|
На поведение и психические процессы
Влияние внешней мотивации
| Влияние внутренней мотивации
| Тенденция к продолжению деятельности
| Внешне мотивированное поведение прекращается, как только исчезает внешнее подкрепление [418]
| Внутренне мотивированное поведение может продолжаться достаточно долго при отсутствии всяких видимых наград [429]
| Предпочтение сложности и объема
| Испытуемые предпочитают более простые задачи [413]. Они делают только то, что положено, для того, чтобы получить награду [397]
| Предпочитают более трудные задачи [409; 422]
| Степень алгоритмизации деятельности
| Отрицательно сказывается на когнитивной гибкости; облегчает выполнение деятельностей, требующих алгоритмического метода. Значительно ухудшает качество и скорость решения эвристических задач [398]
| Положительно влияет на когнитивную гибкость; облегчает выполнение деятельностей, требующих эвристического метода: все виды творческих задач, не имеющих заранее данного алгоритма [354]
| Креативность
| Подавляет креативность [352; 353], уменьшает спонтанность [353]
| Способствуют креативности [352; 353]
| Эмоции
| При взаимодействии с другими преобладают отрицательные эмоции [381]
| Способствуют получению удовольствия от работы [397]
| Самоуважение
|
| Преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение [420]
|
Как видно из таблицы 1, наиболее положительное влияние, как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Приведенные данные ставят проблему изучения факторов, как способствующих, так и препятствующих проявлению внутренней мотивации. Один из таких факторов в работах R. de Cаrmes связывается с локусом каузальности: «Первичной мотивационной предрасположенностью человека; является стремление эффективно взаимодействовать с окружением. Человек стремится к тому, чтобы быть первопричиной, источником своего собственного поведения; он стремится к личностной каузальности» [368, 269]. Далее, анализируя психологическую природу внутренней и внешней мотивации, он использует конструкт «локус каузальности». «Как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения... можно говорить о внутренней мотивации активности. И соответственно, когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой... то ее активность является внешне мотивированной» [там же, 328]. Таким образом, при внутренней мотивации личность имеет внутренний локус каузальности (личностную причинность) или, другими словами, имеет представление о том, что причины, обусловливающие ее поведение и деятельность, находятся внутри ее, и она предпринимает действия по своей воле. При внешней мотивации личность характеризуется внешним локусом каузальности. Она считает, что причины, детерминирующие ее поведение и деятельность, находятся вне ее самой и являются внешними по отношению к ее «Я». Опираясь на работы Woodworth & White, Dici высказал гипотезу о существовании двух фундаментальных мотивационных тенденций: потребностей к самодетерминации и компетентности. Согласно этой гипотезе, человек имеет врожденную тенденцию к выполнению таких видов активности, которые дают ему ощущение наличия личностной каузальности и мастерства. Dici собраны данные о результатах исследований целого ряда авторов, где изучалось влияние на внутреннюю мотивацию таких факторов, как избегание наказания [371], призы и награды [399], сроки окончания деятельности [351], навязывание целей [409] и некоторые другие. Все эти внешние факторы уменьшали внутреннюю мотивацию в соответствии с предположением Dici, так как изменяли локус причинности с внутреннего на внешний. Получила подтверждение гипотеза об отрицательном влиянии на внутреннюю мотивацию экстернализация локуса каузальности. Вместе с тем обнаружено, что одним из факторов, положительно влияющих на уровень внутренней мотивации, является наличие выбора и свобода его осуществления. Условия окружения, которые наделяют человека свободой выбора, позволяют ему чувствовать себя самодетерминированным, приводят к интернализации локуса каузальности и, как следствие, повышают уровень внутренней мотивации. Этим можно объяснить неосознанное стремление многих педагогов к уходу из-под административного давления, особенно в ситуации «утроенного» кризиса.
