|
КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ 1 глава
(XVII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)
«Это не просто исторический период, а целая цепь эпох, сквозь которую проходит ряд важных факторов, составляющих глубокую основу... склада нашей жизни__ Это - вся новая
история».
В.О. Ключевский
Два с половиной столетия отечественной истории - от XVII до второй половины XIX в., начала царствования императора
Александра II, В.О. Ключевский определил как ее IV период1. Это время бурных событий (правление новой царской династии; народные восстания И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева; реформы Петра I и Екатерины II; дворцовые перевороты XVIII в.; выступление декабристов в 1825 г. и т.д.) было в истории России особенно энергичным, продуктивным и оптимистичным. Особенно век XVIII, который А.Пан-ченко называл «веком русского оптимизма».
И действительно, именно XVIII век стал величайшим переломным этапом в тысячелетней истории России, За какие-нибудь сто лет она превратилась в мощную державу, имеющую современную армию и флот. Начинает развиваться капиталистический уклад в экономике: мануфактуры перерастают в фабрики; зарождается машиностроение; возникает железнодорожное строительство и т.д. Капиталистический уклад порождает и оживление в частном секторе: создаются предприятия, банки. В Москве, например, именно в это время, купец Алексеев - дед будущего реформатора русской сцены - закладывает бумагопрядильную фабрику.
Все эти подвижки в экономической жизни страны, совпавшие с утверждением новой династии, меняли и ее социальный облик. Получает большие привилегии «новый правительственный класс» — дворянство, «составившиеся из прежних столичных и провинциальных служилых людей», которое сразу же начало теснить старое боярство, которое, «худея генеалогически и скудея экономически»2 вынуждено было, в конце концов, уйти.
Положение еще одного «правительственного класса» (крестьянства) становилось между тем более тяжелым и зависимым. Крепостной крестьянин был полной собственностью своего помещика. У него можно было отнять все его достояние, в том числе и человеческое достоинство. Его самого, как и каждого члена его семьи, помещик мог продать, заложить, подарить, но мог и дать «вольную», что, впрочем, встречалось не столь уже часто.
Добавлю к сказанному и то, что в России за два с половиной столетия (1613—1855 гг.) все большую силу приобретает бюрократия - это лишенная всякого социального облика, «куча», по словам В.О. Ключевского, «физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством»3. И уже не аристократия фактически управляет Россией. И тем более не демократия, ибо «демократизация управления» - и здесь нельзя не согласиться с Ключевским - всегда в России сопровождается «усилением социального неравенства», которое, в свою очередь, в те годы (только ли?) усиливается «нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы»4. В конечном счете, еще со времен правления Михаила Романова, это приводи-
1 Ключевский В.О. Русская история. - Т. II. — С. 159..
2 Там же. С.160, 161.
3 Там же. С. 163.
4 Там же.
ло к тому, что правящий класс становился все более обособленным от других. Во всем: и в образе жизни, и в праве на образование, и в праве на культуру. Так возникают сословия и сословность как существенное качество досуговой культуры.
Упрочение сословных отношений в России XVII—XIX (первой половины) вв., активное проникновение в страну идей Великой французской революции, идей западноевропейского просвещения не могли не взбудоражить общественную жизнь в России. И привести в конечном итоге к постепенному разложению феодально-крепостнической системы хозяйствования, разрушению патриархальности общества, возникновению принципиально новой общественной структуры.
Содействовали этому процессу не только произведения Вольтера и Дидро, с которыми познакомилась образованная российская общественность, но и сочинения отечественных «ниспровергателей» (А.Н.Радищева, Н.И.Новикова и др.), которые в своих социально-политических и философских публикациях высказывали весьма смелые для того времени идеи отрицания самодержавия, крепостничества, сословных привилегий и др. Все это находило благотворный отклик в душах образованной молодежи как последней четверти XVIII, так и первой четверти XIX в.
