|
ПЕРВЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
«... в язычестве есть предчувствие Евангелия, ... свет Откровения в какой-то мере был дарован всем народам».
Александр Мень
Значимость православного христианства для становления и развития культуры России нельзя не отметить. М. Погодин был, безусловно, прав, утверждая, что именно в недрах религии «началась или образовалась европейская наука (первые ученые — духовные, и первая наука — богословие, библиотеки - в монастырях), и искусство (живопись, зодчество, музыка в храмах, театр), и торговля (ярмарки при монастырях), и язык (летописи отечественные)...»'. Православная церковь в России в этом отношении не составляет исключения.
Именно она сыграла огромную созидательную роль в формировании духовной, нравственной культуры русского человека, проявляемой им в трудовых буднях, и в часы, не столь длинные, отдыха и досуга. Стержнем нравственной культуры всегда была вера. Она помогала человеку понять и осмыслить общие представления о добре и зле, которые позднее будут воспроизводиться поколениями вне их осознанного отношения к религии. Вера формировала этику русского общества, которой оно будет руководствоваться на протяжении всей своей истории даже без юридических законов. Она была для русского человека опорой в дни невзгод и несчастий. «Люди ищут Бога, — писал Л. Пантелеев. - И всегда будут его искать. Потому что можно убить человека, можно убить целый народ, но нельзя убить идею Бога. Люди ищут путей общения с Ним. В один прекрасный день огонь веры затеплится в душе молодого — или не очень молодого - человека. В этот счастливый день он начинает понимать, что без Бога жизнь — бессмыслица»2.
Православная церковь для русского человека была всегда тем островом, где отдыхала, в часы досуга, истинно русская душа. «Право-
1 Погодин М. Исторические афоризмы. — С.66. 2 Пантелеев Л. Я верую ... - Л., 1991. - С.130.
славная церковь, - писал социолог и правовед К.П. Победоносцев (1827-1907), - красна народом. Как войдешь в нее, так почувствуешь, что в ней все едино, все народом осмысленно и народом держится»1. Церковь для русского человека - особенно в провинции, в деревне -всегда была не только молельным домом, но и местом культурного общения. Если угодно, своеобразным театром или концертным залом.
Я чуть ранее уже отметил роль православной церкви к приобщению русского народа к книге и чтению, ставшему - на века! - одним из любимейших занятий в часы отдыха, в часы досуга. Но вспомним еще и о том, что именно православная церковь во-многом содействовала распространению в России хорового искусства. Что она же содействовала зарождению русского театра, возникшего первоначально в духовных учебных заведениях. Так постепенно, но и направленно происходило приобщение русского человека к высокому и духовному. Иначе говоря, его постижение красоты, первое ее глубокое понимание. Той красоты, за которую русский человек «душу готов положить, - так он ее любит»2. Православные праздники в этом отношении играли далеко не последнюю роль.
Внедрение первых православных праздников далеко не всегда воспринималось в обществе благостно. Языческие праздники из памяти людской искоренять было сложно. Поэтому, осуждая те или иные языческие действа народного праздничного календаря, церковь тем не менее понимала, что официальное их запрещение далеко не лучший способ борьбы с ними. Правильнее было бы попытаться придать тем или иным языческим действам новую окраску, наполнить их религиозным содержанием, религиозным мировоззрением. По этому пути и пошла церковь.
Вот, например, уже упомянутая в этой книге Радуница. Ее празднование не однажды осуждалось церковью (в том числе постановлением Всецерковного собора XVI в.). Но при этом подчеркивалось, что поминовение - есть, безусловно, богоугодное дело. Однако проводиться оно должно было без веселья и тем более без поминания на кладбище вином или водкой. Поэтому Радуница введена была церковью в систему пасхальных торжеств и отмечалась обычно во вторник первой недели после Пасхальной седмицы, называемой в честь апостола Фомы3 Фоминой (т.е. это десятый день после Пасхи).
В народе Радуницу называли «усопшим праздником». В этот день после вселенской панихиды, отслуженной в церкви, отправлялись на
1 Победоносцев К. Значение православного храма // Кн.: Вера, молитва, любовь: Сб. - М., 1994 - С.52.
2 Там же. С.53.