Важной потребностью личности, как отмечают многие исследователи, является стремление к компетентности и мастерству. Dici считает, что чем сильнее деятельность позволяет человеку чувствовать себя компетентным и эффективным, тем выше у него будет внутренняя мотивация к данному виду деятельности. Следовательно, те условия и факторы, которые повышают чувство компетентности, должны повышать и внутреннюю мотивацию, что очень важно в аспекте реадаптации личности. Главным из таких факторов является характер самой деятельности: она Должна быть оптимального уровня сложности. Сложная Деятельность творческого характера позволяет реализовать свое мастерство и почувствовать себя эффективным, то есть у нее гораздо выше реадаптационные возможности.
Этот вывод со всей очевидностью может быть распространен на профессионально-педагогическую деятельность. В исследованиях Rееvе [418] установлено, что основными характеристиками заданий, вызывающих внутренний интерес, являются новизна, перцептивная или когнитивная сложность и непредсказуемость. Как и в случае с трудностью, такие задания требуют от человека проявления больших способностей для их успешного выполнения, чем простые, знакомые и привычные, и, следовательно, способствуют повышению чувства компетентности. Следовательно, такая особенность педагогической профессии, как известная непредсказуемость педагогических ситуаций является благом, способствуя устойчивости внутренней мотивации субъекта.
Уверенность человека в своей компетентности подкрепляется обратной связью. Анализ влияния обратной связи на внутреннюю мотивацию приводит к постановке очень важного вопроса. Если положительная обратная связь повышает внутреннюю мотивацию, то почему награды, денежная оплата, призы и премии, которые также можно рассматривать как особую форму обратной связи, снижают внутреннюю мотивацию? На этот вопрос можно дать следующий ответ. Любой фактор окружающей среды, связанный с инициацией и регуляцией поведения и деятельности человека, имеет два аспекта: контролирующий и информирующий. Действие внешнего стимула связывают с контролированием. Информирование, в отличие от контролирования, воспринимается субъектом не как принуждение, а оценивается им как стремление проинформировать его об условиях и последствиях деятельности, о ходе ее исполнения, уровне успешности и степени мастерства. Контролирующие факторы уменьшают внутреннюю мотивацию, так как приводят к экстернализации локуса причинности. Поэтому контроль деятельности учителя в той форме, в которой он обычно практикуется со стороны различных органов управления системой образования, выступает чаще в роли фактора, дезадаптирующего и дезинтегрирующего личность и ее деятельность. Информирующие факторы оказывают положительное влияние на внутреннюю мотивацию, так как усиливают внутреннюю каузальность и не несут в себе принуждения к деятельности.
Рассматривая реадаптацию как дериват личностного приспособления к профессии и через профессию, обратимся к анализу работ по мотивации профессиональной деятельности. Наиболее разработана проблематика профессиональной мотивации в зарубежной психологии. Это во многом связано не с логикой развития науки, а с тем, что возникший социальный заказ на изучение эффективных стимулов труда был обращен к психологам, которые и начали заниматься вопросами внутренних побудителей трудовой деятельности.
В настоящее время существует много разнообразных классификаций мотивов профессиональной деятельности (например, [272]), однако основания этих классификаций, выделяемые разными исследователями, неравноценны. Одни идут по пути научного обоснования выделения групп мотивов (Э. Ро и др.), другие опираются на собственные эмпирические исследования (М. Верной, Ф. Герцберг и др.). Одной из наиболее известных теорий профессиональной мотивации является так называемая двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Герцберга. Этот исследователь вслед за Мак Клелландом считает, что мотивацию можно охарактеризовать с помощью двух основных потребностей: потребности к достижениям и потребности к избеганию неудач.
Э. Ро основывает свою классификацию профессиональных мотивов на известной классификации А. Маслоу, в которой выделены низшие и высшие потребности и их иерархия. В нее включены потребности физиологического порядка, потребности в безопасности, любви, уважении, независимости, информировании, понимании, и, наконец, потребность в самоактуализации как самая высокая в иерархии. Ро считает, что уже сам выбор профессии предопределяется структурой потребностей человека. Поэтому главное для успеха и удовлетворенности трудом - нахождение такой профессиональной деятельности, в которой потребности человека будут реализованы наиболее полно. Так, для одних главным является самоактуализация, самореализация в профессии (что можно осуществить в творческих профессиях), для других гораздо важнее безопасность, для третьих - уважение и любовь. Здесь нам хотелось бы привести одно замечание известного специалиста в области мотивации П. М. Якобсона, которое мы считаем более приемлемым для профессии учителя. Он пишет, что «...в выборе соответствующей трудовой деятельности и в характере ее выполнения сказывается комплекс мотивов - тут играют роль и будущая перспектива (благополучие свое и близких), и социальное признание, связанное с деятельностью (профессия, вызывающая к себе уважение), и гражданские мотивы» [342, 271].