Надо заметить, что призыв многих критиков существующего строя к ориентации на Запад был не во всем справедлив и продуман: нельзя при этом забывать о своеобразии России, ее национальных корнях и особенностях. В этом смысле более взвешенная позиция высказывалась Петром I. Напомню еще раз его принципиальную позицию (она стоит того!), в соответствии с которой должны были выстраиваться отношения России с Европой во всех сферах, в том числе и в культуре: «Нам нужна Европа на несколько лет, а потом мы к ней должны повернуться задом». Только такой путь, по мысли Петра I, мог содействовать мужанию России, созданию мощной и просвещенной державы, с одной стороны. А с другой стороны, сохранению ее самобытности и своеобразия. Суждение это упоминается ныне редко, а оно - принципиально. Как для понимания процесса развития России, в том числе и ее культуры, так и для понимания значительности вклада Петра I в этот процесс. В.Г. Белинский был прав, когда писал, что Петр I, хотя и был «учеником Европы», но всегда оставался «русски м в душе, вопреки мнению слабоумных, которых много и теперь, будто бы европеизм из русского человека должен сделать нерусского человека и будто бы, следовательно, все русское может поддерживаться только дикими и невежественными формами азиатского быта» (курсив мой. - В.Г.)[. Да и только ли азиатского?
Усилиями Петра I, а затем Екатерины II, Россия довольно быстро восприняла европейское мышление, усвоила европейский образ жизни со всем его «плюсами» и «минусами», вплоть до использования пре-
1 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М, 1981. - Т. 7. - С. 138.
зервативов, изобретенных в середине XVI в. итальянским врачом Фаллопием для защиты от сифилиса, но применявшихся, по выражению Казановы, и для того, «чтобы уберечь прекрасный пол от любых страхов».
Разумеется, отмеченные события рассматриваемого периода отечественной истории не могли не отразиться на развитии русской национальной культуры. Воплощалась в жизнь страстная вера М.В. Ломоносова в то,
«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом
Невтонов Российская земля рождать».
В XVIII (вторая половина) и XIX (первая половина) вв. в русской литературе, театре, живописи, архитектуре, музыке было создано громадное количество шедевров, ставших фундаментом дальнейшего развития художественной культуры страны. Они, конечно же, в свою очередь, оказали влияние на развитие доминанты в досуговой культуре различных сословий России. Растет и крепнет интерес в обществе к массовым публичным действам: в дворянской среде - к балам, концертам, спектаклям; в крестьянстве - к зрелищам, не являющимся эпизодами православных праздников. Момент принципиальный, ибо в обществе начался процесс секуляризации («обмирщения») культуры, освобождения от церковного влияния как в общественной и умственной деятельности, так и в художественном творчестве. Каноны домашнего православного времяпрепровождения разрушаются усиливающимся интересом не только к музицированию и чтению, но и к азартным играм (картам, бильярду). Причем, как это часто бывает в России, с известной долей «чужебесия», т.е. бешеного пристрастия ко всему чужеземному. Именно так объясняет суть этого термина писатель и историк XVII в. Ю. Крижанич. Всяким «чужим вещам, - писал он, -мы дивимся, хвалим их и превозносим, а свое домашнее житие презираем»1.
К сказанному следует добавить, что в досуговой сфере появляются многочисленные, говоря современным языком, «очаги культуры», о которых ранее и нельзя было помыслить.
Итак, Россия к началу XIX века восприняла все, что породила к тому времени европейская культура. Критический отбор, осмысление всего этого придет позже, во второй половине XIX в. И это закономерно. Значимость XVIII в. для русской культуры состоит в том, что он подготовил бурное развитие национального самосознания века последующего, который, в свою очередь, станет для России эпохой возникновения более глубокого экономического мышления, усиления политического интеллектуализма, развития и совершенствования художественного творчества.
1 Цит. по: Ключевский В.О. Русская история. - Т. II. - С.385.
К.Ватер. Прыжки на доске. 1812
К.Вагнер. Игра в бабки. 1812
К.Вагнер. Игра в городки. 1812
К.Вагнер. Русская пляска. 1812
Д.-А. Аткинсон. Дети съезжают с ледяной горы. 1804
Неизвестный литограф. Петербург. Катание с гор на масленой.
Первая четверть XIX века
Д.-А.Аткинсон. Увеселительные прогулки на лодках. 1803
Е.М.Корнеев. Катающиеся на коньках по Неве. 1812
7.1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ) ПРАЗДНИКИ
«Праздники были временем отклонения от обычного порядка ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни».
Н.И. Костомаров
Становление и развитие праздников в России, а если говорить точнее, театрализованной праздничной культуры, связано с деяниями Петра Великого. Конечно, он не был их первооткрывателем. Достаточно вспомнить о скоморошьих действах XIII-XV вв.; о театрализации, приводившей «к созданию грандиозных смеховых действ» XVI в., в которых, несмотря на существовавший тогда «кромешный мир опричнины», просматриваются контуры «тематического действа»1. Нельзя здесь к тому же не упомянуть и о православных праздниках, во многих из которых задействован театрализованный элемент.
