|
ПРАЗДНИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ДОСУГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ,
ИЛИ
ПРАЗДНИЧНОСТЬ
КАК ФЕНОМЕН
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА
ПРОФИЗДАТ
ББК 71
Г 127
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Министерства культуры и массовых коммуникаций
Гагин В. Н.
Г 127 Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. - М: Профиздат, 2005. - 320 с.
В книге В.Н.Гагина рассматривается большой пласт русской культуры, не получивший пока что достаточного освещения в специальной литературе. Он включает в себя различные развлекательные действа в часы досуга. В первой части книги автор анализирует структуру и особенности «праздничности» как существенного качества досуговых действий (игрищ, зрелищ, праздников, балов и др.). Во второй ее части читатель может ознакомиться с историей их становления и развития.
В.Н.Гагин — автор многочисленных публикаций по проблемам культур-но-досуговой деятельности. Среди них: «В клубе, где всем интересно», «Выразительные средства клубной работы», «Юмор и сатира как средства нравственного воспитания в клубе», «Культура России: праздник как феномен культуры», «Культура России: государственные праздники» и др. Книга предназначена профессионалам культурно-досуговой деятельности, преподавателям и студентам, организаторам массовых торжеств, праздников, обрядов, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей культуры в России. Книга может быть использована в качестве учебного пособия по курсу «Культурно-досуговая деятельность».
ISBN 5-255-01449-4
Гагин В.Н. • 2005
АПРИКТ • 2005
Внукам моим, Ивану и Дмитрию,
посвящает автор эту книгу,
завещая им любовь к Отечеству,
ее Истории и Культуре
ВВЕДЕНИЕ
«Культура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни».
А. Моль
Понятие «культура» столь многогранно и содержательно, и каждая грань ее к тому же столь определенна и функциональна, что вряд ли требует какой-либо еще одной дефиниции. Тем более что существующие 400 (или 500 - по иным источникам) определений культуры характеризуют различные ее стороны достаточно исчерпывающе.
Принято считать, что она вбирает в себя три сферы, характеризующие культурный потенциал любого общества. А именно: художественную, научную, и техническую. Однако есть и еще одна сфера, в которой творческое начало культуры проявляется столь же существенно и принципиально. Это сфера досуга, которая не может быть ограничена элементарным использованием человеком своего свободного времени.
Многочисленные публикации по истории русской культуры нередко сводятся ее авторами к генезису, по большей части, ее художественной сферы (сферы искусства, иначе говоря)'. Понятие «культура России»оказывается, таким образом, настолько зауженным, что фактически превращается в синоним понятия «искусство России».
За пределами исследований остается такой мощный пласт культуры, как совокупность развлечений, игр, зрелищ, праздников и т.д. Пласт этот достаточно самостоятелен, ибо, во-первых, каждый его элемент обладает присущей только ему суммой выразительных средств, разнообразием способов установления контактов с аудиторией (зрителями, слушателями). Можно утверждать, стало быть, что названная совокупность обладает собственной морфологией, т.е. строением, помогающим не только с достаточной точностью определить специфику каждого
' См.:3езина М.Р. История русской культуры. - М., 1990; История культуры России: Учебное пособие. - М., 1993; Балакина Т.И. История русской культуры. — М., 1995; Введение в культурологию: Учебное пособие. - М., 1996; Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997; Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998; Гсорпюва Т.С. История русской культуры. — М, 2000 и др.
элемента названной совокупности, но и рассмотреть ее генетически и исторически, то есть в процессе ее становления и развития.
Во-вторых, каждый элемент этой совокупности (развлечение, игра, зрелище, праздник и т.д.) ориентирован на активное соучастие аудитории в предлагаемом организаторами действии (танцах, играх, забавах и пр.). Именно - подчеркнём это - на активное соучастие,когда каждый человек, присутствующий на празднике (представлении, игре и пр.), не только созерцает и внимает, но и поет, танцует, скандирует (приветствия, лозунги) и т.п.
