Сделай Сам Свою Работу на 5

ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА В ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ.

Маренков А.В., ЯрГУ

Одной из актуальных проблем современной социально-политической психологии является проблема политического лидерства. В контексте проведения предвыборной кампании центральный вопрос, – что заставляет людей голосовать за одних кандидатов и отвергать других, другими словами, почему они признают в одном человеке лидера, а в другом нет.

В отличие от западного подхода к изучению феномена лидерства, советская социальная психология имеет свою специфику, а именно, вопрос о политическом лидерстве практически не поднимался, то есть политическом лидерстве на уровне масс или больших социальных групп, а ограничивался лишь изучением этого феномена на уровне малых групп или трудовых коллективов.

Кроме того, в советской социальной психологии было принято различать понятия руководства и лидерства. Так В.В. Новиков (4) отмечает, что руководство – это социальный по своей сущности феномен, порожденный формальным типом отношений, где роль и функции руководителя заранее определены. Руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы.

Лидерство – феномен психологический. Роль лидера спонтанна, он выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу, и призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе.

В западных теориях этот феномен понимается как взаимодействие лидера и его последователей. Различия в теориях основаны на том, на чем делается основной акцент - либо на активности лидера, либо на активности последователей, либо на результате двустороннего влияния (1).

Так, например, под влиянием исследований Ф. Гальтона, пытающегося объяснить лидерство на основе наследственности, возникли теории черт или харизматические теории лидерства, основной идеей которых было убеждение в том, что лидер обладает определенными передающимися по наследству качествами, которые его выделяют от других.

Ситуативные теории лидерства считают, что в различных конкретных ситуациях жизни выделяются отдельные члены группы, превосходящие других в каком-либо качестве. Но поскольку это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.



Личностно-ситуативные теории выделили факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

черты и мотивы лидера как человека;

образы лидера и мотивы следовать за ним, которые существуют у последователей;

характеристики роли лидера;

официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены.

Теории обмена и транзактного анализа рассматривают лидера как чувствующего потребности и желания своих последователей и предлагающего им способы их осуществления, то есть акцент делается на процессе взаимодействия лидера и последователей.

Для комплексного понимания феномена политического лидерства выделяются переменные, которые необходимо при этом учитывать (1):

Личность лидера, а именно, его представления о самом себе, его мотивы и потребности, влияющие на политическое поведение, система политических убеждений, стиль принятия политических решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу, поведение лидера, биографический анализ, анализ эволюции его политической деятельности.

Анализ характеристик последователей, их потребностно-мотивационной сферы, эмоциональной сферы, процессов познания и восприятия, типологических особенностей (национального характера, архетипов, установок), социально-психологических особенностей, представлений, ценностей, идеологии, системы убеждений, структурных особенностей, поведение.

Анализ отношений между лидером и последователями, включающий построение имиджа лидера и восприятие, переработку информации и обратную связь со стороны последователей.

Рассмотрение результата взаимодействия между лидером и последователями в определенных ситуациях.

Анализ контекста, то есть социальной, политической, экономической обстановки, в которой лидерство имеет место.

Анализ харизматического лидерства, то есть, согласно комплексному пониманию этого феномена, доминирующим фактором, определяющим политическое лидерство, является взаимодействие между лидером и последователями.

Но нужно отметить, что объектом изучения описанных выше теорий являются политические лидеры, уже находящиеся у власти, их взаимодействие с членами общества. Однако, на наш взгляд, не менее интересная проблема – вопрос о формировании политического лидера в условиях проведения предвыборной кампании, особенно когда человек, претендующий на лидерство, не известен широким слоям населения. Специфической особенностью данной ситуации является дефицит времени, следовательно, создать полное представление о кандидате практически невозможно.

Как отмечал еще З. Фрейд, массы «нуждаются в иллюзии, что все они равны и справедливым образом любимы» (5, с. 464) лидером, а задача лидера – создать «обманное представление (иллюзию)» (5, с. 441), а именно, что он любит каждого отдельного члена массы равной любовью. Иначе говоря, для успешного проведения предвыборной кампании необходимо представить кандидата как человека достойного, искренне отвечающего представлениям и нуждам избирателей. Другими словами, грамотно и целенаправленно выявить, подчеркнуть и продемонстрировать различным социальным группам электората именно те качества и достоинства претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес, то есть сформировать положительный имидж кандидата.

Имидж – «искусственная имитация или внешний вид объекта, человека» (3,с.84). Основными характеристиками имиджа являются:

синтетичность, то есть создание с четко определенной целью, для достижения конкретной цели, формирования заранее заданного представления;

правдолюбие – доверие, базирующееся в основном на отсутствии прямого контакта с человеком;

изоморфизм – застывшая форма, невосприимчивая к изменениям внешней среды, - кандидат должен себя “подгонять” под заданный имидж;

схематичность и упрощенность – имидж не является полным представлением об объекте, он лишь высвечивает единственный штрих, качество.

Как мы уже указывали (2), среди многочисленных аспектов организации избирательной кампании одним из наиболее важных является стратегическое планирование, которое включает в себя следующие стадии:

сбор информации;

оценка имеющейся информации, выявление слабых и сильных сторон всех кандидатов;

непосредственная разработка стратегии;

реализация стратегического плана.

Всем известно, что без информации невозможно никакое планирование. Поэтому изучение общественного мнения является необходимым. Оно включает выявление электоратных намерений, ценностей, интересов, отношения к положению в стране, наиболее остро стоящих перед избирателями проблем, сильных и слабых сторон всех кандидатов, участвующих в выборах.

На основе данной информации разрабатывается непосредственная стратегия действий не только собственного кандидата, но и его соперников. Она включает определение целевой аудитории, на которую будет направлено воздействие; конкретизацию ключевой проблемы, вокруг которой сконцентрируется основное внимание; формулировку целей; выдвижение лозунгов и разработку главной стратегической линии, то есть формирование негативного имиджа оппонентов, подготовку контрмер действиям оппонентов, формирование положительного имиджа кандидата.

Как правило, имидж затрагивает следующие основные темы:

Профессиональный аспект;

Личностный аспект;

Политико-идеологический аспект.

Исходя из электоратных намерений, ценностей, интересов, отношения к положению в стране, наиболее остро стоящих перед избирателями проблем, формируется определенный имидж кандидата. Например, имидж «Грамотного менеджера», способного организовать работу эффективной «здравомыслящей» команды, принимать верные и безошибочные решения, обладающего высоким интеллектом, энергичностью, предпочитающего не воровать, а зарабатывать на жизнь честным трудом. Или, например, имидж «Благодетеля», доброго, заботливого, сострадающего и справедливого, раздающего подачки народу в виде благотворительной помощи; имидж «Заступника», защищающего свой народ от внешних или внутренних врагов, террористических актов и тем самым создающего ощущение безопасности и др.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996.

Маренков А.В. Планирование предвыборной кампании. В сб. Социальная психология – ХХI век. Ярославль, 1999г.

Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., 1998г.

Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.,1998г.

Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, «Беларусь», 1991г.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.