М. Верной выделяет следующие профессиональные мотивы:
- безопасность (стремление к самосохранению в физическом смысле и в смысле экономической безопасности);
- активность (стремление наиболее полно раскрыться в профессиональной деятельности, реализовать свои физические и интеллектуальные способности и возможности);
- уверенность в себе и независимость (реализация этих потребностей в деятельности);
- превосходство (стремление к превосходству над другими с помощью своих собственных достижений или принадлежности к «высшему» социальному классу);
- господство или доминирование (стремление приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми);
- стремление выделиться из группы, вызвать восхищение, социальная конформность (стремление к оказанию помощи другим, демонстрации им своего расположения и
симпатии).
«Коллекционирование» мотивов, однако, дает нам только общую картину, не объясняя основных закономерностей становления профессиональной мотивации в ситуации реадаптации личности в деятельности. Возникает вопрос; как в процессе мотивации происходит объединение побуждающих, направляющих и ценностно-смысловых начал профессиональной деятельности? Из вышеприведенного анализа следует, что вопросы профессиональной мотивации традиционно связываются с потребностями. Однако может ли некая потребность, например, потребность в самоактуализации в профессии, сама по себе породить конкретную деятельность?
Согласно А. Н. Леонтьеву, следует различать потребность как внутреннее условие или предпосылку деятельности и потребность в качестве того, что направляет и регулирует деятельность. В первом случае мы имеем дело с «состоянием нужды», которое «не знает» своего предмета. Оно может вызвать лишь ненаправленные поисковые движения. В результате этой активности индивид случайно находит нужный ему предмет, и в этом акте потребность встречается со своим предметом, то есть опредмечивается. Именно опредмеченная потребность и выступает в качестве основы направленной деятельности. Для опредмечивания потребности в профессиональной самоактуализации она обязательно должна быть соотнесена с конкретной ситуацией своего удовлетворения, необходима, по выражению И. В. Имедадзе, «встреча потребности и ситуации» [111, 91]. Потребность и ситуация соединяются в некоем новообразовании, которое в теории Д. Н. Узнадзе определяется через установку. В этом случае «в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно характеризовать как готовность, как установку к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение его актуальной потребности» [297, 170]. Это состояние изменяет самого субъекта. Имедадзе подчеркивает, что речь идет об изменении целостного субъекта, то есть меняется мотивация личности, тем самым в ней происходят определенные конструктивные изменения.
Кризисная ситуация деформирует установки, актуализирует иные потребности человека (например, в безопасности) в ущерб потребностям профессионального развития и личностной устойчивости. Изменение субъективной ценности поведения наступает уже на самом начальном его этапе, непосредственно после принятия решения по выходу из кризиса (возрастного, профессионального, социокультурного). Это было выявлено L. Festinger [378]. Автор показал, что благодаря механизму снятия когнитивного диссонанса происходит увеличение ценности выбранного поведения. В том же направлении изменяется мотив и на подступах к конечной фазе поведения, что находит свое выражение в явлении, обозначенном понятиями «мотивационный градиент» и «градиент приближения» [203]. В процессе осуществления деятельности ее субъективная ценность может, таким образом, увеличиваться и за счет обогащения ее потребностной основы актуализацией и подключением к ней новых потребностей. Но происходит и обратный процесс - система потребностей объединяется, теряя некоторые из своих составляющих.
Насыщение функциональной или любой другой потребности порой так «повреждает» потребностную основу поведения и деятельности, что их субъективная ценность коренным образом изменяется. Это может привести к прекращению данной деятельности и замене ее другой профессиональной деятельностью. Для педагогической профессии такая смена - довольно распространенное явление. Однако чаще субъект произвольно не прерывает свою профессиональную деятельность не потому, что ему «некуда деваться». Человек не зависит от власти механики потребностных сил, автоматических изменений в системе потребностей. Он может контролировать и корригировать этот процесс, произвольно изменяя ценность осуществляемого поведения и деятельности. В этом и находит свое выражение волевой или личностный уровень саморегуляции [4].
