Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок работы руководителя при разработке решений

Действия персонала организации не могут проходить сти­хийно. Персонал объективно нуждается в том, чтобы его дейст­вия организовывались, согласовывались, координировались, а совместные усилия направлялись на достижение цели. Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность деятельности предприятий, фирм, организаций.

Сущность управления деятельностью предприятия и персо­нала заключается в целенаправленной деятельности руководите­лей, менеджеров, по подготовке к проведению экономических (финансовых) операций и руководству при выполнении постав­ленных задач. Содержание управления составляет совокупность мероприятий (задач управления), которые охватывают деятель­ность руководителей, менеджеров и служб всех степеней по управлению персоналом фирмы в целях подготовки к опреде­ленным действиям.


Риск -менеджмент

Основными функциями процесса управления являются:

>-непрерывное получение, сбор, изучение, анализ и обоб­щение данных об обстановке;

>-своевременное принятие решения на организацию и веде­ние экономических операций;

>•постановка задач подчиненным;

>• планирование мероприятий;

>•организация и поддержание взаимодействия между «дру­жественными» фирмами;

>■организация и проведение мероприятий по улучшению системы управления организации;

>-постоянный контроль за правильным уяснением и выпол­нением подчиненными организациями поставленных за­дач, а при необходимости — своевременное оказание по­мощи;

> проведение других мероприятий, необходимость которых определяется обстановкой.

Решение руководителя объединяет в единое целое цель эко­номических действий, необходимые для ее достижения силы и средства, мероприятия по организации системы управления. Оно является основой управления в экономике.

А что составляет основу самого решения? Основу решения на решение экономической задачи составляют знания законо­мерностей и принципов менеджмента, а также правильное уяс­нение полученной задачи и верная оценка обстановки. Эффек­тивность решения будет выше, если оно не шаблонно, а являет­ся результатом объединения творческого мышления и воли руководителя, если оно подкреплено соответствующими мате­матическими расчетами.



Общая схема, иллюстрирующая порядок работы руководите­ля при разработке решения на проведение экономической опе­рации и организацию его выполнения, представлена на рис. 1.6.

Уяснение задачи - начальный этап работы руководителя, направленный на глубокое понимание цели предстоящих фи­нансовых операций; замысла вышестоящего руководителя, со­держания и особенностей полученной задачи; роли своего пред­приятия (подразделения) в выполнении общей задачи, постав­ленной вышестоящим руководством; задач «дружественных» фирм, порядка и способов взаимодействия с ними; учет задач, решаемых силами и средствами вышестоящего руководства в


Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений

Рис. 1.6. Общая схема работы руководителя при разработке решения и организации его выполнения

интересах предприятия (подразделения), срока готовности к вы­полнению задачи. Изменение обстановки также является побу­дительным мотивом для уточнения или уяснения текущих и бу­дущих задач.

Понять замысел вышестоящего руководителя (менеджера), например, на предстоящее повышение цены на выпускаемую продукцию — это значит уяснить, какие именно продукты, где и в какой последовательности необходимо рассмотреть из всей но­менклатуры изделий, выпускаемых предприятием. Кроме того, необходимо понять, на какие наименования продукции будет повышена цена в первую очередь, а на какие — цена повысится в последнюю очередь, к каким социальным последствиям при-


Риск -менеджмент

ведет повышение цен, какую прибыль при этом будет иметь предприятие и т.д.

Таким образом, при уяснении цели предстоящих действий руководитель должен понять, какого конечного результата должно достигнуть его предприятие (подразделение). В резуль­тате уяснения полученной задачи руководитель делает для себя необходимые выводы.

Уяснив задачу, руководитель производит расчет времени, то есть распределяет время, имеющееся в его распоряжении, на подготовку к предстоящим действиям персонала, на планирова­ние и доведение задач до подчиненных. Целью расчета является выделение максимально возможного времени для практической подготовки к предстоящим действиям персонала фирмы. Расчет времени осуществляется лично руководителем или его замести­телем. Проведя расчет времени, руководитель ориентирует под­чиненных на предстоящие действия на практическую деятель­ность персонала предприятия.

Оперативное ориентирование руководитель проводит, как правило, лично, для того чтобы сообщить менеджеру (персона­лу) информацию об обстановке, предстоящих действиях, об ор­ганизации наблюдения, времени и порядке работы, подготовке данных для принятия решения и другую информацию, позво­ляющую им правильно уяснить обстановку и подготовиться к выполнению задач.

После ориентирования подчиненных и организации работы должностных лиц руководитель немедленно приступает к оценке обстановки. Оценка обстановки (этап 2 на рис. 1 . 6 ) — это все­стороннее изучение и анализ факторов, влияющих на выполне­ние поставленных задач. В результате выявляются условия и факторы, способствующие и препятствующие успешному вы­полнению поставленных задач. В целом, оценка обстановки проводится по следующим элементам: конкурент, свой персо­нал, район места действий или сегмент рынка, время.

Оценивая конкурента, руководитель обязан уяснить и опре­делить состав, состояние, положение и возможный характер его действий; его сильные и слабые стороны; вероятную направлен­ность его действий.

При оценке своего персонала руководитель анализирует ин­теллектуальный потенциал, готовность к выполнению постав­ленных задач, укомплектованность персонала средствами орга-


Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений

низационной техники, связи и т.д. Это позволяет ему правильно определить возможности для выполнения поставленных задач, наиболее эффективные способы действий. На основе сделанных выводов руководитель устанавливает задачи своим подразделе­ниям и подчиненным, оценивает состояние управления, уровень готовности персонала к предстоящим действиям.

