|
УКРЕПЛЕНИЯ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV-XVI вв.)
«Постепенное складывание и укрепление Российского государства с центром в Москве было тесно связано с образованием русской народности»
М.Н. Тихомиров
По определению Ключевского, период с 1462 по 1613 год был для России «временем Московской Руси, или Великорусского государства», своеобразным «третьим периодом» его истории2. Атмосфера России в это время определялась двумя, тесно взаимосвязанными силами. С одной стороны, это централизация власти в руках одного правителя (Ивана III и Василия III) - сначала великого князя, Государя Всея Руси,
1 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. - СПб., 1892. - Т.5. -С.227-230.
2Ключевский В.О. Русская история. - Т. 1. - С.468.
а затем и царя (Ивана IV, принявшего сей титул, равный императорскому, в 1547 году). С другой стороны, это мощнейшее повышение статуса русской православной церкви как внутри страны, так и вне её. Утверждение патриаршества (на Церковном соборе 1589 г.) - лишь одно тому свидетельство, имевшее громадное для России значение'. Единение верховной и церковной власти в этот период привело, в конечном итоге, к уничтожению междоусобиц между князьями, объединению русских земель, к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига («стояние на Угре», 1480 г.). В княжение Ивана III начинает складываться централизованный государственный аппарат, зарождается приказная система управления, получает развитие поместное землевладение и т.д.
Краткое время стабильности, наступившее в России в XVI в., способствовало и развитию культуры. Идет бурное возведение каменных церквей. Особенно в Москве, столице Московского княжества. Строятся школы и училища. Появляются первые печатные русские книги («Апостол», «Часослов», «Букварь»).
Отмечу еще два памятных события русской культуры этого периода, помогающие определить доминанту и в развитии сферы досуга. Во-первых, это появление усадеб: боярских, монастырских, «усадеб горожан» и др. Каждая из них представляла собой один или более дворов с хозяйственными постройками, садом, окруженных высокой крепкой оградой. Со временем именно усадьбу назовут «колыбелью отечественной культуры». Здесь возникнут и будут культивироваться и многочисленные формы досуговой деятельности - от пеших и конных прогулок, театрализованных игр и фейерверков до музицирования и спектаклей (музыкальных, хореографических, драматических) и т.п. Во-вторых, основание в 1524 году знаменитой впоследствии Мака-рьевской ярмарки, названной так потому, что проходила у стен Мака-рьева монастыря, на левом берегу Волги, в 100 верстах от Нижнего
Новгорода2.
Именно эта ярмарка положила начало их стремительному развитию в России. Однако было бы ошибочно сводить значимость ярмарок только к экономике, т.е. к периодически организуемым торгам, рынкам, смотрам самых разнообразных товаров. Конечно же, ярмарка прежде всего явление экономическое3. Но в то же время нельзя не отметить и её социально-культурную роль.
1 Русская православная церковь добилась тем самым полной автономии или независимости от Константинопольского патриархата и, как следствие, возвысило значимость Московского первосвятитсля «на степень, равную с древними восточными патриархами», как отмечает Иловайский, (см.: Иловайский Д. Царская Русь. - М, 1996.
- С.410).
2 Макарьсвская ярмарка просуществовала, кстати, до 1818 г. По императорскому указу от 15 февраля 1817 г. она была переведена в Нижний Новгород.
3 В дореволюционной России, в середине XIX в., их было 6,5 тысячи, а в начале XX в. - 18,5 тысячи.
Ярмарки решительно способствовали разрушению замкнутого мира общины. В условиях становления рыночных отношений они становились первыми в России деловыми клубами, своеобразными «полигонами общения» с иноземными купцами, что было не безразлично для совершенствования деловой активности русского человека. Кроме того, они способствовали росту его культурного кругозора. Ведь основными посетителями ярмарок были купцы и крестьяне, которые приобщались здесь к элементам городской культуры, хотя, конечно же, в те времена она была еще не столь совершенна.
