|
Ранжирование профессиональных качеств по значимости
Места
Качества
|
|
|
|
|
|
| Любовь к детям
|
|
|
|
|
|
| Широкий научный и культурный кругозор
|
|
|
|
|
|
| Чувство долга и ответственности, добросовестность
|
|
|
|
|
|
| Справедливость, объективность
|
|
|
|
|
|
| Индивидуальный стиль работы
|
|
|
|
|
|
| Анализ своих ошибок и достижений
|
|
|
|
|
|
|
Итак, рассматриваемые личностные качества распределились следующим образом:
1. Любовь к детям.
2. Чувство долга и ответственности, добросовестность.
3. Широкий научный и культурный кругозор.
4. Справедливость, объективность.
5. Анализ своих ошибок и достижений.
6. Индивидуальный стиль работы.
Как видим, на первые места ставится любовь к детям и чувство долга и ответственности за их воспитание. Таким образом, отчетливо проявился мотив генеративности - стремление повлиять на молодое поколение. Третье место отводится научному кругозору, без которого невозможно интеллектуально-творческое самовыражение педагога.
Основная информация была получена по методике, разработанной Е. И. Головаха и А. А. Кроником [71] на основе причинно-целевой концепции психологического времени. Цель этой методики состоит в определении на основе реализованной личности ее психологического возраста, а также самооценок этих показателей. Испытуемым предлагалось оценить свою жизнь (как прошлую, так и будущую) по наполненности ее значимыми событиями, пользуясь таблицей пятилетних интервалов по 10-балльной шкале. При обработке проводилась черта под интервалом, который соответствует хронологическому возрасту испытуемого, то есть разграничивается прошлое и будущее. Далее подсчитывалась сумма баллов по прошлому и по жизни в целом (то есть прошлому и будущему вместе). Степень реализованное™ жизни находится как соотношение событийной насыщенности прошлого и будущего:
РЖ = СПЖ : СВЖ х 100 %,
где: РЖ - реализованность жизни,
СПЖ - событийность прошлой жизни,
СВЖ - событийность всей жизни.
Психологический возраст вычисляется по формуле:
ПВ = РЖ х ОПЖ,
где ПВ - психологический возраст,
РЖ - реализованность жизни,
ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни.
Например: испытуемому 45 лет, ожидаемая продолжительность жизни 70 лет. Насыщенность значимыми событиями прошлого он оценил в 48 баллов, будущей жизни -40 баллов, следовательно, насыщенность всей жизни условно составит 88 баллов. Значит, РЖ = 48 : 88 х 100 % = = 0,55 х 100 % = 55 %, в то время как ПВ - 0,55 х 70 = 38,5 лет.
Самооценка реализованности и психологического возраста определялась посредством прямых вопросов. Для изучения удовлетворенности профессией как одного из показателей профессионально-личностной реадаптации учителя использовалась методика, разработанная А. А. Кисселем. Для определения индекса удовлетворенности профессией использовался опросный лист с утверждениями, относящимися к профессии. Лист включает в себя следующие суждения:
1. Профессия скорее нравится, чем не нравится.
2. Моя профессия - одна из лучших.
3. Профессия мне совершенно не нравится.
4. Моя профессия хуже, чем многие другие.
5. Моя профессия не хуже, не лучше других.
6. Считаю, что есть профессии, которые гораздо хуже моей.
7. Большинство других профессий лучше, чем моя.
8. Трудно сказать, нравится ли мне моя профессия.
9. Считаю свою профессию лучше всех других.
10. Это одна из худших профессий.
11. Профессия мне очень нравится.
12. Считаю, что есть много профессий, которые лучше моей.
13. Моя профессия не хуже многих других.
14. Эта профессия мне скорее не нравится, чем нравится.
15. Я довольно равнодушно отношусь к своей профессии.
Испытуемые оценивали каждое утверждение, выражая свое согласие или несогласие с ним. Индекс удовлетворенности определяется только по сочетаниям ответов на пять из 15 вопросов, а именно: № 1,3,8,11,14. Они обнаружили максимальную устойчивость и непротиворечивость (устойчивость 86,4 %). Далее используется шкала, в которой высшая оценка - 5 баллов - дается при принятии суждений 11+1; оценка 4 балла означает «профессией в общем удовлетворен» и предполагает согласие только с суждением 1; 3 балла - неопределенное отношение, чему соответствует принятие суждения 8 и неприятие всех остальных, либо же одновременное согласие с суждениями 1, 11 и 8; 14 и 8. Согласие только с суждением 14 дает 2 балла и вывод - «профессией не удовлетворен». Низшая оценка - 1 балл - дается в случае согласия только с суждением 3 или одновременно 3+14.