Разумеется, для того чтобы подобные действия производили высокохудожественное впечатление, они должны быть организованы. А это возможно, как писал А.В. Луначарский, при выполнении, по меньшей мере, трех условий. Это искреннее желание аудитории «откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется», определенный «минимум праздничного настороения», талантливые организаторы, способные организовать действие и руководить им так, «чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и полный энтузиазма, насквозь искренний замысел руководителей, с другой, сливались между собой»1. Это означает, что организационная функция является наисущественной для каждого из обозначенных элементов.
В-третьих, механизм организации развлекательного действия обусловлен сменой разнообразных впечатлений, получаемых человеком в процессе соучастия в этих действиях. Смена впечатлений, в свою очередь, обусловлена чередованием разнообразных художественно-выразительных средств (слова, музыки, танца и т.п.), оказывающих на человека максимально насыщенное художественное воздействие, рождающее у него состояние праздничности,т.е. мощного эмоционально-чувственного восприятия предложенного организаторами действия, имеющего не только художественно-эстетическую, но и нравственно-мировоззренческую значимость.
Отсюда следует, что ни развлечения, ни игра, ни зрелище, ни праздник необладают «единообразным строением художественной ткани»2, свойственной любому виду искусства (музыке, театру и др.). И, стало быть, они не могут являться видами искусства. Однако в структуре (драматургии) игр, зрелищ, праздников и т.п. те или иные произведения искусства могут быть использованы (и используются!) либо в полном, либо во фрагментарном виде. Но всякий раз подобное использование подчиняется тому замыслу, который вызвал к жизни конкретное развлекательное действие. Таким образом, и игра, и зрелище, и праздник и т.д., не являясь, по сути, видами искусства, представляют всего лишь «формы конгломеративного или ансамблевого сочетания различных искусств»3, а не их органическое синтезирование.
1 Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. - М., 1981. — С.85. –
2Каган М. Морфология искусств. - М., 1972. - С.235.
3Там же. - C.378.
Согласимся с М. Каганом, отметившим, что в первом случае речь идет о механическом объединении произведений разных искусств «в некоем отрезке пространства и времени»1. Данная ситуация характерна для концерта, литературно-музыкальной композиции, «музыкальной гостиной», бала и пр. Здесь действует принцип «коицертности», когда один номер следует за другим. Художественная значимость подобной программы обусловлена как высоким художественно-эстетическим качеством каждого ее номера, так и логикой художественного замысла организатора (режиссера), соединившего все концертные номера воедино, во имя художественной целостности всего действия.
Ансамблевое сочетание представляет собой объединение различных видов искусств в ином «отрезке пространства и времени», организуемом принципом «эпизодичности», т.е. последовательной сменой эпизодов, каждый из которых существует на основании закона «трех единств». В том числе единства места (наличие единой сценической или игровой площадки), единства времени (действие, даже если оно повествуя о прошлом, происходит в настоящем времени), единства действия (т.е. действия, объединенного единым замыслом организатора (сценариста, режиссера), проявляемого в том числе и в тексте ведущего (или ведущих). Художественная ценность подобных программ обусловлена не только высоким художественно-эстетическим качеством каждого элемента в том или ином эпизоде, но и единым художественным замыслом всего действия. Данная ситуация характерна для зрелища, праздника, театрализованного представления, театрализованного шествия и т.д.
Все элементы отмеченной совокупности, т.е. различные развлечения, забавы, игры, зрелища и т.д. заполняют, иначе говоря, особую сферу культуры - сферу досуга, особо интересующую автора настоящей книги.