Но всё же... Всё же, XVI век, вобравший в себя такие события, как расширение территории России за счет Урала и Сибири; окончательное установление крепостного права; проведение первых реформ (денежной - «введение копейки», административной - установление «властной вертикали», говоря современным языком); гибель одной династии и утверждение новой и т.п., можно оценить как своеобразное предисловие к дальнейшим главам русской истории, включающей в себя, естественно, и дальнейшее развитие её культуры, в том числе и досуговой культуры. «Узелки» многих последующих событий в истории России, в истории её культуры «завязывались» именно тогда, в XVI веке.
5.1. ПЕРВЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЕ) ПРАЗДНИКИ
«Всенародное участие в управлении страной есть мечта, навеянная нам микроскопическими республиками древней Греции...
Самодержавие представляется у нас не столько необходимым и нужным... сколько потребностью для народа и безопасности государства».
A.M. Бакунин
Разумеется, происходящие в стране события не могли не отразиться на изменении характера досуговой культуры в этот период. Именно в это время начала выстраиваться система государственных праздников, которая окончательно сложится в XVII-XVIII вв. Это важно подчеркнуть, ибо их социальная сущность (во все времена, у всех народов) - едина: содействовать ещё большему упрочению авторитета государства как в глазах собственных граждан, так и в восприятии иноземных держав. И вместе с тем способствовать единению народов, его населяющих. Превращению, иначе говоря, народности в нацию.
Одним из первых государственных праздников стал день венчания на царство(или коронование). Именно его надлежало отмечать повсеместно. При Иване IIIон приобрел характер величественного обряда,
основанного на «византийских преданиях»1. Такого обряда, естественно, не было в Древней Руси, ибо первые русские князья были язычниками. Венчание на царство - обряд более торжественный и помпезный. Оно предполагало использование ряда реликвий, которые появились на Руси ещё в период правления Владимира Мономаха2.
Первое венчание на царство «по византийскому чиноположению» свершил Иван III. Венчался на царство его внук Дмитрий. По окончании торжества великий князь дал богатый пир для знатных людей и духовенства. Не был забыт и народ православный, для которого было организовано угощение. Кроме того, царское венчание сопровождалось впоследствии такими благотворительными акциями, как-то: пожалованием разных лиц в высшие чины (т.е. в бояре, окольничие, конюшие и пр.), выдачей служилым людям двойного годового жалованья, награждение их оружием, золотыми кубками и т.п., объявлением льгот торговым людям в платеже пошлин, а крестьянам - в податях и оброках и т.д. Такая структура венчания на царство (торжественный обед -пиры (позднее, балы) - благотворительные акции) сохранится, с небольшими изменениями, до самого последнего венчания на царство Николая II.
Данное событие отличалось всегда «замечательной устойчивостью (консерватизмом)», направленным на то, чтобы строго соблюдались «достоинство и честь своего государя»3. В свою очередь, подобная праздничная, обрядовая структура действа не могла не сформировать в народе нашем того почитания и благоговения, с которым он на протяжении веков относился к особе своего государя.
Иностранные путешественники, послы, посетившие Россию в XVI в., с удивлением отмечали, что русские, даже при упоминании в простой беседе имени государя, снимают шапки. Государь для русских в те годы — исполнитель воли Божией. Так и говорили в народе: «Воля Божия да государева». Или так: «Ведает Бог да государь». Со временем сложится и традиция отмечать день венчания на царство действующего государя ежегодно. Так возник важнейший для России первый государственный праздник.
При Иване IV, как официальный (государственный) праздник, стали отмечать еще одно событие - именины государя. Или, точнее говоря, тезоименинствогосударя (в переводе с греческого слово это озна-
1 Иловайский Д. Царская Русь. — С.362.
2 Есть предание о том, что византийский царь Константин Мономах после Фракийской войны прислал великому князю Владимиру Святославовичу, деду Ивана III, с митрополитом Неофитом святые дары: крест с частью Животворящего Древа; венец со своей головы, именуемый «мономаховой шапкой»; золотые цепи и др. Этим венцом митрополит Неофит и был венчан и провозглашен царем «Великой Руси». С этой поры Владимир и стал называться Мономахом, а использование при венчании реликвии стали впоследствии обязательными при таинстве венчания на царство. Со временем к ним добавятся скипетр (в 1584 г., при венчании Федора Ивановича), держава (в 1598 г., при венчании Бориса Годунова) и т.д.
