|
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени... Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках...»
Н. Бердяев
Досуговые центры, возникшие в России до 50-х годов XIX в., продолжали свое существование и во второй его половине, и в первое десятилетие века XX. Достаточно чутко при этом реагируя как на особенности исторического периода, так и на запросы своих посетителей.
Рестораны перестали ограничивать свои меню блюдами европейской кухни и стали включать в них традиционные русские кушанья. В 90-е годы, в связи с появлением в стране оркестров народных инструментов, во многих ресторанах, наряду с цыганскими хорами, стали выступать небольшие их составы (8-10 человек)1. Новации, привнесенные в ресторанное дело, не замедлили дать свои плоды: на рубеже XIX и XX вв. в одном только Петербурге насчитывалось 1618 ресторанов и трактиров, помимо 710 пивных и рюмочных2. Что, впрочем, отнюдь не свидетельствует о том, что Россия к началу XX в. стала самой пьющей в мире страной. По данным статистики, Россия была в это время на 18-м месте в мире по количеству потребляемого чистого алкоголя, почти в семь раз уступая лидеру - Франции.
1 Первый в стране оркестр народных инструментов создал известный музыкант, исполнитель на балалайке В.В. Андреев (1861-1918). Произошло это в 1888 году; первоначально коллектив назывался «кружок любителей игры на балалайке». С 1896 года он стал называться Великорусским оркестром народных инструментов.
2 Родина. 2003. - № 1. - С. 40.
Свои новации были и у трактиров; они не менее, чем рестораны, беспокоились о своих постоянных посетителях. И если некогда в трактире угощали прежде всего традиционными русскими блюдами (пирогами, блинами, щами, чаем и пр.), то в 80-90-е годы ассортимент блюд и вин, водок и коньяков был значительно расширен. Появился в трактирах в это время граммофон, сразу завоевавший интерес постоянных его посетителей. Первый в России граммофон с пластинками приобрел в 1898 году для своего трактира Н.М. Бугров1. Сообразил трактирщик, что использование его сулит немалую прибыль. И не ошибся. Появление этого, невиданного для тех времен, агрегата произвело среди посетителей настоящий фурор: уже в первый день использования граммофона трактир был полон с 7 часов утра до 11 часов вечера, вплоть до самого закрытия. И хотя пластинок у Бугрова было не более десятка, они, по требованию публики, запускались вновь и вновь. Надо ли говорить, что ежедневная выручка в трактире выросла вдвое-втрое.
Трезво оценив коммерческий успех соседа и конкурента, хозяин близрасположенного трактира А.Н. Проскудин также приобретает для своего заведения граммофон. За два месяца его эксплуатации он выручил столько, сколько прежде выручал за полгода.
Короче говоря, вскоре во всех трактирах и чайных, и в столицах, и в губернских городах появились «поющие машины» - так их стали называть завсегдатаи. Появиться в трактире или чайной они могли только «с дозволения начальства», т.е. градоначальника. А он мог, кстати говоря, и не дать такого разрешения. Без объяснения каких-либо причин. Так и произошло, например, в октябре 1911 года с владельцем московского трактира при Калинкинском пивоваренном товариществе, который в прошении на имя градоначальника указал, что «исполняемы будут пьесы «Вот мчится тройка почтовая», «Вниз по матушке, по Волге», «Карие глазки, куды скрылись» и т.д. (орфография записки сохранена. - В.Г.). Несмотря на вполне безобидный репертуар, прошение было отклонено. Как и сказано было: без объяснения причин.
И хотя наряду с народными мелодиями на граммофонных дисках звучали голоса Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, Э. Карузо, А. Вяльце-вой - знаменитой исполнительницы цыганских романсов, все же подлинной культурной революции граммофон в те годы не совершил. Слишком велик был объем низкопробной продукции (куплетов, скабрезных песенок и прочего — «попсы», как мы сказали бы сегодня); слишком низок был еще культурный уровень основных потребителей — мелких чиновников, купцов, приказчиков, рабочих и т.д. Анализ каталогов, выпущенных дореволюционными фирмами грамзаписей, сделан-
1 Граммофон был изобретен в 1888 году немецким инженером Э Бсрлинсром, работавшим в США. С 1908 года в России распространяются граммофоны французской фирмы «Пате». Это был модернизированный вариант (усовершенствована механика, отпала надобность в трубе), весьма удобный в обращении - маленький чемоданчик, который можно было забрать с собой при поездках на природу. Этот вариант получил в России название патефон.