3 Фома — один из двенадцати апостолов, учеников - последователей Христовых. Был глубоко предан Иисусу Христу. И долго не верил в Его воскресение, пока однажды, спустя 8 дней, Иисус Христос не дал ему осязать Свои раны (См.: Ин.11: 14-16:; Ин. 14: 5-7). После вознесения Иисуса Христа и сошествия Св. Духа на апостолов, проповедывал в Палестине, Месопотамии, Индии.
кладбища «угощать родительские душеньки». Персонаж повести И. Шмелева - Горкин - так комментировал этот обычай: «Сегодня "усопший праздник"... сегодня поедем на могилки, скажем ласковым шепотком: "Христос Воскресе, родимые, усопшие рабы божие! Радуйтесь, все мы теперь воскреснем!"». Потому и зовется - «Радуница»'. На кладбище пасхальное яйцо закапывалось около креста, другое - крошилось на могилу птицам, ибо искренно верили, что они, отведав угощение, заступятся за покойного на том свете перед Богом.
Языческий праздник Ивана Купала был приурочен к христианскому празднику в честь Иоанна Предтечи (Крестителя). Именно от него в водах Иордана принял крещение водой Иисус Христос, равно как и некоторые его ученики. Смешение языческого божества Купала с христианским праздником, посвященным Рождеству Иоанна Крестителя, а также созвучие слов «Купала» и «купать» привело в народном сознании к изменению и названия праздника. В народе его часто называли просто Иванов день. И был этот праздник, как и в языческие времена, одним из самых любимых в народе. Как отмечает в своей монографии В. Колесникова, была у него одна особенность: «...сложившаяся традиция требовала, чтобы в празднике принимали участие все - от мала до велика. Ибо коллективное исполнение обрядов, действ, запретов купальской ночи обеспечивало благополучие и охрану от всего недоброго и нечистого для каждого жителя села или деревни»2.
Подобное сращивание религиозных и языческих традиций было характерно и для других праздников, внедряемых на Руси православной церковью. Празднование Дня Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) проводилось, говоря современным языком, по двум сценариям. Праздник этот - один из важнейших; он воплощает в себе образ Богочеловека. Празднованию Рождества предшествовал Рождественский или, иначе, Филиппов3 пост, завершающийся сочельником. Здесь следует напомнить, что «сочиво» - обязательное постное блюдо из проращенной пшеницы с медом4, символизирующее на праздничном столе будущую жизнь, рожденную из «мертвого» зерна.
Сценарий празднования Рождества Христова включал в себя зрелище «пещного действия». Фактически с этого момента можно вести отсчет «праздничного времени». Действо это, по словам Костомарова, «отправлялось во многих местах и долее сохранялось в Новгороде»5. Оно проводилось за неделю перед праздником и привлекало массу народа. По сути, это было церковное представление, содержание которого заключалось в чудесном избавлении от смерти в раска-
1 Шмелев И. Лето Господне. - М, 1991. - С.537.
2Колесникова В. Праздники Руси православной. - М., 1998. - С. 145.
3 Филипп - один из двенадцати апостолов Иисуса Христа.
4 Для приготовления сочива очищали 1,5 стакана зерен пшеницы и варили из них на воде жидкую кашу. Затем добавляли грамм 150 растертого в ступе мака, перемешивали с медом (эстоловых ложек) и добавляли в охлажденную кашу.
5 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - С.200.
ленной халдейской печи трех отроков, не подчинившихся приказу вавилонского царя Навуходоносора поклоняться языческому божеству. Действо это готовило как бы человека духовно к большому и светлому празднику.
Но он должен был бы быть готовым и телесно. Поэтому «праздничное время» включало в себя и праздничную уборку дома; баню, устроенную накануне; новые рубахи и платья, специально подготовленные к празднику. Все эти действа приобретали значимость ритуала, становились с веками традицией, которая бережно сохранялась и передавалась последующим поколениям.
Атмосферу подготовки к празднику эмоционально и образно поведал И. Шмелев в повести «Лето Господне»1: «В Сочельник обеда не полагается, а только чаек с сайкой и маковой подковкой. Затеплены все лампадки, настланы новые ковры. Блестят развязанные дверные ручки, зеркально блестит паркет. На столе в передней стопы закусочных тарелок, «рождественских», в голубой каемке. На окне стоят зеленые четверти «очищенной», подносить народу, как поздравлять с Праздником придут. В зале - парадный стол, еще пустынный, скатерть одна камчатая. У изразцовой печи, — пышет она, не дотронуться, - тоже стол, карточный, раскрытый, — закусочный: завтра много наедет поздравителей. Елку еще не внесли: она мерзлая, пока еще в веселых сенях, только после всенощной ее впустят».