3 Иловайский Д. Царская Русь. - С.362.
чает праздник в честь знаменитого, достойного уважения и обожания человека). День этот, как отмечал Д. Иловайский, справлялся «народом наряду с самыми большими праздниками»', установленными православной церковью.
С XVI в. праздник тезоименин будет отмечаться регулярно в честь правящего государя, а также государыни. В этот день принято было закрывать все лавки и не работать. Народ шел в храмы на молебен «о продолжении дней царствующему дому». Затем для него организовывалось угощение и гулянье.
Основное богослужение проводилось в кафедральном соборе столицы при обязательном присутствии царского (императорского) семейства, ближайшего окружения (первоначально - боярской думы, позднее - министров, послов и др.). Пушечные выстрелы возвещали многолетие тезоимениннику. После чего он принимал поздравления. Завершалось все пиром для именитых людей. Которое не ограничивалось, разумеется, застольем. Тешили именинника и плясуны, и певцы, и скоморохи, и борцы с медведями, последних до начала действия содержали на царском дворе в железных клетках.
Борец (обычно простолюдин) выходил против медведя, имея в руках лишь деревянные вилы (рогатину). В его задачу входило раззадорить медведя, а затем успеть всадить ему рогатину в грудь между двумя поднятыми передними лапами и укрепить другой её конец таким образом, чтобы его удерживать. Нередко здесь случались и драмы, когда медведь либо задирал смельчака, либо основательно его ранил. Однако победителя государь награждал новым платьем и хлебом. И только! Иначе говоря, тешился именинник в зависимости от дозы выпитого, равно как и от своего темперамента.
Историки рассказывают, например, как царь Иван Васильевич на одной трапезе, изрядно выпив, забавы ради, вылил на голову дворянина Гвоздева миску горячих щей. Гвоздев не выдержал и закричал, за что получил от царя удар кинжалом. Истекая кровью, несчастный упал и более не подавал признаков жизни. Кликнули лекаря, которому царь сказал: «Вылечи моего верного слугу, я с ним неловко поиграл». «Так неловко, - отвечал лекарь, - что теперь уже не Бог, ни Ваше Величество не заставите его играть». Так, говорят, бывало в кругах приближенных к особе государя.
Значительную группу официальных праздников в это время составляли праздники православной церкви.Совокупность государственных и православных праздников и определяла, по сути, официальный уровень сферы досуга как во второй половине XV, так и в XVI в.
Система православных праздников стала складываться в России уже к середине XVI в. В жизни русского человека они сразу же заняли значительное место, внося в нее радость, раскрепощение, праздничность. Заполнив часы его досуга гармонией и красотой. Они не рас-
1 Иловайский Д. Царская Русь. - С.360.
сматривались церковью и её прихожанами как дань прошлому. Никогда не подчеркивалась (ни церковью, ни официальной властью) их обязательность. Формировалась у русского человека потребность в соучастии в православных праздниках. «Участвуя в них, - писал Александр Мень, - каждый верующий приобщается к опыту Церкви... Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живет в них, проходя таким образом целую школу духовного возрастания»1.
Впрочем, вряд ли правомерно утверждать, что всякий русский человек, принявший участие в православном празднике, прошел тем самым «школу духовного возрастания». Большая часть прихожан видела в церковных обрядах, праздничных действах прежде всего внешнюю сторону. Они почитали иконы, изображавшие Иисуса Христа, Богоматерь, святых2. Каждая икона всегда была предметом глубочайшего почитания, религиозного чествования. Считалось, что именно икона концентрирует мысли и чувства молящихся, содействуя укреплению их веры. Так и было. Впрочем, встречалось и иное отношение к иконе. О чем писал позднее В.Г. Белинский: «годится - молиться, не годится - горшки покрывать». Люди охотно посещали церковные службы, усердно отдавая земные поклоны и крестные знамения. Но некоторые из них произносили «имя божие, почесывая себе задницу»3. К началу XVI в. большинство русских людей уразумело, что надо много молиться. И поэтому молились сняв шапки, около каждого храма или креста на большой дороге. Молились не только пробудившись от сна, но и отходя к нему. Молились перед трапезой и после неё. Молились перед всякой работой и перед каждым делом. Молились, непременно перебирая в руках четки. Антиохийский архидиакон Павел, оценивая подобную истовость тогдашнего русского человека, заметил как-то полушутливо, что-де все русские «непременно попадут в святые: они превосходят своей набожностью самих пустынножителей»4.
