Сделай Сам Свою Работу на 5

ФЕНОМЕН ОТНОШЕНИЯ К РЕКЛАМЕ.





ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Грюнфельд О.А., ЯрГУ

Развивающийся рынок рекламных услуг сталкивается со множеством проблем разнопланового характера: как экономических, производственных, так и социально-политических.

Сегодня реклама стала одним из основных элементов системы маркетинга, она быстро и гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, т.е. функционирует в рамках комплексной целевой программы сбыта, основой которой является исследование обратной связи с рынком. Но в то же время, реклама является на сегодняшний день одним из самых дорогостоящих средств маркетинга. Поэтому каждый рекламодатель заинтересован в создании такого рекламного сообщения, которое окажется максимально эффективным, т.е. привлечет наибольшее количество потребителей к предлагаемому в рекламе товару или услуге. Следовательно, нужны критерии, по которым можно определить степень эффективности рекламы еще на этапе ее создания – таков заказ общества современной науке.

Перед нами встал вопрос о существовании базового предела доверия-недоверия к рекламе как источнику информации о товаре. Как мы уже указывали (1), феномен отношения к рекламе обуславливает поведение потребителей в ситуации выбора товара. В данной статье мы опишем взаимозависимость позитивного или негативного отношения к рекламе и другим источникам информации и возрастных характеристик респондентов.



В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 21 до 56 лет, 36 мужчин и 24 женщины. Профессиональный статус испытуемых – директора фирм, коммерческие директора, менеджеры по маркетингу.

Метод исследования - анкетный опрос испытуемых. Составленная анкета была направлена на изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого отношения к рекламе.

В качестве дифференцирующих конструктов использовались параллельные задания биполярных оценочных шкал по типу репертуарных решеток Дж. Келли, характеризующих когнитивную и эмоциональную составляющие образа рекламы.

Для описания поведенческой компоненты использовались открытые вопросы, предполагающие выбор из нескольких альтернатив.

Для более полного описания современных отношений к рекламе необходимо описать тенденции в соотношениях и взаимосвязях между источниками информации, поэтому в форме опроса респондентам предлагалось оценить 3 объекта



рекламу

совет знакомого

совет продавца в магазине

При выборе объектов шкалирования мы руководствовались следующими соображениями:

Реклама рассматривается нами как один из источников информирования покупателей о товаре. Другими источниками информации о товаре для покупателей по литературным данным является значимые близкие, знакомые люди или продавец магазина.

Описанные выше источники информации различаются между собой по двум параметрам: субъективная близость в общении и степень компетентности, профессиональности в информировании.

Полученные первичные данные были сгруппированы в отдельные матрицы по каждой возрастной группе и по каждому объекту оценивания. Все сводные матрицы обрабатывались методами факторного анализа. Результаты по возрастным группам будут рассмотрены нами:

в сравнении с обобщенными результатами;

в сравнении с результатами по другим возрастным группам.

Рассмотрим полученные данные с точки зрения дифференциации значимых факторов и их вклада в общую оценку результата. (см. таблицу).

Таблица 1. Сводная таблица по результатам факторного анализа для разных возрастных групп.

Выборка Объект оценива -ния До 30 лет А До 45 лет В До 60 лет С Общие результаты
Реклама Доверитель- ность 5,251; 47% Полезность 1,701; 15% Полезность 4,613; 41% Доверитель- ность 2,08; 18% Доверитель- ность 4,326; 39% Полезность 2,19; 19% Активность 1,256; 11% Доверитель- ность 4,342; 39% Полезность 1,956; 17% Активность 1,266; 11%
Совет продавца Полезность 5,58; 50% Доверитель- ность 2,009; 20% Активность 1,143; 10% Полезность 4,577; 41% Доверитель- ность 2,02; 18% Доверитель- ность 4,286; 38% Полезность 2,508; 22% Активность 1,316; 11% Доверитель- ность 4,519; 41% Полезность 1,736; 15% Активность 1,258; 11%
Совет знакомого Доверитель- ность 4,572; 41% Полезность 2,209; 21% Доверитель- ность 5,965; 57% Полезность 1,634; 14%   Доверитель- ность 4,447; 36% Полезность 2,326; 21% Активность 1,041; 9% Доверитель- ность 4,218; 36% Полезность 1,524; 14% Активность 1,147; 11%

 



На пересечении возрастных групп и объектов оценивания в таблице представлены факторы, по которым происходит оценивание, первая цифра отражает вес фактора, вторая отражает процент объясняемой дисперсии.

