Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ 4 глава





Помимо упомянутых Л.Толстым перчаток, дама готовила к балу некоторые обязательные атрибуты. Во-первых, это - веер. Для балов молодой даме в белом платье полагался веер белый, слоновой кости или перламутровый; для замужней дамы веер должен был быть кру­жевным или из страусовых нерьев. К цветным платьям подбирали веера цветные, непременно нарядные.

Веер не просто деталь туалета: он - нечто больше. Каждая моло­дая девушка должна была знать «язык веера», ныне практически забытый. (Не вредно было знать этот «язык» и мужчине, особенно молодому.) Вот, например, как расшифровывались некоторые его движения: «Я замужем», - говорит дама, обмахиваясь развернутым ве­ером. «Вы мне безразличны» - веер при этом демонстративно закрыва­ется. «Будьте довольны моей дружбой» - при этом откидывается один листик веера. «Вы страдаете, я вам сочувствую» - при этом откидыва­ются два листика веера. «Можете быть смелы и решительны» — дама держит веер стрелой. «Ты мой кумир» - веер полностью раскрыт и т.д.4 Упомянем, во-вторых, и еще одну деталь бального туалета. Речь идет о миниатюрной табакерке, которая бала своеобразным символом XVIII в. Первоначальное обращение к табакерке было вызвано необ-



 

 

1 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. С.203.

2 Берта — отделка дамского платья из кружев или лент, обрамляющая низкий вырез нарядного женского туалета.

3 Толстой Л.Н. Собр. соч. - Т.8. - С.69.

4 См.: Верещагин В.А. Памяти прошлого. СПб, 1914. - С.70.

 

 

ходимостью сохранить достоинство и не упасть в обморок на ассам­блее. Не будем забывать, что этот век еще не знал ни вентиляции, ни канализации. В бальных залах порой нечем было дышать. Поэтому и прибегали к нюхательному табаку, который и хранился в табакерке. Причем нюхали табак и женщины, и мужчины.

Каждая табакерка была подлинным произведением искусства: их делали из золота, покрывали инкрустированной эмалью и даже брил­лиантами. «Табакерками люди хвастались, — писал Н.М. Тарабукин. — Уже одна манера общения с ними говорит об этом. Прежде чем поню­хать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай, забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру, и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли ее открытой в руке и, затянувши два раза, как бы нехотя, убирали в карман»1.



У табакерки на балу была и определенная прагматическая задача: ее нередко использовали для передачи любовных записок (их называ­ли поэтому «кибитками любовной почты»).

Бальные танцы требовали хорошей хореографической подготовки, получить которую можно было в многочисленных «танцевальных классах». Например, в петербургском танцевальном классе Монаретти, один урок у которого стоил 25 рублей ассигнациями (за четыре часа непрерывного - иногда до обморока - вальсирования, скажем).

Детей начинали обучать танцам уже с пяти-шести лет. Их либо отводили на уроки танцев в специальные школы, либо приглашали учителей на дом. В этом случае для участия в занятиях приглашали детей из других семей. Маленького Сашу Пушкина вместе с сестрой Ольгой, например, возили на уроки танцев в дом князя И.Д. Трубец­кого. Сестры Трубецкие впоследствии вспоминали, что Александр собирал вокруг себя девочек и смешил их своими эпиграммами. Уроки танцев, стало быть, способствовали не только изучению хороших манер, но и оборачивались первыми уроками в искусстве флирта.

Для закрепления успехов в обучении танцам устраивались детские балы. Знаменитые детские балы Иогеля были описаны в романе Л.Тол­стого «Война и мир»: «У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки..., это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслью снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье... Особенного на этих балах было то, что не было хозя­ина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства рас­шаркивающийся добродушный Йогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого тринадцати- и че­тырнадцатилетние девочки, в первый раз надевающие длинные платья»2.



 

1 Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М., 1994. — С.105.

2 Толстой Л.Н. Собр. соч. - Т. 5. - С. 44-45.