Впрочем, иногда об этой сфере вспоминали, но вскользь, попутно, как о явлениях, имевших «место быть». Например, даже в большом труде П. Милюкова (1859-1943) «Очерки по истории русской культуры», первые три части которого впервые были опубликованы еще в 1896-1903 годах, среди подробного и обстоятельного показа становления и развития в России общественной мысли, просвещения, науки, литературы и искусства мы найдем лишь краткое упоминание о таких явлениях культуры, как скоморошьи представления и народные празднества, всегда являвшихся примечательной гранью русской культуры.
В последние десятилетия появился ряд исследований, предметом которых стали такие явления русской культуры, как балы, зрелища, праздники, игры и пр.2 В эти же годы стали доступны для изучения
1 Каган М. Морфология искусств. — С.234.
2 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1995; Гагин В.Н. Культура России: государственные праздники. — М., 1998; Развлекательная культура России XVIII—XIX вв. Очерки истории и теории. — СПб., 2000; Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII — начале XX в. - М., 2001; Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. - М., 2001; Кирсанова P.M. Костюм и быт XVIII-XIX вв. - М., 2002; Ковшарь И.Ф. Проблемы теории и истории массовых театрализованных представлений Нового времени. — М., 2002 и др.
труды русских историков, этнографов, давно ставших библиографической редкостью (работы П.Н. Милюкова, Н.И. Костомарова, А.В. Терещенко, М.Н. Забылина, И.Е. Забелина, Е.А Покровского)'. Исследуемая всеми этими авторами совокупность развлечений, увеселений, зрелищ, праздников, игр и т.п., т.е., по сути, сфера досуга, называется весьма разно. К тому же без достаточной убедительной аргументации. Какое-либо одно, наиболее точное и аргументированное понятие до сих пор не появилось. Разве что «свободное времяпрепровождение» -понятие, употребляемое практически всеми исследователями. Впрочем, оно не пригодно для определения совокупности развлекательных действий, ибо фиксирует всего лишь возможность выбора одного из них. Времяпрепровождение (или времяпровождение), по точному определению В. Даля, есть «способ проводить время»2.
В коллективной монографии «Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории» совокупность развлекательных действий (т.е. опять же сфера досуга) относится авторами к «развлекательной» или «обиходной» культуре3. Первое из них заужено, «зациклено» на развлечениях и забавах, оставляя за его пределами многочисленные формы интеллектуального досуга (шахматы, музицирование, чтение и др.). Понятие же «обиходная культура» еще менее корректно. Оно узко уже в своей сущности, ибо опять вспомним В. Даля: «обиходный» это «будничный, ежедневный..., опрятный, чистоплотный». Обиходить - значит, «ухаживать около чего-либо, ходить старательно за чем-либо, присматривать и делать самому»4.
Ю.М. Лотман, размышляя о совокупности балов, маскарадов, карточных игр в дворянском обществе, чаще использует понятие «бытовая культура»5. Однако и оно недостаточно корректно, ибо вполне допустимо предположить, что его содержанием, помимо упомянутой совокупности развлекательных действий, закономерно могут быть и культура одежды и поведения, равно как и дизайн дома или квартиры, равно как и привычки, обычаи людей и прочее, и прочее, и прочее. Определение совокупности развлечений, увеселений, игр, праздников, как сферы «культурно-досуговой деятельности»6, перспективно,
' Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. — М., 1994; Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М, 1993; Терещенко А.В. Быт русского народа: В 4 кн. - М., 1997-1999; Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. — М, 1996; Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М., 1990; его же. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - Новосибирск, 1992; Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. - М., 1997.
2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1994. — Т. 1. — Ст. 638.
3 См.: Развлекательная культура России. — С.5.
4 Даль В. Толковый словарь... - Т.2. - Ст. 1510, 1509.
5 Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Кн.: Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб., 2002. - С.233-254.
6 Культурно-досуговая деятельность. - М., 1998. — С. 3, 10—70.
хотя и требует дальнейшего уточнения: философского осмысления понятия «досуг», формулировки ряда дефиниций («досуговая культура», «досуговая деятельность» и др.). И в том числе изучения такой ее составляющей, как праздничность.
