Сделай Сам Свою Работу на 5

Ковшиков Михаил, Смирнова Светлана, ЯрГУ

 

Таможенная служба на Руси возникла в XIII веке. Таможня как государственное учреждение имела наряду с пограничными и портовыми пунктами внутренние1 на границе местных рынков и городов. По мере развития Российского государства происходило развитие и таможенной службы. Особое внимание уделялось системе подготовки кадров и их социального обеспечения. Одним из декретов первого года Советской власти было создание советской таможни в мае 1918 года, управляемой Наркомфином через Департамент таможенных сборов, а в июне 1918 года переданной в ведение Наркомата торговли и промышленности. Большую роль в организации и регулировании деятельности таможенных органов сыграли Таможенные кодексы 1928 и 1964 годов.

Одной из важнейших задач становления российской государственности после развала Советского Союза является в новых условиях разработка таможенной политики, как части внешнеполитической деятельности государства, регламентирующей объем, структуру и условие экспорта и импорта товаров. Эта задача является особенно актуальной в рамках деятельности России в СНГ, развитии отношении с ЕЭС и другими государствами, а так же между субъектами Российской Федерации, что потребовало создания новой таможенной службы, подготовки кадров, их социального обеспечения и защиты.

Структурное оформление системы таможенных органов завершилось к концу 1993 года. Поскольку эффективность работы таможенной организации во многом зависит от личного состава, то выполнение задач, возложенных Правительством России на таможенные органы, требует нового качественного подъема таможенной службы, серьезного совершенствования работы с персоналом.

Особые условия профессиональной деятельности ( напряженный режим работы, высокий уровень профессиональной ответственности, наличие стрессовых ситуаций, профессиональные риски ) требуют более эффективных методов работы с персоналом ( личным составом ). Вопросы социальной защиты работников таможенной службы и изыскание эффективных форм реализации социальных гарантий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, приобретают особые значения в современных социально-экономических условиях.



Особенности проведения кадровой политики вытекают из правоохранительной сущности таможенных органов, особого служебного положения и ответственности работников, права и обязанности которых определены правовым статусом должностных лиц таможенных органов. Кадровая политика таможенных органов еще далека от совершенства. Одной из основных проблем, в настоящее время, является текучесть кадров, обусловленная несоответствием уровня персональной ответственности таможенника уровню социальной защищенности и оплаты труда. Все это заставляет обратить внимание на состояние социальной защиты работников этих служб.

О повышении внимания к социальному развитию и социальной работе в таможенных органах свидетельствует разработанная и принятая решением Государственного Таможенного Комитета России Концепция и Программа социального развития таможенной службы на 1996-1997 г.г. и перспективу до 2000 года, направленные на реализацию социальной гарантии. Однако, организация деятельности на этом направлении недостаточна для реализации поставленных задач и требует закрепление всего блока социальных вопросов за одной специализированной службой - вновь созданными подразделениями по социальному развитию.

Таможенная деятельность предъявляет ряд специфических требований к личности, уровню физического и психического здоровья современного таможенника. Поэтому даже при очень высоких требованиях к личности и здоровью кандидатов на службу интенсивность труда позволяет отнести сотрудников таможенной службы в группу особого социального риска. Таким образом, личный состав таможенных органов является объектом социальной работы.

Если исходить из определения социальной работы как профессиональной деятельности по оказанию различных видов помощи отдельным индивидам, группам людей в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию, а также деятельности по созданию необходимых для этого условий, то социальный работник - необходимый специалист и в таможенной среде. Именно в этой стремительно развивающейся сфере общественной деятельности уже отмечается множество социальных проблем, решение которых под силу лишь профессионально подготовленным специалистам. Эти социальные проблемы, требующие повседневного решения, лежат в области отношений между людьми, между человеком и его микро- и макроокружением, в сфере внутри личностных конфликтов, в сфере социальных или асоциальных действий индивидов, в области их личной психофизической безопасности, в сфере социальной защиты и

поддержки индивида. Это и есть проблемное поле практической социальной работы в таможенных службах.

В основе политики социального развития таможенных органов России лежит принцип компенсации на установленные законом ограничения способов обеспечения должностными лицами достатка и благосостояния для себя и своих семей, ветеранов таможенной службы и пенсионеров.

Общей целью социального развития таможенной службы России является реализация конституционного положения, согласно которому «Российская Федерация - государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»2.

Среди целей социального развития таможенной службы специфическими являются:

· создание материальных, финансовых, кадровых, организационных условий для реализации установленных законом гарантий, включающих «повышенные условия оплаты труда, уровень материально-бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов РФ в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих должностных обязанностей»3;

· формирование социальной среды в зоне действия ГТК России по высоким жизненным стандартам в интересах семей работников таможенной системы и местного населения, ветеранов таможенных органов и пенсионеров, вышедших на пенсию из таможенных органов4.

