г. Г. Горелова
КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОФЕССИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Горелова Г. Г.Кризисы личности и педагогическая профессия. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2004, 278 с.
В книге рассматриваются конкретные психологические механизмы, обеспечивающие адаптацию педагога зрелого возраста в условиях социокультурного и профессионального кризисов. Проанализированы процессы личностной идентификации в условиях миграции, эмоциональные и профессиональные деструкции, связанные с педагогической профессией и возрастными изменениями «середины жизни». Большое внимание уделяется вопросам смысложизненной мотивации личности. Рассматриваются закономерности переживания личности как формы ее активности, направленной на переосмысление своей жизнедеятельности. Сквозь призму ценностных и творческих переживаний на примере педагогической деятельности обсуждаются реадаптационные возможности профессии, проявляющиеся в удовлетворении ведущих потребностей в генеративности и самоактуализации.
Книга предназначена для психологов, педагогов, социологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии личности и ее трудовой деятельности.
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской Академии образования к использованию
в качестве учебно-методического пособия
Москва
Введение
При неблагоприятном стечении социальных условий в периоды возрастных и профессиональных кризисов наблюдается дезадаптация субъекта труда, которая выходит на личностный уровень его функционирования. Распад СССР и возникновение новых независимых государств наряду с быстроидущими социально-политическими и экономическими трансформациями породил новую этнополитическую и социально-психологическую реальность: миграции, необходимость аккультурации в новых культурных и политических условиях; изменение ценностной структуры группового и индивидуального сознания. Этот процесс носит весьма болезненный характер для репатриантов.
В период «тройного кризиса» личности - социокультурного, профессионального и возрастного «середины жизни» - первостепенное значение приобретает система «сдержек и противовесов», не допускающая подчинения человека «внешнему» (издержкам социально-экономической ситуации, среды) и «внутреннему» (возрастной инволюции, угасанию психических функций, расстройству здоровья) [324]. Определить содержание этой системы - значит ответить на сугубо житейский вопрос - как выжить. Проблема, таким образом, заключается в качественно новом уровне адаптации субъекта в период зрелости и сопровождающих ее кризисов. Мы обозначили этот процесс вторичной адаптации понятием «реадаптация». Поскольку ведущим видом жизнедеятельности личности в период «середины жизни» является профессиональный труд, целью стал поиск психологических механизмов достижения реадаптации человеком зрелого возраста, переживающим ситуацию миграции, в профессии и через профессию.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии личности, адаптации придают либо частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность), либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется ложным (Абульханова К. А., 1991). Между тем личность как психологическое образование, заключая в себе потенциал надситуативной (Петровский В. А., 1992), сверхнормативной (Асмолов А. Г., 1990) активности, так же реализует приспособительную функцию, как и любое психическое, однако вопрос о ее вкладе и механизмах влияния на профессиональную адаптацию субъекта в психологии труда специально не рассматривался.
В ряду профессий типа «человек-человек» выделяется педагогическая профессиональная деятельность, где категория личности играет ведущую роль на всех уровнях функционирования и взаимодействия субъектов. Разработка психологической концепции труда учителя имеет достаточную историю (Макарьян Т. К, 1923; Шафранова А.С, 1923; Рубинштейн М. М., 1927) и ведется многими исследователями. Детально изучены педагогические способности, вопросы профотбора и профессиональной подготовки (Гоноболин Ф. Н., 1965; Кузьмина Н. В, 1967; Шадриков В. Д., 1983; Щербаков А. И., 1967), концептуальные основы педагогического общения (Бодалев А. А., 1983; Леонтьев А. А., 1974; Петровская Л. А., 1982). Однако проблема профессионального самоопределения учителя, как показывает практика, не стала менее острой. Неслучайно в последние годы активизировалась разработка вопросов формирования профессионального самосознания педагогов (Бондарева С. К., 1999; Вяткина З. Н., 1979; Митина Л. М., 1990; Маркова А. К., Никонова А. Я., 1987; Пряжникова Е. Ю., 1994). Стремление поставить субъект труда в рефлексивую позицию связывается с осознанием самооценки, индивидуального стиля деятельности и роли в межличностном взаимодействии. Вне диапазона исследований остаются глубинные личностные мотивы и смыслы профессиональной деятельности.