Для того чтобы восстановить побудительную основу профессиональной деятельности, компенсировать утраты в системе потребностей, личность вводит в эту систему новые побуждения, находит дополнительные стимулы. Об этом говорил еще Л. С. Выготский, видя механизм овладения собственным поведением в процессе «автостимуляции», который сводился к подключению к наличной мотивации вспомогательных мотивов или стимулов [169]. Но процесс поиска дополнительных побуждений - это лишь как бы фасад того сложного психологического механизма, который приводится в действие личностью для успешного продолжения деятельности. Речь идет об усилии индивида вписать свое занятие в более широкую систему социальных отношений, осмыслить ее место в более широком контексте социальной действительности и тем самым отыскать новый ее смысл, найти новые побуждения в универсальности своих общественных отношений [168]. Связывая свое поведение с новыми побуждениями, расширяя круг связанных с ним потребностей, личность увеличивает ценность данной деятельности, что позволяет ей успешно преодолевать ситуативно возникающие трудности.
Проблема смыслов решается в психологии в контексте жизненного пути личности, в стороне остается вопрос об обретении смыслов в профессиональной деятельности и через нее. В ситуации современной жизни поиск смысла широко «захватил» сознание соотечественников. Психология и смежные науки накопили материал для осмысления и обобщения наработок в этой области. Резко изменившиеся условия жизни общества поставили перед человеком проблему выбора стратегии жизнедеятельности. «Или, упиваясь своей свободой и независимостью от любых кумиров, от любой веры, от любых идей, он будет искать высший смысл бытия во вседозволенности и иллюзорных утехах и не найдет ничего более возвышенного, чем духовное прозябание при материальном достатке, сытости и растущем банковском счете. Или... будет стремиться не только к потреблению радостей земного бытия, но и поиску уникальной личной траектории движения, к наиболее полному раскрытию способностей, к максимально возможной самоотдаче с учетом своих возможностей и реальных целей, к всесторонней самореализации и общественному признанию» [186, 142].
В литературе проясняется психологическое содержание феномена смысла жизни, выявляется ряд основных его характеристик: субстанциальность, амбивалентность, полимотивированность, энергетический, возрастной и интеграционный аспекты смысла жизни, а также деформации и «сбои» в процессе его поиска. В. Э. Чудновский рассматривает смысл жизни как психологическую реальность и, что особенно ново для психологической науки, связывает его с проблемой судьбы, предопределенности. А. В. Суворов соотносит другую пару категорий: «смысл жизни» и «воля к жизни», затрагивает такие понятия, как «смерть», «личная ответственность», «духовное здоровье». В. Г. Асеев анализирует потенциал личности в качестве особого смыслового образования. А. А. Бодалев дифференцирует «будничное» и «высшее» Я при размышлениях о смысле жизни.
С точки зрения профессионального развития личности важным представляется вывод Д. Н. Завалишиной о профессиональном развитии специалиста высокой квалификации, необходимо включающем «выход за пределы» ведуoей деятельности - в учебно- (само)образовательную, игровую, досуговую. Г. А. Вайзер [60], обсуждая проблему становления смысла жизни, приводит результаты эмпирического исследования, в котором выявлялись особенности смысла жизни у школьников и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.
Особое место занимают работы, посвященные анализу проблемы смысла жизни с точки зрения социальной реабилитации личности (Б. С. Братусь, Н. Л. Карпова, Ю. Б. Некрасова и др.). В них убедительно показана роль деятельности по выстраиванию собственного смысла жизни в ситуации нарушений в физическом и психическом развитии. Это обладающие высокой психотерапевтической эффективностью средства, используемые самим человеком для выхода из критической ситуации, для собственного развития. Они не относятся непосредственно к психотерапии, поскольку могут включаться и без вмешательства психотерапевта в трудные периоды жизни человека (войны, различные конфликты, в том числе межличностные, и пр.). Внимание авторов привлечено в основном к «внутренним условиям жизни человека». Исключение составляют исследования В. С. Трипольского, в которых анализируются особенности поведения человека в ситуации убеждающего воздействия. Результатом такого воздействия, которое часто реализуется по механизму конформного подчинения, может быть формирование навязанного человеку чуждого ему смысла жизни.