«Пустынножителей» русские люди XVI в., возможно и могли превосходить. Но вот европейцев этого же периода - никоим образом. Имею в виду образованность и кругозор тогдашнего европейца.
И тем не менее вполне закономерно можно утверждать, что система православных праздников к середине XVI в. сложилась. Она включала в себя не только праздничные дни, назначаемые церковью для торжественного чествования Господа Бога, Пресвятой Богородицы и
1Мснь А. Православное богослужение. Таинство. Слово и Образ. - М., 1991. -С.54.
2 Искусство иконописи, сложившееся в Византии, особого расцвета достигло на Руси. «Правда, - писал А. Мснь, - в XVII веке это поразительное искусство пришло в упадок, и только наше столетие (XX. -ВТ.) как бы заново открыло его художественную и духовную ценность». Там же. С. 14.
3 Белинский ВТ. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1982. - Т.8. - С.284.
4 Цит. по: Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т.2 - Ч. 1. — С.28.
святых, но и многочисленные дни поста. Включение последних в систему празднования не было случайным. Посты, по христианскому учению, есть «праздники духа». Цель их - побеждение плоти, утверждение духовного над мирским, духовно-нравственных стремлений над чувственным. Помимо однодневных постов (в среду и пятницу каждой недели), а также постов в день памяти Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и в день Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября, церковь установила еще четыре многодневных поста. Среди них: Рождественский (или Филиппов) пост (40 дней)'; Великий пост (49 дней) до празднования Пасхи; Петров пост (от 8 до 42 дней), завершающийся празднованием 12 июля Дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост (14 дней), завершаемый празднованием Дня Успения Пресвятой Богородицы. В общем, около 200 дней отводилось для «праздников духа».
Официальных православных праздников к XVI в. стало уже немало. Можно говорить о четырех сложившихся к тому времени их группах (классификация до сих пор не изменилась). Первая группа- это праздники в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа. Таких праздников установлено было семь: Рождество Христово (25 декабря/7 января)2, Крещение Господне, или Святое Богоявление (6/19 января), Преображение Господне (6/19 августа), Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Святая Троица, или Пятидесятница (через 50 дней после Пасхи), Крестовоздвижение (14/27 сентября).
Вторая группа- это праздники в память Пресвятой Богородицы, а также в честь её чудотворных икон. Событиям из жизни Матери Божией посвящено пять праздников. Среди них: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/ 4 декабря), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/ 7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Из множества икон Божией Матери в России особо почитали Владимирскую (21 мая/Зиюня), Казанскую (8/21 июля), Иверскую (12/25 февраля) и др. Многие праздники икон были установлены в память от избавления Руси (России) от нашествия врагов.
Третью группуправославных праздников составляют дни памяти святых. Их почитание первоначально было стихийным. Однако к середине XVI в. к лику святых церковью были официально причислены (канонизированы) многие апостолы, великие князья, священнослужители, мученики веры и т.п. Дни памяти святых обычно определялись либо по дате их кончины, либо по началу их прославления. Нередко
1Кстати, определение длительности поста в 40 дней не было случайным. В соответствии со Святым писанием именно 40 дней лил дождь и продолжался потоп; именно 40 дней блуждал народ Израиля в пустыне; именно это же количество дней постился Иисус Христос.
2 Даты приводятся по старому и новому стилю.
этот день связывался с каким-либо языческим праздником с тем, чтобы впоследствии вытеснить его из памяти народной. Так, День Иоанна Крестителя должен был оттеснить языческий праздник бога Солнца (День Ярилы).
