Определение номенклатуры и объемов резервов активных средств
Й этап: Делегирование полномочий исполнителям
1.Доведение до исполнителей критериев для принятия самостоятельных решений (плановых заданий)
2. Определение границ допустимой свободы принятия локальных решений исполнителями (параметров «зон нечувствительности»)
Й этап: Принятие решений по результатам контроля
1. Получение информации от исполнителей, оценка ее точности и надежности
2. Анализ возможных ситуаций и рациональные решения (если информация оценена как точная и надежная):
• «Цель достигнута?»:
• «да» - завершить операцию;
• иначе...
• «Задания реалистичны?»:
• «да» - оказать помощь исполнителю (финансовую, материальную, техническую);
• иначе - пересмотреть задания и перейти к 1-му этапу
Рис. 2.4. Схема организации и проведения контроля
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
При этом:
>•определяют основные направления контроля — сроки, ресурсы, эффективность и качество исполнения отдельных подопераций и работ; >-определяют основные объекты и точки контроля; >■намечают плановые значения (задания) по главным результатам выполнения подопераций и работ; >выбирают величины допустимых отклонений от заданий по главным результатам (так называемые существенные отклонения и зоны нечувствительности) и диапазоны свободы принятия решений по неосновным, некритическим работам; >•устанавливают порядок передачи докладов и сообщений (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) и порядок взаимодействия при затребовании резервов активных средств при форс-мажорных ситуациях; Vконцептуально (на уровне замысла) планируют экстраординарные реакции на существенные нарушения заданий (решают, что нужно будет срочно предпринять в той или иной ситуации); >•планируют объемы резервов основных видов активных
ресурсов. На втором этапе организации и проведения контроля юридически оформляют делегирование полномочий исполнителям по принятию локальных решений по результатам текущего контроля. Основной принцип делегирования полномочий, вытекающий из принципа неокончательности и свободы принятия решений, гласит: руководители на местах с конкретными людьми и ресурсами, а также сами исполнители в конкретной обстановке лучше знают, как выполнить ту или иную поставленную перед ними задачу или работу.
На третьем этапе процесса контроля оцениваются реально складывающиеся ситуации и принимаются текущие решения.
2.3. МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ БАЗОВЫХ ЗАДАЧ ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЙ
Вербальная постановка задачи удобна для содержательного анализа и выбора подхода к решению проблемы. Она также незаменима на этапах интерпретации результатов, полученных аб-
Риск-менеджмент
страктными методами, и окончательного принятия решений. Формальная постановка задачи помогает эффективнее выбрать наиболее предпочтительный математический метод получения оптимального решения из известных классов методов. Разумеется, иногда удается сразу разработать формальную постановку задачи, но все же лучше получать ее из вербальной. Это позволит проще осуществлять интерпретацию результатов решения формальной задачи. Процедура формализации вербальной задачи, в общем случае, включает следующие шаги:
>введение обозначений - вводят символы и идентифика торы, обозначающие элементы проблемной ситуации;
>выбор факторов, обозначающих результаты, - вводят ре зультаты, устанавливают направления предпочтений на них;
>-построение целевой функции на результатах;
> формулирование ограничений задачи — записывают сис тему равенств, неравенств и логических условий, модели рующую условия достижения цели и действие объектив ных законов;
>формирование канонической (принятой за образец) зада чи математического программирования.
Следование такому порядку формализации вербальной задачи позволяет эффективно концентрировать внимание на сущности каждого из логически обусловленных шагов, получать результаты с меньшими затратами ресурсов.
Рассмотрим постановки и методы решения наиболее важных задач обоснования решений.
Задача измерения
Если обобщить все сказанное ранее о ЛПР, то станет ясно, что оно - своеобразная «машина по переработке информации». ЛПР только тем и занимается, что все время собирает информацию о текущих и перспективных проблемах, определяет, какая информация необходима для решения тех или иных проблем, лично и через помощников обрабатывает информацию и превращает ее в решение. Решение - это тоже специфическая информация, то есть информация для исполнителей - кому, что, где, когда и с помощью чего сделать. Другими словами, главная
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
функция ЛПР — информационная. Главный исходный рабочий материал («сырье») для ЛПР — факты, события, сведения, данные, относящиеся к решаемой проблеме. Главный «продукт деятельности» ЛПР — указания для исполнителей. В качестве «побочного продукта» деятельности ЛПР выступают новые знания о проблеме, оформленные в виде выводов и рекомендаций по итогам оценки фактической эффективности реализованного решения.
Итак, вся деятельность ЛПР объективно сводится к непрерывному решению, по сути, только одной задачи — получать, обрабатывать и представлять соответствующим людям требуемую информацию в соответствующее время и в соответствующем месте.
