Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ДОСТИЖЕНИИ РЕМИССИИ У БОЛЬНЫХ С АЛКАГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Назаров О.Ю., Н.Новгород

I. Актуальность проблемы

Процессы достижения устойчивой ремиссии, всегда достаточно сложные, еще более усложняются в связи с тем, что в настоящее время социальная среда претерпевает радикальные изменения. Переход от тоталитарного к демократическому обществу делает социальную среду нестабильной. Расширение личной свободы, социальной мобильности сопровождается такими неоднозначными явлениями, как трансформация общественных ценностей, ломкой стереотипов мышления и поведения, утратой идентификации. Эту ситуацию можно рассматривать как кризисную, характеризующуюся ростом безработицы, преступности и, в том числе, ухудшением общей наркологической ситуации. Ухудшение наркологической ситуации, как части общего кризиса, и социальный характер алкогольной зависимости делают проблему достижения устойчивой ремиссии особенно актуальной в настоящее время.

II. Цели и задачи исследования

1. Проанализировать понятия ремиссии, адаптации, социализации применительно к условиям социума, претерпевающего радикальны изменения.

2. Изучить способность больных с алкогольной зависимостью к целенаправленной деятельности (ЦД), как одного из основных факторов, влияющих на процесс достижения устойчивой ремиссии.

3. Изучить социально-психологические особенности 2-х групп больных:

- с ремитирующим течением болезни

- с непрерывно-проградиентным течение болезни в плане способности больных к ЦД:

а) изучить динамичный, волевой, спонтанный аспекты ЦД,

б) влияние внешних факторов на ЦД (наследственность, возраст, характер прохождения через основные социальные институты, стаж болезни и т.д.)

в) сравнить способность больных к ЦД в наркологической и бытовой ситуациях,

г) влияние самооценки на ЦД,

д) влияние эмоциональных факторов на ЦД,

е) изучить характер внутренней картины болезни.

III. Теоретико-методологическая база

Изучаемую проблему можно рассматривать, как междисциплинарную: медицинскую, психологическую, социологическую. Психологические аспекты изучаемой проблемы рассматривались в трудах Э.Е. Бехтеля, Б.С. Братуся, Н.С. Курика, Т.А. Немчина, С.В. Цицарева, Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялова, В.С. Роттенберга, В.В. Аршавского.



IV. Методы исследования:

1. Анкетирование,

2. Тестирование (исследование уровня притязаний, уровня субъективного контроля, тест цветовых отношений Эткинда),

3. Клиническое наблюдение.

V. Практическая ценность

1. По результатам исследования определить оптимальное сочетание факторов, способствующих формированию устойчивой ремиссии и на этой основе строить прогноз.

2. Разработать варианты психологического консультирования психотерапевтического воздействия, способствующих формированию ремиссии.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ДИАГНОСТИКИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

Черво Ю.Ю., ЯГТУ

В период резкого изменения общественно-политических структур, социально-экономических отношений происходит девальвация многих морально-нравственных ценностей, выработанных предыдущими поколениями. Более всего страдают от этого самые социально незащищенные члены общества - дети и подростки.

Проводимая приватизация приводит к сокращению учреждений культуры, спорта, дополнительного образования для молодежи. Дефицит культурно-досуговой сферы компенсируется влиянием со стороны различных негативных неформальных структур, что вызывает девиантное (отклоняющееся) поведение определенной части молодежи, вплоть до создания криминогенных группировок и совершения преступлений подростками.

