|
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА.
Мелешонкова И.П.,Челябинск,
Козлов В.В., Ярославль
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у девочек «скачек роста» обычно начинается и кончается на два года раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.
В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции.
В подростковом возрасте особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и «Я – концепцию».
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, манере.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Чувство взрослости проявляется, прежде всего, в желании, что бы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я – концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов, идентификаций «Я» материального и социального планов.
«Я»- идентификации, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Материальное и социальное «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»- идеальное как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Эта статья является продолжением исследования особенностей психики школьников - подростков, которое было проведено в 6-11 классах средней школы 70 г. Челябинска в 1999 г. В рамках этого исследования изучался уровень невротизации детей, подверженности их тем или иным страхам [1], а также уровень тревожности и связанные с этим личностные особенности подростков.
Большой объем информации был получен с помощью проективного теста «Несуществующее животное», в выполнении которого приняли участие 98 девочек и 75 мальчиков 11-17 лет. Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи – «всякая мысль заканчивается движением». Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующей группе мышц суммируется определенное количество энергии, необходимой для осуществления этого движения. Так, например, образы и мысли, вызывающие страх, создают в мышцах ног и рук напряжение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и состояния мышц, фиксирует человека к пространству, т.е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания. Таким образом, проективный тест позволяет выявить тенденции страха, тревожности, агрессии, неуверенности, пассивности, демонстративности и другие, а также степень их проявления в личности подростка. Подросткам давалась следующая инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живет, чем питается, к чему стремится (чего хочет)». При определении этого задания подразумевалось, что в рисунке отражается отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире и, соответственно, о потребностях и желаниях данной персоны.
При интерпретации рисунков рассматривались следующие элементы:
1. Расположение фигуры на листе бумаги.
2. Разворот головы животного.
3. Наличие ушей.
4. Особенности рта, глаз, головы, ног.
5. Наличие крыльев, щупальц, перьев и др.
6. Направление хвоста.
7. Контур фигуры, особенности линий и штриховки.
Также давалась общая оценка животного: угрожающее, угрожаемое или нейтральное [2]. Все элементы соответственно суммировались, а результаты были сведены в таблицу 1, где показана распространенность того или иного признака для девочек и мальчиков отдельно, независимо от возраста.
Таблица 1. Характеристики личности подростка, их распространенность в %.
№
| Характеристика
| Девочки
| Мальчики
|
| Стремление к самоутверждению
| 40,0
| 28,0
|
| Стремление к реализации планов
| 2,0
| 14,7
|
| Тенденция к размышлениям
| 15,3
| 20,0
|
| Эгоцентризм
| 82,7
| 65,3
|
| Инфантилизм
| 50,0
| 26,7
|
| Заинтересованность в информации
| 63,2
| 58,7
|
| Болтливость
| 8,2
| 16,0
|
| Чувственность, сексуальность
| 21,9
| 12,7
|
| Тенденция к опасениям, недоверию
| 38,8
| 56,0
|
| Вербальная агрессия
| 26,5
| 68,0
|
| Сильный страх
| 54,1
| 46,7
|
| Демонстративность
| 27,1
| 8,0
|
| Тенденция к основательности решений
| 11,2
| 13,3
|
| Склонность к легкомыслию в выводах
| 42,9
| 41,2
|
| Энергичность, уверенность
| 16,3
| 29,3
|
| Положительная оценка своих действий, решений
| 17,3
| 16,0
|
| Недовольство собой
| 11,2
| 21,3
|
| Защитные тенденции
| 72,4
| 74,7
|
| Проявления агрессивности
| 27,5
| 56,0
|
| Резкая тревожность
| 69,4
| 76,0
|
| Эмоциональный настрой:
негативный
позитивный
|
27,5¦ 4,1
|
18,7
2,7
|
| Общая оценка животного:
Угрожающее
угрожаемое
нейтральное
|
12,2
9,2
78,5
|
65,3
8,0
26,7
|
| Оценка названия:
Угрожающее
Рациональное
шутливо-ироничные
бессмысленное
c защитными тенденциями
|
4,1
29,6
37,8
8,2
18,4
|
12,0
54,6
9,3
8,0
16,0
|
Данные таблицы 1 показывают значительные различия в структуре личностей девочек и мальчиков. Для девочек в большей степени, чем для мальчиков, характерны проявления инфантилизма, эгоцентризма, демонстративности, чувственности и сексуальной роли, а также стремление к самоутверждению. У мальчиков же наблюдаются некоторые проявления мужского начала: стремление к реализации планов, энергичность, уверенность. В то же время примерно на одном уровне у девочек и мальчиков проявляются как тенденции к основательности, так и склонность к легкомысленным выводам, заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе.
