Сделай Сам Свою Работу на 5
 

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕСТРУКТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР.

Воронина Е.Н., ЯрГУ

Актуальность разработки проблемы, на мой взгляд, совершенно очевидна и не требует доказательств. Динамика социальных процессов в современном обществе породила бесконечное множество неформальных субкультур различной направленности. Некоторые из них оказывают благоприятное, формирующее либо информативное воздействие на личность, большинство из них нейтральны, обыденны, но некоторые опасны и деструктивны. Деструктивность в данном случае означает негативное воздействие морального или физического плана на лиц, не принадлежащих к данной субкультуре.

Наибольшей убедительности и привлекательности деструктивные объединения нередко достигают путем философского обоснования своей миссии и цели. Большинство же из них делает акцент на утверждение исключительности членов объединения и их превосходства над другими движениями по тем или иным признакам (расовым, национальным, религиозным, интеллектуальным и др.).

В последнее время все более распространенным среди молодежных субкультур стало явление «переосмысления» и «переложения» авторских текстов некоторых ученых: в основном философов и психологов, придерживающихся крайне радикальных взглядов на саму сущность человека, смысл и цель его бытия. Безусловно, ни одна из субкультур молодежи не доносит содержания философских и психологических учений в первоначальном виде, искажая их и приспосабливая к собственному мировоззрению и мироощущению. Глубокие рассуждения авторов о проблемах одиночества, жизни и смерти, их экзистенциальная грусть становятся низкопробным объектом поклонения психологически слабых и одиноких людей, не способных адекватно воспринимать свое назначение в обществе и идентифицировать себя с разумным существом, имеющим определенные нравственные и эстетические установки. В равной степени эту тенденцию можно наблюдать и у личности в ситуации психологического кризиса.

Насколько можно было заметить, наибольшей популярностью на данный момент в среде «неформальной молодежи» пользуются такие известные личности, как :



К. Кастанеда,

Ф. Ницше,

А. Гитлер и некоторые другие.

Излюбленными темами для рассуждения все более становятся идеи «сверхчеловека», чистоты расы, преимущества загробного существования перед земным (опять же, в их вольном изложении).

Возникает вопрос: можно ли определить характерные черты личности, вовлекающейся в подобные движения и объединения? Современная психологическая наука оперирует такими понятиями, как «девиация», «деликвенция», но в некоторых случаях не вполне объективно исследует глубокие пласты психики, зачастую списывая неадекватное поведение подростка на возрастные особенности и желание самоутвердиться, массовый психоз, эффект новизны и прочие явления. Безусловно, все эти факторы играют значительную роль в формировании установок и ценностных ориентаций личности, но нельзя также исключать из поля зрения ее индивидуальные характеристики.

Взяв за основу теорию Базовых Перинатальных Матриц (БПМ) Станислава Грофа, можно с определенной достоверностью утверждать, что наиболее склонна вступать в движения деструктивной направленности личность, подверженная влиянию второй БПМ.

Определяя Базовые Перинатальные Матрицы, нужно сказать, что они представляют собой сгустки внутриутробного опыта (как физиологических, так и эмоциональных ощущений) и различаются по характеру и степени воздействия раздражителей на психику и телесный компонент. Гроф выделил 4 основные БПМ. Мы же приведем лишь характеристику второй БПМ (в отрицательном аспекте) как наиболее характерной особенности деструктивных субкультур.

Каждая из четырех БПМ имеет две полярности – позитивную и негативную. От того, каким именно образом будет происходить воздействие на плод, в значительной степени зависит его дальнейшее развитие, а также то, с каким мироощущением и миропониманием предстоит жить личности. Речь, прежде всего, идет о характере отношения человека к самому себе и, следовательно, об оценке окружающей действительности через призму своего актуального психического состояния.

Отрицательный аспект второй БПМ протекает в период от первого внутриутробного конфликта до открытия родового канала. В этот период плод испытывает сильные болевые ощущения, такие, как: ощущение сжатия, давления, вызывающие заметный физический дискомфорт. В этот момент закладываются достаточно важные для дальнейшего существования человека эмоциональные составляющие, как, например: глобальное чувство обманутости, ненужности, отверженности. Становится актуальным осознание добра и зла (безусловно, пока на физиологически – эмоциональном уровне). В плане появления образного пространства нужно отметить такое явление, как ощущение бесперспективности и негативности жизни.