За трапезу, которая начиналась не ранее чем на небе покажется первая звезда, знаменующая окончание поста и символизирующая Звезду вифлеемскую, садились после молитвы. Причем если небо в ночь перед Рождеством было «звездисто», стало быть, ожидали богатого приплода скота и обилия ягод, и грибов.
Непременным эпизодом праздника Рождества Христова было участие в длительном церковном богослужении, называемом всенощным бдением2. Обязательными его элементами были крестный ход и лития (торжественное благословение хлеба и вина). По окончании богослужения наши предки собирались за праздничным столом, который, по традиции, был весьма обилен3. Стол непременно застилался соломой или сеном, а ножки его обязательно опутывали веревками, чтобы домашний скот не разбежался. Таким образом, воссоздавалась как бы атмосфера дня рождения Иисуса Христа: сено, взвар (т.е. компот из сухих фруктов, который на Руси готовился в связи с рождением ребен-
1 Шмелев И. Лето Господне. - М., 1991. - С.477-478.
2 Всенощное бдение (всенощная) — церковное богослужение суточного круга, свершаемое по великим праздникам. Состоит из вечерни, утрени и часа первого (или великого повечерия и утрени).
3 Праздничный обед обычно готовился из 12 разных блюд — столько дней занимают Святки. «Домосторой» - энциклопедия древнерусского домашнего быта - рекомендовал, например, к рождественскому столу такие блюда, как гусь, запеченный с яблоками; поросенок, фаршированный гречневой кашей; солонина с чесноком и пряностями и т.п. Его обязательными компонентами были колядки — печеные изделия из ржаного теста с начинками, намазками и пр.
ка) и кутья - обязательные принадлежности трапезы, напоминающей о неизбежном - земной участи Спасителя.
Празднование по церковным канонам сменялось празднованием по народным традициям. Это были Святки. Все двенадцать дней празднования (от дня Рождества Христова до дня Крещения) были наполнены не только радостью и весельем. Но и высокой духовностью, добротой, сердечностью, столь присущими русскому человеку. Не случаен в этом смысле церковный обряд славления, суть которого в обходе церковным причтом с молитвой и пением всех прихожан.
Корни большинства святочных действий, славящих наступление нового солнечного года, имеют ярко выраженный языческий характер. Например, уже упомянутые колядки. Православная церковь всегда (и до сих пор, кстати) резко и неодобрительно отзывалась о колядовании. Достаточно сослаться хотя бы на одну из глав «Стоглава» (сборника постановлений московского Церковного собора 1551 года, созданного царем Иваном Грозным). Но с сосуществованием в досуговой культуре россиян этого элемента язычества церковь вынуждена была смириться. Равно как и с различными видами гаданья или ворожбы (на курице, у ворот, на луковицах, башмаком и пр.)1. Равно как и с таким непременным элементом святочных действий, как ряжение.
Корни ряжения, как и корни колядования уходят во времена язычества. Именно тогда начали складываться его основные признаки: использование разнородных масок (фантастических или зооморфных), называемых в народе «харями», «рожами», «личинами»; костюмирова-ния; своеобразных телодвижений (скачки, подскоки, прыжки и пр.) и т.д. В этнографических исследованиях встречаются описания различных ряжений и связанных с этим действий. Так, «коня» (или «кобылу») изображали обычно двое ряженых, покрытых попоной с головой. Один из них держал палку или вилы, на которую цеплялась соломенная конская голова. «Вождение коня» состояло из различных сценок: «коня» укрощал хозяин; «коня» покупали у цыгана; «конь» мог быть резвым или, напротив, дохлым и пр. Использовались и другие маски: «козы», «медведя», «петуха», «Бабы-яги», «смерти» и т.п.2 Естественно, носившие ее должны были действовать в соответствии с избранным образом3.
Хождение ряженых представляло собой шумную, колобродящую группу, передвигающуюся по деревенским улицам с неизбежными
1 См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: В 2 кн. - М„ 1996. - Кн.1. - С.16-28.