Решать эту задачу следует как можно более эффективно. На практике это означает неукоснительное следование только одному из двух возможных целевых устремлений: или обеспечить как можно более высокое качество информации при заданных ограничениях на затраты ресурсов, или, наоборот, стремиться обеспечить наименьшие затраты на получение, обработку и передачу информации при условии удовлетворения требований к ее качеству. Оценку эффективности желательно получить в форме, удобной для рационального осмысления. Рациональное мышление — это, как правило, мышление научное. А наука, как известно, начинается там, где начинают измерять. В связи с этим целесообразно, прежде всего, рассмотреть постановку и основные методы решения задачи измерения.
Рассмотрим, например, как осуществить рациональный выбор проблемы на основе оценки ее важности. Ясно, что представление о важности складывается в сознании ЛПР из оценки и анализа сочетания «свойств» проблемы. Среди таких свойств, прежде всего, следует отметить связь рассматриваемой проблемы со смежными, затем следует отметить временную, информационную и материальную обеспеченность условий ее решения. При этом следует учитывать и возможности собственных ресурсов, и потребности в привлечении внешней помощи. Каждое из этих свойств является проявлением определенных взаимоотношений между элементами системы, которой руководит ЛПР, и элементами внешнего системного окружения. Эти элементы и эти отношения требуется соизмерить и представить в модельном виде, удобном для принятия решений. Мы уже знаем, что изме-87
Риск -менеджмент
рить одну и ту же характеристику какого-то объекта можно с использованием разных шкал. При этом эффект измерения в различных шкалах (то есть качество полученных результатов и затраты на их получение) будет различным. Следовательно, для осмысленного, рационального выбора способа измерения следует глубже разобраться в свойствах разных типов шкал.
Для описания типов шкал воспользуемся понятием «эмпирической системы с отношениями». Предположим, что ЛПРпредставляет реальную действительность в упрощенном виде как модель следующего вида [20]:
S3= {D,R3\, (2.4)
где Бэ - окружающая ЛПРреальная действительность, именуемая эмпирической системой с отношениями, D — конкретные элементы рассматриваемой системы, вычлененные ЛПР(взятые как наиболее значимые, существенные) из реальной действительности;
Яэ - множество разнообразных соотношений между элементами реальной действительности, учитываемые ЛПР.
Измерение — это специальное и еще более значительное упрощение модели вида (2.4), в ходе которого эмпирическую систему S, с отношениями отображают в форме абстрактной числовой системы S. Элементами числовой системы S являютсячисла из нового множества Л" и специально подобранные отношения R между этими числами. Таким образом, числовая система с отношениями выглядит следующим образом:
S={X, R}. (2.5)
Теперь, чтобы завершить определение термина «измерение», сделать его конструктивным, потребуем, чтобы система S была гомоморфным отображением системы £,. Целенаправленный процесс получения информации об эмпирической системе с отношениями и трансформации ее в элементы числовой системы с отношениями называют измерением.
Все же следует заметить, что процесс измерения по-разному интерпретируется в физической и социальной областях. Так, в книге К. Берки «Измерения: понятие, теория, проблемы» [20] подчеркивается, что «физическое измерение относится к реаль-
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
ным объектам, первоначально не зависящим от познающего субъекта». Измерить физическую величину означает сравнить ее с определенным количеством однородной величины, выбранной в качестве единицы. В отличие от физического измерения социальное измерение концептуально связано с человеком, точнее говоря, с такими его субъективными свойствами, как, например, эмоции, желания, то есть с такими его свойствами, которые в принципе не поддаются измерению. В самом широком смысле слова измерение можно трактовать как классификацию объектов или явлений, при которой каждой определенной группе приписывается определенный знак (цифра, буква, слово и т.д.). Это позволяет сравнить одни объекты с другим рядом объектов, измеряемых подобным же образом.
Чтобы реализовать гомоморфное отображение эмпирической системы S3 в числовую систему S, нужно каждому элементу d e D поставить в соответствие число х е Л'так, чтобы, сравнивая числа из множества X по отношению R, можно было бы делать адекватные выводы о взаимосвязи между элементами d. Формально это выглядит так:
y:D -+Х\{d, >~dJ <==> x(d,)> x(dj),
d, ~ di ^^ x(di) = x(dj)}. (2.6)
Содержательно смысл выражения (2.6), описывающего операцию у измерения, означает, что какие-то сравниваемые объекты d из реальной действительности мы заменяем их модельными образами, а именно - числами x{d). Делаем это так, чтобы при сравнении чисел x{d) между собой мы могли бы в отношении объектов d делать те же выводы и суждения, как если бы мы сравнивали между собой сами эти объекты. Важно также и то, что соотношение (2.6) в сравнениях между объектами и в сравнениях между числами «двустороннее» (на это указывает знак двойной импликации в выражении).