Как видно из таблицы, для разных возрастных групп факторы «доверительности» и «полезности» имеют неодинаковый весовой вклад в общую оценку. В группе С при оценивании всех предложенных объектов доминирует фактор «доверительность», что соответствует обобщенным результатам. В группе В при оценивании рекламы и «совета продавца» наибольшую значимость имеет фактор «полезность», а при оценивании «совета знакомого» - фактор «доверительности». В группе А «доверительность» важнее при оценке рекламы и «совета знакомого», «полезность» – при оценки «совета продавца». Т.е. для старшей возрастной группы С достоверность источника информации всегда предопределяет, будет ли информация из данного источника использована при принятии окончательного решения о покупке. В то время как для группы А и, особенно, для группы В качество и количество самой информации имеет не меньшее, а иногда даже большее значение, чем доверительное отношение к источникам информации.

При оценке «совета знакомого» все возрастные группы выделяют значимость эмоциональной привлекательности этого источника. Действительно, знакомый являете я, самым эмоционально близким объектом. Высокие оценки по фактору «доверительность» означают, что совет знакомого, возможно, выполняет дополнительную функций «одобрения» покупки. А. Дейян в ка­честве одного из мотивов покупки выделяет желание рассказать о себе другим. Совершить покупку - значит рассказать о себе другим, дать им возможность судить о себе, таким образом, мы покупаем что-либо с учетом того, что о нас скажут» /3,с.26/. Следовательно, предварительно заручившись советом знакомого, его одобрением, потребитель заранее прогнозирует реакцию своего окружения на него самого и на его покупку, то есть, снимает один из возможных источников беспокойства покупки.

Для группы В в формировании отношения к объекту наибольшую значимость играет рациональный фактор - «полезность». То есть данная возрастная группа допускает для себя возможность использования информации из любого источника, даже если он и не является для них эмоционально привлекательным, но информация полная и объективная. Причем только группа. В допускает подобный стиль оценивания, рекламы. Зна­чит, у данной группы представление о рекламе как о средстве, помогающем потребителю в процессе приобретения товара, явля­ется наиболее сформированным по сравнению с другими группами.

Таблица 2. Средние оценки по отношению к рекламе в разных возрастных группах.

Группа Критерий А В С
Полезный/бесполезный Пассивный/активный Информативный/неинформативный Навязчивый/осторожный Скучный/интересный Профессиональный/примитивный Навязывает/помогает выбрать Правдоподобный/неискренний Враждебный/дружелюбный Объективный/субъективный Убедительный/не вызывает доверия 4,85 4,65 3,6 2,75 4,15 3,2 3,0 3,6 4,45 4,0 4,4 5,3 5,3 3,9 1,85 4,35 4,05 3,6 3,05 5,35 3,55 4,0 3,3 3,25 3,45 1,55   3,25 3,05 2,8 2,95 4,25 3,15 2,6

 

В таблице 2 приведены средние оценки рекламы по 11-ти критериям в разных возрастных группах. Данные показывают, что в группа С оценивает рекламу по большинству критериев ниже, чем группы А и В. Самые высокие оценки характерны для группы В. Эта группа имеет самое позитивное отношение к рекламе по фактору «полезность», которая значимо выделяется на фоне обобщенных негативных тенденций. Оценки, выставленные этой группой, превышают средние по 7 критериям.

Существуют различия в наборе критериев, входящих в основные факторы у разных возрастных групп при оценке рекламы:

критерий «профессиональность» у групп А и В входит в фактор «полезность» (то есть по этому критерию оценивается степень профессионализма самой информации; информация профессиональная, если помогает сделать выбор и достаточна по объему). У группы С при оценке всех трех объектов этот критерии входит в фактор «доверительность» (то есть по нему оценивается степень профессионализма источника информации; источник информации считается профессиональным, если он убе­дителен, ненавязчив и дружелюбен);

критерий «активность» у групп А и В входит в фактор «доверительность» и положительно корреллирует с критериями «интересный» и «полезный». У группы С критерий активность отрицательно корреллирует с критериями «интересный», «дружелюбный», «осторожный» и не входит ни в один из двух значимых факторов, а выделяется в отдельный фактор. Следовательно, для группы С слишком активная реклама является неинтересной, недружелюбной, навязчивой, а для групп А и В активная реклама воспринимается как интересная и полезная, хотя члены групп А и В также оценивают рекламу как навязчивую;

критерии «убедительный» в группе А включается в фактор «полезность», а в группах В к С - в фактор «доверительность». Группа А воспринимает рекламную информацию как убедительную, если она достаточна чтобы сделать выбор, в отличие от групп В и С, для которых критерий «убедительный» значим для оценки источника информации.