ный Л.И. Тихвинской, в этом убеждает абсолютно: классический репертуар занимал всего лишь 9,2%, литературно-драматические записи - 2,1%, записи выдающихся исполнителей - 2,5% и т.д.' Таковы были вкусы тогдашнего русского общества - тут ни убавить, ни прибавить, как говорится.
Во второй половине XIX в. продолжали активно действовать и сословные клубы. Если в Английском клубе каких-либо заметных изменений не произошло, то Купеческий клуб становится в этот период популярным за счет широкого раскрытия своих дверей перед интеллигенцией. В 60-70-е годы в Купеческом клубе часто бывали известные профессора А.Н. Энгельгардт, П.Л. Лавров, М.Г. Черняев и др. Посещение же клуба Н.И. Костомаровым, прочитавшим несколько публичных лекций по истории России, было вообще встречено восторженно. Здесь же, в клубе, «была большая читальня, где на длинном столе, покрытом зеленым сукном, были разложены все издававшиеся тогда в Петербурге и Москве журналы и газеты. Для купеческой публики все это было тогда новостью, да и не для одной купеческой, и читальня по вечерам всегда была переполнена читателями». Более того, разрешалось книги брать для чтения на дом. Такую страсть к знаниям (встречи и беседы с профессурой, чтение «взахлеб» и пр.) Н.А. Лей-кин объясняет точно и просто: «Сидевшие до этого времени в рутинной затхали и полупотемках, люди среднего торгового класса стали искать просветления»2. Найти его можно было прежде всего в книгах, в общении с интересными людьми, в посещении музеев и театров.
В 80-е годы в Москве был открыт еще один клуб - Охотничий. Первоначально основной формой его деятельности была карточная игра, азартная до чрезвычайности. После переезда его в бывший Шереметевский дворец на Воздвиженке здесь стали устраивать маскарады, большие обеды, семейные и субботние ужины с хорами певиц. Здесь же, на большой сцене, играли свои спектакли любители, составившие позднее костяк труппы Московского художественного театра. Театр во второй половине XIX в. продолжал оставаться одним из самых притягательных центров досуга. Не только для дворянской среды, но и для купеческой и мещанской. И это понимали его антрепренеры, стремившиеся потакать не слишком развитым, а то и просто дурным, вкусам публики. Репертуар заполнялся ремесленными пьесами (В.А. Крылов, П.М. Невежин, И.В. Шпажинский и др.); на подготовку спектакля отводилось 5-6 репетиций; сценография спектаклей носила весьма условный характер и пр. Сказанное характеризует прежде всего положение в провинциальных театрах3.
1 См.: Тихвинская Л.И. Фрагменты одной судьбы на фоне фрагментов одной культуры. - В кн.: Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. — С. 454-455.
2 Лсйкин Н.А. Мои воспоминания. С. 207.
3 Стоит вспомнить, что о драматической судьбе актеров провинциального театра искренно и глубоко поведал А.Н. Островский в пьесах «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес» и др.
Спектакли же московских и петербургских театров по-прежнему привлекали публику. Этому способствовал, во-первых, репертуар -ставились пьесы А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, В. Шекспира, инсценировки произведений Н.В. Гоголя («Записки сумасшедшего»), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы») и др. А, во-вторых, великолепные актерские индивидуальности: М.Н. Ермолова, П.М. Садовский, Г.Н. Федотова, К.Н. Рыбаков украшали сцену Малого театра; К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина - сцену Александрийского театра и др.
В конце XIX в. возникают и новые театры, сразу же привлекшие внимание публики. Это были, по сути, частные театры,создаваемые прогрессивными театральными деятелями, которые обращались за материальной поддержкой к крупным меценатам (Московский художественный театр, театр Зимина и др.). Большой известностью в Москве пользовался театр Ф.А. Корша, открывшийся в 1882 году1. Несмотря на первоклассную труппу (достаточно упомянуть И.М. Москвина, П.Н. Ор-ленова, А.А. Остужева, Л.М. Леонидова, А.П. Кторова, В.О. Топоркова), театр Корша был типичным коммерческим буржуазным театром. Здесь каждую пятницу объявлялась премьера нового спектакля, «вытаскивался» который именно благодаря мастерству актеров театра. Можно, пожалуй, упомянуть лишь об одном организационном достоинстве этого театра: продажу билетов по удешевленным ценам.