Понятие «досуговая культура», конечно же, непривычно. Одних оно шокирует, других - раздражает, третьих - хотя бы царапает. Между тем для определения совокупности различного рода развлечений, игр, зрелищ и т.п. оно, в сравнении с отмеченными понятиями, представляется наиболее точным. В том числе и с понятиями аналогичными («театральная культура», «музыкальная культура» и даже - «художественная культура»). Оно обладает не только, как было выше уже отмечено, определенным, специфичным, присущим только данному понятию своимсодержанием, своеобразиемвыразительных средств, но и совокупностью специальных учреждений - центров досуга(домов культуры, клубов, стадионов и т.д.)
Возможно, в будущем, и не столь уж отдаленном, ученые, понимая, что никакое определение не может быть исчерпывающим и однозначно всеми понимаемым, сумеют закрепить за каждым понятием ограниченную область применения. Сейчас же, по-моему, существеннее и вернее иное: не принимать (близко к сердцу, как говорят в народе) терминологические расхождения или совпадения за содержательные; не встречать их при чтении этой монографии «в штыки», а согласиться с правом ее автора, описывающим реальность, определять ее тем или иным термином.
В данном случае автор собирается размышлять о сфере досугакак пространстве личностного бытия и о «досуговой культуре»как совокупности разнообразных действий (развлечений, игр и т.п.). Поскольку же каждое из них для своей реализации требует динамики, уже выбор человеком того или иного действия (затеи, игры и т. п.) существен, ибо обусловлен характером его образованности и культуры, склонностью, наконец, к тому или иному виду досуговой деятельности.Для одного это - творчество за шахматной доской, для другого -участие в любительском спектакле, для третьего - часы, проведенные за мольбертом, для иных - посещение спектакля или концерта, стадиона или дискотеки и т.д.
Стало быть, мы можем говорить не только об уровнедосуговой культуры, но и о творческой деятельностив часы досуга, результатом которой и является возникновение у человека состояния праздничности.Наисущественной черты любой творческой деятельности -подчеркну это особо. Исторически она складывалась как сфера выявления творческих потенций человека. Об этом говорят народные легенды и сказания, танцы и пляски, песни и обряды, игры и забавы.
Сфера досуга многообразна. Человек нуждается в ней постоянно. И не только для того, чтобы занять свое свободное время. И не только для того, чтобы получить отдохновение от трудов праведных при прослушивании музыки, чтении книг, прогулке по лесу или парку, игре
в шашки или карты и пр. Эта сфера необходима человеку для того, чтобы постоянно ощущать праздничностьот участия в игре или процессе познания нового; праздничность уже от самого присутствия, как говорится, на этом «празднике жизни».
Существенно при изучении проблем «досуговой культуры» выявить сущность феномена праздничности, его значимость для процесса организации развлечений, игр, зрелищ и т.п. Каждая из этих акций объединяет как субъекта этого процесса, создающего (организующего) некое действие(бал, игру, зрелище и др.), так и его объект(зрителя, игрока), активно в нем соучаствующего. Но эта действенная триада останется всего лишь схемой, контуром проводимой творческой акции, если каждая ее составляющая (субъект - действие - объект) не будет овеяна атмосферой праздничности.
Создать некое значимое действо без влюбленности в его идею, замысел, без увлеченности самим процессом его воплощения - невозможно. Создатель действа уже обязан заложить в него будущие искры, блестки праздничности.Праздничная аура действа, а еще ранее - ожидание встречи с ним, предвкушение удовольствия и радости от соучастия в этом действе, переживание последующего послевкусия по его окончании и являет собой механизм его существования.
Вот об этом и книга: о феномене праздничности как сверхзадаче процесса организации развлечений, игр, зрелищ и пр., и путях ее достижения на материале русской культуры. Именно русской,подчеркну это особо, а не российской, ибо культура развлечений, игр, зрелищ, обрядов, праздников многих народов России описана достаточно подробно и обстоятельно1, в то время как аналогичный аспект русской культуры остается фактически мало изученным. Поэтому по-прежнему представляют интерес источники, впервые изданные в позапрошлом веке.