В 1996 году свыше 1 миллиона подростков бродяжничало, убежав из “родного” дома, так как 40% детей подвергаются насилию в семьях и столько же испытывают насилие в школах (8, с.17). Они превращаются в бомжей-беспризорников, голодают, ночуют в подвалах, на чердаках, под люками на трубах теплоцентральной сети (отсюда происходит название неформальной группы в Ярославле - “Люкс”), становясь легкой добычей для преступников, потому что большинство социально-дезадаптированных детей и подростков согласны пойти на любую крайность - заниматься проституцией, воровством, грабежами, даже убийствами, чтобы выжить такой ценой в криминогенной среде, в которую они попали. В свою очередь, мафиозные группировки, расширяя зоны своего влияния, для совершения противоправных “операций” нуждаются в новом пополнении, особенно из числа несовершеннолетних, которые до 14-летия не несут уголовной ответственности даже за тяжкие преступления. С этой целью криминогенные структуры используют изощренные средства, прежде всего приобщение детей и подростков к алкоголю и наркотикам, особенно к наиболее опасным синтетическим типа “белый Китай”, после употребления которых у человека практически с первой дозы возникает устойчивая зависимость. За подобную “красивую” жизнь, то есть уход от действительности после допинга или дозы, дети и подростки расплачиваются тем, что не могут самостоятельно вырваться из криминогенных группировок.

Нередко девушки стали выступать в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, организаторов изнасилований, убийств.

Просчеты в воспитании подростков в семье, в образовательных учреждениях приводят к аморальному, безнравственному поведению и зачастую к непоправимым последствиям. В 1999 году более 500 тысяч юных соотечественниц из России в возрасте до 25 лет занимались проституцией в западно-европейских странах на положении секс-рабынь. По данным гинекологического осмотра девочек 15 лет из восьми школ города Ярославля, проведенного в 1995 году, половой жизнью живут до 52% из них, в том числе 34% имеют воспалительные заболевания половых органов, связанные в основном с венерическими заболеваниями. В группе 17-летних число учениц, живущих половой жизнью, составило 80%. Лишь 5% мотивом вступления в половую жизнь назвали любовь; 10% считает себя жертвами насилия; мотивация остальных 85% - следование установкам своей неформальной группы.

Причем целомудрие в подростковой среде стало считаться в последнее время чем-то зазорным, в чем не признаются подростки даже в анонимной анкете. При стопроцентном положительном ответе юношей семнадцати лет на вопрос “Живете ли вы половой жизнью?” - выборочный логический контроль позволяет полагать, что 15% должны были ответить отрицательно. Изменение мотивации вступления в половую жизнь привело не только к её раннему началу, но и к беспорядочности и безответственности большинства подростков. В результате, Россия занимает одно из первых мест среди других государств по количеству абортов, в том числе подростковых.

Сильнейшее воздействие на неокрепшую психику детей и подростков оказывают средства массовой информации, прежде всего поток субкультуры, включающий рок-группы различных направлений (металлисты, панки, сатанисты и т.п.), большинство из которых пропагандируют насилие, агрессию по отношению к другим людям и окружающему миру, уход в себя с помощью алкоголя и наркотиков, а также нередко проповедуют в качестве выхода из кризисного состояния суицид; порнографическую видео и печатную продукцию США и ряда других государств, в том числе отечественные низкопробные подражания “западным” образцам.

Социальная дезадаптация юношей и девушек нередко приводит их к самоубийству. За последние 5 лет в нашем государстве смертность подростков от суицидов выросла на 60% (8,с.17).

Сегодняшнее поколение молодежи можно назвать поколением за двойными дверями с глазками, решетками на окнах с сигнализацией и т.п. в собственных домах, превращенных одновременно и в крепость, и в тюрьму (выше перечислены все атрибуты), так как человек стал бояться другого человека, потому что живет в страхе из-за отсутствия обеспечения безопасности в стране.

Социальная дезадаптация подростков, когда личность не может приспособиться к социально-политическим, экономическим отношениям в государстве, к окружающему социуму и микросоциуму - имеет как негативную сущность (о чем свидетельствует вышеизложенное), так и позитивную сущность, в том плане, что в этом процессе раскрываются те “болевые” точки в обществе, которые необходимо “лечить”, корректировать. В современных сложных и трудных для выживания условиях социальные службы, прежде всего практические психологи и социальные педагоги, нередко оказываются единственными, кто пытается спасти “осту­пившихся” перед законом и общественным мнением подростков. В связи с этим у молодых людей появляется возможность, шанс самореализации не в криминальных структурах, а в позитивных сферах деятельности, направленных на благо человека и общества, что и составляет основу социальной адаптации.