Следует упомянуть еще один частный театр - театр В.Ф. Комиссар-жевской, основанный в 1904 году в Петербурге2. В отличие от театра Корша, спектакли театра Комиссаржевской («Дачники», «Дети солнца» М. Горького, «Кукольный дом», «Привидения» Г. Ибсена и др.) в годы первой русской революции всегда восторженно встречались публикой, нередко превращаясь в политические демонстрации.
В десятые годы XX в. в России, а точнее, в Петербурге и Москве, возникла подлинная «эпидемия» кафешантанов, варьете и кабаре, справедливо нареченных отечественными историками эстрады театрами миниатюр3.Перед революцией в Москве было около пятидесяти, а в
1 Корш Ф.А. (1852-1923) - театральный деятель, антрепренер, драматург («Свекровь и невестка» и др.), переводчик («Мадам Сан-жен» Сарду, «Два подростка» дс Курсксна и др.).
2 Комиссаржсвская В.Ф (1864-1910) - русская актриса, первая исполнительница роли Нины Заречной в чеховской «Чайке». Создав свой театр, выступала как ярчайшая выразительница передовых идей демократической интеллигенции. Организовывала концерты, сборы от которых шли на помощь малоимущим студентам или на нужды революционных кружков.
3 Установить разницу между этими явлениями достаточно сложно, ибо внешняя их форма достаточно едина - это эстрада перед столиками, т.е. калейдоскоп концертных номеров различных жанров. Появилось это явление во Франции: кафешантан - «ресторан или кафе, где выступают артисты, исполняющие песенки и танцы»; варьете -«вид театра, в представлении которого сочетаются разные номера легких жанров»; кабаре - «театр миниатюр... с эстрадной программой» (Современный словарь иностранных слов. М., 1992. - С. 271, 118, 250).
Петрограде более ста таких театров и театриков'. И хотя слово «миниатюра» имеет корни латинского языка, тем не менее оно достаточно точно определяет существо этого зрелища. Театр миниатюр - это театр, предлагающий публике действие (сюжетное или внесюжетное), построенное на сочетании коротких сцен и концертных номеров. Появились они в условиях клубов художественной интеллигенции. Прежде всего актерских. Таковыми были, к примеру, наиболее известные из них - «Кривое зеркало» (Петроград) и «Летучая мышь» (Москва). Хотя спектакли этих театров носили «капустнический» характер (в них было много пародий, сатирических сценок, куплетов и пр.), они легко и непринужденно формировали у публики хороший вкус. Что не удивительно, ибо эти театры собрали у себя талантливых артистов, музыкантов, художников. Чего не скажешь о десятках маленьких театриков, создаваемых шустрыми антрепренерами и в столицах, и в провинции, заставлявшими своих актеров «играть по десять сеансов (спектаклей в день. - В.Г.)... Да еще по две, по три роли с переодеванием и перегримировкой. И все это в маленьком душном помещении (проветривать некогда, следующий сеанс напирает), перед публикой, не снимавшей пальто и калоши, да еще в большом проценте пьяной по случаю праздничка!»2.
Иначе говоря, складывающееся в этот период буржуазное предпринимательство, трезво и четко уловившее потребность публики в развлечениях, и не стремилось озаботиться его уровнем и качеством. Да и не помышляло вовсе о том, чтобы с помощью искусства как-то облагородить, подняв вкусы своей публики. «Буржуазное предпринимательство, - писал Е. Кузнецов, - проникло во все формы организации эстрадного дела и отравило его своими нездоровыми тенденциями»3.
Следует подчеркнуть, что массовое опошление «применительно ко вкусам публики» было характерным проявлением уровня культуры в десятые годы XX в., названные М. Горьким «самыми бесстыдными» в истории страны. Отечественный синематограф,появившийся в России в мае 1896 года (менее чем через полгода после самого первого сеанса его изобретателей - братьев Люмьер на бульваре Капуцинов в Париже!), не стал здесь исключением. Премьера первых фильмов «Приход поезда в Лион», «Выход рабочих с фабрики», «Политый поливальщик» первоначально прошла в Петербурге (4 мая), а через два дня - в Москве. Успех был громадный. Но еще больший ажиотаж вызвали синематографические сеансы на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде летом того же года.