Вместе с тем проблема заданных обществом ориентиров, ценностей, их содержания, а также формы предъявления индивиду является жизненно важной в настоящий момент времени - момент разрушения старых ориентиров и отсутствия декларируемых обществом новых. Жизнь человека в обществе начинается с усвоения эталонов поведения - семейных, религиозных, национальных, государственных и пр. Оно является первым шагом на пути формирования смысла жизни - нахождения своего места в системе этих ориентиров. Отсутствие таких единых для общества эталонов «сбивает» развертывание этого процесса и затрудняет формирование смысла жизни у человека.
Философские и социолого-публицистические работы расширяют видение проблемы от смысла существования до смысла жизни. Психологические исследования разноплановы как по уровню теоретической разработки высказываемых предположений и утверждений, так и по подходам к этой проблеме. Объединяющей линией всех представленных работ можно считать несомненное желание авторов разобраться в обсуждаемых вопросах, представить и обосновать свою точку зрения. При чтении многих публикаций создается впечатление эмоциональной включенности авторов, «выстраданности» их рассуждений, что инициирует мысли о смысле собственной жизни.
Сначала обратимся к общетеоретическим посылкам проблемы поиска смысла жизни, которая актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в период «тройного кризиса» - возрастного, социального и профессионального. Современное состояние нашего общества характеризуется ломкой его устоев. Потому не случайно отечественные психологи обращают пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях общественного бытия. За последние годы значительно продвинуты теоретические исследования в этой области. Несмотря на ряд трудностей, предложено определение исходного понятия: «Смысл жизни - идея, содержащая в себе цель жизни человека, „присвоенная" им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [324,15].
В работах Л. С. Выготского и его последователей психическое развитие рассматривается как процесс качественных
изменений, которые происходят в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта, представленного в предметах человеческой культуры. По мнению Выготского, «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [68].
В качестве важнейшего параметра личности А. Н. Леонтьев выделяет «степень иерархизированности деятельностей, их мотивов». Иерархии мотивов существуют на всех уровнях развития и образуют «относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть менее крупными или более крупными, разъединенными, или входящими в единую мотивационную сферу» [154, 220]. Высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что человек свои действия как бы примеривает к главному для него мотиву, то есть его жизненной цели. Этот главный мотив у одних ограничивается, например, бессмысленной целью создания «державы золота» (как это было у Скупого рыцаря), у других «возвышается до истинно человеческого, не обособляет человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, с их благом» [154,221]. В последнем случае главные мотивы человека «способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни» [там же, 221]. Проблема устойчивости мотивационной сферы человека изучалась в работах Л. И. Божович и ее сотрудников. Показано, что «устойчивость ей придают лишь те мотивы, которые связаны с новообразованиями, возникшими в процессе социального развития человека (мотивы, идущие от сознательно поставленной цели, убеждений и пр. [46,174].
Роль сознания в становлении жизненного смысла раскрывается в работах С. Л. Рубинштейна. Выделяются два основных способа существования человека и соответственно два отношения его к жизни. Первый способ определяется тем, что «человек весь внутри себя, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом» [253, 351], Второй способ обусловлен появлением рефлексии. Человек мысленно занимает позицию вне жизни, выходит за ее пределы. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. У человека формируется «обобщенное, итоговое отношение к жизни», в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Это отношение позволяет реализовать смысл человеческой жизни - «быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные», «быть преобразователем жизни», «непрерывно ее совершенствовать» [253, 385].
Сфера истинного бытия человека в качестве личности определяется как «сфера его выхода за пределы себя» - [23, 5]. Личность экстраполирует себя в свое будущее, а будущее проецирует в настоящее. Будущее переживается человеком в виде «страстного стремления к своим целям и идеалам, как тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей» [там же, 4-5]. Отсюда вытекает, что становление смысла жизни определяется тем, как относится человек к прошлому и будущему, как происходит преломление мира других через отношение к себе.