 

На балах в родительском доме детям 10-12 лет разрешалось не только присутствовать, но и танцевать со взрослыми. Вспомним, на­пример, как маленькая Наташа Ростова умиляла взрослых, важно танцуя с огромным Пьером Безуховым. Или как Николенька Иртень-ев («Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого) раздосадовал взрос­лого молодого человека, успев первым пригласить на танец его даму. Подобные уроки, полученные в детстве, были хорошей подготовкой для вхождения в жизнь, что отметил Пушкин в своем «романе в стихах»:

«Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил»1.

Определенная ритуальность в подготовке к балу, равно как и появ­ление на нем, предполагала четко выстроенную его драматургию, строгую последовательность его структурных элементов. Эти элемен­ты варьировались в зависимости от темы бала, количества и возраста гостей, условий его проведения.

Основной элемент бала (званого вечера), его организующий стер­жень - танцы. Танцевальную музыку на бале исполняли оркестры, появившиеся в России во второй половине XVIII в. В его состав вхо­дили не только духовые инструменты, литавры и барабаны, как при Петре I, но и струнные (скрипки, виолончели, контрабасы, арфы).

Выстроить танцевальную программу, организовать ее - задача, отмечу, достаточно сложная. Ведь надо задействовать не только все известные танцы, но и составить из них отделения (обычно 4-5). В каждом таком отделении было 4-5 танцев; некоторые из них мог­ли быть повторены в других отделениях. Составлением танцеваль­ной программы занимался распорядитель или дирижер танцев. Со­гласимся с Н.А. Рыжковой, которая оценила бальную музыку тех лет, как «звуковой документ эпохи, ее звуковой снимок»2. Сейчас в это трудно поверить, но подавляющее большинство бальных танцев со­чинялось тогда на темы любимых и модных опер. «Не успевала модная французская или итальянская новинка прозвучать в театре, как на ближайшем придворном балу появлялся танец на ее тему, какой танец - зависело от времени. В конце XVIII - начале XIX в. это был полонез, позже - вальс, французская кадриль, в начале сороковых годов - галоп и полька»3.

 

1 Пушкин А.С. Поли. собр. соч. - Т. V. - С. 11.

2 Рыжкова Н.А. Бальные танцы и оперная музыка. — В кн.: Развлекательная куль­тура России XV1II-XIX вв. С. 196.

3 Там же. С.197-198.

 

 

Бал традиционно открывался полонезом или, как его еще называли, польским1. Примечательно, что всякий раз он требовал новой музыки2. Мнения об этом танце были самые разные. Чаще всего его называли «ходячим разговором». И были недалеко от истины, между прочим. Сложилась традиция всеобщего участия всех присутствующих в поло­незе. В том числе и лиц пожилого возраста, давно отказавшихся от танцев. Лишенный сложных фигур, этот танец действительно был своеобразной прогулкой или, точнее говоря, формой официального представления присутствовавших на балу. При этом оценивалась ма­нера держаться и, конечно же, туалеты.

Одним из самых любимых полонезов в XVIII в. был знаменитый «Гром победы раздавайся», написанный в 1791 году композитором О. Козловским и поэтом Г. Державиным в честь взятия русскими вой­сками Измаила. Однажды, во время одного из балов в императорском дворце, Екатерина II устроила «на голос «Гром победы» изумитель­ную музыку. Там, где следовало выделывать звуки грома струнами и голосом, она заменила их пушечными выстрелами, которые с нео­быкновенным согласием сопровождали чудный оркестр музыкантов и певчих. Небо и земля, казалось, внимали восторженному грому Великой Монархини»3. Позднее балы открывались полонезом из опе­ры М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Вторым по значимости танцем на балу была кадриль. Ею, кстати, иногда открывали бал. В.Н. Головина, например, вспоминая Тавриче­ский праздник, писала: «Бал открылся кадрилью, составленной из са­мых известных лиц, по меньшей мере, в пятьдесят пар»4. Кадрилей существовало множество: русских, немецких, польских, французских. Их особенностью было то, что здесь допускались некоторые вольно­сти в комбинации разнообразных фигур танца.