2 Позднее, в XVIII-XIX вв., такими масками-образами станут: «барин», «генерал», «поп», «купец» и другие, имеющие острый сатирический характер. Их использование станет преобладающим по сравнению с масками фантастическими или зооморфными.
3 Следует заметить, что традиция ряжения сохранила свою жизнеспособность и в последующие века. Ее отголоски ощутимы и в «масляничных потехах» Петра I, и в маскарадах XV1II-XIX вв., и в праздниках первых послереволюционных лет XX в. и т.д. Ряжение можно рассматривать и как один из истоков русского национального театра.
остановками перед домами наиболее зажиточных крестьян. Именно здесь начинались святочные «бесчинства», когда обливали глазеющих на действо водой, мазали их сажей; опрокидывали кадки или ведра с водой и т.п. Все действа сопровождались битьем в тазы, сковороды, в печные заслонки и пр. В лучшем случае игрой на музыкальных инструментах. Если подобные «бесчинства» все же дозволялись и воспринимались присутствующими как должное, то жестко запрещалось в период Святок охотиться. Это считалось грехом, и серьезным. Было распространено поверие, что нарушившего запрет может вскоре ожидать крупное несчастье.
Святки органично и естественно были связаны с еще одним православным праздником — Крещением Господним, который отмечался 6 января по старому стилю. Праздник этот имел и еще одно название - Богоявление. Его драматургия, с точки зрения церковных канонов, мало чем отличалась от празднования Рождества Христова: верующие соблюдали пост, тщательно готовились к празднику, в крещенский сочельник угощались кутьей, блинами и овсяным киселем. Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями, плясками, гаданиями (вспомним с детства знакомые строки В.А. Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...»
Главным же событием этого праздника было «хождение на Иордань» (купание в проруби) и водосвятие. Действа эти тщательно готовились. С благословения священника на реке (озере) устраивали «иордань»: вырубали во льду крест. Прорубь- освящалась — священник погружал крест в «иордань». В день праздника, после богослужения, крестным ходом направлялись к этой «иордани». Здесь, чтобы быть здоровым и чтобы очиститься от святочных грехов, прихожане либо окунались в прорубь с головой, либо умывались прямо из «иордани». Сюда же пригоняли скот, который священники окропляли освященной в реке водой. Воду эту, кроме того, пили сразу же при завершении обряда. И, кроме того, набирали в различные сосуды для последующего домашнего использования во время болезней и прочих неприятностей. Примечательно, что освященная вода никогда не портилась. И, более того, действительно снимала жар у болящего, способствовала быстрому заживлению ран и т.п.
Нельзя не упомянуть еще об одном действе, обязательном для праздника Крещения Господня - обряде «дивьи смотрины», т.е. смотринах невест. Парни высматривали их еще во время богослужения в церкви, а затем у «иордани», где девицы, достигшие брачного возраста, располагались на каком-либо возвышенном месте. И, конечно же, смот-
рины продолжались и во время гуляний, и на посиделках. Причем, помимо парней, невест высматривали и их родители. Оценивались не только и не столько внешние данные (красота, рост и пр.), а умение девушки шить, плести кружева, ткать. Немаловажно было и то, в какой семье росла девушка: в «справной», трудолюбивой или в разгильдяйской, пьющей и пр. «Яблоко от яблони недалеко падает», - говорили в народе.
И все же самым любимым у русского народа праздником была Пасха. Более любимым, - подчеркнем это, - чем Рождество. В Пасхе заложен большой потенциал гуманизма, жизнелюбия; это торжество жизни и бессмертия над смертью1. Не случайно церковь называет этот праздник «торжеством торжеств» или «праздником праздников».
Праздник христианской Пасхи отмечается по лунному календарю. Поэтому он не имеет постоянной даты. К празднику непременно пекли куличи, красили яйца, делали пасху (или паску). Все это до праздничного богослужения следовало освятить. Традиция освящения имеет как христианские, так и языческие корни. Ритуализирован и процесс изготовления этих символов праздника.
Так, кулич должен быть круглой, цилиндрической формы: верхушка его украшалась крестом, сделанным из теста. Благодаря введению в тесто большого количества молочных жиров и сахара, кулич, как правило, долго не черствел. Считалось, что от того, насколько удался кулич, зависела судьба семьи. Растрескавшаяся корка, к примеру, сулила несчастье или даже смерть кого-то из родных.