 

Приоритетные направления социального развития таможенной службы России включают в себя следующие меры по их реализации:

· создание единой ведомственной системы медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения и организованного отдыха должностных лиц, ветеранов и пенсионеров таможенных органов и членов их семей, в т. ч. расширение и совершенствование сети ведомственного питания для сохранения здоровья сотрудников таможенных органов;

· создание ведомственной системы физической подготовки личного состава таможенных органов, активизация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

· разработка программ, проведение мероприятий, оказание различных видов социальной помощи семьям, женщинам-сотрудницам и несовершеннолетним детям сотрудников таможенных органов, в том числе формирование учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, а также отдельным членам семьи в различных кризисных ситуациях;

· разработка нормативной базы для совершенствования социального обеспечения лиц, проходивших службу в таможенных органах и членов их семей ( пенсионное обеспечение );

· организация системы служб социального развития таможенных органов и кадровое обеспечение социальной работы.

 

Для реализации вышеизложенных мероприятий необходимо их строгое разграничение по срочности - первоочередные, среднесрочные и долгосрочные. Многообразие и комплексный характер задач социального развития таможенной службы России требует создание в центре и на местах специализированных управленческих структур - по обеспечению социального развития таможенных органов, имеющих высокую степень функциональной самостоятельности и финансовые средства для осуществления своих задач. Первоочередной задачей этих структур должно стать составление социального паспорта таможенной службы России с определением социальной обеспеченности работающих в таможенной системе РФ с дифференциацией по виду и месту деятельности не основе расчета гарантированного социального минимума. Для установления объективной картины социальных потребностей кадров таможенной системы ГТК России и членов их семей целесообразным является проведение социального мониторинга и социальной экспертизы.

Основной задачей мероприятий среднесрочной перспективы является формирование социальных комплексов в местах деятельности таможенных органов и проживание семей сотрудников таможенных органов в соответствии с высокими жизненными стандартами. «Социальный комплекс - это пространство жизнедеятельности сотрудников таможенных органов и членов их семей, организованное и насыщенное социальными объектами и услугами в соответствии с программами социально-экономического развития и исходя из местных особенностей и условий»5. В основу формирования структуры социального комплекса может быть заложен социальный паспорт, как система показателей и индикаторов6. Трудности перехода к формированию социальных комплексов заключаются в преодолении ведомственных преград, существующих в социальной сфере (разделение систем здравоохранения, образования, физического воспитания, социального обеспечения и обслуживания, а также существование так называемого «двойного подчинения» в этих системах ).

В настоящее же время социальные вопросы номинально закреплены за управлением кадров и учебных заведений. Структура и средства вновь создаваемых подразделений по социальному развитию на федеральном уровне должны позволять вести полномасштабные исследования социального развития таможенной службы России на основе анализа реальной обстановки, социального проектирования и прогнозирования, а также формировать предложения по социальному заказу на работы по социальному развитию таможенной системы ГТК России, организовывать работу на местах, методическую помощь и контроль по всему комплексу утвержденных мероприятий. На территориальном уровне подразделения по социальному развитию сориентированы на максимально эффективное использование предоставленных государством возможностей для удовлетворения материальных и социальных потребностей сотрудников таможенных органов как важного фактора мотивации к эффективной служебной деятельности. Подобные задачи возможно решить лишь профессионально подготовленным в этой области специалистам - социальным работникам.

Итак, перспективы социальной работы в таможенных службах масштабны и разнообразны в своем проявлении и далеко не исчерпывают вышеприведенных направлений. Но на сегодня наиболее важными для реализации являются:

· социально-правовая работа, включающая организацию мер по осуществлению социальных гарантий и социальной защите сотрудников и членов их семей;

· социально-превентивная деятельность по снижению факторов риска для физического и психического здоровья сотрудников;

· социально-профилактическая деятельность по восстановлению и улучшению здоровья сотрудников таможенных органов РФ.

 

Использованная литература

1. Отмена внутренних таможен произошла в 1754 году.

2. Конституция ( Основной закон ) Российской Федерации. П. 1. Ст. 7.

3. Таможенный Кодекс Российской Федерации. Ст. 428. М. 1996.

4. Концепция социального развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и перспективу до 2000 года. М. 1996.

5. Программа социального развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и перспективу до 2000 года. М. 1996.

6. Более подробно см.: Ковшиков М. Ф., Соловьева Н. А. Социальная политика и социальный паспорт в контексте социальных технологий / Методологические и технологические основы современной социальной работы в России. Ярославль. 1997.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.