Интерес к новому виду зрелища возник в стране стремительно. Уже вскоре появились операторы, режиссеры, а затем и актеры, страстно желавшие принять участие в невиданном до того действии. Уже к
1 См.: Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958. - С. 270.
2 Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. - М., 1967. - С. 36.
3 Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. С. 353.
началу XX в. в Петербурге, Москве, Тифлисе, Курске, Киеве, Риге и ряде других городов открылись кинотеатры, именовавшиеся в те годы иллюзионами, синематографами, биоскопами и биографами. Использовали для них любой сарай, амбар, склад, балаган. В 1910 году только в одном Петербурге было около 70 «синематографов»1, а в Москве в 1914 году - свыше 1002.
История развития в стране синематографа (кинематографа) убедительно продемонстрировала, что он может быть обращен либо к возвышенному, либо к низменному в человеке. Увы! - до возвышенного в первые годы XX в. было еще далековато. Может быть, это - случайность, но появился синематограф в России впервые именно в «злачных» местах: в Петербурге — в увеселительном заведении на Невском проспекте под названием «Аквариум», в Москве - в летнем театре сада «Эрмитаж», а на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде - в ресторане Шарля Омона, а затем в принадлежавшем ему же кафешантане и даже... в публичном доме.
Восторг и изумление публики, посетившей эти сеансы, хорошо передают рецензии тех лет. «Московские ведомости», к примеру, писали так: «Вы сидите в первом ряду; перед вами на занавеси освещенное круглое большое пятно и вдруг на этом пятне прямо на вас несется поезд железной дороги. Вам так и хочется отскочить в сторону...»
Конечно, самые первые фильмы были всего лишь аттракционами, зрелищами. И к тому же весьма часто зрелищами, адресованными низменным чувствам. Таковыми были многие самые первые игровые фильмы: «Исчадие ада», «В сетях разврата» и пр. Демонстрация подобных фильмов вызывала в обществе резкую критику. Особенно со стороны духовенства, учителей, родительских комитетов гимназий. Картины порицались за содержание, взятое «из самой мути жизни», за демонстрацию «грубого и утонченного разврата» и т.п. Авторы газетных публикаций требовали «не пускать детей в кинематографы до тех пор, пока программа представлений в этих театрах находится в таком резком противоречии с обычной моралью».
Чтобы не потерять публику, надо было срочно искать иные пути. И тогда стали появляться экранизации. Одной из них стала «Понизовая вольница» (режиссер А. Дранков) - экранизация народной песни «Из-за острова на стрежень...» По сути, первый в истории отечественного кинематографа музыкальный клип, используя современную терминологию. Продолжался он семь с половиной минут. Съемки проводились на острове Разлив, под Петербургом. Несмотря на экзальтированную игру актеров, примитивную технику съемки, «фильма» (так тогда говорили) пользовалась большим успехом у публики, равно как и иные слезливые, сентиментальные киноленты.
1 Анощенко Н. Из воспоминаний. — Минувшее. Исторический альманах. — М.-СПб. 1992. - № 10. - С. 350.
2 Белоусов Ю. На заре кинобизнеса. - Былое, 1996. - № 7. - С. 17.
Для того, чтобы синематограф стал подлинным искусством, должны были появиться в его рядах такие талантливые артисты, как В. Холодная, В. Максимов, И. Мозжухин. Такие талантливые организаторы (режиссеры, операторы) кинопроизводства, как А. Ханжонков, Я. Протазанов, В. Гардин, А. Разумный и др. Должно было прийти понимание того, что синематограф - не только развлечение, что это и просветительство. Поэтому Ханжонков на своей собственной студии снимал исторические («1812 год», «Похороны Столыпина», «Оборона Севастополя»), научно-популярные («Электрический телефон», «Кровообращение», «Пар» и др.), медицинские («Глаз», «Пьянство и его последствия») фильмы. Наряду, разумеется, с художественными. И то, что такие фильмы стали появляться уже в конце десятых годов XX в., и то, что они стали пользоваться у зрителя еще большим успехом, чем развлекательно-сентиментальные поделки, говорит о том, что специфика этого вида искусства русскими мастерами была понята и осмыслена.
