Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение номенклатуры и объемов резервов активных средств

Й этап: Делегирование полномочий исполнителям

1.Доведение до исполнителей критериев для принятия самостоятельных решений (плановых заданий)

2. Определение границ допустимой свободы принятия локальных решений исполнителями (параметров «зон нечувствительности»)

Й этап: Принятие решений по результатам контроля

1. Получение информации от исполнителей, оценка ее точности и надежности

2. Анализ возможных ситуаций и рациональные решения (если информация оценена как точная и надежная):

• «Цель достигнута?»:

• «да» - завершить операцию;

• иначе...

• «Задания реалистичны?»:

• «да» - оказать помощь исполнителю (финансовую, материальную, техническую);

• иначе - пересмотреть задания и перейти к 1-му этапу

Рис. 2.4. Схема организации и проведения контроля


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

При этом:

>•определяют основные направления контроля — сроки, ре­сурсы, эффективность и качество исполнения отдельных подопераций и работ; >-определяют основные объекты и точки контроля; >■намечают плановые значения (задания) по главным ре­зультатам выполнения подопераций и работ; >выбирают величины допустимых отклонений от заданий по главным результатам (так называемые существенные откло­нения и зоны нечувствительности) и диапазоны свободы принятия решений по неосновным, некритическим работам; >•устанавливают порядок передачи докладов и сообщений (определяются возможные источники и способы получе­ния информации о существенных отклонениях) и поря­док взаимодействия при затребовании резервов активных средств при форс-мажорных ситуациях; Vконцептуально (на уровне замысла) планируют экстраор­динарные реакции на существенные нарушения заданий (решают, что нужно будет срочно предпринять в той или иной ситуации); >•планируют объемы резервов основных видов активных

ресурсов. На втором этапе организации и проведения контроля юри­дически оформляют делегирование полномочий исполнителям по принятию локальных решений по результатам текущего кон­троля. Основной принцип делегирования полномочий, выте­кающий из принципа неокончательности и свободы принятия решений, гласит: руководители на местах с конкретными людь­ми и ресурсами, а также сами исполнители в конкретной обста­новке лучше знают, как выполнить ту или иную поставленную перед ними задачу или работу.



На третьем этапе процесса контроля оцениваются реально складывающиеся ситуации и принимаются текущие решения.

2.3. МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ БАЗОВЫХ ЗАДАЧ ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЙ

Вербальная постановка задачи удобна для содержательного анализа и выбора подхода к решению проблемы. Она также не­заменима на этапах интерпретации результатов, полученных аб-


Риск-менеджмент

страктными методами, и окончательного принятия решений. Формальная постановка задачи помогает эффективнее выбрать наиболее предпочтительный математический метод получения оптимального решения из известных классов методов. Разумеет­ся, иногда удается сразу разработать формальную постановку за­дачи, но все же лучше получать ее из вербальной. Это позволит проще осуществлять интерпретацию результатов решения фор­мальной задачи. Процедура формализации вербальной задачи, в общем случае, включает следующие шаги:

>введение обозначений - вводят символы и идентифика­
торы, обозначающие элементы проблемной ситуации;

>выбор факторов, обозначающих результаты, - вводят ре­
зультаты, устанавливают направления предпочтений на
них;

>-построение целевой функции на результатах;

> формулирование ограничений задачи — записывают сис­
тему равенств, неравенств и логических условий, модели­
рующую условия достижения цели и действие объектив­
ных законов;

>формирование канонической (принятой за образец) зада­
чи математического программирования.

Следование такому порядку формализации вербальной зада­чи позволяет эффективно концентрировать внимание на сущно­сти каждого из логически обусловленных шагов, получать ре­зультаты с меньшими затратами ресурсов.

Рассмотрим постановки и методы решения наиболее важных задач обоснования решений.

Задача измерения

Если обобщить все сказанное ранее о ЛПР, то станет ясно, что оно - своеобразная «машина по переработке информации». ЛПР только тем и занимается, что все время собирает информа­цию о текущих и перспективных проблемах, определяет, какая информация необходима для решения тех или иных проблем, лично и через помощников обрабатывает информацию и пре­вращает ее в решение. Решение - это тоже специфическая ин­формация, то есть информация для исполнителей - кому, что, где, когда и с помощью чего сделать. Другими словами, главная


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

функция ЛПР — информационная. Главный исходный рабочий материал («сырье») для ЛПР — факты, события, сведения, дан­ные, относящиеся к решаемой проблеме. Главный «продукт дея­тельности» ЛПР — указания для исполнителей. В качестве «по­бочного продукта» деятельности ЛПР выступают новые знания о проблеме, оформленные в виде выводов и рекомендаций по ито­гам оценки фактической эффективности реализованного реше­ния.

Итак, вся деятельность ЛПР объективно сводится к непре­рывному решению, по сути, только одной задачи — получать, обрабатывать и представлять соответствующим людям требуе­мую информацию в соответствующее время и в соответствую­щем месте.