В формировании смысла жизни важную роль играет выстраиваемая личностью «жизненная линия», проведение которой, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, заключается не просто «в отделении значимого от незначимого, а в определении меры и масштаба значимости (по критерию достойного или недостойного себя в целом)» [7, 39]. На высшем уровне личность самоопределяется по отношению к ходу жизни в целом. Личность вступает в противоречие с обстоятельствами, купируя воздействие тех, которые не отвечают жизненной линии. Анализируя ценностный аспект отношения человека к жизни в целом, автор подчеркивает, что личностью разрешается противоречие, равное смыслу жизни, жизненно-мировоззренческого масштаба.
Фактором развития личности выступает ее активная устремленность в будущее, эмоционально окрашенная направленность на решение отдаленной, общественно значимой задачи, выступающей смыслом жизни человека. Так, К. Обуховский полагает, что в критических ситуациях возрастного развития «благополучный переход в новую фазу зависит от того, является ли жизнь реализацией основной направленности личности на далекую задачу - смысл жизни» [206,64].
Особенности фаз жизненного пути, как показал Б. Г. Ананьев, определяются не только социальными факторами, но и смыслом жизни [16, 67]. Под этим углом зрения он проанализировал так называемый «парадокс завершения человеческой жизни», суть которого состоит в том, что «умирание» форм человеческого существования наступает нередко раньше, чем физическое одряхление от старости. В условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Научные знания о долгожителях подтверждают сохранность личности, когда человек сопротивляется условиям, благоприятствующим такой изоляции.
Таким образом, в зрелом возрасте происходит иерархи-зация мотивов, возникает рефлексия, складывается обобщенное отношение к жизни, расширяется ценностно-смысловое пространство личности, выстраивается жизненная линия и возникает направленность на цели. Смысл жизни в зрелом возрасте облегчает выход из кризиса, а его ломка, сужение негативно сказываются на целостности личности, ведут к ее деградации.
Выше мы проанализировали понимание психологического феномена «смысла жизни» в русле проблемы развития личности. Рассмотрим теперь результаты исследования, направленного непосредственно на изучение специфики смысла жизни и его влияния на судьбу человека.
Особый интерес для нашего исследования представляют выводы В. Э. Чудновского. Он заключает, что «смысл жизни - не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [324, 16]. Обсуждая проблему становления смысла жизни, В. Э. Чудновский особое внимание уделяет характеристике так называемых кризисных, переломных моментов в возрастном развитии, соотнося их специфику с особенностями жизненных смыслов. Учитывая биологические факторы возрастного развития, автор особо выделяет два возрастных периода - подростковый и период старения. «Если в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла, то «биология старости» неизбежно способствует развитию пессимизма, сосредоточивает внимание на ограниченности, смертности бытия человека. Укороченная „биологическая перспектива" затрудняет решение проблемы „поддержания" смысла жизни, „опрокидывает" ее в прошлое» (324, 21]. Возникая в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов, смысл эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм». Это система сдержек и противовесов, не допускающая одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующая превращению человека в раба собственных потребностей, влечений и непосредственных сиюминутных интересов. Эта система приобретает первостепенное значение в период кризисного состояния личности. Поэтому актуальным является изучение специфики и содержания жизненных смыслов в период «середины жизни».
Задача нашего исследования состояла в том, чтобы выявить обретение смыслов в профессии и через профессию. В. Э. Чудновский в связи с этим отмечает, что смысл жизни может сжиматься, как шагреневая кожа, до примитивного стремления выжить и подниматься до вершин подвига и самопожертвования. Поэтому он рассматривает его как динамическую иерархическую систему, в которой наряду с множеством так называемых малых смыслов существует и большой, главный жизненный смысл.