Для того, чтобы решать проблему коррекции отклоняющегося поведения подростков эффективно, необходимы совместные целенаправленные усилия и действия социальных и правоохранительных институтов, причем одним из объединяющих факторов в этом направлении является разработка и внедрение программ коррекции девиантного поведения подростков.

Типология девиантного поведения

Для проведения воспитательно-коррекционной работы чрезвычайно важными проблемами являются выявление причин и определение уровня запущенности отклонений в поведении подростка. Эти проблемы решаются с помощью психолого-педагогической диагностики.

Она включает комплекс методов и методик:

наблюдения (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий всех участников модели и др.);

беседы и интервью (индивидуальные и групповые);

опросы и анкетирование (открытые и закрытые опросники и анкеты);

социометрические исследования;

социологические исследования;

специальные психологические методики.

Из многочисленных исследований педагогов и психологов, а также согласно мнению практических работников, можно заключить, что критерии для зачисления подростков в категорию девиантных, то есть имеющих отклонения в поведении - многообразны. Это систематическая неуспеваемость и недисциплинированность, конфликтные отношения с педагогами, родителями, сверстниками и т.д.

Отклоняющееся поведение подростка проявляется во всех сферах личности - познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и деятельностно-практической.

В нашем исследовании взяты для отслеживания динамики коррекционного процесса психологические (ценностные ориентации, Я-концепция), педагогические (успеваемость и воспитанность) и социально-педагогические (социальное поведение и социальные связи) характеристики, достаточно выявляющие все три личностные сферы подростка (сознание, эмоции, поведение).

Специалисты и исследователи выделяют от 20 до 250 различных социальных качеств, умений и навыков, характеризующих норму социального поведения ( 10).

В нашей “Программе коррекции девиантного поведения подростков” использовались общепринятые критерии нормального взаимодействия с социальным окружением, объединенные нами в следующие 5 групп:

1. Умение вступить во взаимодействие, в отношения с окружающими - некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре;

2. Умение передать свою позицию партнеру - самовыражение в разговоре - умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку;

3. Умение адекватно реагировать на мнение или переживания другого человека в разговоре;

4. Умение спланировать предстоящие взаимодействия с людьми - прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию;

5. Умение построить альтернативу агрессивному поведению - каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее оптимальным способом.

Дополнительно к этим критериям в исследовании уровней девиаций подростков нами учитывались еще пять видов нарушений норм социального поведения:

вредные привычки и склонности (злоупотребление курением, алкоголем, наркотическими веществами);

посягательство на чужую собственность;

посягательство на здоровье и жизнь других людей;

посягательство на честь и достоинство человека;

половая распущенность.

Кроме этих критериев, в структуре социального поведения исследователи выделяют еще несколько важнейших компонентов: социальные сети (связи), ценностные ориентации.

Система социальных связей человека, или его социальная сеть, является одним из важнейших факторов, определяющих уровень развития социального поведения человека. Социальная сеть - это вся совокупность человеческих взаимоотношений, оказывающих длительное воздействие на жизнь индивида. В данной работе под социальной сетью мы будем подразумевать только те связи, которые устанавливаются с часто видимыми лицами - с теми, с кем подростки более близки и от кого они получают эмоциональную, физическую, экономическую и информационную поддержки.

Для выявления уровня социальных связей подростков нами использовался Калифорнийский опросник ( 10 ), в котором испытуемых просят ответить на следующие вопросы:

Кого Вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если Вам нужно будет уехать на какое-то время? (напишите имена).

С кем Вы обсуждаете свои сложности и проблемы связанные с учебой? (напишите имена).