Решать эту задачу следует как можно более эффективно. На практике это означает неукоснительное следование только од­ному из двух возможных целевых устремлений: или обеспечить как можно более высокое качество информации при заданных ограничениях на затраты ресурсов, или, наоборот, стремиться обеспечить наименьшие затраты на получение, обработку и пе­редачу информации при условии удовлетворения требований к ее качеству. Оценку эффективности желательно получить в фор­ме, удобной для рационального осмысления. Рациональное мышление — это, как правило, мышление научное. А наука, как известно, начинается там, где начинают измерять. В связи с этим целесообразно, прежде всего, рассмотреть постановку и ос­новные методы решения задачи измерения.

Рассмотрим, например, как осуществить рациональный вы­бор проблемы на основе оценки ее важности. Ясно, что пред­ставление о важности складывается в сознании ЛПР из оценки и анализа сочетания «свойств» проблемы. Среди таких свойств, прежде всего, следует отметить связь рассматриваемой пробле­мы со смежными, затем следует отметить временную, информа­ционную и материальную обеспеченность условий ее решения. При этом следует учитывать и возможности собственных ресур­сов, и потребности в привлечении внешней помощи. Каждое из этих свойств является проявлением определенных взаимоотно­шений между элементами системы, которой руководит ЛПР, и элементами внешнего системного окружения. Эти элементы и эти отношения требуется соизмерить и представить в модельном виде, удобном для принятия решений. Мы уже знаем, что изме-87


Риск -менеджмент

рить одну и ту же характеристику какого-то объекта можно с ис­пользованием разных шкал. При этом эффект измерения в раз­личных шкалах (то есть качество полученных результатов и за­траты на их получение) будет различным. Следовательно, для осмысленного, рационального выбора способа измерения следу­ет глубже разобраться в свойствах разных типов шкал.

Для описания типов шкал воспользуемся понятием «эмпи­рической системы с отношениями». Предположим, что ЛПРпредставляет реальную действительность в упрощенном виде как модель следующего вида [20]:

S3= {D,R3\, (2.4)

где Бэ - окружающая ЛПРреальная действительность, именуе­мая эмпирической системой с отношениями, D — конкретные элементы рассматриваемой системы, вычле­ненные ЛПР(взятые как наиболее значимые, существенные) из реальной действительности;

Яэ - множество разнообразных соотношений между элемента­ми реальной действительности, учитываемые ЛПР.

Измерение — это специальное и еще более значительное уп­рощение модели вида (2.4), в ходе которого эмпирическую сис­тему S, с отношениями отображают в форме абстрактной число­вой системы S. Элементами числовой системы S являютсячисла из нового множества Л" и специально подобранные отношения R между этими числами. Таким образом, числовая система с отно­шениями выглядит следующим образом:

S={X, R}. (2.5)

Теперь, чтобы завершить определение термина «измерение», сделать его конструктивным, потребуем, чтобы система S была гомоморфным отображением системы £,. Целенаправленный процесс получения информации об эмпирической системе с от­ношениями и трансформации ее в элементы числовой системы с отношениями называют измерением.

Все же следует заметить, что процесс измерения по-разному интерпретируется в физической и социальной областях. Так, в книге К. Берки «Измерения: понятие, теория, проблемы» [20] подчеркивается, что «физическое измерение относится к реаль-


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

ным объектам, первоначально не зависящим от познающего субъекта». Измерить физическую величину означает сравнить ее с определенным количеством однородной величины, выбранной в качестве единицы. В отличие от физического измерения соци­альное измерение концептуально связано с человеком, точнее говоря, с такими его субъективными свойствами, как, например, эмоции, желания, то есть с такими его свойствами, которые в принципе не поддаются измерению. В самом широком смысле слова измерение можно трактовать как классификацию объек­тов или явлений, при которой каждой определенной группе при­писывается определенный знак (цифра, буква, слово и т.д.). Это позволяет сравнить одни объекты с другим рядом объектов, из­меряемых подобным же образом.

Чтобы реализовать гомоморфное отображение эмпириче­ской системы S3 в числовую систему S, нужно каждому элементу d e D поставить в соответствие число х е Л'так, чтобы, сравнивая числа из множества X по отношению R, можно было бы делать адекватные выводы о взаимосвязи между элементами d. Фор­мально это выглядит так:

y:D -+Х\{d, >~dJ <==> x(d,)> x(dj),

d, ~ di ^^ x(di) = x(dj)}. (2.6)

Содержательно смысл выражения (2.6), описывающего опе­рацию у измерения, означает, что какие-то сравниваемые объ­екты d из реальной действительности мы заменяем их модель­ными образами, а именно - числами x{d). Делаем это так, чтобы при сравнении чисел x{d) между собой мы могли бы в отноше­нии объектов d делать те же выводы и суждения, как если бы мы сравнивали между собой сами эти объекты. Важно также и то, что соотношение (2.6) в сравнениях между объектами и в срав­нениях между числами «двустороннее» (на это указывает знак двойной импликации в выражении).