Четвертая группа- это так называемые «великие праздники», учрежденные в честь каких-либо замечательных событий. Назовем некоторые из них. Так, 29 августа/ 11 сентября в церковном календаре значится великий праздник Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Разумеется, он не требует и не предполагает бурного проявления чувств, веселья и пр. Это - праздник памяти, т.е. такой, о котором можно сказать знакомыми словами современной песни - «праздник со слезами на глазах».
В народе этот день исстари называли Иоанном Постным и полагали его концом лета и началом осени. Так и говорили: «Иван Постный -осени отец крестный», «Иван Постный пришел — лето красное увел», «Иван Предтеча гонит птицу далече»и т.д. По старинным же поверьям в этот день нельзя было брать в руки что-либо рубящее или колющее (нож, топор и пр.). Грешно было есть что-либо круглое (яблоко, картофель, капусту и др.). Иначе говоря, все то, что рождало ассоциации с головой Крестителя, покоящейся на блюде.
К этой же группе следует отнести и праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Это - наиболее последовательные ученики Иисуса Христа. Петр к тому же был одним из двенадцати апостолов, избранных самим Христом. Оба они во времена Нерона приняли мученическую смерть. Память о них и отмечается до сих пор 29 июня/12 июля. В народе этот праздник называли Петровки, или Петров день.
Из названных праздников церковь особо выделяла двунадесятые праздники. Девять из их числа были определены как «непреходящие» (или неподвижные), т.е. имеющие четкую дату проведения: Рождество Пресвятой Богородицы, Крестовоздвижение (или Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня), Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление (или Крещение Иисуса Христа), Сретение Господа нашего Иисуса Христа, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господа Бога Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы.
Три православных праздника не имеют точной даты проведения и потому считаются «преходящими», т.е. отстоящими на определенное число дней от празднования Пасхи. К ним относятся: Вход Господен в Иерусалим (или Вербное воскресение), Вознесение Господне, День Святой Троицы (или Пятидесятница). Напомню, что праздник Пасхи не входит в состав двунадесятых праздников в силу его особой значимости. Не случайно его почитают как «праздник праздников».
Православные праздники выгодно отличались от официальных (государственных) значительно большей красотой и эмоциональностью.
Отбору средств художественной выразительности церковь уделяла серьезное внимание. Не случайно рядом специальных решений Церковных соборов в XVI в. были определены структура и средства выразительности для каждого православного праздника. Это должно было усилить, углубить состояние праздничности во время его празднования во храме: вызвать у каждого его участника возвышенное, несколько даже экзальтированное состояние восторга и умиления, ощущение своей причастности к таинству великого свершения.
Пожалуй, наиболее точно и полно значимость художественно-эстетического в структуре православного праздника была оценена религиозным философом, ученым-энциклопедистом П.А. Флоренским (1882-1937). Он определил ее как высший синтез «разнородных художественных деятельностей»'. Церковное богослужение, тем более в праздничные дни, явление, действительно, высокохудожественное. И наверное, именно со звучащих колоколов в дни праздников и богослужений средневековый человек воспринимал храм как нечто, возвышающееся над обыденностью. Восхищая красотой, каждый храм являл собой силу и неколебимость, обещая защиту, давая надежду. «Возвышаясь среди деревянных домов, — писал Александр Мень, — словно конный витязь среди дружинников, он невольно напоминал, что каждый христианин - воин духа»2. Колокольный же звон, сзывающий на действие, оценивался русским человеком не просто как звук некоего гонга. Это была скорее «музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви», которая «возвещает о вере, ... будит уснувшую совесть»3.
Пробуждению совести, пробуждению в человеке человеческого содействовали и церковное пение, и изобразительное искусство, и «искусство огня» (освещение свечами), и «искусство дыма», и «искусство запаха» и «искусство одежды»4. «Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства, - писал П. Флоренский, - покажет связанность этой стороны с другими»5.
Влияние создаваемой системы православных праздников, обладающих яркой художественной выразительностью и эмоциональностью, на сферу досуга было весьма значительным. В праздничные дни прихожане часы своего досуга посвящали многочисленным церковным бдениям, которые не только их не угнетали физически, но, напротив, позволяли ощущать состояние душевного подъема, восторга, праздничности.
