|
КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ 8 глава
Успеху петушиных боев в России способствовал уже упомянутый при разговоре о кулачных боях и скачках граф А.Г. Орлов-Чесменский. Увлечение Орлова петушиными боями началось с приобретения им бойцовых птиц из Англии - лучших, по тем временам, пород. Отечественных же пород боевых птиц практически не было. Вот и поставил перед собой Орлов задачу - вывести отечественную породу бойцового петуха, орловского, не иначе. И началась кропотливая селекционная работа, растянувшаяся на десятилетие. Для этого Орлов завел родословные книги, в которых самолично прослеживал судьбу каждого отложенного яйца, каждой выращенной птицы. И такая порода, в конце концов, была создана. Получила название русской. И ценилась на петушиных боях весьма высоко. И не только в России2.
Для петушиного боя необходимы особые, бойцовые породы петухов, которые в течение столетий и совершенствовались. Они, во-первых, отличались внешним видом: были широкоплечи, обладали сильной длинной шеей, небольшой сухой головкой и длинными же, мощными, с большими шпорами, ногами. Во-вторых, склонность к драчливости была их основным качеством, которое особо тщательно развивалось и пестовалось. Петушиные бои в России чаще назывались, и не случайно, «петушиной охотой». Ибо главное — не столько поединок петухов на арене, а оценка достоинств боевой птицы.
1 Полилов Г.Т. (Ссвсрцсв). Быт петербургского купечества. С. 105.
2 Согласно древнегреческому преданию, петушиные бои были изобретены полководцем Фемистоклом. Перед битвой с персидским царем Ксерксом в 480 г. он обратил внимание на двух драчливых петухов, яростно сражающихся в придорожной пыли. Фсмистокл остановил свою колесницу и обратился к воинам с короткой речью. «Эти птицы, - сказал он, - дерутся не за богов Эллады и не за своих предков... Им нужна лишь победа, и один из них останется победителем». Слова полководца воодушевили воинов. И они победили. Фсмистокл же с тех пор устраивал ежегодно торжества в честь победы, и основным элементом этих торжеств были петушиные бои. Вскоре они распространились по Европе, а затем и по миру.
Примечательно, что ни один настоящий охотник не посмел б назвать боевого петуха собственно петухом, а только так -птица. И он, конечно же, должен был решить для себя главный вопрос: кому отдать предпочтение - крепкой ли груди русского, огромным ли шпорам английского или увертливости, подвижности гильдянского. Подлинные ценители петушиных боев создали в Москве «Общество петушиных охотников». Членов этого общества объединяло стремление к улучшению петушиных пород, забота о совершенствовании силы, ловкости и красоты боевой птицы. Понятно, что без особой увлеченности или, как тогда говорили, «петушиной страсти» вряд ли было возможно заниматься этим делом.
Пожалуй, именно Москва всегда оставалась центром петушиных боев в России, куда тянулись охотники не только Московской губернии, но и иногородние охотники из ближних и дальних регионов страны. По свидетельству знатоков старой Москвы петушиные бои проводились при трактире купца Коломенского в Подвесках, при трактире Шустрова на Смоленском рынке и во многих других местах. Именно здесь и возникали «петушиные театры» или, как их еще называли,
цирки.
Чтобы представить, как происходил поединок, обратимся к свидетельству очевидца: «Во дворе, в углу, под большим деревом, устроена, по всем правилам петушиной охоты, арена, вокруг которой стоят амфитеатром скамейки.... Но вот трактир скоро наполнится охотниками... Общий говор вертится на боевой птице... Порой возникает спор..., при котором вдруг выхватывается из саквояжа или мешка петух и становится гоголем на стол, а потом опять прячется...
Но вот завязывается... вызов на бой.... Все охотники вскакивают и устремляются поспешно по лестнице во двор, в заветный угол... Охотники занимают места на скамейках..., предлагая друг другу заклады то за того, то за другого петуха...». Вот, наконец, охотники выносят участников поединка. При этом они стараются, чтобы «петухи увидели еще до арены друг друга. Подойдя к самой арене, оба охотника начинают тихо раскачивать своего петуха вправо и влево и затем одновременно спускают их на арену и тут же садятся». Все кругом замирает - бой начинается. По его окончании «охотники все разом заговорили, пошли суды и пересуды, и началась расплата закладов»1.