Для построения технологий измерения важно также заметить, что отображение у, удовлетворяющее свойству (2.6), можно выполнить не единственным образом. Пусть, например, имеем две шкалы {S3, S, у,} и {S3, S, ц/ 2}. Каждая из этих шкал оперирует разными отображениями ц/, и у 2.Это приведет к тому, что в результате проведения измерений на одном и том же множест-
Риск-менеджмент
ве D объектов для одних и тех же элементов d будут получены два разных результата, а именно: числовые значения Х\ = \|/, (d) и *2 =¥г ('О соответственно. Числа Х\ и *2 как результаты измерения в разных шакалах, разумеется, в общем случае будут получены разные. Например, в известном детском мультфильме длину одного и того же удава измеряли в мартышках и в попугаях. При этом, естественно, «в попугаях удав значительно длиннее». Если теперь для двух рассматриваемых нами шкал найдется некоторая функция ф, такая, что всегда выполняется соотношение вида JC| = <р (хг),то есть значения одной шкалы однозначно пересчи-тываются в значения другой, то такую функцию будем называть допустимым преобразованием шкалы.Допустимым в смысле того, что безразлично для ЛПР, измерять ли объекты в той или в другой шкале, если выводы из измерения для практики принятия решений будут одни и те же. Разные классы функций <р обеспечивают однозначный пересчет оценок Х\ и Xi в шкале рассматриваемого типа. При этом степень совершенства шкалы будем оценивать через степень адекватности выводов при принятии решений.
Например, если целью принятия решения является ответ на вопрос типа «да — нет» или «хороший — плохой», то для достижения этой цели достаточно использовать номинальные шкалы. Понятно, что более совершенная шкала требует и более значительных затрат на проведение измерения в ней. Другими словами, за более высокое качество выводов и рекомендаций приходится больше «платить».
И тут мы неожиданно приходим к следующему выводу: нет необходимости излишне тратить время и другие ресурсы на проведение измерений в как можно более совершенных шкалах, если требуется сделать выводы, которые легко проистекают из сравнения результатов измерения в менее совершенных шкалах. Это все тот же, уже известный нам принципа Оккама («Не умножайте сущности без необходимости!»).
За формальную оценку степени совершенства шкалы принимают широту класса допустимых преобразований, а именно: чем класс допустимых преобразований шире, тем шкала менее совершенна. При таком подходе наименее совершенной следует считать номинальную (или классификационную) шкалу, поскольку при использовании подобного типа шкал допустима любая замена чисел для обозначения номинаций, лишь бы это
Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях
было взаимно-однозначное преобразование. Другими словами, множество допустимых преобразований номинальной шкалы — это множество всех взаимно-однозначных функций. Класс подобных функций чрезвычайно широк, и, следовательно, номинальная шкала наименее совершенная. Порядковые (ранговые) шкалы используют для формального описания и измерения отношений упорядочения на множестве объектов. Разумеется, упорядочение объектов проводится в отношении какого-то общего для них свойства или в отношении какой-то общей цели. Ранговые шкалы позволяют путем сравнения чисел (результатов измерения) установить, что один объект лучше, важнее, предпочтительнее другого или равноценен другому. В то же время порядковая шкала отражает лишь порядок следования объектов друг за другом в отношении рассматриваемого свойства. Такая шкала не дает возможности ответить на вопрос, насколько или во сколько один объект «предпочтительнее» (опережает) другого в отношении этого свойства. В ранговой шкале нельзя определить меру степени упорядоченности. Множество допустимых преобразований такой шкалы составляют все монотонные функции. Шкала интервалов (интервальная) применяется для отображения величины различия между характеристиками объектов. Она позволяет указать, насколько один объект отличается от другого в принятых единицах измерения. Интервальная шкала может иметь произвольное начало отсчета и масштаб. Множество допустимых преобразований данной шкалы составляют все линейные преобразования. Основным свойством шкалы интервалов является сохранение отношения длин интервалов. Примером измерения в интервальной шкале является измерение температуры объекта. Температура чаще всего измеряется в градусах Цельсия, Фаренгейта, Кельвина. Пересчет температуры, например, из градусов h°F в шкале Фаренгейта в градусы t °C по шкале Цельсия производится по известной формуле h°F = = 1,8-t °C + 32. Частными случаями шкалы интервалов являются шкала отношений (нулевое начало отсчета) и шкала разностей (произвольное начало отсчета и единичный масштаб), а также абсолютная шкала (нулевое начало отсчета и единичный масштаб измерения). Абсолютная шкала считается самой совершенной.
Риск -менеджмент
Номинальная и порядковая шкалы относятся к качественным шкалам. Шкалы интервалов, отношений, разностей и абсолютная относятся к количественным шкалам, которые позволяют устанавливать количественные соотношения между объектами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|