Особо необходимо выделить показатели страха, тревожности и агрессии. У значительной части подростков в рисунках проявляются тенденции защиты, резкой тревожности, сильного страха, опасения и недоверия. Ранее [1] указывалось, что чувствительность к угрожающим факторам в большей степени присуща девочкам, чем мальчикам, независимо от возраста. Тогда речь шла об осознанном отношении подростков к тем или иным четко обозначенным проявлениям угрозы со стороны окружающей среды. Тест «Несуществующее животное» помогает раскрыть пласт неосознанных страхов и неосознанной тревожности и соответствующих реакций в виде различной защиты или агрессии. Надо отметить, что агрессивность мальчиков согласно результатам тестирования намного выше, чем у девочек. У них на рисунках больше (в 2 раза) различных элементов агрессии (рога, иглы, панцирь в виде острых углов). Особую роль для воздействия на окружающих у мальчиков играет также вербальный компонент: они более болтливы, чем девочки, и вербальная агрессия отмечена у них в 2,6 раза чаще. Это проявляется и в общем облике животного, т.к. у 65,3% мальчиков оно носит угрожающий характер, в то время как у 78,5% девочек - нейтральный. В названии несуществующего животного у мальчиков преобладают рациональные (например, слонорыбогепард, козлогорб) и угрожающие (демон, людоед, органоед), а у девочек - шутливо-ироничные (бубрик, капитошка, кифарик) и рациональные (слонопотам, луномедведь).
Интересные особенности психики подростков выявляются в ответах, что ест и что хочет несуществующее животное. Здесь в полной мере проявилась их фантазия. Условно можно разделить еду и желания несуществующего животного на несколько групп, они представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Результаты опроса: " Что ест несуществующее животное", в %
№
| Наименование
| Девочки
| Мальчики
|
| Все (что хочет, что видит)
| 15,3
| 5,3
|
| Растительная пища (трава, фрукты, овощи)
| 31,9
| 17,3
|
| Животная пища (мясо, рыба)
| 3,0
| 10,7
|
| Насекомые, змеи
| 6,1
| 6,7
|
| Неживые предметы (мусор, камни, снег и др.)
| 24,4
| 14,7
|
| Энергия (мысли, свет, музыка)
| 6,1
| ¦ 2,6
|
| Живые существа (люди, живое мясо, кровь)
| 13,2
| 39,9
|
| Ничего
| -
| 2,7
|
Таблица 3. Результаты опроса: «Что хочет несуществующее животное», в %
№
| Наименование
| Девочки
| ¦Мальчики
|
| Все
| 1,0
| -
|
| Жить
| 28,5
| 21,3
|
| Измениться
| 12,4
| 4,0
|
| Покоя
| 12,2
| -
|
| Есть
| 12,2
| 25,3
|
| Уничтожать, завоевать мир
| 9,2
| 30,7
|
| Разное
| 10,2
| 2,7
|
| Умереть
| 1,0
| 5,3
|
| Всеобщее благо
| 9,2
| 1,3
|
| Не указали
| 4,1
| 9,3
|
Данные Таблиц №2 и №3 также подчеркивают у части мальчиков агрессивные настроения, которые носят угрожающий характер: у 36% их несуществующих животных есть потребность в живой пище (люди, живое мясо, кровь) и 30,7% «хотят» убивать или есть (опять же людей) или завоевать мир, землю. Кроме того, просто есть (все, что угодно) «хотят» животные у 12,2% девочек и 25,3% мальчиков. У девочек устремления более разнообразные: они хотят не только жить, но и изменяться, а также задумываются о достижении общечеловеческого блага (мира, любви, счастья, покоя на земле), хотят помогать людям. Часть из них стремится к покою (спать, чтобы никто не тревожил, чтобы не выбрасывали). У девочек понятие «жить» включает: дружить, играть, веселиться, петь, бегать и т. д., а у мальчиков также: размножаться, найти самку или женщину.
Все вышеизложенное позволяет сделать некоторые обобщения. Можно говорить о незрелости личности подростков, что проявляется в эгоцентризме и инфантилизме, а у мальчиков также в повышенной агрессивности. Развитие личности происходит на фоне резкой тревожности, защитных тенденций и страхов, которые наблюдаются у значительной части подростков. В качестве примера в таблице 4 приводятся данные для учеников 11 классов, которые вскоре окончили школу, вступили в самостоятельную жизнь.
Таблица 4. Характеристики личности учеников 11-х классов, их распростроненность в %
№
| Характеристика
| Девочки
| Мальчики
|
| Эгоцентризм
| 80,0
| 77,8
|
| Инфантилизм
| 26,7
| 22,2
|
| Страх
| 60,0
| 55,6
|
| Опасливость, недоверие
| 47,7
| 88,9
|
| Вербальная агрессия
| 26,7
| 100,0
|
| Проявления агрессивности
| 23,2
| 39,9
|
| Защитные тенденции
| 53,3
| 66,7
|
| Резкая тревожность
| 66,7
| 88,9
|
| Общая оценка животного:
Угрожающее
Угрожаемое
Нейтральное
|
13,3
7,7
80,0
|
77,8
11,2
11,2
|
Психолог И.С.Кон [3] пишет, что «жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей». Результаты тестирования, к сожалению, еще раз подтверждают наличие таких тенденций. На практике это проявляется в девиантном поведении подростков, с которым сталкиваются учителя и родители.
Данное исследование позволило выявить индивидуальные личностные особенности большой группы школьников-подростков. Оно показало, что большинство из них нуждается в психологической поддержке и определенной системной работе по преодолению лежащих на уровне подсознания тревожности и страхов, которые могут разрушительно действовать на психику и здоровье и мешать развитию гармоничной и полноценной личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мелешенкова И.П., Козлов В.В. Структура и феноменология детских страхов. //Социальная психология – 21 век./ Под ред. Козлова В.В. Т.2 МАПН, Ярославль – 1999.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., «Просвещение», 1989.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|