1 Флоренский П. Избранные труды по искусству. — М., 1996. — С.201.
2 Мснь А. Православное богослужение. — С. 15.
3 Там же. С. 12.
4Столь подробное перечисление выразительных возможностей, используемых в церковных богослужениях, необходимо для понимания основного принципа организации и досуговых мероприятий. Только синтез (комплекс) выразительных средств способен должным образом воздействовать на аудиторию, собравшуюся для совместного проведения досуга.
5 Флоренский П. Избранные труды по искусству. С. 209, 211. 208.
Даже периоды постов (а пост, напомню, определялся церковью как «праздник духа») воспринимались русскими людьми спокойно и достойно. Хотя приходилось отказываться не только от пищи и воды, но, как и требовала церковь, от плотских развлечений, всякого рода зрелищ и игр. Время отдавалось целиком прослушиванию проповедей и домашним молениям.
В дни же проведения православных праздников все праздничные развлекательные действа могли проводиться после торжественного богослужения в храме. Летом это были качели, хороводы и т.п., зимой - Святки, катание «на тройках», катание с гор и пр.
Складывающаяся в этот период система православных праздников имела своей целью не только их упорядочивание, отработку единых ритуалов. Система православных праздников должна была нанести ощутимый удар по всё ещё существующим языческим обрядам и традициям, которые почитались как обычаи дедов и прадедов. И более того, им следовали с большей сердечной отдачей, ибо они были более близки и понятны. Не будет ошибкой сказать, что в этот период в русском народе зародилось «д в о е в е р и е», сочетавшее элементы язычества и развивающегося православия. Доказываемого, кстати, многочисленными археологическими раскопками, в ходе которых обнаруживались уникальные предметы, относящиеся к периоду, как утверждают археологи, именно «двоеверия».
Однако сколько бы на протяжении XV-XV1 веков не высказывалась церковь против языческих традиций и обрядов, они продолжали существовать. Церковным же проповедникам оставалось лишь комментировать эту тягу народных масс к «бесовским» увеселениям. Иначе говоря, языческим игрищам, которые включили в себя не только песни и пляски, но и порой непристойные забавы, несущие «отрокам осквернение, а девицам растление». Характерно в этом смысле свидетельство одного из проповедников того времени, горько заметившего, что когда-де надо идти в церковь, «мы «позёвываем», и почёсываемся, и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны или музыканты, или иной какой игрец позовет на игрище или собрание идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют»'. Впрочем, подобные стенания мало кого трогали. Равно, как и грозные запреты, провозглашаемые Церковным собором или самим Патриархом.
А запретов было в XV-XVI вв. обнародовано достаточно. Запрещалось не только чтение светской литературы, но и игры в шахматы, зернь или тавлеи, поскольку они порождены «нечистивыми» народами. Великим грехом считалось бритьё бороды или пострижение усов, ибо обычай делать это - латинский, а стало быть, еретический. Не рекомендовалось русскому человеку перенимать одежду иноверных земель, ибо в этом случае нельзя будет определить его как истинного православного.
1 Цнт. по: Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т.2. - Ч. 1. - С.267.
Запрещалось общение с иностранцами, так как «обычая злая от них приемше», человек впадает во грех и может дойти до преступления. Понятно, что подобные запреты могли лишь способствовать утверждению застоя как в организации бытовой, так и культурной (точнее, культурно-досуговой) жизни человека эпохи XV-XVI вв. Д. Иловайский очень точно определил состояние общества в этот период: «царило невежество не только в народной массе, но и между самими ее пастырями»', в силу их малограмотности и склонности к суевериям, своими корнями уходящими в язычество.
Иначе говоря, процесс превращения языческой Руси в «святую Русь» в XV-XVI вв. продолжался. Хотя и шел медленно и, как это часто бывает в Отечестве нашем, с громадным скрипом. Но важно подчеркнуть, что это был процесс создания именно национальной русской церкви. «Русское благочестие, - писал Милюков, - действительно приобрело особый отпечаток, отличавший его не только от Запада, но и от Востока. Содержание русской веры стало своеобразно и национально»2. Для развивающейся России это было существенно. Для всех сфер её деятельности, быта и культуры. И конечно же, в том числе и для её сферы досуга.
