|
КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ 3 глава
Как же происходила карточная игра? За столом, покрытым зеленым сукном, собирались понтеры, т.е. игроки. Их могло быть несколько (как в «Маскараде», в сцене игры Арбенина) или двое (как в «Пиковой даме»). Вспомним: «Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но все улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чека-линский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковских билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом»3.
Что же привлекало к карточной игре? Независимо от того, была ли она коммерческой или азартной. А то, что В. Даль определял как существенную черту всякого русского человека - «задор, вспых, горячность, запальчивость». Именно таким образом он определяет слово «азарт»4. У русского человека он бывает столь заразителен, что даже такая спокойная игра, как шахматы, может стать основой азартного поединка. Свидетельство чему находим в письме писателя С.Н. Марина князю М.С. Воронцову: «На нас нашло новое сумасшествие: все, что дышит в баталионе, играет в большую (т.е. по-крупному. - В.Г.) в шахматы; все сделались мастерами, и мы с Арсеньевым кончим, я думаю, когда-нибудь дракою не на шпагах, а просто за волоса»5.
И не станем удивляться сему казусу: в России 20-30-х годов XIX в. шахматы были увлекательной игрой в обществе. Возможно, толчком к тому стало то, что в 1821 году издано было первое руководство по шахматам, автором которого был И. Бугримов, один из первых наших шахматистов. В шахматы стали играть в сословных клубах, аристократических салонах, усадьбах. Вспомним, что и у А.С. Пушкина Ленский и Ольга
«На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою»6.
1Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С. 154, 155.
2Там же. С. 145.
3Пушкин А.С. Поли. собр. соч. - Т. VI. - С. 355.
4Даль А. Толковый словарь... — Т. I. — Ст. 17.
5Марин С.Н. Поли. собр. соч. - М., 1948. - С. 306.
6Пушкин А.С. Поли. собр. соч. — Т. V. - С. 87.
Впрочем, для азартного человека совсем не обязательны какие-либо аксессуары той или иной игры. Он может поспорить, например, о том, какая из двух дождевых капель скорее достигнет края оконного стекла.
Вспомним в связи со сказанным и двух русских мужиков, сделавших по поводу проезда чичиковской брички весьма глубокомысленные «кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то - я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой. - Этим разговор и кончился1. Здесь ведь тоже азарт, правда, проявляемый весьма специфично. В соответствии с уровнем интеллекта и культуры.
Кстати, Екатерина И приостановила почти на столетие проникновение в Россию такой азартной игры, как лотерея2. В 1771 году в столице появились представители «итальянской лотереи», которые обещали доверчивой публике, что «поставя 1 рубль, получишь 4800, при поставке 20 рублев получится 48000». Граф З.Г. Чернышев, президент Военной коллегии, доложил об этом предприятии императрице. На его проекте Екатерина II начертала: «Слава Богу, Мы не в таком положении, чтобы для умножения дохода казны нашей несколькими стами тысяч рублей, Мы имели нужду народу давать поощрение к большему мотовству и повод ко всем порокам, из того проистекающим. И для того откажите италианским проекторам. Екатерина».
Почему же все-таки люди легко идут на заключение пари или включаются столь же легко, как правило, в ту или иную азартную игру? Что заставляет играющих в карты делать ставки в игре, иногда достаточно крупные, а затем с трепетом ожидать исхода? Уже не однажды было доказано, что находящиеся рядом с азартной игрой вряд ли могут удержаться от соблазна. Вспомним Германна, который, казалось бы, мог часами сидеть у игорного стола и не участвовать в игре. Пока он не узнал «тайны» трех карт, впрочем.
И это не «слабость воли», а, как пишет жена Ф.М. Достоевского Анна Григорьевна в своих воспоминаниях, «всепоглощающая человеческая страсть, нечто стихийное, против чего даже творческий характер бороться не может»3. Достоевский лишь одна из тысяч жертв азарта, вынужденных рисковать состоянием здоровьем, а иногда и жизнью, ради удовлетворения маниакальной страсти к игре.