Для построения технологий измерения важно также заме­тить, что отображение у, удовлетворяющее свойству (2.6), мож­но выполнить не единственным образом. Пусть, например, име­ем две шкалы {S3, S, у,} и {S3, S, ц/ 2}. Каждая из этих шкал опери­рует разными отображениями ц/, и у 2.Это приведет к тому, что в результате проведения измерений на одном и том же множест-


Риск-менеджмент

ве D объектов для одних и тех же элементов d будут получены два разных результата, а именно: числовые значения Х\ = \|/, (d) и *2 =¥г ('О соответственно. Числа Х\ и *2 как результаты измере­ния в разных шакалах, разумеется, в общем случае будут получе­ны разные. Например, в известном детском мультфильме длину одного и того же удава измеряли в мартышках и в попугаях. При этом, естественно, «в попугаях удав значительно длиннее». Если теперь для двух рассматриваемых нами шкал найдется некоторая функция ф, такая, что всегда выполняется соотношение вида JC| = <р (хг),то есть значения одной шкалы однозначно пересчи-тываются в значения другой, то такую функцию будем называть допустимым преобразованием шкалы.Допустимым в смысле того, что безразлично для ЛПР, измерять ли объекты в той или в другой шкале, если выводы из измерения для практики принятия реше­ний будут одни и те же. Разные классы функций <р обеспечивают однозначный пересчет оценок Х\ и Xi в шкале рассматриваемого типа. При этом степень совершенства шкалы будем оценивать че­рез степень адекватности выводов при принятии решений.

Например, если целью принятия решения является ответ на вопрос типа «да — нет» или «хороший — плохой», то для дости­жения этой цели достаточно использовать номинальные шкалы. Понятно, что более совершенная шкала требует и более значи­тельных затрат на проведение измерения в ней. Другими слова­ми, за более высокое качество выводов и рекомендаций прихо­дится больше «платить».

И тут мы неожиданно приходим к следующему выводу: нет необходимости излишне тратить время и другие ресурсы на про­ведение измерений в как можно более совершенных шкалах, ес­ли требуется сделать выводы, которые легко проистекают из сравнения результатов измерения в менее совершенных шкалах. Это все тот же, уже известный нам принципа Оккама («Не умно­жайте сущности без необходимости!»).

За формальную оценку степени совершенства шкалы прини­мают широту класса допустимых преобразований, а именно: чем класс допустимых преобразований шире, тем шкала менее со­вершенна. При таком подходе наименее совершенной следует считать номинальную (или классификационную) шкалу, по­скольку при использовании подобного типа шкал допустима любая замена чисел для обозначения номинаций, лишь бы это


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

было взаимно-однозначное преобразование. Другими словами, множество допустимых преобразований номинальной шкалы — это множество всех взаимно-однозначных функций. Класс по­добных функций чрезвычайно широк, и, следовательно, номи­нальная шкала наименее совершенная. Порядковые (ранговые) шкалы используют для формального описания и измерения от­ношений упорядочения на множестве объектов. Разумеется, упорядочение объектов проводится в отношении какого-то об­щего для них свойства или в отношении какой-то общей цели. Ранговые шкалы позволяют путем сравнения чисел (результатов измерения) установить, что один объект лучше, важнее, пред­почтительнее другого или равноценен другому. В то же время порядковая шкала отражает лишь порядок следования объектов друг за другом в отношении рассматриваемого свойства. Такая шкала не дает возможности ответить на вопрос, насколько или во сколько один объект «предпочтительнее» (опережает) другого в отношении этого свойства. В ранговой шкале нельзя опреде­лить меру степени упорядоченности. Множество допустимых преобразований такой шкалы составляют все монотонные функ­ции. Шкала интервалов (интервальная) применяется для ото­бражения величины различия между характеристиками объек­тов. Она позволяет указать, насколько один объект отличается от другого в принятых единицах измерения. Интервальная шка­ла может иметь произвольное начало отсчета и масштаб. Мно­жество допустимых преобразований данной шкалы составляют все линейные преобразования. Основным свойством шкалы ин­тервалов является сохранение отношения длин интервалов. Примером измерения в интервальной шкале является измерение температуры объекта. Температура чаще всего измеряется в гра­дусах Цельсия, Фаренгейта, Кельвина. Пересчет температуры, например, из градусов h°F в шкале Фаренгейта в градусы t °C по шкале Цельсия производится по известной формуле h°F = = 1,8-t °C + 32. Частными случаями шкалы интервалов являются шкала отношений (нулевое начало отсчета) и шкала разностей (произвольное начало отсчета и единичный масштаб), а также абсолютная шкала (нулевое начало отсчета и единичный мас­штаб измерения). Абсолютная шкала считается самой совершен­ной.


Риск -менеджмент

Номинальная и порядковая шкалы относятся к качествен­ным шкалам. Шкалы интервалов, отношений, разностей и абсо­лютная относятся к количественным шкалам, которые позволяют устанавливать количественные соотношения между объектами.



©2015- 2021 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.