Во второй половине XIX в. циркв России приобрел еще большую популярность. Тогда же было построено и здание первого отечественного цирка, в котором уже выступали и русские артисты. Его создателями следует считать братьев Никитиных (Акима, Петра и Дмитрия). С 60-х годов они выступали сначала в балаганах, а затем и в цирках. К этому времени определились и их амплуа: Дмитрий - атлет, виртуозный солист на балалайке; Аким - жонглер, пластический акробат, клоун в маске Иванушки-дурачка; Петр - антиподист (жонглирование ногами), прыгун, гимнаст на трапеции. 25 декабря 1879 года они открыли сначала в Пензе, а затем в Саратове «Русский цирк братьев Никитиных», заложив тем самым основы циркового строительства. И уже в 70-80-е годы Никитины построили цирковые здания в Иваново, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде и других городах.
Из новых развлекательных центров досуговой культуры, возникших во второй половине XIX в., следует упомянуть зоологическийсад, открытый в Петербурге в 1865 году. Его создатель - предприниматель и меценат Юлиус Гебгардт. По сути, это был первый в России зоопарк, столь любимый детьми XX в. Зоосад Гебгардта развивался быстро — средств его учредитель не жалел. Уже через год здесь можно было увидеть 124 вида зверей и птиц. Среди них были львы, слоны, верблюды, фламинго и другие представители животного и птичьего мира. Для привлечения публики работал ресторан «Зоолото» и даже... театр оперетты.
Еще одно новшество конца XIX в. - ипподромы1.Их строительство началось в России в 70-80-е годы. Уже в 1896 году бега рысаков проходили на 41, а гладкие скачки на 29 ипподромах. При их создании
1 Первый ипподром в Европе появился в начале XIX в. в герцогстве Мскленбург (Германия), образовавшемся на части земель полабских славян, покоренных германскими феодалами.
использовался многолетний опыт строительства ипподромов в Европе. Поэтому ориентировались при этом на проведение трех основных, по принятой международной классификации, типов состязаний. Это так называемые «гладкие» скачки, когда наездник сидит верхом на лошади и заезд происходит в треках с ровным покрытием. Это, во-вторых, барьерные скачки (или «стипл-чейз»), когда всадник, сидя на лошади, должен преодолеть ряд искусственных или естественных преград (этот-то вид скачек и описан Л. Толстым в романе «Анна Каренина»), И, наконец, рысистые бега, где наездник (жокей) управляет лошадью, сидя в легкой двухколесной коляске-качалке, называемой «салки».
Утверждают, что родиной ипподромных скачек является Англия, где уже в 1512 году были проведены гладкие скачки. В 70-е годы XIX в. на ипподромах появляются тотализаторы - техническая система для учета и распределения денежных средств. Один из первых его вариантов был разработан французским химиком Пьером Оллером. Главное достоинство разработанной им системы, по свидетельству специалистов, «абсолютная неподкупность и почти стопроцентная надежность»1. Действовала она на сочетании двух принципов: все ставки, сделанные до начала заезда, учитывались и суммировались, по окончании заезда происходило определение процента выплаты и размеров конкретных выигрышей за вычетом определенных процентов для уплаты правительственного налога и получения прибыли от деятельности ипподрома.
Тотализатор в России впервые появился в 1876 году в Царском Селе, что, с одной стороны, позволило существенно увеличить материальную поддержку верхового и рысистого коннозаводства, проводить конные выставки, а один раз в три года устраивать Всероссийскую конную выставку. Первая такая выставка была проведена в 1886 году.
В русском обществе всегда существовал особый пласт людей, которые, не пренебрегая своими гастрономическими интересами, или посещениями театров или балов, тем не менее в часы досуга с большим удовольствием отдавались обсуждению либо политических и профессиональных проблем, либо просто общению в кругу близких по духу, дорогих по сердцу людей. Речь идет о литераторах, профессорах университетов, учителях, актерах и др. Расцвет этой формы досугово-го общения, получившей название кружок, падает на 60—90-е годы XIX в. Поскольку члены кружков собирались в основном на каких-либо квартирах, то именно их и следует считать своеобразными центрами досуга данного периода отечественной истории. Собрания эти имели и другие названия: «среды», «пятницы», «субботы» - по дню их проведения. Основная тематика встреч — литература и музыка. Впрочем, по свидетельству М.А. Алданова, в Москве, например, «литературные салоны были в большей моде, чем музыкальные»2.
1Вайкс А. Энциклопедия азартных игр. С. 138.
2Алданов М.А. Самоубийство. - М, 1995. - С. 139.