Так, в годы царствования Алексея Михайловича в Москве, на Красной площади торжественно отмечали Вербное воскресеньеили Вход Господень в Иерусалим. По сути, это была театрализация одного из сюжетов библейской истории2. По словам В. Бахревского, это было величайшее в Московском государстве праздничное действие, к которому Москва «охорашивалась, как селезень перед утицей. Перышко к перышку, и каждое перышко с отливом»3.
Начиналось действо с шествия, в котором заняты были патриарх, митрополиты, архиепископы, церковные старосты и другие. В том числе дворяне и бояре. И, конечно же, царь Алексей Михайлович. Собравшись на Соборной площади в Кремле, процессия выходила к Покровскому собору, где проходила служба, после которой патриарх вместе с царем поднимался на Лобное место. Патриарх благословлял царя, вручал ему ветку вербы4, а затем благословлял и народ.
Следующий эпизод действия: патриарха усаживают на лошадь, покрытую сукном, ей приделывались длинные уши для сходства с ослом. И процессия, возглавляемая царем, который вел под уздцы «осла» с восседавшим на нем патриархом, двигалась к Спасским воротам, по кафтанам и сукнам, что, согласно библейскому сказанию, бросались под ноги процессии детьми. В процессии двигалась и теле-
1 Лихачев Д.С., Панчснко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. С.38.
2 Праздник связан с воспоминаем о событии из земной жизни Иисуса Христа: въездом в Иерусалим на осле, «на котором еще никто не ездил». Спасителя встречал народ с пальмовыми ветками в руках.
1 Бахрсвский В. Тишайший. - М., 1991. - С.279.
4Вербные ветки почитались еще у древних славян за их целебную силу. Освященными в церкви ветками вербы хлестали детей и домашних животных - Для здоровья и роста, приговаривая при этом: «Верба хлест, бей до слез!». Полагали, что верба защищает от грома, грозы, града и засухи.
га, на которой стояла бочка с огромной вербой, на которую навешаны были яблоки, цветы, заморские сушеные фрукты, крестики, иконки и пр. Процессия сопровождалась пением «Осанны». По окончании шествия начиналось народное гуляние и, конечно же, застолье.
Среди светских праздников, имевших значение государственных, следует назвать, прежде всего, торжество Священного Коронования(таково его официальное значение), происходившее всегда традиционно в древней столице Москве. Событие это с полным правом может быть отнесено к действам, во многом театрализованным. Достаточно вспомнить совокупность производимых ритуальных действий и особенно последующие акции, включающие в себя массовое угощение толпы, бросание ей золотых и серебряных монет, награждение орденами и медалями «всех чинов», организацию балов, маскарадов, представлений, фейерверков, иллюминирования площадей, улиц городов и пр.
Про коронацию, к примеру, Елизаветы Петровны, едва ли не самую театрализованную в русской истории, газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала, что императрица «изволила пойти к окну и смотреть с удовольствием на собравшийся перед двором многочисленный народ, для которого поставлены были опять четыре амвона со всякими яствами и четыре жирных быка, причем из двух фонтанов бежало вино и многократно брошены были деньги»'.
Суть же коронации - в торжественном, публичном (в присутствии представителей всех сословий духовенства всех конфессий, делегаций всех регионов страны) ритуале принятия монархом символов принадлежащей ему власти. Таких, как Большая государственная корона; Золотой скипетр с бриллиантами; Золотая держава; порфира, т.е. императорская мантия; серебряная Государственная печать, сделанная при Алексее Михайловиче; Государственный меч, который Государь обязан поцеловать коленопреклоненно; Государственное знамя, перед которым коленопреклоненная императорская чета должны произнести клятву верности своему народу и Отечеству2.
Непременной и обязательной чертой коронации в России было сочетание светского и духовного ритуала. Особенностью последнего было таинство миропомазанья — чрезвычайного дарования Св. Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и царям, тем самым Государь объявлялся «помазанником Божьим», т.е. земным наперсником Бога. Отсюда и божественные атрибуты, вручаемые при коронации: престол (трон) и посох (жезл). Будучи «миропомазан», Государь уже не имел права отказаться от верховной власти.
1 Цит. по : Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. - М., 1986. - С.153.
