|
Творческое переживание и самореализация
Личности в профессии
Кризис - это поворотный путь жизненного пути личности. Сам жизненный путь в своей ретроспективе есть история личности, а в феноменологической перспективе есть замысел жизни, внутреннее единство которого конституируется ценностью. Замысел в отношении к идеальной ценности осознается, точнее сказать, отражается как призвание, а в отношении к профессиональной жизнедеятельности - как Дело жизни. Дело конкретизируется в конкретные планы, цели, задачи, реализация которых и воплощает жизненный замысел. Когда в результате тех или иных событий реализация жизненного замысла становится субъективно невозможной, возникает ситуация кризиса.
Исход переживания кризиса состоит в некотором порождении собственной жизнедеятельности, в самостроительстве, то есть в творчестве. Ценностному переживанию для того, чтобы выполнить свою задачу - позволить человеку устоять на его ценностной позиции, достаточно в идеальном плане признать в качестве высшей действительности ценностную действительность. Творческому переживанию требуется нечто большее, ибо его задача состоит в обеспечении возможности действовать, исходя из этой позиции, реализуя ее в практических условиях, материально противоборствующих осуществлению этой позиции. Такое действование оказывается психологически возможным только при достижении особого внутреннего состояния на уровне личности. Имеется в виду состояние готовности пожертвовать любым из своих мотивов, о которых уже шла речь при обсуждении ценностного переживания. В обычных условиях жизнедеятельности подобная мобилизация достигается внутренним самоуглублением. В ситуации разрешения кризиса происходит, как подчеркивает Ф. Е. Василюк, «обратное движение не в себя, а от себя» [62, 150], движение, сосредоточивающее все душевные и физические силы человека не столько на достижение безопасности, сколько на служение высшей ценности, созидание, творчество.
Опыт социального взаимодействия формирует в сознании человека, профессионально занимающегося педагогической деятельностью, идеал социального типа, которому он должен соответствовать, особенно если он выполняет функцию, связанную с воспитанием. Характеристики социального типа представлены Е. Б. Старовойтенко [276]: 1) полнота, глубина и разносторонность связей личности с обществом; 2) активность в освоении разных форм общественной деятельности; 3) уровень сознательной организации своей общественной жизни; 4) мера преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций; 5) устойчивость и объем социально значимых позиций личности; 6) уровень продуктивности деятельности и масштаб перемен, совершаемых ею в общественных отношениях и собственной жизни.
Итак, направленность зрелой личности на творчество пронизывает все виды ее отношений к жизни, к профессии. Для личности педагога мы выделяем систему творческих отношений и переживаний как специфических для этого вида профессиональной деятельности.
Сущность творчества раскрывается обычно на основе его социальной природы. В работе «Немецкая идеологиям К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Творчество или творческая деятельность - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение» [178, 282]. Это положение легло в основу общепринятого определения творчества как «деятельности, порождающей нечто качественно новое» [347, 330]. Мы исходим из двух основных подходов к рассмотрению проблем творчества, сложившихся в современной науке: 1) общеэвристического, исследующего основные аспекты и закономерности творчества человека и 2) профильного, изучающего специфику протекания конкретных творческих процессов и в частности педагогического творчества.
П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский развивали в своих трудах положение о творческом характере труда учителя. У Н. К. Крупской есть ряд работ и высказываний, посвященных тому, какими качествами должен обладать учитель. Так, в статье «Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим педагогом» она отмечала: «От его (учителя) усилий зависит выработка такого метода и такой программы преподавания, которые делала бы из ученика не только исполнителя, но и творца и организатора» [138, 373]. Таким образом, педагог сам должен быть творческой личностью, и одновременно его основной задачей является формирование творческих начал в своих учениках или, по выражению Макаренко, задача «проектировать личность». Очень большое значение придавал творчеству в деятельности всего педагогического коллектива Сухомлинский. Он писал: «Руководство без конкретного примера, без вашего собственного источника творчества невозможно» [285,14].
Значимость творческой компоненты в деятельности учителя в эпоху научно-технического прогресса и повышения требований общества к подготовке учащихся все возрастает. В последние два-три десятилетия отмечается значительное изменение возрастной динамики творчества в сторону «омоложения»: созданы и успешно действуют научные общества учащихся (НОУ). Именно учитель инициирует этот процесс, формируя в силу особенностей своей профессиональной деятельности у своих учеников творческий подход к учебе и труду, вооружая их соответствующими способами деятельности, обеспечивая тем самым развитие творческих способностей детей. Естественно, что для этого он должен сам обнаруживать указанные качества.