Достигая в своем профессиональном развитии фаз мастерства, авторитета и наставничества, субъект педагогической деятельности одновременно переживает ситуацию профессионального кризиса, выражающегося в деструкциях профессионального поведения и эмоциональном выгорании (ЗеерЭ.Ф., Сыманюк Э. Э., 1997; Парняков А. В., Журавкова М. В., Бурсина В. Ю., 1992; Форманюк Т. В., 1994). Кроме профессионального кризиса, фактором, вынуждающим личность запускать в действие адаптационные механизмы, становится и ситуация социокультурного кризиса (Андреева Г. М, 1998; Гриценко В. В., 2000; Лебедева Н. М., 1999; Солдатова Г. У., 1998; Стефаненко Т. Г., 1997; Berry, 1996) и возрастного (Гамезо М. В. и др., 1999; Залевский Г. В., Фадеева Л. Н., 1998; Слободская Е. Р., 1995; Веttelheim, 1979; Erikson, 1968; Кепdis, 1989; Мауеr, 1972). Именно в условиях умноженного кризиса личности действие адаптивных механизмов проявляется особенно ярко, однако имеющиеся исследования касаются только отдельных сторон этой проблемы (Вайзер Г. А., 1998). Пластичность и адаптивность субъекта выражается не только в изменении способов действий в кризисных ситуациях, но и в изменении самого отношения к ситуации. Вопросы смыслообразо-вания и изменения личностного отношения субъекта труда выходят на первый план и требуют специального рассмотрения, что и было учтено в определении целей и задач настоящего исследования.
Анализ существующей практики показывает, что в ситуации разрядно-квалификационного административного подхода требования к труду и личности учителя со стороны общества постоянно нарастают. Противоречие между сверхнормативными социальными ожиданиями к учителю как профессионалу и недостаточным стимулированием его труда со стороны государства приводит к отвержению теоретических установок, негативизму, скептицизму и апатии, то есть к ярко выраженной профессионально-личностной дезадаптации. Когда учитель достигает в своем возрастном развитии периода зрелости - 40-60 лет (а таких педагогов в образовательных учреждениях более половины всех работающих), актуализируется противоречие между закономерно нарастающей возрастной инволюцией субъекта, с одной стороны, и динамичным характером и ритмом труда, с другой.
При анализе педагогической деятельности возник вопрос, что удерживает педагога в профессии, столь трудной и недостаточно стимулируемой материально. Точка зрения о преобладании в ней людей с демонстративной акцентуацией и манипулятивной направленностью не подтверждается, такие люди в педагогической профессии есть, но число их далеко не преобладающее. Тезис о невостребованности педагогов в других сферах труда также не может быть принят ввиду широкого спроса на коммуникабельность в сочетании с высшим образованием на рынке труда, например, в так называемом «сетевом маркетинге». Вопрос о психологических условиях закрепляемости специалистов в сфере педагогического труда также остается открытым и требует своего разрешения.
В профессиональной деятельности педагогов-мигрантов обозначилось противоречие между сложившимися операционально-смысловыми структурами профессионального опыта и новыми социокультурными требованиями к профессии. Противоречивость позиции и обусловленная этим острота переживаемого многомерного кризиса определили выбор объекта исследования - приспособление субъекта профессиональной деятельности в период утроенного кризиса. Предмет исследования - психологические механизмы и условия вторичной профессиональной адаптации педагогов-мигрантов.
Методологическую основу исследования составили объяснительные принципы психологии - принципы детерминизма, системности и развития (Петровский А. В., Яро-шевский М. Г., 1998). Детерминация адаптации человека в ситуации кризиса основывается на положении деятельно-стного подхода (Выготский Л. С, Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н.) о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» - продукты материальной и духовной культуры - и «внутреннее» - сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах. Детерминистский характер человеческих действий не исключает «проактивной» самоактуализации личности, ее стремления поддержать свое феноменологическое «Я» на возможно более высоком уровне. Самодетерминация не отменяет и не заменяет социальной детерминации, а дополняет ее (Аllроrt. С, 1961; Ломов Б. Ф., 1984). Общая система детерминант развития личности становится более сложной: увеличивается число ее уровней и измерений, возрастает многообразие связей между причинами, условиями, факторами, предпосылками. На разных стадиях развития, в зависимости от массы обстоятельств специфическим образом складывается определенная мера соотношения социальной детерминации и самодетерминации.