Помимо этого руководитель оценивает влияние действий кон­курентов на выполнение задачи своими подразделениями. При оценке времени руководитель определяет время на выполнение конкретных мероприятий при подготовке к проведению необхо­димых действий. Процесс оценки отдельных элементов обста­новки может повторяться по мере поступления новой информа­ции, влияя на решение в целом или на его отдельные элементы.

На основе оценки конкурента и своего персонала определя­ется количественно-качественное соотношение сил и средств сторон. От руководителя требуется глубокое понимание обста­новки и умение выделять те ключевые факторы, которые обес­печат принятие наилучшего для данной ситуации решения.

Оценив, таким образом, последовательно все элементы об­становки и сделав по каждому из них частные выводы, руково­дитель затем делает общий вывод о степени влияния сложив­шейся обстановки на достижение поставленной цели. В выводах из оценки конкурента и своего персонала руководитель уже на­мечает отдельные элементы замысла действий, возможные спо­собы достижения цели и направления сосредоточения основных усилий. Окончательные выводы из уяснения задачи и оценки обстановки позволяют руководителю сформировать несколько наиболее перспективных вариантов решения на предстоящие действия и затем выбрать наиболее целесообразный путь выпол­нения поставленной задачи — принять решение.

Обоснование и принятие решения (этап 3 рис. 1.6) руководи­тель осуществляет на основе уяснения полученной задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов. В решении руководитель дает ответ на основные вопросы, составляющие содержание решения:

>замысел действий;

>-предварительные задачи предприятиям (подразделениям);

> основы организации взаимодействия между фирмами и
подразделениями;

>►основы организации обеспечения;

>-основы организации управления и коммуникаций.


Риск-менеджмент

Замысел — это представление руководителя о ходе предстоя­щих действий до их начала. В замысле обычно указываются цель действий и способ ее достижения, направления сосредоточения основных и других усилий, основные и другие задачи, способы достижения основных и других задач. При разработке замысла участвующие в работе лица высказывают свое мнение и вносят предложения, а также дают необходимые справки. Руководители подразделений должны быть готовы по требованию руководите­ля предприятия доложить дополнительные данные и расчеты по своим службам и персоналу.

Далее руководитель приступает к определению предвари­тельных задач. Определив предварительные задачи подчинен­ным и подразделениям, руководитель определяет основы орга­низации взаимодействия. Сущность взаимодействия подразде­лений при проведении экономической операции заключается в согласовании по целям, задачам, месту, времени и способам вы­полнения задач действий персонала для достижения цели.

После определения основ организации взаимодействия руко­водитель приступает к определению основ организации обеспече­ния действий. Определив все элементы решения, руководитель приказывает своему заместителю оформить решение к установ­ленному сроку. Затем решение (замысел решения) докладывает­ся вышестоящему руководству. Утвержденное старшим руково­дителем решение объявляется соответствующим должностным лицам обычно с указанием цели предстоящих действий и выво­дов из оценки обстановки. Решение оформляется в виде распо­ряжения по предприятию, фирме.

На основе решения руководителя его заместители и менед­жеры осуществляют планирование необходимых действий. При этом разрабатывают приказ (распоряжение).

Организаторская работа руководителя и аппарата управле­ния (этапы 4—7 на рис. 1.6) сводится к организации исполнения решения, его материальному воплощению в действиях персона­ла предприятия.

Постановка задач (этап 4 на рис. 1.6) подчиненным подраз­делениям является одной из важнейших функций руководителя и других органов управления при организации и ведении необ­ходимых действий. Способы доведения задач определяются за­местителем руководителя и главным менеджером. Для постанов­ки задач на операцию разрабатываются:


Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений

>•оперативные директивы (приказы);

>-директивы (приказы) по обеспечению экономической операции;

>■распоряжения подчиненным подразделениям и персоналу.

Во всех случаях точность, четкость и своевременность дове­дения распоряжений до подчиненных являются важнейшими условиями успешного их выполнения.

Работа по организации взаимодействия персонала (этап 5 рис. 1.6) состоит в согласовании действий персонала по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения поставленных задач. Взаимодействие осуществляется непрерывно, а при нару­шении немедленно восстанавливается. Разрабатывается план (таблица) взаимодействия. Практические вопросы взаимодейст­вия отрабатываются с подчиненным персоналом в повседневной деятельности предприятия.

Работа по организации управления и коммуникаций (этап 6 рис. 1.6) заключается в определении мест расположения группы управления, действий, распределения должностных лиц по мес­там управления, места нахождения руководителя мероприятия по восстановлению нарушенного управления и коммуникаций.

После постановки задач и организации взаимодействия глав­ной задачей руководителя (менеджера) является практическая работа по организации выполнения поставленных задач и всех намеченных подготовительных мероприятий (этап 7 рис. 1.6). Эта работа проводится путем организации действенного контро­ля за правильным уяснением, своевременным и точным выпол­нением отданных распоряжений и оказания непосредственной помощи менеджерам и специалистам на местах. Как правило, контроль должен носить упреждающий характер.

В первую очередь контролируются:

>•готовность персонала управления;

> • своевременность получения подчиненными соответст­вующих распоряжений;

>-знание и правильное понимание поставленных задач;

>*соответствие принятых подчиненными решений замыслу и поставленным задачам.

Для окончательного выбора и полного убеждения в правиль­ности выбранного решения руководитель использует прежде всего личный опыт, проверяет выбранное решение по критери­ям логичности, оригинальности, соответствия положениям тео-


Риск -менеджмент

рии, историческому опыту. Рациональность и обоснованность решения оцениваются критериями, которые могут иметь либо качественные, либо количественные шкалы.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.