Интерес к описанию, исследованию таких явлений культуры, как народные праздники и обряды, забавы и развлечения, зрелища возник в России еще в 30-е годы XIX в. И здесь прежде всего следует назвать И.М. Снегирева (1793-1868) - профессора Московского университета, фольклориста и этнографа, автора многочисленных работ2 по «простонародной», как тогда говорили, русской культуре. Несмотря на определенную идеализацию русской патриархальной старины, работы Снегирева не потеряли своей научной значимости и по сию пору. Это особенно относится к его труду «Русские простонародные обряды», где впервые были сформулированы не только определения праздника и обряда, но и подчеркнуто их принципиальное различие. «Само слово «праздник»,- писал Снегирев, - выражает упразднение,свободу от
1 См., например: Плссковский Ф.В. Свадьба народов коми. — Сыктывкар, 1968; Урузманова Р.К. Современные обряды татарского народа. — Казань, 1984; Игры народов СССР. - М., 1985; Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. -М., 1985; Мальми В. Народные игры Карелии. - Петрозаводск, 1987 и др.
2 Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. - М., 1837; Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837—1839; Лубочные картинки. - М., 1861 и др.
будничных трудов, соединенную с весельем и радостью.Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом» (подчеркнуто мною. - В.Г.)1.
Выявление Снегиревым «веселья и радости» как одной из задач проводимого праздника, принципиально и существенно для нашего исследования, ибо означает, что именно ему принадлежит и первенство в определении праздничностипраздника как существенной его особенности.
Близка позиции Снегирева и работа А.В.Терещенко «Быт русского народа». Хотя она, как явствует уже из ее названия, связана с явлениями бытовой культуры России, тем не менее ее автор подробно и обстоятельно описывает, но при этом и сравнивает, сопоставляет традиции русских народных праздников, забав, развлечений, проводимых в различных регионах страны. Терещенко, так же как и его предшественник2, стремится подчеркнуть состояние праздничности,вызываемое соучастием народа во многочисленных праздниках и развлекательных действиях. Важно заметить и то, что эта праздничность,как отмечает автор, - и это существенно! - рождена не только непосредственным соучастием русского народа в том или ином действии, но и рождающимся в его среде глубоким пониманием своей органической сопричастности к истокам русской культуры и ее истории. Нам, пишет Терещенко, «усладительно вспомнить, что предков жизнь, не связанная условиями многосторонней образованности излилась из сердечных их ощущений, истекла из природы их отчизны и этим напоминается патриархальная простота, которая столь жива в их действиях, что как будто бы это было во всяком из нас»3.
Чрезвычайно существенны для исследования проблемы феномена праздничности работы И.Е. Забелина (1820-1908) «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» и «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», впервые изданных в 1862 и 1869 годах. В описании домашних форм досуга в царской и боярской среде Забелин исходит из своеобразия Руси, т.е. из сложившихся к тому времени в обществе патриархальных отношений, органически свойственных русскому человеку. Суть их в том, что подданные государя относятся к нему как к «отцу родному», а царь, в свою очередь, к ним, как к «своим детям». В этих взаимоотношениях заложена та же «патриархальная простота», те же «сердечные ощущения», истекающие «из природы их отчизны», о которой писал Терещенко, и которые, в свою очередь, рождают состояние праздничности от участия в череде праздников и развлекательных действий.
1 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — М., 1837. - Вып.1. - С.5
2 Работа А.В.Терещенко «Быт русского народа» впервые была опубликована в 1848 г. и сразу же стала библиографической редкостью.
3 Терещенко А.В. Быт русского народа. — М., 1997. - 4.1. - С.8.