Таковым был «субботник» в доме известного педагога, автора знаменитого в свое время «Букваря» Д.И. Тихомирова. Как сообщает писатель Н. Телешов, он открывался «ближе к полночи, когда гости стекались в столовую и усаживались за ужин... Ужин или, вернее сказать, общая беседа затягивалась обычно часов до трех ночи. Здесь бывало всего понемногу: и несколько застольных речей по поводу текущих событий, и множество новостей с обменом мнений, а также почти всегда рассказы, потом шутки, стихи и экспромты»'. Не забывали здесь и о музыке: гости пели арии из опер, народные песни, играли на фортепьяно и, конечно же, танцевали. Как видим, программа такого «субботника» была и разнообразной, и насыщенной.
Не менее насыщенными были и «Литературные субботники», организованные преподавательницей Высших женских курсов Евдоксией Никитиной (с 1921 года их стали называть «Никитинскими субботниками»)2. Здесь собирались студенты Московского университета, писатели, художники, композиторы, артисты. Горячо обсуждали новинки литературы, музыки, спорили о премьерах в театре и т.п.
Аналогичные встречи регулярно проходили в 1912-1916 годах в доме известной в те годы поэтессы Л.Н. Столицы (1884-1936) - организатора литературного кружка «Виноградная гроздь»3. Название не было случайным для дружеского застолья, которое органично переходило в музицирование, чтение стихов и вновь обращалось в застолье. Каждый из гостей и сама хозяйка были на этом вечере в обязательных венках из золотых виноградных листьев. Ничего не скажешь, такая у них была традиция!
Художники собирались на свои «среды». В Москве, например, это были «среды» В.Е. Шмаровина, знатока живописи и известного в те годы коллекционера. Весь вечер художники рисовали акварели, тут же делали выставку «для обозрения публики», а затем устраивали лотерею по гривеннику за билет. Завершался вечер ужином4.
В артистической и музыкальной среде создавались свои кружки. Таков был кружок, собиравшийся обычно после спектакля в доме великого русского артиста М.С. Щепкина (1783-1863). Главным украшением стола, как вспоминают очевидцы, был громадный пирог с капустой, отведать который можно было только в том случае, если его соискатель рассказывал забавную историю или новый анекдот, исполнял романс или куплет. Иначе говоря, как-либо или чем-либо «удивлял» публику (вспомним основное требование режиссера А.Д. Дикого
1 Телешов Н. Записки писателя. - М., 1987. - С. 27, 28.
2 В 1964 году литературная общественность Москвы отмстила 50-лстие «Никитинских субботников». Дом-музей «Никитинские субботники» с 1957 года стал филиалом Государственного литературного музея, а его создательница — пожизненным директором (до 1973 г.).
3 В 1918 г. поэтесса покинула Россию.
4См.: Гиляровский В.А. Москва и москвичи. - М., 2004. - С. 110.
своим актерам). Так родилась в доме М.С. Щепкина увлекательная и веселая форма досугового действия, названная «капустником». А по сути, это был спектакль-розыгрыш, спектакль-пародия. Требующий всегдашней выдумки, импровизации, творчества. В кругах актерских (а позднее, и не только!) форма эта привилась весьма быстро. Образное и точное определение ей дал A.M. Эскин, подчеркнувший, что «капустник - это кардиограмма состояния театра, его сердечной деятельности. Длительное отсутствие капустников и прочего веселого антуража внутри театральной жизни - свидетельство сердечной недостаточности, показатель неблагополучия»'. Именно из капустников выросли не только упомянутые чуть ранее «Летучая мышь» или «Кривое зеркало», но и представления артистических кабаре «Дом интермедий» (1910), «Бродячая собака» (1912), «Привал комедиантов» (1916), ставших, по сути, клубами творческой интеллигенции.
Нельзя не упомянуть и «Беляевский кружок» (или «Беляевские пятницы»), организатором которых был богатый лесопромышленник, меценат М.П. Беляев (1836-1904). В музыкальном мире его ценили не только как известного нотоиздателя, но и как учредителя «Русских симфонических концертов» (1855), создателя «Русских квартетных вечеров» (1891) и др. В доме Беляева и собирались для музицирования и общения петербургские композиторы и музыканты. Возглавлял кружок Н.А. Римский-Корсаков. А его постоянными членами были композиторы А.К. Глазунов, А.К. Лядов, В.А. Золотарев, Н.Н. Черепнин, дирижеры Ф.М. Баумфельд и Г.О. Дютш и многие другие. Частым гостем «пятниц» был музыкальный критик В.В. Стасов.
