Сделай Сам Свою Работу на 5

Мунгалов В.Н., Иркутский госуниверситет

На сегодняшний день результатом экономической и политической нестабильности в нашей стране становится рост стрессовых ситуаций в жизни каждого человека. Профилактика вредных последствий стрессов представляется одним из актуальных направлений работы практического психолога с населением. Одним из факторов снижающим стрессоустойчивость является высокая тревожность.

В связи с этим целью данного исследования является выяснение возможности использования тренинга телесно-ориентированной психотерапии в коррекции тревожности.

Объектом исследования выступает тревожность как эмоциональное состояние и тревожность как черта личности.

Предметом исследования является влияние тренинга телесно-ориентированной психотерапии на динамику тревожности.

Гипотеза исследования: Тренинг телесно-ориентированной психотерапии снижает уровень высокой тревожности у его участников.

В качестве метода коррекционного воздействия нами был взят тренинг телесно-ориентированной психотерапии. Для диагностики изменений нами использовались следующие методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Собчик Л.Н., проективная методика диагностики эмоциональности (ПМДЭ) Иранковой И., метод цветовых выборов (МЦВ) Люшера, шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ), адаптация Ханин Ю.П., методика «Дом – дерево – человек» (ДДЧ) и метод опроса. При анализе данных были взяты следующие методы статистической обработки: критерий различий Манна-Уитни, критерий выраженности показателей Фишера, критерий изменения Вилкоксона, коэффициент корреляции Пирсона.

Исследование проводилось на базе факультета психологии Иркутского государственного университета. В нем приняло участие 35 студентов-первокурсников. В ходе исследования был проведен анализ динамики тревожности в двух аспектах: тревожность как черта личности и эмоциональное состояние. Ситуативная тревожность (или просто тревога), как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которое сопровождается активацией вегетативной нервной системы.



Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика личности, свойство темперамента, состоящее в склонности, предрасположенности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях.

На первом этапе, после первого предварительного тестирования были созданы экспериментальная и контрольная группы. Группы подбирались таким образом. Показатели по шкале личностной тревожности в экспериментальной группе у большинства участников должны быть завышены. В контрольной группе личностная тревожность у большинства не должна превышать 45 ед. по шкале личностной тревожности. С помощью критерия Фишера выявили, что достоверность высокой тревожности в экспериментальной группе составила 0,01 [38]. Подвергнув как экспериментальную, так и контрольную группы проверке на значимость различий по критерию Манна-Уитни[38], определили значимые различия по 2 шкалам. Это шкалы интроверсии (0,01 уровень значимости, методика ИТО) и безэмоциональных оценок (0,01 уровень значимости, методика ПМДЭ).

На втором этапе был разработан и проведен тренинг для испытуемых, вошедших в экспериментальную группу. В процессе проведения тренинга осуществлялась диагностика изменения тревожности как эмоционального состояния, с использованием шкалы реактивной тревожности и метода цветовых выборов. По итогам тренинга было проведено заключительное тестирование, в котором изучались возможные изменения исследуемых характеристик личности и тревожности. Так, в экспериментальной группе между предварительным и итоговым тестированием прошло 5 недель. Тренинг состоял из трех занятий по 2,5-3 ч. и занял вечера пятницы, субботы и утро воскресенья. В контрольной группе итоговое тестирование проводилось через 7 недель.

Всего было сделано 20 наблюдений, касающихся динамики тревожности. Нами были получены следующие результаты.

Тревожность как черта личности.

Исходя из результатов первого тестирования, достоверность различий была выявлена по шкале интроверсии (методика ИТО, 0,01 уровень значимости). Таким образом, можно предположить, что повышение показателей интроверсии обуславливается стремлением разобраться в причинах своего поведения, связанного с высокой личностной тревожностью (среднее - 45,2). В экспериментальной группе были отслежены высокие корреляции по таким личностным характеристикам: ригидность-сенситивность (0,001 уровень значимости), лидерство-агрессивность (0,01 уровень значимости). Вполне возможно, что именно эти черты личности в своей взаимосвязи обуславливают в экспериментальной группе высокую личностную тревожность.

После проведенного воздействия повторное тестирование как экспериментальной, так и контрольной группы показало некоторую динамику в распределении признака по шкалам ИТО и личностной тревожности ШРЛТ. Показатели личностной тревожности после проведенного тренинга снизились. Уровень достоверности сдвига по Т-критерию Вилкоксона [38] составил 0,01. В отличии от экспериментальной группы личностная тревожность в контрольной группе несколько повысилась. Однако данный сдвиг оказался недостоверным. Таким образом, по результатам итогового тестирования среднее значение личностной тревожности в экспериментальной группе снизилась с 45,2 до 40,7, в контрольной же повысилась с 38,6 до 40,4.

Достоверные тенденции по методике ИТО были выявлены по 2м шкалам: ригидности и сенситивности. По шкале ригидности наблюдалось достоверное снижение (0,05 уровень значимости) и повышение по шкале сенситивности (0,01 уровень значимости). Это может говорить о зависимости этих показателей и личностной тревожности. Подвергнув эти шкалы анализу на предмет корреляции в экспериментальной группе, мы получили такие результаты. Корреляция до тренинга ригидности и личностной тревожности была не значимой, после тренинга ее значимость составила 0,01. Значимость корреляции между шкалами личностной тревожности и сенситивности на 0,01 уровне. Корреляция по этим шкалам в контрольной группе в обоих случаях была не значимой. Таким образом, мы можем сказать, что в экспериментальной группе высокая корреляция сенситивности, ригидности и личностной тревожности после тренинга обусловлена самим тренинговым воздействием.

Вместе с тем нами был выявлен рост безэмоциональных оценок в ПМДЭ (достоверность ниже 0,05), что дает основание сделать предположение о неустойчивом характере данных изменений. Таким образом, скорее всего тренинг телесно-ориентированной психотерапии предлагает его участникам метод, позволяющий на основе полученного опыта переживаний в процессе дальнейшей самостоятельной работы добиваться устойчивых результатов в снижении уровня личностной тревожности.

Следует отметить, что результаты по проективной методике ДДЧ показали индивидуальную динамику. Так можно отметить изменения в сторону большей открытости, снижение трудностей в установлении социальных контактов, снижение агрессивности, напряжения и тревожности.

О положительном влиянии телесноориентированного воздействия на тревожность как эмоциональное состояние свидетельствуют достоверное снижение ситуативной тревожности (ШРЛТ 0,01 уровень значимости), сбалансированность личностных свойств (критерий по Аминову Г.А. 0,05 уровень значимости) и наличие основных цветов на первых трех местах в МЦВ по окончанию тренинга. Данные изменения сопровождались тенденциями к росту работоспособности и активности участников тренинга (критерии по Аминову Г.А.). дополнительным показателем результативности тренинга оказались самоотчеты участников, которые проводились в устной форме как по ходу проведения, так и по окончанию тренингового воздействия.

Таким образом, наше исследование показало эффективность тренинга телесно-ориентированной психотерапии в коррекции высокой тревожности.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.