Таким образом, история педагогических концепций и современная практика убеждают в необходимости глубокой теоретической разработки вопросов творчества в деятельности учителя. Именно в аспекте долженствования - «быть творческим» - деятельность учителя рассматривается в работах Ю. П. Азарова, Ф. Н. Гоноболина, А. Ф. Иванова, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, Н. М. Яковлевой и других исследователей. Однако вопрос о роли творчества в жизнедеятельности и профессиональной самоактуализации учителя часто ставился, но редко, когда рассматривался достаточно глубоко. С позиции адаптации личности его роль только обозначена [36].
Прежде всего следует отметить, что в научной литературе определилась тенденция выделения в творческой деятельности педагога двух подсистем: научно-поисковой и субъективно-эмоциональной. Причем, В. А. Кан-Калик [115], например, приравнивал вторую подсистему к театрально-художественному виду творчества. Нас всегда более интересовала научно-поисковая, можно сказать, интеллектуальная сторона педагогического творчества [249 и др.]. В этом же направлении мы в течение более 15 лет проводили экспериментальную работу в школах. При функциональном анализе структуры педагогической деятельности нами выделены подходы к вопросу о месте, отводимом творчеству в деятельности учителя.
Согласно первой концепции творчество связано с основными областями педагогической деятельности: гностической, конструктивной, организаторской и коммуникативной [142]. Эта связь наиболее четко прослеживается для конструктивного компонента, поскольку речь идет о деятельности, связанной с «отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала, созданием планов», то есть том основании, на котором строятся все остальные компоненты деятельности учителя. В соответствии со второй точкой зрения, в структуре педагогической деятельности особо выделяется исследовательская функция учителя и устанавливается, что осуществление этой функции придает работе учителя творческий, поисковый характер [343].
Творчество учителя в аспекте первого подхода понимается следующим образом: «Обучение является творчеством, поскольку требует каждый раз преломления установленных, ставших достижениями науки и общественной практики истин в условиях конкретной педагогической ситуации, требует преобразования опыта учащихся в направлении обнаружения этих истин» [142, 66]. Творчество педагогов усматривается в поисках новых решений педагогических задач. При этом педагогическая задача понимается как частный случай любой мыслительной задачи, связанной с разрешением проблемной ситуации, возникающей в процессе обучения или воспитания, в которой должно быть достигнуто согласование действий между преподавателями и учащимися. Творческие педагогические задачи подразделены на «сверхзадачи», стратегические, тактические и оперативные. Для высокопродуктивной деятельности педагогов-мастеров определена постановка «сверхзадачи» - «той конечной отдаленной цели, которой может достигнуть система при оптимальной организации ее деятельности. Стратегические задачи представлены как задачи перспективного планирования на более «обозримый» срок. К тактическим задачам отнесены те, которые связаны с отбором учебного материала, составлением программы деятельности школьников по усвоению материала, и задачи планирования собственной профессиональной деятельности. Оперативные задачи увязаны с выбором приемов и методов обучения тому или иному разделу программ.
Мы не можем согласиться с трактовкой педагогического творчества только как искусного умения педагога применить существующие методы или как «поиска и открытия нового в методах и путях обучения и воспитания» [112]. В этих определениях речь идет, скорее всего, о двух разных уровнях педагогического творчества. В первом случае этот уровень более низкий, во втором он более высок.
Поэтому в понимании педагогического творчества нам ближе концепция Н. В. Кузьминой [141, 18] о двухуровневой структуре, в которой вычленяются педагогические изобретения и педагогические исследования.
Педагогические изобретения имеют место как в области отбора и композиции учебной информации, так и в сфере создания новых форм и методов обучения и воспитания, а также способов решения педагогических задач. Педагогические изобретения могут возникать стихийно, на основе осознания педагогом несоответствия между целями, которые перед ним стоят, и средствами, формами и методами, имеющимися в его распоряжении.