Ссылка на труды И.М. Снегирева, А.В. Терещенко и И.Е. Забелина принципиальна, прежде всего потому, что каждый из них сумел подчеркнуть значимость хотя бы одного элемента упомянутой ранее триады. Для Снегирева - это влияние действия(праздника, обряда и др.) на объект(первоначально, зрителя, но превращающегося впоследствии в соучастника этого действия). Для Терещенко - выявление особенностей действия(представления, забавы, игры и др.), организованного субъектомпроцесса (скоморохами, гуслярами, петрушечниками и т.п.). Для Забелина - всесторонний анализ происходящих действий.
И хотя ни Снегирев, ни Терещенко, ни Забелин не обнаружили взаимодействия всех элементов упомянутой триады, они сумели избежать простой констатации и описательное™ разнообразных действий в часы досуга, присущих большинству публикаций XIX в. А вот М. Забылину, сообщающему в своей книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания и суеверия» интересные сведения о традиционных русских играх, об особенностях «звериной и птичьей охоты» и многочисленных «народных заблуждениях», не удалось избежать констатации и описательности. Аналогично поступил и Е.А. Покровский (1838-1895) в своей работе «Детские игры. Преимущественно русские», впервые изданной в 1887 году. Несмотря на примечательный подзаголовок («в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной»), работа Покровского предлагает читателю массу тщательно описанных вариантов (но всего лишь - вариантов!) разнообразных детских игр, характерных для различных регионов России. Читатель не встретит в работе какого-либо их сопоставления, выявления общего и частного, определения истоков возникновения и пр. Подобная тенденция констатации, описательности сохранилась и впоследствии1. Не станем упрекать их авторов в отсутствии серьезного, глубокого анализа проводимого этнографического материала. Замечу, что тем самым накапливался, концентрировался ценнейший этнографический, фольклорный, практический материал для последующих исследований.
Поскольку автор предлагаемой читателю работы рассматривает генезис феномена праздничности в наиболее распространенных формах развлечений, забав, зрелищ и т.п., характерных для культуры России от IX в. до пятнадцатых годов XX в. (точнее, до 1917 г.), существенно подчеркнуть обращение к трудам В.О. Ключевского (1841— 1911) и Н.И. Костомарова (1817-1885).
' Калмыкова A.M. Праздники и зрелища у различных народов. - СПб., 1903; Львов К.И. Иллюстративные вечера. - М., 1925; Баян В. Кумачовые гулянки. Хороводные игры. Маевка. Свадьба. Девичья вечорка. Масленица. Всчорка. Частушка. - М.; Л., 1927; Рюмин Е. Массовые празднества — М., 1927; Бардовский А.А. Клубная и домашняя вечеринка. — М., 1928; Глан Б.Н. Костюмированный вечер в клубе. — М., 1930; Массовые праздники и зрелища. - М., 1961; Климов Е. Новые обычаи и праздники. — М., 1964; Театрализованные праздники и зрелища. 1964—1972. — М.,1976; Наши праздники: Сб. - М., 1977 и др.
Исследование феномена праздничности и его самобытности потребовало последовательного рассмотрения конкретных этапов, пройденных русским народом в процессе своего развития. В.О. Ключевский образно называл эти этапы «привалами» или «стоянками», которыми «прерывалось движение русского народа по равнине и на каждой из которых наше общежитие устоялось иначе, чем было оно устроено на прежней стоянке»'.
Таких этапов (или периодов), по Ключевскому, в истории России до середины XIX в. было четыре. Принимая предложенную периодизацию, разделяю и организующий принцип членения исторических периодов, выдвигаемый Ключевским, - народные передвижения, вызываемые политическими и экономическими факторами. Так, первый из них занимал пространство VIII—XIIIвв., когда «масса русского народа сосредотачивалась на среднем и верхнем Днепре с его притоками»2. Это был период роста торговых городов, развития различных промыслов (звероловства, бортничества и др.), принятия христианства на Руси. Это была, по утверждению Ключевского, «Русь Днепропетровская, городовая, торговая» (здесь и далее - курсив Ключевского. - В.Г.). Второй период русской истории (XIII - середина XV в.) характерен тем, что основная масса русского народа сосредотачивается теперь на Верхней Волге с ее многочисленными притоками. Появляются княжеские уделы, начинается «удельное дробление верхневолжской Руси под властью князей»3. К промысловым занятиям прибавляется занятие земледелием. Это уже «Русь Верхневолжская, удельно — княжеская, вольно - земледельческая»4.