Надобно заметить, что члены этого кружка не тратили время на обсуждение текущих политических событий - таково было условие. Музыка - вот была единая и неисчерпаемая тема для участников этого собрания. Возможно, далеко не всегда они были достаточно увлекательными и интересными. И не только «Беляевские пятницы», но и те иные, где состав членов кружка практически не менялся, а тематика общения была ограничена какими-либо условиями. Так происходило, например, на «средах», которые устраивал историк театра и цензор Н.В. Остен-Дризен. Иначе не возникла бы такая эпиграмма в его адрес, написанная одним из его посетителей:
«Вот я к вам приехал в среду,
Но уж больше не приеду;
Ведь попал я, на беду,
В очень скучную среду
И могу сказать вам смело:
Всех гостей «среда заела»!2
1 Эскин A.M. В нашем доме. — М., 1973. - С. 151.
2 Русская эпиграмма. М.. 1990. - С. 307.
В существовавших кружках, действовавших в рамках узкопрофессиональных проблем, был все же определенный изъян: музыканты недостаточно были осведомлены о течениях в литературе, например, актеры оказывались несведущими во всем, что находилось за пределами театрального искусства. Попыткой объединить представителей различных сфер художественного творчества стало создание «Артистического кружка», просуществовавшего с 1865 по 1883 год. Организаторами его стали драматург А.Н. Островский, пианист и дирижер Н.Г. Рубинштейн, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский.
Задачи, которые поставили перед собой организаторы этого кружка, были основательны и благородны: расширить знания членов кружка в сфере искусства, оказать материальную поддержку нуждающимся актерам и музыкантам, помочь начинающим актерам. Уже на первом заседании был утвержден устав «Артистического кружка», избраны почетные члены (А.Н. Островский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин), утверждены действительные члены кружка и члены-любители (т.е. кандидаты).
Устраивались здесь лекции, обсуждались литературные и музыкальные произведения, организовывались выставки, концерты, литературно-музыкальные и танцевальные вечера. Был здесь и театр, ставший, по сути, одним из первых частных театров в России. К сожалению, из-за финансовых затруднений «Артистический кружок» в 1883 году прекратил свою полезную деятельность.
Но идея объединения всех художественных сил не умерла. И в 1899 году в Москве был открыт новый литературно-художественный кружок- прообраз будущего Центрального дома работников искусств (и аналогичных домов актеров в нынешних регионах), созданных в советские времена. Здесь собирались литераторы, художники, актеры. Атмосфера была всегда непринужденная, товарищеская. Нередко «среди вечера вдруг составлялся то внезапный концерт, то хор из выдающихся солистов оперы, то беседа, то просто товарищеский ужин... Во время ужина вставали, произносили речи, тосты, шумели, острили, спорили, смеялись. Здесь же за ужином велись иногда и деловые разговоры, устраивались деловые встречи. Был здесь и карточный столик - один на весь кружок»1.
Этот кружок, в отличие от упомянутых «сред» или «субботников», действовал ежедневно. Он имел свою дирекцию, куда входили: директор Малого театра, драматург и актер А.И. Южин-Сумбатов, академик-архитектор Ф.О. Шехтель, известный адвокат А.И. Урусов и др. Телешов вспоминал: «Незанятых вечеров в кружке почти не бывало... Иной раз в один и тот же вечер - в одной комнате происходит отчетное собрание какого-нибудь просветительного общества, в другой идет горячая схватка реалистов с декадентами, в третьей рассматривается проект закона о печати, поданный в Государственную думу... В это же время в
1Телешов Н. Записки писателя. С. 35.
концертном зале... поют и декламируют, или показывают спектакль, или танцуют до рассвета... В специальных комнатах идет своя клубная жизнь: играют в карты и шахматы... В нижних помещениях сражаются на бильярде. Читальный зал всегда полон народу... Здесь полная тишина; ходят бесшумно по мягким коврам и не разговаривают»1.
И все же кружки, как бы они ни назывались («средами» или «субботами», «артистическими» или «литературными»), были не только профессионально замкнутыми, но и оставались сословно ограниченными. А между тем в обществе, в городской среде - среди рабочих в особенности, интерес к образованию, равно как и к разумным формам досуга, увеличивался. Уже в начале 70-х годов студенты-народники Петербургского университета создали сеть нелегальных кружков саморазвития,в которых они не только читали рабочим лекции по истории страны, ее географии, литературе и прочему, но и знакомили их с социалистическими идеями, с практикой революционной агитации среди крестьянства.