2 Ритуал коронации выстроился не сразу. Фактически, каждая коронация приносила нечто новое. Так, по указу Петра 1 День коронации был приравнен ко Дню тезоименитства Государя. Иначе говоря, он стал отмечаться как государственный праздник. При коронации Елизаветы Петровны впервые было вынесено Государственное знамя и т.д.
Акт коронации декларировал территориальную целостность Российского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом ему и служили самодержавная власть императора. Театрализация коронации способствовала превращению этой акции в еще более эмоциальную и действенную по своему влиянию на всех присутствующих, создавая тем самым у них состояние праздничности. Каждый из присутствующих на этом действии ощущал свою сопричастность к отмечаемому событию, ибо понимал, что рождается в эти минуты верховный правитель России.
Количество праздников при Петре I увеличилось многократно. М.Н. Покровский, ссылаясь на дневник Берхгольца, пишет, что в эти времена русские «решили всю свою жизнь превратить в сплошной праздник... С утра в Летнем саду мы попадаем на бал во дворце, с бала - на спуск нового корабля, что стоит десяти балов, со спуска корабля - на маскарад по случаю Ништадского мира. Неправильно сказать «на маскарад», ибо их было несколько, и каждый длился по несколько дней»1.
Петр I, понимающий значимость праздников и особенно театрализованных действий (парадов, шествий, маскарадов и пр.) для усиления высшей, монаршей власти, подошел к их внедрению в общественную жизнь России как реформатор. Во-первых, именно Петру I принадлежит идея составления календаря праздников. В него вошли, помимо праздников православных, дней тезоименитства императора и императрицы - праздники в честь побед русского воинства, в честь орденов российской империи и т.п. Разумеется, тематика официальных праздников при каждом новом императоре корректировалась. Если в начале XVIII в. основной темой праздников были воинские победы, то позднее, уже при Елизавете Петровне и Екатерине И, - прославление государынь, пекущихся о силе и славе Отечества.
Устойчивая традиция празднования в честь военных побед продолжалась и в начале XIX в., под влиянием событий 1812 года. В 1814 году в Петербурге торжественно отметили большое событие - ввод союзных войск в Париж. Для России это означало завершение Отечественной войны. Впоследствии дата эта отмечалась ежегодно. Причем каждое сословие стремилось внести в праздник свою лепту. Купечество устраивало большие обеды в честь героев Отечественной войны. Коммерческий клуб, как писали газеты тех времен, отмечал это событие «блистательным торжеством» - бал-маскарадом. Дворянство организовывало балы, благотворительные концерты, в которых исполнялись произведения разнообразных жанров2. Для простого люда орга-
1 Покровский М.Н. Русская история. - Т.2. - С.137.
2 Программа праздничного концерта 1814 г. включала: торжественную песнь «Певец во станс русских воинов» Д.С.Бортнянского (на стихи В.А.Жуковского), «Куплеты в честь раненных русских воинов» К.А.Кавоса, фортепьянную фантазию композитора и пианиста Д.Штсбсльта «Сожжение Москвы», ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С.А.Дсгтсрсва (на стихи Н.Д.Горчакова) и др.
низовывались гуляния, в которых принимали участие военные музыканты, духовые оркестры пожарных, хоры певчих и т.д.
Во-вторых, серьезное внимание было уделено разработке элементов государственной символики. Прежде всего, трех наиважнейших государственных символов (флага, герба и гимна), которые, используемые в драматургии того или иного праздника, подчеркивали его официальный (государственный) статус1.
Создание государственного флага началось еще при Алексее Михайловиче. Надобность в нем возникла, когда в 1667 году был построен в селе Дидиново на реке Оке первый в России военный корабль «Орел»2. Рисунок флага был таков: квадратное поле полотнища синий прямой крест делит на четверти, где первая и четвертая из них -белые, а вторая и третья - красные. Иначе говоря, флаг изначально содержал три основных цвета3. Петр I несколько изменил конфигурацию флага: он превратился в прямоугольник, но вместо квадратов появились три широкие горизонтальные полосы, при этом цвета флага были сохранены.