В отличие от педагогического изобретения, педагогическое исследование - сознательный и целеустремленный поиск совершенствования педагогического процесса на основании использования научного аппарата, позволяющего сделать поиск более успешным. Содержанием его является измерение различных аспектов педагогического процесса, проверка его эффективности по многим критериям и параметрам в соответствии с формулировкой цели деятельности. И действительно, «мыслящий» учитель так же, как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: а) анализ педагогической ситуации (диагноз); б) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз); в) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата; г) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса; д) оценка полученных данных; е) формулирование новых задач. Определяя содержание исследовательской функции учителя, А. И. Щербаков [335] указывает на необходимость научного подхода к педагогическим явлениям, умения выдвинуть гипотезу, спроектировать и провести несложный педагогический эксперимент, проанализировать собственный опыт и опыт других учителей, творчески освоить и переосмыслить научную литературу. Речь, таким образом, идет о втором уровне педагогического творчества - педагогическом исследовании.
Однако, на каком бы уровне ни осуществлялась творческая деятельность учителя, непременным условием ее является осмысление того, что он (учитель) делает целенаправленно и в терминах науки. А для этого учителя нужно и возможно подготовить и приобщить к исследовательской работе.
В вузовской практике проблема привлечения будущих учителей к творческой деятельности по-прежнему остается довольно острой. Об этом свидетельствуют, например, результаты опроса, проведенного нами в 1998 году среди студентов 4 курса педагогического университета на предмет того, какое место они отводят творчеству в научной работе как средству своей профессиональной подготовки. В анкетах закрытого типа им было предложено ответить на вопрос «Какова, на ваш взгляд, роль научной работы в формировании будущего учителя?» Конъюнктивный характер ответа определил выбор одного из трех предложенных вариантов:
1) «Научная работа - необходимое средство формирования учителя»;
2) «Научная работа важна для учителя, но без нее можно обойтись»;
3) «Научная работа - излишняя роскошь для педвуза, педагогом можно стать и без нее».
Таким образом, выявлялось три варианта отношений к исследуемому объекту: положительное отношение (1), индифферентное (2) и негативное (3). Результаты проведенного опроса в зависимости от курса обучения сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Отношение студентов к научной работе как средству профессионально-педагогической подготовки (в % к числу опрошенных по курсам обучения)
Отношение
|
|
|
|
| В среднем
| положительное
| 39,9
| 44,4
| 47,3
| 50,7
| 45,5
| индифферентное
| 55,2
| 51,9
| 49,5
| 46,4
| 50,8
| отрицательное
| 4,9
| 3,7
| 3,2
| 2,9
| 3,7
| Анализ данных, приведенных в таблице 2, показывает, что, хотя оценка роли научно-исследовательской подготовки для будущей профессионально-педагогической деятельности и повышается от курса к курсу, в среднем по числу опрошенных направленность на научное творчество выражена только у 45,5% студентов. Более половины опрошенных студентов - 50,8% - выразили равнодушное отношение к научному поиску с точки зрения профессиональной ценности.
Интерес к проблеме готовности учителя к творческому подходу в педагогической деятельности возник в педагогической психологии в последней четверти XX века, предшествовал волне гуманистически ориентированных работ и продолжает развиваться как в России, так и на Западе. Достаточно упомянуть, что над этой проблемой работают в Германии Р. Тауш, В. Голем, X. Хофман, в Венгрии - Ш. Надь, Е. Гажб, Ш. Сандор. Исследование обсуждаемой проблемы связано с именами Т. Исона, Р. Госдена, С. Ньюита, Дж. Маклейша (Великобритания), известны работы Д. Аллена, Дж. Купера, Р. Шварца (США), Ж. Троншера (Франция) и др.
Вопросам профессиональной компетентности педагогов уделяется достаточно большое внимание. Так, целый номер журнала «L'education permanente» (Франция) за 1997 год посвящен дискуссии о подготовке учителей и повышению квалификации (№ 49-50). В редакционной статье журнала «L'education», подводящей итоги аналогичной дискуссии, дается «новая модель» учителя, составной частью которой является его «исследовательская функция» (с. 6-8). Вопросам подготовки будущих педагогов к научно-исследовательской и экспериментальной работе посвящен специальный выпуск журнала «Bildung und Erziehung» (1996, №4).