Кто помогает Вам в ваших домашних делах в течение трех последних месяцев? (напишите имена).

С кем Вы проводите свободное время? (напишите имена).

Кого Вы считаете своим лучшим другом? (напишите имена).

С кем Вы обсуждаете свои личные проблемы? (напишите имена).

Кто оказывает Вам помощь в принятии наиболее важных жизненных решений? (напишите имена).

У кого в долг Вы можете занять значительную сумму денег и какая это сумма? (напишите имена).

С кем Вы живете в доме и кого из своих соседей Вы знаете? (напишите имена).

Есть ли у Вас интимный друг или подруга? (да или нет).

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на материальные и духовные ценности, выражающаяся в предпочтительном отношении к тем или иным из них. Ценностно-нормативные ориентации составляют основу отношения подростка с его социальным окружением, оценки личностью своего поведения. Для диагностики ценностных ориентаций в нашем исследовании была применена методика Н.Е.Щурковой (11).

В социологическом опросе подросткам предлагалось ранжировать следующие ценности их жизнедеятельности: фирменные вещи, красивая внешность, деньги, широкая эрудиция, кругозор, верные друзья, интересная профессия, здоровье, власть над другими, физическая сила, уважение окружающих, красивая одежда, любовь, любимый человек, ум, интеллект, изобразительное искусство, удачная карьера, жизнь, полная развлечений, музыка, жизнь-творчество, книги.

Для исследования Я-концепции нами применялась методика экспертной оценки, которая включала:

самооценку подростком своей удовлетворенности в области учебы, отношений с окружающими, своих способностей и защищенности (по результатам анкетирования);

оценку подростка окружающими.

На основе диагностики ценностных ориентаций, социальной сети личности нами разработана типология уровней девиантного поведения. Приведем общую характеристику уровней девиаций подростков по критериям, которые скомплектованы по сферам личности (сознание, эмоции и поведение).

I-ый - “первичный” уровень отклоняющегося поведения подростков характеризуется следующими качествами.

В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами являются - друзья, семья, здоровье, ум, профессия, любовь, творчество; отвергаются - воровство, агрессия, вредные привычки. У подростка иногда появляются текущие - неадекватные, неотвечающие его возможностям оценки успеваемости по предметам (2,3 или 4).

Социальные связи еще достаточно объемны (100 - 120 объектов), достаточное количество референтных связей (5 - 10), но появляются конфликтные ситуации, в том числе со своей официальной группой. Я-концепция –неустойчива, так как на первичном уровне девиаций система представлений о самом себе у подростка является одновременно положительной и отрицательной.

В сфере поведения случается невыполнение некоторых норм, первичные, случайные нарушения элементарных запретов: на курение, на употребление алкоголя, наркотиков; имеются отдельные нарушения дисциплины.

II-й уровень – рецидивно-некриминальный. Происходит деформация ценностных ориентаций, приоритетами становится красивая одежда, внешность, фирменные вещи. Отвергаются: послушание, дисциплина, семейные нормы. Подросток имеет итоговую неуспеваемость по 1-2 предметам. Я-концепция становится полностью отрицательной. Количество социальных связей уменьшается (70 - 100); количество референтных уменьшается (3 - 5), а конфликтных - увеличивается (3 - 5). Начинаются контакты с негативными неформальными группами.

Эпизодически не выполняется до половины критериев позитивного социального поведения, замечается пристрастие к вредным привычкам: наркомания, токсикомания, половая распущенность. Характерны повторяющиеся посягательства на честь беззащитных людей, систематическая недисциплинированность, уход от позитивных организованных форм деятельности. Отмечается систематическая недисциплинированность. У подростков рецидивно-некриминального уровня девиаций в поведении отсутствует сопротивляемость отрицательному влиянию, велика вероятность асоциального поведения: для этого достаточно лишь предложения дружков или подружек пойти на “дело”.