Фиксация на отрицательном аспекте второй БПМ фактически является фиксацией на деструктивности во всех ее проявлениях. Жизнь для такой личности, по ее представлению, является опасной ловушкой, способной разрушить и сломать человека.

Кроме того, практика подобного рода исследований показывает, что фиксированная на второй БПМ личность – это чаще всего типичный невротик, страдающий комплексом неполноценности.

Теперь вполне очевидно, что участие в различного рода неформальных движениях профашистской или какой-либо другой радикальной направленности продиктовано потребностью в компенсации, в иллюзорном отождествлении с теми качествами, которыми человек не обладает.

Теория Базовых Перинатальных Матриц Станислава Грофа, в сущности, не противоречит общепринятым на данный момент в психологии подходам к исследованию девиаций. Однако, ее преимущество состоит в том, что существует реальная возможность в некоторой степени определить будущие личностные черты уже в процессе внутриутробного развития плода, проводя тщательное наблюдение за процессом и по - возможности, снижая вероятность его негативной направленности.

Кроме того, это дает обширные возможности в более точной диагностике психической реальности человека и построении стратегии психокоррекционной и психотерапевтической работы с ним.

Сам факт принадлежности к неформальной культуре может расцениваться как неустойчивость в личностной структуре и, следовательно, как патология. Однако более глубокий анализ должен базироваться не на изучении массовости этого явления, а на выделении тех характерных особенностей человека, которые влекут его в деструктивные организации.

РОЛЬ СТРАДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ.

Киселев Ю.Н., ЯрГУ

Страдание проносится по индивиду, будто разбушевавшаяся река, и очищает его от всего мелкого и пустого. В таких случаях болезнь становится воротами в жизнь…

Холджер Колвейт

 

Цель данной статьи состоит в привлечении внимания к теоретическому, методологическому рассмотрению роли страдания в процессе трансформации и психодуховном развитии личности, преодолении стереотипа отношения к страданию как полностью негативному феномену существования личности.

Страдание на наш взгляд несет в себе потенциальную функцию очищения и запуска реальной трансформации психодуховной сущности человека через осознание реальной экзистенциальной основы его существования и через слом прежней структуры личности. Страдание всегда присутствует в процессе психодуховной трансформации личности, ярко проявляясь в психодуховных кризисах.

Прежде всего, проясним терминологическое и методологическое пространство нашей работы, создав этим некую твердую основу наших размышлений.

Термин страдания мы рассматриваем как психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Страдание служит стимулом для разнообразных ответных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших возникновение этого ощущения.

Психодуховными кризисами мы обозначаем те, которые связаны с уровнем духовных идентификаций (конфликтами на этом уровне, с переживаниями духовного, мистического, трансперсонального порядка и затрагивающие глубинные уровни психики человека, сюда же мы относим экзистенциональные кризисы философско-смыслового порядка, связанные с такими смысловыми конфликтами, как «жизнь и смерть», «смысл и цели существования» и др.).

Причины психодуховных кризисов в том, что в процессе развития человека, его самоактуализации глубинные слои психики прорываются в сознание человека с целью интеграции их в единое целое с другими слоями сознания. С. Гроф [3,4] описывает этот процесс, как борьбу холотропного модуса сознания за равноправное существование вместе с хилотропным в сознании человека, в его психической реальности.

Для Р. Ассаджиоли [1] это также захлестывание сознания человека сверхсознательными, архетипическими и другими глубинными содержаниями психики, проявлением высшего «Я» человека.

Таким образом, психодуховный кризис выступает как проявление движения к целостности и единству всей психики человека.

Рассмотренные выше понятия связаны между собой, так как являются неразрывными феноменами одного процесса – трансформации личности, психодуховного развития.

Идея трансформации личности и психодуховного развития базируется на следующих методологических принципах: принцип целостности и генетический принцип (см. [8]).

Феномен страдания в процессе трансформации личности может манифестироваться в двух формах:

1.как направленный, сознательно применяемый метод изменения состояния сознания (психотехнологический аспект);

2.как сопутствующее психодуховным кризисам психическое состояние (катализирующий аспект).

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.