5.2. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ГУЛЯНИЯ
«Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».
И. П. Сахаров
Ошибочно полагать, что только празднование православных и первых государственных праздников составляло в XV-XV1 вв. содержание сферы досуга. Сохранились свидетельства того, что уже на рубеже XV и XVI вв. и на всем протяжении века XVII, «молодежь упражняется в разнообразных играх, и притом весьма близких к военной службе, состязается в беге в запуски, борется в кулачном бою и ездит в конском ристании; всем, а в особенности самым опытным из стрелков, назначаются награды»3. Прочие возрастные группы - и женщины, и дети, и старики - были при этом благодарными зрителями.
Столь же ошибочно считать, что в XV-XVI вв. только церковь была единственным местом, куда отправлялся человек в часы своего досуга. Было ещё одно, скажем так, «учреждение», которое с полным правом
1 Иловайский Д. Царская Русь. - С.419.
2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т.2. - Кн.1. - С.28-29.
3 См.: Родина. 2003: - № 3. - С.ЗО.
может претендовать на то, чтобы называться центром досуга. Достаточно, своеобразным, впрочем.
Речь идет о питейном заведении, называемым в те годы разно. Первоначально - кружалами1, или корчмами (вспомним у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове» - «Корчма на Литовской границе»). Запечатлено это название и в пословицах. Например, такой: «Корчма не высока, да дорожка весела». Как сообщает Н.И. Костомаров: «Содержатели и содержательницы таких заведений получали вино в казенных заведениях или курили тайно у себя и продавали тайно. Вместе с вином в корчмах были игры (в кости прежде всего. — В.Г.), продажные женщины и табак»2 (курсив мой. - В.Г.) - вполне достаточный ассортимент для организации досуга мужчин!
Позднее, при Иване Грозном, в 1552 году в Москве на Балчуге (ныне район Москворецкого моста) был открыт первый кабак. Выстроен он был исключительно для опричников. Вино здесь не продавалось; опричники (и только!) получали его здесь бесплатно и столько, сколько были в состоянии «принять на грудь». И.К. Кондратьев писал, что именно «с легкой руки опричников Москва начала «испивать» первая, и до того «испивать», что нашему посольству, бывшему в Испании в 1667 году, показалось за диковинку, что оно на улицах Мадрида не встречало пьяных»3.
И хотя народ по-прежнему предпочитал употреблять мёд, пиво или квас, хлебное вино, секрет которого кремлевские монахи открыли в 1505 году, становится для него всё более притягательным. К этому времени уже научились делать не только простое вино, но и вино «доброе», и вино «боярское», т.е. достаточно крепкое. «Народ вошел во вкус», - замечал в своей книге И.К. Кондратьев. И многие полюбили бывать в кабаках, которых, впрочем, в XV-XVI вв. было не столь уж много.
Работали кабаки практически ежедневно с семи утра до десяти вечера. Хозяевам кабаков запрещалось открывать их во время крестных ходов и в часы, когда в храме проводилась литургия. Посещали кабаки только мужчины по воскресеньям и праздничным дням. Посещение их в будние дни оценивалось как предосудительное. Парням, девушкам, женщинам посещение кабака было категорически запрещено; это считалось делом «зазорным».
Кабак был клубом простого народа, где собирались для общения, для беседы - это был основной стимул. О чем, кстати, свидетельствуют красноречивые пословицы: «Людей повидать, в кабаках побывать», «Где хотите, там и бранитесь, а в кабаке помиритесь», «Где кабачок, там и мой дружок» и т.д. В кабаке, помимо беседы, хозяин его мог предложить игры (в кости, карты, домино, шашки) - это были стиму-
1 Кружало - питейное заведение, где вино подавалось в кружках, после принятия которых человек кружит, т.е. делает круги (шатается, качается и пр.).
2 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - С. 183-184.
3 См.: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. - М., 1996. - С.444-145.