III-ий уровень - “асоциальный”. У подростков происходит еще большее смещение ценностей, приоритетами становятся - красивая одежда, карьера, фирменные вещи, деньги, развлечения; понятия - труд, семья, школа, как правило, отвергаются. Итоговая неуспеваемость - более, чем по одному предмету.

Образуются устойчивые обратные связи саморегуляции в асоциальной сфере, возникают фрустрации пассивного (лень) или активного (агрессия) типа.

Количество социальных связей уменьшается (25 и менее), увеличивается число конфликтных связей (15 - 30). Предпочтение отдается негативным группам, а не группам позитивного творческого содержания деятельности. Характерно аутсайдерство - потеря авторитета, непризнание группой. Самооценка личности у подростков асоциального уровня девиаций в поведении неадекватна – либо крайне завышенная, либо заниженная. Отмечается постоянное невыполнение более половины критериев норм поведения; отсутствие владения начальными навыками позитивных коммуникативных контактов с людьми; дезорганизаторские действия. Оценка уровня воспитанности у молодежи с асоциальным поведением - неудовлетворительная.

IV-ый уровень - предпреступный. Приоритетами становятся - физическая сила, внешность, деньги, развлечения; понятия дружбы, чести, любви презираются, получают извращенный смысл; труд, образование, творчество - презираются. В школе - неуспеваемость по большинству предметов. Характерна самореализация в негативной сфере (удовлетворение своего Я знаю, Я нравлюсь, Я способен, Я защищен в криминале); функционирование комплекса неполноценности (реванш).

Социальная сеть становится уродливо-бедной (5 - 25 связей, из них большинство конфликтных). Подростки предпреступного уровня девиаций в поведении имеют устойчивую принадлежность к криминальной группе и действуют в ее составе: нарушают все нормы социального поведения, осуществляют околокриминальный состав действий, который не влечет юридической ответственности, так как не предусмотрен Уголовным кодексом. Для подростков данного уровня девиаций характерно резкое неприятие общепринятых нравственных, правовых норм, в связи с этим происходит деградация моральных качеств личности.

V-ый уровень – рецидивно-криминальный. Признаются лишь гипертрофированные «ценности» делинквентной среды: неограниченная власть, агрессивная физическая сила, развлечения, деньги; презираются: физический и другой труд, любовь, искусство, интеллигентность, книги, половая мораль. Происходит полный разрыв связей с учебным процессом. Я-концепция обращена на устойчивые связи в сфере подсудного криминала, в отношениях с другими проявляется высшая степень эгоистического комплекса. Для рецидивно-криминального уровня девиаций характерно: принадлежность к криминальной группировке, постоянное невыполнение подавляющего большинства критериев позитивного социального поведения; нарушение всех морально-нравственных запретов; систематически-повторяющееся криминальное, уголовно наказуемое нарушение норм поведения, освоение криминальной субкультуры.

Выводы.

1. Для воспитательно-коррекционной работы с девиантными подростками весьма важно выявить основные характеристики отклонений и их причины.

Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический аспекты, психологический и медицинский аспекты).

Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.

В основу выделения уровней отклонений поведения подростков были положены критерии, отражающие состояние всех трех сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой.

Такими критериями являются:

в области сознания: ценностные ориентации и уровень обученности;

в эмоциональной области: Я-концепция и социальные связи подростка;

в области поведения: уровень социального поведения и уровень воспитанности.

3. На основе диагностических критериев можно выделить пять уровней отклонения поведения: I - первичный, II – рецидивно-некриминальный, III - асоциальный, IV - предпреступный и V – рецидивно-криминальный.

4. В общей картине отклоняющегося поведения распределение подростков по уровням имеет ярко выраженную закономерность: количество девиантов резко снижается от первичного уровня к делинквентному приблизительно по экспоненциальному закону. В исследованном нами массиве: I уровень - 45%, II - 27%, III - 20%, IV - 6% и V - 2%.

 

 

ГЛАВА 3.

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.