Третий период русской истории (вторая половина XV - второе десятилетие XVI1 в.) — основная масса русских людей распространяется в южном и восточном направлениях, образуя «особую ветвь народа - Великороссию, которая вместе с населением расширяется за пределы Верхнего Поволжья»5. Одновременно происходит процесс консолидации племен, которые впервые соединяются «в одно политическое целое под властью московского государя». Возникает «Русь Великая, московская, царско-боярская, военно-земледельческая».
Четвертый период истории (XVI1 - первая половина XIX в.) Россия занимает пространство от северных морей до моря Черного, Кавказского хребта, Каспия, Урала и Сибири. Власть - централизована (царь, император). И опирается она уже не на бояр, а на созданный в процессе развития и усиления России военно-служивый класс, т. е. на дворянство.
Это «политическое собирание и объединение частей Русской земли, - писал Ключевский, - и есть господствующий политический факт периода. Основным фактом экономической жизни остается земледель-
1 Ключевский В.О. Русская история: В 5 т.- М., 2001. - Т.1. - С.55.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же. С.56.
ческий труд, окончательно ставший крепостным»1. Однако в этот же период зарождается промышленность, возникают первые фабрики и заводы, потребовавшие, естественно, значительного притока вчерашних сельских жителей в города и рабочие поселки. И, стало быть, последующего изменения их образа жизни. Так возник период «всероссийский, императорско-дворянский»2.
Продолжая логику определения исторических периодов Ключевского, можно говорить о пятом периоде русской истории (вторая половина XIX - первое десятилетие XX в.), который характеризовался дальнейшим укреплением российской государственности; развитием капиталистических отношений; многочисленными социальными столкновениями и взрывами. Период этот можно определить как всероссийский, имперский, капиталистический. События каждого из отмеченных периодов русской истории, ее политические и экономические факторы меняли образ жизни русского общества, вызывая при этом определенные, а иногда и значительные изменения в характере культуры, в том числе и в сфере досуга. Можно утверждать несомненную смену доминант в ее развитии. Определение такой доминанты, по мысли А.А. Ухтомского (1875-1942), есть важнейший принцип познания, аналогичный закону тяготения, который, «может быть, сам по себе и неинтересен, но который достаточно назойлив, чтобы с ним не считаться»3. Замечание существенное и принципиальное для настоящей работы, ибо требует выявления (для каждого исторического периода) иерархии форм времяпрепровождения в различных социальных слоях русского общества.
И в этом отношении весьма существенно для настоящей работы обращение к труду Н.И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». Он сразу же по выходу в свет привлек внимание не только историков и этнографов, но и широкие круги читающей публики (в 1862 г. она была отмечена почетным отзывом Академии наук). Привлек внимание не только убедительными картинами старинного быта, воссозданными талантливым историком и бытописателем, но, прежде всего, глубиной исторического анализа, показом истоков возникновения народных празднеств и увеселений. Прошедшую жизнь, утверждал Костомаров, невозможно узнать только по описаниям, самым добросовестным, царских дворов и правительственных приемов. «Кроме политической сферы оставалась еще не тронутой жизнь народных масс с их общественным и домашним бытом, с их привычками, обычаями, воспитанием, сочувствиями, пороками и стремлениями»4.