В США подготовка учителей наделена на «новую эру», в образовании, предполагающую учет постоянно меняющихся программ школьного обучения, новых задач и целей образования, структуры «неформального», индивидуализированного обучения и т. д. Рассматриваются такие вопросы, как развитие творческого профессионального мастерства студентов в процессе их учебной работы в педагогическом учебном заведении [410], проведение инструктажа учителей по осуществлению новых требований к методике обучения, предусматривающих развитие активного мышления и творческих способностей учащихся [431] и т.д. Целая плеяда исследователей работает над проблемами соответствующей подготовки будущего учителя и в российских вузах. Некоторые из них специально указывают на исследовательскую деятельность как стимулирующую творческое мышление учителя.
Рассмотрим творческую деятельность педагогов с точки зрения трех основных подходов к трактовке творчества, разрабатываемых в научной литературе и называемых соответственно личностным, процессуальным и продуктивным подходами.
При первом подходе - личностном - творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности, то есть как способ самоосуществления личности. К числу «личностных», то есть, по мнению А. В. Брушлинского, «наиболее существенных для индивида как личности» психических свойств «относятся преимущественно... способности» [55,3].
Анализ творческих способностей встречается в целом ряде работ [41; 164; 233; 244; 388 и др.). При самом общем рассмотрении лица, характеризующиеся развитым творческим мышлением, «в состоянии обнаружить новые соотношения объектов и явлений, методы или приемы исследования и т. д. [249, 28]. Проблема структуры творческих способностей не получила однозначного решения, поскольку сложно представить универсальные признаки для их выделения. Например, трудно установить критерии, которыми руководствуется J.Р. Guilford [388] при вычленении совокупности следующих творческих способностей: 1) чувствительность к проблемам (видение проблемы); 2) беглость речи, образования ассоциаций, выражения мысли, формирования понятий; 3) гибкость мышления (спонтанная, адаптационная); 4) оригинальность мышления; 5) способность к разработке; 6) аналитико-синтетические способности. Близок по содержанию, но более пространен по описанию перечень, предложенный Луком: 1) зоркость в поисках проблемы; 2) способность к свертыванию мыслительных операций; 3) способность к переносу опыта; 4) цельность восприятия; 5) сближение понятий; 6) готовность памяти; 7) гибкость мышления; 8) способность к оценке; 9) способность к сцеплению и антиципации; 10) легкость генерирования идей; 11) способность предвидения; 12) беглость речи; 13) способность к доработке; 14) способности и творческий потенциал.
Из концепции С. Л. Рубинштейна, поддерживаемой Б. М. Тепловым, о соотношении способностей и умений следует, что в процессе овладения знаниями о способах исследовательской деятельности и умениями в ее осуществлении происходит развитие творческих способностей, что в комплексе обеспечивает готовность к профессионально-педагогической деятельности на уровне творчества. И, наконец, при личностном подходе к анализу творческой деятельности педагогов, кроме творческих способностей, следует учитывать и целый ряд других качеств личности, необходимых для осуществления творчества. Любой вид деятельности является производным от определенного сочетания качеств личности. В. А. Крутецкий относит к их числу:
1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
2) ряд характериологических черт, таких как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость; устойчивые интеллектуальные чувства;
3) благоприятные для деятельности психические состояния, например, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.;
4) наличный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;
5) определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности [139].
Все это справедливо и для педагогического творчества.
При анализе процессуального подхода к творчеству его рассмотрение возможно по следующим основным направлениям:
1) взаимосвязь воспроизводящих и творческих компонентов деятельности;
2) соотношение алгоритмических и творческих компонентов деятельности;
3) познавательная самостоятельность и творчество;
4) этапы творческого процесса;
5) творчество как процесс решения задач.
Дадим краткую характеристику этим основным направлениям и рассмотрим специфику их проявления
в труде учителя.
Психологической основой условного выделения творческого и воспроизводящего моментов в деятельности служит теория продуктивного и репродуктивного мышления. Под репродуктивным мышлением обычно понимается мышление, которое воспроизводит уже добытое знание или перерабатывает его по готовым схемам, а под продуктивным - мышление, благодаря которому осуществляется создание новых продуктов, новых материальных ценностей. В психологии творчество обычно усматривается как в создании принципиально новых способов решения проблемы, так и в конструировании новых своеобразных комбинаций уже известных приемов действия, ранее использовавшихся для решения тех или иных задач. Воспроизводящая деятельность характеризуется тем, что всегда завершается созданием продукта уже известного качества, когда человек оперирует шаблонными приемами ранее сложившейся системы. Ученые подчеркивают диалектическую связь творческих и воспроизводящих видов деятельности, продуктивных и репродуктивных мыслительных процессов.