Ни один бал не обходился без вальса, хотя довольно долго, при­мерно до 20-30 годов XIX в., он обладал репутацией непристой­ного или по крайней мере слишком вольного танца. Такое отноше­ние к вальсу заложил своим указом (1799 г.), запрещающим его танцевать, Павел I. Вальс был воспринят императором как символ французской разнузданности, порожденной Французской револю­цией. Впрочем, вальс, несмотря на запрет, всегда создавал велико­лепные условия для знакомства или объяснения. Поскольку он длился достаточно долго, разрешалось его прерывать, а затем вновь включаться в действие. Кстати, вальс в те годы танцевали не на

 

 

1 На петровских ассамблеях танцы иногда открывались менуэтом, царившим в Европе до Французской революции. Однако от него отказались, так как он был излиш­не строг. В полонезе видели «более свободы».

2 В этом направлении усердно работал композитор О.А. Козловский (1757—1831), написавший множество полонезов на темы опер Моцарта, Н. Изуара, Р. Крейцера и др.

3 Терещенко А. Быт русского народа. —4.1. С.270.

4 Головина В.Н. Мемуары. История жизни благородной женщины. - М., 1996. -С.108.

 

 

три па, как теперь, а на два, что значительно ускоряло характер движения.

Кульминацией бала всегда была мазурка с ее многочисленными фигурами и мужским соло, являющим собой кульминацию танца. Умение ее танцевать считалось для мужчины, пришедшего на бал, обязательным. В описаниях этого танца подчеркивалось, что мазурка -«это целая поэзия для того, кто танцует ее толково, а не бросается зря, с единственною заботою затрепать свою даму да вдоволь настучаться выносливыми каблуками». Появилась мазурка в Петербурге в 1810 году. В программу бала, помимо отмеченных танцев, входили также полька, экосез, котильон, которым обычно бал завершался. Русские простонародные танцы в программу не включались уже во времена ассамблей. Их танцевали, как вспоминают современники, «одни толь­ко карлики»1. Если русские танцы и появлялись в программе велико­светского бала (не ранее первой четверти XIX в.), то это объясняется лишь патриотическим порывом, связанным с победой России в Отече­ственной войне 1812-1814 годов. Сравнительно чаще к простонарод­ным танцам обращались на домашних балах.

В программу каждого бала включались, разумеется, не все извест­ные в те времена бальные танцы. Важно заметить, что каждый из них не только задавал определенный темп действию бала, но и определял стиль общения, характер разговоров во время танцев. Вспомним, как Кити («Анна Каренина») ожидала важного объяснения Вронского во время бала: «Вронский с Кити прошел несколько туров вальса... Во время кадрили ничего значительного не было сказано, шел прерыви­стый разговор... Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала, с замиранием сердца, мазурки...»2. Но и мазурка, как мы по­мним, не оправдала ее ожидания.

Бал никогда не сводился только к танцам. К тому же на балу всегда находились и такие гости, которые либо по преклонности лет, либо по какой-то еще причине не танцевали. Например, для женщины баль­ный век заканчивался тогда, когда она либо вывозила на бал стар­шую дочь, либо, если у нее старшим был сын, с того времени, когда он женился. Стало быть, уже в тридцать лет, примерно, когда прохо­дила молодость, появилась семья и соответствующие заботы, было неприлично порхать в вальсах наравне с молодежью. Неприличным считалось и мужчине в возрасте, да еще занимающему определенное положение в обществе, кружиться в вальсе и щелкать каблуками в мазурках.

Иное дело - молодой человек. Отказ его от танца был бы просто не понят обществом. Это могло бы привести к тому, что впредь он не получит приглашения. И не только в этот дом. Более того! Подобный поступок в глазах общества воспринимался как определенный вызов

 

1 См.: Родина, 2003. - № 1. - С.46.

2 Толстой Л.Н. Собр.соч. - Т.8 - С.72.

 

 

общественному мнению. Так демонстративно, например, не танцевали на балах будущие декабристы и фрондеры 20-х годов XIX в.