Крашеное яйцо в пасхальной обрядности занимало особое место. Оно всегда было символом праздника: через смерть к возрождению жизни. Красный цвет, в который принято было красить яйца, также не случаен. По легенде, Мария Магдалина на Пасхе подала кесарю Теве-рию красное яйцо со словами: «Христос воскресе!» Красный цвет - символ возрождения верующих «кровью Христа». Поэтому не случаен и обычай красить яйца на Страстной неделе именно в Чистый четверг2.
Не менее существен и еще один символ праздника - творожная пасха (или сырная паска). Она должна была иметь традиционную форму четырехугольной усеченной пирамиды. Изготовлялась она в
1 Любопытно, как при определении «главного» религиозного праздника обнаруживается менталитет народа. У западных христиан основной праздник - Рождество: это проявление логики развития жизни, се трезвая, прагматическая оценка. И действительно, завершился длительный тяжелый пост с его запретами на все житейские удовольствия; начинается, «рождается» новый этап жизни. У россиянина душа более возвышенная; он склонен верить в сказку; он - мечтателен и наивен. И вместе с тем он понимает; преодоление смерти — это преодоление обстоятельств; это - преодоление себя. Вознесение Христа - это поступок героя. А на Руси всегда умели ценить и чтить героев.
2 Страстная неделя - последняя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, посвященный воспоминаниям о Тайной вечере, последнем ужине Иисуса Христа со своими учениками.
специальной форме («пасочнице»), на стенках которой были вырезаны буквы «X» и «В», что означало «Христос воскресе!» Было принято делать ее за сутки до самого праздника, но не позднее чем за 12 часов до него.
Драматургия церковного празднования насыщена и разнообразна. В субботу, накануне празднования светлого Воскресения Христова, в церкви начиналось главное пасхальное действо: по окончании пения канона торжественно открывались Царские врата. В алтарь вносилась плащаница и под пение «Воскресение Твое, Христе Спасе...» возлагалась на престол.
Ровно в полночь при перезвоне колоколов начинался крестный ход — один из важнейших эпизодов пасхального действа. Это - как бы торжественная встреча воскресшего Христа. Отсюда и праздничность процессии: кресты, хоругви, горящие свечи, светлое праздничное облачение священослужителей. Отсюда и традиционная имитация шествия жен-мироносиц, которые шли ко гробу Господню ночью, при свете фонарей. И пасхальная процессия также начиналась с выноса аналогичного фонаря, после которого уже несли и крест, и хоругви, и иконы. И только затем шли певчие, а за ними священослужители и дьяконы с Евангелием и иконой «Воскресение Христово». Завершали процессию прихожане. Все это действо шло под пасхальный стихарь «Воскресение Твое, Христе Спасе...».
Обойдя церковь, процессия останавливалась перед ее закрытыми западными дверьми, которые в данный момент символизировали тот самый камень, что закрывал вход в гробницу Христа. После очередной молитвы, после осенения священником ворот храма и троекратного исполнения всей процессией тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав» двери распахивались и процессия возвращалась в церковь. Здесь вновь открывались Царские врата, что в данном случае символизировало открытие райских врат Христом. Кульминационный момент действия -исполнение пасхального канона «Воскресение день, просветимся лю-дие...». Каждая строфа канона сопровождалась повторением тропаря «Христос воскресе из мертвых»'. И в заключение церковного действа священник обходил собравшихся, приветствуя их словами «Христос воскресе!», на что они отвечали: «Воистину воскресе!» После этого верующие христосовались, поздравляя друг друга. Стоит заметить, что целовались при этом только близкие родственники и особы одного пола.
Автор столь подробно остановился на описании церковного пасхального действа с тем, чтобы отметить удивительную драматургическую его стройность и четкость, органическое единство разнообразных
1 Канон - христианское песнопение, состоящее из 9 песен (тропарей), каждая из которых предваряется ирмосом (т.е. «связью), придающим песнопению музыкальное, ритмическое и богословнос единство. Канон часто называют словесной иконой.