Таким образом, у группы С в отличие от групп А и В существует «сильная гипотеза» (термин Брунера) о том, что активная реклама является неинтересной, враждебной, навязчивой и бесполезной, в то время как более спокойная (пассивная) реклама может быть полезной и интересной. Чаще всего гипотезы, подобные этой, недостаточно хорошо осознаются, что не мешает им управлять восприятием и поведением человека. Поэтому необходимо учитывать особенности отношения к рекламе при работе с различными возрастными группами.

Для анализа особенностей поведенческой компоненты первичные протоколы-анкеты были выработаны методом частотного анализа. Результаты для каждой возрастной группы представлены в таблицах 3,4,5,6.

Полученное распределение ответов на 1-й вопрос свидетельствует о том, что реклама предлагает, по мнению большинства респондентов, «не очень нужные» потребителю товары, но возрастные группы несколько отличаются во мнениях (см. табл.3).

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о соответствии рекламы интересам потребителя (в %).

Группа Вариант ответа Возраст Общие данные
А В С
Очень нужно Не очень нужно Совсем не нужно Затрудняюсь ответить 19,04 66,64 14,28 - 28,56 52,36 19,04 - 9,52 47,6 38,08 4,76 19,04 55,3 23,7 1,58

 

В группе С 38 % респондентов считают, что реклама предлагает потребителю то, что ему совсем не нужно, что значительно больше по сравнению с группами А и В. 28% респондентов в группе В считают предлагаемое рекламой как очень нужное, что значимо отличается от показателей в группе С. Между группами А и В различия по этому варианту ответа значимы на уровне тенденций. Следовательно, среди респондентов в группе С тенденция воспринимать рекламу «ненужной» выражена более ярко, чем в группах А и В.

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, на кого рассчитана реклама ( в %).

 

Группа Вариант ответа Возраст Общие данные
А В С
Достаточно богатые Средний достаток Нет зависимости от достатка Затрудняюсь ответить 42,84 52,36 4,76 -- 47,6 42,84 9,52 - 71,4 28,56 - - 53,72 44,28 4,74 -

 

Большинство опрошенных считают, что современная реклама рассчитана на достаточно богатых людей и на людей со средним достатком. В группе С большинство респондентов считают, что реклама рассчитана, только на богатых, а в группах А и В респонденты допускают более широкий диапазон людей, на которых рассчитана реклама.

Таблица 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о предпочитаемом источнике информации (в %).

  Группа Вариант ответа Возраст Общие данные
А В С
Реклама Знакомые Магазин Затрудняюсь ответить 14,28 33,32 42,84 9,52 4,76 23,8 57,12 14,28 - 19,04 76,16 4,76 6,32 25,28 58,46 9,48

 

Распределение ответов свидетельствует о недостаточной эффективности рекламы. Большой процент опрошенных (83%) не обращается к рекламе, если собирается приобрести конкретный товар. При этом основная часть респондентов группы С и зна­чительная часть респондентов групп А и В отвечают, что они «просто идут в знакомый магазин». Но респонденты группы А все-таки допускают возможность использовать помощь рекламы. Остальная часть опрошенных из всех групп обратятся за советом к друзьям.

Как видно, большинство респондентов склонно приниматьрешение о покупке непосредственно в магазине, значит, совет продавца может оказать значительное влияние на это решение. Тем более, что совет продавца оценивается как полезный и вы­зывающий доверие. Данные результаты позволяют предположить, что в процесс покупки вмешивается фактор привычки.

Так в советский период при отсутствии большого выбора товаров, а ассортимент магазинов был сходным, поэтому не было необходимости обходить несколько магазинов или решать, какую марку товара купить и обычно приобреталось то, что было в наличии в данном магазине. Поэтому более старшие группы покупателей, имея устоявшиеся формы поведения, отличаются от более молодых групп потребителей, которые более восприимчивы к новым формам поведения, следовательно, диапазон из возможного покупательского поведения несколько шире, чем у более старших групп. Различия между группами А и С значимы на уровне тенденций.