Поэтому эффективным средством и методом познания стал системный подход (Ломов Б. Ф., 1984; Мерлин В. С, 1986; Моrowitz, Singer, 1995; Von Bertalanffy, 1968). Приняты во внимание фундаментальные положения системного подхода Л. Берталанфи в контексте исследования адаптивности как метапараметра индивидуальности (Саle, 1987), касающиеся стратегии ее исследования: фокусировать внимание на адаптационных процессах, а не продуктивных; изучать индивида во время стрессового воздействия, вынуждающего запускать в действие адаптационные механизмы; наконец, изучать адаптационные процессы в естественных условиях. Принцип системности реализуется в решении вопроса о соотношении различных причин, факторов и условий адаптации, а также выявлении на этой основе стабилизирующей детерминации, то есть такой комбинации внешних и внутренних детерминант, которая обеспечивает устойчивость функционирования субъекта труда. Системный подход (Ананьев Б. Г., 1977; Кузьмин В. П., 1980; Ломов Б. Ф., 1984) применен также в исследовании вопросов: многоуровневое™ адаптации, места ее личностного уровня в рассматриваемый период возрастного и профессионального развития, личности как системного социального качества субъекта и как системообразующего звена в процессе его вторичной профессиональной адаптации (реадаптации), качественного анализа личности как целостного образования. Реализация системного подхода опирается на положения о том, что категория взаимодействия составляет основу любой психологической системы (Платонов К. К., 1982), что из самой сути психических явлений вытекает необходимость сочетания нескольких планов анализа, что первым шагом в этом направлении должна быть систематизация и классификация данных, накапливаемых в разных психологических дисциплинах (Ломов Б. Ф., 1984), выявление их связей и разработка переходных концепций или «концептуальных мостов» (Анохин П. К., 1979) и что продуктивные подвижки в развитии науки случаются как раз на стыке наук, научных подходов. Интегрирование в исследовании подходов, разрабатываемых в психологии труда, личности, социальной, возрастной и педагогической психологии, открыло новые возможности для многостороннего изучения динамики субъекта труда и его адаптации в ситуации кризиса.
В поисках ответа на вопрос, что является высшим «органом» адаптации на уровне человека, наиболее адекватной 8
и продуктивной методологической установкой оказался эволюционный подход в психологии, главный смысл которого состоит в необходимости рассмотрения развития человека во всем многообразии его жизнедеятельностных обликов: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа одновременно (Леонтьев А. Н., 1975; Эльконин Д. Б., 1975; Слободчиков В. И., 1994). Проведение принципа развития при изучении процессов реадаптации выразилось в генетическом анализе объекта исследования в трех аспектах - социо-, онто- и профессиогенезе. Мы опирались на принцип развития в качестве главного инструментального принципа в методологии изучения личности (Абульханова-Славская К. А., 1973; 1980; Ананьев Б. Г., 1968; Анцыферова Л. И., 1982; Асмолов А. Г., 1990; 1996). Представление о развитии как кардинальном структурном преобразовании человеком своей собственной самости (Ильенков Э. В., 1991; Петровский А. В., 1987; 1998; Петровский В. А., 1996; Маслоу А., 1997) оказалось продуктивным в поисках механизмов реадаптации личности в периоды кризисов.
Выбор методов исследования определило положение, сформулированное Б. Ф. Ломовым (1984), о важности рассмотрения индивидуального бытия личности, которое проходит через преодоление определенных этапов возрастного развития, переживание определенных событий в контексте взаимодействия с социумом и в процессе освоения и реализации определенных видов деятельности, важнейшей из которых является профессиональная. Это положение согласуется с постулатами принципа антропологизма как наиболее общей содержательной характеристики философско-психологической культуры человечества в ее обращенности к «целостному» человеку, приоритету уникальности над общностью, в признании неочевидности и прозрачности «объекта» развития и исследования (Неidegger., 1961; 1971; Мамардашвили М. К., 1984; 1996; Щедровицкий Г. П., 1995), который в нашем случае не существует натурально в своей законченной, жестко определенной форме, а обнаруживается как некая общая тенденция, момент общей жизнедеятельности человека (что на языке категорий и обозначается в исследовании как «предпосылки и условия» реадаптации). Этим же продиктовано и стремление автора к применению наряду с традиционными эмпирическими идиографического метода исследования.