Итак, тот, кто не танцевал, коротал время, к примеру, за бесконеч­ными разговорами. Девушки любили собираться отдельно - у них были свои проблемы; к ним подсаживались порой и молодые люди. Разго­воры на балах были, разумеется, весьма не похожи на интеллектуаль­ные разговоры в литературных салонах. Здесь не принято было что-то обсуждать, порицать, критиковать. Хотя, как замечал Ю. Лотман, эти разговоры, несомненно, и имели «свою прелесть - оживленность, свободу и непринужденность между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в не­возможной в других обстоятельствах близости...»1.

Мужчины в возрасте собирались либо в кабинете хозяина дома, либо в специальной курительной комнате, называемой «диванной», полно­стью отделанной «в турецком вкусе». Здесь хозяин предлагал гостям затейливо украшенные трубки (деревянные, пеньковые, керамические) и табаки разных сортов2. Особенно ценились турецкие трубки с длин­ным чубуком и персидским кальяном. Именно они, кстати, украшали и кабинет Онегина, где среди «роскоши, для неги модной» можно было увидеть «янтарь на трубках Цареграда». Взявши трубки, располагались на диванах и начинались длинные разговоры обо всем: политике, эко­номике, женщинах и проч. Подобный «восточный», как называли, характер курения оказался близок нашей ментальности, когда «много часов проходит легко и приятно за пусканием колечек дыма»3. Впро­чем, в 60—70-е годы XIX в. трубки были вытеснены папиросами (не­сколько позднее сигаретами). Примечательно, что вплоть до начала XX в. курить вообще разрешалось только в кабинете и никоим обра­зом, за столом во время обеда или ужина.

Общение в обществе, на балу или на званом вечере - особый дар дворянина. Искусство общаться приятно, замечал В.А. Жуковский, есть несомненное достоинство, «совершенно необходимое для приобрете­ния от общества благосклонности». В общении стремились соблюдать «равенство в тоне разговора, чтобы никто не отличался преимущества­ми ума, а всяк жертвовал умом своим для общего удовольствия»4.

Для общего же разговора принято было рассказывать анекдоты. В конце XVIII в. появляется анекдот неличностный, повествующий не о конкретных лицах, а о явлениях типических. Умело рассказанный анекдот был признаком хорошего тона (даже если он был несколько фривольным). Анекдоты, обмен светскими новостями составляли ос­нову того, что называли обычно светской болтовней (или «разговор ни

 

 

1 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С.92.

2 Привычку к курению сформировал в России Петр I. На ассамблеях, прямо в танцевальном зале, устанавливались столы с трубками, табаком и деревянными лучин­ками, которыми трубки прикуривали.

3 Русский быт по воспоминаниям современников. Ч. 1. - М.. 1914. - С.130.

4 Культура застолья XIX века. С. 152.

о чем»). И тщетно было искать здесь, как писал Л.Толстой, «чего-нибудь особенно умного». Демонстрировать в светском обществе свою честность, особую образованность было, по меньшей степени, наивно. Их проявление в обществе, как правило, подвергалось остракизму. Вспомним хотя бы о судьбе несчастного Чацкого («Горе от ума»).

Своеобразной особенностью общения в дворянской, особенно в великосветской, среде были «прозвища», даваемые всем без исключе­ния гостям бала, раута, куртага (приемного дня). «Мода на всякого рода прозвища, - вспоминала А.О. Смирнова-Россет, - царствовала долго». Так, Пушкина в этом узком кругу называли либо Сверчок, либо Искра; Жуковского - Бычок, Гоголя - Хохлом, Вяземского - Асмодеем и т.д.1.