Группа А имеет значимо больший процент выборов ответов «обращусь к рекламе» и «обращусь к друзьям», чем группа С. Вторым фактором, объясняющим это расхождение, может быть степень социальной активности различных возрастных групп. Молодые люди имеют обычно больше социальных контактов, чем пожилые, следовательно, увеличивается вероятность их обращения к друзьям за советом. Причем, как отмечалось ранее, при оценке «совета знакомого» молодые склонны ориентироваться на профессионализм информации, а пожилые - на возможность «одобрения» их покупки.

 

Таблица 6. Распределение ответов респондентов на вопрос о частоте приобретения товаров под воздействием рекламы (в %).

Группа Вариант ответа Возраст Общие данные
А В С
Часто Иногда Редко Никогда Затрудняюсь ответить - 14,28 80,9 4,76 - - 9,92 90,1 - - - - 52,36 28,56 19,04 - 7,9 74,26 11,06 6,32

 

Распределение ответов показывает, что большинство опрошенных (74%) с помощью рекламы «редко» что-либо приобретают в магазинах. Но следует отметить, что данный вопрос, как и ответы на него, нельзя понимать буквально. Было бы неправильно на основе ответов (раз в месяц и т.д.) подсчитывать количество походов, в магазин или просмотров рекламы. Данный вопрос задавался нами с иной целью: Он позволяет оценить лишь впечатление респондентов, их субъективное мнение, то есть проследить, как часто испытуемые осознают, что используют рекламу при покупке товаров, а не то, как часто испытуемые покупают что-либо под воздействием рекламы.

Из приведенной таблицы видно, что 7,9% респондентов пользуются рекламой достаточно активно (больше, чем раз в неделю). Основная их часть приходится на группу А (14%) и группу В (10%), одновременно в группе С 28% респондентов отмечают, что «никогда» не используют рекламу при покупке. Таким образом, респонденты групп А и В чаще используют рекламу более осознанно и целенаправленно включают ее в процесс покупки, чем респонденты группы С.

Сопоставление данных распределения ответов на все вопросы анкеты и данных оценивания источников информации явилось основанием для описания общей картины отношения к рекламе у разных возрастных групп на эмоциональном, когнитивном и конативном уровне.

Группа - А

Эмоционалъный уровень: имеют самые высокие оценки по сравнению с другими группами, отношение скорее благоприятное, чем негативное. Считают рекламу дружелюбной, активной, убедительной и объективной. Фактор «доверительность» является более значимым при оценке самой информации вне зависимости от источника информации.

Когнитивный уровень: оценивают рекламу как полезную, но недостаточно информативную и непрофессиональную. Видят потенциал развития рекламы как одного из необходимых источников информации.

Конативный уровень: чаще, чем в других группах сознательно прибегают к помощи рекламы, считают рекламу доступной и полезной для более широкого круга потребителей, чем по оценкам в группе С.

 

Группа - В

Эмоциональный уровень: имеют средние оценки по критериям фактора «доверительность» по сравнению с другими группами, считают рекламу достаточно убедительной и интерес ной, но слишком навязчивой.

Когнитивный уровень: функционирование отношения к рекламе наибольшую значимость имеет фактор «полезность». То есть допускается использование информации, даже если источник информации не является достаточно привлекательным. Оценки ориентированы на качество и количество предлагаемой информации.

Конативный уровень: наравне с группой А допускают осознанное использование рекламы в процессе покупки, считают рекламу полезной для более широкого круга потребителей, чем группа С.

 

Группа - С

Эмоциональный уровень: придают наибольшее значение Фактору «доверительность». Считают возможным использование информации только из источника, которому доверяют, имеют «сильную гипотезу», что активная, навязчивая реклама является враждебной, бесполезной и неинтересной. Имеют самые низкие оценки по этому фактору по сравнению с другими группами.

Когнитивный уровень: оценивают рекламу как бесполезную, неинформативную, не помогающую при выборе товаров.

Конативный уровень: не используют рекламу для приобретения товаров на осознанном уровне. Чаще других групп вообще не ищут предварительной информации о товаре.

Следует отметить, что в процессе заполнения анкет респонденты разных возрастных групп проявляли разные уровни обобщения по отношению к рекламе. Так молодые чаще, чем по жилые делали замечания по поводу того, что существуют разные виды рекламы, поэтому трудно составить единое обобщенное мнение. А более старшие испытуемые редко учитывали эту дифференциацию и строили свое мнение на впечатлениях от рекламы на ТВ. Также в группе С на вопрос «Использует ли их фирма (магазин) услуги рекламных агентств?», отвечали, что «им достаточно простого объявления в газете». То есть пожилые люди различают «рекламные» и «простые» объявления, потому что рекламное объявление имеют для них негативную окраску, а в распространении информации о своей фирме (магазин) они все-таки нуждаются.