При изучении процесса профессионально-личностной реадаптации не может быть оставлена без внимания динамика самооценки личности. Для повышения объективности использовалась комплексная методика изучения самооценки. В методике М Куна предлагается за 12 минут дать 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Затем подсчитывается количественное и качественное соотношение утверждений, относящихся к различным сферам жизни человека. По методике Дембо-Рубинштейн исследовался уровень самооценки удовлетворенности работой, семьей, здоровьем с точки зрения настоящего, прошлого и будущего. Испытуемым предлагалось 9 шкал - отрезков длиной 12 см с едва заметной точкой, обозначающей середину. По первым трем шкалам отражалась самооценка удовлетворенности работой, семьей, здоровьем в прошлом; по следующим трем - эти же самооценки в настоящем; и по последним трем шкалам характеризовалось будущее. Испытуемые отмечали на каждой из этих шкал высоту своих самооценок по указанным параметрам. При обработке измерялась высота самооценок в сантиметрах. Рассмотрим результаты, полученные по каждой из методик.
Совпадение самооценки психологического возраста с хронологическим или различие их не более чем на один год наблюдалось у 23 % испытуемых, у 61 % самооценка психологического возраста занижена (чувствуют себя моложе), у 16% - завышена (чувствуют себя старше). Для сравнения приведем данные А. А. Хроника и Е. И. Головаха [136]: совпадение самооценки психологического возраста с хронологическим отмечалось у 24 % испытуемых, занижена самооценка психологического возраста у 55 %, завышена - у 21 %. То есть в нашей группе было больше людей, чувствующих себя моложе. Это подтверждается и следующими цифрами: реализованность в среднем по группе составила 62,5 %, а самооценка реализованности -53,1 %; психологический возраст, вычисляемый по таблице пятилетних интервалов, составил в среднем 39,9 лет, а самооценка психологического возраста - 32,7 лет. Это можно объяснить тем, что в группу входит большой процент испытуемых, которым более 40 лет, - поэтому вступает в силу «феномен консервации возраста», то есть тенденция занижать свой психологический возраст: чем старше человек, тем сильнее эта тенденция [76,166]. Однако этот вывод, учитывая профессию испытуемых, нельзя считать главным: здесь находит подтверждение гипотеза о том, что педагогическая деятельность, максимально реализуя генеративность в зрелом возрасте, способствует психологической устойчивости и субъективному «омоложению» личности.
Соотношение самооценки психологического возраста с хронологическим - важный индикатор таких кризисов в развитии личности, как нереализоваиность и утрата смысла жизни [137]. На кризис нереализованности указывает низкое значение самооценки психологического возраста в сравнении с хронологическим. Это различие часто доходит до 15-16 лет, О кризисе смыслоутраты обычно свидетельствует чрезмерно высокое значение самооценки психологического возраста в сравнении с хронологическим, когда человек чувствует, что «жить незачем».
В нашей выборке при среднем значении показателя различий М = 5,83 стандартное отклонение а составило величину 0,63 при стандартной ошибке среднего т = 0,08. Небольшие значения в разбросе данных и незначительное стандартное отклонение свидетельствуют о достаточной надежности полученного показателя и позволяют сделать вывод о том, что в данной выборке максимальные различия психологического возраста в сравнении с хронологическим составляют не более 6,5 лет.
В результате корреляционного анализа были получены следующие связи психологического возраста с такими показателями, как реализованность - 0,830; самооценка реализованное™ - 0,539; самооценка психологического возраста - 0,793; хронологического возраста - 0,916; стажа педагогической работы - 0,911. Корреляции психологического возраста с самооценочными показателями следующие: с количеством высказываний (методика Куна) -0,308; с самооценкой удовлетворенности в настоящем: работой - 0.458[5], семьей - (-0,007), здоровьем - (0,085); с самооценкой удовлетворенности в прошлом: работой -0,263, семьей - (-0,251), здоровьем - (-0,061); с самооценкой удовлетворенности в будущем: работой - (-0,003), семьей - (-0,328), здоровьем - (-0,146). Приведенные цифры свидетельствуют о том, что работа выделяется как одна из главных сфер жизни учителя и наиболее значима удовлетворенность ею в настоящем. Что же касается связи психологического возраста с другими показателями, так или иначе относящимися к понятию времени, то здесь все коэффициенты ранговой корреляции достоверны, следовательно, их связь и взаимовлияние достаточно тесны.
Связи самооценочных показателей между собой представлены в таблице 11, где 1* - работа в настоящем, 2* -работа в прошлом, 3* - работа в будущем, 4* - семья в настоящем, 5* - семья в прошлом, 6* - семья в будущем, 7* -здоровье в настоящем, 8* - здоровье в прошлом, 9* - здоровье в будущем.
Таблица 11
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|