А. В. Брушлинский, в частности, указывает, что между ними не должно быть «пропасти, которую ничем не заполнить» [57,71]. В творческих задачах всегда в той или иной степени представлены и элементы воспроизведения по образцу (в меньшей степени), а в способ решения задач на воспроизведение субъект почти всегда вносит элементы индивидуальности. Однако подход к определению уровней творческой деятельности педагогов только с точки зрения доминирования в ней репродуктивных или продуктивных компонентов представляется нам недостаточным, ибо не дает полного представления о специфике их творческой деятельности. Один из вариантов процессуального подхода позволяет все-таки «сузить» сферу того вида деятельности, который мы относим к педагогическому творчеству.
Для второго направления в процессуальном подходе к исследованию творчества характерно вычленение в деятельности алгоритмического (исключающего свободу выбора) и творческого компонентов. Это позволяет представить творческий процесс следующим образом: «творческий характер деятельности имеет место постольку, поскольку метод деятельности не задан заранее, а определяется субъектом в соответствии с особенностями ситуации и решаемых задач. Творчество с психологической стороны заключается в неалгоритмическом характере действий по достижению определенных целей» [326,9].
Таким образом, в основу дифференциации алгоритмического и творческого видов деятельности положена степень самостоятельности субъекта. Между тем В. Н. Пушкин, в частности, отмечает, что «между алгоритмическими и творческими процессами, как двумя крайними полюсами, лежит широкая область мыслительных процессов, которые можно было бы назвать самостоятельными нетворческими (курсив наш. - Г. Г.)» [244,165]. Это посылка может помочь в соотнесении таких личностных проявлений, как самостоятельность и творчество. Она дает основание предположить, что высшим проявлением самостоятельности личности является ее творческая деятельность.
Иная точка зрения содержится в теории П. Я. Гальперина, выделяющего субъективную готовность (мотивы) и объективную готовность к деятельности, которая включает владение средствами, способами деятельности и самостоятельность. Присоединяясь к данной точке зрения, А. К. Маркова считает, что «самостоятельность» - это важная, но дополнительная (курсив наш, - Г. Г.) характеристика объективной готовности» [177, 50]. И действительно, тип деятельности (воспроизводящий или творческий) определяет не самостоятельность саму по себе, а способ действия, которым оперирует субъект. Например, учитель может самостоятельно найти способ работы или самостоятельно применить его в новых условиях труда, но если этот способ является нерациональным, если он не соответствует, не адекватен изучаемой ситуации, то его деятельность нельзя считать полноценной в творческом отношении. Творческая активность субъекта развертывает стержень его личностной индивидуальности - самостоятельность, так как, осуществляя активный поиск, отбор и оперирование способами, необходимыми для решения выдвинутых задач, он утверждает собственные пути достижения цели. Попытки очертить границы творческого процесса отмечаются еще у Т. Рибо, который подчеркивает поэтапную последовательность протекания творчества, различая в творческом процессе такие этапы, как общая подготовка, поиск, построение и развитие идеи [245]. Творчество - это процесс распознавания и решения проблем, генерирования и проверки гипотез, формулирования выводов и выражения результатов.
Анализ общенаучных и психологических работ по проблеме научного творчества позволил следующим образом конкретизировать содержание выделенных этапов творческого процесса:
- поиск проблемы;
- постановка вопроса;
- определение цели и задач исследования;
- мобилизация опыта и знаний на решение проблемы: изучение состояния вопроса (его теории, истории и практики);
- анализ и критическое осмысление литературы;
- творческое использование достижений смежных наук;
- наблюдение и сопоставление фактов; обобщение передового опыта;
- формулировка гипотезы; постановка вводного (констатирующего) эксперимента; уточнение гипотезы на основе формирующего эксперимента;
- обобщение результатов исследования, формулировка выводов; выделение новизны и практической значимости работы;
- сообщение результатов, внедрение их в практику. Следовательно, для овладения творческой педагогической деятельностью следует обеспечить: 1) осознание всех этапов творческого процесса и 2) учет каждого из этапов, овладение приемами умственной деятельности и. умениями, характерными для каждого из них. Исходя из этого воспроизведение или присвоение субъектом таких способностей предполагает, что он «должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности» [154,364]. Формирование любого социально-психологического качества личности требует включения ее в «систему специфической для формируемого качества деятельности». Соответственно творческая направленность личности учителя формируется в ситуации непосредственного осуществления творческой, исследовательской деятельности.