лы дополнительные. Как тогда говорили: «не на деньги, а для приохо-чивания покупателей на напитки и для преумножения казенного дохода и народного удовольствия»'.
Разумеется, весьма смело с моей стороны, назвать кабак подлинным досуговым центром. Или, более того, очагом художественной культуры. Но, как говорится, «из песни слова не выкинешь»: подобные заведения действительно занимали немалое место в досуге русского человека. Во все времена. (Мы ещё упомянем и о ресторанах, и о трактирах, в которых художественные программы действительно были заявлены. Порой они были достаточно прогрессивны для своего времени. Стоит напомнить, например, что граммофон появился в России именно в трактире. И люди специально приходили в трактир слушать музыку. Но об этом - разговор ещё впереди.)
Всё же отношение к кабаку и формам досуга, которые он мог предложить, у массы людей было негативным. Прежде всего потому, что кабак разрушал, установленный Богом порядок жизни. Он предлагал праздник ежедневный. Но праздник, и тем более связанное с ним пиршество, могло быть проведено только в честь Бога и его святых апостолов. Так шло от предков. А память предков на Руси всегда уважали. Вот почему у народа было твердое убеждение: «В кабак попасть, в нем и пропасть». Говорили и так: «Сон да баба, кабак да баня - одна забава!»; «В кабаке родился, в вине крестился»; «Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке». И еще: «Пойдем в церковь! «Вишь, грязно». Ну, так в кабак? «Уж разве как под забором пройти!»2.
Кабак считался заведением настолько грязным, низменным, дьявольским, что не разрешалось ставить его не только у человеческого жилья, но и на берегу реки или озера, дабы не поганило оно окружающую красоту. Земля, на которой стоял кабак, считалась опаганенной. Верили люди, что войдя в кабак, человек попадает в мир нечистой силы. Опившегося или убитого в пьянке человека не хоронили на кладбище, ибо верили и в то, что земля после этого откажется родить урожай. Подобное отношение к кабаку нашло свое отражение во множестве песен, баллад XVI-XVII вв., распеваемых в часы досуга.
Внимая ропоту и негодованию народа, царь Федор Иоаннович, при вступлении на престол, указал все кабаки закрыть иуничтожить. Указ сей выполнен не был: Борис Годунов сумел убедить царя кабаки не закрывать для пополнения государственной казны. Кабаки стали отдавать в откуп, и они стали приносить немалые доходы государственной казне. Так появилась государственная должность «верного целовальника»3. Монопольное право государства на изготовление и продажу алкогольной продукции не сводились только к пополнению казны, оно
1 См.: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. - С.446.
2 См.: Даль В. Толковый словарь. - Т.2. - С. 166.
3 При получении кабака «в откуп» его хозяин целовал крест, обязываясь тем самым исправно платить налог, имевший, кстати, тенденцию к постоянному увеличению.
позволяло контролировать объем потребления алкоголя S стране, быть, по словам Похлебкина, хорошим индикатором (показателем) состояния самого общества1. Замечание, которое трудно оспорить.
Но не следует считать, что сфера досуга для русского человека России XV-XVI вв. ограничивалась посещением церкви - всеми, и кабака - некоторыми нашими соотечественниками. Стремление русского человека к досугу, заполненному действиями яркими, выразительными, веселыми, создающими праздничное настроение, весьма для него характерно. Оно обнаруживалось не только в песнях и плясках, но и во множестве самых разнообразных досуговых действах. И в этом я вижу проявление национального характера русского человека.
Такое проявление национального характера русского человека - его доброты, сердечности, трудолюбия, стремления помочь соседу, желания откликнуться на беду2 - ощущается в сельском торжестве, называемом «помочи».Односельчане охотно приходили на помощь друг другу. Особенно вдовам, которые в такой помощи нуждались прежде всего. Даже в воскресенье, когда работать считалось за великий грех, селяне выходили на вдовье поле или огород. Понимали, в положении таком может оказаться всякий. «За вдовою и Бог с сумою», - так говорили.
Впрочем, помочи - понятие общее. Каждый вид трудовой деятельности имел, как сообщает А. Тереще
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|