Замечание существеннейшее, позволяющее говорить о двух, по крайней мере, глубинных пластах русской культуры - дворянском и крестьянском.Именно дворянское и крестьянское сословия были, по
1 Ключевский В.О. Русская история: В 5 т. - М., 2001. - Т.1 — С.55. :
2 Там же.
3 Ухтомский А.А. Интуиция и совесть. - СПб., 1996. - С.8.
4 Костомаров Н.И. Собр. соч.: В 8 кн. - СПб., 1903. - Кн.1. - С.720.
преимуществу, и создателями, и пользователями, и хранителями традиций в сфере досуга, являющегося пространством нашего исследования'. К середине XIX в. они составляли основу социального общества России: почти 87 процентов образовали сельские сословия, т.е. дворяне (помещики) и крестьяне2.
Формы досугового времяпрепровождения у этих сословий были, в основном, различны. Интерес к тем или иным формам далеко не всегда был постоянен. Поэтому интересно выявить доминанту среди иерархии форм времяпрепровождения у дворянского и крестьянского сословий в различные периоды истории России. Итак, пространство исследования определено. Назван и предмет его - праздничность. Установлены границы поиска: IX в. - первое пятнадцатилетие XX в. Осталось выяснить, как же происходил процесс становления и развития праздничности в двух основных слоях России - дворянстве и крестьянстве.
И это - задача настоящей книги. Точнее, ее первой части. Вторая часть книги будет охватывать социалистический и постсоциалистический период России (1917-2000 гг.). Изменится политическое устройство общества. Станут иными общественные и социальные условия. Естественно, что они не могут не вызвать определенные изменения в сфере досуговой культуры и проявления в ней праздничности. Возникнут принципиально новые центры досуговой культуры (дома культуры, клубы, кинотеатры и т.п.), которые предложат русскому человеку многочисленные формы массовой, групповой и индивидуальной досуговой деятельности.
Праздник в условиях новой действительности станет едва ли не ведущей формой досуговой деятельности. Он приобретет особо массовый характер. Помимо официальных (государственных) праздников, так называемых «красных дней календаря», появится ряд массовых праздников (профессиональных, молодежных и пр.), социально-культурное своеобразие которых потребует еще специального научного изучения. Итак, громадный фактический материал по проблемам увеселений, зрелищ, праздников, накопленный в мире за последние два века, попытки выявления их сущности, определение особенностей и прочее позволяют утверждать, что мы, может быть, стоим перед необходимостью разработки новой науки - эортологии, - науки о праздниках и праздничности. Хотелось бы думать, что предлагаемый труд окажется полезным для будущих ее исследователей3.
' Вклад дворянского и крестьянского сословий в русскую художественную культуру исследован В.Ф.Овчинниковым в работе «Феномен таланта в русской культуре». — Калининград, 1999.
2 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия: Энцикл. словарь. — СПб., 1898. — С.86.
3 Мое исследование потребовало, что естественно, тщательного изучения литературы различной направленности, как философской, социологической, исторической, так и мемуарной, методической, справочной. Объем публикуемой работы не позволяет, к сожалению, представить сё подробный, обстоятельный анализ. Отсылаю интересующегося читателя к библиографии по проблеме праздничности, как феномена культуры (см. с.312-317).
РАЗДЕЛ 1. ПРАЗДНИЧНОСТЬ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь гимнастические маневры или танцы,.. - то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где проходит праздник, сливаются с этой массой.,, весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу».
А.В. Луначарский
Русскую культуру часто, вполне обоснованно, называют духовным опытомрусского народа. Опытом, который включает в себя «многовековой опыт жизни и творческих созиданий народа»'. Опытом, без которого невозможно понять ни отечественную историю, ни характер русского народа, ни его культуру. Опытом, без которого невозможно создать культуру, как нынешнюю, так и будущую, - достойную того высокого уровня, который она имела некогда. Опытом, помогающим осмыслению сверхзадачи своей личной деятельностив ее сопоставлении со сверхзадачей, стоящей перед культурой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|