При изучении теоретических вопросов творчества мы обратили внимание также на то, что в психологии творческим процессом обозначается не только полный цикл творчества, но и деятельность, связанная с решением творческих задач. Научное творчество - это лишь доведенный до определенного уровня тот же процесс, который позволяет нам решать элементарные задачи, непрерывно возникающие в нашей жизни, то есть процесс переработки поступающей информации с целью извлечения из нее максимального содержания. В исследованиях психологов под творческой деятельностью как раз и понимается деятельность, стимулируемая задачей, решение которой не может быть непосредственно получено путем логического вывода из имеющихся предпосылок, а предполагает образование новых способов действия или своеобразное использование уже имеющихся способов, приводящее к возникновению новых знаний. Подобное представление о творчестве лежит в основе широко распространенной идеи о том, что, поскольку процесс творчества аналогичен процессу решения задач, формирование творческого мышления должно идти по пути вовлечения субъектов в решение соответствующих познавательных задач. F. Williams [431], например, предлагает следующие пути развития творческого мышления: 1) интуитивные догадки; 2) подбор возможных вариантов решения проблем; 3) оценка ситуаций; 4) проблемные вопросы; 5) организация случайного поиска.
Такой метод часто применяется безотносительно к содержанию и целям профессиональной подготовки и поэтому представляется весьма проблематичным. Так, в статье В. Оlmо [410] основной упор делается на тренировке в решении задач типа «Доктор сказал, что Вам осталось прожить только год. Что Вы будете делать?».
В аспекте продуктивного подхода творчество рассматривается со стороны результата деятельности, «изобретения новых понятий, возникновения новых теорий, перехода от старой теории к новой» [57,82], «в результате которого человек находит что-то новое, до того неизвестное» [там же, 82]. Творить, быть исследователем - «значит вносить в наши знания о явлениях что-то новое», хотя бы малое, но ранее неизвестное» [там же].
Хотя новизна продукта и необходима для характеристики творчества, она не рассматривается в педагогическом творчестве как главный признак, речь больше идет о новизне путей получения профессионального «результата», о характере поиска способа деятельности. Новым могут быть «новые знания, добываемые путем самостоятельного поиска, или новые методы их приобретения» [264, 15-16]. Тогда неизбежно встает вопрос, насколько продукт творчества педагогов нов и для кого он нов? Для, ответа на этот вопрос рассмотрим уровни творческой педагогической деятельности.
В психологических исследованиях [например, 41; 181] часто речь идет о низшем и высшем уровнях творчества. Первый уровень усматривается в использовании уже существующих знаний, а точнее - в расширении области их применения. Творчество «высшего» уровня связывается с созданием какой-то совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку, типа теории относительности Эйнштейна. Такая классификация уровней творчества дает основание А. Матейко сделать вывод, что большинство творческих достижений в той или иной области, как правило, принадлежит лишь незначительной части занимающихся ею людей»- [181, 9].
Однако большинство исследователей и сама практика, напротив, указывают на массовый характер творчества, особенно в период переходной экономики. Поэтому более интересной в аспекте исследуемой проблемы представляется нам концепция субъективного и объективного творчества. Возможность субъективной новизны результатов творческой деятельности обнаруживается целым рядом исследователей (Т. Рибо, А. В. Брушлинский и др.) Так, у Рибо мы находим: «Всякий нормальный человек занимается творчеством в большей или меньшей степени. По своему невежеству он может изобрести то, что уже изобретали тысячи раз, если для других это не будет созданием чего-нибудь нового, то для самого изобретателя оно явится таковым» [245,103]. Подобное творчество не прибавляет ничего в плане развития науки, однако для педагогической практики имеет весьма существенное значение. И действительно, в процессе микроисследований, осуществляемых учителем в ходе учебного процесса и во внеаудиторное время, он развивает свои способности к творческой деятельности, приобретает соответствующие исследовательские умения, укрепляется в собственной позиции, объективизирует самооценку и, как следствие, реализуется процесс реадаптации личности.