Мы считаем, что эти различия можно объяснить следующим образом.

Во-первых, представители старшей возрастной группы сформировались как зрелые личности с достаточно устойчивой системой ценностей и привычек еще в доперестроечный период, когда советская реклама была «довольно парадоксальным явлением: безальтернативной, навязывающей товары, которых много или вообще реклама без товара». Выражение «Реклама - двигатель торговли» большинством населения воспринималось с иронической усмешкой. Стратегии покупательского поведения в то время не предусматривали включение рекламы в процесс приобретения товаров. Реклама, воспринималась как бесполезная или ее присутствие вовсе не замечалось потребителем. Возможно, что «прошлая» реклама оставила свой след в восприятии рекламных сообщении российским потребителем, и на более старшей возрастной группе прошлый опыт оказывает более сильное влияние. То есть, не смотря на то, что реклама в последнее время стала соответствовать своей основной функции (информационной), пожилые не стремятся менять своих представлений и пользуются удобными, проверенными стратегиями в приобретении товаров. Итак, описанные различия можно объяснить существованием у людей инертной тенденцией сохранять привычное представление о себе и о своих привычках.

Во-вторых, если рассматривать рекламу как атрибут рыночных отношений, пропагандирующую определенные ценности, присущие системе рыночных отношений и демонстрирующую определенный стиль жизни в новом обществе, то люди, воспитанные в иной системе экономических отношении, вероятно, будут выказывать негативизм в отношении вещей, не соответствующих их ценностям. Так в социалистический период существовало четкое разделение между потребительством и потреблением. По мнению ряда авторов, «потребительство характеризуется выдвижением потребления и потребительских благ в качестве высших ценностей, господствующих над другими человеческими ценностями. К нему относятся:

1. Утилитаристский индивидуализм, направленный на достижение непосредственной выгоды за счет других индивидов и общества;

2. Собственничество, стремление к накоплению максимума потребительских благ;

3. Социальный паразитизм и праздный стиль жизни;

4. Ориентация на те виды престижа, которые связаны с потребительским соперничеством, тщеславием».

Причем потребительство считалось неотъемлемо присущим образу жизни эксплуататорских классов. В нашем же обществе провозглашалось формирование разумных потребностей и рациональной структуры потребления как фактора гармоничного развития личности. Таким образом, активные формы потребления носили ранее стойкий негативный оттенок, так как пропагандировалось умеренность к целесообразность потребления. Как видим, для объяснения неприятия рекламы может служить описанный нами ранее феномен восприятия аутгрупп, но уже не на внешнем поведенческом уровне, а на уровне ценностных ориентаций. Вступающий, в действие при восприятии рекламы механизм «социальной идентификации» не способствует уподоблению у некоторой части потенциальных потребителей, в том числе и у нашей выборки, так как демонстрируемые в рекламе ценности воспринимаются как «Чужие», и, значит, «Плохие».

Данное предположение подтверждается также проведенным нами сравнительным анализом психологических портретов групп позитивно и негативно оценивающих рекламу.

ЛИТЕРАТУРА

Грюнфельд О.А. Феномен отношения к рекламе. // Проблемы психологии и эргономики. №3/1, 1999г., с. 73-75.

Гришин В.В. Личностные предпосылки к неуспешному поведению в условиях рыночных отношений. Дипломная работа ЯрГУ, 1994г.

Дейян А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. М., Прогресс, 1993г.

ХАРАКТЕР И ИИПТ.

Жукова Н.В., ЯрГУ

Проблема изменения себя как личности по разным причинам довольно часто появляется перед человеком. Если этот человек молод, то со всем юношеским экстремизмом он стремится к этой цели (ему это относительно проще, так как процесс социализации все еще идет достаточно большими темпами). Взрослому, в основном сформировавшемуся человеку, менять себя намного сложнее. Но, при сегодняшнем затянувшемся переходе к рынку и продолжающемся кризисе в экономике, изменение собственного способа действовать (инструментального поведенческого компонента) является необходимым условием выживания. На научном (конкретном и практическом) уровне данная проблема только начинает разрабатываться.