Исследователь азартных игр А. Вайке, изучив анкеты множества респондентов — заядлых игроков, пришел к выводу, что две позиции этой анкеты вызывали у них наибольшее количество ответов, объясняющих причины этой страсти: тренировка интеллекта и необъяснимое
1 Гоголь Н.В. Собр. худож. произв. - Т. V. - С. 9.
2 Первый в России розыгрыш художественной лотереи имел место 26 марта 1837 г. В помещении «Общества поощрения художеств» (Петербург).
3Достоевская А.Г. Воспоминания. - М., 1987. - С. 183.
возбуждение1. Думается, второе объяснение более справедливо. Именно оно определяет страсть К азартным играм. И к карточным играм, прежде всего. Эту страсть и эксплуатировали карточные шулера, отношение к которым в обществе было весьма брезгливым.
Екатерина II в письме к московскому главнокомандующему Измайлову 7 августа 1795 года писала: «Коллежских асессоров Иевлева и Малимонова, секунд-майора Ропштейна, подпоручика Волжина и секретаря Попова за нечистую игру сослать в уездные города Вологодской и Вятской губерний под присмотр городничих, и внести притом имена их в публичные ведомости, дабы всяк от обмана их остерегался»2.
К столь жестким мерам по отношению к тем, кто был склонен к нечестной игре, прибегали в России, впрочем, не столь уж часто. Чаще было иное: замеченного в нечестной игре наказывали сразу, здесь же, на месте преступления. Так поступил, к примеру, гетман Разумовский, уличивший фельдмаршала Апраксина в мошенничестве за карточным столом. Он дал ему пощечину, а затем крепко поколотил его руками и ногами, сопровождая «учебу» советами не садиться более за игру в карты.
Зло это побороть вряд ли было возможно. В 30-40-е годы XIX в. нечестная игра в России стала подлинной эпидемией. «Светский шулер, - отмечал в своем исследовании Лотман, — сменился шулером профессионалом, для которого «картежное воровство» сделалось основным и постоянным источником существования. Шулерство сделалось почти официальной профессией, хотя формально преследовалось по закону»3. Команда профессиональных шулеров, прикидывавшихся, как в комедии Н.В. Гоголя «Игроки», случайно встретившимися путешественниками, «до нитки» обирала простоватых помещиков, юных офицеров, случайно попавшихся в их сети. А дело-то в том, что граница, «отделяющая крупную профессиональную «честную» игру от игры сомнительной честности, была достаточно размытой»4. Человека, отказавшегося от дуэли, проявившего трусость на поле боя, никогда не приняли бы в порядочном обществе. К карточному шулеру относились хотя и брезгливо, но тем не менее достаточно терпимо. Правда, друзей об этом предупреждали, как это делает Платон Михайлович, представляя Чацкому Загорецкого («Горе от ума»):
«............... человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст»5.
1 Вайкс А. Энциклопедия азартных игр. С. 10.
2Цит. по: Тарасов С, Попов С. Игры для всех: азартные и неазартные - М., 1991. — С. 5.
3 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С. 159.
4 Там же. С. 146.
5 Грибоедов А.С. Избранные произведения. - М.. 1961. - С. 147.
Не будет преувеличением, если мы скажем, что карты были в XIX в. своеобразным зеркалом своей эпохи. И действительно, если в начале XIX в. азартные игры еще позволяли проявиться поэтическим и даже романтическим сторонам характера россиян (Печорин, Арбенин, Силь-вио, Германн и др.), то к середине XIX в. карточные игры стали ремеслом, промыслом, направленным к одной цели: ограбить и унизить тем самым человека. Близилась пора бессердечной расчетливости «железного века».