До 60-х годов XIX в. петушиные бои проводились легально и привлекали, как уже говорилось, достаточное количество зрителей. Однако по настоянию «Общества покровительства животных» они были признаны безнравственными, определены как жестокосердная забава и, как следствие, запрещены. Просуществовав еще несколько лет, проводимые с украдкой, без лишнего шума и обильной рекламы,
1 Соболев В.Н. О петушиных боях в Москве. - В кн.: Ушедшая Москва. - М.. 1964. - C.185-I87.
где-нибудь на окраине города, порой даже на чердаках заброшенных домов, петушиные бои, в конце концов, исчезли из досуговой жизни россиян.
Различного рода зрелища и гуляния являются, по сути, публичными формами досуга. Но ведь существовали и иные, домашние его формы. И среди них немало было традиционных, заведенных еще дедами. О некоторых из них я упоминал в предыдущих главах. Распространены они были и у крестьян, и у городского простонародья. Это и «послеобеденный сон», отказ от которого считали ересью и отступлением от дедовских обычаев; и многочисленные гостевания, чаепития и пр.
Выбор настольных игр у городских жителей был обширен: лото, шашки, домино. Но прежде всего - карты. Играли либо «по маленькой», либо вообще без денег, «на интерес». Чаще всего - в «девятку» или «в петушки» (нынешняя игра «в дурака»). Проигравший должен был трижды прокричать «ку-ка-ре-ку», находясь под столом, что доставляло победителям восторг и блаженство.
В крестьянстве в карты играли редко. Но если и играли, то опять же «в петушка». А также в «марьяж», «орешки», «три листа» и пр. Но самой любимой игрой простого люда была игра «в козла», весь интерес которой состоял в том, чтобы оставить партнеров без взятки («в козлах»). Быть «козлом» означало покрыть себя несмываемым, до отыгрыша, позором; отзываться на кличку «вонючий козел»; безропотно сносить обидные приколы (вроде козлиного блеянья в спину или скверной гримасы и нажимания носа пальцами при встрече). Кстати, и в народной среде редко играли на деньги; чаще - «на щелкан», т.е. щелчок в лоб или «по носам», когда проигравшего без всякой пощады хлестали колодой карт по носу.
Было бы ошибочно представлять жителя села или города первой половины XIX в. как человека, абсолютно равнодушного к книге. Но общий уровень их читательских интересов был явно невысок. Особенно у крестьянина (см. эпиграф к этой главе). Время, о котором мечтал Н.А.Некрасов, было еще довольно далеко. Поэтому и житель села, и городской житель в это время довольствовались лубком - дешевыми раскрашенными картинками на бумаге, да «копеечными» книжками со сказками о Бове-королевиче и пр. Да упомянутыми в этой главе формами досугового действия. Этот пласт сферы досуга, как видно, весьма отличен от аналогичного пласта дворянской культуры.
Особенно того, который возникал в помещичьей усадьбе, справедливо называемой колыбелью русской культуры. Ибо именно здесь зарождались будущие музейные коллекции картин и скульптур. Именно здесь собирались интереснейшие библиотеки. Именно здесь, в усадьбе, - истоки любительского творчества. Здесь ставились спектакли и на сцену выходили не только крепостные актеры. Здесь музицировали, создавали дуэты, трио, квартеты и даже оркестры. Именно здесь, в усадьбе, происходило приобщение простого люда к подлинной культуре. И не только в качестве зрителя или даже активного участника, ставшего певцом, танцором или музыкантом в представлении или спектакле, но и в качестве ученика, усаженного хозяевами усадьбы за парту для приобщения к знаниям.
К середине XIX в. культура России в своей досуговой сфере сделала, таким образом, весьма заметный, основательный - по содержанию, разнообразный - по формам скачок по сравнению с культурой прошлых веков. Создав тем самым плацдарм для дальнейшего развития и совершенствования праздничности как существеннейшего качества представлений, праздников, обрядов, зрелищ и т.п.
ГЛАВА 8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|