Анализ практики работы образовательных учреждений, жизнедеятельности педагогов-мигрантов, исследований в области психологии труда, педагогической, возрастной и социальной психологии общетеоретических работ по методологии психологии, позволил сделать ряд предположений относительно достижения цели нашего исследования. Во-первых, рассмотрение процесса профессиональной адаптации субъекта труда в контексте психофизиологической и социально-психологической регуляции недостаточно для периода зрелости и сопровождающих его кризисов (возрастного, профессионального и социокультурного, обостренного в условиях миграции специалиста). Процесс вторичной адаптации (реадаптации) должен связываться, в первую очередь, с уровнем развития личности. Конкретизация объекта исследования на уровне личности, в свою очередь, предполагает необходимость введения инегративно-эволюционного подхода к изучению профессиональной реадаптации, включающего наряду с профессиогенезом социо- и онтогенез субъекта труда.
Во-вторых, соответствующий уровень развития личности, по-видимому, выступает системообразующим элементом профессиограммы для профессии типа «человек-человек»; в силу особого характера профессионально-педагогической деятельности ее эффективность связана с рефлексией психических регуляторов труда, осознание субъектом личностно-направленного содержания которых является важным условием его профессиональной реадаптции.
В-третьих, педагогическая деятельность, должно быть, заключает в своем операционально-смысловом поле определенные предпосылки для создания условий, обеспечивающих устойчивость субъекта труда как личности в ситуации многомерного кризиса, переживаемого педагогом-мигрантом. Именно в этой профессиональной деятельности, по-видимому, наиболее полно реализуются специфические потребности, которые являются ведущими на данном этапе онтогенеза и которые далеко не всегда осознаются личностью и, соответственно, не отражаются в ее профессиональном самосознании.
В-четвертых, фактором, определяющим профессионально-личностную реадаптацию, возможно, является выработка субъектом особого стиля деятельности, определяемого его личностной индивидуальностью, или личностного стиля, представляющего собой систему психологических средств для выполнения профессионально-педагогической деятельности, в которую включаются специфические для личности смыслоценностные и мотивационные образования, инициирующие деятельность субъекта и придающие ей своеобразную направленность. Поэтому показателем профессионально-личностной реадаптации педагога может служить наряду с критериальной оценкой эффективности профессиональной деятельности динамика мотивационного пространства личности.
Конкретные задачи исследования касались определения многомерной структуры адаптации субъекта в ситуации профессионального, социокультурного и возрастного кризисов; рассмотрения теоретико-методологических предпосылок для выбора методов исследования адаптации личности профессионалов в условиях утроенного кризиса; анализа роли личности в осуществлении профессии типа «человек-человек» на примере педагогической деятельности; изучения психологических механизмов профессионально-личностной реадаптации в условиях утроенного кризиса; исследования особенностей проявления адаптивных стилей деятельности в педагогической профессии; определения критериев и условий профессионально-личностной реадаптации.
Для решения этих задач использовались следующие методы: теоретический анализ изучения проблемы адаптации в психологии; системный анализ субъекта деятельности для выделения системообразующего фактора адаптации на определенном этапе возрастного развития; генетический анализ субъекта труда в контексте утроенного кризиса; философско-психологический анализ методологических подходов к выбору методов эмпирического исследования; профессиографический анализ педагогической деятельности и профессиональной рефлексии субъекта труда; теоретико-эмпирическое моделирование психологических механизмов профессионально-личностной реадаптации; традиционные эмпирические методы исследования (стандартизированное наблюдение, опрос, рейтинг, тест, множественные корреляции) в сочетании с идиографическими методами (анализ биографий, художественных и публицистических текстов).
В качестве испытуемых привлекались учителя школ Челябинска, Златоуста, Магнитогорска, прибывшие из Казахстана и Средней Азии в качестве мигрантов. Эмпирическое исследование проводилось по трем направлениям. На первом изучались эффективность и личностные стили профессиональной деятельности педагогов до начала массовых миграционных процессов (1994-1995 гг.); на втором - факторы профессионально-личностной реадаптации педагогов-мигрантов (1997-2000 гг.); параллельно осуществлялось сравнение выборок педагогов-мигрантов и педагогов из ближнего зарубежья по критериям профессиональной адаптированности.
Глава 1
КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ
Понятие адаптации в психологии труда связывается с понятием субъекта труда и стадиями его развития [118]. Стадии развития человека как субъекта труда (стадия предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, профессиональной подготовки) заканчиваются стадией развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста; то есть около 2/3 цикла развития субъекта). В любом случае перемены труда неизбежно возникает фаза адаптации человека к конкретным условиям трудового поста (новый коллектив, новые отношения людей, новые средства труда, особенности задач и так далее предполагают необходимость приспособления к ним человека). Таким образом, мы видим, что в психологии труда в понятие адаптации вводится расширенный социальный и профессиографический контекст.
Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации придают либо частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность), либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется «совершенно ложным» [3, 237].
Отрицательное отношение ряда психологов к использованию адаптации в качестве категориального понятия приводит к тому, что некоторые авторы (см., например, [265]) пользуются только русскоязычным эквивалентом термина - «приспособление». Между тем в социальной психологии понятие адаптации прочно закрепилось в категориальном аппарате и трактуется значительно шире - как «активное (здесь и далее курсив наш. - Г. Г.) приспособление индивида к условиям социальной среды» [133,9] и как «результат этого процесса» [там же, 9]. В феномене адаптации социальная психология усматривает «сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы» [там же, 9]. Как мы видим, постулируемая в определении активность индивида в рамках социально-психологического подхода ослабляется, размывается такими понятиями, как «сближение», «усвоением, «принятие роли». В то же время активность в психологии характеризуется «обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта... произвольностью, то есть обусловленностью наличной целью субъекта в отличие от полевого поведения, надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного; значительной устойчивостью в отношении принятой цели в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности» [133,10-11]. Природу этого противоречия нетрудно понять, сравнивая взгляды разных школ на проблему соотношения интересов личности и социальной среды. В западной психологии вопросы социальной адаптации разрабатываются в рамках специального направления, возникшего в 30-40-х годах XX века на базе необихевиоризма (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией (Р. Бенедикт, М. Мид) и психосоматической медициной (Ф. Александер, Т. Френч).
В упомянутых школах приоритет явно отдается интересам личности, хотя главное внимание уделяется патологическим явлениям (невротическим и психосоматическим расстройствам, наркомании и т. п.).
До недавнего времени в отечественной психологии существовала традиция изучения закономерностей социальной адаптации в условиях совместной деятельности, определяемой исключительно общностью целей и ценностных ориентации социалистического коллектива. По степени этой общности и принято выделять уровни или стадии адаптации. Психологию, конечно же, интересуют совместные деятельности, существующие в данном обществе и определяющиеся уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений. «Но эти деятельности, - как писал Б. Ф. Ломов, - не есть функционирование некоего абстрактного „социума"; они выполняются живыми конкретными людьми, индивидами, членами данного общества. Психологию интересует, прежде всего, деятельность индивидов, индивидуальная деятельность, деятельность, рассматриваемая на уровне индивидуального бытия» [162, 202].
Позиция акцента на приспособление к ценностям «социума» в нормативном психологическом знании ослабляется уже в выделении основных типов адаптационного процесса, которые определяются «структурой потребностей и мотивов индивида (курсив наш. - Г. Г.)-тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы» [133, 9]. С позиции интереса к индивидуальному бытию человека и критерий социальной адаптированности по степени общности также ставится под сомнение.
В русле принятого в отечественной психологии содержания понятия «адаптация» большинство авторов включают в него психофизиологические и социалъно-психологические компоненты (В. Г. Асеев, М. П. Вудяки-на, Т. Н. Вершинина, И. К. Кряжева, А. А. Руссалинова и др.)- Структурные уровни функциональной системы адаптации привязывают к уровням организации человека, рассматриваемого как биосоциальное единство (К. К. Платонов, В. А. Ганзен). Соответственно адаптационный процесс рассматривают на различных уровнях его протекания (В. Г. Леонтьев, М. С. Яницкий): социально-психологическом, индивидуального поведения, или «собственно психологическом» и на уровне психофизиологической регуляции.
В результате вышеупомянутых исследований утвердилось мнение о том, что решающую роль в этом ряду имеет «собственно психологическая адаптация»), которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на двух уровнях (Ю. А. Александровский, Ф. Ю. Березин), и которая таким образом является центральным, связующим звеном единой функциональной системы адаптации [344]. Е. Р. Слободская этот аспект адаптации означает как «приспособление», которое понимается автором достаточно широко и определяется как «индивидуальный стиль функционирования личности в конкретных социальных условиях в данный период жизни. В отличие от адаптации приспособление происходит на протяжении всей жизни и осуществляется на личностном уровне» [265,12].
Итак, в работах по общей психологии наметилась тенденция к тому, чтобы наряду с традиционными психофизиологическими аспектами рассмотрения понятия адаптации вычленять в этом процессе некоторую личностную, субъективную линию [77].