Среди форм развлекательного досуга рассматриваемого нами периода особое место занимали различные потешные действа. Склонность русского народа к потехе, острому словцу, розыгрышу общеизвестна. И государь Петр Алексеевич был в этом отношении наиболее изобретателен по сравнению с другими отечественными монархами. Помимо упомянутых в главе 2 настоящего издания «дня всех дураков»1, «шутейных праздников» с их «покаянными процессиями», пародийных свадеб, в досуговой жизни ряда аристократических домов существовала еще одна забава. Речь идет о проделках шутов. Как установил Д. Иловайский, в России издавна «шуты и карлы составляли принадлежность каждого знатного и богатого дома, и естественно, что в государевом дворце они были особенно многочисленны»2. Задача у шута была предельно конкретная: организовать застольные розыгрыши (шутейки)3; сопровождать обед шутками, остротами в адрес гостей государя (или государыни). Кстати, они далеко не всегда были высокого качества и уровня. Тем не менее это развлекало и потешало всех присутствующих.
Петр I, например, особо выделял шута Балакирева, личность, безусловно, талантливую4. Неслучайно ему разрешалось присутствовать даже на встречах молодого государя с послами иностранных держав.
1 Один из первых таких праздников был организован в Петербурге 1 апреля 1719 г. заезжим гастролером - силачом и «канатным плясуном» Карлом фон Эккснбсргом. В день его спектакля зал был полон. Пришел и Петр 1. После поднятия занавеса, к публике вышел Эккснберг, сообщивший, что сегодня-дс 1 апреля и, по европейской традиции, спектакль можно считать сыгранным! Публика, естественно, оторопела от такого наглого заявления и уже готова была проверить на гастролере силу своих кулаков. Положение спас Петр, который громко расхохотался и первым стал аплодировать шутнику. Возможно, это был первый первоапрельский розыгрыш в России.
2 Иловайский Д. Отец Петра Великого. - М, 1996. - С. 423.
3Одна из «шутсск» была такова: на стол подавали огромное блюдо с горой красных раков, посыпанных зеленью. Лакомство первостатейное! Однако, как только кто-либо из гостей пробовал выломать клешню или сломать панцирь рака, тот начинал активно сражаться за жизнь. Гости пугались, что естественно. А затем принимались хохотать. Секрет розыгрыша прост: раков перед подачей на стол укладывали в блюдо с водкой, нахлебавшись которой, они засыпали. При попытке же надругательства над ними, они просыпались.
4 Его достаточно характеризует следующий эпизод: некий вельможа за обедом, весьма дерзко насмехаясь над Балакиревым, спросил его: «Послушай, милый мой, какое расстояние между тобой и глупым ослом? — «Самос малое, - ответил Балакисрв. - Один только стол». Острота присутствующими была оценена по достоинству». (Цит. по: Романов П. Застольная история государства Российского. — М., 2002. - С. 57.).
Петр был вспыльчив от природы, и Балакирев, очевидно, был для государя своеобразным зеркалом. Если шут начинал принимать неестественные позы, пыжится, надуваться и прочее — Петр сразу же становился серьезнее, деловитее, проще.
Хотя шутам и дозволялось во время обеда сидеть за императорским столом, третировали их достаточно жестоко. Особенно в годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Шутами были не только карлики. В шуты могли определить дворянина, даже высокого происхождения, за какие-нибудь провинности. Подобная практика началась при Екатерине I, ставшей императрицей после смерти Петра I. Она заменяла шутов, часто безродных, шутниками и остроумцами из дворянского сословия. Так, в наказание за переход в католичество, придворными шутами стали князь М. Голицын и граф А. Апраксин. Екатерина II шутов не жаловала, но ценила острое словцо и хорошую, остроумную шутку. Мода на шутов во времена Екатерины II постепенно исчезает в аристократических домах.
Развлекательный досуг, конечно же, не ограничивался в те года потешными действиями и забавами, устраиваемыми шутами. Существенной его формой были ассамблеи, введенные в обиход аристократической дворянской среды Петром I. Впрочем, состав участников ассамблеи был довольно демократичен. В соответствии с указом Петра, здесь присутствовали не только высшие чины, представители дворянства, но и знатные купцы, мастера, а также их жены и дочери. Стоит заметить, что попасть в число приглашенных было в те времена не столько привилегией, сколько первым этапом карьеры.