выразительных средств (слова песнопений, изобразительных компонентов, колокольного перезвона и т.п.), направленных на утверждение в сознании присутствующих значимости отмечаемого события, а также создания их праздничного настроения. Стоит заметить, что подобная структура, возникшая в давние времена, практически не изменилась и
по сию пору.
Первый день Пасхи полагалось проводить в кругу семьи за трапезой и тихим отдыхом, без песен и плясок. Вообще считалось неприличным в этот день ходить в гости. Большим грехом считалась для этого дня выпивка. Во второй же день начинались пасхальные гуляния. Они продолжались всю неделю (до субботы). А начинались гуляния с гостевания, т.е. посещений друг друга с самыми добрыми пожеланиями. И здесь уже нельзя не упомянуть всеобщие трапезы, по сути, те же пиры времен язычества - обильные, хмельные, веселые. Как замечает Иловайский, «русские князья и дружинники, как истые славяне, любили весело жить»'.
Общая трапеза на празднике была явлением, объединяющем всех и вся, в определенной степени разрушающим границы сословности, к которым, как уже было отмечено автором, издавна тяготела Русь, Россия. Костомаров прав, заметив, что «русские пиры у всех сословий сопровождались одинаковыми чертами, приемами и обрядами»2. Где-то к концу XII - началу XIII в. складывается структура пиров. По наблюдениям Костомарова, они были двух родов: «собственно пиры и братчины»3. В первом случае хозяином пира, его давшим, был один человек. Во-втором (на «братчине, братовщине») хозяевами были обычно несколько человек, устраивавшие для его проведения складчину. Такой обычай существовал прежде всего среди сельских жителей.
Расширились и поводы для организации пиров (или всеобщих трапез). Это могли быть собственно православные праздники, а кроме того, дни рождения князя, закладка и освящение церкви и т.п. Н.И. Костомаров сообщает, например, что князь Владимир Святославович «не ограничивался обычными каждодневными пирами (курсив мой. - В.Г.); в большие праздники, особенно в случае освящения церквей, Владимир устраивал пиры на самую широкую ногу»4. Такой же пир описан в летописи 996 года; пир был посвящен освещению церкви Преобра-женья в Василеве, сооруженной в память избавления от печенегов.
Пиры, которые устраивались боярами, ничем не отличались от пиров княжеских. Да и в организации быта, досуга они, естественно, старались подражать князьям. Издавна взращивался обычай: то, что «любо» князю, «любо» и боярину. Выезжая на охоту, окружали себя собственными вооруженными слугами, т.е. имели как бы личную дру-
1 Иловайский Д. Становление Руси. - С.458.
2 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы... - С.173.
3Там же.
4 Костомаров Н.И. Предания о княжении Владимира после крещения его // Собр. соч.: В 8 т. - СПб., 1905. - С.372.
жину. Имелись у них «в штате» и разного рода «игрецы» (плясуны, песельники, акробаты и пр.). Особенной пышностью и многолюдством окружали себя те бояре, которые занимали должности воевод, посадников и тысяцких.
Пирами православные праздники не завершались. Разнообразные игры, забавы были их естественным продолжением. И, пожалуй, именно здесь проявлялась их близость к языческим игрищам. Красная Горка в этом отношении наиболее характерный пример. Свое название этот праздник берет из глубокой старины. Горы всегда рассматривались как колыбель человечества, как обитель богов и потому для древнего человека всегда были священны. Слово же «красный» имело множество значений. В том числе красивый, радостный, веселый и пр. Весной холмы, на которых обычно чествовались боги, становились красивыми, «красными». Отсюда и название праздника пробуждающейся природы, праздника весны - «Красная Горка».
Исследователи русской старины очевидно правы, заявляя, что Красная Горка «в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны»'. И действительно, в Древней Руси устраивались празднества в честь Даждь-бога. И именно в его честь зажигались костры, свершались мольбища, приносились жертвы, а уж затем собственно происходило празднование. Включавшее в себя и поминовение близких, и общую трапезу, и пляски, и песни и т.п. На Красную Горку совершались венчания («на Красную Горку девок разборка», - говорили в народе). С Красной Горки начинались летние развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, которые продолжались до Покрова (1 октября по старому стилю).