Вместе с тем выделение в педагогическом творчестве объективного уровня представляется вполне обоснованным. И действительно, нельзя не признать получившего в последние годы распространение феномена участия учителей в научной и опытно-экспериментальной работе, появления учебно-научных кафедр в образовательных учреждениях, лицеях и колледжах. Достаточно упомянуть, что в 1990 году опубликованы результаты 1190 исследований, в которых приняли участие учителя. Ими защищаются диссертационные работы.
Итак, исходя из комплексного процессуально-продуктивного подхода к оценке педагогической деятельности мы различаем элементы творчества в ней по двум характерным признакам: 1) способу ее протекания (процессу) и 2) результатам (продукту) деятельности.
Исследователи в основном указывают на такой показатель творческой направленности личности, как поисково-познавательная мотивация. Это показатель внутреннего стимула к проявлению творческого поиска, источник развития активности, инициативы, самостоятельности и логики познания [200]. Эти процессы сопровождаются ярко выраженным индивидуальным стилем умственной деятельности и творческим переживанием, вытесняющим деструктивные переживания, связанные с кризисами.
С точки зрения системного подхода П. К. Анохина к рассмотрению процессов высшей нервной деятельности [22] мыслительная деятельность человека предварительно настраивается на ожидаемый результат, который затем оценивается по окончании действия. Человек всегда действует по некоторой установочной программе, связывающей причину и следствие, что и настраивает его на ожидание результата. Решающим в этом акте является результат действия и его оценка. Поэтому ограничиться чисто процессуальной стороной проблемы - значит осложнить вопрос вычленения критериев творческой деятельности педагога. И действительно, любой творческий процесс - это своего рода «черный ящик». Измерению поддается то, что получено «на выходе», в той или иной мере готовый продукт деятельности, тем более, что конечной целью любой деятельности является результат, который в итоге материализуется в продукте деятельности. По характеру продукта можно судить и о характере самой деятельности, о способах ее осуществления и т. д. Сложность анализа готового «продукта» деятельности вообще, и творческой в частности, обусловлена тем, чтоон соотносится с целым рядом психических свойств личности. Тем не менее, построение любой теоретической модели требует определенной степени отвлеченности.
В качестве продуктов творческой деятельности педагогов обычно рассматривают доклады, опытный и экспериментальный материалы, методические разработки, статьи, программы и рекомендации. «Немецкий язык,- вспоминает С. Л. Соловейчик, - нам преподавала Анна Николаевна Изволенская, соавтор действовавшего тогда школьного учебника для шестого класса, чем мы втайне гордились. Она, пожалуй, была добрее всех. Как умудрялась она вдалбливать в нас немецкие неправильные глаголы среди невообразимого шума - непонятно. Но когда мы стали старше и завели знакомства с девчонками из соседних женских школ, то выяснилось, что мы все знаем немецкий гораздо, гораздо лучше, и это отчасти помогало нам выглядеть более интересными людьми в глазах наших первых подруг...» [274, 13-14]. Творческую работу, выполненную учителем, можно рассматривать в этой связи с точки зрения того, какие новые результаты и выводы удалось получить, каким образом учитель сумел использовать данные, уже известные науке, насколько самостоятельно, инициативно подходил к интерпретации научных данных. И, наконец, как эта работа сказалась на личности педагога, помогла ли ему выразить себя, свой опыт, репрезентировать собственный метод и стиль деятельности, в известной мере реализовать свою генеративную функцию. Однако, что еще более важно, так это то, что, включаясь в самостоятельную исследовательскую деятельность, учитель, преподаватель испытывают описанные выше переживания, связанные с процессом творчества и достигаемым результатом. Эти переживания замещают и вытесняют деструктивные переживания, связанные с возрастным, профессиональным и социокультурным кризисами. В данной ситуации развития личности творческая профессионально-педагогическая деятельность фактически приобретает характер не просто «ведущего вида деятельности», она становится для личности реадаптационной деятельностью, выполняя психотерапевтические для субъекта функции (логотерапия).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|