Уже приходилось говорить на страницах этой книги, что значение ассамблей для сферы досуга в России необыкновенно велико. Взрывая домостроевские традиции, Петр давал своеобразный наглядный урок обществу по усвоению новых общественных взаимоотношений в часы досуга; ставил задачу осмысления своего «социального заказа»: изучить, перенять европейские традиции организации досуга с тем, чтобы на их основе сложились свои национальные. Делал он это довольно жестко. Но при этом, как сообщают современники, любил часто предупреждать: «Добро перенимать у французов художества и науки; а не перенимать их нравы»1. По сути, ассамблеи были прообразом балов, маскарадов, карнавалов XVIII и XIX вв.
По определению В.О. Ключевского, ассамблея - это «и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер»2. Очень точное и полное определение, ибо, действительно, здесь не только танцевали и угощались тем, чем потчевал хозяин. Ассамблеи устраивали императоры, их устраивали и их ближайшие сподвижники.
1 Нартов А. Рассказы о Петре Великом. Фрагменты авторской рукописи. - Родина, 2002. - № 7. - С. 41.
2 Ключевский В.О. Русская история. - Т. III. - С. 122.
Первая петровская ассамблея состоялась 27 ноября 1718 года. Летом они проводились либо в Летнем саду, либо в Петергофе, где среди фонтанов, гротов, аллей приготовлялись разные забавы. Здесь впервые в августе 1723 года прозвучала Симфония вод, задуманная Петром. Мастера весьма изобретательно выполнили его указание о таком сооружении фонтанов, чтобы «воду пустить, дабы из-под ног вода лилась к земле гладко, как стекло...» По свидетельству очевидцев, в большом гроте были установлены несколько стеклянных колоколов, подобранных по тонам, организуя тем самым, как тогда определяли, «колокольню, которая водой ходит». «Пробочные молоточки у колоколов приводились в движение посредством особого механизма, колесом, на которое падала вода. Колокола издавали во время действия приятные и тихие аккорды, на разные тона»1. Устраивались и иные забавы.
Само же действие начиналось с того, что по пушечному сигналу в пять часов вечера к берегу приставала целая флотилия небольших судов, на борту которых находились гости. Им предлагалось совершить прогулку по парку, принять участие в танцах, до которых, как свидетельствуют современники, Петр был весьма большой охотник. Он часто сам распоряжался танцами, выделывая, по выражению одного из современников, такие «каприоли», которые мог бы изобрести лучший балетмейстер того времени2. Петр мог запросто сесть играть в шахматы с простым матросом, пить вместе с ним пиво или курить длинную голландскую трубку, не обращая внимания на танцующих здесь же дам.
Разумеется, после танцев гости приглашались «закусить». Все историки отмечали необычайную хлебосольность Петра I. Впрочем, Ключевский при этом замечал, что «его хлебосольство порой становилось хуже демьяновой ухи. Привыкнув к простой водке, он требовал, чтобы ее пили и гости, не исключая дам». Историк писал, что бывало «ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи, запах которой широко разносился по аллеям, причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада»3. Сам же Петр мог позволить себе в ходе ассамблеи отправиться на «стоящую у берега Невы яхту соснуть, приказав гостям дожидаться его возвращения»4.
Здесь же, на ассамблеях, сложилась традиция «палить» из пушек при поднятии тостов в честь императорской особы или его приближенных. Об этом вспоминают в своих мемуарах «птенцы гнезда Петрова»: «всякий раз палили из 11 пушек» или «из 14 пушек с корабля или яхты его величества»5.
1 Гсйрот А. Описание Петергофа. - СПб, 1868. - С. 25.
2См.: Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. — М., 1995. - С. 25.