Личность как системообразующее качество человека, как орган интеграции природных и социальных черт (Б. Г. Ананьев, В. В. Петухов, В. В. Столин), как целостный психологический орган управления поведением человека (В. П. Зинченко) предстает в качестве основного инструмента его адаптации в ситуации кризисов. Уровень «совладания» в кризисной ситуации зависит от уровня развития личности в зрелом возрасте, ибо этим определяется качество и продуктивность личностных выборов. Жизненный путь человека - это, по выражению А. Г. Асмолова, история отклоненных им альтернатив. Один из видов самоценной активности личности в процессе социальной адаптации - это субъектогенез, то есть порождение себя как субъекта своих действий и смысловых отношений к миру, становление способности самодетерминации личности. Человек может жить и действовать сообразно этой логике благодаря механизмам смысловой регуляции. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его личного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности и потребности, которые являются источниками этих смыслов. Поэтому в психологии для обозначения внутреннего мира человека используется понятие «ценностно-смысловая сфера личности».
Таким образом, личность высокого уровня развития, или зрелая личность, исходя из своего основного содержания - совокупности смыслов, наполняемого в процессе онтогенеза и деятельности, - может рассматриваться как инструмент адаптации в кризисных условиях. Она обеспечивает «осознанную ориентировку» и «овладение поведением» на основе заложенных в ней смыслов и ценностей как концентрированного выражения мотивов. В этом и заключается ее решающий вклад в процесс адаптации зрелого человека к резко меняющимся условиям жизнедеятельности, о чем речь пойдет далее.
Утверждая, что высшим «органом» адаптации на уровне человека является его личность, необходимо остановиться на вопросе о том, как происходит ее становление. Наиболее адекватной и продуктивной методологической установкой в поисках ответа на этот вопрос является исторический подход в психологии. Д. Б. Эльконин, раскрывая общий смысл исторического подхода, утверждал, что без его реализации мы всегда будем иметь бесконечное число эмпирико-гипотетических обобщений и структурно-феноменологических описаний, но никогда - достаточно обоснованных психологических теорий.
Главный смысл исторического подхода к изучению человеческой психологии состоит в необходимости рассмотрения становления человека во всем многообразии его жиз-недеятельностных обликов: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа одновременно [269]. Человек должен быть рассмотрен как целое в контексте его истории, в прослеживании процессов возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания фундаментальных человеческих способностей, то есть в развитии. Развитие вообще - есть главный инструментальный принцип в методологии историзма. К сожалению, и по сей день исторический подход, принцип развития в психологии продолжают во многом оставаться только декларируемыми, а не нормой конкретного психологического исследования. Попробуем преодолеть это противоречие в ходе дальнейшего изучения проблемы профессионально-личностной реадаптации в кризисные периоды развития.
Такой логике соответствует историко-эволюционный подход к пониманию личности, разрабатываемый А. Г. Асмо-ловым. «Последовательное проведение принципа развития при изучении процессов психического отражения действительности, - пишет он, - предполагает, прежде всего, выявление движущих сил и особенностей детерминации развития процессов психического отражения действительности в филогенезе, социогенезе, онтогенезе и микрогенезе» [31,172].
Воспользуемся этой условной градацией срезов развития для изучения процесса адаптации. Под социогенезом психического отражения понимается развитие сознания личности и межличностных отношений, обусловленное общими и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях [133, 368]. В столь широкой трактовке социогенез является предметом исторической психологии и этнопсихологии. Между тем, индивидуальное бытие личности, важность рассмотрения которого подчеркивал Б. Ф. Ломов, проходит через преодоление определенных этапов возрастного развития, переживание определенных событий в контексте взаимодействия с социумом и в процессе освоения и реализации определенных видов деятельности, важнейшей из которых является профессиональная деятельность. Таким образом, мы можем говорить об онто- и профессиогене-зе личности на уровне ее индивидуального бытия.
В контексте темы исследования - приспособление личности в условиях тройного кризиса - можно выделить условия и факторы адаптации-дезадаптации-реадаптации в системе трех координат - закономерностей онто-, социо-и профессиогенеза.
Проблема кризиса актуальна для человека в любом возрасте, особое значение она приобретает в период зрелости, когда человек переживает «двойной кризис» - возрастной и профессиональной. При современном состоянии общества к нему прибавляется еще один - социальный. Рассмотрим направления адаптивных процессов личности в этот период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|