Едва ли не самыми популярными играми в это время были игры с яйцами. Одна из них - «перебой» (или «битки»), когда играющий зажимал яйцо в руке, в то время как партнер бил по нему своим. Били по договору: либо острыми концами (т.е. «носочком»), либо тупым (т.е. «пяткой» или «жопкой»). Игрок проигрывал, если его яйцо оказывалось разбитым; в этом случае он забирал себе яйцо противника.
Известны были игры с катаниями яиц: либо с какого-либо бугорка, либо со специально изготовленного деревянного лоточка. При этом старались или откатить яйцо как можно дальше; или своим яйцом выбить, не разбив его, как можно больше яиц партнера, расположив их полукругом перед лотком. Разбитые яйца забирал тот, у кого игровое яйцо оставалось целым.
Если перечисленные игры привлекали, помимо детей, и парней, то в «пряталки» чаще играли девушки, женщины и, конечно, дети. Водящий прятал одно или несколько яиц в опилках (траве, кустах и пр.). игроку предлагалось их отыскать с одной попытки.
Всеобщий восторг и у детей, и у молодежи вызывали качели. В описываемый период существовал, вероятно, самый простой их вид,
1 Цит. по кн.: Русский праздник. - С.270.
называемый «скакухами». Широкая длинная доска укладывалась на чурбан. Один из видов «скакухи» (или «скакание на досках») был таков: кто-то становился на один конец доски, другой прыгал на противоположный. Естественно, что первый подпрыгивал вверх, при этом ему надо было еще либо выделывать какие-то фигуры, либо просто «строить рожи».
Устанавливались качели перед Пасхой на том месте, где обычно проходили молодежные гуляния (на берегу реки, на поляне, у околицы и т.п.). Качаться на них разрешалось либо вечером в первый день Пасхи, либо с понедельника по субботу на пасхальной неделе. В иные дни пользование ими считалось грехом.
Еще одна забава, устраиваемая на Красной Горке, - кликанье (или закликание) весны, в котором участвовали в основном дети и женщины. Начиналось оно рано утром. Происходило на традиционном месте деревенских гуляний. Здесь девушки водили хороводы. Постепенно к ним присоединялись и парни. Кстати, хороводы порой заканчивались визгом и смехом девушек, которых парни валили на землю, делая «кучу малу», шлепая их при этом по заднему месту.
О хороводах, впрочем, следует сказать особо. И.П. Сахаров писал, что из всех форм досуга именно хороводы «представляются столь же древними, сколько древня наша жизнь». Невозможно, утверждал ученый, определить «первоначальное значение хоровода». Но то, что он был доступен всем возрастам - абсолютно бесспорно: «девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие»'.
Существовали два вида хороводов: плясовые и игровые. Для первого из них были характерны различные коленца, выделываемые их участниками, т.е. сложные движения, присядки, «дроботушки» и пр. При этом участники хоровода (и парни, и девушки) двигались либо цепочкой по кругу, либо разомкнутыми рядами навстречу друг другу. В игровом хороводе разыгрывалось содержание песни. Такие хороводы чаще всего были девичьими. Взявшись за руки, они двигались по кругу, подчиняясь ритму песен, которые и распевали. В центре же круга несколько девушек (а иногда и парней) пантомимически изображали события, о которых шла речь в песнях.
Итак, христианизация Руси не могла не затронуть досуговую сферу жизни народа. Наиболее явственно это проявилось в синтезе православных праздников с обрядами и традициями языческими. Произошло и соединение церковного календаря с народным, земледельческим. И если до христианизации все земледельческие работы проводились с ориентировкой на почитаемых богов-идолов, то после христианизации сезонные наблюдения увязывались уже с именами тех или иных святых. (Так, например, говорили: «С Петра солнце на зиму, а лето на жару» или «С Петрова дня - красное лето, зеленый покос» - имелось в виду 12 июня по старому стилю, когда заканчивалась основная ра-
1 Сахаров И.П. Народный дневник... - С.162, 164.
бота на огородах, но прибавлялось забот в поле и на лугах.) И вскоре функции бывших божеств перейдут к святым, утвержденным православной церковью. Пророк Илья заменит громовержца Перуна, святой великомученик Георгий Победоносец - Даждь-бога; почитание Мако-ши («матери сырой земли») сольется с образом Богоматери и т.д. Но примечательно, что еще долго для русского христианина языческие боги не перестанут существовать. Они только, как отмечает Милюков, станут «бесами, и борьба с ними сделалась его прямой обязанностью»1.