3Ключевский В.О. Русская история. — Т. II. — С. 523.
4 Там же. С. 525.
5 Цит. по: Родина, 2003. - № 1. - С. 44.
Нередко пушечные выстрелы «дополняли» даже церковные обряды. Так, например, обряд водосвятия, проводившейся на Неве 6 января 1711 года, сопровождался не только звоном колоколов, но и пушечными залпами. А в ноябре 1710 года артиллерийские залпы, при венчании герцога Курляндского с племянницей Петра 1 Анной, будущей императрицей Анной Иоанновной, подчеркивали торжественность события.
Ассамблеи, как уже мы отмечали, породили балы. В соответствии с высочайшим указом Петра I (1719 г.), они были заявлены как обязательный элемент придворного церемониала, как непременный компонент всех праздников, проводимых в стране. Можно согласиться, в принципе, с доктором искусствоведения Е. Дуковым, отличающим бал «по поводу» от «регулярного бала». Но - с некоторой корректировкой его позиции.
Действительно, бал, организованный «по поводу» был «связан с каким-либо событием, государственным или частным»1. В этом сочетании нет противопоставления: событием была, скажем, и победа на поле брани и рождение сына у конкретного вельможи. И в том, и в другом случае «закатывался» бал, имевший, однако, различный резонанс: общественный или частный.
Суть же «регулярного бала» представляется совсем не в том, что он «мог проходить в частных домах и быть личной инициативой того или иного вельможи»2. Суть «регулярного бала» - в его постоянности, определенном порядке, регламенте (один-два раза в неделю или в месяц и т.п.). Такого рода балы имели место и при императорском дворе Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и т.д. Поэтому точкой отсчета для определения «регулярного бала» служит прежде всего место его проведения (и это, во-первых). И тогда допустимо говорить о балах придворных, светских (в салонах знатных вельмож, например), домашних или детских (в городских или сельских усадьбах). Их можно классифицировать по способу организации (и это - во-вторых). В данном случае следует отличать коммерческие от благотворительных. Наконец, в-третьих, следует отличать балы, исходя из сословного признака. И тогда это - балы дворянские, купеческие, чиновничьи и т.п. На этом последнем признаке «регулярного бала» стоит остановиться подробнее.
Хорошо известно, что в любой иерархической структуре нижестоящий слой старается всегда копировать стандарты жизни и поведения тех, кто принадлежит к вышестоящему слою. Копирование это всегда носит «подставной» характер, ибо, как правило, отражает не содержание, а только усвоенную внешнюю форму. И к тому же с непременным «перебором». Особенно в отношении к одежде, к моде. По воспоминаниям Анны Ахматовой, истинно светские люди одевались всегда
1 Дуков Е. Славные садовые гульбища. - Родина, 2003. - № 3. - С. 104
2 Там же.
скромно и никогда — по последней моде (отставание от нее должно было быть обязательно!). А «роскошно одевались, - вспоминала поэтесса, - по последней моде, и ходили в золотых туфлях жены знаменитых адвокатов, артистки, кокотки. Светские люди держали себя в обществе очень спокойно, свободно, просто...». Стоило же выходцу из нижестоящего слоя попасть, волею ли случая или счастливого обстоятельства, в высший слой, на, скажем, бал в Дворянском собрании, как тут же становилась заметной всем тщетность его усилий стать «своим среди своих».
Если в Дворянском собрании какого-либо губернского города собирался обычно небольшой круг семейств высших представителей администрации, то в Купеческом собрании (или клубе) действовал принцип «всем вольный ход, все гости дорогие». Если в Дворянском собрании танцевали иногда в шесть или немного более пар, в Купеческом собрании танцевали всегда «в два каре», т.е. в два ряда, отчего толкучка возникала неимоверная.