При Алексее Михайловиче в 1667 году появилось и первое официальное описание русского государственного герба, основным элементом которого был двуглавый орел с раскрытыми клювами и высунутыми языками. На его груди (или персах, как тогда говорили) помещалось изображение всадника на белом коне, называемого в те времена просто - «ездок». Петр сохранил рисунок герба (1772 г.), но указал ввести императорские короны вместо царских, ленту Андрея Первозванного (первого учрежденного Петром российского ордена). На крыльях орла стали размещать щиты с гербами великих княжеств и царств, входящих в состав России. Впоследствии рисунок герба несколько менялся, но основные его компоненты (орел, всадник, гербы) оставались незыблемыми.
Что касается гимна, то его роль в начале XVII в. исполняли духовные песнопения, а позднее (при Петре I) — виватные канты. В этом же качестве использовали «Преображенский марш Петра Великого»4.
1 О символике государственности см. подробнее: Гагин В.Н. Культура России: государственность как феномен культуры. Часть 2. — М., 1996. — СП—46.
2 Судьба этого корабля была печальна. Он не успел побывать ни в каких походах, ибо был захвачен отрядом С. Разина, отбуксован в неизвестном направлении, разграблен и сожжен (по другим источникам - потоплен).
3 Эти цвета издавна воспринимались на Руси (в России) как национальные. Красный цвет — это достоинство, гордость и честь. Белый — символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за «другие своя». Синий (или лазоревый) - символ душевности русского народа.
4 До 1833 г. в России в качестве гимна использовалась мелодия английского государственного гимна - «Боже храни короля!», несколько транспонированная. Однако в 1833 г., по инициативе Николая II, национальный русский гимн был наконец создан. Это был гимн «Молитва русского народа» («Боже царя храни!»). Его авторы - композитор А.Ф. Львов и поэт В.А. Жуковский. Гимн этот был упразднен Февральской революцией 1917 г.
При Петре I, в-третьих, регламентировался и процесс подготовки к государственному празднику, обязательному для всех подданных государства российского. Так, чтобы подчеркнуть его особую значимость, запрещалось «находиться в приказах в большие праздники; торговые люди должны были прекращать свои занятия за три часа до вечера. Примечательно, что это требование относилось не только к тем, кто празднует событие в ближайшем окружении Петра (на знаменитых ассамблеях), но и ко всем прочим соотечественникам. Следует заметить при этом, что тех, кто уклонялся от активного участия праздничных действах, Петр I сурово наказывал.
Опоздавший на праздник или, более того, не явившийся на него мог быть наказан следующим образом: ему полагалось выпить «кубок Большого орла», вмещающий более литра водки. И в этом случае не принималось во внимание ни общественное положение «проштрафи-вавшегося», ни его возраст и даже пол'.
И свидетельств тому в мемуарах тех времен сохранилось немало.
И, наконец, в-четвертых: был продуман и выстроен ритуал праздничного действа, включающего в себя, помимо символических акций (парадов, фейерверков и пр.), застольную и игровую части. Примечательным элементом ритуала праздничного действа, придуманного Петром I, был ввод боевых кораблей в Неву. Зрелище это (кстати, существующее до сих пор) всегда привлекало массу народа. Еще одна праздничная петровская идея - катание по Неве. Горожанам, за счет казны, выдавались лодки и небольшие парусные суда. Делалось это «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании». В день того или иного праздника город украшался морскими сигнальными флагами, а на флагштоке Петропавловской крепости взвивался морской штандарт. Катались под звуки оркестров, расположившихся на кормах судов. Подобные катания по рекам российским вскоре станут непременным эпизодом многочисленных праздников для всех практически сословий.
Однако надо заметить, что в послепетровский период ритуал постепенно трансформируется в сторону светского увеселения - бездумного, откровенно веселого (в елизаветинские времена), интеллектуально-развлекательного (во времена Екатерины II). Но при этом театрализация действа - повторим это еще раз - оставалась наиважнейшим приемом. Она проявлялась уже в существовании так называемых в те годы «обманок — живописных изображений людей, животных, растений, плодов и проч.». Иначе говоря, это были либо некие фигуры (люди, звери), нарисованные на досках и вырезанные по контуру (их
1 Известен случай, когда такой кубок пришлось выпить жене генерала Олсуфьева, не явившейся на праздник, будучи беременной, в последнем периоде. Не смотря на мольбу об избавлении се от этого наказания, кубок был выпит. Итог печальный: утром она разрешилась мертвым младенцем. А, в соответствии с указом 1718 года «О пополнении кунсткамеры всеми монстрами и курьезами», она должна была представить ребенка и отдать его на хранение в кунсткамеру.