Отметим это как естественную закономерность. Разумеется, не сводимую только к замене имен божеств. Языческая Русь, обожествляя все живое, не в состоянии была понять величие человека как духовного созидательного начала в природе. Это смогло сделать христианство, определившее смысл жизни как сознательное духовное развитие в человеке тех внутренних потенций, что заложены были в него Господом.
Приобщение народа Древней Руси к православной культуре свидетельство тому, что на рубеже ХН-ХШ вв. он искренно принял православную веру. Об этом же заявляют и археологи, обнаружившие в древних захоронениях, относящихся к этому периоду, многочисленные приметы христианской символики (нательные крестики, иконки, ладанки и пр.). Все это говорит о том, что к концу XII столетия православная церковь стала занимать прочные позиции в жизни русского человека. И хотя церковь в это время еще не достигла, по мнению В.О. Ключевского, высот православия, она не переставала стремиться к достижению единоверия. И организуемые церковью праздники были в этом отношении весьма действенным средством воздействия на прихожан. Прежде всего потому, что именно здесь русский человек остро и трепетно начинал ощущать свою сопричастность к таинству, рождающую в его душе особое, возвышенное, праздничное состояние.
Это состояние И.А. Ильин называл «воображающим вчувствовани-ем». Его основа - созерцание, которое Ильин трактовал, как «непосредственное восприятие..., но только в том смысле, что оно предается тотальному вживанию в любое жизненное содержание. Это содержание, может быть, мыслится или желается, или воспринимается чувственно, или видится в мечте...»2.
В минуты переживания состояния праздничности или «воображаемого вчувствования» человек, участвовавший в православном празднике, сияет и светится. «Свет, — писал И.А. Ильин, — изливается во все его душевные состояния, планы, труды и предприятия. Светятся его глаза, лучится его взгляд. Светла его улыбка. Поют звуки его голоса; гармонически естественна его походка»3. Но достигнув высот столь
1 Милюков ПН. Очерки по истории русской культуры. - Т.2 - 4.1. - С.24.
2 См.: Ильин И.А. Собр. соч. - Т.З. - С.543-544. 1 Там же. С.555.
возвышенного, как бы «летящего» состояния в минуты (только лишь!) катарсиса, человек не забывал о том, что он - «я — еемь!» Пережив состояние праздничности, обретя тем самым духовную силу, русский человек стремился сохранить ее в себе как можно дольше с тем, чтобы передать частицы ее людям, его окружающим, - родным, близким,
ученикам.
И это давнее, сложившееся еще на заре развития православной праздничности, стремление русского человека к добру и соучастию, с веками не исчезало, не гасло. Для русского человека было важно понять, «что он сам излучает в мир и притом во всех сферах жизни»1.
Вместе с тем надо заметить, что хотя христианские традиции довольно активно проникали в сознание людей, языческое в них долго еще не сдавало своих позиций. «Масса оставалась по-прежнему языческой. Усвоение и правильное выполнение внешнего обряда христианского - хождение в церковь, исполнение треб и участие в святых таинствах - было еще делом будущего»2. Язычество продолжало жить в понятиях и верованиях народных, во всякого рода приметах, предрассудках и пр. Существовал, например, такой суеверный обычай: в случае охлаждения к себе мужа жена давала ему пить воду, которой она предварительно омыла свои потаенные места. А в преддверии Нового года (в ночь на 1 сентября) деревенские девушки шли на гумно гадать о замужестве. Здесь, как тогда считали, обитал домовой дух овсянник, к которому-то и обращались девушки со своими просьбами о суженом. Обращались так: надо было задрать платье на голову, повернуться голым задом к деревне и громко, четко произнести такие слова: «Овинник-родимчик, суждено что ли мне в нонешнем году замуж идтить?» Предполагалось три варианта ответа. Либо у девицы возникнет ощущение, что домовой гладит ее голой же рукой (плохая примета: жизнь в замужестве будет бедной и трудной). Либо ей покажется, что домовой поглаживает ее мохнатой рукой (а это означало, что жизнь в замужестве будет приятной и богатой). Либо, наконец, ее никто не погладит (стало быть, и сидеть ей в девках еще год, по крайней мере). Такого рода суеверия и приметы были вес
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|