И хотя и в Дворянском собрании, и в Купеческом клубе танцевали одни и те же танцы, по свидетельству очевидцев, танцевали их весьма разно. Польку, к примеру, в Дворянском собрании «танцуют изящно, колыханье равномерное». В купеческом же обществе, как только заиграют польку, «смотришь, несутся уже несколько пар; пары эти при первом же движении сталкиваются; блажен, кто умеет отскочить, как волчок, но едва отскочит, натыкается на другую пару...» и т.д.1 Сравнительный анализ бальной культуры различных социальных слоев лишний раз подтверждает справедливость выдвинутых авторов признаков «регулярного бала».
Создание в XVIII в. бальной системы потребовало открытия в столицах и ряде губернских городов танцевальных залов и школ, удовлетворения возросшего спроса на бальную обувь, пошив бальных платьев и т.п. О громадном интересе к бальным танцам говорят и издаваемые в это время нотные сборники, содержащие, наряду с «одами российскими», менуэты, «аглицкие контрдансы», французские котильоны и «прочие штудии для различных музыкальных инструментов»2. Разумеется, возник спрос и на опытных учителей танцев (или танцмейстеров).
Бал в России весьма отличался от балов европейских; в нем не было английской чопорности, немецкой тщательности, французской фривольности. Он был, во-первых, достаточно демократичен, ибо предлагал некоторые возможности для преодоления сословных различий. Но - только на время бала! Так повелось, как было отмечено, еще с петровских времен. И на балах XVIII-XIX вв. эта традиция не исчезла: даже на придворный бал мог быть приглашен безродный офицер (просто потому, что всегда не хватало кавалеров). Он имел право, в
1Цит. по: Родина, 2000. - № 12. - С. 86-87.
2Дуков Е. Славные садовые гульбища. С. 104.
свою очередь, пригласить на танец любую светскую даму, но, пройдя танец, обязан был вернуться на предназначенное ему место. Сословная часть участников бала располагалась обычно напротив оркестра; все прочие, в том числе и чиновники, располагались либо вокруг оркестра, либо в правом или левом углу зала. Пространственные позиции представителей разных сословий были здесь четко определены. Поскольку, во-вторых, Россия не прошла периода увлечения рыцарством, что было принципиально для Европы, культ дамы на российском балу - явление примечательное. Вспомним, что на Руси женщина вообще не имела права появиться в праздничном публичном пространстве без специального указания главы дома (отца, мужа). Поэтому введенный Петром I бальный церемониал не только снял с нее жесткие ограничения на появление в обществе, но и возложил на женщину (даму!) некие распорядительные функции. Она могла быть избрана «королевой бала». Она имело право отказать кавалеру в приглашении на танец или, напротив, использовать форму «белого танца» (таковым чаще всего был менуэт). Столь активную роль женщины в сфере до-суговой культуры можно, без всякого преувеличения, оценивать как подлинную революцию в условиях устоявшихся, сложившихся веками, традиций патриархальной России.
Третья особенность российского бала обусловлена менталитетом нации. В русском общества всегда существовала определенная дистанция во взаимоотношениях старшего и младшего, начальника и подчиненного и т.п. Здесь она сглаживалась. Но - частично! Бал для русского дворянина отнюдь не частное дело, не развлечение только. Тем более если он занимал определенное положение в обществе. Имел к тому же титул князя, графа или хотя бы барона.
Бал создавал условия для проявления и поддержания социальной сословной функции. И в этом смысле он - своеобразное общественное действо; если угодно - непременная служебная повинность, используемая и для поддержания личного престижа дворянина. Поэтому явка на бал или маскарад была для всех приглашенных столь же обязательна, как для офицера явка по вызову командира. Ощущение этой обязательности дает, например, следующий указ Елизаветы Петровны (ноябрь 1750 г.): «... при дворе е.и.в. быть публичному маскараду, на котором иметь приезд всем придворным, и знатным персонам, и чужестранным, и всему дворянству с фамилиями, окромя малолетних, в приличных масках»1.