В 80-е годы в Петербурге и Москве возникли воскресно-вечерние школы.Современники отмечали, что в Москве процесс их организации был более основателен, чем в Петербурге. В Москве «почти нет над нами никакого контроля: устраиваются литературные чтения, чтения по истории и географии с беседами, о чем в Питере и помышлять нельзя»2.
Занятия в воскресных школах проводились, казалось бы, по официально утвержденным программам, но и здесь находилось время для революционной пропаганды. Н.К. Крупская, вспоминая свой опыт пропагандистской работы в вечерней школе, писала, что «можно было говорить что угодно, не употребляя там страшных слов: «царизм»; «стачка»; «революция»3. Поскольку подбор педагогов в вечерних школах был, очевидно, весьма качественный, рабочие охотно посещали занятия. Они получали доступ не только к знаниям; они приобщались к книге, используя библиотеки; они посещали музеи. Они, в конечном счете, приходили к пониманию того, что удовольствие, получаемое от посещения театра или чтения интересной книги, намного выше и глубже удовольствия, получаемого от балаганного представления.
Между тем ситуация в стране становилась все более напряженной. Это напряжение взорвалось событиями 1905-1907 годов. И под давлением революционных масс правительство, идя на некоторые уступки, издает 4 марта 1906 года «Временные правила об общественных союзах». В соответствии с этим документом разрешалось открывать клубы, создавать народные университеты, учреждать общества и союзы без предварительного разрешения властей. Вместе с тем легализация рабочих клубов, общественных союзов была весьма затрудни-
1 Телешов Н. Записки писателя. С. 36—37.
2 Цит. по: Пархоменко Т.А. Культура России и просвещение народа. - М., 2001. -С. 49.
3 Крупская Н.К. Педагогические соч.: В 11 т. - М, 1957. - Т. 1. - С. 20.
тельной; преград на пути открытия клуба или народного университета необходимо было преодолеть немало.
Стоит особо отметить деятельность народных университетов,призванных распространять среди взрослого трудового населения, в часы их досуга, научные образовательные знания. В первое десятилетие XX в. они были открыты в Москве, Астрахани, Воронеже, Самаре, Смоленске и ряде других городов. В уставе университетов подчеркивалось, что в своей деятельности они стоят вне политики и вне каких-либо партий. К работе в этих университетах были привлечены лучшие ученые - профессора и доценты государственных университетов. Поступить в народный университет могли все желающие без различия пола, возраста (с 16 лет), национальности, вероисповедания.
Одним из самых ярких университетов был Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского1. Если при его открытии в нем обучалось 964 слушателя, то в 1912-1913 годах их было уже 3669. Это были служащие различных контор, обществ и учреждений, а также рабочие заводов и предприятий. Более половины из них были женщины.
К середине 90-х годов в сельских районах России стали создаваться бесплатные библиотеки.Уже к началу XX в. их было свыше 3000, а к концу 1903 года - 10000. Примечательно, что в 43 волостях библиотеки открылись по инициативе самих крестьян, а в 143 волостях были составлены «приговоры» об их открытии2. Факт этот тем более примечателен, что свидетельствует о том, что движение к культуре начинает ощущаться и в самой сложной, во многом - дремучей, крестьянской среде.
В городах в этот же период возникают рабочие клубы;они открывались по решению собраний рабочих или профессиональных союзов. Один из первых таких клубов возник в городе Иваново-Вознесенске Шуйского уезда Владимирской губернии в 1905 году в период Иваново-Вознесенской стачки. Руководство работой рабочих клубов осуществляло выборное правление. Объем ее был достаточно большой: в клубе действовали художественные кружки (драматический, хоровой), работала читальня, организовывались вечера для взрослых, праздники для детей, читались лекции достаточно широкого спектра проблем. Не забывали, естественно, и о политической пропаганде и агитации. В работе рабочих клубов активно участвовали женщины.
Впрочем, инициатива создания рабочих клубов в начале XX в. еще не стала всеохватной. Лидеров просветительской деятельности в рабо-
1 Шанявский А.Л. (1837-1905) - либеральный общественный деятель, генерал. Университет учредил на собственные средства. Здесь было два отделения: научно-популярное с курсом
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|