Характер- подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и само проявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).1

Характер занимал внимание ученых еще с древности (Аккадер, К. Птолемей, Платон, Теофраст). К этому вопросу подходили статически и рассматривали характер как величину постоянную и устойчивую. Классическую формулу этого традиционного воззрения дал Т. Рибо, который выдвинул два условия, необходимых и достаточных для того, что бы определить понятие характера: единство и стабильность, под которым он подразумевал единство во времени. Настоящий характер, по Рибо, врожден. Позднее статический взгляд на характер нашел законченное и полное выражение в теории Э. Кречмера, который рассматривал характер в связи со строением тела, как психическую конструкцию наряду с соматической; причем и тело и характер, в конечном счете определяются врожденной эндокринной системой.

Фрейд сделал следующий шаг в понимании характера: он утверждал, что характер формируется в отдаленном прошлом (в раннем детстве); в особенностях характера раскрываются “неизменно продолжающие свое существование первичные влечения”.2 На этом этапе уже начался отход от статичного понимания характера. Далее Адлер ввел такую ценную для сегодняшнего дня перспективу будущего, для него характер - обращенная к будущему сторона личности. “Перспектива будущего позволяет понять развитие и жизнь личности как единый процесс, стремящийся вперед и с объективной необходимостью направленный к конечной точке, к финалу, намеченному требованиями социального бытия.”3

Масса исследователей высказывает мнение, что на характер влияют эмоции. В частности Кречмер писал, что “ прежде всего развитие характера человека определяется внешними психологическими факторами, в первую очередь продолжительной духовной атмосферой его среды, а затем случайными сильно аффективными переживаниями, которые в отдельных случаях могут вызвать сильный излом в развитии личности.”4

В работах Адлера и его школы на базе экспериментальных данных было показано, что эмоция по своему функциональному значению является одним из моментов, образующих характер. И далее, что общие взгляды на жизнь человека, структура его характера, с одной стороны, находят свое отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны, определяются этими эмоциональными переживаниями.

Пребывание на тренингах безусловно, обогащает эмоциональную жизнь человека как непосредственно, так и опосредованно через духовный кризис, который, по мнению Станислава Грофа, может начаться в следствии интенсивных духовных практик.

На тренингах же человек сталкивается с неадекватностью своих обычных способов поведения, действия и достижения цели, тем самым, попадая в ситуацию необходимости изменений сходную с процессом социализации. Среда, образуемая на тренингах по ИИПТ, позволяет проходить эти процессы максимально мягко, в атмосфере принятия группой и поддержки. Следовательно, можно предположить то, что ИИПТ влияет на изменение характера, а конкретнее, стимулирует его трансформацию.

По данным исследования, которое проводилось на тренинге по Расширенным Состояниям Сознания, проведенного в 1992 году Козловым В.В.5 , можно сделать следующие предположения:

так как “самые значительные изменения наблюдаются на уровне тревожности, которая снизилась практически у всех испытуемых (97%)”, следовательно, испытуемые стали более конгруэнтными и раскованными в проявлении себя, что является расширением поведенческого, инструментального компонента, и создает основания для начала изменения в общей структуре характера;

“само ценность как заинтересованность в собственном “Я”, обусловленная любовь к себе, ощущение ценности собственной личности, предполагаемая ценность своей личности для других людей, возросла на 38%”, что создает видимые изменения в само проявлении личности в общении с другими людьми, что является одной из составляющих характера;

изменились также такие параметры как уверенность в себе (возросла на 35%), внутренняя конфликтность (снизилась на 34%) и тенденция к самообвинению(снизилась на 34%). Все эти характеристики разным образом влияют на изменение поведенческого компонента;

“64% участников (в отличие от 40% до тренинга) обнаружили желание и готовность к само изменению”, что является важной предпосылкой к действительному изменению.

Все приведенные результаты психологического обследования влияют прямо или косвенно на проявления личностного характера, и если не инициируют его начало, то создают благоприятные условия для этого.

Важен момент понимания личности как сложной само развивающейся живой системы (в соответствии приложения теории диссипативных структур И. Пригожина в психологии (В.В. Козлов)), а также голономной парадигмы, которой придерживаются ведущие психологи и групп- лидеры, занимающееся ИИПТ. Вне всякого сомнения, что характер является одной из подсистем личности и, соответственно, любое изменение в любой из подструктур личности будет отражаться и на характере.

Остается открытым вопрос векторной направленности данных изменений и самого механизма переструктурирования и особенностей изменений характера.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.