расставляли потом в залах, комнатах, в саду и т.п.), либо муляжи фруктов, дичи, которые расставлялись на столе. Все это должно было создать иллюзию их реального существования. И в этом было выражение игрового, театрализованного характера праздника XVIII века. Особенно тщательно и изобретательно организовывались театрализованные шествия, костюмированные балы и маскарады.
Изменен Петром Великим был и ритуал проведения наиболее любимого во все времена праздника. Речь идет о новогоднем празднике. Здесь надо вспомнить, что государственный праздник «Действо новолетия», т.е. встреча Нового года, отмечался обычно 1 сентября. Отмечался он в древней столице процессией, которая начиналась на Соборной площади в Кремле, где и происходила встреча патриарха с царем. Затем эта процессия выходила на Красную площадь. Царя сопровождали священнослужители, бояре, стольники, сокольничьи и другие - все в богатых нарядах и с хоругвями и иконами в руках. Патриарх произносил пространное благословенное слово, адресованное царю и народу. В ответ государь целовал крест. Народу разбрасывали монеты. На этом официальная часть заканчивалась, и начиналось гуляние, а затем и застолье, в старинных русских традициях. Так, из года в год, и происходило празднование Нового года в России. Вплоть до петровского указа, круто изменившего его встречу. Но прежде всего в городах.
Все началось 19 декабря 1699 года (шел 7207 год от Сотворения мира). На Красной площади в Москве, после барабанного боя, думный дьяк возвестил народу, что царь Петр Алексеевич повелел «впредь лета исчислять в приказах и во всех делах и крепостях писать с нынешнего генваря 1 числа от Рождества Христова 1700 года». Повелено было также «после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви» учинить в своих домах и на воротах «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Украшения эти не велено было снимать по 7-е число того же года. Повелевалось также 1 января, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, учинять огненные потехи и «стрельбу из небольших пушечек и ружей». Возглашено было при этом, что изменение летоисчисления было проведено «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах». Петр Алексеевич этим указом стремился не только поднять новогоднее празднество на новый, более цивилизованный, уровень, но и внедрить в сознание всех присутствовавших на праздничном действе гордость за Отечество.
Идея эта получила свое развитие в фейерверке, с которого началась встреча Нового года. Центр фейерверка - «Государственный Орел», символизирующий Россию (высота его была около 20 метров). На распростертых крыльях Орла располагалось панно, изображающее Белое и Азовское моря. Одной лапой Орел держал панно с изображением Каспийского моря. К Орлу, ведомая двумя конями, приближалась ладья-колесница, в которой находился Нептун. У него в руках
было панно с изображением Балтийского моря, которое передавалось в свободную лапу Орла. Длилось это действие около тридцати минут. Обратим внимание на тщательно продуманную идеологизацию действия. Идея могущества России решена образно и изобретательно. Ради внедрения в сознание подданных таких политизированных идей и организовывались действа на площадях, сопровождаемые фейерверками.
Шесть дней продолжалось празднование в честь Нового года. Шесть дней в Москве стреляли из сотен пушек. Шесть дней москвичи, очевидно, ошарашенные за эти дни необычностью и красотой происходящего, любовались фейерверками. Это был, по сути, первый, но внушительный удар по старым традициям организации празднеств. Это был прорыв в новое, пусть не осознанное сразу же, качество, за которым последуют новые акции: ассамблеи, балы, маскарады и проч.
Сохранились свидетельства, что сам Петр относился всегда к введенному им ритуалу праздника с чрезвычайной серьезностью. Современники вспоминали, например, как был построен у государя один из праздничных новогодних дней 1702 года: «Первого боярина Петр I посетил в 9 часов утра: с ним приехало 300 человек в санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами. Сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрой рукой. Около 3 часов Его Величество со своим двором отправился к Лунсу, где было такое же угощение, а потом в другие места, наконец, вся его свита поехала в домы, нарочно для того построенные»'.
Очевидцы новогоднего праздника в «режиссуре», скажем так, Петра I, отмечали в своих мемуарах, что в городах даже самые бедные дома украшались еловыми ветками. Костры, фейерверки, салюты и в Москве, и в Петербурге всеми слоями населения воспринимались с громадным удовольствием и вполне понятным, нескрываемым удивлением. И удивляться было чему! Особенно впоследствии, когда, уже при петровских преемниках, его задумки продолжали не только существовать, но и распространяться по стране.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|