Помимо упомянутых ранее карточных игр, на балах практически обязательными были либо концерт (выступление одного-двух извест­ных исполнителей; часто - зарубежных певцов или музыкантов), либо спектакль (комическая опера или балет). Увлекались разыгрыванием шарад. Их предложил обществу в 20-е годы князь С.Г Голицын. Ра­зыгрывались они следующим образом: актеры-любители, используя оперную, балетную или драматическую форму, проигрывали ряд сце­нок-миниатюр, каждая из которых обозначала либо слово, либо слог. Разгадать следовало или зашифрованную фразу, или какое-то слово2. Примечательно, что для выражения существа слова (или слога) неред­ко использовали популярные фрагменты оперных арий, сцен или мо­нологов из пьес. Иногда просто импровизировали какой-то остроум­ный разговор или использовали пантомимические действия.

В это же время появляется на балах (и на званых вечерах) еще одна забава - разыгрывание живых картин, в которых нередко принимали участие весьма известные личности. Так, А.О. Смирнова-Россет оста­вила нам описание таких картин, в которых был занят А.С. Пушкин. В одной из них он - «в красном тюрбане г-жи Карамзиной, заверну­тый в шаль, сидя на земле и куря трубку, изображал хана Гирея». Вокруг же него расположились прочие участники живой картины «со сложенными на груди руками, - как подобает рабам». В другой кар­тине мизансцена была организована следующим образом: перед постав­ленным «на возвышение пресс-папье Карамзина» (статуей Петра Ве­ликого) застыли Пушкин «в платье мужика» и Клементий, брат Смир-новой-Россет, в «якобы польском костюме». Отгадка была такова: Пушкин и Мицкевич перед статуей Петра Великого3.

Бал завершался ужином (иногда называемым обедом). Это проис­ходило обычно поздно вечером, иногда - ночью. Примечательно, что, несмотря на традиционное обилие блюд, никогда на балах не было злоупотребления спиртным. Водка употреблялась только мужчинами (в отличие от петровских времен) и только к закуске для возбуждения

 

 

1 Записки А.О. Смирновой, урожденной Россст. — М., 1999. - С.35.

2 Пылясв М.И. Занимательные чудаки и оригиналы. - М., 1990. — С. 155.

3 Записки А.О. Смирновой-Россст. С.47.

аппетита. В ходе же ужина подавали шампанское и вино, но в весьма умеренных количествах. Ужин же, в свою очередь, или сопровождался или завершался фейерверком и иллюминацией.

Что касается иллюминации, то в ее организации не было ничего сложного: это были зажженные плошки с жиром, расставленные в боль­шом количестве на прилегающих ко дворцу (особняку, усадьбе) терри­тории. Фейерверки же XVIII в., требующие сложного технического ос­нащения, были весьма изобретательно организованы. С помощью пиро­техники и построенных различных конструкций создавались уникальные картины. Удалось создавать, как вспоминают мемуаристы, иллюзию дви­жения фигур и даже целых групп. Это могли быть люди, животные, эки­пажи и пр. Из полной темноты, например, мог неожиданно появиться прекрасный сад с огненными деревьями или «великий бассейн, огненно­му озеру подобный, посреди которого стоит статуя, представляющая Ра­дость и испускающая великий огненный фонтан» и т.д.'

Подобные «огненные потехи» на Руси любили всегда. Но то, что стали называть фейерверками, стало развиваться при Петре I, который, как рассказывали его современники, нередко сам изобретал компози­ции цветных огней, создавая необыкновенной силы картины-аллего­рии. Так, в 1710 году, во время празднования годовщины победы в Полтавской битве, с помощью огней была воссоздана следующая кар­тина: шведский лев опрокидывает колонну с польской короной, но погибает от заряда, выпущенного русским орлом.

Фейерверками увлекались и при преемниках Петра, особенно в период царствования Елизаветы Петровны. Однако нельзя не заметить: фейерверки при Петре I несли всегда идею утверждения могущества России, силы и славы ее побед на поле брани во имя Отечества. После Петра они стали преимущественно красивыми картинами-аллегория­ми. Не более того: фейерверки перестали нести в себе какую-либо просветительную идею и превратились в развлекательное зрелище.