И, наконец, в-четвертых: для отечественной досуговой культуры XVIII-XIX вв., развивающейся, как мы неоднократно отмечали, под явным влиянием и давлением православной церкви, бал стал формой своеобразного «университета культуры». Судите сами: поскольку балы имели, чаще всего, тематическую основу (историческую или фольклорную), необходимо было именно в этом стиле подготовить костюм (или
1Цит. по: Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. С. 157.
платье), продумать (предварительно ознакомившись с соответствующей литературой) линию поведения своего персонажа, разучить танец, соответствующий традициям страны его возникновения, и т.д.
Разумеется, и искусству костюмирования (особенно для бала-маскарада), и этике поведения, в соответствии с избранным костюмом, следовало учиться. Этому помогали многочисленные, как сейчас бы мы сказали, методические пособия: «Жизнь в свете, дома и при дворе», «Хороший тон» и пр. Здесь можно было найти советы по созданию костюма для маскарада: прочитать, скажем, что «костюм Людовика XIV немыслим без башмаков на высоких французских каблуках», что «итальянка не обойдется без кораллов», что «костюмы девушек времен рыцарства... производят эффект только на стройных, высокого роста дамах». Из этих же пособий можно было также узнать, что, «одев костюм, надо на все предлагаемые вопросы отвечать так, как бы ответила личность, которую она изображает, и отнюдь не выходить из
своей роли» и т.п.1
Бал, таким образом, для досуговой культуры XVIII-XIX вв. был явлением весьма значимым, ибо понуждал дворянина активно знакомиться с различными видами искусства: музыкой, чтобы лучше, точнее чувствовать характер танца и не нарушать «каданс»; изобразительным искусством, чтобы в картинах художников находить благородные, красивые, изящные позы; фехтованием, поскольку, как тогда считалось, оно способствует согласованным движениям головы, корпуса, рук и ног. К этому перечню нельзя не добавить и необходимость знакомства с новинками литературы, последними постановками в театре, чтобы уметь при общении на балу продемонстрировать свою эрудицию или «ученость», как тогда говорили.
К появлению на балу тщательно готовились и мужчины, и женщины. В соответствии с указом Петра I о костюме (1700 г.) мужчина обязан был появиться на балу в европейском платье; исключение делалось для офицера, для которого обязательным был парадный мундир. Обязательным для всех был и парик2.
Женщина, переодевшаяся к этому времени в европейское платье, обязана была появиться на балу не только в парике, но и непременно напудренной и нарумяненной. Появиться без пудры и румян, а также без мушки, считалось предосудительным. О мушке следует сказать особо.
Мушка - это маленький кусочек черной тафты, который наклеивался на грудь, плечо или лицо. «Стоило только наклеить мушку на таком месте, на которое в особенности хотели обратить внимание, и можно
1 Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. - М., 1966. - С.160, 159.
2 До 1730 года существовал так называемый «алонжевый», т.е. удлиненный парик; впоследствии его носили только пожилые мужчины. В 1719-1723 годах постепенно увлеклись короткими париками с косичками, но после 1789 года они вообще исчезли из мужского обихода.
было быть уверенным, что взоры всех то и дело будут обращаться на это именно место. Так и поступали». При этом с помощью мушки придавали то выражение, которого хотели добиться. «Кто хотел прослыть плутовкой, помещал мушку около рта, кто хотел подчеркнуть свою склонность к галантным похождениям, помещал ее на щеке, влюбленная — около глаза, шаловливая — на подбородке, дерзкая — на носу...»'. Так готовилась дама к выезду на бал в XVIII в. В 40-50-е годы XIX в. требования к бальному наряду несколько изменилось: отпала надобность в напудренных париках, набеленных лицах и мушках. Но тщательность, с которой выстраивался (именно так!) бальный туалет, была обязательной.
Вспомним здесь Кити («Анна Каренина»): «Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, ... как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этой высокою прической, с розой и двумя листками наверху... Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта2, розетки не смялись и не оторвались; розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку. Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на длинной перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею»3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|