В работах X. Томэ и У. Лер содержание понятия «смысл жизни» вкладывается в понятия «тема бытия» и «тематическое структурирование жизни» [24]. Понятие темы Томэ рассматривает как синоним понятий «ценность» и «значимость». Мотивационный потенциал тем проявляется в постановке человеком целей и в переживаниях успеха и неудачи. Анализируя эпигенетическую концепцию Э. Эриксона, Томэ поддерживает его идею о последовательной смене ведущих тем в разные периоды жизни. Он, однако, считает недоказанным тезис о том, что смена тем детерминирована заложенным в природе человека «основным жизненным планом», согласно которому каждая тема приурочена к определенному возрастному периоду. По его мнению, не «внутренний генеральный план», а взаимодействие человека с конкретно-исторической действительностью порождает проблемы, необходимость решать которые и формирует соответствующие свойства личности.
В контексте нашей проблемы можно, таким образом, заключить, что, несмотря на то, что исследователи часто апеллируют к спискам общечеловеческих ценностей, однако и возраст, и социокультурная ситуация, и профессия обусловливают доминирование определенных тем.
Попытаемся сначала теоретически «очертить границы» этого главного жизненного смысла, являющегося опорой человека зрелого возраста в сложной социокультурной ситуации, занимающегося профессионально педагогической деятельностью. Обратимся к самому понятию «смысла. Оно имеет двоякое значение: «1) суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведении; 2) личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта» [133,351].
В первой трактовке - основное содержание - смысл профессиональной жизнедеятельности педагога задается извне как формирование воспитанника в виде гармонично развитой личности, что невозможно без репрезентации себя как субъекта этой деятельности в виде некоего конкретного идеала для подражания (то есть для обеспечения основного механизма воспитания). Осознание значимости профессиональной деятельности еще не ведет к превращению этого значения в «личностную значимость» или личностный смысл. Поэтому в психологии понятие «смысл» чаще используется во втором определении, образуя с понятием значения полярную оппозицию. Более того, развивая содержание понятия «смысл», К. А. Абульханова заключает: «Нечто имеет или приобретает для меня смысл, не только поскольку я осознаю ценность и важность этого нечто лично для меня, но и потому, что я способен пережить мое отношение (здесь и далее курсив наш. - Г. Г.) к этому, почувствовать этот смысл. Смысл как составляющая человеческого сознания - интеграл и переживания (этого смысла), и побуждения (мотива) к этому предмету, и осознания его» [6,9].
В зрелом возрасте «возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к окружающему его и осознанного отношения, опосредствованного через «дальнее» [254, 352]. У человека формируется «обобщенное, итоговое отношение к жизни», в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Это отношение позволяет реализовать смысл человеческой жизни - «быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные» [там же].
Очень часто при рассмотрении самоопределения личности говорят одновременно и о самореализации, и о самоактуализации, что свидетельствует о признании самоопределения не только как чисто планирующего образования, связанного с будущими выборами, но и как сложного образования, пронизывающего всю человеческую жизнь. «Самоактуализация - это не конечное предназначение человека, - пишет В. Франкл. - Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [306, 57]. Конкретизируя свою мысль. Франкл вспоминает слова А. Маслоу о том, что «дело самоактуализации» может быть сделано лучше всего «через увлеченность значимой работой» [там же, 59]. Применительно к проблеме профессиональной реадаптации педагогов можно отметить, что сущность такого самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении новых смыслов в своей работе.
Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А. Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии личности хотя бы как о возможности [31, 360-363]. Учитывая специфику труда преподавателей, многие из которых стремятся оставить свой след и надеются на продолжение своего дела через учеников, можно предположить, что осмысление проблемы социального бессмертия также может стать одним из направлений профессиональной реадаптации педагогов.
Рассмотрению экзистенциальных проблем посвящены фундаментальные труды С. Кьеркегора, представленные в библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова. Они содержат философско-психологический анализ всех актов собственной жизни и движения мысли. В «Stades» Кьеркегор выделяет 3 стадии на жизненном пути личности: 1) стадию чувственной эстетики - меланхолические размышления юноши: «За полтора года (влюбленности) я выносил в себе поэзии более, чем ее содержится во всех романах вместе взятых» [395,793], 2) стадию действенной этики; 3) экзистенциальную стадию [там же, 791-792].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|