Суммируя сказанное, следует заметить, что для создания атмосфе­ры бала существенна не только его содержательная сторона, но и оформление залов, и наличие достаточного количества свечей (по­зднее - ламп) для освещения, и даже сервировка стола. Все это в со­вокупности и создавало праздничную театрализованную атмосферу, что подчеркивал совершенно справедливо Ю.М. Лотман, замечая, что бал -это «целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в залу до разъезда) соответствовали типовые эмо­ции, фиксированные значения, стили поведения». Разумеется, не без «бальных вольностей», «которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение «порядка» и «свободы», создавая, в конечном счете, определенное очарование бала, проводимого в доме того или иного дворянина2.

 

1 Цит. по: Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. С.181.

2 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С.91.

Если бал предполагал достаточно строгую драматургию, то маска­рад создавал атмосферу полной раскованности присутствующих на нем гостей. Согласимся с Е.В. Дуковым, который, анализируя природу бальной культуры, замечает, что маскарады «представляли уникальные для культуры своей эпохи возможности для флирта. Здесь все говори­ли друг другу «ты», здесь максимально сглаживались различия в чи­нах и званиях. Здесь каждый мог проявить свою индивидуальность, свой вкус, блеснуть выдумкой»'.

Иначе говоря, маскарад - это своеобразная игра, которая помогала забыть о сословных и имущественных перегородках и могла предло­жить отдохнуть от строгой нормированное™ обыденной жизни. При одном условии, впрочем: наличия у гостя маскарада маски, или обла­чении его в карнавальный костюм. Маска (костюм) уравнивала всех. И прежде всего женщин. Об этом хорошо сказано в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова:

 

«Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело»2.

 

Надо заметить, что само это слово (маскарад) - аравийского про­исхождения и переводится, как «шутка», что, пожалуй, достаточно точно определяет существо этого действия. Но «шутка», имеющая глубокие социальные корни. Одевши маску и маскарадный костюм, человек теряет свое земное «Я»: он приобретает иное бытие. Может быть, то, о котором он всегда мечтал. Или даже не подозревал, что всегда мечтал. Стал, например, Рыцарем или Волокитой. Поэтому выбор маски всегда симптоматичен. Если выбор маски удачен, если ее обладатель, к тому, же действует в соответствии с возможной линией ее поведения, это доставляет ему упоительное наслаждение.

Первые маскарады проводились еще в годы правления Петра I, весьма склонного, как уже было отмечено в этой книге, ко всякого рода мистификациям и проказам, связанным, прежде всего, с пере­одеванием, ряженьем. Но как же отличались от этих маскарадов, порой довольно грубоватых, маскарады, проводимые при Елизавете Петровне и особенно Екатерине II! Прежде всего тем, что они при­обрели определенную регулярность - устраивались два раза в неде­лю. Правда, всегда в определенный временной промежуток: от Свя­ток до Великого поста, когда прекращались увеселения всякого рода и разрешались только концерты серьезной музыки. Во-вторых, они были более разнообразны по тематике, сюжетным построениям и

 

 

1 Дуков Е.В. Бал в культуре России - В кн.: Развлекательная культура России XVIII— XIX вв. С.190.

2 Лермонтов М.Ю. Собр.соч. - Т.З. - С.362.

 

 

использованию выразительных средств. Неожиданные сюжетные повороты, звуки оркестров, волны света, заливавшие залы, обилие хороших вин (а не грубой сивухи, как некогда!), лица в масках, раз­нообразные маскарадные костюмы - все это, в совокупности, не могло не способствовать созданию атмосферы праздничного действа совершенно иного качества.

При Екатерине II утвердился обычай (популярный и ныне) в пуб­личном маскараде встречать Новый год. Нередко темой маскарада становились события, связанные с историей России. Чаще всего такие маскарады проводились в честь победы над французами в войне 1812 года. Маскарады могли носить и благотворительный характер. Так, 30 ноября 1817 года в Петербурге, в доме Косиковского, был устроен первый маскарад в пользу инвалидов этой войны. Желающие попасть на него могли, как сообщалось в пригласительном билете, «маскиро­ваться, кто как заблагорассудит, с соблюдением, однако ж, в костюмах и нарядах должной благопристойности, в шубах, шинелях, сюртуках и шлафроках и прочему сему подобном никто впущен не будет». Мас­карад сей положил начало действам, которые организовывались вся­кий раз весной в день вхождения русской армии в Париж.

Помимо маскарадов, проводимых в императорском дворце и двор­цах знати, в 1830 году В.В. Энгельгардт стал проводить публичные маскарады в своем дворце'. Вход на маскарад был платный и посещать его могли представители самых разных сословий. Это не могло не придать ему некоего налета пряности. Вспомним, в связи со сказан­ным, лермонтовский «Маскарад»:

 

«А р б е н и н

Рассеяться б и вам и мне не худо.

Ведь нынче праздники и, верно, маскерад

У Энгельгардта...

Князь

Там женщины есть... чудо...

И даже там бывают, говорят...

Арбенин

Пусть говорят, а нам, какое дело?...»2.

 

Тем не менее маскарады «у Энгельгардта» пользовались громадным успехом. На каждом из них бывало до двух тысяч человек. Программа была составлена изобретательно, а оформление залов отличалось от­менным вкусом3.

 

1 Энгельгардт В.В. (1775-1837), внук одной из сестер Г. Потемкина, полковник в отставке. Расточительный богач, крупный игрок. Выстроил на Невском большой дом (ныне № 30) специально для публичных концертов, балов, маскарадов, которые пользо­вались в Петербурге шумным успехом. Дружил с А.С. Пушкиным; оба они были чле­нами кружка «Зеленая лампа».

2 Лермонтов М.Ю. Собр.соч. - Т.З. - С.361-362.

3См.: Энгсльгардт Л.Н. Записки. - М., 1997. - С.44-45.

 

 

От маскарадов и балов следует отличать званые обеды (или званые ужины), т.е. собрание с непременным пригласительным билетом. Они выполняли очень важные социальные функции, так как позволяли устанавливать и поддерживать взаимоотношения между различными кругами общества, прежде всего между представителями различных поколений. Разумеется, в границах социального слоя.

Поводов для таких званых обедов (или ужинов) бывало предоста­точно: получение хозяином дома нового чина или ордена, именины, крестины, праздничные дни (Святки, Масленица, Пасха) и т.п. Подго­товка к таким обедам (ужинам) начиналась с рассылки приглашений. Самых высокочтимых гостей хозяин приглашал лично, к прочим пред­полагаемым гостям отправляли слугу для передачи приглашения, соб­ственноручно написанного хозяином или хозяйкой. Так было, пример­но до 20-х годов XIX в., когда появились бланки художественно офор­мленных типографских приглашений. Приглашения отсылались заранее: не позже, чем за две недели до бала; на вечер с танцами и ужином - за неделю; на обед или завтрак - за 5-6 дней и т.п. Правила хорошего тона требовали, чтобы, получив приглашение на обед, тот­час же был дан ответ, положительный или отрицательный. Все пригла­шения тщательно фиксировались. Вспомним, как это делал Фамусов, давая указания своему Петрушке:

 

«Постой же. - На листе черкни на записном,

Противу будущей недели:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели ...

Отметь-ка, в тот же день ... Нет, нет

В четверг я зван на погребенье ...

Пиши, в четверг, одно уж к одному.

А может в пятницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить»1.

 

И хотя в обществе, в середине XIX в., стал крепнуть интерес к таким формам досуга, как бал, посещение театров, карточные игры и прочее, значимость званых обедов (ужинов) не потускнела. Князь С. Волконский вспоминал: «Обеды играли большую роль в уездной жизни, ими отмечались события общественного значения: земские собрания, конские ярмарки, бега, а также события семейные - име­нины, свадьбы... Всегда бывал в таких случаях распорядитель и при нем помощники, кто-нибудь из отставных офицеров, знакомых с требованиями кулинарных законов и с обычаями парадной сер­вировки... Обед проходил под звуки военного оркестра; за шам-

1 Грибоедов А.С. Избранные произведения. С.89-90.

 

 

панским начинались тосты, оркестр играл туш, пока осушались бо­калы...»1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.